Лица не подвергающееся административному наказанию

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Лица не подвергающееся административному наказанию", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Содержание

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Комментарий к Ст. 4.6 КоАП РФ

1. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, можно считать административным аналогом судимости в уголовном праве. В этот период лицо, которому уже назначено административное наказание, находится под повышенным юридическим вниманием со стороны государства для того, чтобы убедиться, что наказание достигло своей цели — предупреждение совершения нового административного правонарушения данным лицом (ст. 3.1 КоАП РФ).

2. Можно выделить следующие условия действия настоящей статьи:

— вынесено и вступило в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности, назначающее наказание субъекту административного правонарушения;

— данное постановление исполнено субъектом, т.е. наказание отбыто (выплата штрафа, истечение срока лишения специального права и т.д.);

— начало течения срока — срок фактического исполнения постановления;

— факт исполнения постановления должен быть подтвержден соответствующим документом (квитанция об оплате штрафа, акт изъятия оружия и т.д.);

— срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет 1 год;

— указанный срок считается погашенным автоматически, документального оформления истечения срока не требуется.

3. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, влечет для субъекта определенные юридические последствия, а именно если в течение указанного срока лицо совершает однородное административное правонарушение, данное обстоятельство при назначении наказания за вновь совершенное правонарушение будет учитываться в качестве отягчающего (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

Комментарий к Статье 4.6 КоАП РФ

Административно-правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закреплен статьей 25.1 КоАП. При этом срок вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении регулируется статьями 31.1, 31.2 КоАП, а окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания — статьей 31.10 КоАП. Данные нормы необходимо учитывать для правильного исчисления срока, в течение которого физическое, должностное или юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию, и со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, с которого начинает течь один год.

При применении административного наказания, исчисляемого определенным сроком (лишение специального права, административный арест и дисквалификация), день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении.

Другой комментарий к Ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Сущность установленного данной статьей срока заключается в том, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, и является сроком погашения данного наказания. Он выполняет определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых административных правонарушений.

Признание лица подвергнутым административному наказанию влечет для него правовые последствия. При определенных условиях наказание может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, служить квалифицирующим признаком для применения более строгой меры наказания. Однако признание лица подвергнутым административному наказанию не может повлиять на квалификацию административного правонарушения: сколько бы раз одно и то же лицо ни совершало административное правонарушение, ни одно из совершенных правонарушений не может перейти в другой юридический состав.

Срок погашения административного наказания не дифференцируется в зависимости от вида, срока и размера административного наказания. Он равен одному году.

Течение срока погашения начинается со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания: в случае наложения административного наказания в виде предупреждения начало погашения годичного давностного срока совпадает с днем назначения наказания; срок окончания исполнения административного наказания при назначении штрафа, административного ареста, лишения специального права, дисквалификации совпадает соответственно с выплатой штрафа, со сроком окончания фактического отбывания административного ареста или с истечением срока, на который гражданин был лишен специального права, а также с истечением срока дисквалификации должностного лица; давностный срок принудительного административного выдворения исчисляется с момента фактического выдворения.

Совершение нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания. Он начинает течь с момента исполнения административного наказания, назначенного уже за вновь совершенное административное правонарушение.

Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.

Основанием полного погашения административной наказанности является истечение годичного срока, предусмотренного данной статьей, и несовершение в течение указанного периода нового административного правонарушения. С момента погашения срока административной наказанности лица факт совершения им в прошлом административного правонарушения при совершении нового не может учитываться в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность.

Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказанию, то срок погашения исчисляется со дня окончания исполнения того взыскания, которое по времени было исполнено последним.

Статья 4.3 КоАП РФ. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Новая редакция Ст. 4.3 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Читайте так же:  Оскорбление человеческого достоинства

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к статье 4.6 КоАП РФ

Административно-правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закреплен статьей 25.1 КоАП РФ. При этом срок вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении регулируется статьями 31.1, 31.2 КоАП РФ, а окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания — статьей 31.10 КоАП РФ. Данные нормы необходимо учитывать для правильного исчисления срока, в течение которого физическое, должностное или юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию, и со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, с которого начинает течь один год.

При применении административного наказания, исчисляемого определенным сроком (лишение специального права, административный арест и дисквалификация), день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении.

