Административное выдворение за пределы рф сроки

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Административное выдворение за пределы рф сроки", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Чем отличается выдворение от депортации

Ежегодно в Россию с целью поиска работы прибывают миллионы иностранцев. Некоторые из них совершают правонарушения. Одним из методов реагирования государства на это является применение процедур депортации или выдворения. Каковы особенности каждой из процедур и какова между ними разница? Не каждый мигрант, да и россиянин тоже, может сказать, в чем заключаются отличия выдворения и депортации, хотя они довольно значительны. Об этом рассказывается в этой статье.

Понятие депортации и основания для применения

Начнем с терминов и выясним, что такое выдворение и депортация. Определение второго понятия содержится в Федеральном законе от 25.07.2002 года № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации ». В соответствии с указанным нормативным актом депортация – это один из механизмов, с помощью которого государство борется с нелегальной миграцией.

Процедура представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина за пределы России в том случае, если у него нет законных оснований для пребывания здесь.

Запрет на пребывание в РФ может быть наложен на нарушителя миграционного режима в следующих случаях:

  1. Нет оформленного разрешения на работу – для иностранных граждан из государств, с которыми у РФ установлен визовый режим.
  2. Отсутствует вид на жительство или разрешение на временное пребывание – для лиц, которые пытаются оформить гражданство России.
  3. Нет трудового патента или срок его действия закончился – для иностранных граждан из государств, с которыми у РФ установлен безвизовый режим.
  4. Окончание разрешенных законом сроков пребывания в Российской Федерации или просроченная виза – для всех иных категорий лиц.

Несоблюдение приведенных выше условий служит основанием для применения процедуры депортации приезжего. Она не является наказанием, это лишь один из способов защиты государства от такого явления, как нелегальная миграция.

Выдворение и депортация: возможные последствия для иностранца

Попробуем выяснить, в чем разница последствий депортации и выдворения и что более губительно для иностранца, хотя стоит сказать, что итоги в обеих ситуациях негативны.

При депортации, которая осуществляется впервые, права иностранца сильно не пострадают, максимум, что ему грозит – необходимость оплатить добровольный выезд из страны и покинуть ее. При повторном нарушении человеку может быть закрыт въезд на территорию России.

Административное выдворение сопряжено со следующими санкциями:

  1. Финансовые затраты – оплата выезда из РФ, а также уплата предусмотренных законами штрафов.
  2. Административные меры – запрет на въезд в Россию от 1 года (например, в случае нарушения режима пересечения границы) до 5 лет (в случае повторных нарушений норм законодательства).
  3. Уголовные меры, предусмотренные статьей 322 Уголовного кодекса РФ.

Кто защищен от процедуры

На некоторых лиц процедура принудительного изгнания их страны не распространяется, а именно:

  • На иностранных граждан, заключивших брак с гражданином РФ и имеющих общих детей, которые являются гражданами России.
  • На жертв политической репрессии, имеющих подтверждающий документ о статусе политического беженца.
  • На гражданина, чей доход для российской семьи является единственным источником к существованию.
  • На гражданина, проходящего военную службу.
  • На иностранного дипломата.
  • На лиц, в чьей стране проживания идут военные действия.

Депортация и выдворение — в чем разница

Два понятия «депортация» и «выдворения» имеют одинаковый конечный результат, но чем они отличаются — разбираемся.

Депортация (изгнание) — это принудительное выселение лица из страны, в случае если у него закончились законные основания нахождения на территории государства.

В тот момент, когда у иностранца закончился срок патента или вида на жительство дается от трех до пятнадцати дней на то, чтобы самостоятельно, без принуждений покинуть Российскую федерацию.

Если по каким-либо причинам он не покидает государство, то подключаются правоохранительные органы и миграционная служба. В таком случае человек подвергается депортации из страны.

Выдворение — это мера наказания за совершенное лицом правонарушение, преступление, несоблюдение норм российского законодательства, предусматривающее принудительную высылку.

Главными отличиями этих двух понятий являются:

  1. Решение о депортации принимают сотрудники органов миграционной службы. Решение об административном выдворении может принять лишь судебный орган.
  2. Обжаловать постановление в суде о депортации можно в течение трех месяцев со дня его вынесения. Право обжаловать решение о принудительном или самостоятельном контролируемом выселении разрешается в течение десяти суток со дня его назначения.
  3. После принудительного выселения лицо не имеет права пересекать границы Российского государства на протяжении установленного судом времени. После депортации гражданин может вернуться, если документально сможет подтвердить законность проживания и трудоустройства.

Выдворение: что это

Перечень мер административной ответственности, которые могут применяться в пределах той или иной страны, определяется законами каждой из них отдельно – унифицированного международного административного законодательства не существует. Это, однако, не мешает большинству развитых стран применять такую форму ответственности как выдворение.

Так, учитывая законодательство стран Европы, России и США, административное выдворение – это одна из форм административного наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам за совершение тех или иных административных проступков, если такое наказание предусмотрено санкцией статьи, регулирующей наказание (в России это КоАП).

