Испорченный протокол об административном правонарушении

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Испорченный протокол об административном правонарушении", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Испорченный протокол об административном правонарушении

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

    1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

    2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

    4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

    5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

    6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарии к статье 28.2 КоАП РФ, судебная практика применения

    В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Судья должен установить правильно ли составлен протокол

    В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

    Какие недостатки протокола являются существенными?

    Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

    Какие недостатки протокола являются несущественными?

    Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. См. подробнее п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.

    Административная ответственность по КоАП РФ возможна только за оконченное правонарушение

    Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.

    Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока (см. п. 19 Постановления Пленума ВС РФ № 5).

    Если протокол содержит неправильную квалификацию правонарушения, судья вправе переквалифицировать деяние

    Несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

    Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

    В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении (см. п. 20 Постановления Пленума ВС РФ № 5).

    В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Читайте так же:  Жалоба в федеральную службу судебных приставов образец

    Содержание протокола об административном правонарушении

    Положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
    В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

    Права могут реализоваться через представителя по доверенности или защитника

    .. При этом следует учитывать, что права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.

    Нарушение норм статьи 28.2 КоАП РФ может являться основанием для вывода о незаконности решения административного органа

    Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

    Когда и как составляется протокол об административном правонарушении

    Ежедневно совершается немало правонарушений административного характера, которые государство пресекает. И каждый нарушитель сталкивается с тем, что на него составляется протокол. Что это за документ, как он должен выглядеть, какие существуют нормы по его составлению? Эти моменты надо знать, чтобы при необходимости суметь отстоять свои права.

    В каких случаях составляется протокол

    По закону существуют некоторые случаи, когда при выявлении нарушения выносится не постановление, а составляется протокол:
    1. Рассмотрение дела о правонарушении не входит в компетенцию сотрудника. К примеру, нарушения, влекущие за собой лишение прав, могут быть рассмотрены лишь судом;
    2. Нарушителем является несовершеннолетний;
    3. Лица не согласно с фактом нарушения и отказывается подписывать постановление. Например, когда водитель не согласен с инспектором;
    4. Нарушителями являются сержант, курсант, матрос, старшина, солдат, проходящие службу по призыву до заключения с ними контракта.

    Совет: в пустых полях нужно поставить букву «Z» или прочерки, это необходимо для того, чтобы сотрудник не смог внести дополнительные записи в протокол, после его подписания сторонами.

    Практика показывает, что некоторые водители по каким-то своим причинам отказываются подписывать протокол. В данном случае в документ вносится соответствующая пометка, которая, в свою очередь, не делает документ недействительным, но играет против водителя.

    Сроки составления протокола

    Ст. 28.5 КоАП РФ регулирует сроки составления протокола:
    • сразу после выявления правонарушения;
    • в течение двух суток, как выявлено нарушение, если существует необходимость выяснения каких-либо иных обстоятельств по делу или данных о нарушителе;
    • если есть нужда в административном расследовании, протокол должен быть составлен сразу по окончании расследования.

    Скачать для просмотра и печати:

    Протокол об административном правонарушении

    Протоколом называется процессуальный документ, который составляется должностным лицом, отображающий факт нарушения закона.

    Данный документ не единственный в деле, но занимает в нем основное место. Он составляется на стадии возбуждения производства и имеет силу доказательства, именно на него ориентируется суд или орган, рассматривающий дело при принятии решения по делу.

    Важно: в обязанности лица, составляющего документ, входит обязанность подробно разъяснить права нарушителю.

    Содержание и суть протокола регулирует КоАП РФ в ст.28.2. Он должен содержать следующие сведения:

    1. Дата и место где был составлен документ.
    2. Инициалы уполномоченного лица.
    3. Данные о нарушителе.
    4. Если есть потерпевшие и свидетели, информация о них.
    5. Информация о нарушенном законе.
    6. Пояснения нарушителя.
    7. Иные сведения для всестороннего рассмотрения дела.
    8. Подписи сторон.

    Если в деле нет потерпевших, то должно быть составлено два экземпляра, один из которых получает на руки нарушитель. Если же нарушитель на месте отсутствует, то закон отводит три дня на то, чтобы ему был выслан документ по почте.

