Для привлечения к административной ответственности необходимо

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Для привлечения к административной ответственности необходимо", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Основания и порядок привлечения к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Согласно ч.1 ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, например, имущественное положение лица, неполучение им стипендии и отсутствие другого дохода. Однако, для того, чтобы данные обстоятельства были приняты в качестве смягчающих, лицо, привлекаемое к ответственности, должно предоставить доказательства этих обстоятельств.

Если доказательства были представлены, но должностное лицо, рассматривающее дело, не приняло их во внимание и не учло при назначении наказания лицо, привлекаемое к ответственности, может обжаловать постановление по делу и просить смягчить наказание. В течение 10 суток со дня получения копии постановления по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности или его представителем.

Постановление может быть обжаловано и по другим основаниям в соответствии с требованиями гл. 30 КоАП РФ.

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности — это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Оно характеризуется следующими обязательными признаками:

— во-первых, любое административное правонарушение — это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие;

— во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств;

— в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного проступка деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее). Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера — преступлением.

Под составом административного проступка понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

1. Анализ правил ст. 2.4 показывает, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку административное правонарушение совершило должностное лицо. При этом нельзя забывать:

а) что должностное лицо — это физическое лицо. В связи с этим к административной ответственности этих лиц применяются правила:

— ч. 1 ст. 2.1 (о том, что считается административным правонарушением);

— ст. 2.2 (о формах вины при совершении административного правонарушения);

— ст. 2.8 (о том, что исключается ответственность должностного лица, если оно совершило административное правонарушение в состоянии невменяемости) и ряда других норм КоАП. См. коммент. к указанным статьям;

б) что по особым правилам несут административную ответственность должностные лица из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторые другие категории должностных лиц (см. коммент. к ст. 2.5);

2) должностное лицо подлежит административной ответственности, когда совершенное им правонарушение связано:

а) с неисполнением своих служебных обязанностей. Последние чаще всего предусмотрены в федеральных законах (например, в Законе о госслужбе, Законе о муниципальной службе), законах субъектов Российской Федерации (например, в Уставе г. Москвы), а также в иных нормативных правовых актах (например, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ о полномочиях должностных лиц различных федеральных органов исполнительной власти), во всякого рода служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, наставлениях и т.п. нормативных правовых актах. Поэтому в каждом случае привлечения должностного лица к административной ответственности необходимо изучить тот или иной нормативный правовой акт (из числа указанных выше) и убедиться, что должностное лицо не исполнило свои служебные обязанности;

Читайте так же:  Предписание по административному делу

б) с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

2. Примечание к ст. 2.4 дает легальное определение должностных лиц. Анализ этого определения показывает, что:

1) оно существенно отличается от содержащегося в УК (см. ниже);

2) должностное лицо:

а) осуществляет функции, упомянутые в Примечании:

— временно (например, во время отпуска руководителя);

— в соответствии со специальными полномочиями (они могут быть выражены в доверенности, в специальном удостоверении, в приказе, в учредительных документах организации и т.п.);

б) осуществляет функции представителя власти. Иначе говоря, это лицо наделено (в порядке, установленном законом, например, Законом о госслужбе, Законом о ФСБ, Законом о милиции) распорядительными полномочиями (т.е. его указания, приказы, распоряжения и т.п. обязательны к исполнению другими гражданами, организациями, должностным лицом) в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Так, распоряжения должностного лица милиции, отданные в соответствии со ст. 10-12 Закона о милиции, обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями;

в) выполняет организационно-распорядительные функции (в т.ч. прием на работу, увольнение, издает обязательные для подчиненных приказы, дает распоряжения, осуществляет руководство подчиненными, планирует и направляет их работу, деятельность и т.п.) в государственных органах, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (например, Железнодорожных войсках, формированиях МЧС России, Минюста России);

г) осуществляет (в упомянутых органах, войсках, организациях) также административно-хозяйственные функции (например, подписывает банковские документы, выдает доверенности, организует использование бюджетных средств, распоряжается имуществом в установленном порядке);

