Дело с административной ответственностью юридических лиц

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Дело с административной ответственностью юридических лиц", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

К обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предлагается отнести ликвидацию юрлица при банкротстве

Сегодня Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект 1 , которым предлагается дополнить перечень случаев, когда производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Если инициативу одобрят, то действие нормы распространится и на внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, привлеченного к административной ответственности. Речь идет исключительно о ликвидации организации на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства при банкротстве.

По действующему законодательству, указанное производство не начинается, а начатое прекращается в том числе в случаях, если отсутствует событие административного правонарушения, лицо действовало в состоянии крайней необходимости или наступила его смерть, а также в ряде других случаев (ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Отметим, что данный перечень не является исчерпывающим.

Тем же законопроектом может быть расширен перечень условий, при которых судья, орган или должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают его исполнение. Они также будут обязаны это сделать в случае ликвидации юрлица при банкротстве и внесении соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

В настоящее время прекратить исполнение постановления об административном наказании могут, например, если издан акт амнистии, устраняющий применение такого наказания, признан утратившим силу закон, который устанавливал ответственность, или истекли сроки давности. Также это возможно в случае смерти лица, привлеченного к административной ответственности или признания его умершим (ст. 31.7 КоАП РФ). Но случай ликвидации юрлица при банкротстве в данном уже, кстати, закрытом перечне не учтен.

С какого момента не допускается регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица? Узнайте из материала «Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией» в «Энциклопедии решений. Корпоративное право» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Правительство пояснило, что нововведение коснется только случаев ликвидации юрлица в случае банкротства, чтобы избежать злоупотреблений. Ведь в противном случае, если будут прекращать производство по делу или исполнение наказания в любом случае при ликвидации юрлица, недобросовестная организация, имеющая, например, большой штраф, предпочтет ликвидироваться и избежать наказания.

По данным кабмина, действующие нормы привели к тому, что в период с 1 января 2010 года по 31 июля 2016 года таможенные органы были вынуждены администрировать безнадежную к взысканию задолженность по уже ликвидированным юрлицам. Им необходимо было делать это до истечения срока давности исполнения постановлений о назначении административного наказания. Всего за указанный период обнаружено 557 таких постановлений на общую сумму более 553 млн руб.

http://www.garant.ru/news/1014446/

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2.10 КоАП РФ

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 — 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 — 6 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 9-Ф статья 2.10 настоящего Кодекса дополнена частью 9, вступающей в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

http://base.garant.ru/12125267/6a3eaa02cea3fe2db1e9b04e275d1439/

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Правила ч. 1 ст. 2.10 посвящены административной ответственности юридических лиц (далее — ЮЛ).

Они указывают, что ЮЛ подлежат административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных:

1) правилами раздела II КоАП «Особенная часть» (например, при совершении административного правонарушения в области предпринимательской деятельности (ст. 14.1-14.25), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст. 15.1-15.26), в области таможенного дела (ст. 16.1-16.2);

2) в законах субъектов Российской Федерации об административных правоотношениях.

Правила ч. 1 ст. 2.10 имеют общий характер и применяются лишь постольку, поскольку не противоречат положениям ч. 2-8 комментируемой статьи.

2. Анализ правил ч. 2 ст. 2.10 показывает, что они:

1) разъясняют (легально) порядок применения норм:

а) раздела I КоАП «Общие положения» (см. коммент. к ст. 1.1-4.7);

б) раздела III КоАП «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении» (см. коммент. к ст. 22.1-23.65);

в) раздела IV КоАП «Производство по делам об административном правонарушении» (см. например, коммент. к ст. 24.1-30.11);

Читайте так же:  Устранение недостатков в протоколе об административном правонарушении

г) раздела V КоАП «Исполнение постановлений по делам об административном правонарушении» (см. например, коммент. к ст. 31.1-32.11);

2) предусматривают, что в случае, когда нормы упомянутых разделов КоАП прямо не адресованы только к физическим лицам или только к ЮЛ, эти нормы:

