Кто должен убирать несанкционированные свалки

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Кто должен убирать несанкционированные свалки", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

1. На территории города Шелехова запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

2. Лица, уполномоченные на содержание объекта благоустройства, собственники, владельцы земельных участков обеспечивают пресечение возникновение несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, выявляют лиц, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, передают информацию о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечивают ликвидацию несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов.

3. Уполномоченные лица обязаны не реже 3 раз в неделю производить обход территории в целях выявления несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов. Результаты обходов заносятся в журнал обходов с указанием местоположения несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, примерной площади, в случае выявления лица, разместившего отходов, паспортных данных данного лица и принятых мерах.

4. Физические лица в случае обнаружения лиц, осуществляющих размещение отходов в несанкционированных местах на территории города Шелехова, имеют право осуществить фото-, видеофиксацию лиц, осуществляющих несанкционированное размещение отходов (для автотранспортных средств с обязательной фиксацией государственного номера автотранспортного средства). После осуществления указанных действия физическое лицо вызывает уполномоченное лицо для составления протокола об административном правонарушении в отношении виновного лица с предоставлением материалов фото- и видеофиксации.

5. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости рекультивацию земельного участка.

6. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производить за счет уполномоченных на содержание лиц.

7. Органы местного самоуправления в соответствии с вопросами местного значения на постоянной основе проводят консультации по повышению экологической культуры граждан, в частности проживающих на территории жилых домов частного жилищного фонда.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

>
Содержание фасадов зданий, строений, сооружений
Содержание
Решение Думы города Шелехова Иркутской области от 19 октября 2017 г. N 38-РД «Об утверждении Правил благоустройства территории.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 8.13. Организация несанкционированной свалки отходов

Информация об изменениях:

Законом Тульской области от 25 сентября 2015 г. N 2349-ЗТО глава 8 настоящего Закона дополнена статьей 8.13, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Статья 8.13 . Организация несанкционированной свалки отходов

Организация несанкционированной свалки отходов, если это действие не повлекло нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, требований в области обращения с отходами, установленных законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Примечание . Несанкционированная свалка отходов — место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

>
Сброс или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест
Содержание
Закон Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (принят.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Коммуналка | Кто должен убрать свалки?

Дмитрий Валерьевич Герасимов

Заместитель начальника Управления ЖКХ и ГЗН Пензенской области

Гражданин | 06.09.2019 16:33

На сайте нашего регионального оператора указано, что за свалки, образованные в Пензенской области до начала деятельности регоператора (до 1 января 2019 года), он ответственности не несет. Почему? Согласно пунктам 16 и 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 региональный оператор обязан принять меры по устранению несанкционированного места размещения ТКО: либо заставить убрать отходы самого собственника земельного участка, либо ликвидировать их в течение 35 дней своими силами. И кто тогда их должен убрать? Опять обман с этой мусорной реформой?

Ответ: Здравствуйте. Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором с 01.01.2019. Обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов для регионального оператора наступает с 01.01.2019 и в отношении мест, которые были организованы после установленного срока.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, используя земельные участки, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Читайте так же:  Повторное мелкое хищение наказание

Порядок ликвидации несанкционированных свалок мусора установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.

Согласно вышеуказанным правилам собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В 2019 году из 88 обнаруженных на территории Пензенской области крупных несанкционированных свалок органами местного самоуправления ликвидирована 71 свалка ТКО, 1 свалка была ликвидирована региональным оператором южной зоны в Белинском районе.

Кто должен убирать несанкционированные свалки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Несанкционированные свалки — ликвидация, требования и образование

В своем письме Росприроднадзор от 2014 года поясняет нормы законодательства, касающиеся обращения с отходами. Что же такое несанкционированные свалки? Попробуем вместе разобраться в данном вопросе.

Теоретические моменты

По приказу Росприроднадзора от 2014 года, выделяют навал мусора — это несанкционированное складывание промышленных и бытовых отходов на срок до шести месяцев в местах, которые не обустроены в рамках требований законодательства в сфере ООС и благополучия граждан. За подобные нарушения предусмотрены административные штрафы.

Несанкционированные свалки — это складывание промышленных и бытовых отходов на период больше шести месяцев в местах, которые не соответствуют требованиям законодательства в сфере охраны природы. Подобные действия приводят к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия обычных граждан.

