Источники загрязнения окружающей среды в воинской части

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Источники загрязнения окружающей среды в воинской части", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Источники загрязнения окружающей среды в воинской части

Взаимодействие военных объектов с окружающей природной средой осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, любой объект для поддержания боеспособности и боеготовности войск потребляет природные ресурсы. Во-вторых, он отрицательно воздействует на окружающую среду, загрязняя отходами и инициируя различные преднамеренные изменения. И, в-третьих, сам военный объект подвергается воздействию экологических факторов, возникающих как ответная реакция на процессы освоения и загрязнения окружающей среды.

Проблемы рационального использования природных ресурсов в местах дислокации войск связаны с большой материало- и ресурсоемкостью военных объектов, сложностью утилизации отслуживших срок службы изделий, оборудования и сооружений и недостаточными объемами использования высвобождающихся при этом вторичных ресурсов.

Для современной армии характерна быстрая сменяемость образцов вооружения и военной техники, использование материалов и технологий, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду. Возможность обеспечения Вооруженных Сил расходуемыми ресурсами (энергетическими, сырьевыми, пищевыми) и ресурсами среды (условия жизни личного состава и профессиональной деятельности военнослужащих) является одной из составных частей оборонного потенциала страны.

Кроме того, для обеспечения потребностей войск привлекаются в значительных масштабах так называемые условно возобновляемые природные ресурсы, в первую очередь земля, вода и атмосферный воздух. Для строительства высокозащищенных фортификационных сооружений (пусковых шахт, командных пунктов) и развитой сети специальной инфраструктуры (дорог, объектов энергоснабжения и управления, кабельных линий, технических позиций, жилых городков) необходимо отчуждение различных территорий, зачастую занятых до этого под лесные и сельскохозяйственные угодья. Общая площадь земель, выделенных для повседневной деятельности войск в России, составляет 0,2% от земельного фонда страны (для сравнения, в странах НАТО этот показатель колеблется в пределах 1-3%).

Россия обеспечена разведанными запасами основных видов природных ресурсов на длительную перспективу и в состоянии выделить необходимое их количество для своих Вооруженных Сил. Однако с каждым годом качество осваиваемых запасов природных ископаемых снижается и увеличиваются затраты на их добычу и переработку. Вследствие загрязнения ухудшается качество возобновляемых ресурсов среды — атмосферного воздуха, воды, почвы, растительности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Загрязнение окружающей природной среды связано с образованием отходов и выбросов в результате повседневной эксплуатации вооружения и военной техники, транспортных средств, систем жизнеобеспечения военных объектов. Источники возможного загрязнения природной среды в воинской части достаточны многочисленны. Примером таких источников являются двигатель внутреннего сгорания, сопло реактивного двигателя, дымовая труба, канализационный выход, вентиляционные дефлекторы и т.д. Соответственно при отсутствии специальных устройств источник будет считаться неорганизованным. К ним относятся стройплощадки, полигоны, железнодорожные станции, полевые трубопроводы и многие другие объекты. По режиму функционирования военного объекта источники загрязнения делятся на непрерывные или постоянно действующие (электростанции, очистные сооружения, атомные энергетические установки), периодические (транспортные средства, радиолокационные станции, артиллерийские орудия) и разовые (ракеты, фугасы), на штатные и аварийные.

На одном военном объекте могут быть десятки одиночных и групповых, точечных и площадных, стационарных и подвижных источников загрязнений. Точечным источником загрязнения является автомобиль, самолет, ракета, корабль, труба котельной, отдельный агрегат, установка и т.д. К площадным источником загрязнений относятся базы флота, стартовые площадки космодромов, аэродромы, автопарки, пункты наведения и связи с комплексом обеспечивающих их технических средств, служебные здания и сооружения, казарменные и жилые городки.

Общими и наиболее характерными для всех военных объектов источниками загрязнений являются котельные, пищеблоки, медицинские учреждения, банно-прачечные хозяйства, транспортные средства общего назначения, пункты технического обслуживания и ремонта транспортных средств и спецтехники, пункты заправки топливом транспортных средств, пункты зарядки аккумуляторов, компрессорные станции, склады ГСМ, места сбора бытового мусора. Эти источники загрязнений обычно называют бытовыми источниками. Все остальные источники загрязнений на военных объектах относят к специфическим, характерным только для военной деятельности (радиотехнические средства, системы вооружения и военной техники, боеприпасы и т.д.)

