Действие законодательства об административных правонарушениях

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Действие законодательства об административных правонарушениях", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Комментарий к Ст. 1.7 КоАП РФ

1. Применение любого нормативного акта характеризуется необходимостью соблюдения трех основных ограничений: по времени, по кругу лиц, по территории. Наиболее важным и значимым из указанных положений является применение нормативного акта во времени, поскольку определяет совокупность правоотношений, которые могут быть урегулированы с помощью предписания такого документа. По общему правилу применению подлежат те нормативные предписания, которые обладали юридической силой на момент возникновения правоотношений. Применительно к правонарушению положения настоящей статьи детализируют общие правила, указывая, что при установлении мер административной ответственности подлежит применению тот закон, который действовал на момент совершения административного правонарушения, т.е. утрата таким нормативным актом юридической силы и принятие нового аналогичного документа на момент применения мер ответственности по общему правилу не позволяет изменять правовое регулирование. Даже в случае последующей отмены или изменения нормативного акта, действовавшего в момент совершения правонарушения, он подлежит применению даже после утраты им юридической силы, кроме случаев исключения, установленных настоящей статьей.

2. Общим исключением из правил действия нормативных актов во времени являются предписания ч. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которой при применении мер административной ответственности могут быть применены положения вновь принятого нормативного акта, регламентирующего применение административной ответственности, в случае, если такой нормативный акт смягчает или отменяет ответственность за совершенное деяние. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Следовательно, решение о привлечении к административной ответственности (постановление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 1 июля 2002 г., не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена. Взыскание ранее наложенных штрафов за такое правонарушение не может быть произведено после 30 июня 2002 г. В том случае, когда КоАП РФ устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено ранее действовавшим законодательством, за такое правонарушение, совершенное до 1 июля 2002 г., применяется ответственность, установленная КоАП РФ. Взыскание ранее наложенных штрафов за данное правонарушение после 30 июня 2002 г. может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера штрафов, предусмотренных КоАП РФ за такое правонарушение.

Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 указывает, что закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет, поэтому соответствующие положения Кодекса могут применяться только в отношении административных правонарушений, допущенных лицами после 30 июня 2002 г. Ответственность же за правонарушения, совершенные до указанной даты, наступает по правилам ранее действовавшего законодательства.

При применении положений ч. 2 настоящей статьи суды исходили из следующего:

— пересмотр вынесенных до 1 июля 2002 г. и неисполненных постановлений о назначении административных наказаний судами, органами, должностными лицами, вынесшими данные постановления, не противоречит закону и в том случае, когда после указанной даты изменена подведомственность соответствующих дел;

— если после 30 июня 2002 г. материалы упомянутых выше дел направлены для пересмотра в суд, которому подведомственны эти дела в соответствии с КоАП РФ, суд должен осуществить такой пересмотр, не возвращая материалы отправителю;

— если орган (должностное лицо), вынесший постановление, сам не пересматривает его и не направляет материалы для пересмотра в суд, уполномоченный рассматривать дела в соответствии с КоАП РФ, пересмотр может быть осуществлен полномочным судом по заявлению лица, совершившего административное правонарушение. При этом необходимо иметь в виду, что арбитражный суд не вправе пересмотреть судебный акт, вынесенный судом общей юрисдикции, поскольку такой пересмотр осуществляется по правилам гражданского процессуального законодательства.

Действие законодательства об административных правонарушениях

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 1.7 КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 1.7 КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    Читайте так же:  Пример обжалования постановления об административном правонарушении гибдд

    2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Статья 1.8 КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве (действующая редакция)

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

    3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    1. Правила ч. 1 ст. 1.7 устанавливают общие принципы действия законодательства об административных правонарушениях:

    1) во времени . По общему правилу лицо подлежит административной ответственности только на основании закона, который уже действует в момент, когда совершено административное правонарушение. При этом:

    а) под словом «закон» в данном случае понимается сам КоАП, а также законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

    б) действует ли закон, нужно судить либо из текста самого закона (где указывается день введения его в действие), либо из текста специального закона, регулирующего порядок и дату его вступления в силу (примером может служить Закон N 196, он устанавливает, что КоАП вступает в силу с 01.07.2002, ст. 1), либо нормами Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ст. 6 этого Закона указано, что федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу). Официальными источниками опубликования федеральных законов являются «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации». Принципиальное значение имеет постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.96 N 17-П о том, что днем обнародования такого закона считается день первой публикации , а не дата подписания в печать указанных выше изданий;

