Административные наказания за нарушения таможенных правил

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Административные наказания за нарушения таможенных правил", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (ст.ст. 16.1 — 16.24)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ глава 16 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)

>
Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

http://base.garant.ru/12125267/fd60475f90ada2748768d9adac61aafb/

Санкции за отдельные нарушения таможенных правил могут смягчить

Административную ответственность за нарушение таможенных правил хотят усовершенствовать. Соответствующий правительственный законопроект 1 внесен в Госдуму.

Так, предлагается дополнить перечень административных наказаний за отдельные правонарушения в области таможенного дела, включив в него предупреждение. Такая поправка может коснуться следующих составов:

  • несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии, о действии непреодолимой силы или о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров или транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, о месте нахождения товаров или транспортных средств либо необеспечение перевозки товаров или транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место;
  • причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается;
  • уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации.

Отметим, сейчас за указанные деяния предусмотрены только штрафные санкции (ч. 2 ст. 16.6, ст. ст. 16.8, 16.11 КоАП РФ).

Кроме того, планируется уменьшить с 50 тыс. до 20 тыс. руб. минимальный размер штрафа, взимаемого с юридического лица за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Авторы инициативы отмечают, что предлагаемые изменения соответствуют характеру и степени общественной опасности указанных нарушений таможенных правил, конституционным принципам справедливости и соразмерности наказания тяжести содеянного и размера причиненного ущерба.

Также планируется уточнить диспозицию административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и смягчить административную ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки (ст. 16.9 КоАП РФ). Так, в ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ предполагается предусмотреть ответственность только за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа или утрату товаров, находящихся под таможенным контролем, сохранив в качестве наказания за данное правонарушение конфискацию товаров, явившихся предметом административного правонарушения. В свою очередь, ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки может быть установлена ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ – при этом предлагается исключить наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения. Действующую редакцию ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ предполагается сохранить и считать ч. 3 этой же статьи.

«Указанные изменения позволят лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, индивидуализировать наказания с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, финансового и имущественного положения юридических лиц», – считают разработчики законопроекта.

Как отмечается в правительственной справке к документу, его принятие позволит исключить неоднозначность описания диспозиций правонарушений и уточнить санкции исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и их последствиям.

http://www.garant.ru/news/692044/

4. Административные наказания за нарушения таможенных правил

Административная ответственность проявляется в применении к лицу, совершившему противоправное деяние, административных наказаний. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяемой в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, целями административного наказания выступают частная и общая превенция. В первом случае через наказание от совершения подобных деяний в будущем удерживается лицо, привлеченное к административной ответственности, во втором — все остальные субъекты, получившие возможность на чужом опыте убедиться в том, к чему может привести нарушение норм административно-деликтного права.

Дополнительно законодатель определяет список целей, на достижение которых административное наказание не должно быть направлено. В него вошли:

унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего правонарушение,

причинение ему физических страданий,

нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное наказание вариативно. Существуют девять его видов:

предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменной форме);

административный штраф — денежное взыскание, выражающееся в рублях и устанавливаемое для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, или выраженное в величине, кратной стоимости предмета правонарушения, сумме неуплаченных фискальных платежей либо сумме выручки, полученной правонарушителем;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное их изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу на срок от одного месяца до трех лет (например, права на управление транспортным средством, права охоты),

административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток (за нарушение требований режима чрезвычайного положения или контртеррористической операции -до тридцати суток);

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — принудительное и контролируемое перемещение физического лица через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы;

Читайте так же:  Постановление по делу об административном правонарушении коап

дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (применяется на срок от шести месяцев до трех лет);

административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (применяется на срок до девяноста суток).

Законодатель классифицирует административные наказания в зависимости от специфики их назначения. По данному критерию они подразделяются на две группы:

применяемые только в качестве основных,

устанавливаемые в качестве как основных, так и дополнительных.

К первой группе относятся шесть видов административных наказаний: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Вторая группа включает в себя остальные административные взыскания: возмездное изъятие, конфискацию и административное выдворение за пределы РФ. Смысл подобного разделения заключатся в том, что за одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Это не единственный вариант классификации видов административных наказаний, используемый законодателем. Они делятся на группы также по следующим основаниям:

1. По источнику закрепления:

а) устанавливаемые КоАП РФ за нарушение правил, предусмотренных федеральным законодательством (все девять видов);

б) закрепляемые в санкциях норм, содержащихся в статьях законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (предупреждение и административный штраф).

2. По субъекту ответственности:

а) применяемые к физическим лицам (все девять видов);

б) актуальные для юридических лиц (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация, административное приостановление деятельности).