Что нужно знать

Несанкционированные свалки мусора промышленного и бытового вида считаются безлимитным размещением, которое влечет за собой наложение на собственника отходов административной ответственности. Согласно законодательству, действующему в нашей стране в области охраны окружающей среды, нарушитель обязан уплатить определенную денежную сумму за негативное действие на природу — применяется пятикратный повышающий коэффициент.

По ст. 22 ФЗ о санитарном и эпидемиологическом благополучии населения, любая несанкционированная свалка бытовых отходов должна быть ликвидирована за счет средств ее организатора. По данному нормативному документу все отходы потребления и промышленной переработки должны быть собраны, накоплены, обработаны, обезврежены, уничтожены так, чтобы они не представляли опасности для здоровья и жизни населения. Кроме того, все эти отходы должны быть безопасными для окружающей среды.

Ликвидация несанкционированных свалок осуществляется с непосредственным участием органов местного самоуправления. Распространяются их полномочия на земли, которые применяются и предназначены для застройки и развития населенного пункта.

Что нужно знать

Важно понимать, что прямая ответственность за любые промышленные или бытовые выбросы ложится на те лица, на чьей территории располагаются отходы. В полномочия Росприроднадзора входит осуществление проверки по ФЗ всех сигналов, поступающих в ведомство от граждан.

В компетенцию его также входит и назначение нарушителю административного штрафа за совершение незаконных действий, а также подготовка материалов для передачи результатов проверки в природоохранную прокуратуру.

Подведем итоги

Случаи несоблюдения санитарно-эпидемиологических и экологических требований при накоплении, сборе, обезвреживании, перевозке, размещении производственных отходов предусмотрены ст. 8.2 КоАП РФ.

Если устанавливается вина физического лица, накладывается штраф в размере 1-2 тысяч рублей. У юридических лиц его размер возрастает до 250 тысяч рублей, а для должностных лиц оценивается в тридцать тысяч рублей.

Если несанкционированная свалка бытовых отходов располагается вне земли, принадлежащей населенному пункту, ответственность налагается на собственников земельного участка, если не было передачи прав по договору третьим лицам.

При заключении договора аренды на арендатора ложится обязанность по уборке мусора. К примеру, судом администрацию Олонецкого района обязали убрать бесхозную свалку мусора, обнаруженную недалеко от города. Решение основывалось на том, что вопросы, касающиеся сбора, утилизации, вывоза, переработки промышленных и бытовых отходов, является прерогативой местной власти, ведь земля принадлежит МО.

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

28 января 2019 года

Нормативное регулирование

На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:

  • Конституция.Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
  • Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
  • Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.
Читайте так же:  Совместно нажитое срок давности

Судебная практика

Отметим, что конституционным судом РФ было вынесено постановление (2015 г.), в котором указано, что существующая система правового регулирования не предполагает безоговорочного возложения на органы местного самоуправления ответственности за сбор, вывоз, утилизацию, переработку промышленных и бытовых отходов, а также за очистку территорий от загрязнений. Так кем должна ликвидироваться несанкционированная свалка? Ответственность несет та компания (физическое лицо), которым нарушены правила обращения с отходами.

По ст. 42 ЗК РФ, на собственников земельных участков и лиц, которые не являются таковыми, накладываются следующие обязанности:

  1. Применение земельных участков согласно их целевому назначению способами, не причиняющими реального вреда окружающей среде, включая и землю как природный объект.
  2. Исключение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, иного негативного действия на почвы и земли.

Несанкционированные свалки, которые располагаются вне земель населенных пунктов, должны быть убраны собственниками земельных участков, если они не передавали подобной обязанности по договору каким-либо третьим лицам.

Согласно ст. 43 Конституции РФ, а также по ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», у каждого человека есть законное право на благоприятную окружающую среду. Также есть право защиту ее от любого негативного воздействия, которое было вызвано хозяйственной, либо иной деятельностью, техногенными или природными чрезвычайными ситуациями.

Есть у обычных граждан и право на получение своевременной достоверной информации о состоянии ОС, а также на возмещение вреда. Уборка несанкционированных свалок является одной из мер наказания лиц, нарушающих эти правовые документы.

Как навести порядок

Если граждане приняли решение обратиться по вопросам, касающимся появления в их населенном пункте (вблизи него) неразрешенных мусорных свалок, в Росприроднадзор, желательно составить схему нахождения свалки с предварительной оценкой объемов, а также с указанием координат. Желательно также сделать несколько фотографий места свалки. По каждому заявлению, поданному гражданами, должна быть проведена проверка, о результатах которой уведомляется (официально) заявитель по домашнему адресу, указанному в обращении.