а) в равной мере действуют в отношении и физических лиц, и ЮЛ. В практике возникают вопросы:

не противоречат ли правила ч. 2 ст. 2.10 правилам ч. 2 ст. 2.1 (о том, что ЮЛ подлежит привлечению к административной ответственности при наличии определенных условий)? Безусловно, определенное противоречие налицо, и законодателю, по-видимому, придется уточнять содержание ч. 2 ст. 2.10;

допустимо ли привлекать к административной ответственности и физических лиц, и ЮЛ за совершение одного и того же административного правонарушения? Да, систематическое толкование ч. 2 ст. 2.10 и ч. 3 ст. 2.1 (см. коммент. к ней) позволяет дать на этот вопрос утвердительный ответ;

б) не подлежат применению к ЮЛ, если они касаются только физических лиц:

— исходя из смысла той или иной нормы. Очевидно, например, что правила ст. 2.3 «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность» могут применяться только в отношении физических лиц;

— если содержание соответствующей нормы исключает ее применение к ЮЛ (например, содержание ст. 27.4 «Протокол об административном задержании», см. коммент. к ней).

3. Специфика правил ч. 3 ст. 2.10 состоит в том, что они:

1) подлежат применению лишь при такой форме реорганизации ЮЛ, как слияние. При слиянии ЮЛ права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему ЮЛ в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 59 ГК);

2) императивно предусматривают, что за административное правонарушение, совершенное одним из ранее самостоятельных ЮЛ, отвечает вновь возникшее ЮЛ. При этом следует учитывать правила п. 4 ст. 57 ГК о том, что слияние считается завершенным с момента государственной регистрации вновь возникшего ЮЛ (в соответствии с нормами Закона о госрегистрации юридических лиц) и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр ЮЛ.

4. Правила ч. 4 ст. 2.10 подлежат применению в случае присоединения одного ЮЛ к другому. При такой форме реорганизации ЮЛ считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр ЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного ЮЛ (п. 4 ст. 57 ГК).

5. Правила ч. 5 ст. 2.10 охватывают случаи, связанные с разделением и выделением ЮЛ.

При разделении ЮЛ к ответственности за совершенное правонарушение привлекается то ЮЛ, которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности:

— по заключенным (до реорганизации) сделкам;

— по имуществу, в связи с которым было совершено административное правонарушение (например, это имущество было создано путем самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, см. об этом коммент. к ст. 7.4).

При выделении ЮЛ к административной ответственности привлекается то из них, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности, упомянутые в ч. 5 ст. 2.10. В практике возникает вопрос: как решается вопрос об административной ответственности, если согласно разделительному балансу упомянутые в ч. 5 ст. 2.10 «права и обязанности» перешли к нескольким ЮЛ, выделившимся из ЮЛ, совершившего административное правонарушение? Анализ ч. 5 ст. 2.10 не позволяет дать ответ на этот вопрос: налицо пробел, и законодателю необходимо его восполнить. Видимо, Верховному Суду РФ целесообразно определить свою позицию по данному вопросу.

6. Характеризуя правила ч. 6 ст. 2.10, нужно учесть, что:

1) преобразование ЮЛ (упомянутое в ч. 6 ст. 2.10) — это самостоятельная форма реорганизации ЮЛ, при которой:

а) ЮЛ одного вида преобразуется в ЮЛ другого вида (например, ЗАО в ПК) и при этом происходит изменение организационно-правовой формы ЮЛ;

б) к вновь возникшему ЮЛ переходят права и обязанности реорганизованного ЮЛ в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК);

в) ЮЛ считается преобразованным с момента государственной регистрации вновь возникшего ЮЛ и внесения сведений об этом в единый государственный реестр ЮЛ;

2) к административной ответственности за административное правонарушение, совершенное (до реорганизации) преобразованным ЮЛ, привлекается вновь возникшее ЮЛ. При этом не играет роли, отражена необходимость нести административную ответственность в передаточном акте или не отражена.