Другой комментарий к статье 4.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Данное правило исчисления срока, в течение которого физическое, юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию, применяется и при рецидиве совершения административного проступка; исчисление указанного срока не зависит от того, совершен ли проступок в первый раз или ему предшествовало совершение одного либо нескольких административных правонарушений, в том числе в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

В случае применения административных наказаний, ограничивающих имущественные права нарушителя (административного штрафа, возмездного изъятия и конфискации), день окончания исполнения наказания совпадает с датой добровольного или принудительного исполнения постановления о назначении денежного взыскания в виде административного штрафа либо соответствует дню отчуждения у нарушителя имущественного объекта — орудия совершения или предмета административного правонарушения.

При применении административного наказания, исчисляемого определенным сроком (лишение специального права, административный арест и дисквалификация), день окончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении.

2. При определении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, учитывается повторность совершения только административного проступка; совершение любого иного правонарушения (например, дисциплинарного или гражданско-правового), преступления не сказывается на исчислении указанного срока.

3. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (см. комментарии к ст. 31.1, 31.2).

Об окончании производства по исполнению постановления о назначении административного наказания см. комментарий к ст. 31.10.

Комментарии и консультации юристов по ст 4.6 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 4.6 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Как изменился порядок исчисления срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Как изменился порядок исчисления срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ? Изменилась ли в связи с этим квалификация административного правонарушения в качестве повторного?

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП повторность выражается в совершении административного правонарушения лицом, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по ч. 2 ст. 12.9 КоАП, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП).

По смыслу ст. 4.6 КоАП лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Отметим, что ныне действующая редакция данной нормы (в ред. Федерального закона от 23.07.2013) существенно изменилась по сравнению с ее прежней редакции, действовавшей до 01.09.2013, которая предусматривала иной порядок исчисления установленного в ней срока. В связи с этим существенно изменился (в сторону увеличения) и срок, в течение которого совершение однородного административного правонарушения образует повторность.

Так, ранее лицо считалось подвергнутым административному наказанию в течение года со дня окончания исполнения наказания. Следовательно, если наказание, назначенное по предыдущему постановлению, фактически не было исполнено и срок давности приведения его в исполнение, который в силу ч. 1 ст. 31.9 КоАП составляет два года со дня вступления постановления в законную силу, не истек, то административное правонарушение не могло считаться совершенным повторно. В соответствии с новой позицией законодателя лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение всего срока давности приведения постановления в исполнение и еще в течение года после его исполнения. При этом точкой отсчета годичного срока для погашения административного наказания, как и прежде, является день фактического окончания его исполнения, который определяется исходя из содержания назначенного наказания и может совпадать с моментом полной выплаты суммы штрафа, днем окончания отбывания административного ареста или с истечением срока, на который было назначено лишение права управления транспортными средствами и т.п.).

Если постановление по делу об административном правонарушении не исполнено либо исполнено частично, то годичный срок погашения административного наказания начинает исчисляться со дня, следующего за днем истечения двухгодичного срока давности приведения постановления в исполнение, с учетом установленной в ст. 31.9 КоАП возможности его приостановления и перерыва.

Например, лицо, привлеченное к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 2 года, будет считаться подвергнутым административному наказанию в течение 3 лет со дня вступления соответствующего постановления в законную силу.

В случае назначения наказания в виде административного штрафа, сумма которого добровольно уплачена лицом, привлеченным к административной ответственности, либо взыскана с него в рамках исполнительного производства, указанное лицо будет считаться подвергнутым административному наказанию со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу до даты его фактического исполнения и еще в течение года после этой даты.

Однако если в течение всего срока давности приведения такого постановления в исполнение сумма штрафа виновным не была уплачена, то срок административной наказанности будет составлять три года со дня вступления постановления в законную силу. И до истечения указанного срока совершение однородного административного правонарушения должно квалифицироваться как повторное.

Как видим, это принципиально отличается от прежней редакции ст. 4.6 КоАП, в период действия которой административное правонарушение, совершенное в период исполнения наказания по предыдущему постановлению, то есть со дня вступления данного постановления в законную силу и до даты его фактического исполнения либо до истечения срока давности приведения его в исполнение, не рассматривалось в качестве повторного.