Жалоба при обнаружении незаконной свалки

На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:

  • местная администрация;
  • Росприроднадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • департамент ЖКХ;
  • жилищно-коммунальная инспекция;
  • отделы экологического контроля;
  • прокуратура или полиция.

Администрация муниципального образования

Видео (кликните для воспроизведения).

Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:

  • координаты места скопления отходов;
  • подтверждающие фотографии;
  • адресат обращения (орган, должностное лицо);
  • автор с контактными данными для ответа.

Росприроднадзор

Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:

Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:

  • местоположение (координаты или схема);
  • фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
  • описание проблемы;
  • адресаты обращения;
  • контакты заявителя;
  • дата, подпись (при письменном обращении).

Отделы экологического контроля

На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.

С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:

  • несанкционированный полигон;
  • нарушения порядка работы с отходами;
  • неприятный запах от мусора;
  • другие нарушения.

Роспотребнадзор

Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором. Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.

Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Прокуратура или полиция

В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию. Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены. Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.

Читайте так же:  К формам загрязнения окружающей среды относят

Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО

Минприроды России подготовлена информация по наиболее часто встречающимся вопросам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, сообщается, что:

— в случае ненаправления потребителем заявки на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации договора на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО;

— плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим);

— на управляющие организации возлагается обязанность убирать контейнерные площадки, а также, в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников, заключить от их имени договоры с региональным оператором по обращению с ТКО;

— заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе, садоводческие товарищества;

— региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником — убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;

— региональный оператор по обращению с ТКО вправе обеспечить вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, но данная услуга не охватывается понятием вывоза ТКО, и ее оплата осуществляется за рамками регулируемых цен на услугу по обращению с ТКО.

Несанкционированные свалки обнаружили на Дятловском шоссе в Балашихе

Татьяна Полуказакова

Проблема существует не один и даже не два года. Жители ближайших поселений пытались дежурить, вместе с администрацией, полицией и Госадмтехнадзором выходили на рейды, но сбрасывают обычно ночью. Эти отходы недобросовестные работники мусоровывозящих компаний не довозят до полигона Торбеево буквально несколько километров. Деньги на утилизацию в карман, мусор на обочину.

Убирать несанкционированные свалки по контракту должна компания, отвечающая за дороги. В день это больше 140 кубометров мусора. Притом оплата вывоза на полигон ложится также на Мосавтодор.

Один КамАЗ в среднем — не меньше 8 тысяч рублей. До 20 мая необходимо убрать больше 500 кубометров. Но мусор появляется ежедневно. «Мы ее уже убираем регулярно. И в апреле, и мае убирали. Будем продолжать, пока полностью не ликвидируем», — говорит представитель ГБУ МО «Мосавтодор» Елена Юхова.

В администрации о проблеме также известно. «Мы со своей стороны еженедельно обращаемся с заявками, чтобы уборка мусора проводилась ежедневно. А также мы вышли с предложением к Мосавтодору установить ограждения, чтобы на данных участках невозможно было сваливать мусор», — отметил замглавы администрации Балашихи по работе с территориями Михаил Объедков.

Несанкционированные навалы находят и в центре города — прямо рядом с пешеходными дорожками. Тут и грунт, и кирпич, и деревья. Сколько и кто сэкономил здесь — вопрос открытый. «Здесь недавно проводились работы по ремонту и реконструкции федеральной трассы. И сейчас хозяйствующие субъекты выясняют между собой, кто должен убирать эту территорию», — заявил замначальника ТО № 11 ГАТН по Балашихе Игорь Заяц.

Сегодня в Подмосковье проходят различные акции не только по уборке территорий от мусора, но и по выявлению нарушителей. Рейд «Свинья», например, в прошлом году позволил приучить к порядку сотни граждан и юридических лиц. Поймать таких мусорных вредителей и привлечь к ответственности сегодня может каждый. Достаточно зафиксировать все на камеру смартфона и отправить на сайт «Добродел», в полицию, администрацию или отдел Госадмтехнадзора.

Незаконная свалка: способы борьбы, ответственность, кому жаловаться

В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.

Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:

  • размер – от 50 кв. м.;
  • объем – от 30 куб. м.

При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.

На что обратить внимание

В настоящее время вопросы, касающиеся появления вокруг крупных мегаполисов, а также небольших провинциальных городов, несанкционированных свалок, являются особенно актуальными и своевременными.

