Изъятие предмета совершения административного правонарушения

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Изъятие предмета совершения административного правонарушения", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 32.4. Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения

1. Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о конфискации оружия и боевых припасов — территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.

1.1. Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.10 или главой 16 настоящего Кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Реализация конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 настоящего Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Если указанные орудия или предметы были изъяты в соответствии со статьей 27.10 настоящего Кодекса или арестованы в соответствии со статьей 27.14 настоящего Кодекса, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.

3.1. Если оружие или боевые припасы были изъяты в соответствии со статьей 27.10 настоящего Кодекса или арестованы в соответствии со статьей 27.14 настоящего Кодекса, то их передача в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, производится по поручению судьи органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.

4. Конфискованные товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Конфискованное игровое оборудование, которое использовалось при незаконных организации или проведении азартных игр, а также орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 настоящего Кодекса, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 32.4 КоАП РФ

1. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаемое только судьей, заключается в том, что они в принудительном порядке изымаются и в последующем реализуются с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию.

Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения, также назначаемая только судьей, заключается в том, что осуществляется безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.

В качестве мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусмотрено изъятие вещей, а также арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.

Изъятие указанных вещей осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, а арест товаров, транспортных средств и иных вещей — должностными лицами, уполномоченными производить административное задержание, и должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

По общему правилу постановление о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем.

2. Если вещи, подлежащие возмездному изъятию или конфискации, были изъяты или на них был наложен арест уполномоченными должностными лицами, то судебные приставы-исполнители обязаны осуществить прием соответствующих вещей по акту. В противном случае все действия по осуществлению исполнительного производства возлагаются на судебных приставов-исполнителей.

Деятельность судебных приставов-исполнителей по возмездному изъятию и конфискации соответствующего имущества регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 30 данного Федерального закона в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, причем он не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении данного производства.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ арест на имущество должника включает запрет распоряжаться им, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или его изъятие. Виды, объемы и сроки ограничения права пользования имуществом в каждом конкретном случае определяются судебным приставом-исполнителем.

Согласно ст. 84 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ изъятие арестованного имущества с передачей его для дальнейшей реализации производится в порядке, установленном в ст. 80. При этом имущество, подверженное быстрой порче, может быть изъято и передано для реализации по истечении срока, установленного для добровольного исполнения должником соответствующих требований.

3. Оценка и хранение имущества должника осуществляются в соответствии со ст. ст. 85 и 86 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

КоАП РФ предусмотрено, что изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом МВД России.

Постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов исполняется органами внутренних дел, которые руководствуются ведомственными нормативными правовыми актами. Изъятые оружие и патроны осматриваются технической комиссией, которая принимает решение об их дальнейшем использовании. Непригодные к использованию оружие и патроны уничтожаются в установленном порядке. Годное для использования вооружение передается в зависимости от назначения в торгующие организации либо на военные склады (базы) Минобороны России. Оружие, представляющее историческую или техническую ценность, направляется в соответствующие учреждения и организации. Кроме того, оружие и патроны к нему могут быть переданы в экспертно-криминалистические подразделения для создания, пополнения и замены справочных коллекций, а также в министерства и управления внутренних дел субъектов РФ для экспонирования в музеях.

Читайте так же:  Выдача протокола об административном правонарушении

Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей осуществляется (за исключением имущества, изъятого по закону из оборота) путем продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

Эта деятельность регламентирована Постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства».

Реализация возмездно изъятого или конфискованного огнестрельного оружия и боевых припасов осуществляется органами внутренних дел, которые руководствуются ведомственными нормативными правовыми актами. Должностные лица органов внутренних дел направляют охотничье нарезное и гладкоствольное оружие, а также патроны к нему в специализированные организации.

Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения нарушения авторских и смежных прав подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских и смежных прав по его просьбе. Если в соответствии со ст. ст. 27.10 и 27.14 КоАП РФ указанные орудия или предметы были изъяты или арестованы, то их уничтожение или передача производятся судьей, либо по его поручению тем органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.

