Кто выносит протокол об административном правонарушении

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Кто выносит протокол об административном правонарушении", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.6 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 2 статьи 28.6 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ часть 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 28.6 настоящего Кодекса дополнена частью 4

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 28.6 настоящего Кодекса дополнена частью 4

5. В случае, если лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, не признало наличие события вменяемого административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 29.7 настоящего Кодекса.

ГАРАНТ:

См. схему «Упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях»

Может ли рассматривать дело об административном правонарушении лицо, составившее протокол по этому делу?

Диспозиция проста по содержанию. Лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении № 1, тут же или через некоторый промежуток времени рассматривает по существу дело об административном правонарушении № 1 с вынесением соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Первая же мысль приходит о грубом нарушении закона об административной ответственности – «судья» и «следователь» совмещены в одном лице. И в первую же очередь хочется подтвердить эту позицию (и обрадоваться) точкой зрения Верховного Суда РФ, неважно, где она выражена. И тут встревает два неприятных сюрприза:

1. На прямой вопрос в лоб Верховному Суду РФ последовал ответ без ответа: «Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает право должностных лиц или органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, кроме судей, составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае несогласия с постановлением по делу об административном правонарушении гражданин, в отношении которого вынесено это постановление, а также другие лица, имеющие в силу ст. 30.1 КоАП РФ право обжалования такого постановления, не лишены возможности обжаловать его в районный суд» (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.04.2004 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года»).

2. Верховный Суд РФ в относительно свежем решении от 22.01.2016 № 36-АД15-5 отстаивает позицию «можно» в ситуации, когда должностное лицо Роструда само составило протокол по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО и само же его рассмотрело. Районный суд заключил по делу: «Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не вправе рассматривать дело о данном административном правонарушении по существу». Но это разбилось о безукоризненную резолюцию Верховного Суда РФ: «Нормы, содержащей запрет на рассмотрение дела должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит».

Теперь пороемся в подходе высшей судебной инстанции. Сам обожаю этот довод – на самом деле он очень ценен. Ибо когда в дырявом КоАП РФ не можешь ничего понять по очередному казусу местного значения, то действительно, нет лучше приема, чем прекратить споры и рассуждать как школьники – «прямо не написано / прямо написано».

Но «школьным» методом можно дойти и до противного – а в КоАП РФ нет и разрешения на рассмотрение дела об административном правонарушении лицом, составившим протокол.

Чем можно еще оправдать подход, когда разрешается рассматривать протокол лицу, ему же его составившему? Наверное, тем, что, переходя на позиции высшей прагматичности, КоАП РФ и законы субъектов РФ – это законы оперативности. Если в битве за каждую условно 1000 рублей штрафа (даже понимая, что для многих людей это существенные деньги) проводить процедуры, достойные рассмотрения уголовного дела о коррупции, то тогда и оперативность из закона исчезает. Притом довод об «оперативности» находит в себе массу подтверждений: и сжатые сроки, и поверхностная со множеством дыр регламентация процедур, и судебная практика, отодвигающая массу процессуальных нарушений от термина «существенные», и так далее.

Читайте так же:  Отличие административного правонарушения от преступления

Буквальный подход Верховного Суда РФ превращает рассмотрение дела в пустую формальность, убивает ведомственный контроль за своими же подчиненными, а также устраняет то звено в виде «должностного-лица-специалиста», которое более компетентно в изучении обстоятельств дела и специальных норм закона, чем, скажем так, лицо, которое по закону рассматривает «всё».

Поэтому предлагаю ряд позиций, по которым можно попробовать переубедить Верховный Суд РФ. Ведь его мнения редко бывают окончательными и бесповоротными.

(а) Любопытна находка, что некоторые заключения Верховного Суда РФ с очевидностью притягиваются за уши к обозначенному вопросу. А это уже само по себе уменьшает плотность накопленного Верховным Судом РФ опыта по вопросу «лицо может рассмотреть по существу дело по собственному протоколу», что в свою очередь дает надежду для маневра.

К примеру, есть справка «Правонарушения в области дорожного движения: судебная практика применения КоАП РФ», подготовленная до системы КонсультантПлюс (Панкова О.В., 2014), где автор справки указывает: «В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики за I квартал 2007 г., уполномоченное должностное лицо вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в день составления протокола, поскольку никаких ограничений по этому поводу КоАП не установил. В целом судебная практика и ранее шла по этому пути, однако до появления названного разъяснения отсутствовало единообразное понимание того, вправе ли одно и то же должностное лицо составить протокол об административном правонарушении и вынести постановление по делу. В частности, некоторые судьи считали, что такая позиция не является правомерной, поскольку «никто не может быть судьей в собственном деле». Верховный Суд РФ не воспринял данный подход, указав на то, что уполномоченное должностное лицо вправе составить протокол и рассмотреть дело в один день при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката».

