Административное дело в упрощенном порядке

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Административное дело в упрощенном порядке", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административное дело в упрощенном порядке

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 291 КАС РФ. Возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

    Статья 291 КАС РФ. Возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства

    1. Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

    1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

    2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

    3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

    4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    2. Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела, предусмотренные главами 24, 28 — 31.1 настоящего Кодекса.

    Комментарии к статье 291 КАС РФ, судебная практика применения:

    См. все разъяснения о рассмотрении судами административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства в пунктах 69-77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ». В п.п. 69-70 Постановления, в частности, указано следующее.

    Случаи рассмотрения судом дела в порядке упрощенного производства

    Административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

    всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

    ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей;

    в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц;

    при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

    В случае наличия любого из указанных оснований суд на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства по административному делу вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

    Особенности рассмотрения некоторых дел в порядке упрощенного произвобства

    При решении вопроса о возможности рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства суду необходимо учитывать предусмотренные Кодексом особенности рассмотрения конкретных категорий административных дел.

    Так, административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, а также о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку данные споры связаны с ограничением прав и свобод гражданина, в связи с чем при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя.

    По правилам упрощенного (письменного) производства также не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса (например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя).

    Кроме того, в силу прямого указания части 6 статьи 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

    Упрощенное производство по административным делам

    Упрощенное производство по административным делам позволяет рассмотреть некоторые категории административных исков за короткое время. Упрощенное производство означает проведение судебного разбирательства по административному делу без судебного заседания в устной форме. Судья оценивает только письменные и вещественные доказательства, которые представляют административный истец и административный ответчик.

    В рамках упрощенного производства исследуется поступившее в суд административное исковое заявление, отзыв на него административного ответчика, письменные объяснения и возражения. Если в деле обязательно участвует прокурор, то его заключение приобщается и исследуется наравне с другими доказательствами.

    Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства позволяет значительно сэкономить время разрешения дел административного судопроизводства, а, значит, и устранить нарушение прав административного истца.

    Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

    Решение суда должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к указанному акту. Оно не оглашается лицам, так как упрощенное производство – это письменный порядок судебного разбирательства, а направляется не позднее следующего после его вынесения дня сторонам.

    В решении суда по административному делу (в случае удовлетворения требований административного истца) должны быть изложены конкретные действия административного ответчика, которые он должен предпринять: отменить нормативный правовой акт, отменить решение и т.п. Может содержаться указание на порядок и предельные сроки исполнения решения.

    Вступает в силу решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, в более короткие сроки (по сравнению с общим порядком) – через 15 дней, поэтому сокращен и срок апелляционного обжалования: также 15 дней с даты получения решения. Апелляционная жалоба подается по общим правилам.

    Читайте так же:  Срок назначения дела об административном правонарушении

    Если у сторон возникают вопросы не по поводу законности вынесенного решения, а связанные с исполнением его, внесением исправлений (описок, арифметических ошибок), не разрешению одного из поставленных административным истцом требований (например, о возмещении судебных расходов), в суд можно подать либо соответствующее заявление, либо требование о вынесении дополнительного решения.

    Административное дело в упрощенном порядке

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 292 КАС РФ. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

    Статья 292 КАС РФ. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

    1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

    2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

    3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

    4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

    5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

    5.1. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

    6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

    7. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:


    1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;

    2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

    3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

    Упрощенное производство по административным делам – основания

    Кодекс административного судопроизводства не называет перечень дел, по которым может применяться упрощенное производство. Поэтому, применяется он по любому делу при наличии одного из следующих условий:

    • в суд поступили ходатайства от всех участвующих в деле лиц о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Это возможно, если участие лица не признано обязательным – например, при рассмотрении административного иска об оспаривании решения органа власти суд может признать в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязательной явку представителя органа власти;
    • в суд поступило ходатайство административного истца с просьбой рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает;
    • цена административного иска по обязательным платежам и санкциям определена в размере не более 25 000 руб.;
    • в других случаях, предусмотренных КАС РФ.