Следует иметь в виду, что встречаются и другие случаи, когда конфискованные вещи уничтожаются, а при наличии возможности перерабатываются. Это касается, например, конфискованных продовольственных товаров, которые непригодны для употребления.

В отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции соответствующая деятельность регламентирована Положением о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.05.2013 N 430.

Во исполнение ст. 54 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 N 367 утверждены Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.

4. Необходимо обратить внимание на то, что за нарушение законодательства об исполнительном производстве установлена административная ответственность.

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 3.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться только КоАП РФ и применяется в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

2. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения, легальное определение которой содержится в ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ, является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей, т.е. находящихся в свободном обращении.

3. Поскольку в комментируемой статье не оговорено иное, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в равной степени применяется в отношении как физических, так и юридических лиц.

4. Часть 2 ст. 3.7 КоАП РФ содержит ограничения применения данного вида административного наказания как по кругу лиц, так и по перечню орудий совершения административного правонарушения. Суть этих ограничений состоит в том, что конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

5. Положения ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ подчеркивают, что применение конфискации орудия или предмета совершения административного правонарушения имеет место лишь в случаях законного владения ими лица. И конфискацией не является изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

— подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

— изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

6. По общему правилу, установленному ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется. Исключение из этого правила составляют случаи совершения лицом административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных гл. 16 КоАП РФ.

7. Данный вид административного наказания применяется исключительно судьей.

Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (действующая редакция)

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Читайте так же:  Приставы не возбудили исполнительное производство жалоба

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к Ст. 3.7 КоАП РФ

1. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация предмета представляет собой административное наказание, ограничивающее имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником принудительно изымаемой вещи. Применение обоих наказаний влечет за собой прекращение права собственности на отчуждаемый имущественный объект.

Назначение данного административного наказания является прерогативой судьи.

Конфискацию как административное наказание следует отличать от изъятия вещей и документов, которое является мерой административного пресечения.

Согласно нормам комментируемого Кодекса конфискации подлежат только имущественные объекты, установленные санкцией данной правовой нормы КоАП РФ, причем отдельные объекты имущества, в частности деньги и ценные бумаги, не могут рассматриваться в качестве орудия совершения административного проступка и поэтому не подлежат конфискации. Конфискация в соответствии с комментируемой статьей может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).

2. Согласно КоАП конфискация может быть осуществлена в отношении движимого имущества, а также применительно к недвижимым имущественным объектам — в этом отличие конфискации от возмездного изъятия. Конфискация морского или воздушного судна (в тех случаях, когда оно подлежит государственной регистрации), применяемая в соответствии с комментируемым Кодексом за совершение административных правонарушений на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ, представляет собой разновидность конфискации недвижимого имущества.

Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному изъятию, понимаются объекты гражданских прав, — движимые и недвижимые вещи. Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника; то есть вещь, подлежащая конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований.

3. Реализация орудия совершения или предметов административного правонарушения, конфискованных по постановлениям, вынесенным судьями по делам об административных правонарушениях, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства».

Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями и уполномоченными на то лицами органов внутренних дел в соответствии со ст. 32.4 Кодекса. Конфискованное гражданское оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат на основании Федерального закона «Об оружии» реализации в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 3 ст. 32.4 Кодекса конфискованные экземпляры произведения и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведения или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства.

4. Часть 2 комментируемой статьи определяет некоторые категории лиц, к которым не применяется конфискация за совершение административного правонарушения. Так, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования.

5. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Также не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном ведении лица.

