Какие административные дела рассматривают судьи

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Какие административные дела рассматривают судьи", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Какие дела рассматривает мировой суд

Судебные инстанции общей юрисдикции имеют свою отдельную классификацию. Так, низовое звено в ней занимают районные мировые суды. Необходимо разобраться в специфике работы данного учреждения, чтобы понять, в каких случаях необходимо предоставлять исковое заявление именно сюда.

Что это такое?

Под понятием «мировой суд» понимают судебное учреждение, которое относится к юрисдикции общего характера Российской Федерации. Оно входит в единый реестр судов общей юрисдикции, занимая в нем первую ступень.

Образование подобных учреждений берет свое начало со времен реформ либеральной направленности, а именно судовых, внедряемых императором Александром II в 1864 году. Упраздненные в Советском Союзе, они были возрождены в современной России.

Мировой суд как одна из передовых инстанций

Список полномочий, порядок осуществления правовой деятельности, а также порядок назначения на должность мирового судьи регламентирует Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который послужил основанием для Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Всеобщий статус мировых судей, а также основные пункты, касающиеся назначения на пост мирового судьи, регламентирует Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Правосудие вершится именем закона Российской Федерации, получая финансирование из федеральных бюджетов при содействии Судебного департамента при Верховном Суде, а также его отделами на местах на территории субъектов Российской Федерации. Другие мероприятия, касающиеся организационного обеспечения, проводят специальные уполномоченные органы соответствующих субъектов.

Мировой суд района Хамовники города Москвы

Что рассматривает мировой суд

Какие дела рассматривает мировой суд? К специфике судопроизводства мировых судов относится следующее:

  • дела, относящиеся к обвинениям частной категории;
  • уголовные производства, связанные с преступлениями низкой степени тяжести, которые относятся к делам публичных или частных обвинений, наказание за которые не более трех лет лишения свободы (согласно части 1 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса)

Что касается ведения судебного разбирательства, оно не особо отличается от того, как это происходит в судах общей инстанции. Особенности касаются лишь частных обвинений.

Дела о проступках частного характера возбуждаются после предоставления искового заявления потерпевшим или лицом, представляющим его интересы. Задача мирового судьи заключается в проверке указания истцом на действие, которое может расцениваться как преступление, отсутствия обстоятельств, которые вынудили бы отказать в удовлетворении иска с дальнейшим разбирательством.

Важно! В случае нахождения истца в беспомощном состоянии или по каким-то иным причинам, не позволяющим ему обратиться с иском лично, уголовное дело может быть возбуждено следователем или дознавателем (только после согласия прокурора), которое затем может быть направлено с целью дополнительного расследования.

После того, как исковое заявление было принято, истец называется частным обвинителем, а ответчик — обвиняемым. Частному обвинителю разъясняется свод прав, предусмотренный статьями 42 и 43 Уголовно-процессуального кодекса.

К полномочиям мирового судьи согласно делу обвинения частного порядка вплоть до того, как судебное разбирательство будет начато, исходя из содержания статьи 319 УПК РФ, относится следующее:

  • рассмотрение иска;
  • подача предложения касательно исправления заявления в соответствии со статьей 318 частями 3 и 5;
  • помощь обвинителю и обвиняемому в сборе необходимой доказательной базы согласно их ходатайствам;
  • вызов обвиняемого и уведомление последнего о начале судебного разбирательства, предоставление ознакомления с материалами дела, выяснение, каких лиц необходимо вызвать в качестве свидетелей;
  • при условии, что обвинитель не указал лицо обвиняемого, передача иска главе следственного органа или руководителю отдела дознания с целью возбуждения головного дела с его дальнейшем расследованием.

Важно! В компетенцию мирового судьи входит уведомление о наличии примирительного права, а также возможность постановления о закрытии дела при условии примирения.

Можно ли вынести определение без ответчика?

Приказ может выноситься судьей мирового суда без необходимости проведения судебного разбирательства, а также уведомления истца и ответчика. При этом копия вручается ответчику после вынесения решения. В случае несогласия с приказом, ответчик может подать возражение касательно приведения в действие.

Отмена заочного решения

Провести данную процедуру можно двумя способами:

  • Подача соответствующего заявления в суд, который принял решение заочно. Его необходимо предоставить в течение семи дней спустя предоставления копии ответчику.
  • Обжалование решения путем подачи апелляции на протяжении одного месяца после окончания срока предоставления заявления-отмены заочного приговора. Это значит, что предел срока в один месяц берет начало семь дней спустя вручения копии решения заочного образца ответчику.

