Государство и административные правонарушения

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Государство и административные правонарушения", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Государство и административные правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    юридические науки

    • Шумков Глеб Валерьевич , бакалавр, студент
    • Баш­кирс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
    • ЗАКОН
    • ГОСУДАРСТВО
    • СУД
    • АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ
    • ВИНОВНЫЕ ЛИЦА

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Читайте так же:  Запрет курения кальяна в кафе

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Государство и административные правонарушения

    К административной ответственности применимо классическое определение форм вины. Деяние считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало антисоциальность своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.

    Косвенный умысел будет налицо, когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его общественно опасные последствия, но, хотя и не желало, но сознательно допускало их наступление.

    Читайте так же:  Срок давности 1983

    Неосторожность в форме самонадеянности присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить. Когда же лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности.

    Если лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии административного правонарушения.

    Необходимо отметить, что большинство составов административных проступков может совершаться как с неосторожной, так и с умышленной формой вины.

    Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит административные правонарушения

    -против общественной жизни,

    -административные правонарушения, содержащиеся в специальных актах и посягающие на отдельные сферы общественных отношений,

    -административные правонарушения, предусмотренные актами органов субъектов РФ и муниципальных органов.

    Административные правонарушения против личности

    Административные правонарушения против государства

    Посягающие на права граждан и здоровье населения:

    Посягающие на собственность:

    Проведение агитации в период ее запрещения Распространение ложных сведений о кандидате Умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов Нарушение законодательства о труде и правил по охране труда Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм Сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения Другие

    Нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир Самовольная добыча янтаря Мелкое хищение государственного или общественного имущества Уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям.

    Административные правонарушения против общественной жизни

    В области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры

    Посягающие на общественный порядок

    Бесхозяйственное использование земель Самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников Самовольное сенокошение и выпас скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами Нарушение правил пожарной безопасности в лесах Эксплуатация автомототранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах Другие

    Мелкое хулиганство Распитие спиртных напитков в общественных местах иди появление в общественных местах в пьяном виде Доведение несовершеннолетних до состояния опьянения Азартные игры Занятие проституцией Другие

    В области промышленности, использования тепловой и электрической энергии

    На транспорте и в области дорожного хозяйства и связи

    В области жилищно-
    -коммунального хозяйства и благоустройства

    В области торговли и финансов

    Посягающие на установленный порядок управления

    Расточительное расходование электрической и тепловой энергии Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 в Нарушения, связанные с использованием газа Нарушение правил пользования энергией и газом в быту

    Курение в неустановленных местах на железнодорожном транспорте Нарушение водителями правил дорожного движения Управление транспортными средствами в состоянии опьянения Систематические нарушения водителями правил дорожного движения Управление транспортным средством лицами, не имеющими права на управление Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения Безбилетный проезд Другие

    Нарушение правил пользования жилыми помещениями Самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства Другие

    Нарушение правил торговли Продажа товаров без документов Торговля с рук в неустановленных местах Нарушение правил торговли спиртными налитками Уклонение от подачи декларации о доходах Другие

    Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника Проявление неуважения к суду Самоуправство Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций Нарушение правил обучения каратэ Проживание без паспорта или прописки Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог Контрабанда Другие

    Вышеприведенный перечень этот далеко не исчерпывающий, так как, во-первых, значительное число составов административных проступков предусмотрено в специальных нормативных актах, а во-вторых, органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований обладают правом нормотворчества в этой сфере.

    Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.

    Однако выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

    Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

    Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В литературе высказаны различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения: а) последние являются общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем преступления; б) вредными для общества, но не общественно опасными; в) одни административные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными.

    Читайте так же:  Постановление о курении в подъездах жилых домов

    Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не содержат указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административные правонарушения являются противоправными, не имеющими общественной опасности.

    По существу, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.

    Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством угонов -ной ответственности (см. ст. 10 КоАП РСФСР).

    Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, что субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда человеку — преступление. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

    Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых, служебных функций.

    В законодательстве и литературе нередко говорится о нарушении налогового, экологического и другого законодательства и адекватных им правонарушениях — налоговых, экологических и т.п., как основаниях ответственности (например, экологической и т.д.). Однако в подобных случаях допускаются существенные неточности. Прежде всего, когда речь идет о нарушении того или иного законодательства, то имеется в виду нарушение его только определенных норм, регулирующих либо однородные отношения, либо в специфической сфере. Понятие «нарушение» употребляется как родовое, охватывающее правонарушения, являющиеся основанием различных видов юридической ответственности — уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной. Следовательно, по юридической природе нарушения законодательства могут быть соответственно преступными, административными и другими. А это означает, что с юридической точки зрения некорректно выделять экологическую, налоговую и т.д. ответственность.

