Что означает нарушение общественного порядка

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Что означает нарушение общественного порядка", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 20.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 1 статьи 20.1 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 20.1 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Информация об изменениях:

Статья 20.1 дополнена частью 3 с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Статья 20.1 дополнена частью 4 с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Информация об изменениях:

Статья 20.1 дополнена частью 5 с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Информация об изменениях:

Статья 20.1 дополнена примечанием с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Мелкое хулиганство. Состав, наказание

В жизни, к сожалению, иногда встречаются такие неприятные моменты, когда хулиганы на глазах у многих людей оскорбляют или унижают достоинство другого человека, используя, например, ненормативную лексику или совершая другие аморальные действия. Следует знать, что это является нарушением закона и преследуется государством.

Понятие мелкого хулиганства

Кодекс об административных правонарушениях РФ, в частности статья 20.1, раскрывает определение мелкого хулиганства. Под такое понятие подпадают действия в общественных местах, выраженные в оскорблении кого-либо нецензурной бранью, либо приставание к гражданам, которое можно охарактеризовать как оскорбительное. Помимо этого, мелким хулиганством будут считаться и другие поступки виновного лица, которые нарушают спокойствие граждан и подрывают общественный порядок. Для того чтобы мелкое хулиганство РФ и ее законами было квалифицировано как таковое, перечисленные действия должны быть демонстративными, на виду общественности.

Нарушение общественного порядка

В соответствии со сформулированным выше определением легко прийти к пониманию и осознанию того, что будет означать несоблюдение и неследование подобным взаимоотношениям и порядку .

Нарушение общественного порядка – это нарушение юридических или неюридических норм (перечислены в пункте выше), то есть какие-то социальные и правовые нормы общественных отношений игнорируются и не соблюдаются представителем данного общества. За подобные действия, в теории и по идее, такого человека можно привлечь к ответственности. Но на практике выходит, к сожалению, так, что привлечь к ответу данного индивида можно только за нарушение тех норм, которые зафиксированы в нормативно-правовых актах и влекут за собой ответственность за нарушение общественного порядка . Она может быть разная: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная.

Органы, ведущие производство

Дела с составом мелкого хулиганства ведутся органами внутренних дел, точнее, их официальными лицами. Ими же оформляются протоколы о совершенном противоправном деянии. Если по такому проступку возможно наказание в форме административного ареста, то производство переходит на слушание мировому судье. Акт об административном правонарушении с санкцией в виде штрафа выносится органом внутренних дел. Конечно, как и все подобные дела, такое постановление допускается обжаловать в суде.

Наказание

Санкция статьи за это правонарушение предусматривает два вида наказания. Первый – административный штраф, размер которого может быть определен в пределах 500-1000 рублей. Второй – заключение виновного лица под административный арест за мелкое хулиганство. Наказание такого вида не может быть более 15 суток.

Если же нарушение закона квалифицировано по второму пункту нормы, то есть за учинение хулиганства с неповиновением лицам, исполняющим функции представителя власти, то наказание будет увеличено. В этом случае штраф уже может быть от 1000 до 2500 рублей. Максимальный срок ареста при этом не увеличивается. Следует заметить, что хотя этот срок и не изменяется, судьей при вынесении решения учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. То есть при совершении мелкого хулиганства, квалифицированного по второй части, шанс заработать наивысший срок ареста больше, чем при таком же деянии, установленном частью первой рассматриваемой нормы 20.1 КоАП РФ.

Считается что, санкция в виде ареста является наиболее эффективной мерой за такое правонарушение, в отличие от штрафа.

Знание своих прав, тонкостей и особенностей рассмотрения дел, если случилось мелкое хулиганство обеспечат любому гражданину, которому нанесен ущерб, в том числе и моральный, эффективную и качественную их защиту. В случае если такая неприятная ситуация все же возникла, следует немедленно обращаться в правоохранительные органы, которые будут обязаны принять соответствующие меры к виновному лицу.

Административная ответственность за нарушение общественного порядка

Отделение охраны общественного порядка напоминает гражданам и руководителям увеселительных заведений о необходимости соблюдения тишины в вечернее и ночное время со стороны развлекательных учреждений (клубов, баров, ресторанов, кафе).

За правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Кодексом об административной ответственности РФ (ст.ст. 20.20, 20.21, 20.1) предусмотрено наказание.

За потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, —

налагается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

За потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, —

Читайте так же:  Биоиндикаторы загрязнения окружающей среды

налагается административный штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

За появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

налагается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

За нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (мелкое хулиганство), —

налагается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати

Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Закон Краснодарского края 608-ФЗ (статья 3.3.) предусмотрел административную ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, в том числе любое использование повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, установленных на транспортных средствах, в киосках, павильонах, летних ресторанах, кафе, дискотеках, на балконах или подоконниках при открытых окнах, а также громкое пение и игра на музыкальных инструментах, подача неоднократных звуковых сигналов в период с 23.00 до 07.00 часов.

Совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей, на должностных лиц — трех тысяч рублей, на юридических лиц — десяти тысяч рублей.

За повторное совершение указанных действий налагается административный штраф на граждан в размере двух тысяч рублей, на должностных лиц — пяти тысяч рублей, на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.

Материалы административного производства по таким правонарушениям рассматриваются административной комиссией.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Отличие от хулиганства

Как известно, Уголовный кодекс учитывает такую форму преступления, как хулиганство. К этому злодеянию относятся выражающие явное пренебрежение к социуму действия, заключающиеся в жестком нарушении социального порядка (ст. 213 УК РФ). Они обязаны при этом быть сопровождаемыми насилием к другим персонам, опасностью использования насилия или повреждением, уничтожением имущества, являющегося собственностью третьих лиц.

При сравнении с мелким хулиганством очевидно, что деяния, классифицированные УК РФ как более тяжкие, сопровождаются уже более активными действиями по отношению к гражданам, соответственно, санкции, предусмотренные УК и КоАП РФ, различны.

При квалификации такого деяния принимают во внимание условия, при которых оно совершено, место и время, способ и другие факторы.

Что это такое?

Общественный порядок – это сложившиеся взаимоотношения в нашем обществе, которые изначально задуманы не только для гармоничного сосуществования разных людей рядом друг с другом, но и направлены на всеобщее развитие. В основе общественного порядка лежат сформированные юридические, то есть правовые, и неюридические нормы. К последним можно отнести нормы нравственности, существующие традиции и обычаи, плюс нормы общественных организаций и правила поведения.

Пара слов об индивидуальных осознании и ответственности, или Утопическое отступление

Хочется также упомянуть высказывание одного американского писателя. Оно звучит примерно так: не нужно приводить окружающий мир в порядок, ведь изначально он уже был в порядке. Нам остаётся привести в согласие и гармонию себя с этим изначальным порядком мира. Очень глубоко и правильно, по сути. Если бы каждый член общества понимал и принимал ответственность за свои действия, бездействия и осознавал последствия своих принимаемых решений, то не нужно было бы создавать какие-либо наказания, но увы, современное общество далеко от идеала. Все стремятся изменить этот мир, не начиная при этом с самого себя, поэтому нарушение общественного порядка достаточно распространено в наши дни.

Состав правонарушения

Состав мелкого хулиганства, как и любое другое правонарушение, содержит четыре части: объект и субъект, объективную и субъективную сторону. Все эти элементы обязательны для квалификации проступка. В случае отсутствия какого-либо из указанных параметров деяние не будет считаться правонарушением.

Под объектом понимаются те социальные взаимоотношения, на которые посягает проступок. В данном случае это общественная безопасность и порядок.

Субъект – лицо, совершившее деяние. Субъект мелкого хулиганства должен быть, во-первых, вменяемым, во-вторых, его возраст не может составлять менее 16 лет на момент совершения правонарушения.

Объективная сторона отражает собой противоправные действия, произведенные лицом. Их перечень представлен в самой статье, то есть это демонстративное поведение, нарушающее общественный порядок. При этом норма не перечисляет все эти действия, под мелкое хулиганство могут попасть и другие проступки.

Субъективная сторона деяния заключается в умысле виновного лица, он должен быть прямой. Другими словами, правонарушитель должен осознавать незаконность своих поступков, предвидеть, что они могут за собой повлечь, и желать такого результата. Если человек не хочет наступления последствий, однако сознательно их допускает, то субъективная сторона будет выражаться в косвенном умысле.

Читайте так же:  Нарушение прав на тишину

Комментарий к Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок — установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах. Дополнительными объектами правонарушения могут выступать личность, чужое имущество, установленный порядок управления.