Непосредственное воздействие источника загрязнения на окружающую природную среду осуществляется путем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водные объекты и захоронения отходов в почве. Соответственно выбросами являются газообразные загрязнения и аэрозоли, сажа и пыль, образующиеся при транспортировке и хранении горючих, в результате сжигания топлива в котельных, двигателях транспортных средств и других установок, работы строительных механизмов и производств. Сбросами оказываются бытовые и промышленные сточные воды, поступающие с пунктов обслуживания военной техники и технологических объектов (например, станций нейтрализации компонентов жидких ракетных топлив, металлообрабатывающих мастерских, моек), из казарм, госпиталей, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых предприятий (прачечных, химчисток, столовых) и подсобных хозяйств, очистных сооружений. Под отходами понимают твердые загрязняющие материалы и вещества, образующиеся при эксплуатации военных объектов (например, изношенные шины и тормозные колодки, пришедшая в негодность техника и оборудование, отходы строительных материалов), в жилой зоне военных городков и на предприятиях общественного питания (пищевая упаковка, стеклобой, полимерные материалы).

Различные преднамеренные изменения в окружающей среде постоянно происходят в процессе строительства и эксплуатации военных объектов. К ним можно отнести осушение местности, вырубку лесов, строительство плотин, углубление форватеров и т.п. Экологические последствия этих изменений могут со временем выходить за допустимые пределы и наносить ущерб, превышающий первоначально получаемый экономический или другой эффект.

И наконец, природная среда, подверженная антропогенным изменениям, в свою очередь оказывает ответное воздействие на военные объекты, изменяя условия эксплуатации вооружения и военной техники, отрицательно влияя на здоровье личного состава и населения в местах дислокации воинских частей и размещения военных объектов.

Недооценка экологических факторов способна снизить эффективность боевого применения оружия на треть. И не только в авиации и на флоте, где зависимость от природных и экологических условий очевидна. Например, массы птиц, привлеченные избытком пищи на сельскохозяйственных предприятиях, в жилых городках, на свалках, существенно влияют на безопасность полетов самолетов на близлежащих аэродромах. Но и наземные войска, в том числе технически оснащенные, могут подвергаться воздействию неблагоприятных экологических факторов. К ним относятся изменение электрофизических параметров атмосферы, увеличение коррозионной активности среды и частоты образования туманов, заболочивание и засоление земель, разрушение берегов водоемов и образование оврагов, подтопление фундаментов сооружений, рост заболеваемости и многие другие. В то же время реальностью становится экологическое оружие: климатическое, сейсмическое и т.п. Возрастание мощности и точности обычных видов оружия вызывает экологические последствия от его применения даже в локальных военных конфликтах. Чрезвычайные экологические ситуации могут также возникать в результате аварий или террористических актов на объектах промышленности, транспорта и энергетики.

Читайте так же:  Обжалование постановления пристава об окончании исполнительного производства

http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka/voennaya-ekologiya/osnovnyie-problemyi-vzaimootnosheniya-voysk-s-prirodoy/?print

ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ВОЕННОМ ОБЪЕКТЕ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

Рассмотрим более подробно воздействие военных объектов на окружающую среду на примере функционирования одного из них. Наиболее типичным объектом может служить мотострелковый полк, в составе которого в той или иной мере представлены практически все рода Сухопутных войск и специальных войск.

Мотострелковый полк (мсп) в своей повседневной деятельности непрерывно оказывает воздействие на окружающую среду, причем, к сожалению, в основном негативное. Для выявления и рассмотрения данного воздействия целесообразно выделить две группы мероприятий, составляющих в совокупности содержание деятельности полка: мероприятия хозяйственно-бытовой деятельности и мероприятия боевой подготовки.

Мероприятия хозяйственно-бытовой деятельности связаны с созданием и поддержанием необходимых условий жизни и быта военнослужащих, обеспечением их всеми видами довольствия, поддержанием в исправном состоянии военно-технических средств и коммуникаций полка. Эти мероприятия включают в себя:

· оборудование и эксплуатацию казарменного, административного и жилого фондов военного городка, сооружений, систем и устройств коммунально-бытового, хозяйственного, медицинского, материально- технического и природоохранного назначения;

· обеспечение необходимых условий жизнедеятельности личного состава полка и населения военного городка;

· проведение технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники (ВВТ);

· создание и содержание объектов учебно-материальной базы.

Анализ мероприятий хозяйственно-бытовой деятельности в мсп показывает: эта деятельность в частях мотострелковых войск имеет практически то же содержание, что и в частях любых других родов войск.

