Административное наказание военных

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Административное наказание военных", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административное наказание военных

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 2.5 КоАП РФ. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 2.5 КоАП РФ. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

    1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

    2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарии к статье 2.5 КоАП РФ, судебная практика применения

    В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

    Военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях

    При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, следует учитывать, что они в силу положений части 2 статьи 2.5 КоАП РФ несут административную ответственность на общих основаниях. В связи с тем, что дела обо всех правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ и совершенных указанными выше лицами, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (абзац первый части 3 статьи 23.1 КоАП РФ), в случае поступления таких дел мировым судьям или судьям районных судов они подлежат передаче на рассмотрение по подведомственности (пункт 5 части 1 статьи 29.4, пункт 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).

    В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержатся следующие разъяснения:

    Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, за правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, не назначается наказание в виде штрафа, ареста и обязательных работ

    За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

    При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний, а также судья не вправе заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи Кодекса.

    Поскольку в таких случаях у судьи нет оснований для вынесения постановления о назначении административного наказания, по смыслу части 2 статьи 24.5 и пункта 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, а материалы дела — передаче командиру (начальнику) воинской части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В случае привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным статьей 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Статья 2.5 КоАП РФ. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания (действующая редакция)

    1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

    Читайте так же:  Виды административных наказаний административное выдворение

    2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Разновидности

    Лицам, которые обеспечивают защиту своей страны и её безопасность, присваивается статус военнослужащего. Приобретается он с началом призыва и аннулируется вместе с увольнением из рядов Вооружённых сил. Такое положение обозначено ФЗ№141 и касается всех граждан, в том числе и иностранных.

    К лицам, наделённым армейским статусом, согласно ФЗ№76 «О статусе военнослужащих», приравниваются следующие особы:

    • служащие по контракту;
    • бойцы-срочники;
    • лица, призванные на военные сборы;
    • курсанты военных училищ и другие.

    В случае если человек, причисленный к когорте армейцев, пренебрег своим функциональным долгом, а также допустил правонарушение (намеренно или случайно), он будет нести юридическую провинность за содеянное.

    Что такое юридическая ответственность военнослужащих? Это применение мероприятий государственного принуждения к лицу, признанному нарушителем за совершение какого-либо противоправного действия.

    Существуют следующие виды юридической ответственности военнослужащих, к которым могут быть привлечены военные в случае совершения противоправного деяния:

    • Дисциплинарной.
    • Административной.
    • Материальной.
    • Гражданско-правовой.
    • Уголовной.

    Применение определённого критерия зависит от характера деяния, также на степень провинности влияет тяжесть совершённого проступка. Законом также предусмотрено право доказать гражданином неповинность в случившемся.

    АРМИЯ РОССИИ

    СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

    Ответственность за административные правонарушения военнослужащих

    Административная ответственность военнослужащих немного отличается от ответственности обычных граждан, например, на них не могут распространяться взыскания в виде штрафа (на лиц, по призыву проходящих службу), исправительных работ, административного ареста и лишения прав на вождение автомобиля.

    Военные привлекаются к ответственности согласно Дисциплинарному уставу ВС РФ. На общих основаниях их могут привлечь к ответственности за такие проступки, как:

    1. Нарушение правил по прохождению пограничного контроля границы государства;
    2. Нарушение таможенных требований;
    3. Нарушение ПДД;
    4. Контрабанда;
    5. Нарушение законодательства о выборах и референдумах;
    6. Нарушение требований пожарной безопасности в местах, где лицо не ведет военную службу;
    7. Финансовые нарушения, а также нарушения в области сборов и налогов;
    8. Невыполнение предписаний следователя, прокурора и других лиц, проводящих расследование по административному нарушению.

    Как правило, при вынесении решения по такого рода делам, уполномоченные органы ставят в известность командира или начальника военнослужащего.

    В случае, если военнослужащий совершил правонарушение, которое карается на основании Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, все материалы по делу передаются командованию части, где проходит службу гражданин, для привлечения его к ответственности согласно воинскому уставу.