7. Правила ч. 7 ст. 2.10 имеют важное значение для правильного применения норм ч. 3-6 ст. 2.10. Установлено, что:

1) административная ответственность (в случаях, указанных в ч. 3-6 ст. 2.10) наступает:

а) независимо от того, было ли вновь созданному ЮЛ (либо ЮЛ, указанному в ч. 5 ст. 2.10) известно о том, что его предшественник совершил административное правонарушение до завершения реорганизации. В практике возникает вопрос: подлежат ли применению правила ч. 7 ст. 2.10 в случаях, когда административное правонарушение было совершено уже в процессе реорганизации? Да, подлежат;

б) независимо от согласия (или несогласия) ЮЛ нести административную ответственность вместо ЮЛ, правопреемником которого оно является;

2) вновь созданное ЮЛ (либо ЮЛ, указанное в качестве правопреемника в ч. 5 ст. 2.10) подлежит административной ответственности и в том случае, когда:

а) производство по делу об административном правонарушении началось до реорганизации и к моменту реорганизации было завершено;

б) к моменту завершения реорганизации производство по делу еще не было закончено;

в) производство по делу было начато после завершения процедуры реорганизации.

8. Специфика правил ч. 8 ст. 2.10 сводится к тому, что они:

1) подлежат применению, когда назначены такие виды наказания, как:

а) административный штраф;

б) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

в) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

2) предписывают, что, применяя к ЮЛ эти административные наказания за содеянное до завершения процедуры реорганизации ЮЛ, необходимо учитывать положения ч. 3-6 ст. 2.10. В связи с этим возник ряд вопросов:

почему в ч. 8 ст. 2.10 упомянуты лишь административные наказания, назначаемые в соответствии с п. 2-4 ч. 1 ст. 3.2? Дело в том, что большинство других административных наказаний могут быть назначены только физическим лицам (например, административный арест, административное выдворение, дисквалификация). Только предупреждение (п. 1 ч. 1 ст. 3.2) может быть применено как к ЮЛ, так и к физическим лицам (см. коммент. к ст. 3.2-3.11). С другой стороны такое административное наказание как «административное приостановление деятельности» может быть назначено лишь ЮЛ и ИП (см. коммент. к ст. 3.12)

Читайте так же:  Моральный вред причиненный административным правонарушением

может ли ЮЛ быть привлечено (как правопреемник) к административной ответственности в виде штрафа и конфискации предметов административного правонарушения? Да, может: дело в том, что административный штраф представляет собой основное наказание, а конфискация таких предметов может выступать и в качестве дополнительного административного наказания. Их сочетание не противоречит ни правилам ст. 2.10, ни правилам ст. 3.3 (см. коммент. к ней).

9. Часть 9 была введена в ст. 2.10 Законом N 9 от 09.02.09 и вступила в силу с 13.04.09. Установлено, что если единоличный исполнительный орган организации имеет статус ЮЛ (например, управляющая компания), то (при совершении этим органом административного правонарушения) ему должно быть назначено административное наказание в пределах санкции предусмотренной не для должностного лица, а именно для ЮЛ (а оно — всегда строже).

О сроке, в течение которого ЮЛ считается подвергнутым административному наказанию, см. коммент. к ст. 4.6. О возмещении имущественного ущерба, причиненного ЮЛ, которое было привлечено к административной ответственности, см. коммент. к ст. 4.7. См. также п. 15 Пост. N 5.


http://base.garant.ru/5872064/6a3eaa02cea3fe2db1e9b04e275d1439/

Административная ответственность юридических лиц

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вступил в силу с 1 июля 2002 г., впервые в истории нашего права кодифицирована административная ответственность юридических лиц. В основе такой кодификации заложена идея предусмотреть в едином правовом акте, в данном случае в Кодексе об административных правонарушениях, — все административные правонарушения юридических лиц за нарушения федеральных норм и правил, меры ответственности за их совершение, принципы законодательства об административных правонарушениях юридических лиц, исчерпывающий перечень административных наказаний юридических лиц и правила их назначения, а также подведомственность дел об административных правонарушениях юридических лиц, порядок производства и исполнения постановлений по таким делам. Такой подход обеспечивает всестороннее и объективное рассмотрение дел об административных правонарушениях, получение доказательств по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законом, и позволяет закрепить необходимые гарантии прав и законных интересов юридических лиц при привлечении их к административной ответственности.