    в) законы каждого субъекта Российской Федерации вступают в силу в порядке, установленном в самих этих законах либо в специальных законах этого субъекта Российской Федерации;

    2) в пространстве (до 11.08.07). Это означает, что лицо подлежит административной ответственности по закону, который действует в месте совершения административного проступка. Так, за правонарушение, совершенное в Тульской области, ответственность наступает по закону этой области (если, конечно, за это деяние не установлена ответственность нормами самого КоАП). В практике возникает вопрос: по закону какого субъекта Российской Федерации несет ответственность лицо, совершившее в марте 2007 г. административные правонарушения на территории нескольких субъектов Российской Федерации и привлеченное к ответственности, допустим, в г. Ростове-на-Дону ? В этом случае правонарушитель привлекается к административной ответственности на основании законов каждого из таких субъектов Российской Федерации: орган или должностное лицо, осуществляющие производство по делу, должны применять именно эти законы. С 11.08.07 действию законодательства об административной ответственности в пространстве посвящена специальная статья — 1.8 (см. коммент. к ней).

    2. Специальные правила предусмотрены в ч. 2 ст. 1.7:

    1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку вступил в силу закон, который:

    а) отменяет административную ответственность за ранее совершенное лицом (т.е. до дня введения этого закона в действие) административное правонарушение;

    б) хотя и не отменяет ответственность за административное правонарушение, но смягчает ее;

    в) иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение (например, предусматривает возможность применения не только штрафа, как это было раньше, но и предупреждения);

    2) они императивно предусматривают, что в упомянутых выше случаях закон имеет обратную силу. При этом в ч. 2 дается легальное определение (для целей КоАП) обратной силы закона.

    Закон (смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение) распространяется на лицо:

    — которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу;

    — относительно которого постановление о назначении административного наказания не было принято либо уже принятое постановление не было исполнено ;

    3) они императивно запрещают придавать обратную силу закону, который:

    а) устанавливает административную ответственность за данное деяние. Речь идет о случаях, когда деяние (до вступления закона в силу) не признавалось административным правонарушением;

    б) отягчает административную ответственность за совершенное лицом (до вступления в силу данного закона) административное правонарушение (например, вместо предупреждения этот закон вводит штраф);

    в) иным образом ухудшает положение лица, совершившего административное правонарушение до вступления этого закона в силу;

    4) для их правильного применения необходимо руководствоваться правилами:

    б) ст. 6 Закона N 196 о том, что в связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратную силу имеет закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 года и неисполненные постановления о наложении административных взысканий в целях приведения указанных постановлений в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (выделено мной — А.Г.). О судебной практике по применению ч. 2 см. п. 5 Пост. N 2.

    Читайте так же:  В каких случаях применяется административное задержание

    3. Особенности правил ч. 3 ст. 1.7 состоят в следующем:

    1) они императивны, т.е. не дают права судье, органу, должностному лицу, осуществляющему производство по делу, применять по своему усмотрению правила отмененного закона (либо закона, который вступит в силу через некоторое время);

    2) они не предусматривают возможности придания обратной силы закону, регулирующему порядок производства по делу об административном правонарушении: в любом случае он должен осуществляться на основании закона, который действовал именно во время производства по делу. См. также п. 1 Пост. N 5.

    4. ВАС (в Пост. N 2) разъяснил судам что:

    1) ответственность за правонарушения совершенные до 30.06.02 — наступает по правилам ранее действовавшего законодательства (п. 4);

    2) если КоАП не установлена ответственность за деяние, считавшееся до 30.06.02 правонарушением, то после 30.06.02 судом не может быть вынесено постановление об административном наказании. При этом и взыскание ранее наложенных штрафов за такое деяние — не производится (п. 5);

    3) если КоАП предусматривает более мягкую ответственность, то взыскание ранее наложенных штрафов после 30.06.02 производится в части не превышающей максимального размера штрафа предусмотренного КоАП за такое правонарушение (п. 5);

    4) пересмотр неисполненных постановлений после 01.07.02 не противоречит закону и в том случае, когда после указанной даты изменена подведомственность соответствующих дел (п. 6.1);

    5) указанный пересмотр может быть осуществлен арбитражным судом (с учетом правил о подведомственности) и по заявлению правонарушителя (п. 6.2, 6.3);

    6) дело об административном правонарушении, совершенном до 01.07.02 подлежит рассмотрению после этой даты тем судом (органом, должностным лицом) к подведомственности которого это дело отнесено новым КоАП и в соответствии с процедурами, предусмотренными КоАП (п. 7).