Процедура выдворения предполагает принудительную высылку или самостоятельный контролируемый выезд иностранца или лица без гражданства за пределы государства, в котором ему назначен данный вид наказания.

Учитывая это, конкретные основания, по которым может быть назначено выдворение из страны, определяются законодательством об административных правонарушениях каждого государства отдельно.

Как правило, такая форма ответственности устанавливается:

  • в интересах национальной безопасности;
  • в целях соблюдения общественного порядка;
  • для защиты здоровья и других интересов граждан;
  • в целях обеспечения прав и свобод других граждан.

Поскольку высылка выступает как мера принуждения к правовому поведению, помимо самого наказания, она также назначается в целях профилактики административных правонарушений. Выдворение сопровождается запретом на въезд в страну в будущем. Срок запрета определяется исходя из конкретных обстоятельств ситуации, ставших основанием для принятия такого решения, а также обстоятельств, связанных с пребыванием на территории государства.

Поскольку такая форма ответственности является видом наказания за правонарушение, в подавляющем большинстве случаев она назначается по решению суда. Исключения составляют случаи, когда правонарушение совершается при въезде в страну – в таком случае решение принимается должностными лицами миграционных органов. Отметим, что в РФ административное выдворение не может осуществляться к иностранцам- военнослужащим.

Обратим внимание, что выдворение как вид наказания следует различать с высылкой по депортации, которая также является формой ответственности.

Административное выдворение – это мера наказания, применяемая по отношению к иностранцам и апатридам в случае совершения ими административных проступков. Высылка в данном случае возможна как в добровольном, так и принудительном порядке. Основания и правила, по которым она применяется, определяются каждой страной отдельно.

Отличие выдворения от депортации

Несмотря на формальную схожесть понятий, выдворение и депортация имеют разную правовую природу и основания, по которым они применяются. Так, депортация применяется миграционными органами тогда, когда иностранец или лицо без гражданства утрачивает законное право на пребывание в стране или такое право прекращается по независимым от него причинам – депортировать за административное правонарушение не могут. Выдворение же применяется к иностранцам и апатридам даже при наличии у них законных оснований для пребывания – в качестве меры ответственности за собственные проступки.

Читайте так же:  Назначение административного штрафа коап

Имеются и процессуальные отличия. Во-первых, высылка за правонарушение применяется в подавляющем большинстве случаев судами, в то время как депортация – прерогатива миграционных органов. Во-вторых, высылка возможна как в добровольном, так и принудительном порядке, а депортация – исключительно принудительна.

Стоит отметить, что выдворение также отличается от реадмиссии, однако при наличии международного соглашения первое возможно в порядке второй.

Срок выдворения

Если судебным органом вынесено решение о выселении лица из страны, то, как правило, срок для всех граждан, подвергшихся данной мере наказания, будет один.

В соответствии с законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» лицо, выдворенное по решению суда из России, возможно посетить страну вновь можно будет только по истечении пяти лет.

В случае несоблюдения данного срока и пересечения границы раньше, иностранному гражданину грозит повторное выдворение с увеличением срока до десяти лет.

Если иностранный гражданин после решения суда не покидает границы России, то это будет расценено как несоблюдение постановления, что влечет за собой новый штраф и выселение из страны в принудительном порядке.

Штрафные санкции, назначенные вместе с изгнанием, в случае неуплаты будут принудительно взысканы с правонарушителя независимо от временных рамок. Если постановление суда будет нарушено и совершены повторные попытки возвращения в страну, в соответствии с нормами законодательства назначается уголовная ответственность.

Законодательство о выдворении из РФ

Основу российского законодательства о выдворении, безусловно, составляет Кодекс об административных правонарушениях. В частности, ст. 3.2 КоАП определяет высылку в качестве одного из видов административного наказания. В это же время ст. 3.10 КоАП зафиксировано определение административного выдворения, субъекты, к которым оно может применяться, а также иные особенности процедуры.

Кроме того, КоАП как главный закон о выдворении содержит исчерпывающий перечень видов административных проступков, за которые может быть назначено такое наказание. В их число, в частности, входит:

  • употребление наркотиков, отказ от требования должностного лица пройти медицинское освидетельствование (ст. 6.9 КоАП);
  • пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП);
  • нарушение правил въезда и режима пребывания (ст. 18.8 КоАП);
  • незаконное трудоустройство (ст. 18.10 КоАП);
  • предоставление ложных сведений при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП);
  • нарушение правил поведения на спортивных мероприятиях (ст. 20.31 КоАП) и так далее.

Статья 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» определяет порядок, в котором осуществляется административное выдворение за пределы РФ. Кроме того, регулирование выдворения осуществляет и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В частности, ст. 27 закона определены сроки запрета на въезд, применяемые при высылке.

