Дела возникающие из административно правовых отношений

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Дела возникающие из административно правовых отношений", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

144. Назовите дела, которые не возникают из административно-правовых отношений: (1)

1) дела о защите избирательных прав граждан РК; 2) дела о восстановлении на работе;

3) дела о защите права на участие в референдуме граждан РК;

4) дела по жалобам на действия должностных лиц в связи с наложением административных взысканий;

5) дела об оспаривании нормативных правовых актов.

145. Назовите дела, которые возникают из административно-правовых отношений: (2)

1) дела о признании гражданина безвестно отсутствующим;

2) дела о восстановлении прав по утраченным документам на представителя;

3) дела о признании имущества бесхозяйным;

4) дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из РК за границу;

5) дела по искам о признании права собственности на строение.

146. Назовите признак, объединяющий дела искового производства и дела, возникающие из административно-правовых отношений: (3)

1) наличие спора о праве;

2) бесспорность доказательств;

3) бесспорность обстоятельств дела;

4) рассмотрение дела в административном порядке;

5) рассмотрение дела в арбитражном порядке.

147. Укажите особенность дел, возникающих из административно-правовых отношений: (3)

1) дело возникает между равноправными субъектами уголовного отношения;

2) дело возникает между неравноправными субъектами уголовного отношения;

3) дело возникает между равноправными субъектами арбитражного отношения;

4) дело возникает между неравноправными субъектами гражданского процессуального отношения;

5) дело возникает между неравноправными субъектами материально-правового отношения.

148. Дела, возникающие из административно-правовых отношений, возбуждаются: (4)

1) жалобами или заявлениями граждан;

2) протестом прокурора;

3) предъявлением иска;

4) представлением общественного объединения;

5) жалобой Председателя Судебной коллегии по гражданским делам областного звена.

149. Заявление или жалоба о нарушении избирательного законодательства могут быть поданы в суд: [5] 1) в течение шести месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении; 2) в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении; 3) в течение одного месяца со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении; 4) в течение двух месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении; 5) в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении.

150. Заявление или жалоба на решение избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата и т. п. могут быть поданы: [4] 1) в течение пятнадцати дней с момента принятия решения; 2) в течение десяти дней с момента принятия решения; 3) в течение трех дней с момента принятия решения; 4) в течение семи дней с момента принятия решения; 5) в течение пяти дней с момента принятия решения.

151. Заявление или жалоба, поданные в ходе избирательной комиссии, должны быть рассмотрены судом: [5] 1) в течение десяти дней со дня их подачи; 2) в течение трех дней со дня их подачи; 3) в течение семи дней со дня их подачи; 4) в течение пяти дней со дня их подачи; 5) в течение пятнадцати дней со дня их подачи.

Статья 231. Дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваемые судом

Суд рассматривает дела:

1) по жалобам на неправильности в списках избирателей;

2) по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в

связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия

государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие

права и свободы граждан; дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из

Российской Федерации за границу или на въезд в Российскую Федерацию из-за

Суд рассматривает и другие дела, возникающие из административно-правовых

отношений, отнесенные законом к компетенции судов.

Комментарий к статье 231

1. Название всего вида судопроизводства и ст.231 является юридически

неточным. Хотя этот вид судопроизводства и назван как «производство по делам,

возникающим из административно-правовых отношений», на самом деле в ст.231

и в главе 24-1 перечислены дела, возникающие не только и не столько из административно-правовых,

сколько из иных правоотношений. Так, в п.1 ст.231 (глава 23 Кодекса) указано,

что в судебном порядке рассматриваются дела по жалобам на неправильности в

В судопроизводстве по данной категории дел реализуются конституционные

права граждан России, закрепленные в п.2 ст.32 Конституции РФ, в котором зафиксировано

конституционное право граждан России избирать и быть избранными в органы государственной

власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Следовательно, суд по п.1 ст.231 рассматривает дела, вытекающие из конституционных

Глава 24-1 посвящена судебному производству по жалобам на действия государственных

органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы

Жалобы граждан, обращенные в суд в порядке, предусмотренном главой 24-1,

также могут быть основаны на нарушениях не только норм административного права,

но и конституционного права, например, свободы выезда за пределы РФ и беспрепятственного

возвращения в Российскую Федерацию (п.2 ст.27 Конституции РФ), гражданских,

жилищных, личных неимущественных прав и вообще любых прав и свобод граждан

и организаций, гарантированных Конституцией России.

