Что делать с протоколом об административном правонарушении

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Что делать с протоколом об административном правонарушении", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 28.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5, см. коммент. к ст. 28.4, 28.5);

б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил — 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15, а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6, 29.10);

2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2, указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях — с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2, 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2. Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2, а также ст. 28.3, 28.5, 28.8, 29.5 (см. коммент. к ним);

6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении — допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4, 5 пост. N 5), что:

а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3, а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.

Кроме того, ВС полагает, что:

— если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

— обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (п. 8 Пост. N 18);

— ч. 2 ст. 28.2 устанавливает, что в протоколе об АП указываются и иные сведения (помимо перечисленных в самой ст. 28.2 — А.Г.) необходимые для разрешения дела (п. 9 Обзора от 28.05.08).

4. В свою очередь ВАС обратил (в п. 17 пост. N 2) разъяснил следующие особенности применения ст. 28.2:

1) ст. 28.2 представляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении;

2) суду необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2, направленные на защиту этих прав;

3) нарушение указанных прав может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования органа о привлечении к административной ответственности (по ч. 2 ст. 206 АПК), или для признания незаконным и отмены оспариваемого решения (по ч. 2 ст. 211 АПК).

5. О практике применения ст. 28.2 судами см. также п. 11 Пост. от 21.11.05.

http://base.garant.ru/5872064/34cf1a95f263311c1d1e79d6d700631d/

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 28.5 показывает, что:

1) по общему правилу протокол об административных правонарушениях должен быть составлен немедленно после выявления (должностным лицом, которое вправе составить протокол, см. коммент. к ст. 28.3) административного правонарушения. См. об этом также письмо ГТК от 17.05.02 N 01-06/19136;

2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

Читайте так же:  Порядок формирования дел об административных правонарушениях

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 — являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

http://base.garant.ru/5872064/3bd43f497cfc1a623ede9170f9f87df6/

Я не согласна с протоколом об административной правонарушении ст,6.

Я не согласна с протоколом об административной отв-по ст,6.1.1 коап., по причине несовершения побоев, а расследование было не всестороннем, куда жаловаться и как будет называться » жалоба на постановление»? Я предполагаю что в суд или прокурору, но если в суд то по месту фактического проживания и места конфликта или по месту своей прописки?

КоАП РФ Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса:

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

(в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ)

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Согласно Федерального закона от 3 июля 2016 года N 326-ФЗ нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, в отношении иных лиц отнесены к административному правонарушению, предусмотренному ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В пункте 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений, в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Частью 2 статьи 28.2 КоАП предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

http://www.9111.ru/questions/15155116/

Обжалование протокола об административном правонарушении

Любое совершенное правонарушение должно быть необходимым образом зафиксировано.

Это касается как административных проступков, так и деяний, преследуемых в уголовном порядке.

Выявление противоправных действий оформляется в виде протокола.

В статье мы разберемся с тем, возможно ли обжалование протокола об административном правонарушении.

Особенности протокола и постановления

При совершении действий, преследуемых в административном порядке, в большинстве случаев появляются два основных документа. Первым из них является протокол, фиксирующий административное правонарушение. Он подтверждает факт противоправного поведения, преследуемого по нормам КоАП РФ.

В самом протоколе мера ответственности не фигурирует. В нем описываются содержание допущенного нарушения, а также нормы законодательства, устанавливающие за него ответственность.

В то же время, существуют и ситуации, когда протокол не делается, а сразу выписывается постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности. В их число входит:

— открытие административного дела органами прокуратуры;

— получение предупреждения или внесение штрафа прямо на месте совершения ненадлежащего поступка;

— фиксация нарушений ПДД с помощью стационарной техники;

— наложение прописанных санкций в рамках процесса исполнительного производства (в частности, за игнорирование требований приставов).

Протокол об административном правонарушении служит основанием для вынесения постановления о привлечении к ответственности как граждан, так и юридических лиц. При этом КоАП устанавливает различные типы санкций. Это не только штраф, но и конфискация имущества, арест, запрет заниматься определенным родом деятельности, лишение прав (например, водительских) и т.д.