В зависимости от обстоятельств мигрант получит запрет на въезд сроком от 5 до 10 лет, даже если до этого у него было право на временное проживание или ВНЖ в России.

Причины выдворения

Граждане, которые совершили серьезные правонарушения в сфере российского законодательства подвергаются административному выдворению из страны.

Основными причинами выселения являются:

  • отсутствие регистрации и права на жительство на территории России;
  • нахождение в стране после завершения срока трудового договора;
  • отсутствие документов, дающих разрешение на трудовую деятельность на территории страны;
  • несоблюдение норм российского законодательства дважды за один год;
  • факт преступления или правонарушения, влекущего за собой применение меры административного наказания в виде выдворения.

Процедура административного выдворения

Как мы уже выяснили, единственным основанием для начала процедуры выдворения может служить постановление суда (в исключительных случаях – миграционного органа) о назначении данного вида наказания. В зависимости от обстоятельств судья может принять решение о принудительной высылке либо о контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина. Вопреки сложившемуся мнению, иностранцев в данном случае не заключают под арест, если только этого в качестве меры пресечения не требует уголовное законодательство .

В зависимости от выбранной судом меры ответственности и формы выдворения, согласно ст. 32.10 КоАП, его исполнение может производиться путем передачи гражданина уполномоченным лицам иностранного государства или путем его самостоятельного выезда из страны. Рассмотрим эти формы высылки подробнее.

Принудительное выдворение

Принудительная высылка иностранцев из РФ, осуществляемая на основании судебных постановлений, согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», проводится судебными приставами – именно к ним поступает постановление после его вынесения. Согласно ч. 5 ст. 3.10 КоАП, в случае именно принудительной высылки суд также вправе в целях исполнения наказания применить к иностранцам содержание в специальном учреждении миграционных органов, в которых выдворяемые граждане содержатся непосредственно до исполнения наказания.

Как установлено ст. 32.10 КоАП, принудительное выдворение предполагает передачу судебными приставами лица представителям страны, на территорию которой оно подлежит высылке. Согласно ст. 109.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», это предполагает приобретение такому лицу проездного билета, препровождение его до пункта пропуска через границу РФ и официальную передачу пограничникам иностранного государства.

После исполнения судебного постановления пристав оформляет соответствующий акт и сообщает об этом в миграционные органы и Министерство иностранных дел, которое, в свою очередь, сообщает о высылке в диппредставительство страны, гражданином которой выдворенное лицо является.

Самостоятельный контролируемый выезд

Вторая форма высылки – самостоятельное контролируемое выдворение. Данная форма предусматривает добровольное покидание иностранцем территории страны, из которой он выдворяется, в сроки, оговоренные законодательством. Например, в России лицо, в отношении которого принято решение о высылке путем самостоятельного выезда, согласно ч. 5 ст. 32.10 КоАП, должно покинуть пределы страны в течение 5 дней, иначе будет запущена процедура принудительной высылки.

Обратим внимание, что наказание в форме самостоятельного выезда, исходя из ч. 6 ст. 3.10 КоАП, может быть назначено лишь в случае, когда он осуществляется за счет самого выдворяемого, государства его гражданской принадлежности или юридического и физического лица, которые пригласили иностранца в страну.

Читайте так же:  Административное наказание арбитражного управляющего

Несмотря на добровольное исполнение постановления, оно подлежит контролю со стороны миграционных органов, которые после высылки составляют соответствующий акт и сообщают об этом в МИД. Министерство, в свою очередь, сообщает об этом в дипломатическое представительство страны гражданской принадлежности выдворенного.

Что такое самостоятельное контролируемое выдворение? Обязательно ли его исполнять?

Этот вопрос клиенты задают довольно часто, в заблуждение их вводит тот факт, что суд был, выдворение назначили, а после этого все про них как будто забыли… Никто их не задерживает, ни в какие спеццентры не помещают, принудительно на границу не вывозят – в общем, неужели просто напугали и забыли?

Увы, это, конечно, не так. Просто исполнение административного выдворения, согласно ст. 3.10 КоАП РФ, бывает разным.

В более редких случаях – это помещение в Центр содержание иностранных граждан, подлежащих депортации и выдворению, а далее вывоз на границу и, собственно, перемещение по другую ее сторону. Сценарий довольно жесткий, в законе он называется «принудительное выдворение». Его чаще всего применяют в случаях, когда иностранец в РФ нигде легально не проживает и не имеет никаких средств для самостоятельного выезда, либо является многократным нарушителем российского законодательства.

Значительно более часто применяется выдворение в другой его форме — форме самостоятельного контролируемого выезда. Ведущее слово здесь – «контролируемого». С непониманием механизма исполнения такого выдворения связаны ошибки многих выдворяемых – думая, что если их не выдворили принудительно, то можно самим и не выезжать, либо выехать когда захочется, например, через год-другой…

На самом деле у ФМС, ФСБ и МВД есть нормативные документы – «Наставление по организации деятельности Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденное приказом МВД РФ и ФМС России от 12.10.2009 г. № 758/240 и «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденная приказом ФСБ РФ от 23.12. 2008 г. № 63.