    Виды административных наказаний для военнослужащих

    Административная ответственность военнослужащих , совершивших какое-либо деяние или бездействие, может быть выражена в таких видах наказаний, как:

    • Предупреждение;
    • Штрафы (за исключением лиц, проходящих службу по призыву);
    • Конфискация или изъятие орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение;
    • Выдворение за пределы страны лица, имеющего гражданство иностранного государства или лица, не имеющего гражданства;
    • Лишение специального права.

    Этот список можно считать исчерпывающим, поскольку другие виды санкций к военнослужащим быть применены не могут.

    Как показывает практика, большинство военнослужащих не имеют представления об особенностях рассмотрения дел с их участием. В этом случае, есть смысл обратиться к юристу за консультацией. Кроме того, юрист может помочь составить перечень необходимых документов, подготовить сопроводительную документацию, ответить на все интересующие вопросы и дать рекомендации по защите прав и интересов военнослужащего.

    Ответственность военнослужащих в РФ

    8 минут Автор: Елена Павлова Елена Иванова 65

    Каждый человек, независимо от рода деятельности и статуса в своей деятельности, регламентирован законодательством своей страны. Любая должность подразумевает перечень обязательств, которые следует неукоснительно исполнять. Ведь любое нарушение несёт за собой предусмотренную государственными законами обязанность. Правила распространяются не только на лиц гражданских профессий. Особы, находящиеся на службе Вооружённых сил РФ, подчинены не только общепринятым законодательным нормам, а и спецуставным регламентам. Рассмотрим, какие существуют виды ответственности военнослужащих.

    Уголовные наказания военнослужащих

    Уголовные наказания, применяемые к военнослужащим, имеют свою специфику. Статья 44 УК РФ содержит полный перечень, из которого выделяются меры принуждения за совершение правонарушений против военной службы:

    1. лишение воинского звания;
    2. лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать должности;
    3. ограничение по службе;
    4. содержание в дисциплинарной воинской части.

    Последние два вида являются основными видами наказаний, лишение звания и права занятия должности – дополнительным, это означает, что самостоятельными они быть не могут. Назначение возможно лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Наказания, применяемые к военнослужащим Суть мер принуждения Исключения
    Лишение воинского звания Происходит отмена присвоения специального звания, отмена государственных наград и всех льгот и привилегий, связанных с ними Рядовой состав
    Лишение права заниматься какой-либо деятельностью Гражданин не имеет право оставаться на занимаемой должности и не должен назначаться на подобные в период от полугода до 3 лет либо выполнять определенную деятельность (например, водить транспортное средство). Если предварительно лицо лишается свободы, то дополнительное наказание действует после освобождения.
    Ограничение по службе Это замена исправительным работам. На срок от 3 месяцев до 2 лет осужденным военнослужащим приходится претерпевать:
    Читайте так же:  Возмещение расходов на судебного представителя

    · удержание 20 % заработка;

    · отсутствие должностных повышений и звания;

    · уменьшение выслуги лет на назначенный срок.

    призывники Содержание в дисциплинарной воинской части Содержание в условиях изоляции сроком от 3 месяцев до 2 лет. Замена лишению свободы на тот же срок. Младшие и высшие офицеры; контрактники

    В случаях совершения преступлений, направленных на иные сферы общественной жизни за исключением армейской службы, меры принудительного воздействия будут применены по общим правилам. Исполнение наказаний, назначаемых военнослужащим, законодательством возложено на военные структуры, ГУФСИН этим не занимается. Специально формируются воинские части, где помимо жёсткой дисциплины и режима осужденных привлекают к трудовой повинности.

    Полномочия должностных лиц военных комиссариатов по обеспечению законности при производстве по делам об административных правонарушениях (Я.О. Соколов, «Право в Вооруженных Силах», N 8, август 2014 г.)

