Грубые административные правонарушения

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Грубые административные правонарушения", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Минюст предложил ввести категорию грубых административных нарушений

Анастасия Кукова

Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В пояснительной записке уточняется, что к этой категории следует отнести административные правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров (веществ, участвующих в реакции, приводящей к образованию целевого вещества — прим.ред.), новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборота оружия и противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, изготовлению материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и обороту таких материалов.

Минюст также предложил отнести к грубым административные нарушения, посягающие на конкуренцию, административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения.

«В иных случаях административные правонарушения могут быть признаны судом грубыми, если они выражаются в существенном (грубом) нарушении (неисполнении) правил и норм законодательства РФ…», — сказано в проекте закона.

Ведомство объяснило необходимость введения новой категории тем, что реформирование института административной ответственности будет неполным и незавершенным без совершенствования процедуры рассмотрения дел ‎об административных правонарушениях.

Минэкономразвития предложило декриминализовать восемь статей Уголовного кодекса. В частности, взятки сотрудникам компаний, фиктивное банкротство, нарушение авторских прав и работа без лицензии.

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ статья 15.11 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 15.11 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), —

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Информация об изменениях:

Статья 15.11 дополнена примечанием 1.1 с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Какое наказание можно понести за административное правонарушение

Размер и вид наказания за конкретное правонарушение определяют исключительно в пределах, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом смягчающие и отягчающие обстоятельства могут повлиять на изменение вида и размера наказания, но только в пределах, установленных статьей.

Большинство правонарушений карается штрафом, однако закон предусматривает и иные виды наказаний. Также помимо основного наказания может быть назначено дополнительное (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

Уклонение от исполнения наказания (в т. ч. от уплаты штрафа) само по себе является правонарушением, предусмотренным статьей 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. То есть за уклонение можно понести дополнительное наказание.

Основные виды административного наказания

За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания из тех, что указаны в статье Кодекса РФ об административных правонарушениях или регионального закона об административной ответственности (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

К основным видам наказания относятся следующие.

Для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • предупреждение,
  • административный штраф,
  • административное приостановление деятельности.
Читайте так же:  Административные штрафы индивидуальный предприниматель

Только для физических лиц:

  • лишение специального права,
  • дисквалификация (применяют только к лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ, в т. ч. к предпринимателям),
  • обязательные работы,
  • административный арест.

Предупреждение. Это оформление документа, в котором выражено официальное порицание правонарушителю.

Ограничиться таким наказанием можно, если нарушение:

  • совершено впервые,
  • не повлекло имущественный ущерб,
  • не создало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При одновременном соблюдении этих условий можно рассчитывать на предупреждение.

Однако нередко компетентные органы не учитывают смягчающие обстоятельства, а сразу назначают более строгий вид наказания, например штраф. В таких случаях стоит добиваться изменения вида наказания со штрафа на предупреждение.

Пример из практики: Суд изменил наказание со штрафа на предупреждение, поскольку административный орган не учел смягчающие обстоятельства

Административный штраф. Он предусмотрен практически за все правонарушения и выражается в денежном взыскании.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Закон не дает четкий перечень прав, которых могут лишить. Однако из санкций, установленных за конкретные нарушения, можно сделать вывод, что это:

  • право управления транспортным средством (в т. ч. наземным, водным или воздушным),
  • право на приобретение, хранение и ношение оружия,
  • право осуществлять охоту.

Лишение права назначают, когда лицо грубо или систематически нарушало порядок пользования им.

Срок лишения составляет от одного месяца до трех лет (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ). При этом лишить права может только суд, никакой иной орган не наделен такими полномочиями (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

В отдельных случаях это наказание не применяют.

Административный арест. Его назначает только суд в исключительных случаях (ст. 3.9 КоАП РФ).

Он предусматривает изоляцию от общества до 15 суток. Срок административного задержания входит в срок ареста (ч. 3 ст. 3.9, ст. 27.5 КоАП РФ).