Читайте так же:  Срок давности привлечения к уголовной ответственности фссп

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ статья 4.6 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.6 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

>
Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.3 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса внесены изменения

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического, утвержденный приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. N 933н

См. Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденные постановлением Правительства России от 23 января 2015 г. N 37

См. Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденные постановлением Правительства России от 26 июня 2008 г. N 475

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ статья 4.3 настоящего Кодекса дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Глава 4. Назначение административного наказания (ст.ст. 4.1 — 4.8)

Глава 4. Назначение административного наказания

ГАРАНТ:

См. схему «Назначение административного наказания»

>
Общие правила назначения административного наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

4. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Комментарий к статье 4.4. КоАП РФ:

1. Статья предусматривает два порядка назначения административного наказания в зависимости от того, какую совокупность составляют совершенные административные правонарушения — реальную или идеальную.

2. Реальная совокупность представляет собой совершение двух или более административных правонарушений, ни за одно из которых лицо не подвергалось административному наказанию. В соответствии с комментируемой статьей в таких случаях административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение (ч. 1). Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений производится при наличии следующих общих условий:

  • а) совершение лицом двух или более административных правонарушений;
  • б) каждое из совершенных административных правонарушений квалифицируется по отдельной статье (части статьи) Особенной части комментируемого Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях;
  • в) по каждому правонарушению не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5);
  • г) ни за одно из них лицо не подвергалось административному наказанию.

3. При назначении административного наказания по реальной совокупности административных правонарушений, прежде всего, следует выяснить, является ли содеянное одним правонарушением либо имеет место несколько самостоятельных административных правонарушений. Признаком реальной совокупности является совершение административных правонарушений различными действиями (актами бездействия). При этом важно установить, образуют ли ряд последовательных противоправных действий отдельные составы административных правонарушений или они составляют единое продолжаемое или длящееся правонарушение, либо налицо повторность однородного правонарушения. Поэтому реальную совокупность следует отличать от повторности, от продолжаемых или длящихся административных правонарушений.

4. Повторность — это совершение лицом двух или более административных правонарушений, превращающих простой вид данного правонарушения в квалифицированный, за совершение которого может быть установлена повышенная административная ответственность.

Читайте так же:  Совершенствование административных штрафов

5. Продолжаемое административное правонарушение состоит из ряда сходных по их направленности и содержанию действий, которые в совокупности образуют единое правонарушение. К продолжаемым административным правонарушениям относится, например, нарушение правил пользования топливом и энергией (ст. 9.11).

6. Длящееся правонарушение выражается в длительном невыполнении обязанностей, за несоблюдение которых установлена административная ответственность. Например, уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной структур (ст. 9.13 Кодекса).

7. По правилам ч. 1 комментируемой статьи назначаются административные наказания за совокупность административных правонарушений, по каждому из которых не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса (см. комментарий к этой статье). Необходимо также выяснить, не подвергалось ли лицо административному наказанию за одно из совершенных правонарушений.

8. В отличие от уголовного законодательства Кодекс не предусматривает возможности сложения административных наказаний (полного или частичного), назначенных за совершение нескольких административных правонарушений. Административное наказание согласно ч. 1 комментируемой статьи назначается за каждое правонарушение в отдельности.

9. Иной порядок назначения административных наказаний установлен ч. 2 ст. 4.4 Кодекса. Он связывается с двумя условиями:

  • а) наличие идеальной совокупности административных правонарушений, т.е. совершением лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями Кодекса;
  • б) рассмотрение дел о совершенных правонарушениях подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.

10. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Закон содержит уточнение данного правила применительно к отдельным видам административных наказаний (ч. 3 комментируемой статьи). Во-первых, исключается возможность назначения административного наказания в виде предупреждения. Наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения. Во-вторых, при наличии штрафных санкций избирается та, которая предусматривает наибольший размер административного штрафа в денежном выражении.

11. При назначении административного наказания в соответствии с ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций статей, по которым квалифицируется содеянное.

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

СТ 4.6 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Комментарий к Ст. 4.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Вынесение постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ) влечет наступление юридически значимых последствий, связанных, во-первых, с обязательностью исполнения постановления по делу об административном правонарушении всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (см. комментарий к ст. 31.2 КоАП РФ); во-вторых, с возникновением состояния административной наказанности лица, которому назначено административное наказание.