    Административные правонарушения, борьба государства с данной проблемой

    Похожие материалы

    Административные правонарушения в Российской Федерации очень частые явления, они совершаются из-за социальной нестабильности общества. В сознании граждан не всегда вложено осознание того, что за определенные действия может быть наказание со стороны государства,данные люди могут совершать административные правонарушения, и государство применяет к таким лицам меры в зависимости от проступка, который они совершили.

    Государство применяет административный штраф, предупреждение, административный арест, конфискацию, дисквалификацию, лишение специального права, административное приостановление деятельность и другие виды наказания для того, чтобы лица, совершившие административный проступок осознавали, что их действия наказуемы и могут привести к не желаемым последствиям.

    Рассматривают административные правонарушения по Кодексу Российской Федерации об Административных Правонарушениях:

    1. Суд;
    2. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Суд рассматривает дела об административных правонарушениях в том случае, если виновное лицо совершило проступок в сторону общества или государства, примерами такого проступка является хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение правил торговли, появление в общественном месте в нетрезвом виде и другие. Суд может вынести любой вид наказания, предусмотренные за административные проступки.

    Органом уполномоченным рассматривать административные правонарушения является административная комиссия, которая рассматривает поступившие готовые протоколы по делам административных проступков, её полномочия позволяют вынести наказание по определенным делам, но в виде штрафа или предупреждение о грозящем последующем штрафе при повторном административном нарушении.

    Протоколы имеют право составлять по КоАП РФ, статья 28.3, уполномоченные лица, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

    Составление протокола об административном правонарушении происходит после обнаружения противоправного действия совершенного физическим или юридическим лицом. В протоколе фиксируются данные: обстоятельства дела, которые смягчают или отяготеют последствия проступка, сведения о физическом или юридическом лице в чью сторону составляется протокол об административном правонарушении.

    Виновное юридическое или физическое лицо обязано оплатить административный штраф, в течение 60 дней после получения уведомления административного наказания в виде определенной суммы в рублевом эквиваленте.

    Читайте так же:  Административное наказание может быть назначено срок

    В случаях, когда виновное лицо уклоняется от любого административного наказания установленного КоАП РФ, государство применяет:

    1. Наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы предыдущего штрафа;
    2. Привлечение виновного лица к отбыванию административного ареста до пятнадцати суток включительно;
    3. Наказание в виде обязательных работ до пятидесяти часов;
    4. Административное выдворение за пределы Российской Федерации для иностранных граждан или лиц без гражданства

    Административные наказания введенные государством являются мерой для предотвращения нежелательных действий со стороны граждан, для поддержания социального порядка в стране и создания баланса общества в целом.

    Если посмотреть глубже в административные наказания, то можно сделать небольшие выводы:

    1. При административном нарушении, государство с экономической стороны получает дополнительные средства в государственную казну, так как за определенные проступки полагается штраф;
    2. Государство с социальной стороны воспитывает нарушителей;
    3. Производится наказание в сторону виновного лица;
    4. Происходит сокращение повторных попыток административных нарушений;
    5. Полученные денежные средства за административные правонарушения используются для улучшения жизни населения, научно-исследовательскую деятельность, изменения экологического состояния территории и других полезных действий в государстве.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод: административные правонарушения в государстве пресекаются статьями Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, за каждый вид проступка идет статья КоАП РФ которая имеет свой вид административного наказания, поддержание порядка в стране производится специальными уполномоченными органами и лицами имеющими право составлять протоколы об административных правонарушениях, за попытки уклонения от административного наказания государство производит устрожение условий данного наказания, наше государство активно борется с административными нарушителями и поддерживает социальный порядок на улицах любого города и улучшает условия жизни населения всей страны.

    Список литературы

    1. Консультант Плюс. [Электронный ресурс] / Кодекс об Административных правонарушениях. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
    2. Цечоев Хусен Ильясович. Административное правонарушение и административная ответственность [Электронный ресурс] Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnoe-pravonarushenie-i-administrativnaya-otvetstvennost
    3. Административное судопроизводство: Практикум: Учебное пособие / Под ред. В.В. Яркова, К.А. Малюшина. – М.: Статут, 2016.
    4. Мамедов Андрей Алиевич. Административная ответственность в национальном законодательстве. Журнал: Административное право и процесс Издательство: Издательская группа «Юрист» (Москва)

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    11. Административные правонарушения и административная ответственность.

    К административным правонарушениям относятся правонарушения:

    посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

    в области охраны собственности;

    в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

    в промышленности, строительстве, энергетике;

    в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

    на транспорте и в области дорожного движения;

    в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;

    в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;

    посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; Административная ответственность

    Административная ответственность применяется за административный проступок. В гл. 3 «Административное наказание» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) заявлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3. 1).

    Административное наказание не может иметь целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    · возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    · конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    · лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    · административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    · административное приостановление деятельности.

