Инстанции обжалования административного постановления

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Инстанции обжалования административного постановления", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 30.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) обжалованы могут быть как постановления по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.10), так и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Обжалование иного рода определений нормами КоАП не предусмотрено. В связи с этим возник вопрос: нет ли противоречий между правилами ч. 4 ст. 30.1 (предусматривающими возможность обжалования лишь определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) и ст. 46 Конституции РФ (о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд)? Безусловно, такое противоречие налицо: в связи с этим необходимо руководствоваться нормами ст. 46 Конституции РФ (ибо она имеет прямое действие, ст. 15 Конституции РФ);

2) постановления по делу об административных правонарушениях вправе обжаловать:

а) лицо, по поводу которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1);

б) потерпевшие (см. коммент. к ст. 25.2);

в) законные представители физического лица (см. коммент. к ст. 25.3);

г) законные представители юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4);

д) защитники и представители (см. коммент. к ст. 25.5).

2. Обжаловано может быть постановление, вынесенное:

1) судьей (например, мировым судьей) — в вышестоящий суд (в нашем случае — в районный суд);

2) коллегиальным органом (например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав) — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа. С 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 30.1 Законом N 225 от 02.10.07) установлено, что в районный суд по месту нахождения судебного пристава можно обжаловать и постановление вынесенное судебным приставом-исполнителем;

3) должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (например, если постановление было принято сотрудником ГИБДД, имеющим специальное звание (по делу об административном правонарушении, предусмотренном в ст. 12.1), оно обжалуется начальнику ГИБДД или его заместителю (см. коммент. к ст. 23.3) либо в районный суд по месту рассмотрения дела (оно определяется по правилам ст. 29.5, см. коммент. к ней). В практике возникает вопрос: кто решает, в какой орган (в суд или вышестоящий орган) подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении? Лицо, подающее жалобу, самостоятельно в принятии решения по данному вопросу;

4) иным органом (т.е. не указанным в ст. 23.1-23.63), созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

3. Применяя правила ч. 2 и 3 ст. 30.1, нужно учесть следующее:

1) в случае, если жалоба по делу об административном правонарушении одновременно поступила и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (а право подать жалобу во все эти инстанции у лиц, упомянутых в ст. 25.1-25.5, есть), жалобу должен рассмотреть суд. О сроках ее рассмотрения см. коммент. к ст. 30.5;

2) по результатам рассмотрения жалобы:

а) судом выносится решение (оно должно отвечать не только требованиям КоАП, но и требованиям, предусмотренным в действующих ГПК и АПК);

б) вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом также принимается решение (но оно не является судебным актом);

3) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, обжалуется не в суды общей юрисдикции, а в арбитражные суды в порядке, предусмотренном действующим АПК (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во «Экзамен, 2006).

4. В письме от 20.08.03 N 1536-7/общ ВС разъяснил, что:

1) если дело рассматривалось несудебным органом (ДЛ), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а решение судьи — в вышестоящий суд. Подача и рассмотрение жалобы осуществляются в порядке установленном в ст. 30.2-30.9. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке — в КоАП не предусмотрено, следовательно, оно вступает в силу немедленно после вынесения;

2) если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.2-30.8 только в вышестоящий суд.

О судебной практике применения ст. 30.1 (а также ст. 30.2, 30.10) см. также пункты 30-35 Пост. N 5) и п. 11, 12 Пост. N 2. См. также письмо Верховного Суда РФ от 20.08.03 N 1536-7/общ «Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случаях их обжалования».

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)

Название документа: Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ)
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Дата принятия: 19 декабря 2016

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

Инстанции обжалования административного постановления

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении
    Читайте так же:  Обжалование постановления по месту жительства

    Образец жалобы на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении

    В соответствии с ч. 1 статьи 30.2 КоАП РФ, жалоба может быть подана как судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, так и непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 статьи 30.2).

    При подаче жалобы уплачивать госпошлину не требуется.

    В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1. См. подробнее статью «Обжалование постановления об административном правонарушении».

    Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    Пропущенный срок давности обжалования постановления может быть восстановлен по ходатайству о восстановлении срока (см. статью «Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении».)

    В … районный суд

    Заявитель: … (ФИО гражданина или наименование юридического лица)
    Место жительства (адрес) …, тел.: …

    Представитель заявителя: … ФИО
    адрес: …, тел.: …

    Лицо, в отношении которого ведется
    производство: … (наименование или ФИО)
    адрес: …, тел.: …

    Потерпевший: …(наименование или ФИО)
    адрес: …, тел.: …

    жалоба
    на постановление мирового судьи по делу
    об административном правонарушении

    Постановлением N __ мирового судьи ______ (указать ФИО мирового судьи) судебного участка N __ от «__» _________ ___ года в отношении _______ (указать лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении) было вынесено решение о ________ (указать, какое из указанных в статье 30.7 КоАП РФ решений было вынесено мировым судьей:

    1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
    2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
    3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
    4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
    5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.)