2. Состояние административной наказанности продолжается в течение: срока исполнения постановления о назначении административного наказания, продолжительность которого зависит от вида административного наказания (см. комментарий к ст. ст. 32.1 — 32.14 КоАП РФ), и срока, равного одному году со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и который может быть назван сроком давности погашения административного наказания.

3. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. 31.1 КоАП РФ).

4. В случае назначения основного и дополнительного административных наказаний срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

5. Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, он истекает в 24.00 последних суток этого года и не требует процессуального оформления.

Комментарии к СТ 4.6 КоАП РФ

Статья 4.6 КоАП РФ. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Комментарий к статье 4.6 КоАП РФ:

1. Лицо, в отношении которого велось производство по делу, считается подвергнутым административному наказанию с момента вступления в силу постановления о назначении административного наказания (относительно сроков вступления в силу постановлений по делам об административном правонарушении см. комментарий к ст. 31.1). В состоянии так называемой административной наказанности лицо находится как в период исполнения административного наказания, так еще и в течение определенного законом срока после исполнения наказания. Этот срок является давностным сроком для погашения административного наказания. Он равен одному году, исчисляемому со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. После истечения этого года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

2. Срок для погашения наказания — это своего рода испытательный срок, во время которого лицо, привлеченное к ответственности, должно доказать, что оно исправилось. Поэтому точкой отсчета годичного срока для погашения наказания является не момент вынесения постановления о назначении административного наказания, а день фактического окончания исполнения назначенного наказания.

3. Годичный срок погашения административного наказания установлен для всех административных наказаний независимо от их вида, размера и сроков.

4. В случае назначения административного наказания в виде предупреждения начало годичного давностного срока совпадает с днем назначения самого наказания.

5. Срок окончания исполнения наказания при назначении административного штрафа, административного ареста, лишения специального права, административного приостановления деятельности совпадает, соответственно, с моментом полной выплаты штрафной суммы, днем окончания фактического отбывания административного ареста, с истечением срока, на который было назначено лишение специального права или административное приостановление деятельности.

6. Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказаниям, то годичный срок исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

7. Погашение административного наказания после истечения годичного срока наступает автоматически и не требует оформления специальным документом.

8. Повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (см. п. 2 ч. 1 ст. 4.3), а в ряде случаев может служить квалифицирующим признаком для применения более суровой меры административной ответственности (см., например, ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Статья 4.6 КоАП РФ. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Новая редакция Ст. 4.6 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Комментарий к Ст. 4.4 КоАП РФ

1. Согласно комментируемой статье при совершении нескольких самостоятельных административных правонарушений административное наказание назначается за каждое в отдельности. При совершении нескольких административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Читайте так же:  Протокол о возбуждении административного правонарушения

При назначении административного наказания за каждое совершенное лицом правонарушение необходимо руководствоваться сроками давности привлечения к административной ответственности, где при истечении указанных сроков исключается возможность назначения административного наказания (см. комментарий к ст. 4.5).

Для этого необходимо четкое разграничение определений продолжаемого, длящегося и повторно совершенного административного правонарушения (см. комментарий к ст. ст. 4.3, 4.5).

При совершении двух или более административных правонарушений, ни за одно из которых лицо не подвергалось административному наказанию, в соответствии с комментируемой статьей административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение.

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений производится при наличии следующих общих условий:

1) совершение лицом двух или более административных правонарушений;

2) каждое из совершенных административных правонарушений квалифицируется по отдельной статье Особенной части комментируемого Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях;

3) по каждому правонарушению не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности;

4) ни за одно из них лицо не подвергалось административному наказанию.

При этом следует выяснить, является ли содеянное одним правонарушением либо имеют место несколько самостоятельных административных правонарушений. Признаком такого разграничения является совершение административных правонарушений различными действиями (бездействием). При этом важно установить, образуют ли ряд последовательных противоправных действий отдельные составы административных правонарушений или они составляют единое продолжаемое или длящееся правонарушение, либо налицо повторность однородного правонарушения.