Обратите внимание!Помимо заявления подается такое число его копий, которое равно количеству лиц, принимающих участие в разбирательстве. Согласно статье 238 часть 3 Гражданско-процессуального Кодекса, за подачу заявления подобного образца не может взиматься государственная пошлина.

Заявление должно быть рассмотрено в течение судебного заседания на протяжении десяти дней спустя предоставления его в судебное учреждение – это описано в статье 240 Гражданско-процессуального кодекса. В случае отсутствия явки участников дела, которые были уведомлены о дате и времени проведения данного заседания, оно может состояться без них.

После данного разбирательства судьей может быть вынесен один из следующих приговоров:

  • отказ в удовлетворении;
  • отмена заочного решения с последующим продолжением судебного разбирательства в таком же или другом судейском составе.

Чем занимаются мировые судьи

Мировые судьи призваны решать множество задач

Что рассматривает мировой суд, а точнее какие дела рассматривают мировые судьи?

Уголовные дела

Мировой суд занимается уголовными делами, наказание за которые не может превышать три года лишения свободы. Исключения составляют уголовные дела, которые относятся к данному аспекту, но на основании вероятной сложности составов преступлений, которые законодательно относятся к юрисдикции судов высшего разряда.

Гражданские дела

К делам данного характера, что рассматривает мировой суд, относятся следующие:

  • Прошения выдачи судебного приказа.
  • Расторжения брака при условии отсутствия спора касательно детей.
  • Разделение между разводящимися супругами совместного имущества, если его общая стоимость не превышает пятьдесят тысяч рублей.
  • Другие дела, которые могут возникнуть на основе отношений семейно-правового характера. В качестве исключений выступают вопросы установления отцовства, усыновления или удочерения ребенка, лишения родительских прав.
  • Споры имущественного характера. Исключение — вопросы, касающиеся наследства, дела по вопросам создания и использования интеллектуальной собственности при цене иска — не более пятидесяти тысяч рублей.
Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении нарушение тишины

Административные дела

Особенность нарушений административного порядка, которые может рассмотреть мировой судья, заключается в направленности относительно государства или общественного порядка или же когда одна из сторон представлена муниципальным органом. Примером могут быть дела, связанные с хулиганством, нахождением в общественных местах в нетрезвом состоянии, хищение в мелких размерах и т. д.

Органы внутренних дел

Полиция и ГИБДД рассматривают дела, связанные в основном с физическими лицами. Им предоставлено право привлекать за административные нарушения в следующих областях:

  • изготовление, реализация, покупка, хранение и ношение оружия;
  • приобретение и хранение наркотиков в небольших количествах;
  • безопасность движения всех видов транспорта;
  • операции с валютой;
  • торговля запрещенными товарами;
  • ПДД и регистрации транспортных средств и т.д.

Органы правосудия, которые уполномочены рассматривать трудовые вопросы

Множество спорных вопросов направляется в органы правосудия и большая часть обращений связана с разбирательствами по вопросам трудовой деятельности. Конфликты между работником и начальством могут вспыхнуть на любой почве, но чаще всего это касается невыплаты зарплаты, перевода на иное рабочее место, незаконный отказ в приеме на работу и т. д. Данные вопросы рассматривают также суды общей юрисдикции и обращаться с иском можно в течение трехмесячного периода с того момента, когда произошел факт нарушения прав работника. Об этом указывается в статье 392 ТК РФ.

Период рассмотрения проблем такого характера составляет около двух месяцев, иногда и раньше, но в таком случае все зависит от категории вопроса и выдвигаемых требований. Но, ситуации бывают разные и по каким-либо причинам служитель закона может продлить разбирательства по определенному делу, но не больше, чем на месяц.

Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях

Судьями в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Статьи 22.1 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Судьи») устанавливают, что дела об административных правонарушениях рассматриваются судьей, включая судей военных судов, арбитражных судов, только единолично.

Наряду с судьями рассмотрение дел об административных правонарушениях могут осуществлять уполномоченные на это органы (например, органы внутренних дел) и должностные лица. Однако судьи наделены наиболее широкими полномочиями, связанными с применением мер административного наказания за административные правонарушения по сравнению с другими органами и должностными лицами.

Роль судьи как субъекта административной юрисдикции заключается в том, что только он может рассматривать значительный перечень дел об административных правонарушениях, так как они в силу своей сложности и высокого уровня общественной опасности отнесены только к подведомственности лица, наделенного особой, судебной властью.