    Полномочия должностных лиц военных комиссариатов по обеспечению законности при производстве по делам об административных правонарушениях

    Главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) определен перечень судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 23.11 КоАП РФ «военные комиссариаты рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.25, 21.1-21.7 настоящего Кодекса». Согласно части 2 данной статьи дела указанной категории разрешают: военные комиссары, начальники отделов, начальники отделений отделов военных комиссариатов.

    Кроме того, на основании части 3, пункта 12 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ должностными лицами военных комиссариатов могут возбуждаться и в соответствии с частями 1, 3 статьи 23.1 названного Кодекса направляться на рассмотрение в мировой суд дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:

    17.7 «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»;

    17.9 «Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод»;

    19.4.1 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)»;

    20.25, часть 1, «Уклонение от исполнения административного наказания».

    Также, согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, по поступившим из военных комиссариатов материалам мировыми судьями и прокурорами возбуждаются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена нижеперечисленными статьями названного Кодекса:

    19.4, часть 1, «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;

    19.5, часть 1, «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»;

    19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»;

    19.7 «Непредставление сведений (информации)».

    В целях обеспечения своевременности и эффективности производства по делам об административных правонарушениях и вынесения законных и обоснованных решений КоАП РФ наделил должностных лиц военных комиссариатов широкими процессуальными полномочиями. Рассмотрим их по порядку.

    На основании частей 1-3 статьи 26.9 КоАП РФ для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо военного комиссариата, осуществляющее производство по делу, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных названным Кодексом, должностному лицу данного органа.

    Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня их получения.

    Разновидностью данных поручений является направление в правоохранительные органы определения о приводе лица, в отношении которого ведется производство по делу или поручения о доставлении.

    Согласно части 1 статьи 27.2 КоАП РФ доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица*(1) в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если оформление протокола является обязательным. Исходя из смысла статьи 28.2 КоАП РФ, изготовление данного процессуального документа в военном комиссариате необходимо во всех случаях производства по делу, кроме предусмотренного частью 1 статьи 28.6 названного Кодекса. Исключение из общего правила действует, если правонарушитель — физическое лицо не оспаривает событие правонарушения и размер наказания в виде предупреждения или штрафа и постановление о назначении наказания выносится на месте совершения административного проступка. Если из-за неявки правонарушителя в военный комиссариат не представляется возможным установить факт его согласия с квалификацией деяния и налагаемой санкцией, составление протокола является обязательным и возникает процессуальная необходимость в осуществлении доставления.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В пункте 1 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ определено, что доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) «при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения».

    А.А. Куратов отмечает, что «принудительный характер доставления состоит в том, что гражданин не может уклониться от следования в указанное ему сотрудником полиции место вследствие угрозы наступления ответственности по ст. 19.3 КоАП*(2) и применения сотрудником полиции физической силы, а иногда и специальных средств для преодоления его возможного противодействия»*(3).

    Основанием для применения данной меры обеспечения производства является поручение о доставлении, направленное в порядке статьи 26.9 КоАП РФ должностным лицом военного комиссариата в отдел полиции.

    Читайте так же:  Административное исковое заявление об аресте

    Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации «По жалобам граждан Гудимова Александра Валерьевича и Шуршева Александра Олеговича на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 и статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 17 января 2012 г. N 149-О-О, «законодатель не устанавливает конкретных сроков доставления, поскольку невозможно предусмотреть и учесть конкретные обстоятельства, влияющие на его продолжительность (территориальная удаленность, наличие и/или техническое состояние транспорта, пропускная способность автодорог, климатические условия, состояние здоровья доставляемого и пр.), но указывает, что оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок (часть 2 статьи 27.2 КоАП Российской Федерации)».

    Согласно части 3 статьи 27.2 КоАП РФ «о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе».

    «С момента составления в отношении лица протокола о доставлении дело об административном правонарушении считается возбужденным (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации), соответственно лицо приобретает права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП Российской Федерации, — знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иные процессуальные права в соответствии с данным Кодексом»*(4).

