Минимальный размер штрафа при административной ответственности

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Минимальный размер штрафа при административной ответственности", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 4.1. КоАП РФ. Общие правила назначения административного наказания

Ст 4.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Комментарий к статье 4.1. КоАП РФ:

1. В комментируемой статье содержатся не процессуальные нормы, касающиеся порядка назначения административных наказаний (этому посвящены гл. 24 — 30 Кодекса), а нормы материально-правового характера, определяющие концептуальные положения для назначения мер административной ответственности, которые исходят из принципов законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

2. Реализация принципа законности при назначении административного наказания заключается, прежде всего, в следующем: выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности, закрепленным в ст. 3.2 Кодекса; наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части Кодекса; административное наказание возможно только в тех пределах, которые определены статьями Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ, формулирующими конкретные составы административных правонарушений.

Читайте так же:  Судебные приставы официальный сайт подать жалобу

3. Назначенное административное наказание не может ни превышать максимальный размер наказания, предусмотренного за конкретное правонарушение, ни быть меньше установленного его низшего предела. В законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют общие нормативные предписания о возможности сложения наказаний, о назначении наказания ниже низшего предела.

За административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, может быть наложено административное наказание в виде административного штрафа. Причем его размер не должен превышать минимального размера штрафа, указанного в санкции применяемой конкретной статьи Особенной части Кодекса. Однако в тех случаях, когда за правонарушения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, в статьях гл. 12 Кодекса предусмотрены санкции в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, административный штраф назначается в наибольшем размере, предусмотренном для граждан ч. 1 ст. 3.5 Кодекса, т.е. в размере 5 тыс. руб.

4. Административное наказание должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению, личности виновного.

Судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, дается возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, поскольку большинство санкций формулируются либо как альтернативные, либо как относительно-определенные с указанием нижнего и верхнего их пределов.

Смысл индивидуализации административного наказания состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного и личности самого нарушителя избрать в пределах нормы, предусматривающей ответственность за правонарушение, именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.

5. При определении характера административного правонарушения выявляются значимость общественных отношений, которые являются объектом правонарушения, формы вины, способ совершения и тяжесть последствий правонарушения, его квалифицирующие признаки. Более опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые административные наказания.

6. Для правильного выбора вида и размера административного наказания большое значение имеют данные о лице, привлекаемом к ответственности: не совершил ли он правонарушение повторно, встал ли на путь исправления после совершения правонарушения и т.д. Совершение противоправного деяния два или более раз может свидетельствовать об устойчивом характере антиобщественных взглядов и привычек лица, что должно повлечь применение более сурового административного наказания.

Применение таких наказаний, как административный штраф, лишение специального права (например, лишение права управления транспортным средством водителя-профессионала) может отрицательно сказаться на материальном положении нарушителя и членов его семьи. Поэтому при назначении таких мер, определении их размеров и сроков должно приниматься во внимание имущественное положение лица, привлекаемого к ответственности.

В ряде случаев выбор вида наказания может быть обусловлен не только социальными особенностями личности и его имущественным положением, но и полом, возрастом и состоянием здоровья нарушителя. Так, например, административный арест вообще не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до четырнадцати лет, лицам, не достигшим восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (см. комментарий к ст. 3.9).

7. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Как нарушение принципа, закрепленного в ч. 5 данной статьи, следует рассматривать одновременное назначение административного наказания на основе применения норм Особенной части Кодекса, содержащих общие и специальные составы (см., например, ч. 2 ст. 11.15 и ст. 19.2).

Вместе с тем действие ч. 5 данной статьи не распространяется на случаи назначения наряду с основным дополнительного административного наказания. Не будет являться двойной ответственностью и остающаяся за лицом, претерпевающим наказание, обязанность выполнить те требования, за неисполнение которых административное наказание было назначено.

Что такое административный штраф?