    Скачать для просмотра и печати:

    Ходатайство о прекращении производства

    Согласно ч.1 ст.24.4, участник процесса может подать ходатайство в суд о прекращении дела об административном правонарушении. К участникам, которые имеют право заявить о ходатайстве относятся:
    1. Лицо, в отношении которого ведется дело.
    2. Потерпевшее лицо.
    3. Законные представители сторон.
    4. Защитники сторон.
    5. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

    К ходатайству предъявляется лишь одно требование — письменная форма. К содержанию, а также оформлению нет четких требований, поэтому можно составить ходатайство, придерживаясь общих правил и структуры.

    Кроме подробной информации, желательно приложить к ходатайству заверенные копии или оригиналы документов.

    Важно: закон позволяет опираться не только на КоАП РФ, но и на другие законы РФ.

    Представленные доказательства должны подтвердить одно или несколько оснований, по которым дело не может быть начато или должно быть прекращено, поэтому перед подачей ходатайства стоит внимательно ознакомиться со ст. 24.5 КоАП РФ.

    Можно подать ходатайство на любом этапе процесса до рассмотрения дела судом по существу. Подавать ходатайство можно:

    • судье, который рассматривает дело;
    • в канцелярию суда;
    • почтовым отправлением с описью и уведомлением о получении.

    Совет: лучше не отправлять ходатайство по почте, так как оно может задержаться в пути и потерять смысл. Скачать для просмотра и печати:

    Понятые и свидетели

    Если к делу подключают понятых, следует следить за тем, чтобы они имели право быть понятыми. Понятым может стать только совершеннолетнее дееспособное лицо, которое привлекается для удостоверения факта, содержания и хода процессуальных действий. Понятых не может быть менее двух.

    Совет: если эти правила нарушены, не стоит говорить о них сотруднику сразу, лучше приберечь эту информацию для обжалования протокола.

    Необходимо зафиксировать факт участия понятых, а также их любые, даже незначительные замечания по делу.

    Помимо понятых, в деле могут принимать участие и свидетели — люди, которые знают обстоятельства дела. Главное требование к свидетелям их дееспособность. Свидетелем может быть даже родственник нарушителя или несовершеннолетнее лицо (но только в присутствии психолога или педагога). Замечания и пояснения свидетелей также фиксируются.

    Читайте так же:  Срок подачи заявления по административному делу

    Важно: свидетелем не может быть лицо, составляющее протокол. Скачать для просмотра и печати:

    Оспаривание протокола

    Необходимо внимательно следить за тем, как составляется документ, и какие сведения в него вносятся сотрудником. Любые, даже мелкие, на первый взгляд, нарушения могут помочь в признании протокола недействительным.

    Если инспектор не объяснил права гражданину, то в соответствующей графе нужно поставить отметку «не согласен». В судебной практике немало примеров, когда этого хватает для оспаривания протокола.

    Совет: все действия сотрудника лучше снимать на видеокамеру или телефон со звуком, а также фотографировать все происходящее, это поможет зафиксировать то, что может ускользнуть от внимания.

    В поле для объяснения водителя, необходимо поставить отметку «не согласен» и максимально полно и подробно изложить свою точку зрения и отметить, что в наличии имеются видео, фото и аудиозаписи с места происшествия.

    Грубым нарушением являются случаи, когда сотрудник не записывает показания понятых или свидетелей. А также недопустимо привлечение посторонних лиц, которых не было на месте в момент совершения правонарушения в качестве свидетелей.

    Все исправления и дополнительные записи должны быть заверены дополнительными подписями сторон, особенно важна подпись задержанного. Таким образом, подтверждается законность внесенных исправлений.

    Совет: для доказательства своей невиновности в суде стоит обратиться к грамотному юристу, который лучше обычного обывателя знает законы РФ.

    Назначение наказания без составления протокола

    Не всегда при выявлении нарушения составляется протокол. Существуют два случая, когда в нем нет необходимости:

    • штраф или предупреждение назначены на месте, а нарушитель с виной согласен;
    • нарушение зафиксировали камеры.

    Примерный образец протокола об административном правонарушении

    ПРОТОКОЛ 57 ОР № 123456

    об административном правонарушении

    «20» октября 2014 г. г. Орел

    (место составления протокола)

    Я, участковый уполномоченный полиции отдела полиции №2 УМВД России по г. Орлу капитан полиции Петров А.С. ________________________

    (должность, наименование органа внутренних дел, специальное звание, фамилия, инициалы сотрудника, составившего протокол)

    составил настоящий протокол о том, что гражданин (ка) РФ_____________

    Фамилия И С А К О В Имя П Е Т Р
    Отчество С Е Р Г Е Е В И Ч

    Дата рождения «24» августа 1960 г.