    Порядок и особенности упрощенного производства по административным делам

    Административный истец после подготовки и подачи административного иска получает копию определения суда о принятии его к производству, подготовке административного дела и назначении к судебному разбирательству. В указанном определении судья указывает на возможность применения упрощенного порядка про делу и устанавливает срок – 10 дней – для направления в суд возражений. Если они от административного ответчика не поступили, судом выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Административный иск подлежит рассмотрению в таком случае в течение еще 10 дней с даты вынесения определения.

    Читайте так же:  Привлечение к ответственности за нарушение тишины

    Однако КАС РФ закрепил правило: если административный ответчик все-таки направил возражения о применении такого порядка за пределами установленного 10-дневного срока, и решение по данному делу судьей еще не вынесено, судом выноситься определение о рассмотрении дела по общим правилам, т.е. в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

    Комментарии к статье 292 КАС РФ, судебная практика применения:

    См. все разъяснения о рассмотрении судами административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства в пунктах 69-77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ». В п.п. 70-75 Постановления, в частности, указано следующее.

    Особенности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства

    При решении вопроса о возможности рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства суду необходимо учитывать предусмотренные Кодексом особенности рассмотрения конкретных категорий административных дел.

    Так, административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, а также о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку данные споры связаны с ограничением прав и свобод гражданина, в связи с чем при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя.

    По правилам упрощенного (письменного) производства также не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса (например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя).

    Кроме того, в силу прямого указания части 6 статьи 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

    Определение суда о возможности применения правил упрощенного производства по делу. Возражения

    Если при принятии административного искового заявления к производству или на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции судья приходит к выводу о том, что административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, он выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение (например, определение о подготовке административного дела к судебному разбирательству), которое должно содержать:

    сведения об основаниях, дающих возможность применения правил упрощенного (письменного) производства по рассматриваемому административному делу;

    разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс) представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения (часть 2 статьи 14, статья 292 КАС РФ).

    В случаях, указанных в части 5 статьи 216, пункте 2 статьи 291 КАС РФ, возражения административного ответчика относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства являются препятствием для его рассмотрения в таком порядке.

    Изложенные положения о содержании определения суда не распространяются на случаи перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле (часть 7 статьи 150 КАС РФ), с учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, заключения, представления в судебное заседание письменных доказательств. В иных случаях переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суде первой инстанции осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) объяснений (возражений) по существу спора, заключения прокурора в письменной форме, письменных доказательств по административному делу (часть 4 статьи 292 КАС РФ).

    Срок рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства

    Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 6 статьи 292 КАС РФ). Судебное решение по административному делу может быть принято судом в любой из дней в пределах данного срока.

    Заключение прокурора

    Заключение прокурора, участие которого в рассмотрении административного дела является обязательным, представляется суду в письменной форме (часть 1 статьи 292 КАС РФ).

    Дело в порядке упрощенного производства рассматриваются без судебных заседаний

    Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается (статьи 152, 174, часть 1 статьи 292 КАС РФ).

    Изменение истцом основания или предмета иска при упрощенном производстве

    Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства и сокращенный срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований, в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований суд вправе вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства либо вновь установить десятидневный срок для направления в суд доказательств в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс (части 1, 2 статьи 292 КАС РФ).

    После истечения данного срока суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по уточненным требованиям. Решение по такому делу принимается судом в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения указанного определения (часть 6 статьи 292 КАС РФ).

    Читайте так же:  Постановление об отказе привлечения к административной ответственности

    Порядок упрощённого производства при рассмотрении дел в арбитражном процессе

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как получить правильное представление о порядке применения процедуры упрощённого производства при рассмотрении дел в арбитражном процессе

    ПОРЯДОК УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

    Юридическая природа упрощенного производства

    Согласно Федеральному закону №86-ФЗ от 25.06.2012 г. «О внесении изменений в Арбитражно-процессуальный кодекс РФ в связи с усовершенствованием процедуры упрощенного производства» (вступил в действие 24.09.2012 г.) внесены значительные изменения в раздел 29 Арбитражно-процессуального кодекса РФ (в дальнейшем – АПК РФ), который регулирует проблемы рассмотрения дел в упрощенном порядке.