3) к упомянутым должностным лицам Примечание приравнивает также тех, кто совершил административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в организациях; т.е. от «классических» должностных лиц данная группа лиц отличается тем, что они никогда не осуществляют функции представителя власти; в связи с этим противоречат КоАП случаи создания, например, при государственных органах, органах местного самоуправления всякого рода коммерческих и полукоммерческих организаций, которые якобы выполняют чисто техническую работу (по подготовке документов, анализу представленных документов, оформлению их, регистрации и т.п.), но фактически осуществляют (на платной основе) функции, присущие только государственным органам, органам местного самоуправления и иным представителям власти (например, осуществляют государственную регистрацию прав, выдают свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оформляют заграничные паспорта), а именно:

а) руководителей организаций (независимо от форм собственности);

б) работников организаций. При этом речь идет о тех из них, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции:

— постоянно, в силу своего служебного положения (например, главный бухгалтер организации, коммерческий директор ОАО, первый заместитель генерального директора государственного унитарного предприятия). В практике возникает вопрос: относятся ли к числу таких работников руководители совета директоров АО, наблюдательного совета ООО и иных подобных органов юридических лиц? Да, если они состоят в трудовых (но не гражданско-правовых) отношениях с юридическим лицом, а также фактически (хотя в учредительных документах это и не отражено) осуществляют упомянутые выше функции;

— по специальному полномочию (например, в силу разовой доверенности, выданной руководителем, в связи с временным исполнением функций руководителя на основании приказа по организации);

в) членов совета директоров, коллегиальных исполнительных органов иных руководителей и работников (прямо перечисленных во втором предложении примечания) организаций совершивших хотя бы одно из административных правонарушений, перечисленных в ст. 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.24.1, 15.29-15.31, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП (см. комментарий к ним). Данное положение было введено в примечание к ст. 2.4 Законом N 9 от 09.02.09 и вступило в силу с 13.04.09. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.4 Законом N 160 от 17.07.09 должностными лицами (для целей КоАП) признаются также лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком (при совершении ими административных правонарушений, предусмотренных в ст. 7.29-7.32 КоАП, см. комментарий к ним);

4) для целей КоАП к должностным лицам приравниваются также индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Речь идет о физических лицах, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 ГК и Положением о регистрации предпринимателей (а после 01.07.2004 — в соответствии с Законом об ЮЛ). Однако Законом N 160 от 17.07.07 в примечание к ст. 2.4 внесено важное уточнение: установлено, что ИП приравниваются к должностным лицам, если только нормами КоАП не установлено иное.

В практике возникают вопросы:

приравниваются ли к должностным лицам частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (учитывая то, что в соответствии со ст. 11 НК эти лица приравниваются к индивидуальным предпринимателям)? Нет, КоАП не приравнивает этих лиц к должностным;

приравниваются ли к должностным лицам те индивидуальные предприниматели, которые не имеют работников (т.е. не являются работодателями, нет у них никого в подчинении)? Необходимо исходить из буквального текста примечания к ст. 2.4: в нем не делается исключений для ИП, которые не являются работодателями и не имеют подчиненных. Нет таких исключений и в других нормах КоАП. По-видимому, законодатель учитывал то, что ИП подписывает финансовые документы, заключает договоры, распоряжается имуществом и т.п., т.е. выполняет определенные организационно-распорядительные функции.

3. Для правильного применения ст. 2.4 необходимо также учесть:

1) положения ст. 2.5 об особенностях административной ответственности некоторых должностных лиц;

2) положения ст. 2.1 (о том, что привлечение к ответственности должностного лица не освобождает саму организацию от административной ответственности);

3) нормы ст. 2.9 о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения. См. коммент. к указанным статьям.

Верховный Суд обратил внимание на то, что привлечение должностного лица к уголовной ответственности не освобождает ЮЛ от привлечения к административной ответственности (п. 15 Пост. N 5).

ВАС РФ разъяснил (в п. 22 пост. N 2), что ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное. Если правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, то ИП несет ответственность как гражданин.

Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечение к административной ответственности осуществляется в рамках производства по делу об административном правонарушении, в ходе которого выясняются все обстоятельства совершения правонарушения, собираются и исследуются доказательства, избирается и реализуется конкретная мера взыскания.