3. По субъекту административной юрисдикции:

а) назначаемые исключительно судьями (возмездное изъятие, конфискация, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности);

б) налагаемые не только судьями, но и административными органами и их должностными лицами (предупреждение, административный штраф, административное выдворение за пределы РФ).

В санкциях норм, содержащихся в статьях главы 16 КоАП РФ, закрепляются три вида административных наказаний: предупреждение, административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Наименее распространен первый из числа вышеназванных видов. Предупреждение как альтернатива административному штрафу может назначаться за нарушение режима зоны таможенного контроля, несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита, непредставление в таможенный орган отчетности, несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных взаявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Административный штраф, напротив, присутствует во всех санкциях норм, помещенных в главу 16 КоАП РФ. Чаще всего он выражается в рублях и может устанавливаться в диапазоне между минимальным и максимальным размерами. Например, за совершение физическими лицами такого деяния, как недекларирование либо недостоверное декларирование валюты, налагается административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей. Кроме того, данный вид административного наказания может выражаться в величине, кратной:

стоимости предмета административного правонарушения (например, за нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для граждан и юридических лиц административный штраф установлен в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения);

сумме неуплаченных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (от одной второй до двукратной суммы за заявление декларантом либо таможенным брокером при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера).

Конфискация может применяться за нарушения таможенных правил как в качестве основного, так и в качестве дополнительного (к административному штрафу) вида наказания. Как правило, объектом конфискации выступают товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметами административного правонарушения. Лишь в одном случае они могут рассматриваться еще и как орудие совершения правонарушения — при сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.

http://pravo.bobrodobro.ru/1975

Административные наказания за нарушение таможенных правил

Система административных наказаний, предусмотренных в административном законодательстве РФ за нарушение таможенных правил: предупреждение, административный штраф, конфискация. Основные и дополнительные санкции.

Порядок исчисления штрафных санкций и их взимания. Установление верхнего предела штрафной санкции.

Конфискация: понятие, порядок применения. Отличие конфискации от изъятия как меры процессуального обеспечения производства по делу о НТП.

Условия освобождения от административной ответственности.

Порядок назначения административных наказаний в таможенной сфере.

Общие правила назначения наказаний. Принципы применения наказаний за нарушения административного законодательства: равенство перед законом, презумпция невиновности, законность, индивидуализация наказания.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил. Назначение наказания при совершении двух и более нарушений таможенного законодательства. Сроки назначения административных наказаний.

Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением.

Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил): понятие, принципы и стадии.

Административная ответственность за нарушения таможенных правил в странах ЕАЭС.

Уголовная ответственность за экономические преступления в области таможенного дела.Основания уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства: юридическое, фактическое. Таможенные преступления в составе экономических преступлений. Виды таможенных преступлений и их основные особенности: объект посягательства, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Виды экономических преступлений в области таможенного дела.

Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ): состав, отличие, квалифицирующие признаки.

Читайте так же:  Обжалование решения районного суда в мосгорсуде результат

Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ): состав и вопросы квалификации.

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ): понятие, состав, квалифицирующие признаки.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Понятие, состав, отличительные особенности объективной стороны, позволяющей отграничить данное преступное посягательство от аналогичного состава нарушения таможенных правил.

Контрабанда: понятие, виды составов и квалифицирующие признаки.

Уголовная ответственность за нарушение таможенного законодательства в странах ЕАЭС.Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей по законодательству Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Республики Кыргызстан.

Тема 11. Таможенные споры и способы их разрешения.

Таможенные споры как вид экономических споров: понятие и виды.

Таможенные споры, возникающие по результатам таможенного контроля и последующего принудительного взыскания таможенных платежей ввиду корректировки таможенной стоимости, классификационного кода ТН ВЭД, страны происхождения товара. Оспаривание действий таможенных органов в административном порядке.

Особенности рассмотрения дел о взыскании с организаций и индивидуальных предпринимателей таможенных платежей и санкций Судебная практика рассмотрения заявлений организаций и индивидуальных предпринимателей к таможенным органам о признании недействительными: требований о корректировке таможенной стоимости; требований о корректировке классификационного кода ТН ВЭД; об уплате таможенных платежей.

Возврат (зачет) излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей.

Актуальные проблемы защиты прав правообладателей интеллектуальной собственности, борьбы с параллельным импортом средствами таможенного законодательства. Суд по интеллектуальным правам и его роль в охране интересов правообладателей товарных знаков, находящихся под охраной таможенной службы.

Рассмотрение об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности за нарушения таможенных правил.

