Административным наказанием взысканием является

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Административным наказанием взысканием является", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административные взыскания

Цели административных взысканий

Следующим элементом общей характеристики административной ответственности являются административные взыскания. Они являются мерой ответственности за совершенное административное правонарушение и применяются в целях воспитания лица, его совершившего, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Главное, т.е. юридическое, его содержание состоит в том, что такого рода взыскание означает прежде всего применение к правонарушителю соответствующей наказательной меры, равно как и во всех других случаях совершения правонарушений. Это означает, что административное взыскание влечет наступление определенных негативных последствий для виновного. Другое дело – степень таких последствий. Они мягче по сравнению с уголовным наказанием, хотя нередко весьма близки к ним.

Административные взыскания могут выражать либо моральное осуждение деяния, совершенного тем или иным лицом (например, предупреждение), либо материальное воздействие на правонарушителя (например, денежный штраф, конфискация имущества). Но во всех случаях они не преследуют цель возмещения материального ущерба, нанесенного данным административным правонарушением.

Если же такой ущерб нанесен административным правонарушением гражданину или юридическому лицу, то в соответствии со ст. 40 КоАП одновременно с наложением взыскания полномочный орган (должностное лицо) решает вопрос о его возмещении, однако в крайне ограниченном объеме – половина минимального размера оплаты труда. Только народный суд вправе решить данный вопрос независимо от размера ущерба.

Предполагается, что при отсутствии спора только судья может принять решение о возмещении имущественного ущерба, а в остальных случаях он возмещается в исковом порядке.

Административное взыскание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу

В отношении юридического лица могут применяться лишь следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное приостановление деятельности.

Виды административных взысканий

Система административных взысканий определена в ст. 24 КоАП: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права; исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Все они рассчитаны как на физических, так и на юридических лиц.

Предупреждение – официальное осуждение государством правонарушения и предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Оно считается взысканием, если вынесено в письменной форме. Применяется, как правило, при малозначительности правонарушения. При этих условиях полномочный орган (должностное лицо) может ограничиться устным замечанием, которое административным взысканием не является (ст. 26 КоАП).

Административный штраф – денежное взыскание, выражаемое в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, т.е. наказание материального характера.

Возможно его выражение в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Административный штраф не может составлять менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Налагаемый на граждан, он не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – пятидесяти; на юридических лиц – пятисот таких размеров. В случае утраты, повреждения имущества или получения незаконного дохода размер штрафа – до десятикратной величины стоимости имущества либо размера дохода.

В некоторых случаях размер административного штрафа определяется в абсолютных величинах (например, за бесплатный проезд в общественном транспорте в г. Москве – 10 рублей).

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или его непосредственным объектом, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по его реализации. Это взыскание не применяется в отношении охотничьего оружия, боеприпасов и других орудий охоты, принадлежащих лицам, для которых охота является основным законным источником существования (ст. 28 КоАП).

Конфискация таких же предметов – принудительное безвозмездное изъятие их в собственность государства. Ограничения применения данного взыскания такие же, как и при возмездном изъятии предметов. Конфискация назначается судьей (ст. 29 КоАП).

Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу (права на управление транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое и систематическое нарушение порядка пользования таким правом. Назначается такое взыскание на срок не менее одного месяца и не более двух лет.

Лишение права управления транспортными средствами не применяется к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью.

Однако в случаях управления ими в состоянии опьянения, уклонения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия с их участием такое взыскание может быть к ним применено.

Не применяется взыскание к лицам, для которых право охоты, хранения и ношения охотничьего оружия является источником их существования (ст. 30 КоАП).

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 процентов его заработка в доход государства. Назначает их суд (судья) (ст. 31 КоАП).

Предполагается исключение исправительных работ из числа административных взысканий, так как они по своей сути являются административным штрафом «в рассрочку».

Административный арест применяется в исключительных случаях на срок до пятнадцати суток судом (судьей). Фактически он означает краткосрочное лишение свободы; арестованные содержатся по стражей.

Арест не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к инвалидам первой и второй групп, а также к лицам, не достигшим 18 лет (ст. 32 КоАП).

Административное выдворение из пределов РФ – взыскание, применяемое только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 1 КоАП).

Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся предупреждение, административный штраф, административный арест.

Возмездное изъятие, конфискация относятся к числу дополнительных взысканий. Лишение специального права, административное выдворение могут применяться как основные, так и дополнительные взыскания.

Так, контрабанда товаров, ценностей и иных предметов влечет наложение штрафа (основное взыскание) и конфискацию (дополнительное взыскание) предметов контрабанды (ст. 187 КоАП).

Читайте так же:  День совершения административного правонарушения

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

2. Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП РФ содержит закрытый перечень видов административных наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, а также определяет основные условия их назначения. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

5. Основные и дополнительные административные наказания

Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает основные и дополнительные меры административной ответственности, а также порядок их назначения.

К основным административным наказаниям относятся:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

Данные административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

В качестве основных и дополнительных можно применять следующие виды мер административной ответственности:

  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида (лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ закреплено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Данный принцип призван исключить возможность двойной ответственности за одно и то же правонарушение.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ. Исходя из этого в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.

Кроме того, при применении указанных норм необходимо иметь в виду, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

1. Понятие административного наказания и условия его назначения

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исходя из данного определения административное наказание может назначаться при наличии следующих условий:

  1. мера ответственности устанавливается исключительно государством (КоАП РФ предусматривает возможность устанавливать меру административной ответственности как на федеральном, так и на региональном уровне (субъектами РФ в региональных законах), но в рамках, установленных федеральным законодательством);
  2. назначается только за совершение административного правонарушения. Перечисленные в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения. Совершение иных правонарушений и проступков (преступлений; гражданских правонарушений; дисциплинарных проступков; налоговых правонарушений, влекущих применение налоговых санкций) не может повлечь назначение административного наказания.
  3. назначение административного наказания должно преследовать цель предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
  4. административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания

Мерами ответственности за совершение административных правонарушений являются административные наказания.

Статья 3.2. КоАП РФ предусматривает, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Рассмотрим эти виды административных наказаний подробнее.

Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое административным наказанием не является.

Административный штраф — это основная мера административного наказания, предусмотренная почти за все виды административных правонарушений.

Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы, размер которой устанавливается в величине, кратной:

  • минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, как правило, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — 50 размеров оплаты труда, на юридических лиц — 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предметом административного правонарушения и последующая его реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

Читайте так же:  Срок обжалования постановления о назначении административного наказания

Данная мера применяется, в частности, за нарушение правил хранения, перевозки, ношения, использования оружия и патронов к нему. Не допускается изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, дозволенных орудий охоты и рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — это принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения. Это может быть имущество, которое незаконно хранится, провозится либо пользование которым не оформлено в соответствии с требованиями законодательства. В любом случае конфискуемое имущество должно принадлежать правонарушителю на праве собственности — в противном случае применение конфискации не было бы для него наказанием.

Поэтому не является конфискацией изъятие из незаконного владения правонарушителя вещей, подлежащих возвращению их собственнику, а также вещей, изъятых из оборота (например, радиоактивных материалов) либо по иным причинам находящихся в противоправном владении правонарушителя и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискация назначается судьей. Не допускается конфискация (как и рассмотренное выше возмездное изъятие) охотничьего оружия, боеприпасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Виновные в совершении административного правонарушения лица могут быть лишены только тех прав, которые ранее были им предоставлены на основе индивидуальных актов управления. Наказание в виде лишения специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Законодательством предусмотрена возможность лишения специальных прав трех видов:

лишение права управления транспортным средством (в том числе воздушным, морским или речным судном). Это наказание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого лицо является;

лишение права охоты. Это наказание не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию;

лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Административный арест является самой строгой мерой административного наказания. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II группы. Административный арест назначается судьей.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России.

Административное выдворение назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация представляет собой лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть применена.

Это лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные управляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.

Приведенный в ст. 3.2 КоАП РФ перечень административных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотренных КоАП РФ, применяться не могут.

Административные наказания делятся на основные и дополнительные. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация применяются только в качестве основных. Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение могут быть как основными, так и дополнительными. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех наказаний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения.