В этих документах предельно ясно прописан порядок контроля и исполнения выдворения в каждой из указанных форм и, в частности, упомянуто, что при самостоятельном контролируемом выезде — перемещение лица через границу должно состояться через 15 дней после вступления решения суда в законную силу, а сведения Погранслужбы РФ о выезде выдворенного лица в обязательном порядке передается в ФМС и учитывается в миграционном досье, является фактом исполнения решения суда. Просто человек в этом случае покидает РФ сам, без наручников и судебных приставов, путем покупки билета и выезда.

Отсутствие отметки о выезде лица является свидетельством уклонения от наказания и основанием для начала полицейских розыскных мероприятий.

Таким образом, самостоятельность выезда — нисколько не освобождает лицо от наказания, но лишь смягчает процесс исполнения, контроль же здесь хотя бы и незримый, но обязательно присутствует и в интересах лица все исполнить в срок.

Запрещение же в последующем въезда в РФ – независимо от формы исполнения выдворения – применяется на 5 лет, безальтернативно. Каких-либо вариантов уменьшения этого срока законом не предусмотрено.

Кандидат юридических наук
иммиграционный юрист
Р.О. Степанов

Как отменить административное выдворение из РФ в суде.

Запись на личный прием и консультации:

Офис (секретарь):

Степанов Роман Олегович:

E-mail: [email protected]

Порядок, сроки и причины административного выдворения за пределы Российской Федерации чётко определены в статье 3.10 КоАП РФ. Оно может быть назначено только судом и заключается в принудительном или самостоятельном контролируемом перемещении иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

В отличии от запрета въезда, депортации и нежелательности пребывания, административное выдворение – это вид административного наказания. Следовательно назначаться оно может не просто так и не по желанию чиновника МВД, ФСБ, а только за конкретное правонарушение, предусмотренное в КоАП РФ и только в судебном порядке, с вынесением Постановления суда.

В подавляющем большинстве, административное выдворение сейчас назначают по ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ (нарушение режима пребывания в РФ и нарушение режима трудовой деятельности в РФ)

Понятие выдворения и основания для его применения

Чтобы понять, чем депортация отличается от выдворения из страны, нужно выяснить, что же представляет собой выдворение.

Определение этого термина содержится в статье 3.10 Кодекса об административных правонарушениях. Это вид административной ответственности, который заключается в принудительном перемещении иностранцев, совершивших определенные правонарушения, через государственную границу России либо же в добровольном контролируемом выезде таких мигрантов за пределы РФ. То есть выдворение – это мера ответственности/наказания за нарушение закона, порядок его применения детально описан в ст. 34 Федерального закона « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации ».

Причинами для принудительной высылки могут быть:

  • нарушение установленного порядка пересечения границы;
  • нарушение режима пребывания в стране;
  • продажа, хранение, перевозка наркотических веществ;
  • неисполнение уже назначенных административных наказаний и иные административные правонарушения.


У «каждой медали есть две стороны», попробуем определить сходства и различия депортации и административного выдворения.

Отличительные свойства можно сформулировать следующим образом:

  • депортация – способ контроля мигрантов, выдворение – вид наказания;
  • первая процедура осуществляется чаще всего добровольно, вторая – принудительно.

Сходство же заключается в конечном результате: приезжий гражданин в любом случае должен покинуть пределы России.

Кто оплачивает выезд за пределы государства

Процесс выезда из страны включает в себя немалые финансовые затраты: на питание, на оформление документов, на транспортные и другие расходы.

В случае депортации все расходы несет сам депортируемый, если средств на выезд из страны у него нет, то бюджет РФ.

Выдворение – более дорогостоящая процедура, поэтому она осуществляется за счет выдворяемого. Если он не в состоянии нести расходы, тогда оплачивать будет один из следующих источников:

  • работодатель мигранта;
  • приглашающая сторона;
  • посольство страны, откуда прибыл мигрант;
  • федеральный бюджет – в случае невозможности оплаты вышеуказанными источниками.

Процесс выдворения

Согласно статье 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации процесс выдворения за пределы Российской Федерации проходит в следующем порядке:

  1. Федеральной миграционной службой или органами внутренних дел при проведении плановой проверки устанавливается факт правонарушения или незаконного пребывания иностранного лица на территории страны (отсутствие регистрации; документов, разрешающих трудовую деятельность; совершенное административное правонарушение).
  2. Проводится опрос с составлением протокола об административном правонарушении.
  3. Протокол предоставляется в органы судебной власти для рассмотрения и принятия решения по существу.
  4. Назначается слушание с допросом правонарушителя.
  5. Вынесение судом постановления о принудительном или самостоятельном покидании страны и назначение штрафных санкций в отношении правонарушителя.
  6. Обжалование решения суда в течение трех дней со дня его вынесения.
  7. Принудительное или самостоятельное (под контролем соответствующих органов) покидание страны.
Читайте так же:  Жалоба на арест счета пристава образец

Как осуществляют выдворение и депортацию

Обе эти процедуры характеризуются тем, что приехавшие в Россию иностранцы покидают ее территорию на основании решений компетентных органов. Для того чтобы сэкономить ресурсы государства, в обоих случаях мигранту предлагается добровольно покинуть пределы страны. И только если этого не происходит, человек будет принудительно выселен за пределы РФ.