    До принятия вышеуказанного закона №86-ФЗ от 25.06.2012 г. при помощи упрощенной процедуры рассматривались только:

    -иски о взыскании задолженностей для договоров энергоснабжения, а также задолженностей по уплате аренды и прочих расходов, которые связаны с использованием недвижимого имущества для ведения хозяйственной деятельности;

    -иски по договорам, которые признаны, но не исполнены ответчиками;

    -иски к юридическим лицам в размере менее 20 тыс. руб., к индивидуальным предпринимателям в размере менее 2 тыс. руб.

    Федеральным законом №86-ФЗ от 25.06.2012 г. значительно расширен перечень дел, которые подлежат рассмотрению при помощи процедуры упрощенного производства, а также наиболее полно регламентирована процедура рассмотрения подобных дел. Согласно указанного закона при использовании упрощенного производства могут рассматриваться иски:

    -о спорах по взысканию денежных средств в размере менее 300 тыс. руб. для юридических лиц и в размере менее 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей;

    -о несогласии с ненормативными правовыми актами, решениями органов, которые осуществляют публичные полномочия, а также должностных лиц при денежных требованиях менее 100 тыс. руб.;

    -о наложении административных взысканий и несогласии с постановлениями об административных правонарушениях при сумме административных штрафов менее 100 тыс. руб.

    -о выплате обязательных платежей и штрафных санкций в размере менее 100 тыс. руб.

    Нельзя рассматривать при помощи процедуры упрощенного производства:

    -дела о корпоративных спорах;

    -дела по защите законных интересов и прав групп лиц;

    -дела, которые связаны с государственной тайной;

    -дела, когда следует выполнить осмотры доказательств, проводить экспертизы, вызывать свидетелей;

    -дела при спорах, которые затрагивают или могут затронуть права третьих лиц в результате вынесения судебных решений;

    -дела, при рассмотрении которых при помощи процедуры упрощенного производства снижается эффективность рассмотрения.

    Нюансы рассмотрения дел при помощи процедуры упрощенного производства

    Упрощенная процедура производства может быть применена в случаях, когда участники процесса были соответствующим образом извещены о ней, и кроме того, имели возможности познакомиться с сутью дел и предоставить собственные возражения.

    При рассмотрениях дел при помощи упрощенного производства используют общие правила по извещению лиц, которые участвуют в делах. Но так как судебные заседания согласно положениям части 5 статьи 228 АПК РФ не проводят, арбитражные суды не извещают принимающих участие в деле лиц о месте и времени выполнения отдельных процессуальных действий.

    Лица, которые участвуют в делах, рассматриваемых при помощи процедуры в упрощенного производства, считаются извещенными соответствующим образом к моменту вынесения решений, если у судов имеется информация о том, что адресатами получены копии определений о принятии исковых заявлений к производству и рассмотрении дел при помощи процедуры упрощенного производства, направленные ими в определённом АПК РФ порядке, или прочими доказательствами того, что лица, которые принимают участие в делах, получили сведения о начавшихся судебных процессах.

    В случаях, если указанные сведения ко дню вынесения решений не поступили или свидетельствуют об отсутствии возможности у лиц познакомиться с материалами дел и предоставить собственные доказательства и возражения для обоснования своих позиций, суды должны вынести определения о рассмотрении дел порядке общего производства.

    Установлены следующие сроки предоставления сторонами в суды и друг для друга доказательств и документации:

    -более 15 рабочих дней и — для предоставления ответчиками отзывов на исковые заявления и предоставления всеми сторонами доказательств, на которые они ссылаются в качестве оснований для собственных возражений и требований;

    -более 30 рабочих дней — для предоставления дополнительной документации, в которой содержатся объяснения существа выдвинутых возражений и требований для обоснования своих позиций, но не содержащей ссылки на доказательства, не раскрытые в установленные судами сроки.

    Данные сроки устанавливают суды при помощи указания или точных календарных дат, или временных периодов, исчисляемых с момента вынесения определений о принятии исковых заявлений к производству или определений о переходе к рассмотрению дел при помощи порядка упрощенного производства.

    При установлении продолжительности данных сроков необходимо учесть время доставки корреспонденции по почте и общую продолжительность рассмотрения дел при помощи упрощенного производства. Временной промежуток между днями, когда проходят первый и второй сроки, должен быть более 15 рабочих дней.