Из административных отношений вытекают дела по жалобам граждан о наложении

на них административных взысканий (например, предусмотренных ст.24-30 Кодекса

об административных правонарушениях), то есть дела, предусмотренные п.2 ст.231.

2. Весь процессуальный регламент производства по делам, вытекающим из

административно-правовых отношений, предусмотренный в главах 22-24-1, и практика

применения процессуальных норм данного раздела ГПК должны корректироваться

с точки зрения реализации п. 2 ст.47 Конституции РФ. Конституция РФ как закон

прямого действия и принятые на ее основе федеральные законы — «Об основных

гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994

г., «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г., «Об общественных

объединениях» от 19 мая 1995 г., «О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г., «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 21

августа 1995 г. и др., расширили компетенцию судов общей юрисдикции по обжалованию

решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов

местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и возможности

Читайте так же:  Оспорить решение суда по административному делу

защиты не только активного, но и пассивного избирательного права граждан.

3. В ст.46 Конституции РФ указан более точный объект судебного обжалования

по сравнению со ст.231, а именно, обжаловать в суд можно: а) не только действия,

но и бездействие органов государственной власти, местного самоуправления,

общественных объединений и должностных лиц: б) в тексте ч.2 ст.231 и в названии

главы 24-1 не указано, что объектом обжалования являются решения; в) в указанных

нормах нет ссылки на то, что объектом обжалования являются решения, действия

(бездействие) органов местного самоуправления и общественных объединений.

Следовательно, правильно применять нормы права, содержащиеся в главах 22-24-1,

можно только с учетом современных конституционных норм и Федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об обжаловании

в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 15 ноября

1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 51, ст.4970).

4. Часть 2 ст.231 не перечисляет другие дела, возникающие из административно-правовых

отношений, отнесенные законом к компетенции судов. К другим делам, не перечисленным

в ч.2 ст.231, например, относятся дела об оспаривании гражданами (объединениями

граждан) нормативных актов, кроме актов, проверка конституционности которых

отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ; дела по жалобам

на отказ в регистрации общественных и религиозных организаций (объединений)

и о прекращении их деятельности, дела по жалобам на решения, принятые путем

прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного

самоуправления (ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации», принятого Государственной

Дела, возникающие из административно-правовых отношений

Мировому судье _________ участка _________ района

(В ________________ районный (городской) суд)

_______________ области (края, республики)

(наименование органа, должностного лица)

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

(указать наименование органа либо должностного лица,

вынесшего обжалуемое постановление)

от «___» _______ 20__ г. я подвергнут административному наказанию в виде

(основания наложения административного наказания)

Считаю наложенное на меня взыскание необоснованным, так как ________

(указать обстоятельства, которые, по мнению заявителя,

свидетельствуют о необоснованности административного наказания)

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ

отменить (изменить) постановление _______________________________________

(указать наименование органа, должностное лицо)

о наложении на меня _____________________________________________________

(указать вид административного взыскания)

1. Копия постановления органа о наложении взыскания.

2. Доказательства, подтверждающие необоснованность наложения взыскания.

Примечание. Гражданин или должностное лицо вправе обжаловать соответствующие действия органов или должностных лиц в суде по месту жительства в течение десяти дней со дня вручения постановления органа или должностного лица о наложении штрафа или наказания в административном порядке. Жалоба рассматривается судом в десятидневный срок с момента подачи (ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы.

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного наказания. Поэтому судья, приняв жалобу к рассмотрению, должен поставить в известность орган, осуществляющий исполнение постановления, о поданной жалобе и о приостановлении в связи с этим исполнения о наложении административного наказания.

Копия принятого судом решения в трехдневный срок направляется (вручается) физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу. Следует иметь в виду, что жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана также непосредственно органу, должностному лицу, которым вынесено постановление по делу и которые обязаны в трехдневный срок направить ее со всеми материалами дела в суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении госпошлиной не облагается.

