Меры производства по делам об административных правонарушениях

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Меры производства по делам об административных правонарушениях", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В связи с тем, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются мерами административного принуждения и, соответственно, связаны с ограничением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, перечень этих мер является исчерпывающим, их установление относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ), так же как и перечень должностных лиц, уполномоченных на их применение, который ограничен нормами статей гл. 27 КоАП РФ, регламентирующих применение конкретной меры, и положениями федерального законодательства.

Содержание целей применения мер обеспечения производства по делу, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, свидетельствует о возможности применения данных мер на любой стадии производства по делу об административном правонарушении. В частности, изъятие вещей и документов может совпадать с моментом возбуждения дела об административном правонарушении — например, при непосредственном обнаружении уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), а может осуществляться на стадии исполнения постановления по делу — например, изъятие водительского удостоверения при исполнении постановления судьи о лишении права управления транспортным средством (ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ).

Вместе с тем цели и основания применения каждой меры обеспечения производства по делу не идентичны и закреплены конкретными статьями гл. 27 КоАП РФ, регламентирующими порядок применения каждой из указанных мер.

2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут носить личный характер и применяться только в отношении физических лиц (например, административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), привод (ст. 27.15 КоАП РФ)) и имущественный, с применением в отношении физических и юридических лиц (например, изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ), осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ)).

3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует разграничивать с иными мерами административно-правового принуждения, административными наказаниями, а также с мерами процессуального принуждения по уголовному делу по назначению, порядку применения, исполнения и последствиям.

В частности, похожую правовую природу имеют меры административного предупреждения, применение которых направлено на обеспечение защиты граждан, общества и государства, но не связано с совершением лицами, в отношении которых они применяются, административных правонарушений. К ним относятся задержание, личный досмотр граждан и досмотр вещей в условиях чрезвычайного положения (п. «г» ч. 1 ст. 12, ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ), доставление физических лиц в помещения органов внутренних дел для установления личности, удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, отбуксировка транспортных средств в зоне проведения контртеррористической операции (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ), изъятие запрещенных предметов у лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания (ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ), личный досмотр, досмотр вещей лиц, находящихся в местах отбывания административного ареста (ст. 6 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»), и другие меры.

Следует отграничивать меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях от административных наказаний. Внешнее сходство имеют административное задержание и административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), ограничивающие личную свободу гражданина, а также изъятие и возмездное изъятие (ст. 3.6 КоАП РФ), конфискация (ст. 3.7 КоАП РФ), связанные с имущественными ограничениями. Меры административного наказания являются мерами ответственности за совершение административного правонарушения, назначаются органом или должностным лицом, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении, когда установлены все признаки состава правонарушения, в том числе вина лица, в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях сходны также с некоторыми мерами уголовно-процессуального принуждения (задержание подозреваемого, привод, наложение ареста на имущество), которые применяются в связи с совершением преступления в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются соответствующими должностными лицами строго в пределах их компетенции, установленной статьями гл. 27 КоАП и федеральным законодательством (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). Так, сотрудники полиции правомочны применять такие меры обеспечения, как доставление (п. п. 3, 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»), личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств (п. 16 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ), административное задержание (п. п. 3, 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ) и др. Должностные лица таможенных органов вправе осуществлять осмотр территорий и помещений, изымать документы (ст. ст. 180, 186 Таможенного кодекса РФ).

Читайте так же:  Мелкое хищение штраф коап

Вместе с тем значительное количество должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти наделены юрисдикционными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и рассмотрению дел об административных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ), однако не обладают полномочиями по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 23.61 КоАП РФ), органов экспортного контроля (ст. 23.9 КоАП РФ и др.)). В подобных случаях меры обеспечения применяются должностными лицами органов, наделенных соответствующими полномочиями. В частности, доставление и административное задержание при обращении должностных лиц указанных органов осуществляют должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 27.2, п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).

5. Законодательством предусмотрены особые условия применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц). Эти ограничения устанавливаются Конституцией РФ (ст. ст. 91, 98, 122), Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ, Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1, Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ и рядом других законов.