    С указанным постановлением мирового судьи заявитель не согласен _________ (указать не согласен полностью или частично) по следующим основаниям: ________ (указать обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования и привести доказательства, подтверждающие эти обстоятельства), что подтверждается ________

    В связи с вышеизложенным и в соответствии с ____ (указать статьи нормативных актов, на которых заявитель основывает свои требования), а также руководствуясь ст. ст. 30.1 — 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прошу:

    1. изменить постановление N __ мирового судьи ______ (указать ФИО мирового судьи) судебного участка N __ в отношении ______ (указать лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении) ( комментарий: согласно п. 2 ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд должен вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление)

    1. Отменить постановление N __ мирового судьи ______ (указать ФИО мирового судьи) судебного участка N __ в отношении ______ (указать лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении);

    2. Прекратить производство по данному делу ( комментарий: согласно п. 3 ч. 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд должен вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление).

    1. Отменить постановление N __ мирового судьи ______ (указать ФИО мирового судьи) судебного участка N __ в отношении ______ (указать лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении);

    2. Возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье ______ (указать ФИО мирового судьи) судебного участка N __ ( комментарий: согласно п. 4 ч.1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд должен вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания).

    1. Отменить постановление N __ мирового судьи ______ (указать ФИО мирового судьи) судебного участка N __ в отношении ______ (указать лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении) полностью;

    2. Направить дело на рассмотрение по подведомственности. ( комментарий: согласно п. 5 ч.1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд должен вынести решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом».

    1. Копия постановления мирового судьи _____ (ФИО) участка г. _____ N __ от «__» _________ __ года;
    2. Доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
    3. Копии апелляционной жалобы и документов, приложенных к ней, для участвующих в деле лиц;
    4. Доверенность представителя от «__»_________ ___ года N __ (если жалоба подписывается представителем заявителя);
    5. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

    «___»_________ ___ года Подпись заявителя (представителя): _______________/ФИО/

    См. другие образцы жалоб на постановление по делу об административном правонарушении

    • Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;
    • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);
    • Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);
    • Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ (отказ от прохождения медицинского освидетельствования)
    • Жалоба на постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности по ч. 4 статьи 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения);
    • Жалоба на постановление об административном правонарушении (п. 9.10 ПДД — не выдержал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения).
    Читайте так же:  Наличие состава административного правонарушения

    Все документы в суд (процессуальные документы):

    ВС разъяснил новый порядок обжалования процессуальных решений по гражданским и административным делам

    Видео (кликните для воспроизведения).

    9 июля Верховный Суд РФ принял Постановление «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции».

    Обжалование по новым правилам

    В документе (п. 1) отмечается, что со дня начала функционирования указанных судов процессуальные решения по гражданским и административным делам подлежат обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ. Вступившие в силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, и определения, препятствующие дальнейшему движению таких дел, обжалуются согласно нормам КоАП РФ, действующим в редакции Закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ.

    При этом согласно ч. 7 и 8 ст. 7 Закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции процессуальные полномочия действующих судов апелляционных и кассационных инстанций по рассмотрению жалоб, поданных до дня начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются. Такие жалобы и представления подлежат рассмотрению по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов (п. 2 постановления).

    Там же указано, что, если до рассмотрения указанных жалоб после начала деятельности вновь созданных судов другим лицом, участвующим в деле, была подана апелляционная, частная либо кассационная жалоба на тот же судебный акт, она рассматривается судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов.

    Апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции мировыми судьями, районными судами и гарнизонными военными судами, которые были поданы до дня начала деятельности апелляционных судов, с началом их работы подлежат рассмотрению вышестоящими судами в качестве апелляционной инстанции в соответствии с нормами процессуального закона, действующими во время их рассмотрения.

    Как отмечается в п. 3 постановления, кассационные жалобы на судебные акты, вступившие в силу до начала работы кассационных судов, со дня начала их работы должны подаваться в шестимесячный срок.

    В п. 4 разъясняется, что заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования, поданное до дня начала деятельности кассационных судов в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала деятельности вновь созданных судов подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК. Данный срок восстанавливается в случае признания причин пропуска уважительными. Со дня начала деятельности кассационных судов заявление о восстановлении срока обжалования решений, вступивших в силу до этого дня, подается во вновь созданный суд.

    Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в силу судебным актом и обжаловавшие его в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов подают жалобу в судебную коллегию ВС РФ в шестимесячный срок.

    При этом отмечается, что продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования решений по административным делам с началом деятельности кассационных судов не изменяются (п. 5 постановления).

    Как указано в п. 6, при кассационном обжаловании определения суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции вместе с описью всех имеющихся в деле документов направляется сформированный по жалобе материал (оригинал жалобы и обжалуемого определения суда, а также копии необходимых для их рассмотрения документов, заверенные судом). При необходимости суд вправе истребовать как дополнительные материалы, так и дело полностью.

    В п. 7 документа ВС отметил, что жалобы (протесты) на вступившие в силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения, вынесенные по результатам рассмотрения таких жалоб (протестов), поданные со дня начала деятельности вновь созданных судов, подлежат рассмотрению кассационными судами и ВС РФ. При этом полномочия председателей судов кассационных инстанций и их заместителей по рассмотрению указанных жалоб, поданных в суды до начала деятельности вновь созданных судов, сохраняются.

    В заключительном пункте разъяснено, что определение, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении и препятствующее дальнейшему движению данного дела (например, определение об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного срока), вступает в силу в порядке, аналогичном вступлению в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы.

    Так, определение судьи районного суда, вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление мирового судьи, и определение судьи областного суда (окружного (флотского) военного суда), вынесенное при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившее в силу постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вступают в силу в день их вынесения и с началом деятельности вновь созданных судов подлежат обжалованию в установленном КоАП порядке.

    Определение, вынесенное судьей районного суда (гарнизонного военного суда) при разрешении вопроса о принятии к производству жалобы на не вступившие в силу постановление должностного лица и (или) решение вышестоящего органа, должностного лица, постановление коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта РФ, подлежит обжалованию (опротестованию) в вышестоящий суд в предусмотренном КоАП порядке (как не вступившее в силу). При этом решение судьи вышестоящего суда, вынесенное по результатам обжалования, вступает в силу немедленно.

    Читайте так же:  Иные лица по административному делу

    Эксперты указали, какие вопросы остались неразъясненными

    Комментируя «АГ» постановление, адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Пленум ВС вполне логично указал на сохранение процессуальных полномочий президиумов судов и судебных коллегий по рассмотрению жалоб и представлений, поданных до дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов. «Следует отметить, что в постановлении отражены организационные вопросы правил рассмотрения поданных жалоб (представлений). Думаю, что с момента деятельности кассационных и апелляционных судов могут возникнуть вопросы, которые предстоит разрешить», – добавила она.

    Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин отметил безусловную необходимость разъяснений ВС, поскольку Закон № 451-ФЗ содержит лаконичные, по мнению эксперта, переходные положения, недостаточные для разрешения всех вопросов, которые будут возникать в связи с созданием и началом функционирования четырнадцати новых судов.

    «Например, разумным и значимым является разъяснение ситуации, когда жалоба подается после даты создания апелляционного (кассационного) суда лицом, участвующим в деле, при наличии ранее поданной другим лицом жалобы, принятой к производству “старым” судом. Такая жалоба подлежит рассмотрению судом, в производстве которого находится ранее поданная жалоба, по правилам, действующим до дня начала деятельности вновь созданных судов», – пояснил он. Данное правило, добавил эксперт, неочевидно, и из Закона № 451-ФЗ прямо не следует.

    «К сожалению, постановление не является исчерпывающим, поскольку носит общий характер, без учета процедуры создания и начала деятельности конкретных судов, – добавил Роман Речкин. – Необходимо учитывать, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов принимает Пленум ВС, официально извещая об этом не позднее 1 октября 2019 г. То есть, исходя из этих правил, момент начала деятельности 14 судов не будет совпадать: видимо, они будут начинать функционировать группами, в разное время, до 1 октября».

    Из-за того что вновь созданные суды будут формироваться неравномерно, возможна ситуация, полагает эксперт, когда на определенной территории апелляционный суд сформирован, а кассационный – еще нет. «Получается, что кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда должна рассматриваться в кассационном порядке президиумом суда субъекта РФ (то есть “старой” кассацией) – формально нижестоящим судом. Так это или нет, в постановлении не разъяснено», – резюмировал он.

    По мнению управляющего партнера АБ «Бартолиус» Юлия Тая, принятие постановления следует приветствовать, «поскольку любое единообразие в практике всегда полезно и отвечает принципу равенства перед законом и нормативной определенности».