В _______________________ районный (городской) суд

_____________________ области (края, республики)

(наименование оперативно-розыскной службы, адрес)

Административные дела, возникающие из публичных правоотношений: понятие, виды

Понятие дел, возникающих из публичных правоотношений

Сущность административного судопроиз­водства по делам, возникающим из публичных правоотношений, состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ, рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из иных публичных правоотношений (к ним относятся, например, дела об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия) органов власти, о прекращении деятельности СМИ, и др. ).

Названием этого вида судопроизводства в законе подчеркивается:

    1. публичный характер право­отношений , являющихся объектом судебного исследования;
    2. участие в гражданском деле носителя властных полно­мочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти и местного самоуправления, органа обще­ственного объединения).

Судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, возни­кающих из публичных правоотношений, в научных источниках называют «административной юстицией».

Проблема существования в российском гражданском процессе «административной юстиции» как вида судопроизводства наряду с исковым всегда была дискуссионной темой, однако, с принятием КАС РФ, на данном этапе развития российского права её можно считать исчерпанной.

Одни ученые полагали, что нет оснований для отграничения этого вида судопроизводства в отдельное от искового, другие — наоборот, доказывали и доказывают, что его необходимо сохра­нить как специфический вид производства, но в пределах единого гражданского процесса.

Тем не менее, необходимо понимать, что исковое производство ориентировано на форму рассмотрения и разрешения споров прежде всего имущественного характера равных субъектов в регулятивных правоотношениях .

Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объясняется:

    1. неравноправным положением участников (сторон) в регулятивных (конституци­онных, административных) и иных публичных правоотношений, поскольку в них выступают, с одной стороны, орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с дру­гой — гражданин, организация, не имеющие таких полномочий;
    2. специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права.

Указанными двумя причинами определяется и способ воз­буждения дел данной категории — оспаривание путем подачи административного искового заявления , а не предъявление иска.

Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебно­му рассмотрению, порождает специфику процессуального регули­рования порядка рассмотрения и разрешения дел указанного вида судопроизводства.

Особенности порядка рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений (по сравнению с исковым порядком):

    • они не должны содержать явный спор о праве;
    • повышен­ная активность суда и прокурора в процессе;
    • не применяются правила о заочном производстве, однако предусмотрено рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства;
    • суд не связан доводами и основаниями заяв­ленных требований (по некоторым категориям дел — п. 3 ст. 62 КАС РФ: об оспаривании нормативных правовых актов и о защите избирательных прав), а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспаривае­мое решение, или совершили действие (допустили бездействие);
    • суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ст. 63 КАС РФ).
Читайте так же:  По истечении срока давности какой срок

Виды административных дел, возникающих из публичных правоотношений

Анализ ст. 1 КАС РФ позволяет выделить следующие виды административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

IV. Дела, возникающие из административно-правовых отношений

Они отнесены к ведению судов согласно ч. 3 ст. 25 ГПК и их перечень содержится в ст. 231 ГПК. Любые дела по жалобам на действия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к подведомственности иных судов (Конституционного Суда РФ, арбитражных, военных судов). Поэтому практического значения перечень ст. 231 ГПК не имеет. Судам общей юрисдикции, в частности, подведомственны дела по жалобам на неправильности, допущенные в списках избирателей по выборам в представительные органы власти, в списках по участию в референдуме. Кроме того, дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий (ст. 267 КоАП).

Судам, в соответствии с законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», подведомственны жалобы граждан, если заявитель полагает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Исключение: действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции иных судов.

Иные суды – Конституционный, арбитражный – рассматривают жалобы на неправомерные действия и решения, проверка которых отнесена к их исключительной компетенции. Конституционный Суд РФ вправе проверять на предмет соответствия Конституции РФ федеральные законы и нормативные акты, указанные в ст. 125 Конституции РФ. Арбитражные суды в соответствии со ст. 22 АПК вправе рассматривать споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов (в том числе ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ), органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативно-правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан индивидуальных предпринимателей. Все остальные дела об обжаловании неправомерных действий и решений отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

Система разделения компетенции между органами судебной власти основана на принципе универсальной подведомственности юридических дел судам общей юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к ведению судов специальной юрисдикции (Конституционного и арбитражных).

В производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, судам также подведомственны дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, носящих нормативный характер; дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из РФ за границу или на въезд в РФ из-за границы; дела о взыскании с граждан недоимок по налогам и т.д.

Ч. 4 ст. 25 ГПК относит к ведению судов и дела особого производства, перечисленные в ст. 245 ГПК: об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным; об установлении усыновления (удочерения) ребенка; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (ст. 148 ГК РФ). По закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» появилась новая категория дел особого производства о госпитализации в недобровольном порядке по заявлению представителя психиатрического учреждения гражданина, страдающего психическим заболеванием.

Кроме перечисленных в ч.ч. 1-4 ст. 25 ГПК судам общей юрисдикции подведомствен ряд преддоговорных споров: об отказа коммерческой организации от заключения публичного договора (ч. 3 ст. 426 ГК РФ), в том числе отказе банка в заключение договора банковского вклада (ч. 2 ст. 834 ГК РФ); об отказе в заключении основного договора при наличии предварительного договора (ч. 5 ст. 429 ГК РФ). Как сказано в ч. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Рассмотрение дел, вытекающих из административных правоотношений, об административных правонарушениях и о привлечении к административной ответственности

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом (ст.

Важной особенностью арбитражного законодательства является то, что вышеуказанная категория дел должна вытекать из экономических правоотношений или иной предпринимательской деятельности.

Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если иное не установлено законом.

Необходимо отметить, что при рассмотрении данной категории дел немаловажным моментом является субъект, обязанный доказывать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Такая обязанность возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Несмотря на публичный и централизованный характер административных правоотношений, законодатель допускает урегулирование спора, возникающего в подобных отношениях, путем заключения мирового соглашения или с использованием других примирительных процедур (ст. 190 АПК РФ).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, также рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. По общему правилу данные заявления подаются в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанные заявления могут быть поданы в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения. Помимо общих требований, установленным в ст. 125, 126 АПК РФ, предъявляемых к заявлениям, законодатель устанавливает дополнительные требования к заявлениям о привлечении к административной ответственности. В заявлении должны быть также указаны сведения, перечисленные в ст.

Читайте так же:  Ходатайство о замене административного наказания

Кроме того, к заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, составляет не более двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Однако по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок может быть продлен не более чем на один месяц. Подобные дела рассматриваются судьей единолично.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ст. 205 АПК РФ).

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности (ст. 206 АПК РФ).

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Еще одной особенностью рассмотрения данной категории дел является то, что исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта (ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ).

Кроме того, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, которые также рассматриваются по общим правилам искового производства (ст. 207 АПК РФ).

Возбуждается данное производство на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Заявление по общему правилу может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК РФ).

Характерной чертой данной категории заявлений является то, что они не облагаются госпошлиной.

К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

Срок рассмотрения дела об оспаривании решений административных органов составляет не более двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления; рассматривается судьей единолично (ст. 210 АПК РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме, его законность и обоснованность.

Порядок принятия решения и выдачи исполнительного при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов схож с порядком рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений

Процессуальные особенности административного судопро­изводства:

а) административные дела в гражданском процессе воз­буждаются не путем предъявления иска, а посредством подачи в суд жалобы или заявления;

б) по делам данного вида судопроизводства суд разре­шает спор не о праве гражданском, а об административ­ном праве;

в) в силу специфики административно-правовых от­ношений здесь не используются такие процессуальные дей­ствия, как встречный иск, заключение мирового соглашения. Кроме того, административные дела не могут быть пере­даны на разрешение третейского суда, по ним не применя­ются правила договорной подсудности;

г) по административным делам в гражданском про­цессе с одной стороны выступает гражданин (заявитель), а с другой стороны — государственный орган, организа­ция, должностное лицо, чьи действия (бездействие) яв­ляются предметом судебного рассмотрения;

д) материально-правовые отношения между сторона­ми, участвующими в административных делах, строятся по принципу власти и подчинения,

е) по административным делам суд проверяет закон­ность и обоснованность действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, а в слу­чаях, предусмотренных законом, лишь их законность;

ж) по общему правилу административные дела рассмат­риваются судом не позднее месячного срока со дня поступ­ления жалобы или заявления в суд.