    Суды имеют право в случае необходимости установить дополнительные сроки для предоставления подлинной документации по требованиям судов и истребования доказательной базы в пределах 2-х месяцев.

    В случаях, если отзывы на исковые заявления, доказательная база и прочие документы получены судами по истечении установленных сроков, то подобная документация не рассматривается. Её возвращают лицам, которыми она была подана. Исключение предоставляется для случаев, когда эти лица смогли обосновать отсутствие возможности предоставления указанной документации в установленные судами сроки по причинам, которые не зависят от них.

    Направление документации в арбитражные суды при помощи почты без учета времени на доставку корреспонденции не является оправданием несвоевременного предоставления документации. Подобные действия относят к обстоятельствам, которые зависят от сторон.

    В случаях, если невозможность признана в судах объективной, к примеру, необходимость предоставления доказательств возникла после ознакомления с доказательствами, предоставленными другими сторонами на исходе сроков предоставления доказательной базы, то подобные сведения или документы рассматриваются арбитражными судами, если они получены до даты принятия решений по делам.

    Читайте так же:  В какой срок уплатить административный штраф

    В случаях, если суды получают документацию, которая подтверждает выполнение заявленных требований в полных объемах или в частях, пусть даже за пределами назначенных сроков и даже без обоснований отсутствия возможности их предоставления в установленные сроки, но до принятия решений по делам, то данная документация учитывается судами при вынесении решений по рассматриваемым делам.

    В случаях, если подобная документация поступает в суды после вынесения решений по делам, то её предоставление считается основанием для прекращения исполнительных производств. Если документация поступает в суды до выдачи исполнительных листов, то суды отказывают в их выдаче.

    В случаях, если стороны сообщили судам о намерениях урегулировать возникшие споры при помощи мировых соглашений, то каждая сторона до истечения сроков рассмотрения дел при помощи упрощенного производства обязана направить в суды подписанные проекты мировых соглашений.

    При подобных обстоятельствах суды, не начиная рассмотрения дел, назначают судебные заседания для разрешения вопросов об утверждении мировых соглашений, которые должны быть решены в сроки, не превышающие 1-го месяца с момента поступления в суды заявлений об их утверждении.

    В случаях, если суды не утвердят мировые соглашения в этих судебных заседаниях, то выносятся определения о рассмотрении дел в соответствии с общими правилами искового производства либо правилами административного судебного производства.

    Решения по делам, рассматриваемым при помощи процедуры упрощенного производства

    Решения по делам, которые рассматриваются при помощи процедуры упрощенного производства, принимаются в соответствии с доказательствами, предоставленными на протяжении установленных арбитражными судами сроков. При обосновании отсутствия возможности по их предоставлению в подобные сроки по причинам, не зависящим от сторон, суды принимают решения также за пределами данных сроков.

    Протоколирование с применением звукозаписывающих средств не применяется, протоколы в письменном виде не составляются, не используются правила об отложении судебных разбирательств.


    Судебные заседания по делам, которые рассматриваются при помощи процедуры упрощенного производства, не производятся, правила об объявлении решений не используются, а датой вынесения решений в полном объеме считается дата принятия решений согласно части 2 статьи 176 АПК РФ.

    Решения по делам, которые рассматриваются при помощи процедуры упрощенного производства, принимаются арбитражными судами после истечения сроков, которые ими установлены для предоставления в суды доказательной базы и прочей документации согласно части 5 статьи 228 АПК РФ.

    Решения по делам, которые рассмотрены при помощи процедуры упрощенного производства, не позже следующего за их принятием дня, должны быть размещены в сети Интернет.

    Исполнительные листы на основании судебных решений по делам, рассмотренным при помощи процедуры упрощенного производства, выдаются по заявлениям взыскателей.

    Решения по административным делам, которые рассмотрены при помощи процедуры упрощенного производства, с назначенным наказанием в форме административных штрафов, направляют для выполнения после того, как истёк 30-дневный срок с момента вступления соответствующих судебных актов в законную силу.