Производство по делу начинается, как правило, с составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом (работником милиции, государственным инспектором). В нем отражаются существо и обстоятельства совершения правонарушения, данные о личности нарушителя и другие необходимые сведения. Оформленный надлежащим образом протокол и другие материалы направляются в орган (должностному лицу), уполномоченный рассмотреть дело о данном правонарушении, если такое право не предоставлено самому лицу, составившему протокол.

Читайте так же:  Переуступка прав на возмещение судебных расходов

В отдельных случаях закон допускает взыскание штрафа и оформление предупреждения на месте совершения правонарушения (например, штраф за бесплатный проезд). При этом протокол не составляется, а об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца. Однако, если нарушитель оспаривает налагаемое взыскание, протокол должен быть составлен и производство осуществляется на общих основаниях.

Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать и решать многие органы и должностные лица: административные комиссии, исполкомы поселковых и сельских советов, районные (городские) суды (судьи), должностные лица органов внутренних дел (милиции), государственных инспекций и других органов (например, пожарного, санитарного надзора, природоохранных, таможенных органов и др.). Дело рассматривается, как правило, в присутствии нарушителя. В случае необходимости могут быть приглашены свидетели, потерпевшие, эксперт, переводчик. Интересы лица, привлекаемого к ответственности, а также потерпевшего может представлять адвокат.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, исследует все поступившие материалы, заслуживает участвующих в деле лиц, после чего принимает решение о наложении административного взыскания либо о прекращении дела. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения проступка (а если правонарушение длящееся — со дня его обнаружения) и в пределах, установленных законодательством за данное правонарушение. При этом должны учитываться характер проступка, личность нарушите ля, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Принятое по делу решение оформляется в виде постановления, в котором отражаются все обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Это правило имеет важное значение для реализации права на обжалование постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении в 10-дневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим, а так же опротестовано прокурором. Постановление суда (судьи) окончательно и обжалованию в порядке рассматриваемого производства не подлежит. Постановление обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, который обязан рассмотреть жалобу в 10-дневный срок. В этот же срок рассматривается протест. В зависимости от результатов рассмотрения жало бы или протеста уполномоченный орган либо должностное лицо может: отменить постановление и прекратить дело; направить дело на новое рассмотрение; изменить меру взыскания в пределах санкции соответствующей статьи, но только в сторону ее смягчения; оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения.

Если постановление о наложении административного взыскания не обжаловано и не опротестовано либо жалоба или протест оставлены без удовлетворения, орган (должностное лицо), вынесший постановление, обращает его к исполнению. Порядок исполнения постановления зависит от вида наложенного взыскания. К примеру, штраф должен быть уплачен нарушителям в 15-дневный срок со дня вручения ему копии постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее 15-ти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Если штраф в установленный срок добровольно не уплачен, постановление направляется по месту работы или учебы оштрафованного либо в орган социальной защиты для удержания суммы штрафа из заработка нарушителя, пенсии или стипендии. В случае невозможности по каким-либо причинам взыскать штраф из названых видов дохода постановление направляется государственному исполнителю по месту жительства нарушителя для обращения взыскания на принадлежащее ему имущество. Исполнением постановления производство по делу об административном правонарушении завершается.

Административная ответственность — это применение к лицам, совершившим административные проступки, административных взысканий, которые влекут для этих лиц обременительные последствия морального, имущественного или личностного характера и налагаются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в порядке, установленных нормами административного права

Административный проступок- посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность

Административное взыскание — мера административной ответственности, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административный проступок, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами

Взыскания личностного характера:

б) административный арест

Взыскания имущественного характера:

б) конфискация предмета или денег;

в) возможное изъятие предмета;

г) исправительные работы

Взыскания организационно-правового характера:

а) лишение специального права;

б) административное выдворение за пределы Украины иностранцев’ и лиц без гражданства;

Нормативные акты и рекомендуемая литература

1. Конституція України. — К., 1996.

2. Закон Украины «Об образовании» // Ведомости Верховного Совета Украины. — 1991. — № 34. — Ст. 451.

3. Кодекс Украины об административных правонарушениях.

4. Адміністративна відповідальність в Україні: Навч. посібник / За заг. редакцією А.Т. Комзюка. — X., 2001.