Понятие «общественное место» не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям (см., напр.: ч. ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ). К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений ч. 1 ст. 2.5, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков — основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных — названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

Действующая конструкция состава мелкого хулиганства претерпела существенные изменения по сравнению со ст. 158 КоАП РСФСР, действовавшей до 1 июля 2002 года, которой под мелким хулиганством понимались сами по себе нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»). Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от назойливого приставания, например, с целью знакомства, попрошайничества, гадания. Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях (см. ст. 3.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др. При этом подобные действия, совершаемые из хулиганских побуждений, следует отличать от умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества, которое, в зависимости от размера ущерба, квалифицируется по ст. 7.17 КоАП РФ или ст. 167 УК РФ.

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.

Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу. Составление в этих случаев протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи впоследствии влечет прекращение судом дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (см., напр.: Постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда по делу N 4а-260/2012; Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП, утверждено Президиумом Челябинского областного суда 16.05.2012). Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов Российской Федерации, например, как нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

Смежным составом к мелкому хулиганству является уголовно наказуемое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с квалифицирующими признаками — с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 1); либо те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанные с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2).

2. Частью 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия. Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него (ст. 2.4 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

В частности, полномочия должностных лиц внутренних войск МВД России, к задачам которых относится участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России»), ограничены только доставлением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (п. 3 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Должностные лица частных охранных организаций наделены полномочиями по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (п. 5 ч. 3, ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), но не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Читайте так же:  Где платить административный штраф

Полномочия должностных лиц конкретных служб и подразделений органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, регламентированы Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории — судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

Несоблюдение данного требования влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Так, были отменены постановления мирового судьи судебного участка N 65 г. Сосновый Бор Ленинградской области, решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Шишкина А.А. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ на основании нарушения требований подсудности, ч. 3 ст. 23.1, ст. 29.1, п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2013 по делу N 33-АД13-5).

От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей 20.1 КоАП России, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые и участковые уполномоченные полиции (п. п. 1 — 3, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Расскажите, пожалуйста, что входит в понятие «мелкое хулиганство» и какой вид административного наказания устанавливается?

В статье 20.1 КоАП РФ разъясняется понятие «мелкое хулиганство», а также предусмотрена административная ответственность за содеянное:

Мелкое хулиганство — это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

За совершение данного административного правонарушения устанавливается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

Мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей — на улице, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел, а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста — мировые судьи. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел.

Юрисконсульт УМВД России по г. Липецку Л.В. Гончарова

Ответственность за нарушение общественного порядка.

Общественный порядок – огромный по составу, структуре правоотношений и норм институт. Если же затрагивать только вопрос наказания за различные нарушения общественного порядка, то возможные меры ответственности могут представлять собой:

  • гражданско-правовую ответственность;
  • дисциплинарную;
  • административную;
  • уголовную ответственность.

Следует понимать, что неверным является рассмотрение абсолютно любых нарушений общественного порядка только лишь как хулиганские действия, хотя в обиходе большая часть нарушений общественного порядка именно так и именуется. Но это – только в обиходе, в праве такой подход ошибочен. Хулиганство – отдельная статья за нарушение общественного порядка и только лишь один из всех возможных видов составов правонарушений, охватывающих различного рода нарушения общественного порядка. Вместе с тем, в реальной жизни именно хулиганство и соответствующая статья за нарушение общественного порядка, присутствующая как в административном кодексе, так и в уголовном, являются одними из наиболее распространенных категорий в правоприменительной практике.

Административная и уголовная ответственность за нарушение общественного порядка

И в административном, и в уголовном кодексе составам правонарушений, посягающим на общественный порядок, отведены специальные разделы: в КоАП РФ – Глава 20, в УК России – Раздел IX. Это огромный массив правовых норм с самыми различными составами и санкциями, причем, если уголовное законодательство, находящееся в ведении государства, содержит единый перечень составов правонарушений, то вот административные правонарушения делятся на две категории: установленные в КоАП РФ, и установленные на уровне субъектов федерации.

Административные нарушения общественного порядка принято относить к менее тяжким действиям, в то время как уголовные всегда рассматриваются как грубые (более тяжкие) нарушения. Такой подход четко прослеживается в статье о хулиганстве, трактуемом в уголовном кодексе именно как грубое нарушение общественного порядка.