    Определения арбитражных судов первой инстанции об оставлении исковых заявлений без рассмотрения и определения о прекращении производств, которые вынесены по делам, рассмотренным при помощи процедуры упрощенного производства, подлежат обжалованию в соответствии с правилами, приведёнными в АПК РФ для обжалований решений арбитражных судов по делам, которые рассмотрены при помощи процедуры упрощенного производства согласно части 3 статьи 229 АПК РФ.

    Обжалование решений по делам, которые рассматриваются при помощи процедуры упрощенного производства, в порядке апелляции

    Решения по делам, которые рассматриваются при помощи процедуры упрощенного производства, подлежат немедленному выполнению. Указанные решения вступают в законную силу по прошествии 10 дней с момента их вынесения, если не поданы апелляционные жалобы.

    В случаях подачи апелляционных жалоб решения, если они не отменены или не изменены, вступают в законную силу с момента вынесения постановлений арбитражными судами апелляционных инстанций.

    Решения по результатам рассмотрений дел при помощи процедуры упрощенного производства могут быть обжалованы в арбитражные суды апелляционных инстанций в сроки, которые не превышают 10 дней с момента их принятия.

    Данные решения, если они были предметом рассмотрения в арбитражных судах апелляционных инстанций или если арбитражные суды апелляционных инстанций отказали в восстановлении пропущенных сроков подачи апелляционных жалоб, и постановления арбитражных судов апелляционных инстанций, принятых по данным делам, могут быть обжалованы в арбитражные суды кассационных инстанций только на основаниях, которые предусмотрены в части 4 статьи 288 АПК РФ.

    Порядок рассмотрения апелляционных жалоб на решения по делам, которые рассмотрены при помощи процедуры упрощенного производства

    Апелляционные жалобы на решения арбитражных судов по делам, которые рассмотрены при помощи процедуры упрощенного производства, рассматриваются судами в соответствии с общими правилами рассмотрения дел арбитражными судами первой инстанции.

    Юридические нюансы рассмотрения апелляционных жалоб предусматриваются в главе 34 АПК РФ:

    -апелляционные жалобы рассматриваются в судебных заседаниях судьями единолично в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ;

    -место и время проведения судебных заседаний указывают в определениях о принятии апелляционных жалоб к производству;

    -копии определений направляют сторонам, которые участвуют в делах;

    -в ходе судебных заседаний ведутся протоколы.

    В случаях, если в апелляционных жалобах приводятся доводы в пользу того, что дела, рассмотренные при помощи процедуры упрощенного производства, подлежали рассмотрению в соответствии с общими правилами исковых производств или правилами административного судебного производства, которые признаются судами как обоснованные, суды переходят к рассмотрению дел по правилам, изложенным в АПК РФ для рассмотрения дел в судах первой инстанции.

    Упрощенная процедура в арбитражном производстве имеет следующие достоинства для сторон процесса:

    -увеличение степени доступности правосудия;

    -сокращение судебных расходов;

    -сокращение сроков рассмотрения дел;

    -ускорение получения судебной защиты;

    -снижение возможностей для затягивания судебных процессов.

    Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

    О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

    студент Института права Башкирского государственного университета

    ассистент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ (далее – КАС РФ) вступил в силу 15 сентября 2015 года. [2] Данный документ вводит новый порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, то есть обжалование нормативных актов, действий или бездействий госорганов, их должностных лиц. Соответственно аналогичные положения Гражданского процессуального кодекса, а именно подраздел III раздел II, утратили силу. То же самое произошло и с главой о присуждении компенсаций за длительное судебное разбирательство (гл. 22.1 ГПК РФ). [1] Главной целью, поставленной при разработке КАС РФ, являлось установление, обеспечение равенства в административном процессе между государственными органами и гражданами.