Механизмы защиты законных интересов и прав хозяйствующих субъектов, установленные на уровне ЕАЭС.Оспаривание решений ЕЭК в административном порядке. Роль Суда ЕАЭС в защите прав хозяйствующих субъектов.

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

Очная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции семинары
Общая часть
1. Введение в таможенное право ЕАЭС Устный опрос, решение практических задач Устный опрос, решение практических задач
2. Правовые и институциональные основы функционирования ЕАЭС.
3. Таможенные органы и их должностные лица, предприниматели и иные субъекты таможенных правоотношений.
4. Товары как предметы таможенных правоотношений.
Особенная часть
5. Таможенные платежи Устный опрос, решение практических задач
6. Таможенный контроль предпринимательской деятельности Устный опрос, решение практических задач
7. Таможенные операции Устный опрос, решение задач, деловая игра
8. Таможенные процедуры
9. Перемещение через таможенную границу и совершение таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров. Решение задач
10. Юридическая ответственность хозяйствующих субъектов и их должностных лиц за нарушения таможенных правил
11. Таможенные споры и способы их разрешения.
Итого

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет более 70%.

http://megaobuchalka.ru/11/20756.html

Субъекты административной ответственности и особенности назначения наказания за совершение нарушений таможенных правил

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие — гражданами. Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.

Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип «двусубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Причем ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ за совершение нарушений таможенных правил наступает и для лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Физическое лицо

признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам выделяются две формы вины — умысел и неосторожность).

Должностное лицо

подлежит административной ответственности в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением только организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Существенным исключением являются нарушения таможенных правил, за совершение которых предприниматели без образования юридического лица (далее — ПБОЮЛ) несут административную ответственность как юридические лица (см. примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций.

Юридическим лицом

в соответствии с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц необходимо учитывать, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Читайте так же:  Понятие административного права административные правонарушения

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. В случаях разделения юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

http://megaobuchalka.ru/2/16397.html

Меры административной ответственности за нарушение таможенных правил (Шашкина А.Н.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

Статья посвящена анализу административного законодательства государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза в части, регулирующей наказания за нарушение таможенных правил. Автором осуществлен сравнительно-правовой анализ вида и размера наказаний за правонарушения в области таможенного дела в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан.

Одной из функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) является осуществление административного процесса по делам об административных правонарушениях и привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза (п. 3 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС)). Положения ТК ТС обязательны для всех государств — членов Таможенного союза, и национальное законодательство не должно противоречить его нормам [1], но в связи с тем, что на территории каждого государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) действует национальное законодательство, устанавливающее административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела, субъект внешнеэкономической деятельности, нарушивший таможенные правила в Российской Федерации, и субъект внешнеэкономической деятельности, совершивший аналогичное правонарушение в другой стране Союза, будут привлекаться к административной ответственности по различным нормам и к ним будут применяться разные административные санкции, кроме того, даже субъекты ответственности определяются в каждом государстве по-разному.

В статье проведен анализ административного законодательства государств — членов ЕАЭС на примере сравнения положений о наказаниях за правонарушения в области таможенного дела, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП РК), Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ). Рассмотрено законодательство трех стран ЕАЭС, поскольку они являются членами Таможенного союза более пяти лет (с 2010 г. Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, с 2015 г. Таможенный союз в рамках ЕАЭС). За эти годы сложилась определенная правоприменительная практика, на основании которой можно провести сравнительный анализ. Меры административной ответственности, установленные за таможенные правонарушения в Армении и Киргизии (с 2014 г. члены Таможенного союза в рамках ЕАЭС), по нашему мнению, будет возможно оценить лишь по прошествии времени с момента вступления этих стран в Союз.

Административное наказание является одной из разновидностей государственного административного принуждения, карательной санкцией за совершенное противоправное деяние [2]. Меры административной ответственности КоАП РФ определяет как «административное наказание», КоАП РК и КоАП РБ — «административное взыскание», однако такое различие не имеет принципиального значения, поскольку административное взыскание есть наказание, мера воздействия [3], что позволяет сделать вывод о том, что данными терминами номинируется одно и то же понятие.