Парадокс в том, что такого мнения Верховного Суда РФ в самом Обзоре не видно. Там описана возможность оформления протокола и рассмотрения дела в один день. При этом не указано, кто именно это должен делать: «Вынесение постановления по делу об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении возможно при соблюдении предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела и воспользоваться услугами адвоката».

Проще говоря, Верховный Суд РФ по вопросу «может ли лицо рассмотреть по существу дело по собственному протоколу» в Обзоре судебной практики за I квартал 2007 г. не указал ничего.

Есть распространенное мнение, выраженное в том числе здесь, что якобы Верховный Суд РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 (пункт 10) имел ввиду, что раз должностные лица, составившие протокол, не являются участниками производства по делу об административном правонарушении, то они не вправе проводить административное разбирательство и выносить постановление по делу об административном правонарушении. Данный довод обычно приводится в совокупности с другими – лицо не может надлежаще провести проверку по ст. 29.1 КоАП РФ, не может само себе отправить протокол и т.д.

Но опять же – если почитать постановление, Верховный суд РФ имел ввиду не это. Высшая судебная инстанция в пункте 10 постановления фактически напоминала, что в главе 25 КоАП РФ нет ни слова про лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях. И там указывалось на лишение их права заявлять отводы и ходатайства. И поэтому притягивать мнение Верховного Суда РФ в постановлении № 5 в совокупность аргументации не совсем корректно.

(б) Что бы ни говорил сейчас Верховный Суд РФ, а нижестоящие суды частенько отстаивали противоположную позицию. Если свести воедино в какой-нибудь жалобе накопленную аргументацию местной практики, то можно попробовать Верховный Суд РФ продавить снизу. Привожу эти судебные позиции.

Б.1. По результатам анализа ст.ст. 28.8, 29.1, 29.4, 29.9 КоАП РФ делается вывод, что лицо, рассматривая собственный же протокол, не способно «объективно оценить правильность составления протокола и всех других документов, приобщенных к протоколу, оценить законность получения доказательств, а также произвести возвращение протокола невозможно; вынесение постановления о прекращении производства по делу также требует объективной оценки составленного протокола и приобщенных к нему документов» (решение Большесосновского районного суда Пермского края от 14.04.2015 по делу № 12-25/2015; решение Пермского краевого суда от 07.05.2014 по делу № 7-514/2014-21-327-2014).

Б.2. «В соответствии с ч. 2 ст. 29.2 КоАП РФ должностное лицо не может рассмотреть дело в случае, если это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривает возможности составления протокола об административном правонарушении и последующего рассмотрения дела одним и тем же должностным лицом ГАИ» (решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска от 09.11.2010 по делу № 12-341/2010).

Б.3. «КоАП РФ не содержит норм, предоставляющих право одному должностному лицу одновременно составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дело об административном правонарушении с вынесением постановления о применении административного наказания… Однако должностное лицо, действующее на стадии возбуждения дела об административного производства и направившего собственноручно составленный протокол на рассмотрение, уже полагает, что материалов по делу достаточно, а ошибок нет. При таких обстоятельствах это должностное лицо при рассмотрении дела и вынесении постановления будет исходить из первоначальных своих же установок о законности и достаточности собранных материалов по делу, а в случае обнаружения ошибок будет склонно к их утаиванию, т.е. будет заинтересовано в разрешении дела» (решение Череповецкого городского суда Вологодской области по делу № 12-608/2013 от 11.07.2013).

Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении (действующая редакция)

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Читайте так же:  Уголовный кодекс мелкое хулиганство

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Особенности назначения административного наказания без составления протокола

Название документа: Особенности назначения административного наказания без составления протокола
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Опубликован: Материал подготовлен специально для систем Кодекс/Техэксперт Дата принятия: 26 декабря 2016

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат АО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или АО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — АО «Информационная компания «Кодекс».

Что такое протокол об административном правонарушении?

Содержание:

В случае совершения действия или бездействия, которое запрещено административным кодексом РФ (КоАП), на нарушителя составляют протокол. В таком документе фиксируется только факт правонарушения, мера наказания не указывается. Кто наделен полномочиями оформлять такую бумагу, какая информация в ней прописывается и другие моменты рассмотрим в этой статье.