6. Важнейшей гарантией законности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и обеспечения прав граждан является требование их процессуального оформления — составления протокола с вручением копии лицу, в отношении которого применена соответствующая мера. В некоторых случаях допускается запись о применении одной меры в процессуальном документе, оформляющем другую меру, или протоколе об административном правонарушении (например, о доставлении составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном задержании или в протоколе об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ)).

Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях

Именно система административного права является одной из сложнейших и массивных отраслей, так как затрагивает практически каждую область жизни общества. Данный вид ответственности применяется намного чаще, чем уголовная или гражданская, что связано с широчайшим спектром регулируемых отношений.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях это процедуры, пресекающие совершение субъектом противоправного деяния. Кроме того, они применяются для проверки данных человека, составления административного протокола, когда сделать это нельзя в месте совершения проступка, с целью обеспечить всестороннее рассмотрение материала без нарушения сроков, а также для приведения в исполнение вынесенного постановления.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, действующим в настоящее время, законодательством отнесено 12 видов процедур. В главе 27-й КоАП РФ дается подробная характеристика каждой.

Главный нормативно-правовой акт

Арест товара, транспортного средства и т. д.

Действие заключается в изготовлении описи предметов или вещей, к которым оно применяется. Сюда могут относиться:

  • товары;
  • транспортные средства, ставшие орудиями совершения нарушения.

Главная задача при осуществлении процедуры – обеспечение сохранности. Ответственное хранение может осуществлять лицо, назначенное уполномоченным сотрудником, который наложил арест.

При необходимости применяется фотосъемка либо видеозапись, осуществляется упаковывание и опечатывание. Об аресте составляется протокол, копия документа вручается привлекаемому к административной ответственности лицу.

Задержание лица

Мера заключается в краткосрочном ограничении свободы правонарушителя, применяется только в экстренных ситуациях. Задержание нужно для обеспечения полного и всестороннего рассмотрения административного материала: не каждый способен добросовестно явиться в назначенное место и время. Меру вправе использовать:

  • сотрудники полиции;
  • национальная гвардия;
  • уполномоченные лица автомобильной военной инспекции;
  • сотрудники пограничных структур;
  • таможенники.

О задержании составляется протокол на специальном бланке. По просьбе нарушителя о том, где он находится, уведомляются его близкие, а также работодатель. Если задержан подросток (лицо, возраст которого менее 18 лет), о процессуальном действии сообщается родителям либо законным представителям. Свобода не может быть ограничена на срок, превышающий 48 часов.

Привод

Процедура осуществляется сотрудником органа, уполномоченного на проведение данных действий. К основаниям для привода можно отнести определение судьи, постановление должностного лица органа, рассматривающего дело об административном правонарушении. Действие применяется, помимо правонарушителя, к законному представителю организации либо несовершеннолетнего, к свидетелям.

Привод осуществляют судебные приставы

Временный запрет деятельности

Мера состоит в краткосрочном прекращении деятельности юридического лица, его филиала. Запрет налагается, если санкцией за совершение правонарушения может быть приостановление деятельности учреждения.

Важно! Как правило, процедура применяется крайне редко, только в случае, если это требуется для устранения непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей, с целью предотвратить эпидемию, эпизоотию, радиационную аварию или техногенную катастрофу.

В протоколе о временном запрете деятельности фиксируются основания применения процессуального действия, копия документа вручается предпринимателю либо законному представителю организации.

Залог за арестованное судно

Данное действие состоит во внесении гражданином или организацией, в отношении которой возбуждено административное дело, денежной суммы в суд, избравший эту меру обеспечения производства.

Ходатайство о назначении залога за судно в письменном виде направляется судье, должностному лицу. Решение об удовлетворении либо отклонении ходатайства принимается в десятидневный срок. Сумма определяется с учетом величины штрафа, предусмотренного применяемой законодательной нормой. Общий размер залога должен быть больше ущерба, причиненного совершением правонарушения.