В отношении предприятий возможна ответственность в виде временного ограничения или запрета деятельности. Если к проступку причастен иностранец, то ему может грозить выдворение за пределы РФ.

Постановление относительно ответственности принимается как уполномоченной государственной структурой, так и судом. При этом в таком документе может сразу содержаться одновременно несколько типов наказания. Например, за управление машины в нетрезвом состоянии положены и штраф в сумме 30 тысяч рублей, и лишение водительских прав на определенный промежуток времени.

Читайте так же:  Оспорить решение суда по административному делу

И у протокола об административном правонарушении и у постановления существует своя определенная форма. Ее несоблюдение стать причиной для отмены примененных санкций.

Сроки

Протокол составляется сразу при выявлении нарушения в присутствии причастных к нему лиц, а также свидетелей.

Однако само постановление выносится спустя некоторое время.

Оно не безгранично, поскольку существуют сроки давности.

Причины для обжалования

Обжалование самого протокола об административном правонарушении законодательством не предусмотрено. Однако у гражданина или предприятия существует возможность оспорить последующее постановление о применении административных санкций (напомним, что оно выносится именно исходя из положений протокола).

Итак, по каким же основаниям можно добиться отмены постановления. Прежде всего, это отсутствие правонарушения как такового. И здесь в обоснование собственной позиции необходимо ссылаться не только на содержание протокола, но и на иные доказательства. В их число входят свидетельства очевидцев, видеосъемка, фотографии, данные проведенных независимых экспертиз и т.д.

Если административный проступок формально имел место, то в ряде случаев удается все равно оспорить постановление об админправонарушении.

Например, действия лица имели малозначительный характер и не нанесли никакого ущерба окружающим или государству.

Часто происходит так, что нарушение стало следствием крайней необходимости.

Так, сидящий за рулем был вынужден выехать на встречную полосу для того, чтобы предотвратить ДТП. В описанной ситуации постановление тоже можно обжаловать.

Когда действия совершены вследствие необходимости, желательно прямо об этом указать в протоколе.

Пересмотр административных санкций происходит тогда, когда прошли сроки давности для привлечения виновника к ответственности. Что это означает? Согласно нормам КоАП РФ, по общему правилу постановление о санкциях может быть вынесено не позднее двух месяцев с момента оформления протокола. Если же наказание определяет суд, то свое решение он должен принять в пределах 3 месяцев.

В то же время, по некоторым действиям административное законодательство предусматривает достаточно продолжительные сроки давности. Например, по ряду нарушений в сфере экономики и финансов период привлечения к ответственности составляет 2 года с момента совершения проступка. При коррупционных действиях, преследуемых в административном порядке, срок наложения наказания равен шести годам.

Поставить постановление под сомнение можно и тогда, когда ненадлежащим образом были оформлены материалы об административном правонарушении или с несоблюдением установленной процедуры.

К примеру, при подозрении водителя на управление транспортом в нетрезвом виде должно быть проведено медицинское освидетельствование.

И практика показывает, что если порядок обследования был нарушен, то вышестоящие суды занимают позицию водителя и отменяют наказание в виде лишения его прав.

Наконец, оспорить постановление возможно в том случае, если нарушение было совершено несовершеннолетним гражданином.

Свидетели и подписание документа

Для начала отметим, что в протоколе должен быть указан набор сведений, предусмотренный в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В число необходимой информации входит дата и место его оформления, инициалы и должность автора протоколы, данные о нарушителе, потерпевших и свидетелях.

Далее описывается суть правонарушения (включая время и место его совершения), а также указываются нормы законодательства, устанавливающие санкции за него.

В число участников производства по административному делу могут входить свидетели. Это те лица, которые стали очевидцами проступка. Данные о них заносятся в протокол об админправонарушении. Объяснения свидетелей по сути дела также должны присутствовать в протоколе. При этом они должны быть скреплены личными подписями.