Административный штраф является наиболее распространенным видом санкций по КоАП РФ и предусмотрен практически каждым составом правонарушений. Данная форма воздействия применяется к любым категориям нарушителей – гражданам, ИП, должностным лицам, предприятиям. В этом материале рассмотрим, в каких формах назначается штраф, и как происходит исполнения данного вида санкций.

Составление ходатайства

При направлении ходатайства необходимо соблюдать установленную форму ее формирования. Документ должен содержать в себе следующие сведения:

  • Наименование органа, куда направляется документ;
  • Название организации или ФИО гражданина, который подает прошение;
  • Адрес юридического лица или место регистрации гражданина. При наличии дополнительно отражают адрес электронной почты и номер телефона;
  • Сведения о рассматриваемом деле;
  • Перечисление тех обстоятельств, что дают право рассматривать вопрос о снижении суммы штрафа. Причем виновное лицо может не ограничиваться в их количестве. Предоставив несколько объективных причин, гражданин или представитель юридического лица повышает шансы на вынесение положительного решения в свою пользу;
  • Список прилагаемых документов, какие могут указывать на наличие оснований для снижения вмененной суммы штрафа.

Кто назначает штраф

При выявлении правонарушений составляется процессуальный протокол. Он является основанием для рассмотрения дела по существу и назначения наказания для виновных лиц. Штраф может назначаться следующим образом:

  • судом – при рассмотрении материала, поступившего от должностных лиц и уполномоченных органов;
  • должностными лицами федерального, регионального или муниципального уровня, если такие полномочия предоставлены КоАП РФ (например, по отдельным составам нарушений штраф могут назначать должностные лица ГИБДД);
  • органы, уполномоченные на рассмотрение административных дел и применения санкций – учреждения ФНС, таможенные органы, МВД и т.д.

В статье КоАП РФ может быть указано несколько видов основных санкций (например, штраф, обязательные работы, арест, лишения права и т.д.). Органом или лицом, рассматривающим дело, может быть выбран только один вид основного наказания. Например, одновременное назначение штрафа и обязательных работ не допускается.

В постановлении суда или иного органа должна быть зафиксирована конкретная сумма, подлежащая уплате в бюджет. Если она будет превышать максимально допустимый предел, постановление может быть оспорено и отменено в вышестоящих инстанциях. При рассмотрении жалоб в вышестоящих инстанциях сумма штрафа может быть только снижена, поскольку усиление ответственности при пересмотре дел не допускается.

Альтернативные способы

Кроме возможности снижения величины штрафа граждане могут воспользоваться следующими возможностями:

  • Направить прошение об отсрочке штрафа или его рассрочке. В такой ситуации максимально возможный срок отсрочки будет составлять всего 3 месяца. Продление срока не предусмотрено статьями КоАП;
  • Замена существующего штрафа наказанием другого типа. К примеру, это может быть вынесение предупреждения и т.д.
Читайте так же:  Особенности исполнения отдельных видов административных наказаний кратко

Итак, возможность снижения суммы штрафа может наступать автоматически, если водитель нарушил ПДД или в случае оформления и подачи ходатайства. Во второй ситуации виновный должен понимать, что для удовлетворения такой просьбы он должен предоставить веские обстоятельства.

Штрафы за административное правонарушение в РФ в 2020 году

Ответственность за административное незаконное действие относится к особой мере наказания, выражаемое во взыскании денег с провинившегося в доход государству. Данное наказание применяют для недопущения повторного противозаконного действия одним и тем же нарушителем или для недопущения правонарушения прочими гражданами. К административной ответственности относят взыскания при несоблюдении норм трудового, жилищного, семейного, земельного, таможенного, антимонопольного, налогового законодательства, законодательных норм о правах потребителей и прочих отраслей права.

Ответственность за административные противозаконные действия регламентируются Кодексом РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года (ред. от 28.11.2018). Административное взыскание за правонарушение накладывается, согласно статьи 3.5. КоАП РФ Закона № 116-ФЗ от 22.06.2007 года.