Досмотр лица, а также имеющихся при нем вещей, транспорта, осмотр помещений, территорий юридического лица

Процедура личного досмотра и обследование вещей, имеющихся у лица, а также досмотр автомобиля проводятся для поиска предметов и орудий совершения противоправного деяния. Процессуальное действие осуществляют лица, уполномоченные в своей деятельности использовать доставление и задержание.

Важно! Досмотр возможен только сотрудником того же пола, что и нарушитель, при двух приглашенных понятых этого же пола.

При получении достоверной информации о наличии у гражданина оружия либо используемых в качестве него предметов, мера может осуществляться без понятых.

Личный досмотр гражданина

О проведении досмотра также составляется протокол или вносится пометка в протокол о доставлении (задержании). В документе подробно указывается результат.

Осмотр помещений, территорий, то есть собственности организации или индивидуального предпринимателя, осуществляют сотрудники, в чьи полномочия входит составление административного протокола. Для процессуального действия также приглашаются двое понятых либо ведется видеосъемка. Порядок проведения мероприятия и его результаты вносятся в соответствующий документ (протокол).

Читайте так же:  Отграничение административных правонарушений

Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:

доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

Из приведенного перечня видно, что одни меры применяются к физическим лицам, например, административное задержание, личный досмотр, другие, такие как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, — к юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, привод, другие — имущественный: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности, и КоАП РФ достаточно подробно регламентирует порядок их применения.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

СТ 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Задержание автомобиля или иного транспортного средства

Процедура осуществляется для пресечения незаконной эксплуатации автомобиля, при несоблюдении требований установленных дорожных знаков (неправомерная остановка, стоянка). Техника исключается из процессов транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Если причина незамедлительно устранена самим водителем, задержание прекращается.

Решение о применении процедуры принимается сотрудниками, в компетенцию которых входит составление административных протоколов по соответствующим статьям КоАП РФ. Составленный протокол о применении меры должен содержать наименование организации, работник которой будет исполнять предписанное документом задержание.

Отстранение от управления транспортом

Мера применяется к водителям автомобилей, в отношении которых есть весомый повод полагать, что имело место употребление ими алкоголя или одурманивающих веществ. Кроме того, от управления отстраняются граждане, управляющие судном, не имея на это права, либо в состоянии опьянения.

Важно! Сотрудниками ГИБДД одновременно с осуществлением меры производится направление водителя на прохождение процедуры врачебного освидетельствования, для того чтобы подтвердить или опровергнуть употребление запрещенных веществ.

Копия протокола об отстранении вручается лицу, в отношении которого возбуждено административное производство.

Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Читайте так же:  Дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Изъятие

Процедура заключается в оформленном документально отчуждении вещей, которые являются предметами нарушения закона, либо документов, служащих доказательствами. Равно как и досмотр, действие производится в присутствии понятых. При необходимости может применяться фотографирование или киносъемка.

По результатам изъятия составляется протокол, в котором ставит подпись лицо, составившее его, а также остальные участники. Вещи запаковываются в тару, обеспечивающую их сохранность, немедленно опечатываются.

Изъято, упаковано и опечатано

Доставление лица

Мера представляет собой препровождение по принуждению. Основной ее функцией является обеспечение условий для составления протокола о совершенном нарушении. Доставление осуществляется, когда погодные или любые другие параметры не позволяют сделать это на месте совершения противоправного деяния.

Важно! Административным нарушением считается противоправное, виновное деяние (бездействие) человека, представителя власти, организации, за совершение которого действующей редакцией КоАП РФ либо нормативными актами субъектов предусмотрены санкции.

Действие вправе использовать для выполнения своих служебных обязанностей:

  • полиция;
  • военнослужащие;
  • сотрудники национальной гвардии;
  • должностные лица автомобильной инспекции;
  • пограничники.

О проведении процедуры в обязательном порядке составляется протокол или делается пометка о ней в бланке протокола о нарушении.

Помещение иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, которым назначено выдворение за пределы РФ, в специальные учреждения

Видео (кликните для воспроизведения).

Мера заключается в препровождении вышеуказанных лиц в специализированные организации, созданные для данных целей. Виды учреждений предусмотрены Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Условия содержания исключают вероятность того, что выдворяемые самовольно смогут покинуть место пребывания. Помещение производится на основании вынесенного судом постановления.