В двух случаях арест может длиться до 30 суток:

  • за нарушение требований режима чрезвычайного положения. Такой режим устанавливают Указом Президента РФ в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ О чрезвычайном положении,
  • за нарушение требований правового режима контртеррористической операции.

Такой режим устанавливают в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ О противодействии терроризму.

Арест не применяют в отношении:

  • беременных женщин,
  • женщин с детьми до 14 лет,
  • лиц, не достигших 18 лет,
  • инвалидов I и II групп,
  • военнослужащих,
  • граждан, призванных на военные сборы,
  • имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

Судья обязан проверить, не относится ли привлекаемое лицо к этим категориям (абз. 2 п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Порядок отбывания определен в Федеральном законе от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ О порядке отбывания административного ареста.

Дисквалификация.

Ее назначает только суд, она предусматривает лишение физического лица следующих прав на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ):

  • замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
  • занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет) юридического лица,
  • осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
  • осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,
  • осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг,
  • осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

Дисквалификацию могут применить к следующим лицам:

  • замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
  • осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,
  • членам совета директоров (наблюдательного совета),
  • индивидуальным предпринимателям,
  • занимающимся частной практикой (например, нотариусам, оценщикам, патентным поверенным, адвокатам, частным детективам, частным охранникам, арбитражным управляющим),
  • сотрудникам многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг,
  • сотрудникам иных организаций, осуществляющих полномочия многофункциональных центров,
  • сотрудникам государственного учреждения, которое оказывает услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровому учету,
  • к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законом.

Такие правила установлены в статье 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное приостановление деятельности. Это временное прекращение:

  • деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков,
  • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
  • отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Назначает такое наказание только суд. Но есть исключение: за правонарушение по части 3 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (грубое нарушение требований промышленной безопасности) назначить наказание могут должностные лица Ростехнадзора.

Такое правило установлено в части 1 статьи 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок приостановления деятельности может составлять до 90 суток (п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Обязательные работы. Это выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ в свободное от основной работы (службы или учебы) время (ст. 3.13 КоАП РФ). Срок их может составить от 20 до 200 часов, отработка не более 4 часов в день.

Его не применяют к:

  • беременным женщинам,
  • женщинам с детьми до трех лет,
  • инвалидам I и II групп,
  • военнослужащим,
  • гражданам, призванным на военные сборы,
  • имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

Такое наказание назначает только суд.

Дополнительные виды административного наказания

Такое наказание может стать как самостоятельной санкцией, так и дополнительной к одному из основных наказаний (ч. 2, 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

К дополнительным наказаниям относят следующие.

К физическим и юридическим лицам применяют конфискацию орудия совершения или предмета правонарушения.

Только к физическим лицам применяют:

  • административное выдворение из страны иностранного гражданина или лица без гражданства,
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Читайте так же:  Акт безучетного потребления электроэнергии 442 образец

Орудия это предметы, с помощью которых совершено нарушение, а предметы это объекты, на которые оно направлено. При этом закон не раскрывает эти понятия, их можно вывести из судебной практики.

Конфискацию назначает только суд. Это принудительное безвозмездное обращение в федеральную или региональную собственность указанных вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).

При этом для некоторых категорий вещей установлен особый порядок, отличный от конфискации (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ):

  • имущество, изъятое из оборота, забирают и передают соответствующей организации либо уничтожают,
  • вещи, находящиеся во владении лица на законных основаниях, но подлежащие возвращению их собственнику, изымают и передают последнему. Если собственника установить не удается, имущество обращают в собственность государства,
  • вещи, находящиеся в противоправном владении, изымают и обращают в собственность государства либо уничтожают.

Конституционный суд РФ отметил, что не допускается конфискация орудия правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к ответственности и не признанному виновным в совершении (п. 1 постановления Конституционного суда РФ от 25 апреля 2011 г. № 6-П).