Свидетель в рамках административного дела вправе не давать показаний против себя, а также людей, приходящихся ему близкими родственниками (т.е. в отношении родителей, детей, внуков, бабушек и дедушек, брата или сестры).


Если Вы оказались свидетелем привлечения гражданина к ответственности, то важно сразу определить свою линию поведения.

Лицо, в отношении которого составлен протокол, вправе как подписать его, так и отказаться от собственного автографа. Это не будет влиять на ход дальнейшего рассмотрения административного дела.

Объяснения

В любом протоколе об административном правонарушении существует специальный раздел, в котором потенциальный виновник событий может написать свои пояснения к нему.

Это является правом, но не обязанностью гражданина.

Видео (кликните для воспроизведения).

Объем объяснений не ограничен. Если они выходят за рамки бланка протокола, то настаивайте на предоставлении чистых листов бумаги. Впоследствии они должны быть скреплены подписями всех сторон.

Однако следует учесть, что объяснения принимаются во внимание при определении меры административного наказания.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Мы уже отмечали выше, что как таковой протокол не обжалуется.

Может быть пересмотрено постановление, принятое на его основе. Для этого достаточно написать жалобу или в вышестоящий орган, либо в суд.

Срок на совершение упомянутых действий составляет 10 дней, следующих за датой получения постановления.

Когда наказание по КоАП применяет суд, то обжаловать постановление можно в вышестоящую инстанцию. По многим делам вопрос об административных штрафах находится в компетенции мирового судьи. Тогда обратиться с жалобой следует в адрес районного суда, расположенного на соответствующей территории.

Роспотребнадзор

Его органы могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки торговых точек, а также предприятий и предпринимателей, предоставляющих бытовые услуги или изготавливающих вещи на заказ.

Важно подчеркнуть одну деталь. Отныне проверки по заявлениям граждан будут проводиться только в том случае, если магазин или изготовитель не отреагировал на претензию по качеству товара или относительно других причин. Соответствующее разъяснение появилось от Роспотребнадзора в начале декабря 2016 года.

Результаты проверки

Если органом Роспотребнадзора будут выявлены нарушения, то составляется акт, который может занять множество страниц.

Его может сопровождать административный протокол в случае выявления таких нарушений:

— несоблюдение санитарных норм;

— продажа некачественных товаров или услуг;

— отказ в выдаче чека, квитанции или иного подобного документа;

— предоставление недостоверной информации относительно покупки, а также различные манипуляции (неправильный обмер, обвешивание и т.д.)

Также орган Роспотребнадзора может выдать предписание об устранении выявленных недостатков.

Куда обращаться

Если Роспотребнадзор вынес постановление о штрафе, то его можно оспорить двумя путями. Первый из них – это подача жалобы в вышестоящий орган. Стоит понимать, что компетенция упомянутого органа затрагивает именно представителей бизнеса.

А раз так, то за судебным обжалованием следует обращаться не в районный, а в арбитражный суд.

Госпошлина

Независимо от того, в какой способ обжалуется постановление по административному делу, госпошлину платить за такие действия не нужно. Это прямо прописано в статье 30.2 КоАП. Об этом также нелишним будет упомянуть и в жалобе.

Копии протоколов, особенности их получения

Если происходит фиксация действий, преследуемых в административном порядке, то экземпляр протокола должен быть вручен под личную подпись.

Когда дело рассматривается отдаленно, то протокол отправляется почтой в течение трех дней с момента его подготовки.

Всю необходимую информацию по данному поводу можно получить из содержания статьи 28.2 КоАП РФ.

Образец протокола и жалобы на постановление об административном правонарушении

Ниже мы приводим примерную форму, из которой станет ясно, как должен правильно выглядеть протокол об административном правонарушении. Ей можно воспользоваться в том случае, когда возникнет необходимость в обжаловании штрафа и иных способов наказания.