Если свалка оказалась на территории конкретного муниципального образования, заниматься ее ликвидацией должны именно органы МО. Помимо территории, на которой обнаружено скопление мусора, также важно знать, кто является собственником загрязненного земельного участка.

Землевладельцы, землепользователи, собственники, арендаторы должны пользоваться земельными участками согласно их целевому назначению. Они обязаны использовать способы, не наносящие окружающей среде вреда и ущерба. Владельцы земельных участков обязаны избегать загрязнения, деградации, истощения, порчи, уничтожения почв, иных негативных воздействий на них. Они обязаны ликвидировать любые последствия загрязнения земель, включая и проведение их рекультивацию. Такие обязанности собственников земель указаны в ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ответственные за ликвидацию

Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы. До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории. На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.

Читайте так же:  Восстановление дела об административном правонарушении

Кто должен убирать несанкционированные свалки

Официальное издание администрации г. Иваново

Штрафы за несанкционированную свалку

Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:

  • от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
  • 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
  • 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
  • от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.

Действующие нормы

В нашей стране не допускается сброс бытовых и промышленных отходов в подземные и поверхностные водные объекты, на почву, в недра, на водосборные территории. Среди полномочий органов местного самоуправления городских пунктов в сфере обращения с отходами выделим их активное участие в организации работы по сбору, включая и раздельный сбор, а также транспортирование коммунальных твердых отходов на территориях МО.

Если не предпринимаются меры по ликвидации, поощряется образование несанкционированных свалок, все это является прямым нарушением прав граждан на благоприятную ОС. Если мусор накапливается на землях, это способствует их загрязнению, следовательно, нарушаются государственные интересы.

У граждан, согласно ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», есть право на оказание содействия государственной власти, местному самоуправлению в вопросах, касающихся ООС.

Кто должен убрать свалку у дома?

Почта «Рабочего края»

Разъясняют сотрудники Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры:

— В соответствии с действующим федеральным законодательством организация обращения с отходами возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Таковым в нашем регионе является департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области. Органы местного самоуправления также участвуют в организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

В настоящее время органами местного самоуправления обеспечивается ликвидация несанкционированных свалок отходов на муниципальных землях и землях государственной неразграниченной собственности.

Статья 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов в силу гражданского и земельного законодательства распространяется и на собственников земельного участка или иного законного землепользователя, землевладельца, на котором допущено размещение отходов. Вышеуказанные требования распространяются на любые земли, будь то территория жилой застройки, пляжи или иные общественные места.

В настоящее время система обращения с отходами находится в переходном этапе, который включает в себя регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В нашем регионе данная организация уже определена. Свою работу региональный оператор по обращению с ТКО в Ивановской области планирует начать во втором полугодии 2017 года.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем (собственником твердых коммунальных отходов) и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Правила обращения с ТКО предусматривают порядок ликвидации несанкционированных свалок отходов. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место

несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Напоминаем, что со своими вопросами вы можете обратиться

в редакцию «Рабочего края», позвонив по телефону 32-42-79 в отдел

по работе с читателями, написать нам по адресу: 153000, Иваново, Степанова, 5, с пометкой «Почта «РК»,

или на электронный адрес [email protected]

Кто должен убирать несанкционированные свалки

Согласно Правилам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, в случае обнаружения региональным оператором мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – несанкционированная свалка), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации указанной свалки в течение 30 дней.

Читайте так же:  Структура административного правонарушения

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленной несанкционированной свалки с региональным оператором. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию несанкционированной свалки самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае за региональным оператором остается право обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Полномочия органов местного самоуправления в части уборки несанкционированных свалок

  • 24 июня 2016 года 12:33
  • Просмотров: 15128
  • Разъяснения законодательства

В силу ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов; охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

П.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Конституционный суд РФ в постановлении от 13.10.2015 №26-П указал, что в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

Принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться судом с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым – вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.

В соответствии со ст.ст. 2 и 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», понятие «поселение» и «территория поселения» различны. Понятие «поселение» связано с понятием «земли населенных пунктов», то есть земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Именно на такие земли распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению и использованию земель. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Таким образом, обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках, не входящих в категорию земель «земли населенных пунктов», и расположенных на землях лесного фонда, не может быть возложена на администрации поселений безусловно.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.

Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с изложенным, обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору.

Источники

Кто должен убирать несанкционированные свалки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here