На это также указал Пленум ВАС РФ в пункте 15.2 постановления от 2 июня 2004 г. № 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Пример из практики: Имущество, ставшее орудием правонарушения, не может быть конфисковано, если лицо владеет им на праве аренды, а его собственник другое лицо

Конфискацию охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяют к лицам, для которых охота или рыболовство основные законные источники средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Это принудительное перенаправление иностранных граждан через государственную границу РФ за ее пределы.

В некоторых случаях таким лицам разрешают контролируемый самостоятельный выезд из страны.

Такое наказание назначает только суд.

Исключение если правонарушение совершено при въезде в страну. В таком случае наказание может назначить и применить сотрудник уполномоченного органа.

Такие правила установлены в статье 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Это временный запрет зрителю на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Назначает только суд на срок от шести месяцев до семи лет.

Основание для такого запрета нарушение правил поведения на мероприятии.

За нарушение этого запрета зрителя могут привлечь к ответственности по части 5 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф и арест.

Такие правила установлены в статье 3.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

Статья 3.2. Категории административных правонарушений

Статья 3.2. Категории административных правонарушений

1. В зависимости от характера административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и менее значительные административные правонарушения.

2. Грубым административным правонарушением признается противоправное деяние, административная ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом и которое создает угрозу жизни и (или) здоровью людей, национальной безопасности Российской Федерации наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, а также создает в результате его совершения угрозу наступления существенных вредных последствий, установленных настоящим Кодексом, либо влечет существенные вредные последствия, установленные настоящим Кодексом.

3. За грубые административные правонарушения могут устанавливаться административные наказания в виде:

1) административного штрафа, выраженного в рублях, указанного в пункте 1 части 2 статьи 4.7 настоящего Кодекса;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) административного штрафа, выраженного в величине, кратной количественному (стоимостному либо суммовому) выражению предмета административного правонарушения либо вреда от административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, в размере, превышающем его однократную величину, но не превышающем его трехкратной величины;

3) административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

4) конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишения специального права, предоставленного физическому лицу, на срок более одного года либо специального разрешения (лицензии);

6) административного запрета на посещение публичных, спортивных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров;

7) дисквалификации на срок более одного года;

8) обязательных работ;

9) административного ареста;

10) административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

11) административного приостановления деятельности;

12) ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

4. Значительным административным правонарушением признается противоправное деяние, причиняющее значительный вред охраняемым общественным отношениям, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность независимо от наступления вредных последствий в результате его совершения, либо противоправное деяние, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность только при наступлении вредных последствий, установленных настоящим Кодексом в результате его совершения, не являющееся менее значительным либо грубым административным правонарушением.

5. За значительные административные правонарушения могут устанавливаться административные наказания в виде:

1) административного штрафа, выраженного в рублях, указанного в пункте 2 части 2 статьи 7 настоящего Кодекса;

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов «пункте 2 части 2 статьи 7» следует читать «пункте 2 части 2 статьи 4.7»

2) административного штрафа, выраженного в величине, кратной количественному (стоимостному либо суммовому) выражению предмета административного правонарушения либо вреда от административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, в размере, не превышающем его однократной величины;

3) административного штрафа, выраженного в величине, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

4) конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) исправительных работ;

6) лишения специального права, предоставленного физическому лицу, на срок, не превышающий одного года;

7) дисквалификации на срок, не превышающий одного года.

6. Менее значительным административным правонарушением признается противоправное деяние, не причиняющее значительного вреда охраняемым общественным отношениям, за которое настоящим Кодексом либо законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность независимо от наступления вредных последствий в результате его совершения, не являющееся значительным либо грубым административным правонарушением.

7. За менее значительные административные правонарушения могут устанавливаться административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа, указанного в пункте 3 части 2 статьи 4.7 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Составляющие административного правонарушения
>
Виды административных правонарушений
Содержание
Проект федерального закона N 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Большинство штрафов в новом КоАП можно будет оплатить с «дисконтом»

В нынешней редакции кодекса пунктов, которые предусматривают скидку, всего 7% от общего количества.