Лицами, уполномоченными назначать административные наказания, являются органы государственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся: органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные органы, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного контроля и многие другие (всего несколько десятков видов органов и должностных лиц).

Применение административной ответственности составляет особую, исключительную компетенцию этих органов, является их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке осуществления судьей административной юрисдикции.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

Информация об изменениях:

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Читайте так же:  Уплата административного штрафа кбк

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ в часть 3 статьи 3.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

>
Основные и дополнительные административные наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административным наказанием взысканием является

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Видео (кликните для воспроизведения).

    Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное наказание по КоАП РФ. Понятие, виды, условия назначения
    1. Понятие административного наказания и условия его назначения
    2. Виды административных наказаний
    3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу
    4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу
    5. Основные и дополнительные административные наказания
    6. Какие административные наказания вправе устанавливать субъекты Федерации?
    7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи, либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

    6. Какие административные наказания
    вправе устанавливать субъекты Федерации?

    Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ конкретизирует положения о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, с учетом того, что установление перечня видов административных наказаний и правил их применения относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).

    Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф. Соответственно, только Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть установлены все остальные виды административных наказаний

    Правила наложения административных взысканий

    Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административную ответственность и, следовательно, наложение административных взысканий.

    Крайняя необходимость – причинение вреда охраняемым законом интересам, когда опасность, непосредственно угрожающая личности и правам данного лица или других лиц, охраняемым законом интересам общества и государства, не могла быть устранена иными средствами и если причиненный правонарушением вред менее значителен, чем предотвращенный вред (ст. 18 КоАП).

    Необходимая оборона – причинение административным правонарушением вреда посягающему на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, совершенное в состоянии необходимой обороны (ст. 19 КоАП).

    Невменяемость так же, как и названные два условия исключает применение к физическим лицам административных взысканий.

    Административное взыскание – результат признания вступившего в законную силу постановления полномочного органа (должностного лица), установившего виновность данного лица. До того действует презумпция невиновности. Административная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

    Никто не может быть подвергнут административному взысканию иначе как на основании и в порядке, установленными законом. Применение взысканий должно быть осуществлено в пределах компетенции уполномоченных органов (лиц) и в точном соответствии с законом.

    Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. Устанавливающий или отягчающий ответственность закон обратной силы не имеет.

    Административное взыскание должно быть справедливым, соответствовать характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности виновного. При наложении взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Наложение взыскания на юридическое лицо предполагает учет в принципе таких же моментов (кроме личности).

    Установлено, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

    К обстоятельствам, смягчающим ответственность, что влияет на выбор конкретного административного взыскания, относятся: раскаяние; предотвращение вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяжелых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

    В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, – совершение правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; группой лиц; в условиях стихийного бедствия; повторное в течение года совершение однородного правонарушения и т.п. (ст. 36 КоАП).

    При совершении одним лицом двух или более правонарушений административное взыскание налагается за каждое из них в отдельности.

    Лицо, на которое наложено административное взыскание, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении взыскания. Естественно, что наложение административного взыскания не тождественно судимости.

    Установлена давность привлечения к административной ответственности. Лицо не подлежит административному наказанию по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

    Административные взыскания могут налагаться также на лиц, в отношении которых отказано в возбуждении уголовных дел ввиду наличия в их действиях признаков административного правонарушения.

    § 5. Административное взыскание

    В обоих случаях предмет подлежит принудительному изъятию, т.е. независимо от волеизъявления собственника. При этом правонарушитель утрачивает право собственности на изъятый или конфискованный предмет.
    Административным взысканием в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, является лишение права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Наличие у гражданина или юридического лица специального права подтверждается разрешительными документами органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных муниципальных органов (при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию). К таким документам относятся: водительское удостоверение; сертификат соответствия, подтверждающий соответствие товаров и услуг установленным стандартам; разрешение на право пользования радиоэлектронными средствами или высокочастотными устройствами; лицензия; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; доку-

    б) административных взысканий, предусматривающих принудительные имущественные санкции (штраф, возмездное изъятие, конфискация предмета и исправительные работы);
    в) взысканий, предусматривающих временное ограничение прав граждан (п. 5 ст. 24 КоАП — лишение специального права);
    г) взысканий, применение которых сопряжено с временной изоляцией правонарушителя от общества (административный арест);
    д) административных взысканий, предусматривающих применение насильственных методов физического принуждения (административное выдворение иностранных физических лиц).