Что такое административный штраф?

Административный штраф – это финансовое взыскание за осуществление противозаконного проступка. По мнению многих юристов, взыскание средств за административный проступок относится к наиболее эффективному способу наказания нарушителя.

Любое противозаконное действие обладает тремя признаками:

  1. Противоправностью, проявляемой в нарушении установленных правовых норм.
  2. Виновностью, подразумевающей наличие провинности в действии (провинность может быть спланированной или исполненной по неосторожности).
  3. Наказуемостью противозаконного поступка, то есть наложением административного взыскания.

Противозаконные действия административного характера можно разделить на виды в различных сферах:

  • В рамках защиты границ РФ.
  • В секторе сельскохозяйственного производства.
  • В сфере охраны владений.
  • В сфере природно-защитных мер в окружающей среде.
  • В информационном направлении и в связи.
  • В сфере воинского учета лиц.
  • В рамках защиты общественных правил и госбезопасности.

Противозаконные проступки способны приносить вред здоровью физлиц, посягать на имущество, на санитарное состояние, на нравственность и т.д. Любое противозаконное действие должно сопровождаться административным наказанием.

Виды административного наказания:

  • Предупреждение.
  • Конфискация орудия, при помощи которого осуществлен проступок.
  • Заключение под стражу.
  • Сужение прав физлица.
  • Дисквалификация.
  • Выдворение из РФ иностранца или физлица, без гражданства.
  • Приостановка профессионального функционирования.
  • Административное финансовое взыскание.

Срок оплаты административного штрафа

На погашение административного взыскания нормативными актами РФ отводится 60 суток. При этом, после объявления вердикта, предоставляется 10 суток на его обжалование. Таким образом, у нарушителя имеется в общей сложности 70 суток для погашения финансового штрафа. Если время погашения долга будет просрочено, то судебные приставы на протяжении первого месяца будут бездействовать. Однако, затем они предпримут против недоимщика следующие действия:
  • Вначале должнику будет присуждено еще один штраф, обычно, в таком же размере.
  • Материалы на недоимщика будут повторно направлены в судебную структуру.
  • Таким образом, неоплаченная вовремя задолженность может увеличиться в 2 раза уже в первый просроченный месяц.
  • Повторное игнорирование погашения финансового наказания может повлечь арест нарушителя на 15 суток.

Правовые основы

Юридическими основаниями, позволяющими снизить сумму штрафной санкции, могут быть различные причины, предоставляемые виновными лицами и организациями. При этом совершенно не обязательно, чтобы определенную ситуацию описывала какая-либо из существующих статей КоАП – такое условие было фактически отменено постановлением Конституционного суда, вышедшим в 2014 году.

Совокупными основаниями, дающими возможность рассмотрения дела о снижении штрафа, могут становиться:

  • Наличие так называемых смягчающих обстоятельств, которые связаны со спецификой совершенного правонарушения, финансовым состоянием лица или организации, а также личностные особенности гражданина;
  • Сумма штрафа в определенном минимальном значении. Такой допустимый порог определяется 100 тыс. рублей для юридических лиц, 50 тыс. рублей для должностных и 10 тыс. рублей для рядовых граждан.

Важным моментом является то, что для подачи ходатайства виновному не обязательно дожидаться вынесения судом решения – вполне достаточно начала процесса. Если же решение по гражданину уже вынесено, в таком случае подавать следует уже жалобу.

Способы оплаты административного штрафа

Любое лицо, которому наложено административное взыскание, должно вовремя его погасить, иначе ему грозит добавочное наказание в более суровой форме.

К наиболее распространенному виду административного наказания можно отнести штраф ГИБДД за несоблюдение ПДД. Данное взыскание применяется для недопущения подобных действий автомобилистом в будущем. При таком нарушении инспектором ГИБДД составляется протокол, в котором нарушитель обязан расписаться.