Фото © Сергей Бобылев / ТАСС

Перечень правонарушений, штраф за которые можно будет оплатить со скидкой 50%, в новой редакции КоАП вырастет в восемь раз и составит 60% от общего числа. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минюста России.

— Предлагается распространить возможность уплаты административного штрафа в половинном размере на все административные правонарушения, за исключением грубых административных правонарушений, а также отдельных административных правонарушений в области дорожного движения

, — говорится в сообщении.

Отмечается, что всего новый Кодекс РФ об административных правонарушениях включает в себя 1666 статей, из которых особый порядок оплаты с 50-процентной скидкой распространится более чем на 1000. В действующем же КоАП из более чем 1800 правонарушений оплатить с «дисконтом» можно лишь 124 — около 7% от общего числа.

Ранее Лайф сообщал, что был опубликован проект нового Кодекса об административных правонарушениях, согласно которому суммы некоторых штрафов за нарушение ПДД могут увеличиться до шести раз. В «Синих ведёрках» назвали повышение «людоедством».

Объект административного правонарушения: понятие, признаки, пример. Административное право

Административное право — это одна из отраслей права, регулирующая общественные отношения в управленческой сфере различных органов: государственных и частных. При рассмотрении понятия выделяют предмет, субъект и объект административного правонарушения, субъективную, объективную стороны соответственно, используют определённые методы защиты. Но обо всём по порядку.

Основополагающие принципы административного права

Прежде чем рассматривать примеры административных правонарушений, необходимо понять, как отличаются наказания в различных случаях или методы административного права:

  1. Предписание — требование присутствовать в определённом месте или выполнить определённые действия, не влекущие за собой юридических последствий.
  2. Запрет — вето на определённые действия под страхом применения соответствующих наказаний — дисциплинарных или административных взысканий;
  3. Дозволение — предоставление вариантов выбора поведения в определённой ситуации.

Помимо этого, дозволение рассматривает предоставление возможностей действовать или не действовать в конкретных ситуациях, предписанных административно-правовой нормой. Например, гражданин может самостоятельно решить, подлежат ли противоправные действия должностного лица обжалованию. Этот момент имеет важное значение в реализации субъективных прав жителей РФ.

О размерах административного штрафа

Стоит перейти, наконец, к более точным цифрам. Как уже было сказано, сумма взыскания имеет кратность стоимости предмета противоправного деяния. Сумма может зависеть от множества факторов: тяжести правонарушения, задолженности по административному штрафу, наконец, ценности предмета правонарушения.

При этом в КоАП установлены следующие размеры штрафов:
  • Физические лица выплачивают не более 5 тыс. рублей штрафа. Исключения составляют статьи, предусматривающие нарушение права на свободу совести другого лица. Здесь размер штрафа может достигать 30 тыс. рублей.
  • Должностные лица могут выплачивать до 50 тыс. рублей штрафа. Однако есть в КоАП статьи, предусматривающие штраф и до 800 тыс. рублей.
  • Провинившиеся юридические лица должны выплачивать до 60 млн рублей штрафа.

Каким образом исполняется решение о выплате административного штрафа? Что такое «постановление о взыскании»? Об этом будет рассказано далее.

Федеральный уровень

  1. Конституция РФ и постановления Конституционного Суда.
  2. КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).
  3. Указы Президента и Правительства РФ, палат Федерального Собрания.
  4. Иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Сущность административного права

С научной точки зрения административное правонарушение — это отрасль юриспруденции, рассматривающая системы административных и государственно-управленческих идей, взглядов, представлений о законах в сфере управления, о социальной эффективности законопроекта, тенденциях реформирования и перспектив развития. Так, можно выделить следующие подотрасли административного права:

  1. Классификация и структурирование законов о государственной управленческой деятельности.
  2. Рассмотрение социальной обусловленности и эффективности законопроектов.
  3. Изучение закономерностей реформирования управленческого законодательства.
  4. Составление планов о перспективах развития.
  5. Изучение истории возникновения и основополагающих принципов.