    Административное правонарушение и административная ответственность

    Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Административная ответственность – это юридическая ответственность, заключающаяся в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного взыскания.

    Признаками административного правонарушения (проступка) являются:

    1) общественная опасность;

    Общественная опасность административных проступков заключаются в том , что они посягают на нормальный ход общественных отношений в сфере государственного и общественного порядка, прав и свобод граждан.

    Например, в нарушении общественного порядка и безопасности при совершении хулиганских действий, в возникновении угрозы жизни и здоровью человека при управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и др.

    Противоправность административного проступка состоит в том , что он представляет собой деяние, запрещенное законом или иным нормативным актом.

    Например, нарушение правил охоты, продажи продовольственных и непродовольственных товаров и т. п.

    Виновность при совершении административного проступка состоит в том , что ответственность за его совершение наступает только при наличии вины лица, то есть умысла или неосторожности .

    Читайте так же:  Административное правонарушение за оскорбление личности

    Некоторые административные правонарушения могут быть совершены с умышленной формой вины, то есть, когда лицо сознавало противоправный характерсвоего действия (бездействия ), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к нимбезразлично (ст. 2.2. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011)).

    К таким правонарушениям относятся — умышленное создание помех для дорожного движения, умышленное невыполнение требований прокурора, злостное неповиновение требованию работника полиции, мелкое хулиганство и т. п.

    Неосторожность как форма вины предполагает, что лицо , совершившее административное правонарушение предвидело возможность наступления вредных последствий , своего действия (бездействия) , но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть .

    Примером административного проступка, совершенного с неосторожной формой вины может послужить передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления им, при которой водитель может рассчитывать на предотвращение аварийной ситуации на дороге, самонадеянно полагаясь на свой большой опыт и малую интенсивность движения.

    Наказуемость административного проступка означает , что привлечь к ответственности за правонарушения возможно лишь в том случае, если за это действие предусмотрено наказание статьей Кодекса об административных правонарушениях или наказание установлено иным нормативным актом.

    Состав административного проступка образуют четыре элемента.

    1) объект правонарушения — охраняемые законом общественные отношения в той или иной области, на нормальный ход которых посягает противоправное действие.

    Например, объектом правонарушения , предусмотренного ст. 115 КоАП РФ — нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, является безопасность дорожного движения ;

    2) объективная сторона — все противоправные действия или бездействия, которыми нарушаются установленные правила поведения.

    Например, объективной стороной указанного выше административного правонарушения являются следующие действия:

    — превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;

    — несоблюдение требований дорожных знаков и разметки проезжей части;

    — пользования внешними световыми приборами;

    — ремнями безопасности и др.

    Совершение противоправного бездействия может выражаться, например, в не включении на транспортном средстве фар ближнего света в условиях недостаточной видимости, в темное время суток, а также в дневное время.

    3) субъект правонарушения — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 2.3. КоАП РФ) за определенную категорию правонарушений, к которым, в частности, относятся:

    — нарушение правил дорожного движения;

    — нарушение режима государственной границы Российской Федерации.

    Законодательство устанавливает ряд дополнительных гарантий прав несовершеннолетних, предусматривая возможность рассмотрения дел об административных нарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних, (ч.2 ст.2.3. КоАП РФ);

    — в отношении несовершеннолетнего не может быть применен административный арест в качестве меры наказания (ч.2 3.9 КоАП РФ);

    — смягчающим вину обстоятельством рассматривается недостижение таким лицом совершеннолетия.

    В полной мере ответственность за совершенное административное правонарушение наступает в отношении лиц, достигших 18-летнего возраста и обладающих в соответствии с законодательными актами РФ административной дееспособностью в полной мере;

    4) субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение виновного к своим поступкам, выражающимся в двух формах вины: умысла или неосторожности.

    Все вышеперечисленные признаки в совокупности определяют состав административного правонарушения и являются основанием возникновения административной ответственности.

    В зависимости от объекта административного правонарушения их можно разграничить на следующие виды:

    1) Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и норм).

    2) Административные правонарушения, посягающие на собственность (мелкое хищение имущества, нарушение права государственной собственности на леса, воды).

    3) Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, нарушение пожарной безопасности в лесу).

    4) Административные правонарушения в области промышленности (нарушения, связанные с использованием газа, повреждение электрической сети, осквернение, разрушение памятников истории и культуры).

    5) Административные правонарушения в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства (нарушение правил безопасности полетов, повреждение телефонов-автоматов, нарушение правил пользования жилыми помещениями).

    6) Административные правонарушения в области торговли и финансов (нарушение правил торговли, уклонение от подачи декларации о доходах).

    7) Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок управления (неповиновение работнику полиции, нарушение таможенных правил, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 —

    | 8181 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источники

    Государство и административные правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here