5. Адміністративне право України: Підручник / За редакцією Ю.П. Битяка. -X., 2000.

6. Колпаков В.К. Адміністративне право України: Підручник. — К., 1999.

РАЗДЕЛ IV ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО УКРАИНЫ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10098 —

| 7838 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок привлечения к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности – это процедура привлечения физического либо юридического лица за совершение виновного противоправного деяния за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность.

Многие, наверное, сталкивались с административным производством как на бытовом уровне, так и по работе в юридическом лице (особенно руководители).

КоАП РФ сложный по структуре нормативно-правовой акт, совмещает в себе как статьи, за которые предусмотренная административная ответственность, так и процесс привлечения к ним.

Мы (юристы сайты lawyers-law.ru) не увидели в Интернете понятной статьи объясняющий порядок привлечения к административной ответственности, в связи с чем решили максимально просто (где-то усечено) довести до сведения читателя данную информацию и подготовили статью.

1.Возбуждение дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ)

При наличии поводов (указаны в статье административное расследование), должностное лицо возбуждает дело об административном правонарушении. Такое дело считается возбужденным с момента:

  • Составления протокола (об административном правонарушении; осмотра места совершения административного правонарушения; о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении).
  • Вынесения постановления (прокурором о возбуждении дела об административном правонарушении; по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ).
  • Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.
Читайте так же:  Как снять административный штраф
Видео (кликните для воспроизведения).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Требования к протоколу об административном правонарушении, должностные лица, сроки (статьи 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ)

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях указаны в статье 28.3 КоАП РФ. В этой статье огромное количество должностных лиц с указанием конкретных статей КоАП РФ, по которым они могут составлять протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании (срок — 1 месяц, но возможно дальнейшее продление срока).

2. Решения по административному делу:

Если после выявления административного правонарушения в определенных областях деятельности необходимо проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

2.2) Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

В статье 28.9 КоАП РФ указано, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.

2.3) Направление протокола компетентному должностному лицу или судье для рассмотрения дела

В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, указаны в Главе 23 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении может составить должностное лицо, которое в дальнейшем не имеет право рассматривать дела об административном правонарушении и привлекать к административной ответственности. Поэтому такое должностное лицо обязано в установленном порядке направить его в тот орган, который имеет на это право.

В указанной главе указаны конкретные органы и определенные статьи, за которые они могут привлечь к административной ответственности.

При этом, в некоторых случаях должностное лицо может само рассматривать дело об административном правонарушении, а может его направить для рассмотрения судье. Таким образом, у должностного лица имеется альтернатива в решении этого вопроса.

3.Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст. 29.1 – 29.4 КоАП РФ)

Возможно было не выделять эту стадию как самостоятельную, так как она касается больше должностных лиц, органов и судей, которые рассматривают дела об административных правонарушениях.

Но необходимо обратить внимание на п. 6 ст. 29.1 КоАП РФ, в соответствии с которым лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении выясняет помимо прочего вопрос о том имеются ли ходатайства и отводы.

Несмотря на то, что в других статьях на других сайтах упорно утверждается, что ходатайство можно заявить в любой момент по делу об административном производстве, на практике это не совсем правильное утверждение. Если на данной стадии (до начала этой стадии) не будет заявлено ходатайство, то это является формальным основанием для отказа в его удовлетворении.

4.Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 29.7. КоАП РФ)

Полагаем, что это одна из самых важных стадий административного производства, потому что кроме общих вопросов (объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности и т.п.) рассматриваются и частные.

Среди которых рассматриваются:

  • заявленные отводы и ходатайства (непосредственное рассмотрение ранее заявленных ходатайств);
  • может выносится определение об отложении рассмотрения дела;
  • оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела;
  • заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;
  • исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
  • в случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

5.Результаты рассмотрения дела об административном правонарушении (выносится постановление или определение) ст. 29.9-29.12 КоАП РФ

5.1. О назначении административного наказания (выносится постановление)

5.2. О прекращении производства по делу об административном правонарушении (постановление).

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

Читайте так же:  Рассмотрение дел административное судопроизводство

5.3. Другое: по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

6.Обжалование принятого решения

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 КоАП РФ, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

В каждой стадии есть свои сроки и правила, которые лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, систематически нарушаются. Но об этом в других материалах.