Мероприятия боевой подготовки составляют основное содержание повседневной деятельности мотострелкового полка в мирное время. Боевая подготовка организуется и проводится в целях обучения военнослужащих, подразделений и частей успешному выполнению боевых задач в любой обстановке. Проведение таких мероприятий, как полевые занятия, стрельбы, вождение боевых машин, боевое слаживание подразделений, тактические учения, требует выдвижения войск на учебные центры, размещения в них и выполнения конкретных учебно-боевых задач. В ходе этих мероприятий подразделения полка оказывают вредное воздействие на окружающую среду.

Источниками вредного воздействия на окружающую среду являются вооружение, военная техника и личный состав подразделений.

Номенклатура вооружения и военной техники в мотострелковом полку достаточно разнообразна и делится на группы по различным признакам:

· по транспортной базе — на колесную технику и гусеничную технику;

· по роду оружия — на стрелковое, артиллерийское, танковое, зенитное и инженерное вооружение;

· по характеру загрязнения окружающей среды — на ВВТ генерирующую электромагнитное загрязнение (средства связи и РЛС), создающую акустическое загрязнение (танки, артиллерийские орудия, минометы и другая техника) и вызывающую химическое загрязнение (машины и приборы спецобработки, топливозаправщики и др.);

· по предназначению технических средств — на средства дымовой маскировки, средства регенерации воздуха и т. п.

Транспортная база вооружения и военной техники является основным источником загрязнения природной среды. Здесь прослеживается связь с такими формами загрязнения, как химическое загрязнение атмосферы (из-за выбросов отработавших токсичных газов), повреждение и уничтожение растительности, разрушение почвенного покрова, шумы и вибрации. Уровни загрязнения зависят от интенсивности, от пространственно-временных масштабов применения гусеничной техники (танков, БМП, самоходных орудий, зенитных установок) и колесной техники (бронетранспортеров, специальных и транспортных автомобилей). Поэтому планы боевой подготовки должны составляться с учетом обеспечения равномерной нагрузки на окружающую среду в течение учебного года. Следует учитывать также время и наличие постоянных мест размножения диких животных, птиц, для молодняка которых суммарное воздействие антропогенных факторов, обусловленное вредными выбросами, излучениями и разрушением растительного и почвенного покровов, губительно.

При проведении полевых занятий и учений имеет место значительное загрязнение растительности, почвы, водоемов нефтепродуктами и маслами при заправке, обслуживании, помывке и работе техники — в результате утечек и разлива горючего и смазочных материалов.

Крайне вредное влияние на растительный и животный мир оказывает применение огнеметно-зажигательных боеприпасов, дегазирующих, дезактивирующих веществ и растворов, других химических веществ и средств регенерации воздуха. Регенеративные патроны изолирующих противогазов взрывоопасны, пожароопасны, а их содержимое, попадая в воду или на почву, уничтожает все живое. Отработанные средства регенерации воздуха категорически запрещено выбрасывать, уничтожать методом затопления или использовать для помывки полов и обработки изделий, поскольку все эти вредные вещества в конечном счете попадают в сточные воды и загрязняют водоисточники и водоемы.

Как уже было сказано, источники и виды загрязнения для воинских частей всех видов Вооруженных Сил и родов войск при их повседневной деятельности практически идентичны. На рассматриваемом примере мотострелкового полка объекты, являющиеся источниками загрязнения, и наиболее часто встречающиеся загрязнители (загрязняющие вещества) в обобщенном виде представлены в табл. 3.1.

http://mydocx.ru/4-61525.html

ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ВОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

Источником загрязнения природной среды называется объект, выбрасывающий (сбрасывающий) загрязняющие вещества, энергетические излучения и информацию в окружающую среду.

Источниками загрязнения на военных объектах в общем случае являются:

· точка выброса загрязняющего вещества (труба, фонарь здания, вентиляционное устройство и т. п.);

· хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее вещество;

· регион, откуда поступают загрязняющие вещества.

Источниками загрязнения природной среды на военных объектах обычно выступают:

· объекты коммунально-бытового назначения;

· объекты обеспечения жизнедеятельности;

· районы и места боевой подготовки;

Читайте так же:  Рассмотрение административного дела в апелляционной инстанции

· вооружение и военная техника.

Объекты первых двух из названных типов относятся к общим для всех воинских частей источникам загрязнения. Два последующих типа объектов могут обладать значительной спецификой — в зависимости от принадлежности их к различным видам Вооруженных Сил и родам войск.