Повторность — это совершение лицом двух или более административных правонарушений, превращающих простой вид данного правонарушения в квалифицированный, за совершение которого может быть установлена повышенная административная ответственность.

Продолжаемое административное правонарушение состоит из ряда сходных по их направленности и содержанию действий, которые в совокупности образуют единое правонарушение. К продолжаемым административным правонарушениям относится, например, нарушение правил пользования топливом и энергией (ст. 9.11).

Длящееся правонарушение выражается в длительном невыполнении обязанностей, за несоблюдение которых установлена административная ответственность. Например, уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной структур (ст. 9.13).

2. Частью 2 комментируемой статьи установлен другой порядок назначения административных наказаний, который заключается в двух условиях:

1) наличие идеальной совокупности административных правонарушений, т.е. совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями Кодекса;

2) рассмотрение дел о совершенных правонарушениях подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.

Таким образом, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. Однако, согласно ч. 3 комментируемой статьи, исключается возможность назначения административного наказания в виде предупреждения. Наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения. А также при наличии штрафных санкций избирается та, которая предусматривает наибольший размер административного штрафа в денежном выражении.

Назначение административных наказаний осуществляется с учетом сопоставимости санкции и предусмотренных возможностей назначения наказаний одного вида, предупреждений или денежных взысканий в виде административного штрафа.

4. При этом учитываются положения о применении основных и дополнительных видов административных наказаний (см. комментарий к ст. 3.3).

Статья 4.4. КоАП РФ. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

Ст 4.4 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

  • 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
  • 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

4. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Комментарий к Статье 4.3 КоАП РФ

1. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, содержится в КоАП и не подлежит расширительному толкованию ни законами субъектов Федерации, ни судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело (за исключением п. 6 ч. 1 данной статьи).

Основанием приобщения имеющих место обстоятельств к категории отягчающих является увеличение общественной опасности тех последствий, которые повлек за собой совершенный проступок.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, корреспондирует статье 28.3 КоАП, которая содержит перечень тех самых уполномоченных лиц, упоминающихся в данном случае. Хотя нельзя говорить, что данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию в рамках и на основании действующего законодательства РФ или субъектов РФ. К уполномоченным лицам можно отнести должностных лиц органов государственной власти и управления, а также других должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия в сфере соблюдения установленных норм и правил. При совершении административных правонарушений в зоне проведения контртеррористических операций признак обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствует, так как действующими нормами предусмотрена самостоятельная административная ответственность (см. комментарий к статье 20.27 КоАП).

Административное правонарушение считается повторным при совершении однородного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, в течение одного года, который исчисляется с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к статье 4.6 настоящего Кодекса). Повторность выражается в совершении двух или более самостоятельных административных правонарушений, что характеризует отношение лица к совершаемому или совершенному им административному проступку, и выступает отягчающим обстоятельством при привлечении лица к административной ответственности.

Особое внимание в данном случае необходимо обратить на четкое разграничение определений продолжаемого, длящегося и повторно совершенного административного правонарушения. Так, к длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени (см. комментарий к статье 4.5 КоАП РФ).

Относительно вовлечения несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения в виде обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необходимо учитывать наличие самостоятельного состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.10 КоАП, где говорится об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, вплоть до уголовной — статьи 150, 151 Уголовного кодекса.

Усиливают общественную опасность и групповые правонарушения, совершенные умышленно при совместном участии двух или более лиц. Где определяющую роль играет характер и степень фактического участия каждого лица в совершении общественно опасного деяния.

В условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах квалификацию состава административного правонарушения необходимо проводить с учетом положений ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении» (Парламентская газета. 2001. 1 июня; Российская газета. 2001. 2 июня; СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277) и статьи 20.5, 20.6 КоАП. Однако при выявлении признаков бюджетного, налогового правонарушения данное обстоятельство, являющееся по КоАП отягчающим, не только не принимается во внимание, но и согласно п. 1 ст. 111 Налогового кодекса относится к обстоятельствам, исключающим вину юридического или физического лица в совершении налогового правонарушения. Так как стихийное бедствие или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают привлечение к ответственности.