Что такое добровольный выезд за пределы России

Самый разумный выбор в том случае, если гражданину другого государства выдали официальное предписание покинуть пределы РФ, – это уехать. При добровольном отъезде вследствие депортации и выдворения разница будет заключаться в том, что в первом случае иностранец покидает страну сам, то есть без сопровождения сотрудником миграционной службы, а во втором – под его присмотром.

Какой орган принимает решение о депортации/выдворении

Видео (кликните для воспроизведения).

Контроль за численностью мигрантов и их пребыванием в стране возложен на Главное управление по вопросам миграции МВД РФ (бывшая ФМС). Именно в этом ведомстве сформирована и постоянно пополняется база данных, куда внесены все сведения о разрешенных каждому приезжему сроках пребывания в РФ, а также о наличии у них патентов и разрешений на работу. Поэтому окончательное решение о режиме пребывания и, как следствие, вероятности депортации принимают именно подразделения ГУВМ МВД.

Стоит подчеркнуть, что выдворение является видом наказания, которое сопряжен с временным лишением человека одного из его основных прав – права на свободу, в том числе перемещения, поэтому такие решения уполномочены принимать лишь суды. А уже контролировать их исполнение должны органы ГУВМ МВД.

Порядок обжалования

Что касается решения миграционных органов о высылке из страны, то больше шансов обжаловать решение о депортации, поскольку закон устанавливает административный порядок оспаривания решения в вышестоящих органах ГУВМ МВД.

Если таким способом заявитель не добился приемлемого для себя результата, тогда есть возможность подать исковое заявление в суд с просьбой признать незаконным решение миграционной службы. Для попытки его отменить истцу дается 3 месяца. Пропуск срока грозит отказом в рассмотрении жалобы на действия чиновников.

При выдворении не предусмотрена возможность административного обжалования, нужно обращаться только в суд. И срок на такое обращение устанавливается предельно короткий – 10 дней.

В обоих случаях, тем не менее, существуют небольшие поблажки для заявителя:

  1. Если установленный законом срок был пропущен по уважительной причине, его можно продлить по решению суда. Однако для этого придется доказывать объективную невозможность совершить необходимые действия в установленное законом время для обжалования.
  2. Если суд откажет человеку в его исковых требованиях, существуют апелляционная, а затем и кассационная инстанции, которые могут отменить решение первого суда. И хотя шансы на такой исход невелики, все же обязательно стоит использовать такую возможность в случае уверенности в правомерности своих действий.

Какие последствия у невыполнения решения о выдворении или депортации

Мы живем в XXI веке, и не секрет, что многие процессы в сфере государственного управления давно автоматизированы. Это коснулось и контроля за въезжающими и выезжающими из страны людьми. У миграционных органов существует огромная электронная база данных, в которую заносится вся информация относительно пересечения границы РФ иностранцами. Эта же система автоматически отслеживает допустимые сроки пребывания иностранных граждан в России, поэтому если мигрант дал обязательство выехать, но решил схитрить и не делать этого, органы ГУВМ МВД об этом обязательно узнают.

Если такой нарушитель попадет в поле зрения правоохранительных органов (например, попытается оформить патент), то к нему могут быть применены следующие санкции:

  1. Применено новое административное выдворение или депортация.
  2. Запрет на въезд на территорию РФ до 10 лет.
  3. Отказ в оформлении любых документов (патент, РВП, ВНЖ), что приведет к невозможности нахождения в России длительный срок на законных основаниях.

В какие сроки мигрант должен покинуть страну

Что касается времени, которое отводится мигранту на то, чтобы он выехал за пределы России, то оно в зависимости от процедуры также различно.

Например, при депортации «на сборы» дается от 3 до 15 дней:

  • если не соблюдены сроки пребывания – 3 дня;
  • аннулирование РВП или ВНЖ – 15 дней.

При выдворении нарушитель должен покинуть страну в течение 5 дней (в случае добровольного выезда), если же он отказывается, то процедура будет принудительной и на срок ее исполнения повлияет, прежде всего, скорость принятия решения судом и организация работы сотрудников, которые будут сопровождать мигранта.

Соблюсти установленные сроки очень важно, так как их пропуск может грозить тем, что человека признают повторным нарушителем миграционного режима и ему будет запрещен въезд на территорию РФ.