    После доставления гражданина в отдел полиции прибывает для составления протокола об административном правонарушении должностное лицо военного комиссариата, направившее поручение о доставлении.

    Следующая мера обеспечения производства, существующая в арсенале военных комиссариатов, — привод.

    «Привод представляет собой принудительное перемещение физического лица к месту рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела»*(5). Согласно части 1 статьи 27.15 КоАП РФ приводу могут быть подвергнуты:

    1) физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

    2) законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

    3) законный представитель несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности;

    Определение о приводе выносится должностным лицом военного комиссариата, рассматривающим дело об административном правонарушении, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины вышеперечисленных лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

    Согласно пункту 2 части 2 статьи 27.15 КоАП РФ привод осуществляется «органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел». Этот порядок определен в приказе МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» от 21 июня 2003 г. N 438. В пункте 2 данной Инструкции указано: «Основанием для привода физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а также лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела об административном правонарушении , является поступившее в орган внутренних дел определение органа внутренних дел (полиции), иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, , в соответствии с частью 3 статьи 29.4 и пунктом 8 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

    Обязанность сотрудников полиции осуществлять доставление и привод по делам об административных правонарушениях на основании поручений, определений должностных лиц военных комиссариатов, закреплена не только в КоАП РФ, ведомственных нормативных актах МВД России, но и в более широком смысле — в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-Ф3.

    В части 3 статьи 10 названного Федерального закона установлено, что «полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка».

    Процессуальное сходство доставления и привода заключается в том, что при их осуществлении присутствия понятых не требуется*(6). Отличия данных мер обеспечения производства приведены в таблице 1.

    Процессуальные отличия применения доставления и привода при производстве по делам об административных правонарушениях в военных комиссариатах

    Административная ответственность военнослужащих

    Административная ответственность военнослужащих и наказание за них отличаются от административной ответственности обычных граждан.

    Комментарий к ст. 2.5 КоАП РФ

    1. Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников ОВД, а также порядок их наложения определены соответственно ст. 38, 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.

    Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов регламентирована Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 (см. также Инструкцию о порядке применения отдельных положений Дисциплинарного устава в таможенных органах Российской Федерации, утвержденную Приказом ГТК России от 24 августа 2001 г. N 850).

    О дисциплинарной ответственности лиц Военно-Морского Флота см. разд. IV Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. N 715.

    2. Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены следующие виды военнослужащих: а) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы; б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву: сержанты, старшины, солдаты, матросы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта; в) офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

    Читайте так же:  Срок погашения административного штрафа

    3. Статус военнослужащего обусловлен исполнением обязанностей военной службы — особой разновидности федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках ФСБ, во внутренних войсках МВД, в железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны.

    В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнообязанные, призванные на военные сборы, также относятся к военнослужащим.

    О статусе сотрудника милиции и работника УИС см. соответственно п. 2, 4 комментария к ст. 19.3.

    Особенности применения уголовных и административных наказаний к военнослужащим.

    Совершение деяний, запрещенных законодательством, влечет применение наказания в отношении всех без исключения виновных. Лица, имеющие погоны на плечах, в ряде случаев несут ответственность наряду с обычными гражданами, но в части наказания военнослужащих есть свои особенности.

    Лица, имеющие статус военнослужащих

    Согласно ФЗ «О статусе военнослужащего» ( от 6 марта 1998 года, с изм. 25 ноября 2013 года) к военнослужащим отнесены лица, проходящие военную службу на контрактной основе или по призыву:

    • Офицеры;
    • Прапорщики;
    • Мичманы;
    • Сержанты;
    • Старшины;
    • Солдаты;
    • Матросы,
    • Курсанты ВУЗов, относящихся к военным, а также других военно-профессиональных организаций.

    Какие наказания применяются за совершение административного правонарушения

    Взыскания за дисциплинарно-административные нарушения применяются в зависимости виновного субъекта. Общие положения ДС ВС РФ предусматривают полный перечень взысканий.