Читайте так же:  Скидки на оплату административных штрафов

В свою очередь, квалификация административных правонарушений, а также преступлений, совершенных с превышением пределов крайней необходимости, всегда сопряжена с установлением объективной стороны соответствующего правонарушения и подтверждением соответствующих фактов, т.е. в этих случаях, в отличие от налогового проступка, необходимы специальные средства доказывания.

Состояние опьянения выступает самым распространенным отягчающим обстоятельством при совершении административного правонарушения, что устанавливается медицинским экспертным заключением (актом) на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2002 N 930 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5233; Российская газета. 2002. 31 декабря) и Приказа Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 (ред. от 10.01.2006) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (Российская газета. 2003. 24 июля) (изменения внесены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.01.2006 N 1, которые опубликованы в Российской газете 02.03.2006), а в отдельных случаях на основании показаний свидетелей.

Необходимо отметить, что настоящий Кодекс содержит и самостоятельные составы административных правонарушений, связанных с состоянием опьянения, например ст. 11.9, 11.13, 12.8, 12.26.

Кроме того, статьей 27.12 КоАП закреплен порядок отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования (см. комментарий).

Факт допустимости усмотрения суда, органа или должностного лица, назначающего административное наказание, является важной гарантией полного, объективного, всестороннего выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения.

2. Согласно части 2 комментируемой статьи обстоятельства не могут быть учтены как отягчающие ответственность, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака проступка соответствующими нормами об ответственности за совершение административного правонарушения, примеры которых были приведены выше.

Другой комментарий к Ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Наряду с обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в КоАП РФ предусмотрены и условия, при которых возможно усиление административной ответственности. Таковыми признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

2. Из текста статьи видно, что перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, претерпел некоторые изменения в сравнении с КоАП РФ РСФСР. В частности, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление, не указывается в числе обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Перечень обстоятельств, усиливающих административную ответственность, является исчерпывающим.

3. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, следует рассматривать как нежелание правонарушителя отказаться от противоправного поведения, как игнорирование правомерных требований уполномоченных на то лиц. Это условие следует отличать от неисполнения законных требований, образующих самостоятельный состав административного правонарушения и предусмотренных Особенной частью КоАП РФ. Например, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства (ст.12.25); неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст.18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст.19.4); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ст.19.5), и др.

4. Повторное, в течение года, совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, свидетельствует об устойчивой противоправной установке (например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты лицом, ранее наказанным за данное нарушение; обман потребителей в одной из форм, перечисленных в ст.14.7, в частности, обмеривание, обвешивание, обсчет потребителя лицом, ранее наказанным за обмеривание, обвешивание, обсчет; перемещение товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа лицом, ранее наказанным именно за нарушение режима зоны таможенного контроля, предусмотренного ст.16.5).

5. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения предполагает наличие со стороны правонарушителя однородных неоднократных действий, направленных на достижение противоправного результата. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения усиливает административную ответственность, независимо от того, в какой форме оно осуществлялось: обман, уговоры, использование зависимого положения и др. При этом следует учитывать, что в КоАП РФ содержатся юридические составы, в диспозиции которых вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения рассматривается в качестве квалифицирующего признака (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ — ст.6.10).

6. Под совершением правонарушения группой лиц понимается разовое, спонтанное объединение усилий для совершения правонарушения. Очевидно, что размер ответственности этих лиц должен устанавливаться индивидуально в зависимости от степени участия каждого из них в совершении административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных ситуаций представляет собой повышенную общественную опасность. Поэтому законодателем предусмотрены и самостоятельные юридические составы, в диспозиции которых указанные условия являются квалифицирующими признаками (нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций — ст.20.6).

8. Как известно, большинство правонарушений совершается лицами в нетрезвом состоянии. Совершение правонарушения в состоянии опьянения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Под состоянием опьянения следует понимать наличие в организме алкоголя или наркотических средств. Освидетельствование производится как с использованием технических средств, так и путем направления данных лиц в медицинские учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом. Судья, орган, должностное лицо, назначающее административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Это означает, что признание условия, указанного в данной статье в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, является правом лиц, уполномоченных налагать административные наказания. Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является квалифицирующим признаком (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения (ст.11.9), управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст.12.8), невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения — ст.12.26).

Источники

Лица не подвергающееся административному наказанию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here