В протоколе должны отображаться следующие сведения:

  • Дата и место оформления документа.
  • Ф.И.О. и должность инспектора ГИБДД.
  • Ф.И.О. и контактные сведения шофера, осуществившего проступок.
  • Ф.И.О. и контактные сведения свидетелей и пострадавших (если таковые имеются).

После вынесения судебного постановления о наложении взыскания, нарушитель имеет право на протяжении 10 суток обжаловать решение суда.

В распоряжении судебных структур находится 3 месяца для того, чтобы принудить нарушителя оплатить штраф, в противном варианте к нему будут применены более жесткие меры наказания, вплоть до ареста.

Как же оплатить такой штраф, чтобы не допустить дальнейших неприятностей?

Надо отметить, что сегодня существует множество способов для погашения долгов перед государственными органами, с использованием различных онлайн-ресурсов, предоставляющих услуги по перечислению задолженности по штрафам, не выходя из дому. Для этого нужно иметь компьютер или мобильное приложение и наличие Интернет-связи.

Среди наиболее распространенных способов погашения административных штрафов относятся следующие:

  1. Сервис «Госуслуги».
  2. Сбербанк онлайн.
  3. Ряд платежных систем, например, Яндекс деньги, КИВИ.

Данный сервис относится к официальному государственному ресурсу, называемым электронным правительством.

Ресурс обеспечивает поиск непогашенных штрафов и их оплату. Достоинством данного ресурса является то, что при перечислении денежных средств не снимается комиссия.

Для использования портала «Госуслуги» требуется предварительно зарегистрироваться на нем. После регистрации, открыв сайт, нужно найти требуемую вкладку, заполнить номер водительских документов и номер автомобиля.

Перед пользователем всплывет страница с отображением сведений о непогашенных взысканиях, с указанием номера постановления, даты и места нарушения ПДД.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для осуществления перечисления по погашению штрафа требуется щелкнуть мышкой по кнопке «Оплатить», размещенную против названия постановления.

Данный ресурс обеспечивает погашение административных взысканий в онлайн-режиме. Клиенты сбербанка, зарегистрированные на сайте, имеют личный кабинет, где могут осуществить оплату с пластиковой карточки через Интернет.

Для перечисления денег по погашению долга требуется в разделе «платежи» избрать вкладку «штрафы ГИБДД». Затем нужно заполнить сведения о транспорте и реквизиты постановления о наказании. Таким же образом можно выполнить другой платеж в онлайн-режиме.

Оплата административных взысканий осуществляется путем списания денежных средств со счета клиента сбербанка. Поэтому, пользователи обязаны иметь на счете нужную сумму. Перевод выполняется на протяжении суток, комиссия при оплате штрафа на начисляется.

Читайте так же:  Административная ответственность и административное задержание

Для оплаты взысканий при помощи ресурса Яндекс, пользователь обязан зарегистрировать в системе свой аккаунт.

Вначале требуется в поисковом режиме проверить наличие непогашенного долга. Для этого в открывшейся форме вводится номер водительского документа или регистрационное свидетельство на транспорт. Перед пользователем всплывет страница с непогашенными долгами.

Для погашения задолженности нужно щелкнуть мышкой по графе «оплатить». Деньги списываются со счета платежной системы или с прикрепленной пластиковой карты банка. Операция по переводу денег осуществляется на протяжении нескольких минут, комиссия за перевод равняется 1%.

Процедура погашения задолженности по штрафу в данном ресурсе подобен ресурсу на Яндексе. Здесь также существует функция проверки наличия штрафов и перечисления.

Нарушителю ПДД понадобится заполнить форму с номером постановления, суммы штрафа и датой нарушения.

Среди названных сервисов оплаты штрафов, Киви является наименее популярной платежной системой, так как комиссия за перечисление равняется 3%. Для закрытия долга можно пользоваться банковской пластиковой карточкой, счетом на кошельке Киви, или деньгами Web Money.