Под предметом, изъятым из оборота, подразумевается имущество, нахождение которого в обороте не допускается согласно ч. 1 п. 2 ст. 129 ГК. Виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе. Конфискация ограниченно оборотоспособных вещей предусмотрена ст. ст. 8.34, 8.35, 14.16 — 14.18 комментируемого Кодекса.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Анализ правил ч. 1 ст. 3.7 показывает, что:

1) они посвящены такому виду административного правонарушения, как конфискация :

а) орудий совершения административного правонарушения (так, в соответствии со ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» допускается конфискация не только контрафактных произведений и фонограмм, но и материалов, оборудования, используемых для их воспроизведения, см. коммент. к ней);

б) предметов административного правонарушения (например, в соответствии со ст. 14.2 незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, влечет, в частности, и конфискацию предметов административного правонарушения, см. коммент. к ней);

2) конфискация представляет собой:

а) принудительное и безвозмездное изъятие этих объектов у лица, совершившего административное правонарушение;

б) обращение этих объектов либо в федеральную собственность, либо в собственность субъектов Российской Федерации, если они (объекты) не изъяты из оборота (см. коммент. к ст. 14.2). При пересмотре вступивших в законную силу судебных актов и рассмотрении дел об административных правонарушениях совершенных в 2002-2010 г. необходимо руководствоваться:

— постановлением Правительства РФ от 23.04.99 N 459 «О реализации конфискованного и арестованного имущества» (п. 10);

— постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»;

— постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 980 «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества»;

— приказом Минюста России от 24.08.99 N 248 «Об утверждении порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества»;

Читайте так же:  Привлечение алиментщика к административной ответственности

— постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 N 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче»;

3) в отличие от ст. 29 КоАП РСФСР в комментируемой статье четко предусмотрено, что конфискация орудия совершения и предмета административного правонарушения может быть назначена только судьей . Тем самым законодатель учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную им в Постановлении от 11.03.98 N 8-П по делу о конституционности ст. 266 Таможенного кодекса, ч. 2 ст. 85 и ст. 222 КоАП РСФСР в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова и состоящую в том, что конфискация имущества возможна только на основании судебного решения, а не во внесудебном порядке.

2. Специфика правил ч. 2 ст. 3.7 состоит в том, что:

1) они применяются в случаях, когда административное правонарушение было совершено лицом, для которого охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (см. об этом коммент. к ст. 3.6);

2) они распространяются на случаи конфискации не любых орудий и предметов административного правонарушения, а только оружия, иных объектов, прямо указанных в ч. 2 ст. 3.7. Остальное имущество упомянутых выше лиц (если оно было использовано при совершении административного правонарушения) может быть конфисковано в общеустановленном порядке;

Видео (кликните для воспроизведения).

3) безусловно, могут быть конфискованы и оружие, боеприпасы, иные орудия охоты и рыболовства, если они относятся к числу недозволенных .

3. Особенности правил ч. 3 ст. 3.7 состоят в том, что они не относят к конфискации (упомянутой в ч. 1 ст. 3.7) изъятие орудия (предмета) из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение (например, мелкое хищение). В этих случаях данные объекты подлежат:

1) возврату законному владельцу в соответствии с нормами федерального закона;

2) обращению в собственность государства или уничтожению в установленном порядке, если они изъяты из оборота (например, сильнодействующие яды, взрывчатые вещества) либо находятся в противоправном владении лица по иным основаниям.

4. Конфискации как одному из видов административного наказания присущи следующие особенности:

1) она может назначаться как в качестве основного , так и в качестве дополнительного наказания (см. коммент. к ч. 2 ст. 3.3);

2) она назначается только судьей;

3) она представляет собой безвозмездное изъятие (чем отличается от возмездного изъятия этих объектов, см. коммент. к ст. 3.6).

5. Конфискацию, упомянутую в ст. 3.7, нужно отличать от конфискации:

1) установленной в ст. 243 ГК, которая предусматривает, что в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке . Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (выделено мной — А.Г.);

2) в свое время предусмотренной в ст. 52 УК, (она была отменена с 11.12.03) устанавливавшей, что «конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного . Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации» (выделено мной — А.Г.). И хотя в настоящее время в УК не предусмотрена такая мера наказания как конфискация имущества (за исключением случаев, указанных в ст. 104.1-104.3 УК), все же необходимо учитывать отличия между уголовной конфискацией (т.к. ее вновь предполагают ввести в УК) и конфискацией за совершение административного правонарушения

Отличия эти можно показать в таблице.