Юристы сайта lawyers-law.ru надеются, что, прочитав данный материал, читатель сможет понять в общих чертах порядок привлечения к административной ответственности, принять предупредительные и другие меры, направленные на защиту своих прав и законных интересов.

Благодарим за проявленный интерес к статье. Предлагаем ознакомиться с другими «Полезными статьями», а также более подробно узнать про оказание «Юридических услуг по административным делам».

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

Привлечение к административной ответственности: порядок привлечения, основания

Согласно действующему законодательству, привлечение к административной ответственности должно происходить в соответствии с требованиями ГПК РФ. Обычно необходимо, чтобы мировой судья назначал штраф. Именно к его функциям относится назначение наказания за административные правонарушения. Однако также допускается выписывание штрафа уполномоченными лицами. Стоит понимать, что от административного до уголовного правонарушения часто отделяет немного, поэтому необходимо внимательно следить, что инкриминируют обвиняемому и по какой статье.

Суть административной ответственности

Выписка из статьи 2.1 КоАП РФ

Необходимо понимать, что такое административная ответственность и чем она отличается от уголовной. Основное отличие – это отсутствие тюремного заключения и запрета на занятие определенных должностей. Основные санкции сводятся к начислению штрафа за правонарушение. То есть, в КоАП собраны мелкие нарушения, за которые наказывают штрафом, арестом или принудительными работами.

Стоит отметить, что наказание предусмотрено по отношению к физическим и юридическим лицам. Отдельно выделяются должностные лица. Для компаний и должностных лиц наказание наиболее суровое, тогда как для физических лиц оно незначительное.

Стоит рассмотреть отличительные особенности этого вида ответственности:

  1. Это внесудебный вид привлечения к наказанию в большинстве случаев. Это значит, что должностные лица привлекают к ней. Если же дело доходит до суда, то им занимаются мировые судьи.
  2. Административные наказания налагаются лицами при исполнении, у которых есть подтверждающие их полномочия удостоверения.
  3. Данный вид ответственности не влечет за собой судимости.
  4. Некоторые наказания могут отличаться в разных регионах, так как виды ответственности регламентируются региональными правовыми актами.

Это основные особенности административной ответственности. Стоит понимать, что тот же штраф от сотрудника ГИБДД попадает под этот вид наказания. Таким образом, каждый день приходится сталкиваться с подобными нарушениями. Однако существует определенный список лиц, которые могут их выписывать, а также есть порядок наложения штрафа или иного вида ответственности.

Видео — Административное правонарушение: понятие, состав

Когда административная ответственность становится уголовной

В зависимости от ущерба, административная ответственность может перейти в уголовную

Согласно действующим законам, по некоторым статьям административная ответственность может перейти в уголовную. Чтобы судили по Уголовному кодексу РФ за мошенничество, потерпевший должен потерять более 2 тысяч рублей. Но есть статьи, при которых переквалифицировать в УК РФ можно при нанесении ущерба в 5 000 рублей и более 10 000 рублей.

Для обвиняемого играет решающую роль, по какой статье его будут судить. Когда речь идет об Уголовном кодексе РФ, то наказание намного строже. Есть вероятность тюремного заключения, а размер штрафа выше. Поэтому рекомендуется нанимать адвоката, когда обвинитель пытается вывести дело на статью УК РФ.

Согласно действующим законам, суды в России носят состязательный характер. То есть, у каждой стороны есть возможность доказать свою линию. Для этого необходимо предоставить соответствующую доказательную базу. При этом нужно юридически обосновать свои требования. В противном случае выиграет дело другая сторона.

Административная ответственность в РФ

Административное правонарушение предполагает штрафные санкции

Согласно действующему законодательству, дела по административным нарушениям, которые дошли до суда, рассматривают мировые судьи. Если вопросов не возникает, то уполномоченные лица могут сами выписать штраф. Однако необходимо понимать, что в Уголовном кодексе РФ наказание действует на всей территории РФ. По КоАПу регионы сами могут принимать размер штрафа, исходя из особенностей развития субъекта РФ. Поэтому в Москве и Санкт-Петербурге размер многих штрафов выше.