ПРОТОКОЛ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ N

Жалоба на постановление об административном правонарушении

В … районный суд г. …
Заявитель: … (ФИО)
Место жительства: … тел: …
Представитель заявителя: … (ФИО)
Место жительства: … тел: …

Заинтересованное лицо: … (наименование, ФИО должностного лица)
Адрес …, тел: …

Жалоба
на постановление об административном правонарушении

http://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/obzhalovanie-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Что делать с протоколом об административном правонарушении

Введите ваш e-mail:

Читайте так же:  Какой вид наказания не является административным наказанием

Протокол об административном правонарушении.

Разбираем протокол об административном правонарушении. На что, прежде всего, необходимо обратить внимание? Как можно признать протокол ненадлежащем доказательством и построить свою защиту так, чтобы суд вынес решение в Вашу пользу. На какие нормы ссылаться и что говорить в суде.

16.06.2009 Кузнецов Иван, помощник адвоката, Коллегия адвокатов города Калининграда, www.adv39.ru

Здравствуйте, мы не будем говорить о том, что надо было делать когда остановил сотрудник ГИБДД, как нужно было себя вести и что писать, говорить.

А поговорим с Вами об уже свершившемся факте. Вот Вы сидите и перед Вами протокол об административном правонарушении скажем ч.4 ст.12.15 КоАП РФ. И главный вопрос – Что делать дальше?

Нет, не спешите бежать к адвокату или юристу , возможно их помощь не понадобиться. Прежде всего, необходимо успокоиться, любое решение лучше всего принимать с холодной головой.

Скажем сразу, что легко не будет. Придется пролистать КоАП РФ, комментарии и нормативно – правовые акты. Настраиваемся на серьезную работу и идем до конца.
Хотелось бы отметить сразу, мы затронем только некоторые узловые моменты, так скажем на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Разумеется, в рамках данной статье все изложить невозможно.

Прежде всего, давайте посмотрим на составленный протокол:

Заполнены ли все графы? Дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела, соответствуют они действительности?

Например, известны такие случаи, когда инспектор перепутал адрес проживания водителя, место (время, дата) составление совсем иное, нежели указано в протоколе и т д

Все это нарушения, которые влекут отмену протокола, а следовательно и Вас не привлекут к административной ответственности.

Понятые. Про них, что называется отдельный разговор. Считаю здесь необходимо привести всю норму права целиком:

Статья 25.7. Понятой
1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
2. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
3. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
5. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ.

Скажем честно, на нашем опыте в протоколах, где должны быть указаны понятые — либо их там нет вообще, либо это заинтересованные лица, либо были вписаны гораздо позже, либо в начале и соответственно ничего подтвердить (если их вдруг вызовут в суд) не смогут. Все это является нарушением КоАП РФ. Понятые (два человека) должны присутствовать от начала и до конца, более того личности их должны быть установлены. А кто в наше время носит паспорт с собой? Протокол, в который вписаны такие понятые не является надлежащем доказательством.

Теперь посмотрите повнимательнее, внизу протокола Вы поставили подписи? Во всех графах? Если в графе о разъяснений Ваших прав не расписались – это уже основание для отмены протокола. Так как в данном случае протокол будет являться не допустимым доказательством. Дело в том, что при возбуждении дела об административном правонарушении и соответственно составления протокола должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ. Если такой подписи нет, то согласно п.18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года №5 это влечет невозможность использования доказательства. Также при обжаловании этого протокола будем ссылаться на ст.26.2 КоАП РФ, а именно не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Уважаемый читатель, подобные судебные прецеденты уже есть – протокол отменяется.

Есть схема нарушения ПДД? Подписана Вами? А соответствует данная схема реальности? То есть дорожная разметка, знаки правильно отображены и есть ли они вообще? Однако хотелось бы здесь заметить, что мало сообщить свои суждения в зале судебного заседания о том, что разметка по факту на той самой улице была прерывистая, а инспектор на схеме изобразил ее сплошной. Данные суждения необходимо будет подтвердить фотографиями. Поэтому возьмите свой фотоаппарат и сфотографируйте со всех ракурсов, в том числе проведите панорамную и узловую съемки. То что будет не лишне – это точно.