Обжалование постановления

Вынесенное судом решение о принудительном или самостоятельном выселении из страны подлежит обжалованию. Сделать это можно, подав апелляционную жалобу в судебный орган в трехдневный срок после вынесенного решения. На процедуру обжалования дается десять дней, в течение этого времени гражданину разрешено пребывать в стране.

Административное выдворение, как профилактическая процедура наказания, актуальна в настоящее время. При ее отсутствии миграционные потоки и связанные с ними правонарушения приведут к росту преступлений, которые совершаются лицами, незаконного находящимися на территории России.

Заключение

Мы видим, что депортация и выдворение иностранцев за пределы Российской Федерации являются инструментами контроля за прибывающими и находящимися в нашей стране гражданами других государств. Однако между этими миграционными процедурами есть различия, которые становятся понятны, если их сравнить по одним и тем же критериям.

Что означает выдворение иностранных граждан за пределы РФ

В последние годы значительно увеличились случаи противозаконного нахождения лиц, не являющихся полноправными гражданами России.

Сотрудники внутренних дел и миграционных служб ежедневно фиксируют и протоколируют случаи о совершаемых правонарушениях данными лицами на территории Российской Федерации. О том, какая мера наказания предусмотрена для лиц, не имеющих российского гражданства, за совершенные ими правонарушения и незаконное нахождение на территории России, расскажем в статье.

Понятие «административное выдворение»

Под административным выдворением понимается мера наказания, которая назначается иностранным подданным в виде выселения за границы России, если были нарушены и не соблюдены нормы российского законодательства. Гражданин, которому назначено такого рода наказание, должен покинуть Россию самостоятельно или под контролем соответствующих органов, занимающихся данной процедурой. Данная мера назначается судом. Такой человек не имеет права возвращаться на протяжении пяти лет.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересную информацию о том, что будет, если вернуться в страну, не дождавшись установленного срока:

Читайте так же:  Отказ по истечении срока давности

Понятие, причины и порядок административного выдворения

С 2015 года в мире наблюдается усугубление миграционного кризиса, которое выражается не только в повышении численности мигрантов, но и в их противоправном поведении на территории принимающих стран. В целях предупреждения таких правонарушений со стороны иностранцев и апатридов законодательство множества государств предусматривает такой специальный вид наказания, как выдворение за пределы страны. Разберемся, что такое административное выдворение, за какие нарушения оно может быть назначено, как оно проводится и в каком порядке обжалуется.

Как обычно накладывается административное выдворение

Обычно всё происходит в следующем порядке:

Иностранного гражданина задерживают сотрудники МВД (при проверке документов на улице, в процессе работы на предприятии, при массовых облавах и пр.), составляют протокол, кратко опрашивают. Затем, после недолгого ожидания, в тот же день, везут в суд. Там судья снова кратко опрашивает человека, просматривает бумаги от МВД, задает различные вопросы – и в итоге объявляет Постановление суда. Сначала его провозглашают устно, затем копию Постановления вручают самому виновному.

В этом документе описывается совершенное им нарушение, приводится различное нарушенное законодательство и указывается наказание – штраф с административным выдворением за пределы РФ. Также там обычно определяется форма исполнения выдворения – принудительно или самостоятельно. В большинстве случаев указываются и реквизиты для уплаты штрафа.

Если вам довелось поучаствовать в подобной процедуре – не сомневайтесь, вы имеете дело с самым настоящим выдворением и избавиться от него путем написания заявления в миграционную службу в ближайшие 5 лет никак не удастся…

5 лет — потому что после вашего принудительного или самостоятельного выезда из РФ, возвращение, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» запрещается в течение именно этого срока. При этом, если вас выдворяют вторично, после незавершенного первого срока запрета, то въезд в РФ закрывается уже на 10 лет.

Уклоняться от выезда, равно как и от уплаты штрафа, бессмысленно. Разумеется, что, если есть наказание, то есть и контроль за его исполнением. В РФ этой сферой ведают аж несколько ведомств — МВД, ФССП и ФСБ (Погранслужба РФ).

В случае если человек «задержался» в РФ – это будет рассматриваться как неисполнение решения суда, за что последует новый штраф и выдворение уже в принудительном порядке (с тем самым 10-летним запретом), а если снова въехал в запрещенный 5-летний период – здесь уже налицо преступление (ч. 2 ст. 322 УК РФ, до 4-х лет лишения свободы).

Неуплата штрафа влечет его принудительное взыскание, причем это будет сделано и много позже, после возвращения в РФ, либо Вам бессрочно закроют въезд до совершения оплаты…

При совершении какого-либо нарушения иностранным гражданином на границе РФ такое наказание может применить и начальник пограничного пункта без суда.

После суда, исполняя постановление, сотрудники МВД выставляют запрещение въезда в РФ на 5 лет (ч. 2 ст. 27 ФЗ-114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»). Этого человеку обычно уже не сообщают и отдельно об этом не уведомляют.