Возможные меры наказания за различные нарушения общественного порядка зависят от конкретного содержания действий, наступивших последствий, то есть от конкретного состава правонарушения, и определяются согласно санкциям конкретных статей. Так, например, административно наказуемое хулиганство (ст.20.1 – «мелкое хулиганство») предусматривает, как простое нарушение общественного порядка: штраф до одной тысячи рублей или арест до 15 суток, квалифицированное: штраф до 2,5 тысяч рублей или тот же административный арест. В уголовном кодексе диапазон возможных мер наказания уже более широк – это и штраф, и обязательные, принудительные или исполнительные работы, и лишение свободы (до 5 лет по 1 части и до 7 лет – по второй части).

В законодательстве предусмотрен широкий перечень правонарушений, за совершение которых придется нести ответственность:

— Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ) – наказывается штрафом до 5 тысяч рублей или административным арестом на срок до 15 суток.

— Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) – наказывается штрафом в размере до 1,5 тысяч рублей или административным арестом на срок до 15 суток.

— Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 20.22 КоАПР РФ) – наказывается штрафом в размере до 2 тысяч рублей.

Читайте так же:  Восстановить срок по административному правонарушению

Нарушение общественного порядка: почему происходит и какова ответственность

Сохраняй порядок, а порядок будет сохранять тебя. Именно этим латинским изречением можно обозначить глобальную идею этой статьи. Мы поговорим о порядке: порядке в голове, вокруг, в обществе. Совершенно ясно, что если у человека кавардак в голове и отсутствует понимание в необходимости соблюдать естественные правила приличия, нет сформированных моральных ценностей, внутреннего ориентира, то ожидать от данного субъекта можно всё что угодно. Он будет делать то, что взбредёт ему в голову. Зачастую это, как правило, отсутствие порядка в его жизни, который не может не коснуться общества в целом, поскольку данный индивид привносит это отсутствие в массы. Другими словами, он просто нарушает общественный порядок.

Административное нарушение порядка

КоАП оценивает нарушения, которые относятся к категории мелкого хулиганства. Они не столь опасны для общества, и наказания по ним чаще всего – это штраф за нарушение общественного порядка.

Статья КоАП, которая регулирует нарушения общественного порядка, — это ст. 20.1. В ней указано, что нарушение общественного порядка должно быть выражено в явном неуважении к обществу.

Это могут быть действия следующего характера:

  • Нецензурная брань в общественном месте. К сожалению, у нас в стране большая часть граждан употребляют в повседневной речи подобные выражения. Всех их привлечь к административной ответственности просто невозможно. Поэтому чаще всего фигурантами таких дел выступают либо пьяные дебоширы, либо те, кто использовал ненормативную лексику в особых местах, к примеру, в суде при даче показаний под протокол.
  • Оскорбительное приставание к людям. Оскорбительный контекст здесь обязательно должен присутствовать. Обычные приставания гадалок или попрошаек не могут расцениваться как оскорбительное приставание. Другое дело, если Вам не дает проходу грубый и пьяный человек, который отпускает в Ваш адрес оскорбительные шутки.
  • Повреждение или уничтожение чужого имущества. Это может быть, как повреждение общественного имущества (деревья или лавочки в парках), так и чужого имущества (обливание человека краской или его автомобиля).

Состав мелкого хулиганства не образуют ссоры и драки в отношении родственников или знакомых, совершенные внутри частного помещения.

В семейных конфликтах, как правило, отсутствует умысел на нарушение общественного порядка или демонстрацию неуважения к обществу.

Состав преступного деяния по ст. 20.1 КоАП РФ

Точного определения понятия общественного места не существует в законодательстве страны. Оно является собирательным из положений норм многих законодательных актов.

Помимо тех мест, где собирается большое количество людей (улицы, парки, вокзалы и транспорт) к ним относятся места, которые свободны для доступа неопределенного круга лиц (подъезды, лестничные площадки, подземные или наземные переходы).

Состав нарушения выглядит следующим образом:

  • Объект представлен основным – общественная безопасность и дополнительным – физическое и моральное состояние людей, чужое имущество.
  • Объективная сторона содеянного характеризуется наличием двух признаков – явной демонстрации неуважения к обществу и одного из трех видов проявления такого не уважения, которые утверждены ст. 20.1 КоАП РФ.
  • Субъектом преступления могут быть люди в возрасте от 16 лет, признанные вменяемыми.
  • Субъективная сторона должна иметь прямой умысел на проявление неуважения к существующим в обществе порядкам.

Протоколы по ст. 20.1 КоАП РФ вправе составлять сотрудники органов внутренних дел.

Дела должны передаваться в суд для дальнейшего рассмотрения и вынесения решения по ним, ведь кроме штрафа по данной статье предусмотрено и иное наказание.