Глава 16 КоАП РФ содержит 24 статьи и соответственно 44 состава нарушений таможенных правил, за которые предусмотрены такие наказания, как предупреждение, штраф, конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения. Согласно ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение и штраф могут применяться только в качестве основных административных наказаний, конфискация может быть назначена как основное, так и дополнительное наказание [4]. Особенности мер административной ответственности за таможенные правонарушения в РФ состоят в следующем:

1) предупреждение как мера наказания применяется за четыре состава правонарушений, предусмотренных гл. 16 КоАП РФ, в то время как в КоАП РК такое наказание установлено только для одного состава, в РБ предупреждение за нарушение таможенных правил не применяется;

2) конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения как основное наказание предусмотрена за 15 составов правонарушений в области таможенного дела, в РК и РБ конфискация может быть назначена только как дополнительное наказание, преимущественно в совокупности с основным наказанием — штрафом;

3) размер штрафа исчисляется в российских рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей. Отличием законодательства РФ от законодательства РК и РБ в рассматриваемой сфере является возможность выражения суммы штрафа в размере, кратном размеру стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Глава 14 «Административные таможенные правонарушения» КоАП РБ содержит 19 статей и 27 составов нарушений таможенных правил, за которые установлено всего два вида наказания: штраф и конфискация. Согласно ст. 6.3 КоАП РБ штраф является основным, а конфискация дополнительным административным взысканием. Выделим особенности административных наказаний за таможенные правонарушения в РБ:

Читайте так же:  Отмена постановления по делу об административном правонарушении

1) штраф как мера взыскания без конфискации предусмотрен для 14 составов, штраф с конфискацией товаров или без таковой — для 8 составов, а штраф с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств, на которых перевозились эти товары, — для 7 составов административных правонарушений;

2) гл. 14 КоАП РБ не предусматривает такого вида наказания, как предупреждение. Предполагаем, это обусловлено тем, что правонарушения в таможенной сфере в большинстве случаев наносят ущерб экономическим интересам государства, поэтому и наказания носят характер материального воздействия на правонарушителей. Кроме того, административное законодательство РБ исключает возможность применения к юридическим лицам такой меры взыскания, как предупреждение, это наказание установлено только для физических лиц. В РФ и РК предупреждение как вид наказания применяется и к юридическим, и к физическим лицам;

3) размер штрафа исчисляется в базовых величинах. Так, санкцией ч. 6 ст. 14.1 КоАП РБ установлено наказание для юридических лиц в размере от ста до пятисот базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся. Размер базовой величины устанавливается законодательством РБ на день вынесения постановления о наложении административного взыскания;

4) для физических и юридических лиц ст. 6.1 КоАП РБ установлены различные цели применения административных взысканий. Административное взыскание применяется к физическому лицу в целях воспитания, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами [5]. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений [5].

Глава 29 КоАП РК содержит 37 статей и 52 состава нарушения таможенных правил, за которые установлены такие наказания, как: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также исключение из соответствующего реестра. Согласно ст. 42 КоАП РК предупреждение и штраф могут применяться только в качестве основного наказания, исключение из реестра может применяться в качестве как основного, так и дополнительного взыскания (в ст. 544 КоАП РК выступает как дополнительное наказание), конфискация применяется только в качестве дополнительного наказания. Особенностями административных наказаний за таможенные правонарушения в РК являются:

1) штраф как основное наказание, без применения дополнительных взысканий, предусмотрен для 37 составов правонарушений в таможенной сфере; предупреждение возможно лишь при нарушении порядка убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза (ст. 525 КоАП РК). Совместно штраф и конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, применяются за составы правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 528, ч. 1 ст. 543, ч. 3 ст. 543, ст. 549, ст. 550, ч. 2 ст. 551, также возможно, но не обязательно установление дополнительного наказания по ч. 1 ст. 532, ч. 2 ст. 532, ст. ст. 541, 545, ч. 2 ст. 548, ст. 549, ч. 2 ст. 552;

2) возможность применения такой меры наказания, как исключение из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за проведение операций с товарами и транспортными средствами не в соответствии с их таможенной процедурой, а равно передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое решение обязательно. Исключение из реестра осуществляется уполномоченным органом в сфере таможенного дела по основаниям и в порядке, которые установлены таможенным законодательством РК [6];

3) штраф исчисляется в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент составления протокола об административном правонарушении [6];

4) КоАП РК не предусматривает минимального и максимального размера штрафа, за каждый состав установлена конкретная сумма, подлежащая взысканию с деликвента.

Результаты проведенного исследования позволили выделить различия в общих положениях об административных наказаниях за таможенные правонарушения, установленные законодательством РФ, РК и РБ (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение основных положений о наказаниях за нарушения таможенных правил в РФ, РК и РБ

http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=7112

Понятие и основные признаки административной ответственности в области таможенного дела

Глава 6. Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела

Понятие и основные признаки административной ответственности в области таможенного дела

Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства и достижения целей таможенной политики.

Согласно содержанию ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», одним из критериев оценки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Специальная таможенная статистика административных правонарушений в РФ имеет устойчиво-стабильный характер и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами.