Конфискация, ранее предусмотренная в ст. 52 УК

Конфискация, предусмотренная в ст. 3.7 КоАП

1. Это один из видов уголовного наказания и подчиняется общим правилам назначения такого наказания.

1. Это один из видов административного наказания и подчиняется общим правилам назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1).

2. Влечет судимость лица.

2. Не влечет судимости.

3. Применялась только к физическим лицам.

3. Может быть назначена и в отношении юридического лица.

4. Могло быть конфисковано любое имущество, за исключением имущества, указанного в Приложении N 1 к УИК «Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда».

4. Может быть конфисковано лишь имущество, которое является орудием совершения либо предметом административного правонарушения, но не иное имущество правонарушителя.

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.7 КоАП РФ

См. Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 19 сентября 2018 г.

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 314-ФЗ статья 3.7 настоящего Кодекса дополнена частью 4

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды химическими производствами

Статья 3.6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Статья 3.6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Применяя правила ч. 1 ст. 3.6, нужно иметь в виду, что:

1) они посвящены такому виду административного наказания, как возмездное изъятие:

а) орудия совершения административного правонарушения (например, сетей для лова рыбы, гладкоствольного охотничьего ружья). Иначе говоря, речь идет о тех вещах, которые используются лицом при совершении конкретного административного правонарушения и без которых последнее было бы невозможным или было бы сильно затруднено (например, при незаконной ловле рыбы трудно иметь более или менее значительный улов без использования для этого специальных сетей, приспособлений);

б) предмета административного правонарушения. Речь идет об имуществе, которое оказалось у лица в результате совершенного правонарушения;

2) содержание данного вида административного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии упомянутых выше объектов у их бывшего собственника. В практике возникает вопрос: если лицо неправомерно завладело предметом административного правонарушения, то можно ли говорить о возмездном изъятии? Нет, нельзя: очевидно, законодатель имел в виду только собственников орудий и предметов, указанных в комментируемой статье. В любом случае редакцию ст. 3.6 лучше уточнить;

б) последующей (т.е. уже после изъятия орудия или предмета) реализации этого предмета. Реализация может проводиться и через специализированные агентства (например, комиссионные магазины), и посредством публичных торгов, и т.п. (см. также коммент. к ст. 3.7);

в) передаче лицу (у которого было изъято орудие или предмет административного правонарушения) выручки от реализации орудия или предмета, уменьшенной на сумму понесенных расходов;

3) в правилах ч. 1 ст. 3.6 имеется важная новелла: установлено, что возмездное изъятие назначается исключительно судьей. Это в полной мере соответствует ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

2. Специфика правил ч. 2 ст. 3.6 состоит в том, что они:

1) касаются охотничьего оружия (например, гладкоствольное ружье), боеприпасов к нему, любых других дозволенных орудий для охоты и рыболовства;

2) относятся к случаям, когда административное правонарушение совершило лицо, для которого охота и рыболовство являются основным источником средств к существованию. В практике возникает вопрос: относятся ли к таким лицам юридические лица? Грамматический анализ ч. 2 ст. 3.6 показывает, что в ней речь идет о физическом лице: законодатель не употребляет в отношении юридических лиц такого понятия, как «источник средств к существованию»;

3) запрещают применение возмездного изъятия только в отношении тех физических лиц, для которых охота и рыболовство были не только основным, но и законным источником средств к существованию.

Нормы ст. 3.6 применяются с учетом общих правил назначения административного наказания (ст. 4.1) и обстоятельств, указанных в ст. 4.2, 4.3 (см. коммент. к ним).

Изъятие предмета совершения административного правонарушения

Что такое конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения?

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

При этом согласно ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.

Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

– подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

– изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В соответствии со ст. 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных Главой 16 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо.

Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом. Например, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусматривает, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они производятся без лицензии маркировки, а также с нарушением других условий данного Закона.