Вообще уважаемый читатель, раз у нас речь зашла о знаках и разметки, то здесь можно пойти вот по какому пути. Такая ситуация – не для кого не секрет, что некоторые знаки установлены с нарушением ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Поэтому если вдруг у Вас появился червь сомнения на счет этого злополучного «кирпича», то смело заявляйте в суде ходатайство об запросе в соответствующий орган.

Далее, самое интересное – посмотрим норму права КоАП РФ и пункты ПДД, которые вменил нам сотрудник ГИБДД. В настоящее время в связи с ужесточением наказания за некоторые административные правонарушения вплоть до лишения права на управления транспортным средством сотрудники милиции стараются использовать такие статьи по любому поводу и что самое интересное и без повода.

Чтобы было лучше понятно разберем эту ситуацию на практике:

Из нашей практики. Человек проехал знак «Въезд запрещен», через 100 метров его останавливает сотрудник ГИБДД. Составляет протокол по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, -влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Правильно ли была применена норма права милиционером? Ответ – нет.

Адвокат в суде доказывал следующее: объективная сторона административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, состоит в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона. В разделе 9 установлены общие требования к расположения транспортных средств на проезжей части, а в разделе 11 – обгон и встречный разъезд в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения».

Из выше сказанного делаем вывод, формулировка ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ применима, только когда в пункте Правил, который нарушил водитель, говориться прямо выезде на сторону проезжей части дороги, предназначенной для встречного движения. Это пункты 9.2, 9.3,9.6,11.5.
Если висит знак 3.1. – «въезд запрещен», то должна применяться стаья 12.16 КоАП РФ Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

И подобных «не стыковок» очень и очень много. Здесь необходимо, прежде всего, взять ПДД внимательно посмотреть все пункты, которые вписаны в протокол, если вдруг инспектор ошибся, то найти правильные. Затем правильно применить норму права КоАП РФ к указанному пункту ПДД. Как в примере пункт 3.1 ПДД соответствует ст.12.16 КоАП РФ. К слову здесь еще уместно сказать, что участников дорожного движения могут наказать только по Кодексу об административных правонарушениях, только там прописана ответственность за нарушения (есть еще Уголовный кодекс РФ, но я никому не желаю до него дойти). Поэтому, если еще в протоколе сделана ссылка на приказы – не обращайте внимания. Кодекс – закон прямого действия, большинство норм права в нем трактуются буквально, а другие нормативно – правовые акты не должны противоречить закону.

Читайте так же:  Возвращение материалов дела об административном правонарушении

Еще полезно прочитать определения некоторых понятий, так как из определения можно выявить соответствует ли фактические обстоятельства вмененной статье. Опять пример из практики: на стоянке один водитель стукнул случайно дверью другой автомобиль. Другой водитель настоял на вызове сотрудников ГИБДД. Прошло достаточно продолжительное время, а сотрудники милиции все не появлялись. Виновный водитель решил отлучиться на 15 минут. Приехавшие сотрудники ГИБДД вынесли определение о возбуждении административного дела по факту оставления места ДТП. Был составлен протокол по ч.2. 12.27 КоАП РФ Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Смотрим определение ДТП, итак согласно п 1.2 Правил – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо применен иной материальный ущерб.

Два автомобиля находились в состоянии покоя на стоянке. Следовательно, в данном случае произошедшие событие не может считаться ДТП. В данном примере на самом деле много других моментов, но речь сейчас не о них.

Не мало важным является в административных делах и сроки привлечения к административной ответственности. А именно – два месяца с момента вынесения протокола. Если предположим Вы пересекли «сплошную» где-нибудь к примеру в Черняховске, а живете в Калининграде, то всегда можете ходатайствовать перед судом о перенесении дела по месту Вашего жительства. При этом сроки продолжают течь. Если учесть как работает наша почта, плюс Вас должны надлежащем образом уведомить. Не исключено, что два месяца пройдут. В таком случае можете ходатайствовать перед судом о прекращении в отношении Вас дела об административном правонарушении в связи с истечением сроков и суд обязан будет ходатайство удовлетворить.