(Видео: “Размеры штрафов за административные правонарушения могут снизить”)

Как исполняется штраф

Для добровольного исполнения наказания в форме штрафа КоАП РФ предусматривает специальный срок – не более 60 дней с момента вступления в силу постановления суда, либо иного органа. Вступление в силу связано с истечения срока на обжалование, либо с датой рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Если в течение 60 дней штраф не уплачен в бюджет, возникают следующие последствия:

  • исполнительные документы направляются в службу ФССП – принудительное взыскание происходит с зарплаты должника, его имущества и т.д.;
  • по факту несвоевременной оплаты штрафа может составляться административный протокол – нарушителю грозят дополнительные санкции в виде нового штрафа, обязательных работ или ареста;
  • правонарушитель может подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате санкции – ходатайство будет рассматривать орган, назначивший наказание;
  • для субъектов малого и среднего бизнеса допускается замена штрафа на предупреждение – если санкция была назначена по итогам контрольных или надзорных проверок, а нарушение не повлекло вреда или ущерба.

Выявление фактов несвоевременной оплаты штрафных санкций входит в компетенцию приставов, сотрудников ГИБДД, налоговых инспекторов, иных должностных лиц и органов. Обязанность по исполнению наказания считается исполненной, когда деньги фактически поступят в бюджет.

Административный штраф в определенных случаях может быть назначен ниже его минимального размера

Федеральным законом реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, федеральным законом установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления или решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить штраф в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее 50 тысяч рублей. При этом размер штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей КоАП РФ.

Подобная норма закреплена также в отношении юридических лиц (для случая, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей).

Как уменьшить размер административного штрафа?

Привлечение к административной ответственности в большинстве случаев связано с необходимостью перечисления определенной суммы штрафа в ограниченный срок. Нарушители, к которым в том числе относятся и собственники транспортных средств, оштрафованные за нарушение ПДД, часто задаются вопросом – каким образом можно снизить размер штрафа по административному правонарушению. Такое действие допускается при наличии определенных обстоятельств и заключается в оплате штрафа в определенный срок или подаче ходатайства.

Когда может рассматриваться вопрос о снижении суммы штрафа

В качестве обстоятельств, позволяющих уменьшить размер штрафа, относятся:

Обособленно рассматриваются ситуации, не попадающие под определение статей КоАП. В них на усмотрение судей или других должностных лиц может быть принято решение о снижении имеющейся суммы штрафа.

Уменьшение суммы штрафа для нарушителей ПДД

Для тех автомобилистов, привлечение к ответственности которых возникло на основании нарушения правил дорожного движения, определена возможность снижения суммы штрафа в автоматическом порядке. Это возможно в случае, если нарушение не относится к серьезным и не повлекло за собой причинения значительного ущерба. В случае перечисления положенной сумме в течение 20 дней с момента вынесения решения водитель имеет возможность оплатить всего половину вмененной величины штрафа.

Минимальные размеры административных штрафов в РФ за административное правонарушение в 2020 году

В РФ приняты новые минимальные размеры штрафов за административные проступки:

  • Для физлиц – 500 рублей.
  • Для учреждений и ИП – 25 000 рублей
  • Для лиц, занимающих ответственные должности – 5 000 рублей.

Примечание. В некоторых обстоятельствах судьи обладают правом снижать минимальную сумму взысканий для физлиц и учреждений.

Что это такое

Основным вариантом административного воздействия на правонарушителей является штраф в денежной форме. Его характеристика определена статьей 3.5 КоАП РФ:

  • назначить санкцию может не только суд, но и должностное лицо или уполномоченный орган, рассматривающий административное дело;
  • закон предусматривает минимальную сумму штрафа – 100 руб., а за нарушение ПДД наказание не может быть менее 500 руб.;
  • максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.