Перечень дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых является прерогативой судьи, приведен в ч. 1 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К такого рода делам Кодекс относит, например, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8); создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей (ст. 6.19); незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1); воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (ст. 17.2.1); невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7); разглашение сведений о мерах безопасности (ст. 17.13); нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1); нарушение правового режима контртеррористической операции (ст. 20.27); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29).

Ряд дел об административных правонарушениях отнесен к подсудности судьи с учетом санкций статей, предусматривающих возможность применения к правонарушителю таких наказаний, которые может назначать только судья. К числу таких наказаний относятся:

  • дисквалификация;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административное приостановление деятельности;
  • административный арест;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В Кодексе об административных правонарушениях содержится, например, такая норма:

«. дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов» (абзац второй ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации).

Так, из состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»), к ведению судьи Кодекс относит деяние, предусмотренное ее частью второй — «Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение». Это связано с тем, что данное нарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ). Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению принимает решение о его передаче мировому судье. Судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье и в случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судьи гарнизонных военных судов рассматривают дела обо всех правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если они совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы (абз. I ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке разъяснения данного положения говорится: «Учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу» (абзац второй п. «в»).

Читайте так же:  Образцы заявлений о применении срока давности

По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (п. «г» постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5).

Судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце третьем ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию (п. «д» постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5).

Абзац 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП . Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24, ч. 2 и 3 ст. 9.4, ст. 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10-14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ст. 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, ч. 2 ст. 14.38, ст. 14.50, 14.43-14.49, ч. 1 ст. 15.10, ч. 2 и 2.1 ст. 17.14, ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Дела, указанные в абзаце третьем ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абзаце третьем ч. 3 ст. 23.1 Кодекса, утратил статус индивидуального предпринимателя.

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

Ст. 22.1 КоАП определяет перечень органов и лиц, которые уполномочены выносить решения по административным делам. Кроме судебной системы Кодекс закрепляет это право за несколькими десятками органов власти. В основном это ведомства, задачей которых является контроль и надзор за исполнением законов. При этом в ряде случаев право на рассмотрение дел об административных правонарушениях находится в компетенции непосредственно руководителей государственных органов или их заместителей. Рядовому гражданину не просто разобраться, какие органы занимаются конкретным административным делом, для этого необходимо знать, какие правонарушения им подведомственны.

Административные комиссии

Эти органы создают местные власти для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта РФ. Некоторые регионы образуют специализированные административные комиссии, например, в сфере учета и использования жилого фонда или по контролю за землепользованием и застройкой населенных пунктов. В большинстве субъектов приняты нормативные акты об административных комиссиях либо их деятельность регулируется законом об административных правонарушениях.

Таким образом, дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП вправе рассматривать различные органы, как постоянно действующие, так и специально созданные на региональном уровне.

Административно-процессуальное право

Какие суды какие дела рассматривают

Если взять во внимание Арбитражные суды, то порядок судопроизводства там регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Согласно нему, данные органы правосудия уполномочены в рассмотрении процессов между фирмами, ИП, и т. д. То есть споры, связанные с экономической деятельностью.

Арбитражные могут рассматривать такие вопросы:

  • дефолт;
  • корпоративные конфликты;
  • разбирательства с гос. регистрацией ИП и юр. лиц;
  • охрана деловой чести;
  • работа депозитариев.

Список вышеупомянутых процессов рассматривается исключительно арбитражными органами правосудия. Но, не смотря на данный список, существует перечень дел, которые также можно направить в эти суды. Например:

  • оспаривание заключений, которые были выданы третейским судом;
  • иски об административных нарушениях;
  • прошение о выдаче исполнительного листа о заключении третейских судов;
  • вопросы об экономических конфликтах;
  • иски об правонарушениях со стороны гос. учреждений, либо их полное бездействие.

Обратите внимание! Разбирательства, касающиеся вопросов нарушений интеллектуальных прав (присвоение чужих патентов, товаров, изобретений и т. д.) рассматриваются в арбитражных судах по интеллектуальным правам.

Гражданские дела в судах разбираются судами общей юрисдикции, здесь весь порядок регулируется Гражданским Процессуальным Кодексом РФ. Если говорить проще, то органы правосудия общей юрисдикции могут рассматривать конфликты, одной из спорящих сторон которых является физическое лицо, то есть гражданин.