За нарушения федеральных норм и правил юридические лица могут привлекаться к административной ответственности, только если за правонарушение предусмотрена административная ответственность в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ. Исключения составляют налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена в Налоговом кодексе РФ для непосредственных участников налоговых правоотношений — налогоплательщиков, налоговых агентов, банков и т.д.

За налоговые правонарушения юридические лица привлекаются к ответственности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в Налоговом кодексе РФ, а должностные лица организаций, своими непосредственными действиями допустившие совершение данных налоговых правонарушений и чья ответственность ранее предусматривалась в п. 12 ст. 7 Закона РФ «0 налоговых органах Российской Федерации», привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст.ст. 15.3—15.9, 15.11 КоАП РФ, составы которых, за некоторым исключением, аналогичны составам налоговых правонарушений, влекущим ответственность юридического лица.

Говоря о налоговых правонарушениях, следует сказать об одном исключении, допущенном в ст. 16.22 КоАП РФ. За неуплату в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, юридические лица наряду с должностными привлекаются к ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Общие положения Кодекса, нормы о подведомственности дел, производстве и исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях применяются к юридическим лицам, если в нормах не указано или из их смысла не следует, что они применяются только к физическим лицам. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие или бездействие, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридического лица.

Для привлечения юридического лица к административной ответственности недостаточно лишь факта противоправного деяния в его деятельности. Необходимо установить наличие вины юридического лица. Она определяется как непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при наличии у него возможности для соблюдения этих правил и норм.

Если у юридического лица такой возможности не было, или, несмотря на то что им были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения установленных законом правил и норм, им было допущено административное правонарушение, то при таких обстоятельствах вина юридического лица в совершении административного правонарушения отсутствует и оно не может быть привлечено к административной ответственности.

Вина юридического лица отличается от вины должностного лица, которое своими непосредственными действиями совершило это административное правонарушение.

При привлечении юридического лица к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им предусмотренных федеральными нормами и правилами обязанностей виновным физическим лицом выступают руководители и другие работники организации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, которые несут ответственность по КоАП так же, как должностные лица государственных органов. В соответствии с п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и наоборот.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ к юридическим лицам могут применяться только следующие административные наказания:

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение и административный штраф могут устанавливаться как основные административные наказания и за административные правонарушения, предусмотренные в КоАП РФ, и за правонарушения, ответственность за которые установлена в законах субъектов РФ. Возмездное изъятие и конфискация могут применяться и как основные, и как дополнительные административные наказания только за правонарушения, предусмотренные в КоАП РФ.

Читайте так же:  Военные объекты как источники загрязнения окружающей среды

Размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц и исчисляемого в минимальных размерах оплаты труда, не может превышать одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а за нарушения антимонопольного, таможенного, валютного, рекламного и природоохранного законодательства — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Важной правовой гарантией для юридических лиц является установление срока давности, по истечении которого юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Этот срок равен двум месяцам и начинает исчисляться с момента совершения административного правонарушения. Исключение установлено для таможенных, антимонопольных, валютных, налоговых, рекламных, природоохранных и т.п. правонарушений: для них срок — один год. При длящихся правонарушениях срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться с момента обнаружения правонарушений.

Как следует из ст. 2.10 КоАП РФ, в случае реорганизации юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, административное наказание применяется к юридическому лицу, к которому в результате реорганизации перешли обязанности реорганизованного юридического лица, за ненадлежащее исполнение которых было назначено административное наказание.

Дела об административных правонарушениях юридических лиц, ответственность за которые предусмотрена в КоАП РФ, рассматриваются мировыми и районными судьями, судьями арбитражных судов и должностными лицами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их структурных и территориальных подразделений исходя из задач и функций этих органов и подразделений.