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

СТ 3.7 КоАП РФ

Читайте так же:  Истечение срока давности уголовного преступления

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 3.7 КоАП РФ

1. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

2. Конфискация предмета, так же как и его возмездное изъятие, представляет собой разновидность административных наказаний, ограничивающих имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником принудительно изымаемой вещи. Применение обоих наказаний влечет за собой прекращение права собственности на отчуждаемый имущественный объект.

3. Согласно данной статье КоАП правовой режим административной конфискации в случае совершения административных правонарушений не применяется: назначение данного административного наказания является прерогативой судьи (см. п. 4 комментария к данной статье КоАП).

Конфискованная вещь принудительно-безвозмездно обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации, ее принудительное обращение в муниципальную (негосударственную) собственность будет противоречить ч. 1 комментируемой статьи.

Конфискацию как административное наказание следует отличать от изъятия вещей и документов, представляющего собой меру административного пресечения. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова» изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами административной юрисдикции, их должностными лицами, хотя и ограничивает правомочие собственника, но не порождает перехода права собственности к государству, поэтому изъятие (арест) производится без судебного решения, что не препятствует его обжалованию в суд. Только с вынесением судебного решения конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.

4. Конфискация как санкция за совершенное правонарушение предусмотрена не только КоАП; согласно ст. 243 ГК допускается две формы конфискации: по решению суда и в административном порядке — по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц. Конфискация в качестве меры ответственности, предусмотренной ГК, может быть применена в отношении как движимого имущества, так и недвижимых объектов.

Правовой режим конфискации в качестве публично-правовой санкции существенно отличается от истолкования конфискации в КоАП: в данном случае конфискации подлежат только имущественные объекты, установленные санкцией данной правовой нормы КоАП, причем отдельные объекты имущества, в частности деньги и ценные бумаги, не могут рассматриваться в качестве орудия совершения административного проступка и поэтому не подлежат конфискации. Конфискация в соответствии с комментируемой статьей может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).

5. Согласно КоАП конфискация может быть осуществлена в отношении движимого имущества, а также применительно к недвижимым имущественным объектам — в этом отличие конфискации от возмездного изъятия (ср. п. 2 комментария к ст. 3.6). Конфискация морского или воздушного судна (в тех случаях, когда оно подлежит государственной регистрации), применяемая в соответствии с КоАП за совершение административных правонарушений на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ, представляет собой разновидность конфискации недвижимого имущества (см. ст. 8.17, а применительно к воздушному судну — также ст. 8.20 КоАП). При корреляции понятий «воздушное судно» и «летательный аппарат» (КоАП) следует иметь в виду, что по смыслу ст. 32 Воздушного кодекса РФ данные понятия отождествляются.

6. Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному изъятию, понимаются объекты гражданских прав — движимые и недвижимые вещи (см. п. 5 комментария к данной статье). Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и (или) распоряжения данной вещью; в любом случае вещь, подлежащая конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у него на незаконных основаниях, не является конфискацией; в отличие от данного административного наказания, при применении возмездного изъятия предмет, подлежащий принудительному изъятию, по смыслу ст. 3.6 КоАП может находиться у нарушителя на незаконных основаниях.

7. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи под предметом, изъятым из оборота, подразумевается имущество, нахождение которого в обороте не допускается согласно ч. 1 п. 2 ст. 129 ГК. Виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе.

Согласно ст. 1205 Устава уголовного судопроизводства товары и другие предметы, признанные судом подлежащими конфискации, а равно удержанные для пополнения штрафов, продавались казенным управлениям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уголовные наказания по российскому имперскому праву подразделялись на: наказания в виде смертной казни; наказания, бессрочно ограничивающие свободу (каторжные работы первой степени); наказания, ограничивающие свободу на срок, определенный судебным решением в пределах минимального и максимального сроков указанных ограничений, установленных Уложением о наказаниях уголовных и исправительных (каторжные работы второй — седьмой степеней). Наказание в виде денежного взыскания являлось единственным основным исправительным наказанием, предусмотренным названным Уложением.

Источники

Изъятие предмета совершения административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here