Производство по делам, возникающим из административ­но-правовых отношений, – это самостоятельный вид граж­данского судопроизводства, в котором судом рассматри­вается спор, возникший в сфере административного управ­ления, и осуществляется контроль за законностью и обос­нованностью действий (бездействия) государственных ор­ганов, организаций и должностных лиц, затрагивающих права и охраняемые законом интересы граждан.

Судам подведомственны следующие категории дел, возникающих из административно-правовых отношений:

– по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

– по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изме­нения в записи актов гражданского состояния;

– по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

– по жалобам на действия (бездействие) государствен­ных органов и иных юридических лиц, а также организа­ций, не являющихся юридическими лицами, и должност­ных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, преду­смотренных актами законодательства,и права юридиче­ских лиц;

Читайте так же:  Административное наказание может быть назначено срок

– по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе и др.

Жалобы на действия избирательных комиссий. Закон предоставляет каждому гражданину право обжа­ловать неправильности в списках избирателей. Заявление о неправильностях в списках избирателей рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в 2-дневный срок рассмотреть заявление.

Дела данной категории рассматриваются судом с обяза­тельным участием прокурора.

Жалобы на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния. Заявление о внесении изменений и исправлений в за­пись актов гражданского состояния подается в орган, регистрирующий акт гражданского состояния по месту жительства заявителя и должно быть рассмотрено в течение 3 месяцев. Суд возбуждает дело при следующих двух условиях:

во-первых, должен существовать документ (свидетель­ство), содержащий оспариваемую запись актов граждан­ского состояния;

во-вторых, должно быть представлено заключение органа, регистрирующего акты гражданского состояния, об отказе внести исправления или изменения в произве­денную запись.

Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении. Заинтересованное лицо вправе в порядке администра­тивного судопроизводства подать в суд жалобу на нотари­альные действия или на отказ в их совершении.

Законом определен круг заинтересованных лиц по де­лам данной категории. Согласно части первой ст. 351 ГПК ими могут быть:

во-первых, лица, обратившиеся за совершением но­тариального действия и считающие неправильным совер­шенное нотариальное действие или неправомерным отказ в совершении нотариального действия;

во-вторых, лица, интересы которых ущемлены в связи с совершением нотариального действия.

Жалоба подается в суд в 10-дневный срок

Жалобы на действия (бездействие) государственных органов, организаций и должностных лиц, ущемляющие права граждан. Гражданин вправе в установленном законом порядке обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправо­мерными действиями (бездействием) государственных ор­ганов, организаций и должностных лиц ущемлены его нрава.

Обжаловать в суд можно коллегиальные и единолич­ные действия, в результате которых:

– гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом;

– на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 355 ГПК жалоба может быть подана в суд в месячный срок.

Судья, приняв жалобу к производству суда, по прось­бе заявителя или по своей инициативе вправе приостано­вить исполнение обжалуемого действия.

Жалобы на решения Апелляционного совета при патентном органе.

Заинтересованное лицо, не согласное с решением Апел­ляционного совета при патентном органе, вправе обжало­вать его в суд.

Для разрешения указанных выше споров создан в сис­теме общих судов специализированный патентный суд – судебная коллегия по делам интеллектуальной собственно­сти Верховного Суда РБ.

Дела данной категории рассматриваются Верховным Судом РБ в месячный срок со дня по­ступления жалобы в суд (часть первая ст. 337 ГПК).

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 316 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Из административно-правовых отношений

План лекции

1. Понятие производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Особенности рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий.

2. Особенности рассмотрения жалоб на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

3. Особенности рассмотрения жалоб на отказ органов записи актов гражданского состояния внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния.

4. Особенности рассмотрения жалоб на нотариальные действия или отказ в их совершении.

1. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений – это самостоятельный вид гражданского судопроизводства, подчиняющийся общим правилам рассмотрения гражданских дел, в котором по жалобам заявителей судом разрешается спор о правомерности административного правоприменения посредством проверки законности и обоснованности действий государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающих права и интересы граждан и общественных объединений граждан.