    Статья 1.7 КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени (действующая редакция)

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 1.7 КоАП РФ

    1. При истолковании данной статьи следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Действие законодательства об административной ответственности во время и по месту совершения правонарушения означает, что к нарушителю применяются административные наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенные КоАП: органы государственной власти субъектов Федерации, а также муниципальные органы не вправе устанавливать административные санкции, однако правомочны осуществлять предусмотренные КоАП виды административно-процессуальной деятельности.

    2. Обратная сила законодательства, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует предписанию ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, в соответствии с которой, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что следует из сопоставления ч. 2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

    Установление административной и любой другой юридической ответственности возможно только федеральным законом, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускаются актом, принятым в указанной форме.

    Усиление ответственности за административные правонарушения означает введение санкций, предусматривающих более значительные ограничения имущественных либо личных неимущественных прав нарушителя в сравнении с наказаниями, действовавшими прежде. Административная ответственность может быть усилена в виде повышения размера денежного взыскания либо путем замены имущественных административных санкций наказаниями, ограничивающими свободу правонарушителя.

    По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается обратная сила закона только применительно к постановлению о назначении административного наказания. В отличие от этого, порядок, исключающий обратную силу закона, применяется также и в отношении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

    Правило об обратной силе закона применяется только в отношении постановления о назначении административного наказания при осуществлении предусмотренных КоАП процессуальных действий, предшествующих стадии исполнительного производства. При этом необходимо учитывать, что:

    а) данное правило применяется в отношении постановления о назначении административного наказания, вступившего в законную силу согласно ст. 31.1 КоАП, но не приведенного в исполнение в соответствии со ст. 31.4 КоАП. Таким образом, указанное правило действует также применительно к постановлению, обращенному к исполнению (см. ст. 31.3 КоАП);

    б) в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают его исполнение в соответствии с п. 2 ст. 31.7 КоАП. Данные правовые последствия наступают и применительно к вынесенному постановлению о назначении административного наказания в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (см. п. 1 ст. 31.7 КоАП);

    в) правило об обратной силе закона не может быть применено в отношении вынесенного постановления об административном аресте, поскольку данное постановление исполняется ОВД немедленно после его вынесения (см. ч. 1 ст. 32.8 КоАП).

    Читайте так же:  Подать жалобу на пристава в суд

    3. Принятие акта, смягчающего ответственность, означает общую гуманизацию наказания, при этом возможно установление менее значимых размеров имущественных санкций либо сокращение сроков применения административных наказаний, ограничивающих для нарушителя право на свободу. Смягчение ответственности происходит при внесении коррективов в перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, например в случае сокращения видов указанных обстоятельств, определенных ч. 1 ст. 4.3 КоАП.

    Гуманизация наказания возможна при изменении компетенции органов административной юрисдикции: предоставлении им дополнительных полномочий, в соответствии с которыми указанные органы вправе и не признать данное обстоятельство отягчающим ответственность (см. абз. 8 ч. 1 ст. 4.3 КоАП).

    4. КоАП не определяет содержания понятия «время совершения правонарушения». Применительно к УК под временем совершения преступления подразумевается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК). В отличие от КоАП, УК предусматривает возможность принятия федеральных законов, улучшающих положение лица, совершившего преступление; к их разновидностям относятся законы, устраняющие преступность деяния или смягчающие наказание (ч. 1 ст. 10 УК).

    Некоторыми кодифицированными актами, предусматривающими применение административных санкций, установлен особый порядок их действия во времени, отличный от порядка, определенного комментируемой статьей. Статьей 6 Водного кодекса РФ, ст. 4 ЛК и п. 1 ст. 5 БК предусмотрен идентичный порядок действия водного, лесного и бюджетного законодательства во времени: акты указанных отраслей законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие . Названные кодексы не относятся к правоустанавливающим актам: ст. 130 Водного кодекса РФ, ст. 110 ЛК определено применение мер административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно ст. 289 — 306 БК штрафные санкции применяются в соответствии с КоАП.

    Согласно п. 1 ст. 5 БК вышеуказанный порядок действия бюджетного законодательства во времени применяется, если иное не предусмотрено БК или федеральным законом.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, при назначении административных наказаний должен применяться порядок действия во времени законодательства, устанавливающего административную ответственность, определенный ч. 2 комментируемой статьи.