На основании протокола о правонарушении выносится постановление о наложении административного наказания. Этот документ можно оспорить. Но в случае, когда у человека нет юридического образования и опыта в административных делах, сделать ему это крайне сложно. Чтобы восстановить справедливость, советуем обратиться за помощью к профессионалу.

Нет времени читать статью?

Процедура подписания и вручение

В протоколе должны содержаться подписи двух лиц: составителя и виновного.

После этого копия документа под расписку передается нарушителю и пострадавшему.

Реализовать право на получение экземпляра не могут ни адвокаты, ни юристы, ни представители стороны, которая проигнорировала нормы закона.

Кто имеет полномочия

Если протокол был составлен лицом, не имеющим достаточных полномочий для этого, то документ попросту признается недействительным – данный момент рекомендуется отслеживать самому нарушителю, так как в дальнейшем он может стать решающим при вынесении решения суда.

Но, любой сотрудник правоохранительных структур при выяснении факта правонарушения может зафиксировать его в рапорте, который впоследствии будет передан лицам, обладающим достаточными полномочиями.

Кто именно будет заниматься делом – во многом зависит от характеристики ситуации.

При несоблюдении правил дорожного движения за составление документа отвечает инспектор ГИБДД, который обычно имеется на каждом посту.

Ошибки

К примеру, если произошло оформление в отсутствии виновного, то данный момент признается явным нарушением законных прав гражданина.

В расчет не берутся ошибки, которые не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела. То есть орфографические недочеты не могут быть признаны существенными.

Исключения: написание фамилии и имени гражданина.

Нарушения

При оформлении важное значение имеют сроки составления.

Если уполномоченными лицами они не были соблюдены, гражданин может избежать назначения наказания, так как произошло нарушение установленного законом процессуального порядка.

Обращение с жалобой

Ключевая обязанность прокуратуры – обеспечение надзора за деятельностью правоохранительных структур, в том числе ГИБДД, суда и полиции.

Обращение с жалобой о неправильном составлении протокола об административном нарушении необходимо направить в данный орган в максимально краткие сроки – до того, как материалы дела будут переданы в суд.

Если ответа не последовало, а повестка уже была получена, то на заседании потребуется повторно выразить свою претензию, уточнив момент с отсутствием реакции со стороны прокуратуры.

В расчет принимаются исключительно письменные заявления – устные просьбы никакого результата не принесут.

Что указывается в протоколе об административном правонарушении?

Сведения, которые указываются в протоколе, регулируются КоАП РФ. Сотрудник, оформляющий документ об административном правонарушении, обязательно должен внести в него:

  • дату;
  • место составления;
  • фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который составляет протокол;
  • информацию о правонарушителе (для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные; для организации: название, адрес, ИНН, ОГРН, данные исполнительного органа);
  • сведения о потерпевших и свидетелях, если имеются;
  • статью закона, которая была нарушена;
  • информацию о совершенном административном правонарушении (дату, место, суть);
  • краткие пояснения виновного лица.

Во время оформления протокола о правонарушении важно следить за тем, что именно пишет должностное лицо. По ходу составления документа вы вправе заявлять свои возражения, если уверены, что процедура нарушена.

После оформления протокола об административном правонарушении сотрудник государственной службы должен объяснить нарушителю и пострадавшей стороне (если она есть) их права и обязанности. В документе делается отметка об этом. После чего виновник должен ознакомиться с протоколом о правонарушении. Если он с чем-то не согласен, это необходимо отразить в документе, а уже после того подписывать бумагу.

Читайте так же:  Беспомощное состояние потерпевшего в уголовном праве

В каких случаях протокол не составляется?

При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.

Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют. Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю. Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.

Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину. Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.

Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.

Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.

Статья 28.6 КоАП РФ. Назначение административного наказания без составления протокола (действующая редакция)

1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Видео (кликните для воспроизведения).

1.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 225-ФЗ.

2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.

5. В случае, если лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, не признало наличие события вменяемого административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 29.7 настоящего Кодекса.

Протокол об административном правонарушении

Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, — в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования — по окончании расследования.

В протоколе (ст. 28.2 КоАП РФ) указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Делается запись о разъяснении прав и обязанностей участников производства по делу.