Источниками загрязнения, общими для всех воинских частей (независимо от принадлежности к определенному виду Вооруженных Сил и роду войск), могут быть названы:

· казарменный и жилой фонд;

· котельные, пищеблоки, медпункты, банно-прачечное хозяйство;

· системы канализации, очистные сооружения;

· транспортные средства общего назначения;

· пункты технического обслуживания и ремонта транспортных средств и специальной техники;

· заправочные пункты, пункты зарядки аккумуляторов, компрессорные станции;

· склады горючего и смазочных материалов;

· места сбора бытовых отходов и мусора.

Это источники, которые действуют постоянно и не связаны с принадлежностью воинской части (военного объекта). Поэтому их можно условно именовать военно-бытовыми источниками. Они мало отличаются от аналогичных источников гражданских ведомств. Вместе с тем эти источники следует отнести к наиболее неблагоприятным — с точки зрения частоты нарушений ими природоохранного законодательства.

Причина такого явления кроется в низкой экологической культуре обслуживающего персонала и всех военнослужащих, проявляющейся в отсутствии должного внимания руководящего звена к созданию и поддержанию в исправном состоянии природоохранных и природозащитных сооружений на войсковых объектах — с одной стороны, и в нарушениях природоохранных требований подчиненным составом в быту, при эксплуатации и обслуживании техники, на полевых занятиях и учениях — с другой.

Следует отметить, что нарушения требований экологического законодательства могут быть устранены в значительной степени мерами воспитательно-образовательного характера. Они в основном допускаются не по злому умыслу, а из-за отсутствия соответствующих знаний, навыков и привычек. Безусловно, очистка отходящих газов, сточных вод, оборотное водоснабжение и пр., требуют определенных финансовых и материальных затрат, без которых в принципе не могут быть созданы природозащитные сооружения при строительстве и модернизации военных объектов.

Гораздо сложнее будет решаться проблема со специфическими факторами воздействия (под факторами воздействия на окружающую среду здесь понимается любое абиотическое, биотическое и антропогенное воздействие, оказывающее влияние на процессы, явления или состояние этой среды), свойственным только военным объектам.

http://mydocx.ru/4-61524.html

Правовые основы обеспечения экологической безопасности вооруженных сил РФ

Экологическая безопасность Вооруженных Сил Российской Федерации – состояние защищенности окружающей среды, населения, личного состава, военных и гражданских объектов от воздействия неблагоприятных экологических факторов в районах дислокации, базирования и деятельности войск и сил флота.

При обеспечении экологической безопасности войск (сил) основными организационно — правовыми мероприятиями считаются:

а) планирование и организацию обеспечения экологической безопасности войск (сил);

б) наблюдение за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг), контроль, нормирование и паспортизацию военных объектов;

в) восстановление окружающей среды в процессе повседневной деятельности войск (сил), после проведения учений и специальных работ, аварий и катастроф;

г) обеспечение экологической безопасности вооружения, военной техники и военных объектов;

д) природоохранную деятельность, лицензирование и рациональное природопользование;

а. Планирование и организация обеспечения экологической безопасности войск (сил)

Планирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности осуществляется командирами воинских частей совместно с представителями экологических служб и оформляется в виде «Плана обеспечения экологической безопасности воинской части».

План должен включать: организационно — плановые мероприятия, экологическое воспитание и обучение военнослужащих, эксплуатационные мероприятия, нормативное обеспечение, правовые мероприятия, финансовое обеспечение экологической безопасности.

План разрабатывается во всех органах военного управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, военно — учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Экологический паспорт военного объекта — нормативно — технический документ, содержащий данные, полученные в результате экологической паспортизации, и включающий сведения по использованию воинской частью (военным объектом) природных ресурсов (первичных, вторичных и др.) и влиянию на окружающую природную среду, согласованный и утвержденный в установленном порядке.

Экологический паспорт военного объекта должен содержать обязательный для всех объектов состав общей информации, а также информацию, специфичную для данного объекта.

Экологическая паспортизация военных объектов предусматривает:

  • получение объективной информации о состоянии окружающей природной среды, негативном воздействии на нее военной деятельности, обеспечении экологической безопасности войск и местного населения в районах дислокации и боевой подготовки войск;
  • принятие решений по управлению качеством окружающей природной среды на военных объектах;
  • установление размеров платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов.