Деятельность государства по установлению пределов административной ответственности за нарушение правил таможенного регулирования находится в его исключительной юрисдикции и является важнейшим средством защиты государственной экономики.

Законодательство России не содержит легальное определение административной ответственности за нарушение таможенных правил. Руководствуясь научными подходами к понятию юридической ответственности, административную ответственность в области таможенного дела можно определить следующим образом:

Административная ответственность в области таможенного делапредусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но имеет отличительные и особые признаки:

1) Является формой административного принуждения, как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;

2) Является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются публично-правовые деликты, посягающие на порядок таможенного регулирования и нормальную деятельность таможенных органов;

3) Является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;

4) Находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Читайте так же:  Запрет курения на территории медицинского учреждения

5) Реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП РФ (раздел III-V) и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб государств;

6) Сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;

7) Состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний, в виде предупреждения, административного штрафа и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

8) Нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международной перевозки через таможенную границу;

9) В целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза, административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.

Целиприменения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил:

ü превентивная(воспитательная) — направлена на предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ)

ü карательная— связана с претерпеванием виновным лицом негативных последствий морального или материального плана в пределах меры ответственности, установленной государством;

ü правовосстановительная (компенсационная), направленная на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений. Так, согласно ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, а ст. 4.7 Кодекса предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением;

ü охранительная – направлена на вытеснение вредных и опасных для экономики и общества вариантов поведения лиц в сфере таможенного регулирования, охрану и защиту интересов государства, и достижение целей таможенной политики.

Целью установления и применения мер административной ответственности не является унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1.КоАп РФ).

Необходимо разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности в сфере таможенного дела:

ü Установление административной ответственности – издание государством законов, предусматривающих применение административных наказаний за соответствующие деяния. Формой установления административной ответственности в сфере таможенного дела является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, глава 16 которого содержит 23 статьи, закрепляющие составы конкретных правонарушений в области таможенного дела и наказания за их совершения;

ü Применение административной ответственности – процесс привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил и применения к ним наказаний судами, таможенными органами и их должностными лицами. Формами применения административной ответственности являются индивидуальные акты применения наказаний к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим таможенное правонарушение. Процесс правоприменительной деятельности по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил регулируется КоАП РФ (разделы III-V) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами ФТС. Важную роль в области применения административной ответственности играют постановления Конституционного суда РФ, постановления Пленумов ВАС РФ, ВС РФ по таможенным спорам, постановления ЕСПЧ и международные соглашения по вопросам административного сотрудничества и взаимопомощи в области борьбы с таможенными правонарушениями.

Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ): защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В статьях Кодекса об административных правонарушениях частично закреплены основные принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4.); презумпция невиновности (ст. 1.5.); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6.). Иные принципы вытекают из смысла норм Кодекса об административных правонарушениях и являются общими принципами привлечения лиц к юридической ответственности:

· принцип неотвратимости наказания, является важнейшим правовым принципом и нацелен на то, что ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным;

· принцип ответственности за противоправное деяние, а не за противоправные мысли, то есть, зародившись в сознании лица, противоправные мысли должны быть реализованы и внешне выражены;

· ответственность только за виновное деяние. При отсутствии вины невозможна постановка вопроса о привлечении лица к ответственности (ст.ст. 2.1; 2.2. КоАП РФ);

· никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст.4.1 КоАП РФ);

· принцип двухсубъектной ответственности, закреплен в п.3 ст. 2.1 КоАП РФ и гласит, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо;

· принцип справедливости привлечения к ответственности, указывает на то, что размер применяемого наказания должен соответствовать размеру общественного вреда, причиненного правонарушением;

· принцип оперативности и своевременности привлечения к административной ответственности связан с тем, что законом предусмотрены сроки давности привлечения к административной ответственности (ст.4.5 КоАП РФ)

Правовая теория конструирует понятие структуры административной ответственности, состоящей из следующих элементов:

ü основание юридической ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);

ü правовые условия привлечения к административной ответственности и исключающие ее;

ü субъекты административной ответственности;

ü административные наказания (санкции);

Юридическим основанием административной ответственности является наличие ее нормативного закрепления за совершение конкретных правонарушений. Фактическим основанием юридической ответственности является событие совершения конкретного правонарушения лицом. Процессуальным основанием административной ответственности в таможенной сфере является официальная фиксация правонарушения путем составления уполномоченным должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении. Эти основания юридической ответственности тесно взаимосвязаны, и отсутствие любого из них исключает возможность постановки вопроса о привлечении субъекта к административной ответственности.

Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 1575 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lektsii.org/1-32036.html

Административные наказания за нарушения таможенных правил
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here