В ст. 3.5 КоАП РФ зафиксирован предельный размер денежной суммы, которая может быть взыскана с нарушителя. Он не может превышать 5000 руб. (для частных лиц), 50 тыс. руб. (для должностных лиц), 1 млн. руб. (на юр.лицо и ИП). В этой же статье указаны исключения, позволяющие назначить штраф в существенно большей сумме – они соответствуют отдельным составам правонарушений.

От характера допущенного правонарушения зависит и порядок определения суммы санкции:

  • штраф в виде фиксированной суммы – является базовым вариантом наказания;
  • в сумме, кратной неуплаченных налогов, сборов, пошлины и иных обязательных платежей в бюджеты;
  • кратно стоимости государственного или муниципального контракта;
  • исходя из размера неисполненных обязательств по договорам (например, за нарушение прав потребителей);
  • в кратном размере от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • иные варианты кратного исчисления, указанные в ст. 3.5 КоАП РФ.

Например, если статьей КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, он будет исчисляться всегда в твердой фиксированной сумме (минимальный и максимальный предел будет указан в конкретной статье кодекса). Если речь идет о нарушения порядка оплаты налогов, либо представления отчетности, для расчета санкции устанавливается размер ущерба.

Читайте так же:  Подсудность жалобы на действия судебного пристава

В ст. 3.5 КоАП РФ указана единственная категория граждан, которым не может устанавливаться штраф – призывники, проходящие службы в рядах ВС РФ, а также курсанты военных ВУЗов до заключения первого контракта о прохождении службы.

Размеры административных штрафов в 2020 году

Сумма наложенного административного взыскания зависит от вида нарушения и последствий. При назначении размера взыскания рассматриваются следующие моменты:
  • Характер действий и полученные последствия в результате проступка.
  • Осуществление повторного противозаконного действия, если физлицо подвергалось наказанию за подобные действия.
  • Субъект, совершивший проступок. Мера наказания и накладываемое взыскание зависит от субъекта (физлицо, должностное или юр. лицо). Здесь налагаются различные взыскания.

Примечание. Наказание за правонарушение может налагаться не только в виде отдельного взыскания, но и в комплексе с прочими санкциями. К примеру, при управлении транспортом в нетрезвом виде шоферу могут наложить не только штраф, но и изъять водительское удостоверение. Или, например, при несоблюдении учреждением экологических нормативов, техники безопасности, на предприятие может выписываться штраф с одновременной приостановкой работы.

Штраф, наложенный физлицу, поступает в доход государству. Размер взыскания зависит от следующих моментов:

  • МРОТ (без учета районных коэффициентов), устанавливаемого законодательством на дату завершения проступка или на дату его выявления.
  • Оценки предмета на дату завершения проступка или на дату его пресечения.
  • Суммы задолженности по налогам, предназначенным для оплаты на дату завершения противозаконных действий или на дату пресечения, или размера валютной сделки, выполненной с нарушением законодательства.

Примечание. Сумма административного штрафа не может быть меньше 1/10 МРОТ. Данная норма используется, как для москвичей, так и для прочих физлиц (в т. ч. для иностранных граждан), находящихся или живущих в РФ.

Максимальный размер штрафа за административное правонарушение в 2020 году

При осуществлении более серьёзных противозаконных действий, например, в валютной сфере, при контрабанде или в прочих сферах, минимальный порог взысканий увеличивается:

  • Для физлиц – размер взысканий повышается до 200 МРОТ.
  • Для юридических лиц – до 5000 МРОТ.

Примечание. При осуществлении противозаконных действий в сфере налогообложения, размер штрафа может достигать общей суммы не перечисленных налогов ФНС.

Что будет если не платить административный штраф

Просрочка погашения финансовой задолженности приравнивается к правонарушению, влекущему повторное наказание, но уже с увеличением суммы штрафа. Поэтому, в интересах нарушителя рассчитаться с долгами, как можно быстрее.

За игнорирование оплаты штрафа могут применятся следующие меры:

  • Арест имущества.
  • Запрещение выезда за рубеж до оплаты задолженности.
  • Наложение ареста на банковские счета.
  • Арест должника на 15 суток.

