Мера обеспечения по административному делу

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Мера обеспечения по административному делу", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 27.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.1 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

>
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 27.1 КоАП РФ

1. В комментируемой статье определены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административного пресечения), а также цели применения этих мер.

В соответствии с ч. 1 данной статьи применение мер пресечения предшествует последующим процессуальным действиям, определенным КоАП: возбуждению дел об административном правонарушении, подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, рассмотрению дела, вынесению постановления, определения по делу. Таким образом, меры пресечения могут быть применены к лицу, в отношении которого ведется производство по делу (лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения); об этом свидетельствует применение мер пресечения в виде изъятия вещей и документов, правовые последствия которых обусловлены результатами рассмотрения дела: при вынесении постановления о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, определенных ст. 24.5 КоАП, изъятые вещи и документы, не относящиеся к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, подлежат возвращению их владельцу.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи применение мер административного пресечения возможно также и в случае исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания. В указанных случаях конкретная мера пресечения применяется в отношении физического, юридического лица, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Применение мер административного пресечения сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, поэтому согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ они применяются только в случаях, установленных КоАП.

2. Как правило, следствием применения мер административного пресечения является ограничение имущественных прав граждан. В частности, осуществление досмотра вещей, досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей сопряжены с ограничением отдельных имущественных правомочий: права пользования, права распоряжения движимым имуществом или недвижимостью.

Ограничение имущественных прав, права на свободу передвижения (при применении административного задержания) в случаях, установленных КоАП, как правило, предусматривает бессудную процедуру осуществления указанных ограничений. Применительно к имущественным правам возможность бессудной (административной) конфискации предусмотрена п. 2 ст. 243 ГК, но только в тех случаях, когда она определена федеральным законом.

Читайте так же:  Конфискация орудия или предмета административного наказания

3. Применение мер административного пресечения допускается только в случаях, когда невозможно осуществление иных предусмотренных КоАП процессуальных действий, не сопряженных с ограничением прав и свобод человека. В частности, меры административного пресечения не могут быть применены при производстве по делам в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется; как правило, это предусмотрено при совершении проступков, не представляющих значительной общественной опасности (см. комментарий к ст. 28.6).

Меры административного пресечения могут быть также применены, если лицо оспаривает наличие событий административного правонарушения, а также в случаях, когда предусмотрено назначение (наложение) административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа без составления протокола, если лицо считает применяемое к нему административное наказание несоразмерным административному правонарушению либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

4. Порядок осуществления мер административного пресечения предусматривает составление специального протокола, либо об их применении указывается в протоколах об административном правонарушении. В случае административного задержания наряду с протоколом об административном правонарушении составляется специальный протокол о применении данной меры пресечения.

5. О возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, см. комментарий к ст. 4.7.

Согласно ст. 1070 ГК вред, причиненный гражданину в результате незаконного назначения административного наказания в виде административного ареста, подлежит возмещению в полном объеме независимо от виновности деяния должностных лиц, допустивших противоправное применение данного административного наказания.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи наряду с указанными случаями подлежит возмещению также и вред, причиненный юридическому лицу, физическому лицу незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

6. Умышленное невыполнение лицом, к которому применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, указанная в п. 3 — 5, 7 — 9 ч. 1 комментируемой статьи, требований должностного лица, уполномоченного применять данную меру обеспечения производства по делу, квалифицируется по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). См. также п. 3 комментария к ст. 27.12.

Следует различать статус процессуальных действий, осуществляемых при производстве по делу (гл. 26 — 30 КоАП) и на стадии исполнительного производства (гл. 31 — 32), и иметь в виду, что административная ответственность по ст. 17.7 КоАП квалифицируется только при производстве по делу об административном правонарушении.