    Место рождения г. Дмитровск Орловской области

    (край, область, населённый пункт)

    Место жительства г. Орел ул. Игнатова дом 2 кв. 18

    Место работы (учебы), должность (№ телефона) слесарем завода «Протон» г. Орел, зарплата 7900 рублей в месяц

    (наименование предприятия, адрес, СОГР или др. документ)

    Документ, удостоверяющий личность паспорт 54 06 №123456 выдан 23.04.2007 года ТП УФМС РФ в Орловской области в п. Кромы

    (название документа, серия, номер, кем и когда выдан)

    20 октября 2014 года в 10 часов 00 минут, находясь на улице Лескова г. Орел около д.105, что является общественным местом, допустил нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу – в присутствии посторонних граждан устроил скандал и выражался грубой нецензурной бранью в адрес Александрова С.Т. На требование сотрудников полиции прекратить хулиганские действия не реагировал,______________________________________________________________________________________

    (дата, время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения)

    то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ.

    Права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 24.2, 24.4, 25.1, 28.2 КоАП РФ: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать и давать объяснения на родном языке, пользоваться услугами переводчика, а также иные процессуальные права, мне разъяснены

    подпись лица, в отношении которого составлен протокол

    Положения ст. 51 Конституции РФ мне разъяснены

    подпись лица, в отношении которого составлен протокол

    Свидетели, понятые, (потерпевшие):

    Права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 24.2, 24.4, 25.2, 25.6, 25.7, КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ, а также ответственность за дачу заведомо ложных показаний (ст. 17.9 КоАП РФ), мне разъяснены:

    3. Фамилия _Иванов_______ Имя ___Иван_________ Отчество ____Иванович_______

    __________________г. Орел ул. Игнатова дом 18 кв. 16______________________

    4. Фамилия ______Петров____ Имя _____Петр____ Отчество ______Петрович____

    ___________________г. Орел ул. Лескова д. 18 кв. 16______________

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Сведения о совершении лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ранее административных правонарушений:

    04 мая 2014 года – по статье 20.21 КоАП РФ к штрафу в сумме 500 рублей

    23 октября 2014 года – по статье 20.1 КоАП РФ к штрафу в сумме 700 рублей

    (дата правонарушения, статья, нормативный акт, вид и размер наказания)

    Иные сведения, необходимые для разрешения дела (сведения о проверке по ИБД Регион):_________________________________________________

    К протоколу прилагаются: рапорт, объяснения, протокол медицинского_

    (рапорт, заявление потерпевшего и другие, прилагаемые к протоколу документы)

    Место и время рассмотрения дела об административном правонарушении:

    отдел полиции №2 УМВД России по г. Орлу по адресу г.Орел ул. Комсомольская д.31_____ мне объявлены:

    Ходатайствую о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства ______________________________________________________

    подпись лица, в отношении которого ведётся производство по делу

    Подпись лица, составившего протокол ___________________________________

    Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело ______________________

    Копию протокола получил (вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему, по их просьбе)

    Подписи: _________________________________ _________________________

    (подпись лица, в отношении которого возбуждено дело) (подпись потерпевшего)

    Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

    В тех случаях, когда протокол об административном правонарушении составляется не немедленно, а по истечении определенного периода времени, лицо, в отношении которого будет составлен данный протокол, должно быть предупреждено о месте и времени его составления. В этом случае в соответствии с пунктом 4.1. статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

    Читайте так же:  Шум относится к загрязнению окружающей среды

    По общему правилу, в соответствии с частью 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления. Однако, если протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направляется в суд, то в соответствии с частью 2 статьи 28.8 указанного Кодекса данный протокол направляется немедленно после его составления вместе с правонарушителем.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определило, что нарушение рассмотренных нами выше сроков составления протокола об административном правонарушении и сроков направления его судье, в орган, либо должностному лицу для рассмотрения, не является пресекательным. Это означает, что судья либо должностное лицо не вправе отказать в рассмотрении представленных материалов только на основании нарушения сроков составления либо направления для рассмотрения протокола об административном правонарушении. Несущественными являются также такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу. В тоже время следует помнить, что отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений, в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении, будет считаться существенным недостатком и, следовательно, составленный Вами протокол будет возвращен.