    Читайте так же:  Приставы возбудили административное дело

    Одной из новелл КАС РФ является возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства – без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале заседания. Такое положение установлено разделом 5 КАС РФ. Оно напрямую направленно на улучшение положения граждан в процессе, ведь в упрощенном производстве происходит более быстрое рассмотрение дела, при этом сторонам нет необходимости присутствовать на самом разбирательстве. Такой же позиции придерживается адвокат А.С. Сизов: письменное производство он относит к нормам, «упрощающим» жизнь участникам административного процесса, так как, во-первых, существует возможность рассмотрения в порядке упрощенного производства (без проведения устного разбирательства) дел практически любых категорий, за исключением случаев обязательного участия сторон в деле, а во-вторых, упрощенное производство способствует сокращению сроков разрешения споров, как в суде первой инстанции, так и в апелляции. [3]

    Рассмотрение административного дела в порядке упрощенного производства возможно при наличии обстоятельств, указанных в статье 291 КАС РФ.

    В упрощенном производстве рассмотрение дела происходит без производства устного разбирательства, то есть исследуются письменные доказательства такие как документы, предоставленные сторонами, отзыв или возражение по существу заявленного требования, если предусмотрено участие прокурора в судебном процессе – заключение прокурора.

    Особенность рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства заключается также и в том, что судебного заседания по делам не назначается, аудиопротоколирование не осуществляется, не применяются правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения. [4]

    Сегодня большое количество административных исков пенсионного фонда и налогового органа о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям с физических лиц, прекративших предпринимательскую деятельность, общая сумма задолженности которых не превышает двадцати тысяч рублей, находятся на рассмотрении судов общей юрисдикции, в таких случаях административные истцы обычно просят рассмотреть данные дела упрощенном порядке, ссылаясь на ч.3 ст. 291 КАС РФ.

    При изучении иска, сначала кажется весьма удобным рассмотрение таких административных дел в упрощенном порядке. Однако необходимо учесть, что любое процессуальное производство основано на применении норм материального права, а в данной категории дел при рассмотрении их в упрощенном порядке можно нарушать права и законные интересы, как административного истца, так и административного ответчика.

    Часто на практике возникает такая ситуация, когда пенсионный фонд подает административный иск к физическим лицам, которые раньше имели статус индивидуального предпринимателя о взыскании пеней и штрафов за несвоевременную уплату обязательных платежей по их деятельности в качестве предпринимателей.

    При изучении такого рода исков, суды, зачастую, сталкиваются с проблемой определения порядка рассмотрения таких дел, потому что нормы материального права, применяемые по данным искам, определяют ряд действий, необходимых для выполнения административными истцами для выявления нарушений и начисления пеней и штрафов. Так, по вышеуказанной категории дел, при разрешении вопроса о взыскании пеней и штрафов по задолженностям обязательных платежей физических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности, суды должны проверить правомерность действий участников административного процесса по Федеральному закону от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 21.12.2013 г. N 358-ФЗ (вступил в силу с 03.01.2014 г.), в соответствии с которым административный истец должен выполнить ряд действий, для выявления допущенных административным ответчиком нарушений (камеральная проверка).

    Таким образом, если отсутствует документ, подтверждающий проведение проверки, взыскание с конкретного физического лица образовавшейся задолженности не представляется возможным, следовательно, суд не может принять решение в упрощенном порядке, не выяснив все обстоятельства по делу.

    В связи с чем, суды общей юрисдикции не могут руководствоваться ч.3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ приняв административный иск к производству и рассмотреть его в упрощённом порядке без выяснения некоторых обстоятельств, имеющих значение для дела.

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что по таким административным искам применение упрощенного порядка административного судопроизводства возможно только в случаях, когда присутствует письменное согласие административного ответчика о применении такого порядка, так как это возможно в соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ.

    При наличии такого согласия, суд может рассмотреть административное дело в упрощенном порядке, а в случае, если такое согласие не было получено, мы полагаем, что, несмотря на закрепленную в законе возможность рассмотрения такого иска в упрощенном порядке, судам следует принимать иски в общем порядке.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, можно сделать вывод, что в России тенденция развития ускоренных форм судебных производств по административным делам («сокращенного суда»), направленная на сокращение сроков рассмотрения дел и повышение эффективности судебной защиты по административным делам нашла свое отражение в институте упрощенного (письменного) производства. Между тем нормы, закрепленные в главе 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, нуждаются в совершенствовании в целях обеспечения эффективной реализации процессуальных гарантий участников административного судопроизводства, соблюдения принципов законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел.

    Источники

    Административное дело в упрощенном порядке
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here