7. Приказом МПС России от 11 ноября 2002 г. N 51 «О реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2002 г. N 4047) установлено, что осуществлять процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.2 (доставление), 27.3 (административное задержание), 27.7 (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице), 27.9 (досмотр транспортного средства), 27.10 (изъятие вещей и документов), 27.14 (арест товаров, транспортных средств и иных вещей) КоАП, вправе следующие должностные лица ведомственной охраны МПС России:

— начальники (заместители начальников) стрелковых, стрелково-пожарных команд;

— начальники (старшины) стрелковых команд по охране искусственных сооружений и других важных объектов стратегического назначения;

— начальники отделений (групп) стрелковых, стрелково-пожарных команд, стрелковых команд по охране искусственных сооружений и других важных объектов стратегического назначения.

8. Согласно Положению о Госавтоинспекции, утвержденному Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679), должностные лица Госавтоинспекции вправе осуществлять следующие меры административного пресечения:

— останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом (в соответствии с подп. «и» п. 12 Положения; см. п. 3 ч. 1 комментируемой статьи);

— направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (в соответствии с подп. «л» п. 12 Положения; см. п. 6 ч. 1 комментируемой статьи);

— осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях (согласно подп. «н» п. 12 Положения; см. п. 2, 3 ч. 1 комментируемой статьи).

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Читайте так же:  Написать жалобу приставам по алиментам образец

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Изъятие

Процедура заключается в оформленном документально отчуждении вещей, которые являются предметами нарушения закона, либо документов, служащих доказательствами. Равно как и досмотр, действие производится в присутствии понятых. При необходимости может применяться фотографирование или киносъемка.

По результатам изъятия составляется протокол, в котором ставит подпись лицо, составившее его, а также остальные участники. Вещи запаковываются в тару, обеспечивающую их сохранность, немедленно опечатываются.

Изъято, упаковано и опечатано

Помещение иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, которым назначено выдворение за пределы РФ, в специальные учреждения

Мера заключается в препровождении вышеуказанных лиц в специализированные организации, созданные для данных целей. Виды учреждений предусмотрены Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Условия содержания исключают вероятность того, что выдворяемые самовольно смогут покинуть место пребывания. Помещение производится на основании вынесенного судом постановления.

Административное правонарушение не относится к уголовным преступлениям. Однако данный вид ответственности призван, наравне с остальными, обеспечивать правопорядок и предупреждать совершение тяжких антиобщественных деяний. Граждане не должны относить административное законодательство к «необязательным», «несерьезным» нормам.

Каждый должен знать, правомерны ли его поступки, и какие последствия может повлечь их совершение. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются инструментом, позволяющим представителям власти довести возбужденное производство до логического конца, то есть до назначения наказания.

4.21. «Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России» (утв. ФССП России 04.06.2012 N 07-12)

Арест товара, транспортного средства и т. д.

Действие заключается в изготовлении описи предметов или вещей, к которым оно применяется. Сюда могут относиться:

  • товары;
  • транспортные средства, ставшие орудиями совершения нарушения.

Главная задача при осуществлении процедуры – обеспечение сохранности. Ответственное хранение может осуществлять лицо, назначенное уполномоченным сотрудником, который наложил арест.

При необходимости применяется фотосъемка либо видеозапись, осуществляется упаковывание и опечатывание. Об аресте составляется протокол, копия документа вручается привлекаемому к административной ответственности лицу.

Привод

Процедура осуществляется сотрудником органа, уполномоченного на проведение данных действий. К основаниям для привода можно отнести определение судьи, постановление должностного лица органа, рассматривающего дело об административном правонарушении. Действие применяется, помимо правонарушителя, к законному представителю организации либо несовершеннолетнего, к свидетелям.

Привод осуществляют судебные приставы

Доставление лица

Мера представляет собой препровождение по принуждению. Основной ее функцией является обеспечение условий для составления протокола о совершенном нарушении. Доставление осуществляется, когда погодные или любые другие параметры не позволяют сделать это на месте совершения противоправного деяния.

Важно! Административным нарушением считается противоправное, виновное деяние (бездействие) человека, представителя власти, организации, за совершение которого действующей редакцией КоАП РФ либо нормативными актами субъектов предусмотрены санкции.