Погашение задолженности по штрафам может быть отсрочено, при отсутствии у нарушителя средств. Максимальное время отсрочки не может быть больше 5-ти лет, однако, нарушители ПДД могут отсрочить платеж только на 3 месяца.

Для получения рассрочки, надо написать заявление с соответствующей аргументацией. При признании доводов уважительными, отсрочка будет утверждена.

Примечание. Отсрочка погашения штрафа не освобождает от взыскания за несвоевременное погашение задолженности. Т. е., если нарушитель просрочит какой-либо платеж, то размер взыскания возрастает в два раза. Поэтому надо очень осторожно пользоваться отсрочкой.

Таким образом, лучшим выходом является своевременное погашение штрафа, чтобы не допустить увеличение тяжести наказания.

Снижение минимального размера административного штрафа: юридические и фактические основания, пределы

Автор: Юлиана Вахрушева

Юлиана Вахрушева, юрист

E — mail : [email protected]

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» внесло значительные коррективы в правоприменительную практику по наложению административных штрафов. Минимальный размер административного штрафа в сумме ста тысяч рублей и более, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции РФ и правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в данном Постановлении.

Таким образом, для решения вопроса о снижении минимального размера административного штрафа суд (уполномоченный орган или должностное лицо) рассматривает в совокупности два компонента:

1) характер совершённого правонарушения и его последствия;

2) имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Так, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.04.2015 № Ф03-982/2015 по делу № А80-479/2013 по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 7 866 007 рублей за заключение и участие в соглашении, которое могло привести к установлению или поддержанию цен, и в соглашении, которое привело к сокращению производства товаров, был снижен размер штрафа до 200 000 рублей на том основании, что в качестве смягчающих ответственность обстоятельств учтены факт совершения вменённого правонарушения впервые и тяжёлое финансовое положение общества.

Также Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2015 № Ф07-664/2015 по делу № А44-4343/2014 по делу о признании незаконным постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ размер штрафа был снижен на том основании, что штраф в размере, назначенном административным органом, не соразмерен существу и последствиям допущенного административного нарушения и носит неоправданно карательный характер — водитель общества, управляя транспортным средством, перевозил груз (берёзовый баланс) без специального разрешения.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (Постановление от 23.04.2015 № Ф08-1172/2015 по делу № А63-8302/2014) по делу о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу на территории РФ, в части назначения штрафа и его снижении снизил административный штраф ниже низшего предела. При этом суд учёл деятельное раскаяние Общества в совершении правонарушения (принятие локальных актов по соблюдению миграционного законодательства, внесение соответствующих изменений и дополнений в договоры с арендатором), отсутствие общественной опасности совершённого правонарушения (иностранный гражданин выполнял неквалифицированную работу на территории Общества в течение одного дня, что не привело к негативным общественным последствиям), совершение правонарушения впервые, незамедлительное выполнение Обществом требований миграционных органов по устранению нарушений миграционного законодательства, ухудшение финансового положения Общества после уплаты 2 млн рублей штрафа.

Читайте так же:  Потерял квитанцию административного штрафа

Аналогично в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015 по делу № А74-8402/2014 по делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа отмечено, что суд первой инстанции при снижении размера административного штрафа обоснованно принял во внимание частичное представление Обществом документов во исполнение предписания, а также принятие соответствующих мер по отправке недостающих документов путём передачи курьеру документов. Кроме того, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обоснованно ссылалось на тяжёлое финансовое положение и на то, что отсутствие достаточных денежных средств для уплаты административного штрафа в назначенном размере в случае оставления судом апелляционной инстанции обжалуемого решения в силе уплата штрафа приведёт к ликвидации (банкротству) Общества.