Наказание по ст. 20.1 КоАП РФ

За обычное мелкое хулиганство без квалифицирующих признаков предусмотрена ответственность в виде:
  • Штрафа от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
  • Ареста до 15 суток.

В ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ указано, что квалифицирующим обстоятельством может признаваться неповиновение органу власти или иному лицу, которое осуществляет контроль за общественным порядком или пытается пресечь незаконное поведение.

Это могут быть представители внутренних войск МВД или охранники. Первые из них могут самостоятельно составлять административные протоколы, вторые не могут и обязаны для этого вызывать полицию.

Куда звонить при нарушении общественного порядка? Если конфликт происходит дома, лучше сразу вызвать наряд полиции. Они на месте составят протокол нарушения, который все участники происшествия должны будут подписать.

За такое поведение виновному лицу грозит:

  • Штраф от 1 до 2,5 тысяч рублей;
  • Арест до 15 суток.

Нарушение общественного порядка в многоквартирном доме

Многоквартирные дома – это те самые места, в которых чаще всего возникают конфликты между соседями на почве нарушения общественного порядка. Стены в домах достаточно тонкие для того, чтобы можно было с легкостью слышать музыку или ремонт соседей.

В квартирах нельзя шуметь в четко установленное законодательством время. Нарушение общественного порядка в ночное время регулирует статья 6.3 КоАП РФ. В ней указаны наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических норм.

По СанПин в Москве запрещено шуметь с 23.00 вечера до 07.00 утра.

В отдельных регионах данные показатели могут разниться. После 23 часов любые шумы административно наказуемы. Кроме того, в данных нормах прописаны максимально допустимые значения шума. Ночью шумы не должны превышать 30 децибел, днем – 40 децибел.

Если они будут превышены более чем на 5 децибел, можно вызывать сотрудников полиции для составления административного материала в отношении соседей, затеявших ремонт.

Что является нарушением общественного порядка?

Общественный порядок – это правила поведения граждан в обществе, установленные законодательными актами, общепринятыми нормами морали, традициями и обычаями.

Все, что является из ряда вон выходящим поведением, может быть признано нарушением общественного порядка. Например, нельзя ходить голым по улице, нельзя громко шуметь, нельзя ходить в туалет в неположенных местах и т.д.

Такие действия в обществе могут быть представлены двумя видами:
  • Правовыми – это такое поведение, которое прописано в законах как недопустимое. Как правило, подобные нарушения серьезно угрожают общественной безопасности, жизни и здоровью людей, их имуществу.
  • Не правовыми – это нормы, которые сложились в обществе, но законодательно не закреплены. Как правило, в этом случае злоумышленникам может грозить лишь замечание со стороны окружающих.

К не правовым действиям могут относится толкание людей в общественном транспорте, не желание уступать место в автобусе, использование нецензурной лексики в местах скопления людей.

В действующем законодательстве представлено около сотни нарушений общественного порядка.

Для многих действия, противоречащие установленным в обществе традициям и порядкам, ассоциируются с таким преступлением как хулиганство. Однако, хулиганские действия – это лишь малая часть деяний против общественного порядка.

Под хулиганством понимаются грубые нарушения порядка, в то время как негрубое нарушение общественного порядка не является хулиганством.

Наказание за нарушение

Уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях закрепляет определённые возможные наказания за нарушение общественного порядка . Эти наказания напрямую зависят от тяжести и состава нарушения правовой нормы. Их определяют санкции статьи (статей): это могут быть денежные штрафы до двух с половиной тысяч рублей, административное лишение свободы на пятнадцать суток (нарушение общественного порядка, статья двадцатая, пункт первый, КоАП «мелкое хулиганство»), принудительные работы помимо штрафа, а также тюремное заключение до 5-7 лет). Повторимся, что всё зависит от состава правонарушения.

И в заключение хотелось бы напомнить, что это именно мы, люди, являемся строительной (или разрушительной) силой нашего общества, поэтому всё зависит исключительно от нас, соблюдение общественного порядка в том числе.

Читайте так же:  Вступление в силу ненормативного правового акта

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок. Новая редакция ст. 20.1 вступила в силу с 16.12.2003 г.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1 дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213 УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.

1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте.

1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.

2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет.

2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.

3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу.

3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.

4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти.

4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.

5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами.

5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.

6. Налицо также уничтожение чужого имущества.

6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.