Действие вправе использовать для выполнения своих служебных обязанностей:

  • полиция;
  • военнослужащие;
  • сотрудники национальной гвардии;
  • должностные лица автомобильной инспекции;
  • пограничники.
Видео (кликните для воспроизведения).

О проведении процедуры в обязательном порядке составляется протокол или делается пометка о ней в бланке протокола о нарушении.

Отстранение от управления транспортом

Мера применяется к водителям автомобилей, в отношении которых есть весомый повод полагать, что имело место употребление ими алкоголя или одурманивающих веществ. Кроме того, от управления отстраняются граждане, управляющие судном, не имея на это права, либо в состоянии опьянения.

Важно! Сотрудниками ГИБДД одновременно с осуществлением меры производится направление водителя на прохождение процедуры врачебного освидетельствования, для того чтобы подтвердить или опровергнуть употребление запрещенных веществ.

Копия протокола об отстранении вручается лицу, в отношении которого возбуждено административное производство.

Задержание лица

Мера заключается в краткосрочном ограничении свободы правонарушителя, применяется только в экстренных ситуациях. Задержание нужно для обеспечения полного и всестороннего рассмотрения административного материала: не каждый способен добросовестно явиться в назначенное место и время. Меру вправе использовать:

  • сотрудники полиции;
  • национальная гвардия;
  • уполномоченные лица автомобильной военной инспекции;
  • сотрудники пограничных структур;
  • таможенники.

О задержании составляется протокол на специальном бланке. По просьбе нарушителя о том, где он находится, уведомляются его близкие, а также работодатель. Если задержан подросток (лицо, возраст которого менее 18 лет), о процессуальном действии сообщается родителям либо законным представителям. Свобода не может быть ограничена на срок, превышающий 48 часов.

Медицинское освидетельствование для установления факта опьянения

О применении меры составляется протокол, где указываются признаки, на основании которых гражданин подозревается в совершении правонарушения. Таковыми могут являться: запах алкоголя изо рта, шаткая походка, невнятная речь, гиперемия кожных покровов, неестественно расширенные или суженные зрачки.

Обратите внимание! Мероприятие проводится исключительно врачом. После проведения процедуры к протоколу прикладывается составленный медицинским работником акт с результатом исследования. В акте ставит подпись прошедшее освидетельствование лицо.

Залог за арестованное судно

Данное действие состоит во внесении гражданином или организацией, в отношении которой возбуждено административное дело, денежной суммы в суд, избравший эту меру обеспечения производства.

Ходатайство о назначении залога за судно в письменном виде направляется судье, должностному лицу. Решение об удовлетворении либо отклонении ходатайства принимается в десятидневный срок. Сумма определяется с учетом величины штрафа, предусмотренного применяемой законодательной нормой. Общий размер залога должен быть больше ущерба, причиненного совершением правонарушения.

Задержание автомобиля или иного транспортного средства

Процедура осуществляется для пресечения незаконной эксплуатации автомобиля, при несоблюдении требований установленных дорожных знаков (неправомерная остановка, стоянка). Техника исключается из процессов транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Если причина незамедлительно устранена самим водителем, задержание прекращается.

Читайте так же:  Размер штрафа за курение в общественных местах

Решение о применении процедуры принимается сотрудниками, в компетенцию которых входит составление административных протоколов по соответствующим статьям КоАП РФ. Составленный протокол о применении меры должен содержать наименование организации, работник которой будет исполнять предписанное документом задержание.

Досмотр лица, а также имеющихся при нем вещей, транспорта, осмотр помещений, территорий юридического лица

Процедура личного досмотра и обследование вещей, имеющихся у лица, а также досмотр автомобиля проводятся для поиска предметов и орудий совершения противоправного деяния. Процессуальное действие осуществляют лица, уполномоченные в своей деятельности использовать доставление и задержание.

Важно! Досмотр возможен только сотрудником того же пола, что и нарушитель, при двух приглашенных понятых этого же пола.

При получении достоверной информации о наличии у гражданина оружия либо используемых в качестве него предметов, мера может осуществляться без понятых.