    При применении административных санкций согласно БК необходимо учитывать, что указанным актом наряду со штрафом (в соответствии с КоАП) установлены самостоятельные, главным образом имущественные, административные санкции: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, начисление пеней и другие, предусмотренные ст. 282 БК.

    Поскольку административные санкции, применяемые к правонарушителям согласно ст. 282 БК, являются составной частью бюджетного законодательства, то в указанных случаях применяется порядок действия законодательства во времени, определенный п. 1 ст. 5 БК; в отличие от ч. 2 ст. 1.7 КоАП, в п. 1 ст. 5 БК указано, что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено БК или федеральным законом.

    Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, установленное ст. 5 НК, существенно отличается от аналогичных предписаний КоАП: согласно п. 4 ст. 5 НК акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

    Неисполнение либо ненадлежащее исполнение налогоплательщиком или иными лицами своих обязанностей, предусмотренных ст. 23, п. 3 ст. 24 НК, может рассматриваться в качестве налоговых правонарушений (ст. 116 — 129.1 НК).

    Федеральный закон, устраняющий такие обязанности, фактически устраняет и ответственность за их неисполнение, однако установление этого юридического факта зависит от истолкования правовой нормы, во всяком случае, федеральным законом должны быть точно определены предписания, имеющие обратную силу.

    Согласно п. 3 ст. 2 ГК налоговые отношения представляют собой разновидность административных отношений и не регламентируются гражданским законодательством. Таким образом, налоговые санкции, определенные п. 2 ст. 114 НК, представляют собой разновидность административных санкций, а федеральные законы, устанавливающие, смягчающие или отменяющие ответственность за налоговые правонарушения, являются составной частью законодательства об административной ответственности.

    5. Следует учитывать следующие особенности действия во времени законодательства, устанавливающего ответственность за административные правонарушения, и законодательства, определяющего меры гражданско-правовой ответственности:

    а) согласно п. 1 ст. 4 ГК акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, действие федерального закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом; таким образом, акты федеральных министерств и ведомств, содержащие нормы гражданского права, не имеют обратной силы (во всяком случае, ГК это не предусмотрено);

    б) обратная сила указов Президента РФ и постановлений федерального Правительства, содержащих нормы гражданского права, ГК предусмотрена только в случаях, если этими актами установлены правила, обязательные для сторон договора (императивные нормы): договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения (см. п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 422 ГК);

    в) гражданско-правовая ответственность устанавливается только федеральными законами, указанные выше федеральные подзаконные акты могут содержать нормы гражданского права, но не устанавливать гражданско-правовую ответственность: согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ любые виды юридических санкций могут быть определены только федеральным законом. В то же время необходимо принимать во внимание и особенности обратной силы подзаконных актов, учитывая, что в них могут быть регламентированы административно-процессуальные действия: например, полномочия органов административной юрисдикции, как правило, определяются на подзаконном уровне.

    Обратная сила федеральных законов, устанавливающих административную ответственность либо предусматривающих применение административных санкций в соответствии с другими федеральными законами, определена применительно к их действию во времени (см. ст. 6 Водного кодекса РФ, ст. 4 ЛК, ст. 5 БК, ст. 5 НК), однако в некоторых случаях она определяется применительно к порядку введения в действие федерального закона и не оговаривается в специальных структурных единицах акта (см. п. 3 ст. 72 Градостроительного кодекса РФ).

    6. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Указанный закон применяется во все время рассмотрения впредь до его отмены. Под временем рассмотрения дела подразумевается время, затраченное на осуществление процессуальных действий, осуществляемых органами административной юрисдикции и (или) уполномоченными ими должностными лицами. Начало его исчисления обусловлено юридическим фактом, с которым КоАП связывает возможность осуществления процессуальных действий, например с момента составления протокола об административном правонарушении или с начала осуществления действий, необходимых для его составления (в тех случаях, когда КоАП предусмотрено составление протокола) (см. ст. 28.2, 28.6 КоАП).

    Читайте так же:  Оказание юридической помощи по административным делам

    Начало исчисления сроков рассмотрения дела об административном правонарушении может быть связано с осуществлением мер административного пресечения, применяемых в отношении лица, подозреваемого в совершении проступка. Такими мерами могут быть личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и другие, предусмотренные ч. 1 ст. 27.1 КоАП; в указанных случаях сроки рассмотрения дела об административном правонарушении исчисляются со дня получения уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

    Применительно к административным правонарушениям в области таможенного дела (гл. 16 КоАП) при истолковании комментируемой статьи следует учитывать письмо ГТК России от 21 июня 2002 г. N 01-06/24460 «О некоторых вопросах применения положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при определении того, какой закон смягчает ответственность, должно приниматься во внимание не возможное уменьшение или увеличение размера наказания для конкретного лица, а смягчение или отягчение установленной законом административной ответственности за правонарушение, т.е. сравнению подлежат санкции самих статей Таможенного кодекса и КоАП, характеризующие подход законодателя к установлению ответственности в целом.