Вернуться в Россию до окончания 5 лет запрета нельзя – это даёт право государственным контролирующим органам применить статью 322 Уголовного Кодекса РФ и привлечь иностранного гражданина уже к уголовной ответственности.

Единственный легальный способ отменить выдворение — это процедура судебного обжалования.

Суд упоминается не случайно — особенность отмены административного выдворения, как раз в том и состоит, что производиться оно может исключительно в судебном порядке. Ни МВД, ни ФСБ, ни посольства и прочие государственные органы и должностные лица не вправе что-либо отменять и пересматривать, если решение изначально принято судом.

При отмене выдворения большую роль играют сроки.

Самый лучший вариант – бороться за то, чтобы выдворение не назначили в самом первом судебном заседании. Здесь важно заявлять определённые ходатайства, обращать внимание на особые обстоятельства и предоставить необходимые документы.
Если в судебном Постановлении выдворение все же назначено – это еще не финал, так как наступает возможность его апелляционного обжалования в вышестоящий суд. Срок обжалования — 10 дней. В течении этого времени, если правильно подана апелляционная жалоба, иностранный гражданин вправе не выезжать за пределы РФ.

Самое главное при отмене выдворения — во-первых, вовремя подать качественно подготовленную и подкрепленную документами жалобу, а во-вторых грамотно предоставить всю нужную информацию в судебном заседании при рассмотрении жалобы.

После вынесения решения апелляционным судом, законом предоставляется право надзорного обжалования в нескольких уровнях.

Но…. Суд этой инстанций будет разбираться с жалобой только в том случае, если при предыдущем рассмотрении дела были существенно нарушены права иностранного гражданина либо нормы закона и исчерпаны все иные возможности обжалования.

На практике в надзорной инстанции большинство жалоб на незаконность административного выдворения иностранных граждан не находят удовлетворения.

В большинстве случаев это связано с тем, что люди, не понимают разницы в видах обжалования и особенностях подготовки жалоб. Не разбираясь в нюансах работы судебной системы и процессуальных требованиях – пишут, говорят и делают то, что неизбежно приводит к отказу и проигрышу дела.

Памятка и советы иностранному гражданину:

  1. Не назначить административное выдворение, даже если оно есть в статье КоАП РФ, суд вправе в случае наличия у иностранного гражданина в России брака с гражданами РФ, детей – граждан РФ, близких родственников – граждан Российской Федерации (с которыми Вы поддерживаете тесные семейные отношения), очного обучения в России, необходимости экстренного лечения в РФ.
  2. Сделайте копии (лучше нотариально заверенные) всех Свидетельств, паспортов, вузовских документов, медицинских документов.
  3. При задержании Вы вправе потребовать присутствия адвоката и переводчика.
  4. При рассмотрении в суде дела и угрозе назначения административного выдворения Вы также вправе требовать присутствия адвоката и переводчика.
  5. Никто не может обязать Вас давать какие бы то ни было показания, Вы можете как отказаться от их дачи, так и не согласиться с тем, что Вам написали, а записать собственноручно свою версию событий. Отказать Вам в этом никто не вправе, иное будет нарушением закона.
  6. Если Вы состоите в браке с гражданином РФ, имеете детей или близких родственников – граждан РФ, то этот факт обязательно нужно записать в показаниях и заявить суду!
  7. Если Вы не сильны в юриспруденции и боитесь контактировать с судом – обязательно связывайтесь с адвокатом или юристом, который разбирается в миграционной сфере. На основании доверенности каждый из них вправе выступить вашим защитником. Принципиально важно – чтобы это человек был специалистом именно в миграционном праве, там много нюансов, которые нужно знать и умело использовать.
  8. Если Вас задержали и быстро отвезли в суд, Вы не смогли связаться с юристом, делайте это сразу же после получения Постановления суда. У Вас есть еще серьезный шанс оправдаться в апелляционной инстанции.
Читайте так же:  Какой административный штраф предусмотрен для юридических лиц

Ответы на частые вопросы про отмену выдворения:

Документы для обжалования решения суда:

Иностранные граждане нередко не знают, что для судебного процесса большую роль играет правильный подбор документов. Особенно четко это выражается при обжаловании в надзорной инстанции, то есть когда жалоба подается по истечении 10 дней после суда.

Особенность надзорной инстанции в том, что, в отличии от апелляции, здесь не бывает рассмотрения с присутствием сторон. Всё что видит и знает о деле суд – это жалоба и прикрепленные к ней документы. Разумеется, подбор и оформление этих документов при рассмотрении дела в надзоре должны быть особенно тщательными.

Проблема у иностранных граждан здесь чаще всего возникает в предоставлении копий судебных решений предыдущих инстанций. Многие полагают, что достаточно направить в суд ксерокопию постановления (и решения по апелляции, если она проводилась), а то и вовсе не делают даже и этого, считая, что направление судебных решений – это дело самих судов.