Личный досмотр гражданина

О проведении досмотра также составляется протокол или вносится пометка в протокол о доставлении (задержании). В документе подробно указывается результат.

Осмотр помещений, территорий, то есть собственности организации или индивидуального предпринимателя, осуществляют сотрудники, в чьи полномочия входит составление административного протокола. Для процессуального действия также приглашаются двое понятых либо ведется видеосъемка. Порядок проведения мероприятия и его результаты вносятся в соответствующий документ (протокол).

Комментарий к Ст. 27.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся к мерам административного принуждения и применяются судьями, коллегиальными органами и должностными лицами в строго определенных целях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. Применение одной конкретной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении может иметь не одну, а сразу несколько общих целей.

Цели мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть общими, свойственными всем мерам, а также частными, характерными для конкретных мер. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении законодатель относит:

1) пресечение административного правонарушения;

2) установление личности нарушителя;

3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

5) обеспечение исполнения принятого по делу постановления.

Перечень видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенных в ч. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. К ним относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Перечисленные меры подробно регулируются в ст. ст. 27.2 — 27.19 КоАП РФ. Указанные меры могут сочетаться. Например, сначала в отношении лица применяется доставление, а затем — административное задержание, или сначала проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, затем — медицинское освидетельствование на состояние опьянения, после чего производится задержание транспортного средства и т.д.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

2. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность возмещения вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Таким образом, при незаконном применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении возмещение вреда, причиненного в рамках дела об административном правонарушении, производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц.

Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях

Именно система административного права является одной из сложнейших и массивных отраслей, так как затрагивает практически каждую область жизни общества. Данный вид ответственности применяется намного чаще, чем уголовная или гражданская, что связано с широчайшим спектром регулируемых отношений.

Читайте так же:  Какие виды административных наказаний предусмотрены коап рф

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях это процедуры, пресекающие совершение субъектом противоправного деяния. Кроме того, они применяются для проверки данных человека, составления административного протокола, когда сделать это нельзя в месте совершения проступка, с целью обеспечить всестороннее рассмотрение материала без нарушения сроков, а также для приведения в исполнение вынесенного постановления.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, действующим в настоящее время, законодательством отнесено 12 видов процедур. В главе 27-й КоАП РФ дается подробная характеристика каждой.

Главный нормативно-правовой акт

Временный запрет деятельности

Мера состоит в краткосрочном прекращении деятельности юридического лица, его филиала. Запрет налагается, если санкцией за совершение правонарушения может быть приостановление деятельности учреждения.

Важно! Как правило, процедура применяется крайне редко, только в случае, если это требуется для устранения непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей, с целью предотвратить эпидемию, эпизоотию, радиационную аварию или техногенную катастрофу.

В протоколе о временном запрете деятельности фиксируются основания применения процессуального действия, копия документа вручается предпринимателю либо законному представителю организации.

Комментарий к Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В связи с тем, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются мерами административного принуждения и, соответственно, связаны с ограничением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, перечень этих мер является исчерпывающим, их установление относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ), так же как и перечень должностных лиц, уполномоченных на их применение, который ограничен нормами статей гл. 27 КоАП РФ, регламентирующих применение конкретной меры, и положениями федерального законодательства.

Содержание целей применения мер обеспечения производства по делу, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, свидетельствует о возможности применения данных мер на любой стадии производства по делу об административном правонарушении. В частности, изъятие вещей и документов может совпадать с моментом возбуждения дела об административном правонарушении — например, при непосредственном обнаружении уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), а может осуществляться на стадии исполнения постановления по делу — например, изъятие водительского удостоверения при исполнении постановления судьи о лишении права управления транспортным средством (ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ).

Вместе с тем цели и основания применения каждой меры обеспечения производства по делу не идентичны и закреплены конкретными статьями гл. 27 КоАП РФ, регламентирующими порядок применения каждой из указанных мер.

2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут носить личный характер и применяться только в отношении физических лиц (например, административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), привод (ст. 27.15 КоАП РФ)) и имущественный, с применением в отношении физических и юридических лиц (например, изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ), осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ)).