    Данные разъяснения, добавил адвокат, имеют большую практическую значимость: «Действие процессуальных норм при любом переходном периоде – тем более, при такой глобальной судебной реформе, – имеет важное значение, – пояснил он. – КС неоднократно требовал от законодателя и ВС соблюдения принципа поддержания доверия граждан к поведению государства – то есть невозможности изменения правил игры. Другое дело, что ВС должен заботиться не только о функциональном удобстве судей и участников процесса, но и о некоем доктринальном единстве в применении норм о действии закона во времени».

    По общему правилу, добавил Юлий Тай, процессуальные нормы действуют в той редакции, когда они применяются. «Так, в п. 2 постановления постулируется весьма спорное и, более того, противоречивое правило: после начала деятельности новых кассационных судов “старые” суды продолжают процедуру рассмотрения, причем в соответствии со “старым” процессуальным порядком, что нарушает вышеназванное правило. Понятно, что Пленум заботится об удобстве и уменьшении технических проволочек (проблем), связанных с передачей дел, определением новых судей и т.д. Но известно, куда ведет дорога, порождаемая благими идеями. По сути, будет некий период функционирования двух параллельных кассационных пересмотров. Никакого равенства перед законом и судом фактически существовать не будет, что не только неправильно, но и недопустимо», – подчеркнул он, при этом добавив, что в последнем абзаце данного пункта в отношении апелляционных инстанций предусмотрен противоположный механизм действия новых процессуальных норм.

    Адвокат обратил внимание, что и в п. 4 постановления дано такое же различное толкование для процедуры восстановления срока. «Я не утверждаю, что эта позиция неправильная, – отметил он, – но, на мой взгляд, она не оптимальна».

    Эксперт также обратил внимание на п. 5, в котором указано, что лица, воспользовавшиеся пересмотром в президиумах судов субъектов Федерации, не могут подать жалобы в новые кассационные суды, но могут обратиться в судебную коллегию ВС. «Это правильно, – считает эксперт. – Однако далее указано, что при этом будет применяться “старое” процессуальное законодательство, что нарушает правила о действии процессуального закона во времени».

    Юлий Тай также считает, что разъяснения не являются исчерпывающими. «Как писал классик, “суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет”. Спрогнозировать все проблемы объективно невозможно, но, полагаю, ВС должен решить вопрос о сроках кассационного обжалования с учетом его изменения для тех дел, где апелляционная жалоба была рассмотрена до появления новых кассационных судов и лица, участвующие в деле, не реализовали право на обжалование по старым правилам, – то есть, допустим, апелляция изготовила определение 1 июля с. г., к 3 октября трехмесячный срок истек, а шестимесячный – нет», – резюмировал он.

    Обжалование по административным делам

    Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.

    Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

    Апелляционное обжалование по административным делам

    Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

    Читайте так же:  Обжалование штрафа за парковку в суде

    Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

    Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

    Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

    Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

    Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

    Обжалование в порядке надзора по административному делу

    При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

    Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

    Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

    По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

    • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
    • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
    • отменить и прекратить производство по административному делу;
    • изменить один из судебных актов или несколько;
    • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

    В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

    Уточняющие вопросы по теме

    Если я не получу решение суда по административному иску в течении 30 дней, то вступит ли оно в законную силу?

    Как обжаловать постановление об административном правонарушении?

    Содержание:

    Правилам обжалования постановлений посвящена большая глава Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Оспорить можно как само постановление (даже вступившее в силу), так и уже принятое по жалобе решение, если оно вас не устроило.

    Пошлины за обжалование нет, важно лишь соблюсти порядок и уложиться в определенные КоАП сроки.

    Если вы считаете, что не совершали правонарушения или что за проступок вас наказывают слишком строго — напишите жалобу. Для этого документа нет строгой формы, составить его несложно. Но если не знаете, какие аргументы привести в обжаловании, проконсультируйтесь с юристом, который специализируется на решении вопросов административного права. И уж точно понадобится помощь юриста, если административное постановление в отношении вас решит обжаловать потерпевший или тот, кто составлял протокол.

    Сроки для обращения

    Обжаловать постановление надо быстро: по общему правилу, для дел об административных правонарушениях на это отводится 10 суток. Если правонарушение связано с выборами, то еще быстрее — в течение 5 суток.

    Если не получается обжаловать вовремя, то судья может восстановить для вас срок. Для этого надо написать ходатайство с доказательствами того, что вы не могли подать жалобу на постановление в отведенное законом время. Но причина должна быть максимально веская — болезнь, отъезд, который нельзя было отложить, и т. п. Кроме личных причин, могут учитываться и процессуальные нарушения: в постановлении не был описан порядок подачи жалобы, например, или вам не доставили его как положено.