7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

3. Субъектом анализируемого правонарушения могут быть только граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:

1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

2) административный штраф может быть назначен и судьей, и органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3);

3) административный арест — только судьей. Причем судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет нужным передать его судье (см. ч. 2 ст. 23.1).

Ответственность за нарушение общественного порядка

Каждый человек, существуя в социальном обществе, обязан в своем поведении считаться с интересами окружающих его людей.

В социуме действуют установленные правила поведения, взаимоуважения и ответственности за нарушение порядка.

Кто-то желает выспаться после тяжелого трудового дня дома, кто-то хочет доехать до дома на автобусе в полной тишине и спокойствии. Он имеет на это право, и его право гарантируется нормативно-правовыми актами.

Нарушение общественного порядка в стране является не только административным проступком, но и уголовно наказуемым деянием.

Что ждет нарушителей порядка и хулиганов, и какие правила действуют в безопасном обществе, расскажет материал данной статьи.

Уголовное нарушение общественного порядка

Уголовное хулиганство имеет большие масштабы в сравнении с мелким административным проступком. Как правило, оно осуществляется в более агрессивной форме и представляет опасность для жизни и здоровья людей, их быта и уклада жизни.

Чтобы деяние было квалифицировано по уголовной статье, необходимо, чтобы явное пренебрежение к обществу выражалось при помощи следующих действий:
  • Применение оружия или иных предметов, которые используются в качестве оружия;
  • Наличие политических, идеологических, расовых, национальных, социальных мотивов или попыток разжигания вражды и ненависти на их почве;
  • Совершение на общественном транспорте.

Если ни одно из данных условий не выполняется, деяние не может квалифицироваться по статье 213 УК РФ.

Оружие или предметы, его заменяющие, могут применяться в качестве физического или морального воздействия на потерпевшего.

Предметами, используемыми в качестве оружия, могут признаваться, как различные биты, молотки, арматуры, так и неисправное или сувенирное оружие.

Обязательно хулиганство должно совершаться из неуважения к обществу, а не из-за личных неприязненных отношений к кому-либо из окружающих. Осуществляться хулиганство может не только в местах большого скопления людей, но и в безлюдных или малопосещаемых местах.

Состав хулиганства отсутствует, если не установлен умысел нарушения общественного порядка.

Состав преступления по ст. 213 УК РФ

Хулиганство с нарушением общественного порядка имеет формальный состав и считается оконченным деянием с момента совершения какого-либо действия, направленного против общественной безопасности.

Состав содеянного включает в себя следующие существенные для дела элементы:

  • Объектом преступного деяния является, как и при административном нарушении, общественный порядок. К нему также относятся честь, достоинство и здоровье граждан, неприкосновенность органов общественного порядка, которые пытаются пресечь эти действия.
  • Объективная сторона содеянного – наличие явного и грубого нарушения порядка. Для оценки характеристик грубости и явности учитываются обстоятельства совершенного деяния, место и время преступления.
  • Субъективная сторона – это прямой умысел на совершение преступления и наличие хулиганского мотива в поведении виновного лица. Человек прекрасно осознает, что идет на преступление, и делает это не ради издевательства над конкретным человеком, а ради подрыва установленного в обществе порядка.
  • Субъектом признается вменяемое лицо с 14 лет.
  • Действия, совершенные из личных неприязненных отношений, могут быть признаны хулиганством только тогда, когда они совершаются в общественном месте и несут угрозу для общества.

    Ответственность за нарушение общественного порядка в 2020 году

    За явное и грубое нарушение общественного порядка преступнику грозит одно из следующих уголовных наказаний:

  • Штраф от 300 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 2 до 3 лет;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы от 1 до 2 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет.
  • В качестве квалифицирующих признаков в статье 213 УК РФ указаны:

    • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
    • Совершение ОПГ;
    • Оказание сопротивления представителю власти или иному лицу, осуществляющему контроль за общественным порядком;
    • Применение взрывчатых устройств и веществ.

    До 7 лет тюрьмы грозит виновному лицу при наличии первых трех обстоятельств, и до 8 лет тюрьмы – при наличии последнего обстоятельства.

    Виды нарушений общественного порядка разнообразны и относятся, как к категории административных правонарушений, так и к уголовным преступлениям.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Люди должны осознавать, что, находясь в обществе, им требуется действовать не только в рамках собственных убеждений, настроений и желаний, но в пределах установленных норм и порядков жизни в обществе с учетом мнений окружающих.

    Источники

    Что означает нарушение общественного порядка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here