Суд рассматривает дела:

1) по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

2) по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

3) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

4) по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, — и права юридических лиц;

5) по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе;

6) иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.

Производство отражает порядок реализации права судебной жалобы граждан в общие суды для осуществления судебного контроля за правоприменительной деятельностью в административном порядке исполнительных и распорядительных государственных органов, юридических лиц, должностных лиц и особенности рассмотрения и разрешения таких жалоб.

Сущность производства составляют применяемые при рассмотрении жалоб общие правила рассмотрения гражданских дел и специфические правила разрешения в суде жалоб, предопределенные характером предмета судебной деятельности. Общие правила формируются на основе общих для всех гражданских дел принципов. Нормы разделов ГПК являются общими правилами процесса. Они определяют общую последовательность развития процесса по стадиям производства в суде 1-й, кассационной, надзорной инстанции, при пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам и в исполнительном производстве. Срок рассмотрения в суде – 1 мес.

Предметом судебной деятельности является проверка законности и обоснованности актов административного правоприменения, затрагивающих права и интересы граждан. Эта проверка происходит с участием заинтересованных в исходе дела лиц (органа, вынесшего акт) и на которых распространяется его юридическое действие. Обжалование в суд актов административного правоприменения вызывает их спорность. Дела по ГПК возбуждается не иском, а жалобой или протестом прокурора. Содержание жалобы составляют истребуемые заявителем у суда способы защиты. Оно состоит в просьбе к суду о признании действия неправомерным и в связи с этим о его отмене, изменении. Меры по обеспечению жалоб: императивные предписания о запрете исполнения действий государственного органа до истечения срока на судебное обжалование или приостановлении исполнения обжалованного действия. Заявитель вправе отказаться от жалобы, изменить ее мотивы в пределах обжалуемого действия. Бремя доказывания законности совершенного действия закон возлагает на государственные органы, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий.

Судебная защита представляется в отношении: активного избирательного права (права избирать) посредством права жалобы на решения избирательных комиссий о неправильностях в списке избирателей; пассивного избирательного права посредством права судебной жалобы на отказ избирательных комиссий в регистрации кандидата в депутаты, в кандидаты Президента, на отказ в регистрации инициативной группы. Заявителями являются лица, в отношении которых оно вынесено. Право обжалования неправильностей в списках избирателей предоставлено каждому гражданину. Право жалобы на решения ЦИК о признании выборов Президента недействительными принадлежит лишь кандидатам в президенты, а право жалобы на отказ в регистрации инициативной группы – инициативной группе.

Читайте так же:  Процессуальный статус потерпевшего в административном праве

Срок подачи жалоб – за 7 дней до выборов; за 5 дней до голосования для обжалования в суд неправильностей в списках избирателей; 10 дней срок – для обжалования решений Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов о признании выборов Президента недействительными; 1мес. – об отказе в регистрации инициативной группы.

Срок рассмотрения в суде.Для рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий – 5 дней с момента подачи жалобы. Решение вступает в силу немедленно после его провозглашения. Обжалованию в кассационном порядке оно не подлежит.

2. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях государственные органы и должностные лица выносят решения и постановления, которые являются объектом обжалования в суд. Постановление вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, в 3-дневный срок со дня вынесения. О мере взыскания производится запись в протоколе. При отсутствии постановления или решения в суд могут быть обжалованы неправомерные действия государственного органа или должностного лица.

Право обжалования решений принадлежит лицам, в отношении которых они вынесены; потерпевшим; прокурору. Субъектами административной ответственности являются физические лица. Постановление суда о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно может быть отменено по протесту прокурора самим судьей, а также председателем вышестоящего суда.

Мотивами обжалования в суд являются незаконность и необоснованность, по мнению заявителя, действий государственного органа или должностного лица при вынесении постановлений. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в суд по месту жительства заявителя. Жалоба может быть подана в 10-дневный срок со дня вручения копии постановления.

Установив, что постановление об административном правонарушении является законным и обоснованным, суд оставляет постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Суд вправе отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение в тот же или иной государственный орган, если не были исследованы все необходимые доказательства, в связи с чем суд был не в состоянии сделать вывод о правомерности постановления.