Допускается создание штрафов, которых нет в КоАП. Однако они будут действовать на территории определенного региона. Практика показывает, что штрафы, которые оплачивают нарушители по КоАП РФ, идут для пополнения регионального бюджета. То есть, эти деньги можно использовать на благоустройство населенных пунктов и развитие различных отраслей экономики.

Важно. За многие нарушения предусмотрена скидка при оплате штрафа в течение определенного времени. Тогда можно заплатить только 50% от необходимой суммы. При этом будет считаться, что задолженности у гражданина нет. Но при оплате 100% никто не вернет излишки. Дело в том, что гражданин оплатил полную сумму и решил не использовать свое право на скидку. То есть, он осознал свою вину и захотел загладить ее перед муниципалитетом путем полной оплаты штрафных санкций.

Социальная роль административной ответственности

Административное наказание делает людей социально ответственными индивидуумами

Роль административного наказания заключается в том, что она позволяет контролировать общество и не позволять отдельным личностям выходить за рамки положенного. Любое правонарушение карается различными способами. При этом необходимо иметь доказательства вины человека. Не важно, гражданин РФ или иностранец совершил правонарушение, от ответственности уйти не получится.

Читайте так же:  Срок исковой давности по земле

Важно понимать, что благодаря КоАП РФ решается следующее:

  • осуществление контроля за общественным порядком;
  • пополнение государственного бюджета;
  • вынесение решений о наказании за незначительные общественные проступки.

Не всех можно привлечь к наказанию за административный проступок. Закон предусматривает категории граждан, которые обладают неприкосновенностью. Это судьи, депутаты, некоторые чиновники. Также членов избирательных комиссий не всегда можно привлечь к административной ответственности. Они обладают неприкосновенностью во время проведения избирательной кампании. То есть, в некоторых случаях они могут нарушать некоторые правила, которые предусмотрены КоАП РФ, если это выполняется в интересах закона о выборах и для обеспечения деятельности избирательного участка. Пример – остановка около участкового избирательного участка, несмотря на запрещающий знак, когда привозятся бюллетени для голосования. В этом случае ФЗ «О выборах» требует от председателя УИК подъехать максимально близко к крыльцу, чтобы быстро перенести бюллетени в помещение для голосования и поместить их под охрану сотрудника полиции.

Если сотрудник полиции решит привлечь за нарушение правил, достаточно предоставить удостоверение члена избирательной комиссии, мандат депутата, удостоверение судьи или другой документ, который дает право на неприкосновенность.

Как происходит привлечение к административной ответственности – пошагово

Вопрос о том, как назначают штраф за превышение скорости, считается стандартным. Тут нет никаких нюансов. Сотрудник ГИБДД выписывает штраф, а водитель его оплачивает. Если не платит вовремя, то размер штрафа увеличивается. Не платит три года – задолженность аннулируется. Гораздо интереснее рассмотреть вопрос о рассмотрении дела в суд. Это позволит понять все особенности, чтобы представлять, в каком порядке требуется действовать. Нарушение процессуальных норм считается грубым нарушением. Если получится их выявить, то придется обвинителю отказаться от предполагаемых санкций.

Шаг 1. Выявление правонарушения сотрудниками правоохранительных органов. Они должны пресечь дальнейшие беспорядки. После этого требуется составить протокол. Если нарушитель согласен с ним, то подписывает. Нельзя подписывать протоколы, которые заполняются карандашом. Всегда нужно использовать ручку. При этом можно подписать, указав, что обвиняемая сторона не согласна с изложенным.

Выявление правонарушения сотрудниками органов правопорядка

Шаг 2. Сбор доказательной базы и подача дела в суд. Необходимо обращаться в мировой суд по месту регистрации ответчика. Однако, если он проживает в другом регионе, то допускается обратиться по месту регистрации истца. В данном случае речь идет о месте нахождения отделения полиции, где составлялся протокол на нарушителя.

Собираются доказательства и на основании этого дело передается в суд

Шаг 3. Предоставление позиции на суде. Если у ответчика есть сомнения по поводу того, как выстроить свою линию защиты, то допускается обратиться к юристу. Он поможет представлять интересы клиента, юридически обосновав все его действия. Возможно, у юриста получится переквалифицировать статью, чтобы снизить наказание. Это важно, когда обвинитель пытается перевести дело в плоскость Уголовного кодекса РФ.