Административное правонарушение не относится к уголовным преступлениям. Однако данный вид ответственности призван, наравне с остальными, обеспечивать правопорядок и предупреждать совершение тяжких антиобщественных деяний. Граждане не должны относить административное законодательство к «необязательным», «несерьезным» нормам.

Каждый должен знать, правомерны ли его поступки, и какие последствия может повлечь их совершение. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются инструментом, позволяющим представителям власти довести возбужденное производство до логического конца, то есть до назначения наказания.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 27.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.1 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Медицинское освидетельствование для установления факта опьянения

О применении меры составляется протокол, где указываются признаки, на основании которых гражданин подозревается в совершении правонарушения. Таковыми могут являться: запах алкоголя изо рта, шаткая походка, невнятная речь, гиперемия кожных покровов, неестественно расширенные или суженные зрачки.

Обратите внимание! Мероприятие проводится исключительно врачом. После проведения процедуры к протоколу прикладывается составленный медицинским работником акт с результатом исследования. В акте ставит подпись прошедшее освидетельствование лицо.

Комментарий к Ст. 27.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся к мерам административного принуждения и применяются судьями, коллегиальными органами и должностными лицами в строго определенных целях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. Применение одной конкретной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении может иметь не одну, а сразу несколько общих целей.

Читайте так же:  Административные штрафы мвд узнать задолженность по фамилии

Цели мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть общими, свойственными всем мерам, а также частными, характерными для конкретных мер. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении законодатель относит:

1) пресечение административного правонарушения;

2) установление личности нарушителя;

3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

5) обеспечение исполнения принятого по делу постановления.

Перечень видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенных в ч. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. К ним относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Перечисленные меры подробно регулируются в ст. ст. 27.2 — 27.19 КоАП РФ. Указанные меры могут сочетаться. Например, сначала в отношении лица применяется доставление, а затем — административное задержание, или сначала проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, затем — медицинское освидетельствование на состояние опьянения, после чего производится задержание транспортного средства и т.д.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

2. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность возмещения вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Таким образом, при незаконном применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении возмещение вреда, причиненного в рамках дела об административном правонарушении, производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц.

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

>
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях– вид мер административного принуждения, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для достижения целей производства по делам об административных правонарушениях.

Такими мерами считают доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности.

Цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

• установление личности нарушителя;

• составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

• обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

• исполнение принятого решения по делу об административном правонарушении.

Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Сроки административного задержания:

1) до трех часов (общий срок);

2) до 48 часов по делам об административных правонарушениях, посягающих на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, за административные правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости, или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

Читайте так же:  Процедура увольнения за неоднократное неисполнение должностных обязанностей

3) до 48 часов за административные правонарушения, влекущие в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т. е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случаях необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Досмотр транспортного средства, т. е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в случаях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, полномочными осуществлять доставление, административное задержание, составлять протокол об административном правонарушении.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, полномочными составлять протокол об административном правонарушении.

Отстранение от управления транспортным средством применяется к лицу, которое управляет транспортным средством, при наличии определенных оснований до устранения причин задержания.

Основания отстранения от управления транспортным средством определенного вида:

• имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения;

• управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе автопоезда;

• управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения применяется в отношении лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласия указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения указанное лицо подлежит направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения применяется к лицу, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.

Задержание транспортного средства, т. е. помещение транспортного средства соответствующего вида на стоянку, хранение до устранения причин задержания при нарушении правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством при наличии определенных оснований.

Основания задержания транспортного средства:

• управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления судна лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

• уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

• управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;

• управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);

• управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды);

• управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством;

• управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;

• нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле;

• невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими, и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Привод примененяется к физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетелю в определенных случаях.

Привод осуществляется тогда, когда рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, установленных КоАП, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Временный запрет деятельности устанавливается на срок, не превышающий пяти суток. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Источники

Меры производства по делам об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here