В случае если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, а также в случае совершения отдельных правонарушений, связанных с нарушением законодательства об исполнительном производстве, протокол не составляется. Если при этом лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

Протокол направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение трех суток с момента составления протокола. Протокол, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое «Протокол об административном правонарушении» в других словарях:

Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, составляемый сотрудником органа КГБ в ходе и результатах административных действий: задержании правонарушителя, личном досмотре задержанного и досмотре находящихся при нем вещей. Форма составления протокола произвольная … Контрразведывательный словарь

Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, составлением которого возбуждается дело об административном правонарушении. Протокол составляется уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной… … Административное право. Словарь-справочник

ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ — см. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ … Энциклопедия юриста

Протокол об административном правонарушении (при нарушении законодательства о выборах и референдумах) — составляемый уполномоченными законом лицами административно юрисдикционный , в котором фиксируется факт совершения административно наказуемого нарушения законодательства о выборах и референдумах, и иные юридические значимые обстоятельства (факт… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении — составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом; в нем указываются: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; событие рассматриваемого административного правонарушения; сведения о … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Читайте так же:  Иск о пропуске срока исковой давности

ПРОТОКОЛ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ) ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ — административно процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Составляется уполномоченным на то должностным лицом… … Юридический словарь

протокол об административном — (постановление) об административном правонарушении административно процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении.… … Большой юридический словарь

протокол (постановление) об административном правонарушении — административно процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Составляется уполномоченным на то должностным лицом… … Большой юридический словарь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ — ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ административно процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по… … Энциклопедия юриста

Момент возбуждения дела об административном правонарушении — дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; составления протокола об административном правонарушении … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Статья 28.5 КОАП РФ. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

В повседневной жизни гражданин чаще всего встречается с протоколами о правонарушении, которые оформляют сотрудники дорожной полиции. Это происходит в случае нарушения правил ГИБДД: превышения скорости, езды на красный свет светофора и т.д.

Возбуждение дела

Дело признается открытым, если:

  • оформлен протокол на месте происшествия;
  • составлен акт о необходимости применения дел по данному правонарушению;
  • прокуратурой вынесено постановление о возбуждение дела по факту несоблюдения норм закона;
  • уточнено определение об открытии с учетом необходимости проведения дополнительных мероприятий по расследованию.

Если после предоставления всех подтверждающих материалов в возбуждении дела было отказано, уполномоченное лицо должно мотивировать свое решение в письменной форме, направив его подателю заявления.

Регламент привлечения к ответственности

Не все лица обеспечивают соблюдение установленных норм, поэтому гражданину важно знать их – лишь это поможет в полной мере защитить собственные права и интересы.

В отсутствии лица

В случае отсутствия лица, по которому был выявлен факт совершения административного правонарушения, законом допускается оформление протокола.

Копия документа должна быть направлена нарушителю в течение трех дней с даты оформления.

Сейчас это особенно актуально, учитывая все большее распространение средств автоматической фото- и видеофиксации.

Что дальше после выявления проступка

При установлении факта правонарушения может быть несколько вариантов дальнейших событий:

  • у нарушителя нет претензий к содержанию, он несет положенную ответственность;
  • у нарушителя имеются претензии, проводятся дополнительные мероприятия, вопрос решается либо специальной комиссией, либо в суде;
  • суд принял решение о назначении наказания, но нарушитель не согласен с постановлением, происходит обжалование в вышестоящих инстанциях с проведением дополнительных мероприятий.

Во многом развитие ситуации зависит от индивидуальных обстоятельств – наличие отягчающих или облегчающих позиций может стать элементом, существенно влияющим на итоговый результат рассмотрения дела.

Время давности

В случае с нарушением ПДД временной промежуток увеличивается до 12 месяцев.

Комментарии к ст. 28.5 КОАП РФ

1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).

Читайте так же:  Списание долгов по истечении срока давности

4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении оформляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Если нужно установить дополнительную информацию по делу или о виновнике, то составление документа можно отсрочить максимум на 2 дня.

В случае, когда для определения фактов или виновного лица требуется расследование административного правонарушения, документ оформляется после этого процесса. На это тоже отведен определенный срок — не более одного месяца.

Например, граждане попали в ДТП (дорожно-транспортное происшествие), однако явно не понятно, кто является виновником аварии и из-за чего она произошла. Для установления таких фактов требуется экспертиза. Соответственно, сотрудник ГИБДД выносит постановление о расследовании правонарушения, и приостанавливает оформление протокола на один месяц.

Образец документа

Содержание протокола об административно правонарушении:

  • дата и место составления;
  • персональные сведения уполномоченного лица, ответственного за оформление;
  • личные сведения виновного гражданина;
  • персональные сведения свидетелей;
  • краткая, но информативная характеристика административного правонарушения;
  • статьи закона, по которым виновный может быть привлечен к ответственности;
  • объяснения виновного;
  • опись материалов;
  • отметка о разъяснении прав и выдаче копий;
  • подписи сторон.