Акт судебного разбирательства

Шаг 4. Получение судебного решения. Если сторона не согласна с ним, то может подать апелляцию. Ее будет рассматривать вышестоящая инстанция. Однако нужно обладать весомыми основаниями, чтобы подавать жалобу. Если руководствоваться только желанием пересмотреть иск, то возможно применение более суровых санкций.

Вынесение судебного решения

Это стандартная схема рассмотрения дела через суд. Если наказание – это штраф (что бывает часто), то необходимо его оплатить в течение 10 дней с момента вступления решения в силу. Сделать это можно в любом отделении банка по указанным в решении реквизитам. Также допускается использовать онлайн банк и электронные кошельки. Важно понимать, что разные способы оплаты предполагают комиссию. Чтобы полностью исполнить свои обязательства по судебному решению, нужно оплачивать с учетом комиссии.

Важно. Все судебные расходы тоже ложатся на проигравшую сторону, поэтому дополнительно придется оплатить их.

Если проигравший не исполняет свои обязанности в установленные законом сроки, то дело передается сотрудникам ФССП. Они имеют право осуществлять взыскание всеми законными способами. При этом дополнительно начисляется исполнительный сбор 7% от суммы взыскания. Из этих процентов складывается зарплата сотрудников ФССП. Поэтому, чтобы сэкономить, рекомендуется самостоятельно и добровольно выполнять решение судьи.

Признаки административного правонарушения

Выписка из статьи 4.1 КоАП РФ

Существует несколько признаков конкретно взятого правонарушения, при наличии которых допускается назначение штрафа или привлечение к иному виду ответственности, согласно положениям КоАП РФ. Стоит рассмотреть их подробнее.

  1. Противоправность предполагает совершение деяния, наказание за которое предусмотрено законом. Стоит понимать, что КоАП РФ постоянно дополняется. Периодически возникают вопросы, как наказать человека, который совершил общественно опасный поступок, но о котором нет информации в кодексе. В этом случае невозможно привлечь виновного к ответственности.
  2. Антиобщественный характер значит, что деяние должно нарушать права и свободы одного или нескольких лиц.
  3. Виновность, о чем говорилось в первом пункте. Важно, чтобы за определенное действие было предусмотрено наказание кодексом.

Существует несколько видов наказания, которые предусмотрены КоАП РФ.

Таблица 1. Виды наказаний за правонарушения по КоАП РФ

Это все виды ответственности, которые сегодня предусмотрены за совершение правонарушения, предусмотренного КоАП.

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Срок исковой давности по административным правонарушениям составляет 3 года

По закону существует срок исковой давности по административным правонарушениям. Можно обращаться в суд или взыскивать штрафы любым доступным способом в течение 3 лет с момента вынесения судьей решения или выписывания штрафа.

Взыскание штрафа допускается через сотрудника ФССП. Он может выполнять следующие действия:

  • арестовывать банковские счета;
  • арестовывать имущество должника и реализовывать его через аукцион;
  • накладывать запрет на выезд за границу;
  • изымать водительское удостоверение.

Стоит отметить, что судебные приставы могут передать дело в суд за злостное уклонение от оплаты, если размер задолженности превысить 30 000 рублей. А для юридических и должностных лиц часто такая сумма – это средний размер штрафа.

Таким образом, наказание за административное правонарушение происходит согласно ГПК РФ. Если существуют нарушения процессуальных норм, можно заявить об этом. Тогда вопрос о том, чтобы назначить наказание, будет стоять открытым. Если получится доказать нарушение требований ГПК РФ, то нарушителя нельзя привлечь к ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если есть основания, чтобы оспорить штраф, выписанные уполномоченным лицом, необходимо обращаться в мировой суд. Дело рассматривается после предоставления полного пакета документов. Когда нет доказательной базы, чтобы обосновать незаконность штрафа или иного вида наказания, приходится с ним мириться. При этом административное взыскание (даже через суд) не предполагает судимость. То есть, все конституционные права и свободы за гражданином сохраняются.

Источники

Для привлечения к административной ответственности необходимо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here