    При составлении протокола об административном правонарушении, в соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правонарушитель вправе ходатайствовать о рассмотрении материалов дела по месту жительства. Разрешая указанное ходатайство, необходимо иметь в виду, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин. Однако, если протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, планируется направить в суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в виде административного ареста, то данное ходатайство необходимо отклонить, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что такие дела должны рассматриваться судом в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

    Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

    1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 28.2 позволяет сделать ряд выводов:

    1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

    а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5, см. коммент. к ст. 28.4, 28.5);

    б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил — 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15, а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6, 29.10);

    2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2, указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

    3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

    а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

    б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

    2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

    1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях — с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2, 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

    2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

    3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2. Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

    4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

    а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

    б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

    в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

    5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2, а также ст. 28.3, 28.5, 28.8, 29.5 (см. коммент. к ним);

    6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении — допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

    Читайте так же:  Безучетное потребление электроэнергии риски

    7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

    3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4, 5 пост. N 5), что:

    а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

    б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

    в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3, а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

    г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.


    Кроме того, ВС полагает, что:

    — если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

    — обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (п. 8 Пост. N 18);

    — ч. 2 ст. 28.2 устанавливает, что в протоколе об АП указываются и иные сведения (помимо перечисленных в самой ст. 28.2 — А.Г.) необходимые для разрешения дела (п. 9 Обзора от 28.05.08).

    4. В свою очередь ВАС обратил (в п. 17 пост. N 2) разъяснил следующие особенности применения ст. 28.2:

    1) ст. 28.2 представляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении;

    2) суду необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2, направленные на защиту этих прав;

    3) нарушение указанных прав может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования органа о привлечении к административной ответственности (по ч. 2 ст. 206 АПК), или для признания незаконным и отмены оспариваемого решения (по ч. 2 ст. 211 АПК).

    5. О практике применения ст. 28.2 судами см. также п. 11 Пост. от 21.11.05.

    Приложение N 1. Инструкция по организации работы с протоколами об административных правонарушениях и исполнению постановлений о назначении административного наказания

    Инструкция
    по организации работы с протоколами об административных правонарушениях
    и исполнению постановлений о назначении административного наказания

    1. Общие положения:

    1.1. Информационный Центр ГУВД обеспечивает функционирование централизованной автоматизированной базы данных об административных правонарушениях и лицах их совершивших.

    1.2. В банк данных ИЦ ГУВД информация о лицах, совершивших административные правонарушения, передается по информационно-вычислительной сети ГУВД.

    1.3. Носителем информации для ввода информации в банк данных ИЦ ГУВД является протокол об административном правонарушении в отношении лица (физического или юридического), привлеченного к административной ответственности, либо учетная карточка формы «У» или «У-Юр» по делам об административных правонарушениях, направленным по подведомственности в суды, органы или должностным лицам, уполномоченным их рассматривать.

    Указанные документы позволяют:

    — вести персональный учет административных правонарушений и на его основе осуществлять аналитическую и справочную работу;

    — выявлять лиц, совершивших повторные, однородные правонарушения;

    — выдавать данные, характеризующие правонарушителя и правонарушение.

    1.4. Получение справочной информации из банка данных осуществляется по информационно-вычислительной сети ГУВД или письменным запросам.

    1.5. Статистическая информация по административной практике ежемесячно 5 числа направляется ИЦ ГУВД по установленным формам отчетности в УМБПСПР и ИАЗ ГУВД, которое представляет информацию в заинтересованные службы и подразделения.

    1.6. Учетные карточки форм «У» и «У-Юр» заполняются сотрудниками органов внутренних дел, правомочными составлять протоколы об административных правонарушениях согласно приказу МВД России от 02 июня 2005 г. N 444, одновременно с составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрение которого отнесено к компетенции суда, органа, не входящего в структуру ОВД, а также должностного лица, не работающего в ОВД.

    1.7. В протоколах об административном правонарушении и учетных карточках форм «У» и «У-Юр» заполняются все графы согласно формы.

    1.8. После вынесения должностным лицом ОВД постановления о назначении административного наказания, а также при получении учетных карточек форм «У» и «У-Юр», данные о правонарушителе не позднее 3-х суток ставятся на учет в ИЦ ГУВД.