Разумеется, это не так — и в силу главы 30 КоАП РФ, поступившую жалобу, в которой отсутствуют ссылки на предыдущие решения и копии этих решений, попросту вернут заявителю без рассмотрения. Большинство, получив такой возврат, уверены, что дело рассмотрено и им отказано, либо, не понимая сути произошедшего, считают, что суды к ним «придираются», «предвзяты» и прочее.

Но это не так: все судебные решения должны быть заверены судом (синей печатью), подшиты (и опечатаны, конечно) и содержать отметку о вступлении их в законную силу (также с заверением печатью и подписями судьи и секретаря).

Все прочие документы – должны быть заверены нотариально, а полученные не в РФ – также быть и переведенными.

Безусловно, что общее требование к любым документам – быть читаемыми, аккуратными, без потертостей и искажений – актуально и здесь.

Выбор суда при обжаловании

Немало проблем у иностранных граждан, обжалующих выдворение, возникает и в части понимания работы судебной системы по РФ.

Дело в том, что разные виды запретов въезда по-разному и обжалуются. В процессе обжалования применяются нормы совершенно разного законодательства. Так, например, если обжалуется запрет за нарушение сроков пребывания, то здесь действуют положения КАС РФ и административное исковое производство. А если обжалованию подлежит выдворение или депортация, то это уже нормы КоАП РФ и процедура подачи апелляционной или надзорной жалобы.

Соответственно этому и деятельность судебной системы здесь будет совершено различной, и порядок обращения в суды также.

Итак, если гражданин решил обжаловать административное выдворение за пределы РФ, то обращаться нужно не в любой суд, а только в вышестоящий по отношению к тому, который вынес изначальное постановление. Есть, правда и здесь нюанс: если жалоба подается в течении 10 дней после суда (апелляция), то подавать ее нужно прямо в суд, которым выдворение назначено, но рассматривать все равно будет суд вышестоящий. Если же жалоба подается за пределами этого срока (надзор), то ее направлять нужно непосредственно в вышестоящую инстанцию, минуя суд инстанции первой.

Нужно учитывать, что суды заниматься пересылкой вашей жалобы не станут и, если указные выше требования вами не соблюдены, жалоба просто вам же и возвратиться, без рассмотрения.

Этот момент нужно учитывать, особенно, когда время не позволяет длительности ожидания.

Можно ли остаться в РФ на период рассмотрения жалобы

В практике часто сталкиваюсь с уверенностью иностранных граждан в том, что если ими подана жалоба на решение (постановление) суда, то им разрешено находиться в РФ вплоть до принятия решения по ней, а миграционная служба обязана продлевать сроки их пребывания при этом.

Увы, это далеко не всегда так. В законодательстве и судебной практике, в процессах по обжалованию выдворения, есть свои нюансы.

Так, в частности, в случаях, когда жалоба подается в течении 10 дней после суда, то постановление, которым и назначено административное выдворение, в силу не вступает, оно, на бытовом языке «замораживается». В этот период, пока суд вышестоящей инстанции не примет решение по жалобе, данные о выдворении миграционная служба не вносит в базы и въезд еще не закрывается. Если на этот период у иностранного гражданина есть документы по пребыванию (РВП, регистрация, патент и пр.), то его к выезду обязать никто не вправе. В ряде случаев это пребывание ему и вовсе продлевается.

А вот когда суд жалобу рассмотрел и отказал – выезжать нужно уже в обязательном порядке.

Совсем иная картина при обжаловании в надзорной инстанции – то есть в тех случаях, когда оно производится по истечении 10 дней после суда. Поскольку обжалуется здесь судебное решение в силу уже вступившее, то никакого права на пребывание и его продление такое обжалование иностранному гражданину не дает. Здесь действует общий режим пребывания, обжалование — своим чередом, пребывание – своим.

Игнорирование этих положений на практике приводит иностранных граждан к новым проблемам и новому привлечению к ответственности.

Итак, если Вы столкнулись с проблемой административного выдворения – выходите на связь, мы разберемся в ситуации вместе с Вами и постараемся найти выход.

Сроки, набор документов, условия, направление и стоимость работы по отмене административного выдворения зависят от конкретных обстоятельств.

Для работы с судебным делопроизводством и отмены административного выдворения необходимы профессиональные юридические знания. Нужны знания в сфере процессуального, так и миграционного законодательства, и, поверьте опыту многих, потерпевших по самонадеянности поражение, — это не просто слова.

Каждым делом должен заниматься профессионал в данном направлении, эта истина себя уже веками подтвердила.

Запись на личный прием и консультации:

Офис (секретарь):

Степанов Роман Олегович:

Стоимость консультации – от 5 000 рублей.

Офис:

Россия, г. Москва, Якиманский переулок, д. 6 (Бизнес-центр «Имперский Дом»)

Коллегия адвокатов «Правовой советникЪ»

(ст.м. «Октябрьская»-радиальная, «Полянка»).

! Прием только по предварительной записи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Официальные страницы в социальных сетях:

Источники

Административное выдворение за пределы рф сроки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here