    Законодательство об административной ответственности

    Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

    Система законодательства об административных правонарушениях.

    2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:

    • охрана прав и свобод человека и гражданина;

    • охрана здоровья граждан;

    • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    • защита общественной нравственности;

    • охрана окружающей среды;

    • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

    • защита общественного порядка и общественной безопасности;

    • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

    • защита общества и государства;

    • предупреждение административных правонарушений.

    Действие законодательства об административной ответственности различается:

    2) в пространстве;

    Действие законодательства об административной ответственности во времени:

    1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

    2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

    3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

    Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

    1) общего действия (распространяется на все субъекты);

    2) специального действия. Виды специальных субъектов:

    • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

    • иностранные граждане и лица без гражданства;

    • юридические лица Российской Федерации;

    • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8628 —

    | 7457 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 1.7 настоящего Кодекса внесены изменения

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 1.7 КоАП РФ

    ГАРАНТ:

    О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 1.7 настоящего Кодекса во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ и пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июня 2018 г. N 23-П

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    ГАРАНТ:

    О конституционно-правовом смысле положений части 2 статьи 1.7 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 20-П и определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 2017-О

    2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 195-ФЗ статья 1.7 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1

    2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

    Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Читайте так же:  Восстановить срок по административному правонарушению

    2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

    3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

    Комментарий к Ст. 1.8 КоАП РФ

    Нормы ч. 1 настоящей статьи указывают на возможность применения мер административной ответственности, установленных законом субъекта РФ. В подобном случае территориальное применение данных предписаний изменяется. Нормы регионального закона не могут применяться за пределами соответствующего субъекта РФ, т.е. действие закона обусловлено исключительно территорией данного региона.

    Еще одним исключением из общей территориальной подведомственности дел об административных правонарушениях являются предписания международного договора. Его правовые положения носят трансграничный характер, т.е. применяются за совершение административных правонарушений, совершенных на территории тех государств, которые ратифицировали данный международный договор.

    Таким образом, территориальные границы реализации предписаний отдельных нормативных актов определяются применительно к сущности и специфике каждого нормативного акта и предопределяются его видом. При этом не учитывается гражданство правонарушителя, принципиальное значение имеет лишь факт совершения правонарушения на территории Российской Федерации.

    2. Специальные правила определения территориальной юрисдикции предусмотрены ч. 2 комментируемой статьи, которая указывает на возможность применения норм Кодекса в случае совершения административного правонарушения за пределами территории РФ только на основании специальных предписаний международного договора. Нередко данное положение применяется в отношении граждан РФ, совершивших правонарушение за пределами государственной территории РФ.

    Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве

    Лицо, совершившее административное правонарушение подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Конституция РФ закрепила этот принцип в ч. 2 ст. 54, которая гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».

    Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Следует учесть, что законы подлежат официальному опубликованию, это определено ст. 15 Конституции РФ. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования федеральных законом определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в ред. от 22 октября 1999 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [37] .

    Как правило, законы вступают в силу через 10 дней после их опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации, «Парламентской газете» и «Российской газете», если в тексте самого закона или постановления о вступлении закона в силу не оговаривается другое время начала действия данного закона. Законы могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, и др.

    Статья 1.7 КоАП РФ закрепляет три правила действия закона об административной ответственности во времени:

    а) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

    б) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет;

    в) производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу;

    г) лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Территориальные пределы действия законодательства об административных правонарушениях определяются полномочиями издавшего его органа. Так, законодательные акты Российской Федерации действуют на территории всего государства, если предел их действия не ограничен самим актом. Под территорией Российской Федерации понимается часть земного шара, находящаяся под суверенитетом Российской Федерации и определяемая Государственной границей Российской Федерации [38] .

    Государственная территория Российской Федерации включает в себя сушу, воды, недра и воздушное пространство над ней. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономическое зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом [39] и нормами международного права (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).

    Пределом действия законов субъекта Российской Федерации является территория данного субъекта.

    Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8621 —

    | 8180 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источники

    Действие законодательства об административных правонарушениях
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here