    1.9. В случае освобождения лица от административной ответственности на основании статей 2.9, 24.5 Кодекса судом, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, сведения о таком лице из банка данных ИЦ ГУВД удаляются уполномоченным должностным лицом ОВД на основании процессуальных документов, предусмотренных Кодексом.

    1.10. При удалении сведений о лице, совершившем административное правонарушение, из базы данных сотрудник, осуществляющий эту операцию, вначале делает отметку в соответствующей графе экранной формы «Основание прекращения дела», после чего удаляет информацию из базы данных.

    1.11. Информация об изменении суммы наложенного взыскания либо о взыскании административного штрафа вносятся в банк данных ИЦ ГУВД после уплаты правонарушителем административного штрафа через отделения банка или иную кредитную организацию, что подтверждается копиями финансовых документов или уведомлением из федеральной службы судебных приставов, а также иным способом, установленным законодательством Российской Федерации.

    1.12. Сведения о привлечении к административной ответственности лиц, в отношении которых протоколы об административных правонарушениях были составлены сотрудниками органов внутренних дел и переданы по подведомственности в суд, орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, перепроверяются сотрудниками подразделений по исполнению административного законодательства (ИАЗ), либо сотрудниками, закрепленными за данной линией служебной деятельности, по учетным карточкам форм «У» и «У-Юр» не реже 1 раза в месяц.

    1.13. Данные о лице (физическом или юридическом), совершившем административное правонарушение, хранятся в банке данных в течение трех лет с момента постановки на учет. По истечении указанного срока, информация из банка данных ИЦ ГУВД удаляется автоматически.

    2. Порядок выдачи бланков протоколов об административных правонарушениях и учета лиц, совершивших административные правонарушения

    2.1. Бланки протоколов об административных правонарушениях являются документами строгой отчетности, в связи с чем сотрудники подразделений ИАЗ горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области либо сотрудники, закрепленные за данной линией служебной деятельности, осуществляют нумерацию и регистрацию бланков протоколов об административных правонарушениях («АП», «АП-Юр»), выдачу их под расписку службам и подразделениям горрайорганов внутренних дел, занимающимся применением административного законодательства, ведут учет и списание выданных бланков протоколов «АП» и «АП-Юр».

    Читайте так же:  Новый кодекс об административных правонарушениях

    2.2. Номера на бланки протоколов об административном правонарушении, проставляются сотрудниками подразделений ИАЗ либо сотрудниками, закрепленными за данной линией служебной деятельности, ежегодно начиная с единицы и далее. Изменение номера протокола или присвоение другого без согласования с руководством подразделения ИАЗ, недопустимо. Номер, присваиваемый протоколу, при его регистрации в журнале учета не может быть введен в базу данных ИЦ ГУВД.

    2.3. Испорченные бланки протоколов сдаются в подразделение ИАЗ, где по акту уничтожаются.

    2.4. Порядок нумерации, учета и выдачи бланков протоколов об административных правонарушениях, ввода информации о лицах, совершивших административные правонарушения, в базу данных ИЦ ГУВД в самостоятельных службах и подразделениях ГУВД устанавливаются руководителями данных служб и подразделений, с учетом требований приказов ГУВД и данной инструкции.

    2.5. Протоколы об административных правонарушениях, составленные в течение дежурных суток, накапливаются у руководителей самостоятельных служб и подразделений ГУВД-УВД-ОВД, а также в территориальных отделах (отделениях) милиции.

    2.6. Руководители самостоятельных служб и подразделений ГУВД и горрайорганов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, занимающихся применением административного законодательства, заместители начальников территориальных отделов (отделений) милиции по линии МОБ, проверяют обоснованность составления протоколов об административных правонарушениях, полноту данных о правонарушителе, наличие необходимых документов, прилагаемых к протоколам, контролируют проведение проверок по учетам ИЦ ГУВД, основания и сроки административного задержания, наличие протокола об административном задержании, обеспечивают своевременность представления дел об административных правонарушениях и задержанных лиц для рассмотрения дела по существу должностными лицами органов внутренних дел, а также доставление правонарушителей и материалов на них в суд в случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    2.7. По истечении суток протоколы об административном правонарушении, решения по которым приняты органами внутренних дел, и учетные карточки форм «У» и «У-Юр» под расписку в журнале регистрации протоколов об административном правонарушении передаются сотруднику подразделения ИАЗ, либо сотруднику, закрепленному за данной линией служебной деятельности УВД-ОВД. Остальные протоколы в течение суток направляются по подведомственности, в соответствии с требованием статьи 28.8 Кодекса.