Ответственность за организацию экологической паспортизации военного объекта возлагается на командира (начальника) военного объекта.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия взимается:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Нормативы природопользования и вредного воздействия на окружающую природную среду устанавливаются конкретным предприятиям, учреждениям и организациям (природопользователям), включая воинские части, специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов или органами санитарно — эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

Проекты нормативов природопользования (экологический паспорт объекта, лимиты размещения отходов) разрабатываются:

  • воинскими частями — природопользователями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, с последующим утверждением (согласованием) разработанных проектов в этих органах;
  • сторонними организациями (в том числе другими воинскими частями), имеющими лицензию на осуществление такой деятельности, на договорной основе.

При установлении временно согласованных нормативов объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду указываются этапы и сроки достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.

Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения (как на территории воинской части, так и за ее пределами), предельные размеры выделяемой площади (объемов или массы) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей среды и условия жизни личного состава и населения в районе дислокации воинской части.

Читайте так же:  Признание недействительным ненормативного правового акта апк

В соответствии с установленными нормативами воинским частям, предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов.

Размер платы за загрязнение окружающей природной среды определяется исходя из двух видов базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Действующее природоохранительное законодательство предусматривает возможность корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий (т.е. возможность зачета затрат на выполнение конкретных природоохранных мероприятий в общих платежах природопользователя).

Корректировку размеров платежей воинских частей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации с участием территориальных специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Предложения по корректировке подготавливают воинские части на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными природоохранными органами.

б. Восстановление окружающей среды в процессе повседневной деятельности войск (сил), после проведения учений и специальных работ, аварий и катастроф.

Восстановление окружающей среды — это доведение запасов и качества природных ресурсов до уровня, предшествующего их истощению в результате хозяйственной и иной деятельности.

Основные мероприятия по восстановлению окружающей природной среды включают:

  • оценку ущерба окружающей природной среде, нанесенного в ходе деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • определение объема восстановительных работ и согласование его (в случае необходимости) со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;
  • рекультивацию земель, реабилитацию лесов, восстановление ландшафтов и составляющих их элементов.

Руководство и ответственность за выполнение работ по восстановлению окружающей природной среды возлагаются на командиров воинских частей (соединений).

в. Обеспечение экологической безопасности вооружения, военной техники и военных объектов

Экологическая безопасность вооружения, военной техники (ВВТ) и военных объектов — свойство вооружения, военной техники и военных объектов обеспечивать предотвращение (снижение) вредного воздействия вооружения, военной техники и военных объектов на окружающую природную среду и человека на всех стадиях жизненного цикла, исключая их боевое применение, при установленном состоянии организационно — технических мероприятий по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил.

Реализация требований экологической безопасности ВВТ осуществляется следующими методами:

  • выполнением комплекса организационно — технических мероприятий;
  • планированием оптимальных режимов эксплуатации ВВТ;
  • подготовкой и воспитанием личного состава и персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в области военной экологии;
  • обоснованием выбора районов расположения и эксплуатации ВВТ, организацией мониторинга в этих районах, проведением паспортизации военных объектов и сертификации ВВТ;
  • профилактикой чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий;
  • определением первоочередных экологических проблем, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, и их приоритетным разрешением;
  • своевременной утилизацией (уничтожением) устаревших и аварийных образцов ВВТ и военных объектов.

г. Природоохранная деятельность, лицензирование и рациональное природопользование в Вооруженных Силах РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Природоохранная деятельность — система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, улучшение качества окружающей природной среды.

Природоохранная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится на всех этапах боевой подготовки и повседневной деятельности войск (сил) с учетом конкретных условий дислокации (базирования) и во взаимодействии с государственными природоохранными органами.

К основным мероприятиям природоохранной деятельности относятся:

  • разработка и реализация комплекса организационно — технических мероприятий по охране окружающей среды, животного и растительного мира;
  • разработка и согласование с государственными природоохранными органами нормативов природопользования;
  • строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация природоохранных сооружений и установок на военных объектах;
  • сбор, удаление (переработка и утилизация) и уничтожение всех видов отходов военной деятельности.

Рациональное природопользование — комплексное, экономически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны и учета потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов с целью недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека.

К основным мероприятиям рационального природопользования относятся:

  • получение лицензии на комплексное природопользование;
  • выполнение требований действующего законодательства в области рационального природопользования;
  • строительство, реконструкция военных объектов с учетом разработки и внедрения ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий;
  • сбор и переработка всех видов отходов, образующихся в ходе деятельности войск (сил).

