Какие органы рассматривают дела об административных правонарушениях

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Какие органы рассматривают дела об административных правонарушениях", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 22.1 КоАП РФ. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 22.1 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Комментарий к Статье 22.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья в общем виде закрепляет перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Первыми среди них названы судьи. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

О распределении полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях между различными судами см. комментарий к ст. 23.1.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Подробнее об их компетенции см. комментарий к ст. 23.2.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях возлагается также на федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы. Их полномочия в данной сфере установлены ст. 23.3 — 23.67 КоАП. Следует отметить, что комментируемый Кодекс зачастую не указывает прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а использует формулировки типа «органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере». Для определения соответствующих государственных органов необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. N 314 и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.

2. На уровне субъектов Российской Федерации дела об административных нарушениях рассматриваются органами и должностными лицами данных субъектов. Кроме того, комментируемый Кодекс наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которые могут наделяться полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Следует иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.

Читайте так же:  Вынесение определения по делу об административном правонарушении

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по КОАП РФ

«О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

«Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по КОАП РФ

«По жалобе гражданина Котова Константина Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по труду и занятости федерального статистического наблюдения за результатами осуществления надзорно-контрольных мероприятий за соблюдением трудового законодательства при использовании иностранных работников»

«О плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год»

Статья 22.1 КОАП РФ. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Чем грозят повторные нарушения в данной сфере

Повторные нарушения административного порядка – это привлечение гражданина за один и тот же проступок. Повторный проступок регулируется ст.4.1 часть 5 КоАП РФ. Данный закон указывает, что гражданин не может нести ответственность при нарушении административного порядка. То есть, по законодательству повторная ответственность не предусматривается.

В то же время пункт 7 часть 1 статья 24.5 КоАП РФ посвящается ответственности за один и тот же проступок. По данной законодательной норме установлено, что при повторном правонарушении человек привлекается к админответственности.

В ходе расследования могут быть предприняты следующие меры:

  • наказание за повторный проступок;
  • принятие постановления, предусматривающего прекращение производства дела по админнарушению, совершенного повторно;
  • перевод админнарушения в уголовную ответственность.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность для тех, кто ранее привлекался за админнарушение, притом, что было содеяно одно и то же нарушение. К примеру, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии относится к админнарушениям и к нему применяется ст. 12.8 Кодекса РФ. Но в то же время, к водителю в нетрезвом состоянии применяется уголовная ответственность по ст.264.1 УК РФ.

Важно! К уголовной ответственности привлекают лиц, которые ранее наносили телесные повреждения, продавали алкоголь несовершеннолетним детям, уклонялись от выплаты алиментов, совершили мелкую кражу или повторно проникли на чужую территорию.

Административные нарушения являются самыми распространенными. Очевидно, что они должны рассматриваться компетентными органами на основе четко проработанной структуры ведения дела. Изначально такие нарушения входят в юрисдикцию судов общего значения. Другими словами, при возникновении административных конфликтов необходимо обращаться в мировой либо районный суд.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Систему органов

, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, образуют:

• судьи (мировые судьи);

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

Читайте так же:  Образцы заявлений по административным делам

• комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

• административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

• руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

• руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

• иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» функции сельских, поселковых исполнительных органов осуществляются главами муниципальных образований (если такая должность предусмотрена уставом муниципального образования) и иными выборными должностными лицами местной администрации.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, касающихся неисполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, нарушения порядка предоставления сведений о детях, нуждающихся в передаче на воспитание в семью или учреждение для детей сирот, вовлечения детей в употребление спиртных напитков и др.

Дела об административных правонарушениях, касающихся безбилетного проезда, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

От имени органов внутренних дел рассматривать соответствующие дела (ст. 23.3 КоАП РФ) об административных правонарушениях вправе:

• начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;

• начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;

• начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

• начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;

• государственные инспектора безопасности дорожного движения;

• государственные инспектора дорожного надзора;

• старшие участковые инспектора, участковые инспектора.