Судьи районных судов рассматривают дела о таможенных, антимонопольных, валютных, налоговых, рекламных, природоохранных и т.п. правонарушениях юридических лиц, по которым проводилось административное расследование, то есть экспертиза и другие процессуальные действия.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1), о незаконном использовании товарного знака (ст. 14.10), незаконном получении кредита (ст. 14.11), о нарушении правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности (ч. 2 ст. 7.24), о нарушениях правил производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.ст. 6.14, ч.ч. 1, 2 ст. 14.16, ч.ч.1, 3, 4 ст. 14.17, ст. 14.18 КоАП РФ), о заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия (ч. 2 ст. 14.23), о неисполнении банком поручений государственного внебюджетного фонда о зачислении денежных средств во вклады граждан (ст. 15.10), о нарушении обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации (ч.ч. 1, 2 ст. 19.19).

В КоАП РФ урегулированы процессуальные права привлекаемого к административной ответственности юридического лица и законного представителя: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и другие.

В КоАП РФ детально регламентирован порядок производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, который состоит из стадии возбуждения дела, проведения в предусмотренных Кодексом случаях административного расследования, экспертизы и других процессуальных действий. Это стадия завершается составлением протокола об административном правонарушении и направлением этого протокола вместе с другими материалами дела для рассмотрения по подведомственности. Далее следует стадия рассмотрения дела. В КоАП РФ впервые урегулирован порядок заявления законным представителем юридического лица процессуальных ходатайств и их рассмотрения, что способствует реализации права на защиту, обеспечивает сбор доказательств по делу в установленном законом порядке и объективное рассмотрение дела с учетом законных интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении принимается постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

В п. 3 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, то есть с учетом подведомственности дел арбитражным судам, которая определена в п. 1 ст. 22 АПК РФ.

Согласно этому пункту арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Исходя из толкования указанных норм КоАП РФ и АПК РФ, можно сделать вывод, что в арбитражный суд могут быть обжалованы постановления по делам об административных правонарушениях юридических лиц в экономической сфере. Постановления по делам об административных правонарушениях юридических лиц, вынесенные судьей арбитражного суда, обжалуются в порядке, предусмотренном АПК РФ. При этом возникает вопрос, ответа на который КоАП РФ не дает: можно ли обжаловать в арбитражный суд постановления по делам об административных правонарушениях юридических лиц, если они приняты районным или мировым судьей.

В остальных случаях постановление по делу об административном правонарушении юридического лица обжалуется в общем порядке, предусмотренном в ч. 1, 2 ст. 30.1 КоАП РФ: вынесенное судьей — в вышестоящий суд, вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное органом административной юрисдикции субъекта РФ — в районный суд по месту рассмотрения дела.

КоАП РФ устанавливает чрезвычайно короткие сроки для рассмотрения дел об административных правонарушениях юридических лиц — 15 дней, и для обжалования и рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении юридического лица — 10 дней.

В ст. 30.9 КоАП РФ предусмотрена возможность бесконечного пересмотра решения, в связи с чем представляется неопределенным вопрос о моменте вступления постановления по делу в законную силу и обращения его к исполнению, который в ст. 31.1 КоАП РФ определяется истечением срока для обжалования или вынесением не подлежащего обжалованию решения.

Наиболее распространенным административным наказанием, применяемым к юридическим лицам в КоАП РФ, является штраф, который должен быть уплачен юридическим лицом в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При неуплате в указанный срок сумма штрафа взыскивается из денежных средств юридического лица на счетах в банке. При их отсутствии или недостаточности взыскание обращается на имущество юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.

http://vuzlit.ru/1065978/administrativnaya_otvetstvennost_yuridicheskih

Административная ответственность юридических лиц в Москве

Административная ответственность может устанавливаться для всех правонарушителей, включая юридические и должностные лица. Разница заключается в величине наказания.