Комплексное природопользование — это такое использование природно — ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность воинской части оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую среду.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается воинским частям специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование является одним из оснований для заключения договора на комплексное природопользование между отдельной воинской частью и исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.

http://ifreestore.net/509/75/

Экологический мониторинг военных объектов

Государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды в соответствии с планом осуществления государственного экологического контроля.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды государственного контроля в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов:

  • государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
  • государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов;
  • государственный контроль за использованием и охраной земель;
  • государственный контроль за охраной окружающей природной среды и соблюдением требований экологической безопасности при производстве, использовании, хранении, захоронении радиоактивных материалов и источников ионизирующего излучения;
  • государственный контроль за охраной подземных вод.
Читайте так же:  Нужно ли оплачивать административный штраф

При проведении государственного экологического контроля на военных объектах проверяются:

http://ifreestore.net/509/67/

1.1. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части

Источником загрязнения природной среды называется объект, выбрасывающий (сбрасывающий) загрязняющие вещества, энергетические излучения и информацию в окружающую среду.

Источниками загрязнения на военных объектах в общем случае являются:

  • точка выброса загрязняющего вещества (труба, фонарь здания, вентиляционное устройство и т. п.);
  • хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее вещество;
  • регион, откуда поступают загрязняющие вещества.

Источниками загрязнения природной среды на военных объектах обычно выступают:

  • объекты коммунально-бытового назначения;
  • объекты обеспечения жизнедеятельности;
  • районы и места боевой подготовки;
  • вооружение и военная техника.

Объекты первых двух из названных типов относятся к общим для всех воинских частей источникам загрязнения. Два последующих типа объектов могут обладать значительной спецификой — в зависимости от принадлежности их к различным видам Вооруженных Сил и родам войск.

Источниками загрязнения, общими для всех воинских частей (независимо от принадлежности к определенному виду Вооруженных Сил и роду войск), могут быть названы:

  1. казарменный и жилой фонд;
  2. котельные, пищеблоки, медпункты, банно-прачечное хозяйство;
  3. системы канализации, очистные сооружения;
  4. подсобные хозяйства;
  5. транспортные средства общего назначения;
  6. пункты технического обслуживания и ремонта транспортных средств и специальной техники;
  7. заправочные пункты, пункты зарядки аккумуляторов, компрессорные станции;
  8. склады горючего и смазочных материалов;
  9. места сбора бытовых отходов и мусора.

Это источники, которые действуют постоянно и не связаны с принадлежностью воинской части (военного объекта). Поэтому их можно условно именовать военно-бытовыми источниками. Они мало отличаются от аналогичных источников гражданских ведомств. Вместе с тем эти источники следует отнести к наиболее неблагоприятным — с точки зрения частоты нарушений ими природоохранного законодательства.

Причина такого явления кроется в низкой экологической культуре обслуживающего персонала и всех военнослужащих, проявляющейся в отсутствии должного внимания руководящего звена к созданию и поддержанию в исправном состоянии природоохранных и природозащитных сооружений на войсковых объектах — с одной стороны, и в нарушениях природоохранных требований подчиненным составом в быту, при эксплуатации и обслуживании техники, на полевых занятиях и учениях — с другой.

Следует отметить, что нарушения требований экологического законодательства могут быть устранены в значительной степени мерами воспитательно-образовательного характера. Они в основном допускаются не по злому умыслу, а из-за отсутствия соответствующих знаний, навыков и привычек. Безусловно, очистка отходящих газов, сточных вод, оборотное водоснабжение и пр., требуют определенных финансовых и материальных затрат, без которых в принципе не могут быть созданы природозащитные сооружения при строительстве и модернизации военных объектов.

Гораздо сложнее будет решаться проблема со специфическими факторами воздействия (под факторами воздействия на окружающую среду здесь понимается любое абиотическое, биотическое и антропогенное воздействие, оказывающее влияние на процессы, явления или состояние этой среды), свойственным только военным объектам.

http://plankonspekt.ru/articles/istochniki-zagryazneniya-okruzhayushchey-sredy-v-voinskoy-chasti.html

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ОЧИСТКА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Главными задачами в охране окружающей среды являются предотвращение загрязнения ее вредными продуктами человеческой деятельности и очистка средообразующих природных компонентов от выбросов и сбросов, если загрязнение уже состоялось.

Приоритет безусловно должен отдаваться выполнению первой задачи: не допускать загрязнения собственной среды обитания.