Здесь проходят разбирательства по таким вопросам:

  • исковые заявления по поводу семейных, жилищных, гражданских отношений;
  • иски о взыскании денег с неплательщика, возмещении ущерба, либо претензии о невыплате зарплаты на предприятии и т. д.;
  • исковые заявки, связанные с разбирательствами о неправомерных действиях гос. органов, либо гос. служащих;
  • заявления об особом судопроизводстве (усыновление детишек, признание инвалидности и т. д.);
  • оспаривания заключений третейских судов;
  • заявление на получение исполнительного листа, заключение по которому было принято третейскими органами правосудия.

Самой первой инстанцией, которая занимается разбирательствами по категориям гражданских проблем, являются мировые и районные органы правосудия. Но, в данном случае, существуют некоторые рамки, исходя из которых проходят рассмотрения конкретно взятых процессов. Например, мировой судья имеет право взять в судопроизводство дело в случае, если:

  • иски связаны с порядком установления прав пользования имуществом особы;
  • происходит разрыв официального союза супругов без оспаривания вопроса о том, с кем остаются жить дети;
  • выдается приказ по судебному иску;
  • сумма исковой заявки не превышает 50 000 рублей.

Суд общей Юрисдикции

Важно! В органах правосудия общей юрисдикции также рассматриваются процессы, связанные с административными нарушениями, но только в том случае, если одной из спорящих сторон является гражданин.

Многие граждане, не знающие куда подавать иск, интересуются, какой суд рассматривает уголовные дела? Исходя из ст. 31 УК РФ, дела данной категории разбираются также органами правосудия общей юрисдикции. Восстановлением справедливости по уголовным делам занимаются служители закона, которые работают в районных судах. Кодекс РФ об административных нарушениях регулирует все судебные тяжбы по делам данной категории.

Читайте так же:  Расчет срока исковой давности

Какие дела рассматривает городской суд? Данные органы правосудия могут проводить разбирательства по таким делам:

  • действия, по которым были установлено административное расследование;
  • если в качестве наказания за нарушение предстоит выдворение из страны;
  • если по причине содеянного должностное лицо ожидает увольнения, либо его деятельность временно должна быть приостановлена;
  • дела, которые связанны с неповиновением гос. служащих;
  • дела о грубых нарушениях законодательных норм на митингах, собраниях и т. д.;
  • разбирательства, в ходе которых рассматривается факт посягательств на общественный порядок и безопасность.

Каждое судебное решение может быть обжаловано в определенно выделенный срок и вот именно городские органы правосудия являются апелляционной ступенью для предъявления обжалования заключения мирового суда. А вот уже в верховном, областном и ином федеральном суде можно подать жалобу на решение районного суда.

Комиссия по делам несовершеннолетних

В соответствии со ст. 2.3 КоАП к административной ответственности можно привлекать граждан с 16 лет. Разбирает такие правонарушения комиссия по делам несовершеннолетних, ее образуют местная администрация совместно с органами самоуправления. Так же к ее компетенции относятся вопросы неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, о вовлечении несовершеннолетних в употребление алкоголя или табачных изделий. Членами комиссии могут быть представители администрации и общественных организаций, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних.

Контрольно-надзорные органы

Они следят за соблюдением законодательства гражданами и юридическими лицами в различных сферах. В настоящее время такое право предоставлено более чем 70 ведомствам. В их число входят органы надзора и контроля:

  • санитарно-эпидемиологического;
  • ветеринарного;
  • земельного;
  • промышленного;
  • противопожарного;
  • жилищного;
  • налогового;
  • трудового;
  • антимонопольного
  • защиты прав потребителей;
  • пограничного;
  • таможенного и др.

Прочие должностные лица, которые непосредственно осуществляют надзор и контроль, вправе выявлять нарушения и составлять соответствующие акты. Это государственные инспекторы, санитарные врачи, контролеры-ревизоры и т.д.

Срок рассмотрения административного иска

Не все знают, что административные вопросы разрешаются Верховными Судами России. Согласно КАС РФ административные дела рассматриваются на протяжении трех месяцев, но опять же, здесь все зависит от сложности обращения и предъявленных доказательств. Как упоминалось ранее в статье, период судебных тяжб может быть продлен служителем закона, но только на один месяц.