    · не принесшие военную присягу,

    · при неудовлетворительном состоянии здоровья

    Срок применения наказания – 10 дней с момента установления допущенного проступка. Если необходимо проведение разбирательство, затраченное на него время не должно превышать 30 суток.

    Могут ли к военнослужащим быть применены административные меры воздействия на общих основаниях? Предусмотренное КоАП РФ наказание в виде штрафа не распространяется на служащих по призыву. Также исключается назначение призывникам и рядовому составу административного ареста (по сути его заменяет дисциплинарный).

    Что говорит законодательство РФ

    Гражданин, по отношению которого закреплён статус ВС, при совершении правонарушения может попасть под один из предусмотренных вариантов притязаний, регулируемых федеральными законами или следующими законодательными актами:

    • Конституция РФ, где охвачены все граждане, в том числе и с определённым статусом. Главным здесь является то, что защитники Родины имеют те же права, а также несут те же основные притязания, что и прочие особы.
    • ФЗ «О воинской обязанности и ВС», которым определён долг у граждан состоять на учете военкомата, определяется порядок призыва в армию и последствия за нарушение этого норматива.
    • ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором собраны общие права и обязанности армейцев, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят в рядах ВВ.
    • ФЗ “О материальной ответственности военнослужащих”, где закреплены варианты нарушений и порядок реализации их устранения.
    • ФЗ № 61 “Об обороне”, согласно которому виновные в невыполнении возложенных полномочий лица, а также особы, препятствующие выполнению задач обороны, подлежат взысканию, определяемому УК РФ.
    • Самым детальным образом права и обязанности воинов содержатся в общевоинских уставах. Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для моряков ВС. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, находящимся в армии.

    Административное наказание военных

    ВОЕННОЕ ПРАВО

    Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

    16 февраля — день в истории

    1446 г. — Ослеплен и сослан в Углич великий князь Василий Темный.

    1571 г.Иван Грозный утвердил первый в России воинский устав — «Приговор» сторожевой и станичной службы.

    1722 г. — Издан указ Петра Первого о престолонаследии. Этим актом отменялся обычай, по которому старший сын автоматически становился наследником престола. Теперь все зависело от воли государя, который мог и изменить свое решение, если видел, что избранник не оправдывает надежд.

    1893 г. — Родился Михаил Николаевич Тухачевский, военный деятель, маршал Советского Союза (расстрелян в 1937 году).

    1916 г. — Русские войска после двухнедельной осады взяли турецкую крепость Эрзерум.

    1938 г.Сталин потребовал сжечь рукописи книги Веры Смирновой «Биография Сталина для детей», из-за того, что в книге утверждался культ личности вождя.

    1943 г. — Советские войска после решительного штурма, перешедшего затем в ожесточенные уличные бои, освободили город Харьков.

    1989 г. — Окончание Афганской войны.

    Виды ответственности

    Военнослужащие, проходящие военную службу, за проступки и правонарушения несут три вида ответственности:

    1. Дисциплинарную;
    2. Административную;
    3. Уголовную.

    Привлечение к конкретному виду ответственности обусловлено тяжестью совершенного деяния. Если допущено нарушение дисциплины либо административное правонарушение, виновника ожидает дисциплинарное взыскание. За совершение преступления придется ответить в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

    Уголовная ответственность военных

    Уголовная ответственность военнослужащих наступает при совершении действий или бездействия, предусмотренных Особенной частью УК РФ. В этой части изложен исчерпывающий перечень общественно опасных проступков, какого-либо ещё закона

    Важно знать: Уголовный кодекс РФ содержит раздел 11 о преступлениях против военной службы. Привлечь к ответственности за совершение деяний из данного раздела возможно только лиц, несущих воинскую службу.

    Что касается других составов преступлений, то в отношении военнослужащих они применяются на общих основаниях, без учета их особого статуса. Что это означает? Рассмотрим на примере: военнослужащий Петров допустил нарушение правил хранения оружия в воинской части, и его действия повлекли смерть рядового. Он будет обвиняться по ст. 349, если же результатом небрежного хранения оружиябудет смерть человека от охотничьего ружья Петрова у него дома, то ответственность наступит по другой статье – 224 УК РФ.