Стандартно каждый уполномоченный сотрудник имеет бланк с соответствующими позициями, поэтому проблем с оформлением возникнуть не должно.

Порядок и правила оформления в 2020 году

Каждый год привносит новые корректировки в процессуальные нормы, поэтому важно знать актуальные в 2020 году требования к порядку и правилам оформления.

Основания

В качестве причин, принятых законом достаточными, выделяют:

  • выявление уполномоченными лицами фактов несоблюдения норм закона;
  • поступление от правоохранительных структур, государственных служб и общественных учреждений сведений, подтверждающих совершение правонарушения;
  • регистрация ситуации с игнорированием положений законодательной системы на участках дорожного движения с применением средств фото- и видеофиксации.

Могут быть использованы в качестве основания соответствующие сообщения от обычных граждан, в которых содержится указание на нарушение.

Место

Не редкость, когда владельцы транспортных средств получают уведомление об оформлении протокола по совершенному правонарушению в регионе, отличающимся от региона проживания.

Не имея возможности задерживаться на долгий период в субъекте РФ, где был составлен документ, нарушитель может ходатайствовать о переносе рассмотрения дела по месту жительства – отказать ему в этом уполномоченные лица не имеют права.

Понятые

Присутствие понятых при составлении протокола не является обязательным. Но нарушитель может настоять на этом.

В таком случае количество свидетелей должно быть не менее двух. В документе указываются их персональные сведения и замечания (при наличии).

В качестве понятого может выступать любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в результате дела.

Уведомление (извещение)

Порядок извещения уточнен в ст. 25.15. КоАП РФ.

Согласно данной статье, уведомление должно быть направлено лицам, принимающим участие в деле об административном правонарушении, в установленные сроки с использованием:

  • повестки с уведомлением о вручении;
  • заказного письма с уведомлением о вручении;
  • телеграммы;
  • телефонограммы;
  • иных вариантов, обеспечивающих возможность фиксации факта получения нарушителем извещения.

Если участником процесса будет доказан факт об отсутствии уведомления, все претензии со стороны ответственных структур в отношении гражданина могут быть сняты.

Требования

При оформлении должны быть соблюдены все критерии КоАП РФ. Основные требования:

  • соблюдение процессуальных норм (разъяснение прав, следование срокам, допущение свидетелей и понятых);
  • отсутствие помарок, делающих невозможным прочесть содержание документа;
  • отсутствие ошибок в персональных сведениях сторон и свидетелей.

Каждый уполномоченный сотрудник обязан знать их. Не будет лишним иметь актуальную информацию и простым гражданам.

Сроки

Время является ключевым фактором в обеспечении соблюдения норм закона – игнорирование установленных периодов предоставляет нарушителю право избежать наказания.

Статья 28.5

Ст. 28.5 КоАП РФ уточняет сроки составления:

Незамедлительно После установления факта правонарушения
В течение 2 суток При возникновении необходимости уточнения отдельных обстоятельств
В течение нескольких месяцев При возникновении необходимости проведения административного расследования

Последняя позиция дополнительно рассматривается в ст. 27.7 КоАП РФ.

Незамедлительное

Протокол должен быть составлен незамедлительно, если должностное лицо обладает всеми сведениями и материалами, которые подтверждают факт совершения правонарушения и могут быть использованы для доказательства реальной ситуации.

Когда требуется время

Оформление документа может быть оттянуто по времени на срок до 2 суток, если возникла необходимость в уточнении информации такого характера:

  • смягчающие, отягчающие обстоятельства или позиции, подтверждающие малую значимость нарушения;
  • персональные сведения о правонарушителе (физическом лице): паспортные реквизиты, ФИО, место работы, должность, место прописки и фактического проживания, семейное положение, наличие иждивенцев и т.п.;
  • персональная информация о нарушителе (юридическом лице): ИНН, ОКПО, наименование учреждения, фактический и юридический адрес.

Установленный период обусловлен временными затратами на направление запросов в уполномоченные структуры для выяснения вышеперечисленных позиций.

Предварительное расследование обстоятельств

Срок составления может быть растянут до 6 месяцев, если возникла необходимость в реализации процедуры предварительного расследования.

Для этого подается ходатайство о продлении стандартного периода.

Обжалование решения постановления суда

В случае несогласия с результатами рассмотрения судом факта о нарушении положений административного кодекса, можно подать претензию в вышестоящую инстанцию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы зря не терять время, следует жалобу подкрепить достаточными основаниями. Запросить образец можно в любой судебной инстанции.

Источники

Кто выносит протокол об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here