В иных органах правосудия данный срок рассмотрения не должен превышать двух месяцев, исходя из установлений действующего Кодекса. Что же считается временем разбирательств по спору? Данный временной промежуток берет свое начало от того момента, когда исковое заявление принимается для дальнейшего судопроизводства, и заканчивается после вынесения по нему окончательного решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратиться в органы правосудия имеет право каждый гражданин России, права которого каким-то образом были ущемлены. Но также наряду с подданными РФ подавать иски в суд имеют право иностранцы и особы без гражданства. Данные личности могут просить защиты своих прав наравне с гражданами России. Если дело касается недееспособных граждан, то в таком случае их права в суде могут отстаивать их законные опекуны, либо представители.

Если ознакомиться со статьей 37 ГПК РФ, то там говорится о том, что несовершеннолетние особы (с 14 до18 лет) имеют полное право защищать себя в суде самостоятельно. Но в таком случае, судебный орган обязан привлекать к разбирательствам представителей данных подростков (родителей, усыновителей, и т. д.). Чтобы возбудить дело в органах правосудия, для начала, нужно правильно составить исковое заявление и определиться в какую именно судебную инстанцию его подавать. Если все это уже сделано, то остается только ожидать вызова на заседание суда, о котором особу обязаны уведомить заранее.

В заключение стоит отметить, что перед тем, как идти в суд, стоит сначала обратиться к опытному юристу, который поможет правильно составить иск и подскажет куда именно его необходимо направить. Если писать заявление самостоятельно, то примеры исковых заявок можно найти в интернете и уже исходя из них пробовать составлять бумагу. Но, если нет никакой практики в написании такого рода заявок, то лучше всего спросить совета у юриста во избежание лишних проблем с дальнейшей подачей иска.

Какие административные дела рассматривает исключительно арбитражный суд

Перечень дел об административных правонарушениях, рассматриваемых различными судами, содержится в ст. 23.1 КоАП РФ.

Согласно абзацу 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37,частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43-14.49, 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, в законе содержится перечень составов правонарушений, которые, потенциально, при совершении их юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, могут быть рассмотрены в арбитражных судах.

Вместе с тем, в законе существует категория дел об административных правонарушениях, которые рассматривают исключительно арбитражные суды судебной системы РФ.

В соответствии с абзацем 5 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 настоящего Кодекса.

Указанный перечень содержит следующие правонарушения: ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности и недобросовестная конкуренция.

При этом совершенно не важно какой субъект совершил данное правонарушение, рассматривать подобные дела будет арбитражный суд. Это относится к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и, даже, должностным лицам.

Эту позицию закрепляет и Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

О рассматриваемой ситуации разъяснения Верховного суда РФ даются в подпункте д. пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5.

Читайте так же:  К загрязнением окружающей среды относятся тест

Административно-процессуальное право

Судебные органы

Орган, к которому первоначально поступило дело, вправе передать его в суд, если посчитает правонарушение слишком серьезным и заслуживающим более сурового наказания, чем он может назначить. Кроме того только суд вправе одновременно рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Под судебную юрисдикцию попадают следующие виды правонарушений:

  1. Посягательство на права и свободы граждан. Это происходит, когда пытаются ограничить участие в выборах, демонстрациях и шествиях; принуждают к проведению или отказу от проведения забастовки; препятствуют трудоустройству и т.д.
  2. Угроза здоровью граждан, нарушение санитарных норм, посягательство на нравственность. К таким правонарушениям относятся занятие незаконной врачебной деятельностью, нанесение вреда окружающей среде.
  3. Причинение ущерба собственности граждан. Это может быть уничтожение или повреждение имущества, хищение в незначительном размере.
  4. Неповиновение требованию или распоряжению сотрудника полиции, сотруднику органа государственного контроля.
  5. Нарушение общественного порядка и безопасности, например, мелкое хулиганство.

Чтобы выяснить, кто рассматривает дело о конкретном правонарушении, необходимо знать особенности его возбуждения и статус привлеченного к ответственности лица. Арбитражные суды разбирают административные дела о привлечении к ответственности ИП и юридических лиц за правонарушения, связанные с предпринимательской и экономической деятельностью.

Когда виновным является военнослужащий, процесс будет проходить в гарнизонном военном суде.

Во всех прочих случаях дело подведомственно мировому суду.

Где в интернете можно посмотреть решение мирового суда

Сегодня любую необходимую информацию можно найти в сети. Согласно Федеральному закону № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», на все судебные учреждения возлагается обязанность обеспечения граждан Российской Федерации беспрепятственного доступа к информации о судебных разбирательствах, а также вынесенным приговорам. Все это можно делать на официальных сайтах каждого из судов. Там необходимо найти раздел «Судебное делопроизводство», в котором находится необходимый приговор, перейти на который позволит специальная опция.