Это были пожалуй одни из основных моментов на которые необходимо обратить внимание. Разумеется, в каждом конкретном случае необходимо разбираться отдельно. Возможно также можно было разобраться по подробнее по статье 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, но думаю, что это тема для отдельного разговора.
Также помните, что если суд вынесет решение в Вашу пользу, можете подать заявление на компенсацию материального и морального ущерба, в том числе на услуги представителя.

http://www.lawfirm.ru/pr/index.php?id=4036

PirAcilin › Блог › …что делать если не согласен с протоколом…

…что делать если не согласен с протоколом…
mastak82 написал в сообществе DRIVE2 и ГАИ
Автомобилист
15 окт 2017 в 18:45
Правильно заполняем протокол

Если с вменяемым нарушением вы не согласны, то действовать так:

— В машину ДПС для оформления протокола, не садиться.

Нет у вас такой обязанности. Инспектор не развалится, если донесет бумажку, весом в 30 грамм, от своей машины до вашей. Переместив себя в патрульную машину ДПС, вы никак не смягчите ваше наказание.

— При составлении протокола, назовите только свое место жительства

на все остальные вопросы мол «где работаете?», «сколько получаете?» отвечать так:

«данную информацию я предоставлю только следователю под протокол допроса»

— Пока инспектор заполняет протокол – сделать фото места «нарушения»

можно даже на мобильный телефон, если нет с собой камеры. 4-6 снимков с разного ракурса

Инспектор передал вам протокол для заполнения, далее действовать так:

1) Спросить инспектора – «Будут ли им, еще вносится записи в протокол?»

— если «да», то вернуть протокол инспектору – пусть допишет

2) Если инспектор не заполнил графу «свидетели» — смело ставим большую Z

— если свидетели внесены, а вы их не наблюдаете – требуйте их вам представить

— если свидетелями внесены напарник(и) инспектора – требовать предъявления ими своего служебного удостоверения. Сверить с данными в протоколе. При отказе в вашем требовании – звонить в «02» и сообщить о нарушении со стороны инспектора.

3) В графе «объяснение лица…» обязательно сделать запись:

«С нарушением не согласен. ПДД не нарушал. Требую помощи адвоката.

Схема не составлялась». Остальное по вашему усмотрению, только коротко.

Если у вас есть видеорегистратор – это огромный плюс. Тогда пишите:

«Имею видеозапись с регистратора движения»

4) Графу «к протоколу прилагается» не трогать

5) В графе «с протоколом ознакомлен…» сделать запись: «Права не разъяснены»

это в случае, если инспектор устно не разъяснил статью 25.1 КоАП. Самим

расшифровки не просить. Желательно, чтобы к этому моменту в диктофоне

не кончилась карта памяти, ибо услышите много «интересного».

6) Графа «протокол прошу направить…»

заполняется при нахождении вас в другом городе (области)

этим вы ходатайствуете о пересылке документов с места АПН по месту жительства

или учета автомобиля (смотри главу 27 «Вы нарушили ПДД в другом городе»)

7) После вашего заполнения – копию самостоятельно отделить и положить

в карман, оригинал отдать инспектору. После этого молча терпим крики инспектора.

8) Никаких дополнений, инспектором ДПС, после вашей росписи.

Якобы надо назначить время и место «разбора». Инспектор – Вы же сами ясно

сказали, что все заполнили. О месте и времени разбирательства – уведомите

меня повесткой из отдела ГИБДД.

9) Забираете свои документы и уезжаете. Далее отправляете жалобу, на действия

ИДПС, в прокуратуру. Не отдают документы? — Звоните в «02» (112).

От ваших правильных и обдуманных действий при составлении протокола зависит, понесете вы наказание или нет.

В машину ДПС для оформления протокола, не садиться. Нет у вас такой обязанности!

Пока инспектор ДПС, в поте лица, стряпает протокол не теряйте времени зря. Фотографируйте место АПН. Позже (выбрав 2-3 удачных снимка), приложите эти фото к жалобе в прокуратуру, обязательно заполнив Приложение №28. При этом совсем не надо «стесняться» инспектора – речь идет о сборе доказательств для дальнейшего обжалования и освобождения вас от ответственности. Можете смело производить фотосъемку.