К сожалению, удовлетворение материальных потребностей общества, по крайней мере в настоящее время, не может осуществляться без нанесения определенного ущерба окружающей среде. Однако этот ущерб должен быть по возможности минимальным, так как от сохранения среды обитания зависит существование человека как биологического вида. Каждый из нас должен стараться находить такие возможности удовлетворения своих потребностей, которые не причиняли бы вреда природе, а наоборот, способствовали бы поддержанию экологического равновесия, помогали бы ее устойчивому развитию.

Вооруженные Силы не могут стоять в стороне от решения столь сложной и актуальной задачи, тем более что именно они обладают колоссальным природоразрушающим потенциалом, способным уничтожить сложившиеся экосистемы Земли в случае возникновения вооруженных конфликтов.

Предотвращение (предупреждение)загрязнения окружающей среды необходимо как при аварийных ситуациях на военных объектах, так и при функционировании их в штатном режиме, когда по тем или иным причинам происходит превышение значений установленных допустимых выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов.

Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды вследствие деятельности военных объектов в значительной мере может быть осуществлено мерами как организационного, так и технического характера.

Меры организационного характера включают в себя следующие мероприятия:

· планирование мероприятий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении военной деятельности;

· планирование мероприятий по поддержанию технических средств предотвращения загрязнения в исправном состоянии;

· соблюдение режимов функционирования указанных технических средств;

· соблюдение правил работы с потенциальными загрязнителями в соответствии с действующими инструкциями;

· исключение проливов и утечек нефтепродуктов;

· сбор и утилизацию масел, кислот, щелочей и других технических жидкостей;

· сбор, сортировку и удаление производственных и бытовых отходов;

· исключение нарушений растительно-почвенного покрова и загрязнения водоисточников при передвижениях и действиях войск на местности;

· сведение к минимуму времени работы двигателей боевых, специальных и транспортных машин на холостом ходу;

· установление режимов и направлений излучения при работе радиотехнических систем, систем связи и навигации;

· прекращение работы источников электромагнитного, лазерного, радиационного излучения и исключение выбросов опасных химических веществ, превышающих установленные пределы.

К мерам технического характера относятся инженерные методы и способы очистки выбросов и сбросов работающих энергетических, производственных, коммунально-бытовых объектов и систем от вредных компонентов до поступления их в окружающую среду.

Для их очистки применяются механические, физико-химические, химические, биохимические, термические методы и различные средства.

Для очистки и обезвреживания отходящих газов используются самые различные технические устройства и установки: «сухие» и «мокрые» механические пылеулавливатели, фильтрационные установки, пылеосадительные камеры, центробежные конструкции, пенные газоочистители, пылеулавливатели ударно-смывного действия, ультразвуковые аппараты, инерционные пылеулавливатели.

Читайте так же:  Обжалование постановления ростехнадзора об административном правонарушении

В целях очистки сточных и канализационных вод применяются следующие технические устройства: водные отстойники, решеточно-процеживающие установки, песколовки, нефтеловушки, барабанно-вакуумные фильтрующие установки, центробежные конструкции, дисперсные установки, пенные сепараторы, ультрафиолетовые установки, дегазаторы удаления растворенных газов, окислительные установки.

Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по следующим направлениям:

· уничтожение, обезвреживание и утилизация твердых и жидких бытовых отходов;

· уничтожение, обезвреживание и утилизация отходов сельскохозяйственных предприятий;

Для уничтожения твердых отходов используются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механодробилки и специальные печи. Жидкие отходы, как правило, утилизируются на так называемых полях запахивания.

Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта.

Характер влияния на окружающую среду различных военных объектов, отличающихся своим предназначением, типом выполняемых задач и другими характеристиками, не одинаков.

Наиболее опасными в экологическом отношении являются потенциально опасные военные объекты.К таким объектам относятся:

· радиационно опасные — энергетические ядерные установки; склады и базы с элементами ядерного оружия; ядерные исследовательские реакторы; хранилища жидких радиоактивных отходов; хранилища твердых радиоактивных отходов; хранилища отработанного ядерного топлива; места захоронения радиоактивных отходов;

· химически опасные — хранилища и склады химических веществ, в том числе химических боеприпасов (кассет) с боевыми химическими веществами; хранилища и склады боевых химических веществ; места уничтожения и захоронения боевых химических веществ; хранилища и склады компонентов ракетного топлива;

· взрыво- и пожароопасные — базы, арсеналы, хранилища и склады различного рода боеприпасов, вооружения и военной техники; хранилища, склады и базы горючего и смазочных материалов, агрессивных жидкостей, объемов сжатого воздуха.