Мировой суд является первой инстанцией, позволяющей разрешить множество мелких споров. Кроме того, мировые судьи более благосклонны к вынесению оправдательных приговоров.

Какие суды, какие дела рассматривают

Множество граждан частенько сталкиваются с такими ситуациями, когда никак не получается решить спорный вопрос своими силами. На помощь таким особам приходят суды, которые уполномочены восстанавливать справедливость. Конечно, не всегда получается решить конфликт быстро. Иногда судебные тяжбы могут длиться месяцами, что очень неудобно и долго. Но, все это зависит от отдельно взятого случая и предъявления веских доказательств по ходу рассмотрения конкретного дела.

Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов

Административные правонарушения, рассматриваемые судьями районных судов. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Судьи»).

В числе таких правонарушений можно указать на те, которые предусмотрены ст. 5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — «Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума»; ст. 5.3 Кодекса — «Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума»; ст. 5.4 Кодекса — «Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума»; ст. 5.5 Кодекса — «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов»; ст. 12.26 — «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» и др.

В перечне административных правонарушений, предусмотренных ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи могут рассматривать те, которые предусмотрены частями определенной статьи, фиксирующими наиболее существенный аспект правонарушения. Так, из составов ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») судьи рассматривают только тот, который предусмотрен ее частью второй (Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся); из составов ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов») судьи рассматривают только тот, который предусмотрен ее частью третьей (Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов).

Из рассмотрения дела судьями исключаются такие составы правонарушения, которые связаны с фиксацией административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Данная оговорка установлена, например, в отношении ч. 5 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона»).

Законодатель в ч. 3 рассматриваемой ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделил ряд правонарушений, дела по которым должны рассматриваться районными судами. В ней говорится: «Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями районных судов».

Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство.

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Статья 20.2.2. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка.

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

Статья 20. 18. Блокирование транспортных коммуникаций.

Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов.

Наряду с рассмотрением правонарушений в силу закона Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает и рассмотрение административных дел в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Такого рода правонарушения изложены, например, в ст. 16.19 (Несоблюдение таможенной процедуры), в ч. 1 ст. 19.27 (Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета).

Читайте так же:  Судебные приставы официальный сайт подать жалобу

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» говорит об этом следующее: «Судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов дела, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств, признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей». Судьями районных судов рассматриваются также:

  • дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования;
  • дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Административные правонарушения, рассматриваемые судьями арбитражных судов. Судьями арбитражных судов рассматриваются административные правонарушения, предусмотренные статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, перечень которых изложен ниже, при условии, что данные правонарушения совершены юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Статья 7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта;

ч. 2 и 3 ст. 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий),

ст. 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию,

ст. 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ;

ст. 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

ст. 14.10. Незаконное использование товарного знака;

ст. 14.11. Незаконное получение кредита;

ст. 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство;

ст. 14.13. Неправомерные действия при банкротстве;

ст. 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации;

ч. 1 и 2 ст. 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также нива и напитков, изготавливаемых на его основе;

ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта;

ст. 14. 18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

ст. 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом;

ст. 14.27. Нарушение законодательства о лотереях;

ст. 14.36. Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем;

ст. 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов;

ст. 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции;

ст. 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

ст. 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

ст. 14.47. Нарушение правил выполнения работ по сертификации;

статья 14.48. Представление недостоверных результатов исследований (испытаний);

ст. 14.49. Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);

ст. 14.50. Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок;

ч. 1 ст. 15.10. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда;

ч. 2 и 2.1 ст. 17. 14. Нарушение законодательства об исполнительном производстве;

ч. 6 и 15 ст. 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

статья 19.33. Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.

Кроме того, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 404-ФЗ к ведению судей арбитражных судов отнесены правонарушения, отраженные в следующих статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;

14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов;

14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;

14.33. Недобросовестная конкуренция.

Административные правонарушения, рассматриваемые судьями гарнизонных военных судов и мировыми судьями. Пунктом 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено следующее:

  • дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 данной статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов;
  • в остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 данной статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О разграничении подсудности дел об административных правонарушениях». В данном Постановлении, прежде всего, обращается внимание на положение ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. В связи с этим в постановлении указывается, что: (а) вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ); (б) административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

В постановлении говорится: «Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Источники

Какие административные дела рассматривают судьи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here