    Читайте так же:  Обжалование постановления по месту жительства

    Дисциплинарная и административная ответственность

    Если нормы УК РФ действуют в отношении военных, то Кодекс об административных правонарушениях РФ применяется к военнослужащим частично. Основой для привлечения к дисциплинарной и административной ответственности является Дисциплинарный кодекс ВС РФ. КоАП РФ распространяет действие только за нарушения вне места службы.

    Дисциплинарная ответственность наступает, когда происходит нарушение дисциплины и правопорядка. Административная ответственность возлагается за совершение правонарушений, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями общественной опасностью.

    Отличительными особенностями привлечения служащих в армии лиц к ответственности можно назвать следующие:

    1. Слияние двух видов — административной и дисциплинарной, наказание назначается в соответствии с Дисциплинарным уставом.
    2. За один и тот же проступок возможно применение дисциплинарного взыскания и уголовного наказания одновременно., а также меры материального воздействия.
    3. Военным назначается не все виды наказаний, предусмотренные законом для обычных граждан.
    4. Соблюдение субординации – различие взысканий для рядового и офицерского состава, лиц, призванных в ряды вооруженных сил.

    Особенности назначения административных наказаний в отношении военнослужащих

    Статья посвящена анализу специфики назначения административных наказаний в отношении военнослужащих. Рассматриваются примеры из судебной практики. Ключевые слова: административная ответственность, административное наказание, статус военнослужащего, ответственность военнослужащих. В статье 3.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) содержится перечень видов административных наказаний, которые могут быть назначены за совершение административных правонарушений.

    В Кодексе об административных правонарушениях РСФСР к военнослужащим (и вместе с ними гражданам, проходящим военные сборы) недопустимо было применять такие виды административных наказаний, как административный арест, административный штраф (для военнослужащих, проходящих службу по призыву), а также лишение права на управление транспортным средством. Ввиду особенностей правового статуса, на сегодняшний день существуют следующие ограничения по применению административных наказаний для военнослужащих: 1) Согласно ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

    Получается, что в круг субъектов, на которых распространяется возможность применения административного штрафа, включены офицеры, призванные на военную службу, а также лица, призванные на военные сборы. 2) Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, неприменим административный арест как вид административного наказания. Однако существует такой вид дисциплинарного наказания, как дисциплинарный арест. 3) Согласно ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ, такой вид административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам. 4) Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ, такой вид административного наказания, как обязательные работы, не может применяться к военнослужащим, а также к лицам, призванным на военные сборы.

    В случае, когда в соответствии с ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ должна наступать административная ответственность на общих основаниях, а санкция статьи предусматривает наказание, не применимое в отношении военнослужащего, судья не вправе заменить его другим. Поскольку в таких случаях у судьи нет оснований для вынесения постановления о назначении административного наказания, по смыслу ч. 2 ст. 24.5 и п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, а материалы дела – передаче командиру (начальнику) воинской части, где военнослужащий проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

    1. Постановление Магнитогорского гарнизонного военного суда от 13 апреля 2016 г. по делу № 5-54/2016 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Российская газета. № 124, 04.06.2014.

    3. Постановление 35-го гарнизонного военного суда (г. ПетропавловскКамчатский) от 12 апреля 2016 г. по делу № 5-50/2016 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    4. Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 29.06.2011 по делу № 12-182/2011 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

    5. Фатеев К.В., Фатеев С.К. О некоторых проблемных вопросах совершенствования законодательства об организации деятельности военных судов Российской Федерации и путях их решения на современном этапе развития государства // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 1. С. 51-59.

    Другие новости и статьи

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Запись создана: Воскресенье, 7 Октябрь 2018 в 10:46 и находится в рубриках Новости.

    Источники

    Административное наказание военных
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here