Систему органов (должностных лиц), осуществляющих административно-надзорные функции, образуют:

• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

• федеральные органы налоговой полиции;

• органы экспортного контроля;

• органы и войска пограничной службы;

• органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

• органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор;

Видео (кликните для воспроизведения).

• государственные семенные инспекции;

• органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;

• органы российской транспортной инспекции;

• иные органы (ст. 23.3 — 23.61 КоАП РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10360 —

| 7646 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава 23 КОАП РФ. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

[ действующая редакция ]

Задайте вопрос юристу:

Другой комментарий к Ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Раздел III КоАП РФ в наибольшей степени подвергнут изменениям в силу того, что в нем закрепляется существующая в настоящее время система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Все, что в этом плане характеризовало данную систему в условиях существования Союза ССР, уступило место особенностям, свойственным независимому российскому государству.

Кодексы РФ

Другой комментарий к Ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье указываются органы и иные образования, рассматривающие в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ. Это — судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти. Налицо — федеральный уровень административной юрисдикции.

2. Дела, о которых идет речь, рассматриваются судьями (мировыми судьями). При этом подчеркивается, что субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи, реализующие свою компетенцию единолично. Согласно ранее действовавшему КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривались районными (городскими) судами и судьями. Таким образом, можно говорить об определенной новелле. В ее основе — Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а также Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями), а мировые судьи — в роли первой инстанции по делам об административных правонарушениях, отнесенных к его компетенции КоАП РФ. Однако мировые судьи пока еще не функционируют повсеместно, а потому в некоторых регионах районные суды являются первой инстанцией по делам об административных правонарушениях.

Единоличные действия судей при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях предусмотрены и в проекте конституционного федерального закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» (предполагалось полное изъятие административных дел из компетенции существующих районных судов), в соответствии с которым рассмотрение административных дел до образования административных судов сохраняется за судами общей юрисдикции. Но главная особенность проекта заключается в том, что административные дела в федеральных межрайонных административных судах подлежат единоличному рассмотрению судей; не вступившие в законную силу решения мировых судей по административным делам в апелляционном порядке также подлежат единоличному рассмотрению вышестоящего судьи либо (если административный суд не создан) — судьей соответствующего районного суда.

Читайте так же:  Гарантии привлечения к административной ответственности

Единоличные полномочия судей предусмотрены также проектом федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве», причем как по первой, так и по второй инстанции.

Следует учитывать, что на федеральном уровне мировые судьи еще не образованы. Поэтому в гл.23 КоАП РФ их компетенция не раскрывается.

3. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» действовавшие ранее комиссии по делам несовершеннолетних преобразованы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Положение о таких комиссиях весьма устарело, ибо оно было утверждено еще в 1967 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР.

4. Что касается федеральных органов исполнительной власти, то в отношении их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях никаких сомнений не возникает. Основанием для подобного вывода является то, что к компетенции отраслевых и межотраслевых, а также специальных (как правило, правоохранительных, контрольно-надзорных) органов отнесены соответствующие юрисдикционные полномочия в области рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Структурные подразделения центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальные органы и учреждения могут быть субъектами применения мер административной ответственности, если они уполномочены на это федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти выступают в такой роли, как правило, лишь в тех случаях, когда они представляют собой фактически самостоятельное звено общегосударственного специализированного контрольно-надзорного механизма, «присоединенное» к тому или иному, как правило, федеральному министерству. При этом они наделены в установленном порядке специальным административно-правовым статусом. В качестве примера можно назвать Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Министерства здравоохранения РФ. Такого рода подразделений достаточно много.

Территориальные же органы федеральных органов исполнительной власти в редких случаях наделяются административно-юрисдикционными полномочиями.

Попутно заметим, что руководители федеральных органов исполнительной власти, как правило, сами непосредственно не назначают административные наказания.