Протокол должен составляться немедленно (ст.28.5 КоАП «Сроки составления протокола об административном правонарушении»), и, если вас заставляют ждать, то со стороны инспектора это – административное правонарушение (ст.12.35 КоАП «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию»).

Если инспектор необоснованно затягивает процесс составления протокола, то можно вежливо попросить его составить протокол вашего задержания, недвусмысленно дав понять, что оснований для задержания у инспектора нет. И заявить о вашем намерении позвонить в «02»

Пленум ВС от 24.03.05 п.13 «При рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ – принципа презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица». Это – в теории. На практике же в административном процессе обвинителя нет, и его функции берет на себя рассматривающий. Протокол – основное доказательство вашей вины (ст.26.2 КоАП). От того, как он будет составлен, во многом зависит: понесете вы наказание или нет. Прав инспектор или нет – ему глубоко фиолетово, ибо сейчас его денежный доход мало зависит, законно он поступает или нет.

Читайте так же:  Сколько действителен протокол об административном правонарушении

Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст. 28.2 КоАП РФ. В этом протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место и время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются.

Получив протокол в руки нужно внимательно его прочитать.

Любые неправильно написанные, инспектором, данные – ваше дальнейшее преимущество. Например, фамилия (место жительства, марка авто) указанны с грамматической ошибкой. Такие ошибки вносят сомнения в изложенные ИДПС факты. Помните, что инспектор в любой момент может вырвать протокол из ваших рук, поторопить и т.д. По этому, возьмите за правило, заполнять графы в протоколе — сидя в собственной машине.

Затем посмотрите, за что вы расписываетесь. Найдите место, где вы расписываетесь за разъяснения ваших прав и обязанностей, эта графа маркируется так: «с протоколом ознакомлен, права и обязанности мне разъяснены…». Не надо просить от инспектора это делать, если инспектор не разъяснил вам (в устной форме) права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП, то вместо подписи пишите «Права не разъяснены». Это прямое указание на нарушение процессуальных норм. Не редко, на основании таких фактов, суд не принимает дело к производству. Вариант «прочтите на обороте» для данного случая не применим. Не вы должны их читать, это они обязаны вам их разъяснить! Редкий инспектор сможет это сделать.

В объяснениях лица обязательно следует написать «С нарушением не согласен». Поставить эту фразу дает вам право статья 1.5 КоАП «Презумпция невиновности» и статья 51 Конституции РФ «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого…». Совсем не важно, что нарушение произошло прямо «на глазах» у инспектора. В его обязанности входит доказать, законным методом, что нарушение имело место быть. Пусть потрудится за зарплату из наших налогов. Позже, в спокойной обстановке, лучше с защитником, вы разберетесь, а было ли нарушение вообще.

Вторая обязательная фраза в объяснениях: «Требую помощи адвоката».

Еще один распространенный пример нарушения процессуальных норм. Инспектор заявляет вам, что пригласите потом адвоката в суд, а здесь и сейчас это совсем лишнее. Конечно, инспектора можно понять, наличие юридически грамотного защитника на месте нарушения означает отсутствие предложений «договориться» и дальнейшую головную боль при написании рапортов по запросу из прокуратуры по существу ваших жалоб. В данном случае инспектор открыто вас обманывает. Статья 25.5 КоАП «Защитник и представитель» дает право присутствовать адвокату. К сожалению, закон не регламентирует время ожидания вашего защитника. Если он успел прибыть, до того как вы отдали инспектору подписанный протокол, значит хорошо. Если нет, тогда в жалобе в прокуратуру потом укажите, что в получении юридической помощи инспектор вам отказал.

К примеру, вы ожидаете приезда защитника через 15 минут. Тогда можно потянуть время медленным заполнением протокола или разговором с инспектором о вашем несогласии с нарушением. Требовать защитника не следует, если вы с нарушением согласны, а написание протокола и постановления пустая формальность, ибо такова процедура при штрафе более 100 руб.