Установив, что постановление вынесено государственным органом или должностным лицом, неправомочными решать дело об административном правонарушении, суд отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение компетентного государственного органа или должностного лица, если при этом не истекли сроки применения взыскания.

В случае признания необоснованным или незаконным привлечения заявителя к административной ответственности суд отменяет постановление и прекращает дело об административном правонарушении.

При удовлетворении жалобы суд вправе: изменить меру и вид взыскания; снизить размер взыскания; заменить одно взыскание другим, более мягким; отменить дополнительное взыскание.

3. Регистрация акта гражданского состояния состоит в совершении актовой записи и выдаче соответствующего свидетельства. Документы признаются бесспорными доказательствами зафиксированных в них фактов.

В запись акта гражданского состояния могут быть внесены исправления, изменения, дополнения, если при совершении были допущены ошибки, неточности и пробелы.

Требование об исправлении записи обусловлено ошибками, допущенными при их совершении (в записи акта о рождении не указаны Ф.И.О. или национальность родителей, записано неточное имя ребенка и др.). Необходимость в изменении возникает с появлением фактов, не получивших отражения.

Исправление ошибок и внесение изменений производится государственными органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Отказ в их совершении может быть обжалован в суд.

Органы ЗАГСа при наличии достаточных оснований и отсутствии спора о праве могут исправить или изменить любые ошибочные сведения в любой актовой записи. Однако они не вправе изменять сведения о происхождении ребенка в записи акта о рождении. Запись сведений о родителях в актовой записи и свидетельстве о рождении ребенка является доказательством происхождения ребенка от указанного в ней лица и может быть исправлена на основании решения суда.

Если заявитель предварительно обращался в орган ЗАГС и не получил заключения об отказе в установленной форме, судья по просьбе заявителя должен оказать ему содействие в получении этого доказательства. Жалоба на отказ внести исправления или изменения подается в суд по месту жительства заявителя и оплачивается госпошлиной. В жалобе должно быть указано, каким органом была произведена запись, в чем заключается ее неправильность и какими доказательствами это подтверждается, по каким причинам было отказано в исправлении записи. К жалобе должны быть приложены копия записи и выданных на ее основании свидетельств, заключение органов ЗАГС об отказе в изменении записи и другие документы. Цель судебного разбирательства – проверка обоснованности жалобы об отказе в исправлении или изменении записи акта гражданского состояния. Решение суда, которым установлена неправильность записи в книге, служит основанием для исправления такой записи. На основании решения суда исправление вносится в запись, а заявителю выдается новое свидетельство о регистрации.

4. Судебный контроль за деятельностью органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия, применяется, когда, по мнению лица, обратившегося за совершением нотариального действия, оно совершено неправильно или отказ в его совершении неправомерен, когда нотариальным действием ущемлены интересы лиц, не принимавших участия в его совершении; когда совершенное нотариальное действие стало основанием для возникновения спора о праве, подведомственного общему или хозяйственному суду. Заинтересованное лицо вправе подать жалобу на нотариальное действие или отказ в его совершении в суд по месту нахождения нотариальной конторы, государственных органов, иных организаций, должностного лица которые вправе совершать нотариальные действия. Жалоба подается в суд в 10-дневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или отказе в его совершении.

В ней должны быть указаны Ф.И.О. гражданина, обратившегося в суд, его местожительство, данные о нотариусе, его местонахождение; какое нотариальное действие, по мнению заявителя, совершено неправильно, мотивы, по которым он считает данные действия незаконными, и просьба о применении полномочий суда.

При подготовке дел к судебному разбирательству судья предлагает лицам, юридически заинтересованным в исходе дела, представить имеющие значение для дела подлинные нотариально удостоверенные документы либо документы, постановление нотариуса или должностного лица об отказе в совершении нотариального действия.

Дела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении рассматриваются судом не позднее 1месяца со дня поступления жалобы в суд.

Разрешая дело, суд может применить следующие полномочия:

♦ признать нотариальные действия совершенными правильно и отклонить жалобу;

Видео (кликните для воспроизведения).

♦ признать жалобу обоснованной и обязать нотариуса совершить нотариальные действие либо отменить совершенное нотариальное действие.

Источники

Дела возникающие из административно правовых отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here