В материалах дела в подтверждение указанных доводов имеется бухгалтерская (финансовая) отчётность за 2014 год. Исходя из общих критериев назначения административного наказания — дифференцированности, соразмерности, справедливости, характера совершённого административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественного и финансового положения — суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ поддержал вывод суда первой инстанции об уменьшении размера административного штрафа до 250 000 рублей.

А вот в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2015 № Ф07-2176/2015 по делу № А56-51182/2014 по делу о признании незаконным постановления административно-технической инспекции о назначении обществу административного наказания в соответствии с региональным законодательством за незакрытие в установленный срок ордера на производство плановых работ суд указал, что Общество ранее привлекалось за аналогичное правонарушение, а потому отсутствуют основания для снижения суммы назначенного Обществу административного штрафа. В удовлетворении заявления о снижении минимального размера административного штрафа было отказано только на этом основании.

Следует также отметить, что Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривает пределы снижения административного штрафа: он не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II КоАП РФ. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, которым суды руководствовались до вступления в силу указанного федерального закона, таких пределов не содержал. Таким образом, сложилась своеобразная судебная практика: снижение минимального размера административного штрафа до 01 января 2015 года является оценочной категорией и является исключительно прерогативой суда. До указанного срока суды могли принять решение о снижении размера штрафа менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй КоАП РФ, позже — действует норма вышеуказанного закона.

Конституционный Суд РФ, принимая во внимание и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, указал, что до принятия надлежащих изменений в КоАП РФ принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. При этом снижение судом административного штрафа по постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П ниже низшего предела могло быть осуществлено впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений.

Следовательно, доводы Общества о том, что в рассматриваемом случае суд мог установить наказание менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, являются несостоятельными.

Кроме того, как указано в данном Постановлении, уменьшение размера административного штрафа, а также кратность такого уменьшения является правом, а не обязанностью суда.

Таким образом, на сегодняшний день снижение минимального размера административного штрафа может производиться только в соответствии с нормами Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Итак, для обеспечения снижения минимального размера административного штрафа при рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо представить рассматривающему дело органу документы, подтверждающие затруднительное материальное положение и наличие смягчающих по делу обстоятельств.

Юридическое лицо в подтверждение трудного финансового положения может представить документы бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату, сведения об отсутствии денежных средств на счетах и о движении денежных по счетам, списки кредитов и дебиторов с указанием размера задолженности, сведения о наличии исполнительных производств в отношении юридического лица о взыскании денежных средств, наличие обязательств перед третьими лицами (кредитные договора, залог и т. д.) и пр. Для физического лица такими документами могут быть справка о доходах физического лица, сведения об обязательствах перед другими лицами (наличие алиментных обязательств, кредитные договора, ипотека и т. д.) и пр.

Для оценки судом характера и отсутствия последствий необходимо представить доказательства, подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств, таких как добровольное прекращение противоправного поведения, предотвращение вредных последствий, добровольное возмещение причинённого ущерба или добровольное устранение причинённого вреда, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и пр. (ст. 4.2. КоАП РФ).

Анализируя достаточную богатую за столь короткий срок (со дня принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П) практику в сфере назначения административного штрафа, можно говорить о том, что судам (уполномоченным органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях) предоставлено право самостоятельно определять размер административного штрафа, хотя и, со дня вступления в силу Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ, в строго установленных пределах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Введённая Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ норма является, с одной стороны, гарантией справедливости и гуманности, обеспечивает индивидуальный подход к каждому рассматриваемому случаю с учётом особенностей лица, привлекаемого к административной ответственности, что является значительным шагом в развитии административного законодательства. Однако, с другой стороны, реализация данной нормы в целом зависит от субъективного отношения суда, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, к данному делу и к самому правонарушителю. Понятно, что беспристрастность судей закреплена на законодательном уровне, но и это не является гарантией обеспечения справедливого применения рассматриваемой нормы. Вероятно, дальнейшая практика покажет возможные минусы и в соответствии с этим внесёт свои коррективы.

Источники

Минимальный размер штрафа при административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here