3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует разграничивать с иными мерами административно-правового принуждения, административными наказаниями, а также с мерами процессуального принуждения по уголовному делу по назначению, порядку применения, исполнения и последствиям.

В частности, похожую правовую природу имеют меры административного предупреждения, применение которых направлено на обеспечение защиты граждан, общества и государства, но не связано с совершением лицами, в отношении которых они применяются, административных правонарушений. К ним относятся задержание, личный досмотр граждан и досмотр вещей в условиях чрезвычайного положения (п. «г» ч. 1 ст. 12, ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ), доставление физических лиц в помещения органов внутренних дел для установления личности, удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, отбуксировка транспортных средств в зоне проведения контртеррористической операции (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ), изъятие запрещенных предметов у лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания (ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ), личный досмотр, досмотр вещей лиц, находящихся в местах отбывания административного ареста (ст. 6 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»), и другие меры.

Следует отграничивать меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях от административных наказаний. Внешнее сходство имеют административное задержание и административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), ограничивающие личную свободу гражданина, а также изъятие и возмездное изъятие (ст. 3.6 КоАП РФ), конфискация (ст. 3.7 КоАП РФ), связанные с имущественными ограничениями. Меры административного наказания являются мерами ответственности за совершение административного правонарушения, назначаются органом или должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении, когда установлены все признаки состава правонарушения, в том числе вина лица, в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях сходны также с некоторыми мерами уголовно-процессуального принуждения (задержание подозреваемого, привод, наложение ареста на имущество), которые применяются в связи с совершением преступления в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются соответствующими должностными лицами строго в пределах их компетенции, установленной статьями гл. 27 КоАП и федеральным законодательством (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). Так, сотрудники полиции правомочны применять такие меры обеспечения, как доставление (п. п. 3, 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»), личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств (п. 16 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ), административное задержание (п. п. 3, 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ) и др. Должностные лица таможенных органов вправе осуществлять осмотр территорий и помещений, изымать документы (ст. ст. 180, 186 Таможенного кодекса РФ).

Читайте так же:  Копия обжалования постановления об административном правонарушении

Вместе с тем значительное количество должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти наделены юрисдикционными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и рассмотрению дел об административных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ), однако не обладают полномочиями по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 23.61 КоАП РФ), органов экспортного контроля (ст. 23.9 КоАП РФ и др.)). В подобных случаях меры обеспечения применяются должностными лицами органов, наделенных соответствующими полномочиями. В частности, доставление и административное задержание при обращении должностных лиц указанных органов осуществляют должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 27.2, п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).

5. Законодательством предусмотрены особые условия применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц). Эти ограничения устанавливаются Конституцией РФ (ст. ст. 91, 98, 122), Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ, Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1, Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ и рядом других законов.

6. Важнейшей гарантией законности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и обеспечения прав граждан является требование их процессуального оформления — составления протокола с вручением копии лицу, в отношении которого применена соответствующая мера. В некоторых случаях допускается запись о применении одной меры в процессуальном документе, оформляющем другую меру, или протоколе об административном правонарушении (например, о доставлении составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном задержании или в протоколе об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ)).

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

СТ 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

4.21. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

4.21. Меры обеспечения производства по делу
об административном правонарушении

4.21.1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола при невозможности его составления на месте, выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять к нарушителю доставление и административное задержание.

4.21.2. Доставление представляет собой передвижение правонарушителя принудительного свойства, применяемое для составления протокола при невозможности его составления на месте. Доставление также может способствовать достижению и других целей, например, пресечению административного правонарушения, установлению личности правонарушителя и др.

Судебные приставы по ОУПДС вправе доставить правонарушителя в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15 и 17.16 КоАП РФ, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

4.21.3. Административное задержание заключается в кратковременном (до трех часов) лишении свободы физического лица (правонарушителя) в целях правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с п. 10 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание вправе осуществлять судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15 и 17.16 КоАП РФ, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда). Административное задержание оформляется протоколом об административном задержании (приложение N 3).

Источники

Мера обеспечения по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here