Административное правонарушение понятие признаки состав

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Административное правонарушение понятие признаки состав", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административное правонарушение понятие признаки состав

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды крыма

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Понятие, признаки и состав административного правонарушения

    Понятие, предмет и система административного права.

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

    Утрата гражданства РФ.

    Законными основаниями утраты гражданства Российской Федерации считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.

    Административное право – это отрасль права, регулирующая обще­ственные отношения в сфере государственного управления. Предмет административного права составляют управленческие от­ношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в свят с прак­тической реализацией исполнительной власти государства.

    Система административного права – это структура основных эле­ментов отрасли административного права, содержащихся в его источниках. К источникам административного права относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Прави­тельства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, законодательные и нормативные акты субъектов РФ и местного са­моуправления. В отличие от большинства других отраслей российского права (гражданского, трудового, уголовного и др.), административное право относится к числу наименее систематизированных отраслей права. В настоящее время по существу кодифицирован лишь один институт административного права – институт административного правонару­шения, регламентированный Кодексом об административных правона­рушениях РФ от 30 декабря 2001 г. (КоАП РФ).

    Читайте так же:  Проектная работа на тему загрязнение окружающей среды

    Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность. Административ­ная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения не влекут за собой уголов­ной ответственности.

    Признаки административного правонарушения образуют:

    · деяние, выраженное в форме действия, то есть активного невыпол­нения правового предписания (например, потребление наркотиче­ских средств или психотропных веществ без назначения врача – ст. 6.9 КоАП РФ), или бездействия, то есть пассивного поведения, выражающегося в несовершении лицом тех действий, которые оно должно и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации об объеме производ­ства и оборота этилового спирта – ст. 15.5 КоАП РФ);

    · общественная опасность, выражающаяся в причинении админи­стративным правонарушением ущерба каким-либо законным интересам (при этом степень общественной опасности разграни­чивает составы административного правонарушения и преступ­ления);

    · противоправность, состоящая в том, что определенное лицо со­вершает действия, запрещенные нормой права (причем не только административного, но и других отраслей, охраняемых от наруше­ния мерами административной ответственности), или не соверша­ет действий, предписанных нормой права;

    · виновность (умышленная или неосторожная), характеризующая проявление воли и разума неправомерно действующего (бездей­ствующего) лица;

    · наказуемость, означающая, что конкретное действие или бездей­ствие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Состав административного правонарушения образует единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как админи­стративное правонарушение. Состав административного правонарушения образуют четыре эле­мента (признака): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

    Объект административного правонарушения – это регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения.

    Объективная сторона административного правонарушения – это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношени­ям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения право­нарушения. Кроме того, объективная сторона характеризуется такими квалифицирующими признаками, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, про­должаемый и длящийся характер правонарушения. Анализ всей сово­купности признаков объективной стороны имеет важное значение для квалификации административного правонарушения.

    Субъектом административного правонарушения является тот, кто совершил данное правонарушение, — физическое или юридическое лицо. Применительно к субъекту – физическому лицу КоАП РФ раз­личает:

    · общий субъект – вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ;

    · специальный субъект – должностные лица; родители несовершен­нолетних детей; иностранные граждане, не пользующиеся дипло­матическим иммунитетом; лица без гражданства;

    · особый субъект – военнослужащие и иные лица, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных уставов.

    Субъективная сторона административного правонарушения вы­ражается в вине, которая имеет две формы: умысел и неосторож­ность.

    Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный ха­рактер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему без­различно (косвенный умысел).

    Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие, когда лицо предвидит возможность наступления противоправного результа­та, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить; и небрежность, когда лицо не предвидит возможность наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

    Наряду с умыслом и неосторожностью субъективную сторону адми­нистративного правонарушения образуют мотив и цель правонаруше­ния. Они учитываются правоприменителем при определении вида и размера административного взыскания, налагаемого на виновное лицо.

    Административная ответственность – применение уполно­моченным органом или должностным лицом административных взыска­ний к гражданам и юридическим лицам, совершившим административ­ное правонарушение.

    Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правона­рушения и применяется в целях предупреждения совершения новых пра­вонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ и включают в себя следующие меры:

    Предупреждение — официальное письменное порицание физического или юридического лица;

    Административный штраф – денежное взыскание, выраженное: а) в рублях (для граждан — от 100 до 5000 руб.; для должностных лиц — от 100 до 50 000 руб.; д ля юридических лиц — от 100 руб. до 1 млн руб., в особых случаях — до 5 млн руб.); б) в стоимости предмета административного правонарушения; в) в сумме неуплаченных налогов и сборов или сумме незаконной валютной операции;

    Конфискация орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ), состоящая в принуди­тельном безвозмездном обращении в государственную собствен­ность не изъятых из гражданского оборота вещей;

    Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), заключающееся в лишении физического лица ранее предоставленного ему специаль­ного права за грубое или систематическое нарушение порядка поль­зования этим правом (например, лишение фармацевтического работника права на занятие фармацевтической деятельностью). Срок лишения специального права может составлять от 1 месяца до 3 лет;

    Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), заключающийся в со­держании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он уста­навливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований ре­жима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;

    Административное выдворение за пределы России иностранно­го гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ), состоящее в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу РФ за пределы России указанных граж­дан и лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ;

    Читайте так же:  Уголовное наказание за оскорбление личности

    Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ), заключающаяся в лише­нии физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять пред­принимательскую деятельность по управлению юридическим ли­цом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Дисква­лификация назначается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ), заключающееся во временном прекращении деятель­ности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, про­изводственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объ­ектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, заражения, наступле­ния радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения нения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонару­шения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализа­ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма. Административное приостановление деятельности может устанавливаться на срок до 90 суток.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

    Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. — Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1. Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

    2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

    3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

    4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

    5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

    6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

    7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

    Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

    Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

    Состав административного правонарушения:

    — объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

    — объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

    — субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

    — субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

    Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

    Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

    По особенностям конструкции различаются:

    1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

    2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

    В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

    По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

    Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении не вручен

    Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

    Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

    Признаки:

    1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

    2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

    3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

    4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

    5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

    6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Принципы:

    1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

    2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

    3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

    4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

    5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

    6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

    7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

    8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

    9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9653 —

    | 7397 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    16. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.

    Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

    Антиобщественность предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).

    Противоправность — вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.

    Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.

    Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).

    Вина физического лица. Формы вины:

    1.Умысел — лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    2.Неосторожность — лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Читайте так же:  Административное задержание не может превышать

    Наказуемость если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.

    Состав административного правонарушения совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

    Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.

    Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)

    2) объективная сторона

    4) субъективная сторона.

    Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответсвенности.

    Объект это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

    Виды объектов административного правонарушения: 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности); 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта); 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда правонарушений одного рода); 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением); 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его); 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен). Объективная сторона – система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.

    Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:

    1.противоправное деяние (в форме действия или бездействия)

    2.наступившие вредные последствия

    3.причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

    Противоправное деяние — это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

    Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

    Противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.

    Общественно вредные последствия — негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

    Состав :1. формальный 2.материальный

    Формальный состав не предусматривает наступления вредных последствий, ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий. Встречается наиболее чаще.

    Материальный состав включает обязательное наступление вредных последствий.

    Причинно-следственная связь — это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

    Объективная сторона включает следующие факультативные признаки (присуще не всем составам административных правонарушений): время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, злостность и др.

    Субъект физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Субъекты, совершившие административное правонарушение делятся на:

    1.общие – любые вменяемые лица, достигшие возраста 16 дет

    2.специальные – субъекты, обладающие специальными признаками (должностные лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и др.

    3.особые – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъективная сторона — это психическое отношение субъекта (физического лица), совершившего административное правонарушение, к противоправному деянию и его последствиям.

    Обязательный признак субъективной стороны – вина. Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

    Факультативные признаки субъективной стороны – цель, мотив (могут быть и обязательными в конструкции какого-либо состава).

    Цель — предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения. Мотив — то побуждение, которое толкает правонарушителя к совершению правонарушения.

    Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

    Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    Источники

    Административное правонарушение понятие признаки состав
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here