    Читайте так же:  Мелкое хищение фабула протокола

    Правовое регулирование экономических отношений

    3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу

    К физическим лицам может применяться любое из перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административных наказаний. При этом административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи,
    либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

    В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 — 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

    Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием..

    Какое наказание можно понести за административное правонарушение

    Размер и вид наказания за конкретное правонарушение определяют исключительно в пределах, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

    При этом смягчающие и отягчающие обстоятельства могут повлиять на изменение вида и размера наказания, но только в пределах, установленных статьей.

    Большинство правонарушений карается штрафом, однако закон предусматривает и иные виды наказаний. Также помимо основного наказания может быть назначено дополнительное (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

    Уклонение от исполнения наказания (в т. ч. от уплаты штрафа) само по себе является правонарушением, предусмотренным статьей 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. То есть за уклонение можно понести дополнительное наказание.

    Основные виды административного наказания

    За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания из тех, что указаны в статье Кодекса РФ об административных правонарушениях или регионального закона об административной ответственности (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

    К основным видам наказания относятся следующие.

    Для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

    • предупреждение,
    • административный штраф,
    • административное приостановление деятельности.

    Только для физических лиц:

    • лишение специального права,
    • дисквалификация (применяют только к лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ, в т. ч. к предпринимателям),
    • обязательные работы,
    • административный арест.

    Предупреждение. Это оформление документа, в котором выражено официальное порицание правонарушителю.

    Ограничиться таким наказанием можно, если нарушение:

    • совершено впервые,
    • не повлекло имущественный ущерб,
    • не создало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    При одновременном соблюдении этих условий можно рассчитывать на предупреждение.

    Однако нередко компетентные органы не учитывают смягчающие обстоятельства, а сразу назначают более строгий вид наказания, например штраф. В таких случаях стоит добиваться изменения вида наказания со штрафа на предупреждение.

    Пример из практики: Суд изменил наказание со штрафа на предупреждение, поскольку административный орган не учел смягчающие обстоятельства

    Административный штраф. Он предусмотрен практически за все правонарушения и выражается в денежном взыскании.

    Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

    Закон не дает четкий перечень прав, которых могут лишить. Однако из санкций, установленных за конкретные нарушения, можно сделать вывод, что это:

    • право управления транспортным средством (в т. ч. наземным, водным или воздушным),
    • право на приобретение, хранение и ношение оружия,
    • право осуществлять охоту.

    Лишение права назначают, когда лицо грубо или систематически нарушало порядок пользования им.

    Срок лишения составляет от одного месяца до трех лет (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ). При этом лишить права может только суд, никакой иной орган не наделен такими полномочиями (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

    В отдельных случаях это наказание не применяют.

    Административный арест. Его назначает только суд в исключительных случаях (ст. 3.9 КоАП РФ).

    Он предусматривает изоляцию от общества до 15 суток. Срок административного задержания входит в срок ареста (ч. 3 ст. 3.9, ст. 27.5 КоАП РФ).

    В двух случаях арест может длиться до 30 суток:

    • за нарушение требований режима чрезвычайного положения. Такой режим устанавливают Указом Президента РФ в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ О чрезвычайном положении,
    • за нарушение требований правового режима контртеррористической операции.

    Такой режим устанавливают в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ О противодействии терроризму.

    Арест не применяют в отношении:

    • беременных женщин,
    • женщин с детьми до 14 лет,
    • лиц, не достигших 18 лет,
    • инвалидов I и II групп,
    • военнослужащих,
    • граждан, призванных на военные сборы,
    • имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

    Судья обязан проверить, не относится ли привлекаемое лицо к этим категориям (абз. 2 п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

    Порядок отбывания определен в Федеральном законе от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ О порядке отбывания административного ареста.

    Читайте так же:  Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних

    Дисквалификация.