Юридические лица получают увеличенные штрафы для взыскания за выявленные правонарушения. Особенности административной ответственности юридических лиц установлены в федеральных законодательных положениях для каждого проступка, либо в актах, выпущенными субъектами государства.

Читайте так же:  Вывод по теме загрязнение окружающей среды

Если в статье не указано, для какого лица она применяется, то норма наказания одинакова и для физического и для юридического лица. Исключение – случаи, которые по смыслу могут быть применены только к физическим лицам. Разобраться в каждом конкретном случае помогут высококвалифицированные специалисты из юридической Компании «Правовое решение».

Административная ответственность за правонарушения физических лиц в Москве

Административная ответственность подразумевает под собой реализацию административных санкций или различных наказаний для физических лиц, которые совершили правонарушение. Характеристика правонарушения включает в себя традиционные признаки правонарушения, то есть наличие субъекта и объект нарушения, а также субъективной и объективной стороны.

Привлечь к административной ответственности можно физическое лицо, только достигшее 16 лет. К категории лиц от 16 до 18 лет административное наказание выражается в виде установления взыскания, представляющего собой штраф. Само дело с содержанием правонарушения рассматривают специальные комиссии по делам несовершеннолетних.

Для рассмотрения дела, связанного с правонарушением несовершеннолетнего человека, необходимо присутствие родителей, опекунов или иных законных представителей нарушителя. Рассмотрение дела совершеннолетнего человека может быть осуществлено с присутствием юридической защиты. Грамотная юридическая поддержка во время судебного процесса, например, от специалистов Компании «Правовое решение», позволит избежать несправедливо вынесенного наказания и доказать всою невиновность. В случае несогласия с постановлением об административном правонарушении протокол можно обжаловать в порядке, зафиксированном КоАП РФ,

Ответственность за правонарушения для юридических лиц

Зачастую административная ответственность должностных и юридических лиц принимается за одно и то же понятие. Однако данное суждение в корне неверно.

Наступление административной ответственности для юридического лица возможно только после нарушения какого-либо требования КоАП РФ или определенных законов Российской Федерации. Важно понимать, что организацию можно привлечь к ответственности только в том случае, когда нарушение было совершено при наличии знания о возможных последствиях.

Еще один важный факт наступления административной ответственности – наличие строгого соблюдения основ процессуального законодательства во время привлечения к ней.

Привлечение юридического лица к административной ответственности происходит со следующими нюансами:

  • административная ответственность во время слияния нескольких юридических лиц наступает только для новообразованного юридического лица, при этом не имеет значения количество объединяющихся юридических лиц;
  • ответственность при разделении виновного юридического лица на несколько дочерних лиц вина распределяется на все вновь образовавшиеся предприятия. Размер ответственности будет выявлен на основании данных из официального разделительного баланса;
  • в случае, когда юридическое лицо присоединяется к другому после совершения преступления, то отвечать за проступок придется объединенной организации;
  • если юридическое лицо проводит реорганизацию и становится другой формой, то новая организация все равно будет отвечать по обязательствам предыдущей, так как административная ответственность не исчезает, вне зависимости от формы юридического лица.

Специалисты юридического бюро «Правовое решение» помогут разобраться с интересующими Вас вопросами, окажут квалифицированную помощь и помогут выбрать наиболее успешную стратегию для решения проблемной ситуации. Ждём Вашего звонка!

http://lawr.ru/services/prestuplenija/administrativnye-pravonarushenija/otvetstvennost-juridicheskih-lic

Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность юридических лиц часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях административной ответственности юридических лиц, формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления административной ответственности юридического лица необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица:

— При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.

— При разделении виновной организации на 2 или более новых административная ответственность юридического лица будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе. То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением.

— В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр. лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.

— Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц.

Читайте так же:  Не вручили копию протокола об административном правонарушении

Какие правонарушения административного плана наказуемы

Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлечении административной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц, перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

КоАП РФ Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 — 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 — 6 настоящей статьи.

9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskikh-lits.html

Дело с административной ответственностью юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here