Третья обязательная фраза в объяснениях: «Схема не составлялась» если таковой не было. А то позже схема может появиться с комментарием ГАИ, что вы от подписи отказались. Если схема составлена в одном экземпляре, пишите: «В копии схемы отказано». При обвинении о выезде на встречку, составленная схема с вашими комментариями будет весьма полезным документальным приложением к протоколу.

Как пример: инспектор затаился в полутора километрах от участка дороги где запрещен обгон. Наблюдает все происходящее в армейский бинокль, который никак не является сертифицированным прибором используемый при несении службы. А это нарушение приказа №185 МВД, в частности, статья 46 «Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается»

Использование бинокля не числится ни в каких инструкциях. Следовательно, это доказательства полученные с нарушением закона. При составлении схемы, инспектору придется указать, в каком месте дороги было совершено нарушение. А так же следует обозначить, где в это время находился сам инспектор. И картина прояснится. Фото инспектора, с биноклем на груди, весомый довод при рассмотрении дела в суде. Схема является одним из видов доказательств вашей вины, а ее отсутствие это очередное нарушение инспектором процессуальных норм.

Помимо схемы к протоколу можно приложить и другие документы. Например, протокол, переданный вам на подпись, уже заполнен полностью, в т.ч. указана дата «разбора полетов» в Отделе административной практики. Никто не запрещает вам написать ходатайство о переносе даты рассмотрения. Впишите в протокол, что к нему прилагается ходатайство. Вряд ли инспектор сообразит тут же написать определение, что в ходатайстве отказано и сможет соблюсти ее форму (ст.29.12 КоАП), и еще большой вопрос, имеет ли он право рассматривать ходатайство. Позволяет ли это его должность? Устное определение вас не устроит, т.к. оно должно быть подписано инспектором (п.29.12 п.3 КоАП).

Требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Статья 25.6 КоАП гласит, что «свидетелем по делу может выступать любое лицо, которому что-либо известно по делу». Если инспектор отказывается вписать их в протокол, утверждая, что это – заинтересованные лица, вписывайте их в протокол собственноручно – в графу «объяснение лица…». Заинтересованными лицами по КоАП могут быть понятые, эксперты, но никак не свидетели.

Если инспектор не внес в протокол своих свидетелей, поставьте Z в этих строках. Опять, очередной плюсик в вашу пользу. Но будьте готовы выслушать его ворчание по поводу, что делать этого вам не стоило. Не волнуйтесь – наказания за это не предусмотрено. Это «промах» только инспектора. Но если инспектор заполнил графу свидетели, а реального их присутствия не было – требуйте вам их предъявить. После отказа в этом – зафиксируйте сей факт, в графе «объяснения лица…». Но лучше звонок в «02».

Когда инспектор представляет «подставных» свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 292 УК РФ «Служебный подлог». Эта статья предполагает ответственность, за внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, в виде лишения свободы сроком до двух лет.

В случае если инспектор, в качестве свидетелей, вносит в протокол своего напарника (или двух) Обязательно нужно ознакомится с данными их служебного удостоверения и сверить с протоколом. Подвох тут вот в чем: инспектор заполняет данные давно заготовленных им «свидетелей», а вам говорит, что мол это данные моих напарников по службе – вот кстати и они.

Не сочиняйте в протоколе историй типа “а я думал, что так можно”, “не соблюдал из-за сильного расстройства”, “быстро ехал, так как машина мощная”. Излагайте свою точку зрения на обвинение и действия инспектора четко, коротко и ясно. Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС. Если сомневаетесь, что именно нужно писать, то лучше не пишите ничего. Позже лучше с защитником изложите свою точку зрения на бумаге в виде жалобы в прокуратуру и ГИБДД.

Обязательно подпишите протокол, чтобы инспектор не вписал в него лишнее, и тут же, не спрашивая разрешения у инспектора, заберите свою копию протокола.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.drive2.ru/b/485779631387967917/

Что делать с протоколом об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here