    Ее назначает только суд, она предусматривает лишение физического лица следующих прав на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ):

    • замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
    • занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
    • входить в совет директоров (наблюдательный совет) юридического лица,
    • осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
    • осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,
    • осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг,
    • осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

    Дисквалификацию могут применить к следующим лицам:

    • замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
    • осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,
    • членам совета директоров (наблюдательного совета),
    • индивидуальным предпринимателям,
    • занимающимся частной практикой (например, нотариусам, оценщикам, патентным поверенным, адвокатам, частным детективам, частным охранникам, арбитражным управляющим),
    • сотрудникам многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг,
    • сотрудникам иных организаций, осуществляющих полномочия многофункциональных центров,
    • сотрудникам государственного учреждения, которое оказывает услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровому учету,
    • к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законом.

    Такие правила установлены в статье 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Административное приостановление деятельности. Это временное прекращение:

    • деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков,
    • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
    • отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Назначает такое наказание только суд. Но есть исключение: за правонарушение по части 3 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (грубое нарушение требований промышленной безопасности) назначить наказание могут должностные лица Ростехнадзора.

    Такое правило установлено в части 1 статьи 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Срок приостановления деятельности может составлять до 90 суток (п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

    Обязательные работы. Это выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ в свободное от основной работы (службы или учебы) время (ст. 3.13 КоАП РФ). Срок их может составить от 20 до 200 часов, отработка не более 4 часов в день.

    Его не применяют к:

    • беременным женщинам,
    • женщинам с детьми до трех лет,
    • инвалидам I и II групп,
    • военнослужащим,
    • гражданам, призванным на военные сборы,
    • имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

    Такое наказание назначает только суд.

    Дополнительные виды административного наказания

    Такое наказание может стать как самостоятельной санкцией, так и дополнительной к одному из основных наказаний (ч. 2, 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

    К дополнительным наказаниям относят следующие.

    К физическим и юридическим лицам применяют конфискацию орудия совершения или предмета правонарушения.

    Только к физическим лицам применяют:

    • административное выдворение из страны иностранного гражданина или лица без гражданства,
    • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

    Орудия это предметы, с помощью которых совершено нарушение, а предметы это объекты, на которые оно направлено. При этом закон не раскрывает эти понятия, их можно вывести из судебной практики.

    Конфискацию назначает только суд. Это принудительное безвозмездное обращение в федеральную или региональную собственность указанных вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).

    При этом для некоторых категорий вещей установлен особый порядок, отличный от конфискации (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ):

    • имущество, изъятое из оборота, забирают и передают соответствующей организации либо уничтожают,
    • вещи, находящиеся во владении лица на законных основаниях, но подлежащие возвращению их собственнику, изымают и передают последнему. Если собственника установить не удается, имущество обращают в собственность государства,
    • вещи, находящиеся в противоправном владении, изымают и обращают в собственность государства либо уничтожают.

    Конституционный суд РФ отметил, что не допускается конфискация орудия правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к ответственности и не признанному виновным в совершении (п. 1 постановления Конституционного суда РФ от 25 апреля 2011 г. № 6-П).

    На это также указал Пленум ВАС РФ в пункте 15.2 постановления от 2 июня 2004 г. № 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

    Пример из практики: Имущество, ставшее орудием правонарушения, не может быть конфисковано, если лицо владеет им на праве аренды, а его собственник другое лицо

    Конфискацию охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяют к лицам, для которых охота или рыболовство основные законные источники средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).

    Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Это принудительное перенаправление иностранных граждан через государственную границу РФ за ее пределы.

    В некоторых случаях таким лицам разрешают контролируемый самостоятельный выезд из страны.

    Такое наказание назначает только суд.

    Исключение если правонарушение совершено при въезде в страну. В таком случае наказание может назначить и применить сотрудник уполномоченного органа.

    Такие правила установлены в статье 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Это временный запрет зрителю на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Назначает только суд на срок от шести месяцев до семи лет.

    Основание для такого запрета нарушение правил поведения на мероприятии.

    За нарушение этого запрета зрителя могут привлечь к ответственности по части 5 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф и арест.

    Такие правила установлены в статье 3.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Материал Юридической справочной системы Система Юрист

    Источники

    Административным наказанием взысканием является
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here