Последний пункт требует особого внимания. Только на основе изучения исторических источников можно разобраться в возможности перспектив в будущем и не допустить ошибок при составлении новых законопроектов. Как сказал Г. Гегель: «История имеет свойство повторяться», и очень часто то, что происходит сейчас, уже имело аналоги в прошлом. По этой причине изучение первоисточников административного права необходимо для проведения реформ и прогнозирования перспектив развития.

Предмет, объект и субъект административного права

Предметом (общим объектом) административного права являются общественные отношения, возникающие в результате реализации исполнительной власти. Не стоит путать с предметом посягательства — вещью, непосредственно связанной с преступлением, например, при взяточничестве предмет — сама взятка.

Есть три вида объектов административного правонарушения:

  1. Родовой объект — часть общего объекта. В качестве критерия деления чаще всего берётся отрасль деятельности объекта: промышленная, транспортная, сельскохозяйственная и т. д.; или же составляющие общественных отношений: поддержание общественного порядка, право граждан на управленческую деятельность. С понятием родового объекта связана Особенная часть КоАП.
  2. Видовой объект — подотрасль родового. Общая группа общественных отношений в определённой главе. Такая система позволяет более детально рассмотреть виды общественных отношений и правонарушений.
  3. Непосредственный объект — видовой объект в более узком смысле — конкретная отрасль общественных отношений.

Основные признаки объекта административного правонарушения — это защита в соответствие с административным кодексом (КоАП) и отношение к правам граждан. К примеру, объектом в законе о свободе о вероисповедании являются права человека.

Непосредственным объектом административного правонарушения называют ту часть, которой причиняется ущерб в ходе нарушения. При взяточничестве это нормальное финансовое функционирование организации, а также законные интересы и права граждан, т. к. дача взятки осуществляется для подстрекательства к более крупному нарушению.

Видовой и непосредственный объекты — основные структурные составляющие административного правонарушения.

Примеры объектов правонарушений

Примером объектов административных правонарушений может служить разрушение пастбищных или мелиоративных земель, уничтожение мест обитания животных. В этом случае предмет правонарушения является его же объектом, так как само нарушение открыто носит материальный характер.

Читайте так же:  Исполнение наказания в виде административного штрафа

Но это стопроцентно ясное преступление. В большинстве случаев административные правонарушения вносят дезорганизацию в работу какого-либо государственного органа или частной компании, что влечёт нарушение общественных отношений. Например, нарушение правила проезда перекрестков, что влечет резкое торможение другого водителя и нарушает движение на дороге.

Как проходит суд?

Рассмотрение дела об административном правонарушении, в отличие от уголовного, может проходить и без наличия лица. Регламент рассмотрения прописан в статье 29.7 КоАП Российской Федерации:

  1. Объявляется судья, само дело и соответствующий закон.
  2. Подтверждается факт явки или неявки физического лица.
  3. Разъясняются права и обязанности участников дела.
  4. Выносится вердикт о рассмотрении дела подведомственными органами.
  5. Составление административного протокола.

Отложение рассмотрения возможно в случаях: обязательной явки нарушителя, привлечения специалиста в определённой области, заявления судьи об отводе.

Понятие административного наказания

Установленная государством мера ответственности за совершение противоправного деяния именуется наказанием административного типа. По сути, наказание является разновидностью установленного законом принуждения. Административное принуждение отличается наличием карательных санкций, а также специфических целей, применяемых в строгом процессуальном порядке.

Все виды административных наказаний зафиксированы в статье 3.2-3.12 КоАП РФ. Никакие другие виды принуждения не могут использоваться в качестве наказаний. Что не может являться видами принуждения административного типа? Стоит выделить, например, запрет на эксплуатацию транспортных средств, отстранение от работы руководителей государственных организаций, отзыв лицензий и удостоверений и т.д.