Упоминание об «иных государственных органах» в рассматриваемой статье свидетельствует лишь о том, что в сфере государственно-управленческой деятельности могут функционировать органы, не входящие в утвержденную Президентом РФ структуру (систему) федеральных органов исполнительной власти, но обладающие полномочиями административно-юрисдикционного характера (например, Центральный банк России и т.п.).

5. На уровне субъектов РФ полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов. Помимо мировых судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, такие дела могут расматривать уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и их учреждения. Подробной информации по этому поводу КоАП РФ не содержит.

В соответствии с законами субъектов РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено также к компетенции административных комиссий и иных коллегиальных органов. Нормы КоАП РФ не дают оснований для анализа полномочий таких органов. Известно лишь то, что административные комиссии образуются районными и городскими органами местного самоуправления и к числу государственных органов не относятся. Положение об административных комиссиях, утвержденное еще в 1962 г., утратило свою силу в 1986 г.; их статус определяется уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях

На сегодняшний день административные правонарушения имеют основания для наказания, поскольку они наносят вред общественности, государству, правам и свободе граждан. Возникает вопрос, кто рассматривает дела о таких правонарушениях?

Какие нарушения считаются административными

Такими правонарушениями называют действия, которые перечат установленным законодательным нормам. Однако, можно назвать проступком не только отдельные действия, но также и бездействия, не соответствующие нормам закона или связанные с невыполнением каких-либо обязательств, а также игнорирование законодательных нормативов. Гражданин должен понимать, что любое правонарушение будет наказано.

Данные правила созданы для того, чтобы граждане придерживались общественной дисциплины. К нарушениям правопорядка относят несоблюдение ПДД, правил при охоте или ловле рыбы, неприличное поведение гражданина в общественных местах, торговлю в неустановленных местах и т. п.

Органы, рассматривающие админнарушения

Важно! Элементы, которые дают возможность отделить одни правонарушения от других, являются составом неподчинения. В ходе некоторых расследований определяется характер нарушений, после чего выносится мера наказания.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КОАП РФ

«О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска»»

«Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ»

«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р»

Законы Российской Федерации по КОАП РФ

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Популярные материалы

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях

Данное действие прописано в законодательстве.

Административные дела ведут:

  • мировые и районные судьи. Изначально рассматривает мировой судья. Если правонарушитель не согласен с приговором, то апелляция подается в районный суд;
  • комиссия, занимающаяся защитой несовершеннолетних. В России все проступки разбирает суд, но при этом существуют отдельные комиссии, уполномоченные расследовать нарушения, где фигурируют несовершеннолетние;
  • Федеральная инспекция труда также относится к органам, рассматривающим дела об административных правонарушениях. Практически все граждане знают о том, что нарушение трудовой дисциплины влечет за собой ответственность. Чтобы эффективно подействовать на нарушителя рекомендуется обращаться в инспекцию труда, а не в суд;
  • органы внутренних дел. Все граждане понимают, что данные органы рассматривают много нарушений, относящихся к административным. Полиция может, например, рассматривать дело о приобретении наркотических средств в малом количестве. Это влечет за собой нарушение, которое может быть переквалифицировано в уголовное преступление.
Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении признан недействительным

Федеральная инспекция труда

Глава 23 Кодекса РФ говорит о том, что административные правонарушения рассматриваются только должностными лицами.

Рассматривать такие проступки могут:

  • руководители федеральных органов, их замы;
  • руководители структурных подразделений федеральных округов;
  • руководители территориальных органов;
  • Другие лица, которые имеют на это право и являются должностными лицами.

В качестве наказания за рассматриваемый проступок могут применить:

  • для первого раза предупреждение. Применяется при совершении мелкого проступка, составляется в письменном виде;
  • штраф в денежном эквиваленте. Для обычного гражданина – не больше 5 тыс. рублей, должностное лицо – 50 тыс. рублей, юридическое лицо – 1 млн.рублей. Наиболее часто используют именно этот метод наказания;
  • конфискация имущества;
  • лишение каких-либо прав;
  • административный арест;
  • выселение иностранных граждан из России;
  • запрет для руководителей в дальнейшем занимать руководящие посты;
  • запрет на ведение предпринимательской деятельности.