    Просто сказать, что вы не получили постановление о правонарушении, не получится: в последнее время суды применяют норму из Гражданского кодекса и в административных делах. Речь о юридически значимых сообщениях — если такое вам отправили, но вы активно сопротивлялись его получению, оно считается доставленным. И положенные сутки отсчитываются с момента доставки.

    Скорее всего, откажут в продлении срока обжалования административного постановления, если вы наняли представителя. Считается, что он обязан следить за сроками, и вдвоем по уважительным причинам вы опоздать с жалобой не должны.

    Читайте так же:  Несанкционированная свалка определение

    Куда жаловаться

    Согласно статье 30.1 КоАП, здесь все зависит от того, кто выносил постановление о вашем административном правонарушении:

    • судья — в суд рангом выше;
    • коллегиальный орган (административная комиссия, например) — в суд того района, где он расположен;
    • должностное лицо — их руководителям или в суд того района, где рассматривалось дело (если постановление подписал руководитель или его зам — выше по инстанции или в суд);
    • любой другой уполномоченный орган — в суд того района, где рассматривали дело.

    Многие думают, что административное постановление, вынесенное должностным лицом, надо сначала обжаловать у его начальства, а если результат не устроит, то только тогда можно обратиться в суд. На самом деле это альтернативные варианты, и выбор за вами. Обжаловать в суде часто даже предпочтительно — там решение будут принимать, по сути, рассмотрев ваше административное дело заново.

    Часто юрисдикция органа, от имени которого действует должностное лицо, распространяется на несколько районов. Тогда жаловаться на постановление надо в суд того района, где произошло правонарушение, а не в суд по месту расположения этого органа. Это разъяснение пленума Верховного суда, и оно адресовано больше профессионалам, чтобы развести дела.

    Простым гражданам бывает сложно во всем этом разобраться. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях специально оговаривает: если вы обратились не туда, то ведомство обязано само перенаправить вашу жалобу по подсудности максимум за 3 дня. Если вы «для надежности» пожалуетесь и в вышестоящую инстанцию, и в суд, то пересматривать постановление о вашем административном правонарушении будет суд.

    Постановление в отношении юрлица или ИП может быть принято арбитражным судом — если правонарушение было связано с коммерческой деятельностью. Тогда и жаловаться нужно по линии арбитража. Если же решение принимал районный суд — схема обжалования та же, что и для физлиц.

    Жалобу можно передать лично или отправить почтой. В первом случае датой подачи будет день, когда ваше обращение зарегистрировано, во втором она определяется по штемпелю.

    Нет времени читать статью?

    Кассационное обжалование по административному делу

    Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

    Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

    Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

    Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

    По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

    Что писать в тексте жалобы

    Форма жалобы на постановление об административном правонарушении — свободная, но общие принципы есть. Обычно текст состоит из таких частей:

    1. Адресат — орган или лицо, которому вы жалуетесь.
    2. Ваши Ф.И.О. и контакты. Если у вас есть представитель — и его данные тоже.
    3. Описание постановления (можно взять из его же текста): номер, кто принял, статья за правонарушение, какие доказательства приводились и пр.
    4. Основания, побудившие вас обжаловать документ: ссылки на статьи законов, описание нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и т. п. Это главная часть жалобы, от которой часто зависит решение судьи, поэтому приводите в ней все доказательства, которыми располагаете. Если у вас есть свидетели того, что правонарушения с вашей стороны не было — здесь укажите их имена, адреса и телефоны.
    5. Ваши требования: смягчить наказание, отменить постановление и пр.
    6. Список приложений (если они есть): запись с видеокамеры или регистратора и т. п.
    7. Дата и подпись.

    Сроки рассмотрения зависят от того, какой орган будет этим заниматься, и от статьи КоАП. Если суд — то это 10 дней, остальные — 2 месяца. Если речь в постановлении идет о выдворении или административном аресте — положено все решить за сутки. Когда жалуются на приостановленную в административном порядке коммерческую деятельность — за 5 суток.

    Какого результата можно ждать

    Если жалобу примут, то ее рассмотрят и вынесут одно их четырех решений:

    • административное постановление оставляют неизменным;
    • постановление изменяют (но без усиления наказания);
    • постановление отменяют, административное дело прекращают;
    • постановление отменяют, но дело отправляют на новое рассмотрение.

    Каким бы ни было решение, его тоже можно оспорить — в том же порядке. Эта схема действует и для пересмотра постановлений, уже вступивших в силу.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    По статистике, чаще всего жалобы подают по административным делам, связанным с назначением штрафов водителям. Если вам нужно пожаловаться по такому поводу, то инструкция есть в нашей статье «Как оспорить штраф ГИБДД».

    Источники

    Инстанции обжалования административного постановления
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here