Виды административных наказаний

Прежде чем перейти к вопросу о том, что такое административный штраф КоАП РФ, стоит разобрать все основные виды ответственности за противоправные деяния. Закон гласит, что приведенный в КоАП перечень наказаний не может быть расширен законами регионов или любыми другими нормативными актами, кроме федеральных.

В статье 3.2 приведен исчерпывающий перечень основных административных санкций, разных по тяжести, составу и признакам. Все они образуют широкую систему наказаний, используемую должностными лицами во время процессов судопроизводства. На данный момент зафиксировано девять основных видов санкций:

  • предупреждение;
  • изъятие орудия правонарушения на возмездной основе;
  • административный арест;
  • конфискация орудия правонарушения;
  • лишение специального права физического лица;
  • дисквалификация;
  • выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства;
  • приостановление профессиональной деятельности;
  • лишение специального права;
  • административный штраф.

Именно о штрафе административного типа и пойдет речь далее.

Муниципальный уровень

  1. Уставы муниципальных образований.
  2. Нормативные акты администрации, главы муниципального образования и представительных органов.

Рассмотрение дела об административном правонарушение может предприниматься в арбитражном суде (на региональном и муниципальном уровне) или в Высшем Арбитражном Суде (на федеральном и региональном уровне).

Формальные и материальные последствия

Состав административного преступление подразумевает два возможных последствия. Если правонарушение не повлекло за собой материальных последствий, то оно называется формальным. Причём именно административные правонарушения (в отличие от преступлений) имеют формальный состав. Пример такого нарушения — превышение водителем скорости (ст. 12.9 КоАП), но если вследствие превышения случилась авария, то дело стоит рассматривать с материальной точки зрения.

Материальное последствие — обязательное наступление вредных обстоятельств в связи с правонарушением. Причём сначала обстоятельства должны произойти, а уже потом рассматриваться как материальный ущерб. Например, нарушение пожарной безопасности в здании: отсутствие плана эвакуации или огнетушителей. Если такое положение не повлекло ещё пожара или гибели людей в здании, то КоАП, в соответствии со ст. 20.4 ч. 1 и 2, рассматривает действие с формальной точки зрения. Если повлекло — то материальной.

Виды административных наказаний

Российский Кодекс о правонарушениях административного типа делит все противоправные деяния на несколько групп. Вот какие деяния здесь стоит выделить:

  • в области защиты российской границы;
  • в сфере сельского хозяйства;
  • в области охраны собственности;
  • в области защиты природы и окружающей среды;
  • в сфере информации и связи;
  • в области военного учета граждан;
  • в сфере защиты общественного порядка и государственной безопасности.

Противоправные деяния могут посягать на здоровье граждан, на частную или государственную собственность, на санитарное благополучие граждан, на нравственность общества и т.д.

За каждое из представленных правонарушений полагается наложение административной ответственности в виде наказаний. Что представляет собой система наказаний, какое место в ней занимает штрафы по административным делам? Об этом будет рассказано далее.

Что такое административный штраф?

Денежное взыскание с лица юридического или физического, совершившего противоправное деяние, именуется административным штрафом. Это наказание, носящее имущественный характер. Многие юристы считают штраф по административному правонарушению (постановление КоАП в ст. 3.5) чуть ли не самым эффективным методом воздействия на провинившегося гражданина.

С 1992 по 2007 годы штраф административного типа считался равным величине, кратной МРОТу, или величине, кратной установленной сумме в 100 рублей. На данный момент все несколько изменилось. Отныне штрафы выражаются в рублях, как это было до 1992 года. В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ, штраф административного типа не должен составлять менее 100 рублей, не более 5 тыс. рублей для физических лиц, 50 тыс. рублей для должностных лиц и 1 млн рублей для юридических лиц. Имеются у административного штрафа и некоторые другие особенности, о которых будет рассказано далее.

Понятие правонарушения

Что представляет собой административное правонарушение? Это нарушающее определенные законом права виновное действие или бездействие, совершаемое тем или иным лицом. Специальный нормативный акт, именуемый Кодексом об административных правонарушениях, устанавливает ряд наказаний за административные нарушения закона.