Обратите внимание! Срок на рассмотрение правонарушения составляет 15 дней и два месяца. 15 дней дается на то, чтобы должностные органы изучили дело и довели его до суда. Два месяца дело может рассматриваться с того момента как было передано в суд. Срок может быть продлен только по постановлению судьи.

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КОАП РФ

«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

Комментарии к ст. 22.1 КОАП РФ

1. В комментируемой статье закреплен перечень видов органов, которые могут быть наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, а также законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Перечень таких органов, объем полномочий каждого конкретного органа, перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, установлены нормами главы 23 Кодекса. Законами субъектов РФ об административных правонарушениях также должны быть установлены в пределах их компетенции перечни органов, должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных нарушениях. При этом вопрос о полномочиях того или иного органа в области рассмотрения дел об административных правонарушениях должен решаться законодателем с учетом положений комментируемой статьи, а также других статей главы 22 Кодекса.

2. Ведущее положение в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ныне занимают суды.

К исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части Кодекса. Кроме того, в случае необходимости применения административного наказания в виде конфискации предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификации, а также административного приостановления деятельности на рассмотрение судей могут быть переданы дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, перечисленными в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Дела, отнесенные к юрисдикции судей, распределяются между мировыми судьями (большая часть дел), районными судьями, гарнизонными военными судьями и арбитражными судьями (см. комментарий к ст. 23.1).

3. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (подробнее о составе, полномочиях и порядке деятельности комиссий по делам несовершеннолетних см. комментарий к ст. 23.2). Подведомственность дел об административных правонарушениях указанным комиссиям устанавливается настоящим Кодексом, а также законодательством субъектов РФ.

4. Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, являются федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.

К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, военные комиссариаты (ст. 23.11).

5. К субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся также органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4).

6. Отдельно выделены органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 23.54).

7. Кроме того, некоторые категории дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматривают органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в гл. 23, в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора (см., напр., ст. ст. 23.22.1, 23.23.1, 23.24.1, 23.26 и др.).

Читайте так же:  Коап рф сроки рассмотрения административных дел

8. Следует также иметь в виду, что в статьях гл. 23 не используются официальные наименования федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов. Законодатель лишь указывает отрасль государственного управления, с осуществлением государственного контроля (надзора) в которой связывается право рассматривать дела о тех или иных административных правонарушениях.

Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти решаются Президентом РФ в соответствии со ст. 112 Конституции РФ, ст. ст. 12 и 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.).

9. Аналогичным образом с учетом положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.) должен решаться вопрос о полномочиях органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта РФ.

10. Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Рассмотрение административными комиссиями дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена Кодексом, ныне не предусмотрено.

Статьи по предмету Административное право

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

29. Органы государства, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

В КоАП устанавливается система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах установленных полномочий:

— судьями (мировыми судьями);

— комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами, либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

— комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Анализируя указанную систему, следует отметить, что основным субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи (мировые судьи), реализующие свою компетенцию единолично. Компетенция судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а мировых судей — также Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Указанные комиссии образуются органами местного самоуправления

В субъектах Российской Федерации полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено также к компетенции административных комиссий и иных коллегиальных органов. Административные комиссии образуются районными и городскими органами местного самоуправления, и к числу государственных органов не относятся. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» их статус определяется уставами муниципальных образований.

КоАП определены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

— руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

— руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, заместители;

— иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные, инспекционные или контрольные функции.

Конкретный перечень должностных лиц, наделенных юрисдикционными полномочиями, устанавливается приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают уполномоченные должностные лица данных органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, к числу должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции. В субъектах Российской Федерации от имени органов исполнительной власти дела об административных правонарушениях рассматривают уполномоченные ими должностные лица.

Источники

Какие органы рассматривают дела об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here