    2.8. Сотрудники подразделений ИАЗ, либо сотрудники, закрепленные за данной линией служебной деятельности, проверяют правильность составления протокола об административном правонарушении, наличие в материалах дела необходимых документов, правильность наложенного на правонарушителя взыскания и обеспечивают ввод информации в базу данных ИЦ ГУВД по информационно-вычислительной сети.

    2.9. При выявлении нарушений административного законодательства и ведомственных нормативных актов МВД России и ГУВД руководители подразделений ИАЗ либо лица, их замещающие, информируют о данных фактах руководство горрайоргана внутренних дел и совместно с инспекторским составом подразделения принимают необходимые меры к устранению нарушений. По каждому случаю нарушения сотрудниками милиции административного законодательства и требований ведомственных нормативных актов МВД России, ГУВД, регулирующих работу ОВД в данной сфере, сотрудниками подразделений ИАЗ проводятся служебные проверки.

    2.10. Ответственность за законность и обоснованность привлечения лица (физического или юридического) к административной ответственности, соблюдение сроков, предусмотренных Кодексом, а также за полноту сведений, указанных в протоколе об административном правонарушении, помимо сотрудника, составившего протокол, лежит на его непосредственном руководителе.

    2.11. После ввода в базу данных ИЦ ГУВД информации о лицах, совершивших административные правонарушения, протоколы об административных правонарушениях, составленные сотрудниками органов внутренних дел, а также учетные карточки форм «У» и «У-Юр», хранятся в подразделениях ИАЗ УВД-ОВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в течение трех лет с момента составления, после чего уничтожаются по акту согласно приказу МВД России от 12 мая 2006 г. N 340.

    2.12. Протоколы, составленные сотрудниками медицинских вытрезвителей, хранятся в медицинских вытрезвителях и данные о правонарушителе вводятся в базу данных ИЦ ГУВД уполномоченными лицами этих подразделений. Дела об административных правонарушениях, не относящихся к компетенции ОВД, в течение суток сотрудниками медицинских вытрезвителей направляются по подведомственности, в соответствии с требованием статьи 28.8 Кодекса.

    2.13. Журналы учета производства по делам об административных правонарушениях хранятся в подразделениях делопроизводства и режима в течение 5 лет согласно приказу МВД России от 12 мая 2006 г. N 340.

    3. Исполнение постановлений о назначении административного наказания и взаимодействие со службой судебных приставов

    3.1. Сотрудники подразделений ИАЗ либо сотрудники, закрепленные за данной линией служебной деятельности, по делам об административных правонарушениях, по которым не уплачены административные штрафы, в соответствии с требованиями статьи 32.2 Кодекса, организуют работу по их принудительному взысканию.

    3.2. По истечении срока, указанного в части 5 статьи 32.2 Кодекса сотрудники подразделений ИАЗ, либо сотрудники, закрепленные за денной линией служебной деятельности, направляют копию постановления о назначении административного наказания с отметкой о вступлении его в законную силу в федеральную службу судебных приставов.

    3.3. На основании части 5 статьи 32.2 Кодекса, сотрудники подразделений ИАЗ направляют копии протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания с отметкой о вступлении его в законную силу в орган внутренних дел по месту жительства лица, не уплатившего штраф, для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса.

    3.4. Протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 Кодекса составляется участковым уполномоченным милиции территориального отдела (отделения) милиции, на территории которого проживает лицо, не уплатившее административный штраф.

    3.5. Раз в квартал сотрудники подразделения ИАЗ, либо сотрудники, закрепленные за данной линией служебной деятельности, проводят сверку материалов, переданных в федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения.

    3.6. Штраф считается взысканным после получения платежных документов, подтверждающих уплату штрафа, копии которых приобщаются к материалам дела об административном правонарушении, или делается соответствующая запись в учетных карточках форм «У» и «У-Юр».

    3.7. На основании полученных документов, подтверждающих уплату штрафа, необходимая информация вносится в информационный банк данных ИЦ ГУВД.

    >
    N 2. Протокол АП об административном правонарушении
    Содержание
    Приказ Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 14 января 2008 г. N 15 «Об.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Источники

    Испорченный протокол об административном правонарушении
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here