Любое административное правонарушение — это обладающее тремя признаками деяние. Что это за признаки? Специалисты выделяют:

  • противоправность — нарушение определенных правовых норм;
  • виновность — наличие вины в деянии (вина может быть умышленной или в виде неосторожности);
  • наказуемость противоправного деяния, то есть наличие административной ответственности.

Любое правонарушение административного типа делится на несколько видов, о которых будет рассказано далее.

Нюансы административных правонарушений

Во время рассмотрения дела об административном правонарушении очень тщательно изучается протокол. Из него выявляется характер преступления: умышленное или совершенное по неосторожности. Эти факторы вносят значительный вклад в некоторые вопросы. Например, ст. 5.14 говорит только об умышленном уничтожении или повреждении частных материалов. Если действие было совершено по неосторожности, гражданин не подвергается административной ответственности.

В административных протоколах судьи обращают внимание на такие слова, как: воспрепятствование, сокрытие, уклонение, заведомо ложные (показания). Но это лишь часть анализа. Полный вывод можно сделать лишь на основе полного изучения состава преступления.

Читайте так же:  База данных административных правонарушений

При рассмотрении объективной стороны преступление судья использует такие понятия, как: время, место, характер и способ преступления, а также повторность, систематичность, злостность и неоднократность. Причём неоднократными считаются однородные преступления, а систематическими — совершённые несколько раз в течение года.

Таким образом, понятие объекта административного правонарушения, знание основных законодательных принципов необходимо для регулирования собственных действий в обществе. Конечно, выучить весь кодекс невозможно, но многие из пунктов могут никогда не коснуться человека, например, пункт об обязательной явке в военкомат по достижении определённого возраста действует только для мужской части населения.

Что такое административный штраф? Административное правонарушение

Административное судопроизводство является, наверное, самой широкой областью в российской судебной системе. Что представляет собой административное правонарушение? Что такое административный штраф? Подробные ответы на эти вопросы можно будет найти в статье.

Особенности определения административного штрафа

Кратность штрафов устанавливает статья 3.5 КоАП РФ. В соответствии с этим постановлением, штраф по административному правонарушению может выражаться в величине, кратной:

  • стоимости выручки виновного лица от реализации товара, если правонарушение было совершено на рынке;
  • стоимости неуплаченного штрафа;
  • сумме финансовых средств, которые не были возвращены в установленный законом срок в российский бюджет;
  • стоимости финансов, которые не были зачислены на счета соответствующих банковских организаций;
  • сумме налогов или таможенных пошлин, которые не были оплачены на момент пресечения правонарушения;
  • стоимости предмета противоправного деяния;
  • стоимости валютной операции, признанной незаконной;
  • стоимости валютной выручки, которая не была продана;
  • стоимости ценных бумаг или денежных средств, зачисленных или списанных с невыполнением установленных требований о резервировании.

В законе речь идет о сумме выручки за один календарный год.

Отдел по взысканию административных штрафов не имеет права взыскивать с провинившегося лица суммы, превышающие пятикратный размер стоимости имущества, которое было похищено.

Законодательная база

Регулирование административного права осуществляется на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Стороны правонарушения

При рассмотрении объекта административного правонарушения применяется такая конструкция, как объективная сторона — правонарушение и последствия от него. Причём есть существенная разница между противоправным деянием и действием:

  1. Деяние — это сознательное конкретное действие или бездействие, повлекшее за собой вред обществу.
  2. Действие — это сознательное поведение субъекта, повлекшее нарушение общественных отношений.

Деяние может быть однократным, собирательным (состоит из тождественных действий) или длящимся (влечет за собой длительное неисполнение обязанностей).

Рассмотрению дела об административном правонарушении подлежат не только действия, нарушающие права граждан, но и бездействия, вследствие которых были нарушены права человека (так называемые вредные последствия) или нанесён вред экологическому состоянию.