С функционированием именно этих объектов, с нарушениями технологических процессов и авариями на них связаны негативные воздействия на окружающую среду.

Для деятельности атомного флота, например, характерно накопление и хранение ядерного топлива и радиоактивных отходов на береговых технических базах и специальных плавсредствах. Для ядерных установок характерно то, что даже при безаварийном режиме их функционирования продукты деления (газообразные и летучие изотопы криптона, ксенона, йода) через микроскопические неплотности и дефекты трубопроводов попадают во внешнюю среду.

Испытания ядерного оружия, проводящиеся в атмосфере, космосе, под водой, приводят к глобальному радиоактивному загрязнению атмосферы и земной поверхности.

На таких объектах, как склады и базы ГСМ и других специальных жидкостей, при годовом обороте материалов и веществ, превышающем 50 тыс. тонн, соответствующая утечка составляет 5-6 процентов, то есть не менее 2,5-3,0 тыс. тонн. Это ведет в итоге к значительному загрязнению грунтов и подземных вод.

Вопрос очистки и восстановления природной средыприобретает особое значение в условиях, когда на объекте возникает аварийная ситуация, связанная с нарушением технологических процессов или выходом их из-под контроля.

В комплекс общих мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно и химически опасных военных объектах входят:

· оценка типа, характера и источника аварии;

· определение масштабов аварии и ущерба, нанесенного природной среде;

· определение комплекса мероприятий по ликвидации последствий аварии и восстановлению природной среды.

В комплекс мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно опасных военных объектах непосредственно входят также локализация источника аварии и обработка загрязненной территории.

Локализация источника аварии предполагает прекращение функционирования объекта и исключение дальнейшего выброса в природную среду радиоактивных веществ.

Для обработки загрязненных территорий используются следующие способы:

· обработка пылеподавляющими композициями;

· экранирование слоями чистого материала;

В качестве пылеподавляющих композиций используют битумные эмульсии, поливиниловый спирт, некоторые отходы промышленного производства и другие специальные химические соединения.

Химико-биологическое задержание включает в себя в основном рекультивацию земель с использованием таких рецептур, как: минеральные удобрения, смеси многолетних злаковых трав, латекс, торфяная крошка.

Большое значение при рекультивации земель придается обработке грунтов методами вспашки, рыхления, фрезерования, дискования.

Для экранирования загрязненной территории используют строительные и другие листовые материалы, грунт, глину, песок, щебень.

Обволакивание загрязнениых территорий предполагает устройство рвов, барьеров (земляных, бетонных) или замораживание грунта.

Кроме того, в целях ликвидации последствий аварий производят дезактивацию загрязненных участков, обмыв водной струей, снос загрязненного грунта, зданий, построек и вывоз их с объекта.

Практически такие же меры, методы и способы применяют при аварийных утечках ГСМ и агрессивных жидкостей. В то же время здесь имеются и некоторые особенности, которые связаны главным образом с загрязнением больших акваторий.

Основными методами восстановления акваторий являются:

· устройство плавучих боновых заграждений (пленочного или панельного типа);

· сжигание нефтепродуктов на воде;

· использование абсорбирующего (впитывающего) материала (сена, соломы, древесных опилок и др.);

· сбор нефтепродуктов с воды с помощью эжекторов, мотопомп и т. п.

Локализация проливов и утечек нефтепродуктов на почве осуществляется путем снижения степени испарения нефтепродукта, снижения уровня проникновения его в грунт и ограничения места разлива насыпями и рвами.

Для снижения испарения нефтепродукта используют пенообразователи, пенозатвердители, а для снижения проникновения в грунт — структурообразователи, полимерные пленки или применяют метод замораживания грунта.

Сбор основной массы нефтепродукта с поверхности почвы может проводиться с использованием различных поглощающих материалов — опилок, торфа, керамзита и др. (так, например, 1 кг опилок поглощает более 2, а 1 кг торфа — около 1,2 кг нефти).

В целях очистки грунта, загрязненного нефтепродуктами, применяются следующие методы:

· удаление загрязненного грунта и захоронение нефтесодержащих шламов;

· удаление основной массы загрязнителя с помощью насосных установок и вакуумных фильтров;

· продувка почвы воздухом;

· термическое воздействие на загрязненный грунт.

Возможно также использование химических методов, позволяющих превращать токсичные вещества в нетоксичные соединения.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mydocx.ru/4-61527.html

Источники загрязнения окружающей среды в воинской части
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here