Дело о нарушении содержит следующие пункты: само противоправное действие, его последствие и логическая связь между ними. Субъект и объект административного правонарушения выясняются после анализа каждого пункта.

Цели административных наказаний

Согласно тому же КоАП РФ, применение административных видов принуждения возможно при нарушении конституционного, финансового, трудового, гражданского или уголовно-процессуального права. Основной целью наказаний административного типа является причинение виновному лицу определенного юридического урона, ухудшение правового положения гражданина. Необходимо создать состояние наказуемости, чтобы воспрепятствовать появлению новых противоправных деяний.

Является ли кара самоцелью наказаний административного типа? И да, и нет. Безусловно, кара воспитывает виновного субъекта, прививает ему уважение к правопорядку и закону. С другой стороны, целью административных санкций является общая профилактика правонарушений. Наказания выступают в качестве превентивных методов предупреждения преступлений.

Естественно, наказание административного типа не должно принижать человеческое достоинство провинившегося лица. В российском государстве запрещается применение физических и психических пыток, которые могли бы принести гражданину страдание. Под строгим запретом и нанесение вреда деловой репутации юридическим лицам. Весь нормативный акт, именуемый КоАП, выстроен таким образом, чтобы наказания за противоправные деяния не смогли бы умалять честь и достоинство гражданина.

Примеры административного правонарушения

Наиболее распространённый пример — мелкое хулиганство (ст. 20.1). Его определение крайне обтекаемо: выражается в открой неприязни к обществу с нарушением общественного порядка. В состав обычно входит нецензурная лексика в адрес человека или группы лиц, приставание к другим гражданам и повреждение частного имущества.

Ст. 15 Кодекса Волгоградской области устанавливает строгую ответственность за неявку без уважительных причин на регулярный мед. осмотр больных ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом или иных инфекций, которые передаются половым путём.

Ст. 5.26 о дискриминации — нарушении свободы и естественных прав человека и гражданина из-за его вероисповедания, цвета кожи, пола, расы и т. д. В некоторых случаях это нарушение проходит вкупе с мелким хулиганством.

Ст. 14.1 гласит о проведении незаконной предпринимательской деятельности. Любая деятельность, связанная с бизнесом на территории РФ должна быть законно оформлена и регламентирована. Статья рассматривает несколько моментов: деятельность без регистрации, без лицензии (если она обязательна), с нарушением правил ведения деятельности (отдельно — с грубым нарушением деятельности). Стоит отметить, что грубое правонарушение устанавливается самими судьёй на основе анализа протокола.

Ст. 19.1 о самоуправстве — самовольном решении о порядке осуществления своего действительного или мнимого (предполагаемого) права, если за ним не последовало существенного ущерба для физических и юридических лиц.

Глава 25 рассматривает порядок работы органов по установлению административных правонарушений и лиц, участвующих в процессе: прокурора, понятых, потерпевшего, защитника, ответчика и т. д.

Помимо открытых правонарушений, кодекс предусматривает наказание за нарушение сроков подачи заявлений, призыва, предоставления определённых сведений государственным и иным органам. Это открытый пример бездействия, повлекшего за собой правонарушение.

Региональный уровень

  1. Уставы и законы субъектов РФ.
  2. Постановления конституционных судов субъектов.
  3. Нормативные акты высших должностных лиц, законодательных и исполнительных органов власти субъектов.

Об исполнении постановления

Постановление о взыскании в виде штрафа — это решение суда по итогу рассмотрения противоправного деяния. Существуют определенные сроки исполнения судебного постановления. КоАП гласит, что срок уплаты с момента законного постановления суда должен составлять не более 60 дней. На обжалование судебного постановления дается 10 дней. У правонарушителя, таким образом, имеется 70 дней на уплату штрафа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если гражданин не уплатит штраф в установленные законом сроки, будет применена санкция в виде 15 суток ареста или штрафа в двойном размере.

Источники

Грубые административные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here