Мониторинг состояния загрязнения окружающей природной среды

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Мониторинг состояния загрязнения окружающей природной среды", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Мониторинг загрязнения окружающей природной среды

Мониторинг загрязнения окружающей природной среды осуществляет действующая в рамках Росгидромета Государственная Служба наблюдений (ГСН), созданная в бывшем СССР в 1972 г. и активно функционирующая с 1977 г. Мониторинг осуществляется на основе следующих принципов:

· глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;

· единство и сопоставимость методов наблюдений, методов отбора, обработки, хранения и распространения полученной информации;

· интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

· обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и доступности для пользователей.

· за загрязнением воздуха в горных и промышленных районах;

· за загрязнением почв;

· за загрязнением пресных и морских вод;

· за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

· комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности;

· за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова;

· за фоновым загрязнением атмосферы.

Задачей службы является обеспечение наблюдений за загрязнением природной среды и предоставление государственным органам и заинтересованным организациям систематической информации и прогнозов, а также экстренной информации о резких изменениях загрязненности природной среды. Выполняются режимные, оперативные и специальные работы. Режимные работы проводятся систематически по ежегодным программам на специально организованных пунктах наблюдений. Необходимость выполнения оперативных работ зависит от случаев аварийного загрязнения природной среды или стихийных бедствий; эти работы выполняются при чрезвычайных ситуациях. Специальные работы, например, мониторинг пестицидного загрязнения, выполняются в связи с увеличением значимости различных антропогенных факторов в развитии изменений в природных экосистемах.

Наблюдательная сеть Росгидромета представляет собой систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, предназначенных для наблюдений за физическими, химическими и биологическими процессами, происходящими в окружающей среде, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства.

Все работы: отбор проб, их консервацию и анализ – проводят согласно нормативно-методическим документам, устанавливающим соответствующие требования (руководящим документам, методическим рекомендациям

). Научно-методическое руководство работами по мониторингу загрязнения природной среды осуществляют научно-исследовательские институты Росгидромета. На основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении формируется единый государственный фонд данных. Порядок ведения единого государственного фонда данных определяет Правительство РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9060 —

| 7682 — или читать все.

Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды

Глава 1. Основные понятия о мониторинге окружающей среды

В настоящее время общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах − для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу, решением которой занимается мониторинг окружающей среды.

Экологический мониторинг – это информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Рис.1. Схема организации экологического мониторинга

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

· оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

· выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

· создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Исходя из этих трех основных целей, экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: соблюдения, диагностики и раннего предупреждения.

Кроме приведенных выше основных целей экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранительных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях.

Основные задачи экологического мониторинга:

· наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

· наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

· наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

· оценка фактического состояния природной среды;

· прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Следует принять во внимание, что экологический мониторинг не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником информации, необходимой для принятия экологически значимых решений. Термин контроль, нередко употребляющийся в русскоязычной литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.

Читайте так же:  Административный арест постановление

Экологический мониторинг реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях, международное сотрудничество;

государственный (национальный) – общегосударственная система наблюдений;

импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах (изучение сильных воздействий в локальном масштабе);

региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);

фоновый(базовый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).

Для понимания того, как в Российской Федерации осуществляются наблюдения за состоянием окружающей среды, рассмотрим подробнее уровень государственного экологического мониторинга.

Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды

Государственный экологический мониторинг – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды [ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с изменениями на 5 марта 2013 г.]

Порядок осуществления государственного экологического мониторинга устанавливает «Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 477.

В Российской Федерации организационной формой экологического мониторинга является единая система государственного экологического мониторинга (ЕСГЭМ), которая начала создаваться по инициативе природоохранных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.93. № 1229 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга» и развивается благодаря постановлению Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды» и Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со Статьей 63.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.№ 331-ФЗ задачами ЕСГЭМ являются:

− регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

− хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

− анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

− обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга. Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу «общности объекта» мониторинга.

Единая система государственного экологического мониторинга включает в себя подсистемы:

− государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

− государственного мониторинга атмосферного воздуха;

− государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

− государственного мониторинга земель;

− государственного мониторинга объектов животного мира;

− государственного лесопатологического мониторинга;

− государственного мониторинга состояния недр;

− государственного мониторинга водных объектов;

− государственного мониторинга водных биологических ресурсов;

− государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

− государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;

− государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;

− государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

− государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

В рамках ЕСГЭМ в соответствии с федеральными законами осуществляются:

− поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

− поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

− оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

− определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

− выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

− направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

− направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

Читайте так же:  Срок давности по уголовному делу ст

− выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;

− оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

− создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

− хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Структурными звеньями любой подсистемы ЕГСЭМ являются:

− измерительная система (средства и методы измерения),

− информационная система (базы и банки данных),

− системы моделирования и оптимизации показателей наблюдаемых объектов),

− система восстановления и прогноза полей экологических и метеофакторов,

− система подготовки решений и доведения их (а также самой экологической информации) до потребителей.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 614 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Экология природных ресурсов

Экологический мониторинг

В систему экологического контроля входит также государственная служба наблюдения — экологический мониторинг.

Под мониторингом (от лат. «monitor» — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга — непрерывное слежение.

Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг — это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

По территориальному охвату различают три ступени или блока современного мониторинга — локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) и глобальный (биосферный, фоновый).

В программу биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга, проводимого на локальном уровне входят наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:

  • в поверхностных водах — радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
  • в атмосферном воздухе — оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;
  • в биоте — тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

Тщательно исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные воля и др. Пункты экологических наблюдений располагают в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека (трофические и др.) с естественными и искусственными компонентами окружающей среды. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов и др.

В составе биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга большое внимание уделяют наблюдениям за ростом врожденных дефектов в популяциях человека и динамикой генетических последствий загрязнения биосферы, в первую очередь мутагенами.

На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведут за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Изучают трофические связи (биологические круговороты) и их нарушения, оценивают возможность использования ресурсов природных экосистем в конкретных видах деятельности, анализируют характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведут контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона и т.д.

Обеспечить наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в биосфере в целом — задача глобального мониторинга. Его называют еще фоновым или биосферным. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Основными целями этой программы являются:

  • организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
  • оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
  • оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
  • оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
  • оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
  • оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
  • создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.
Видео (кликните для воспроизведения).

При выполнении работ по программе глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием природной среды из Космоса. Космический мониторинг позволяет получить уникальную информацию о функционировании экосистем как на региональном, так и на глобальном уровнях

В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга – локальном, региональном и глобальном. Обобщая результаты наблюдения на всех трех уровнях мониторинга, получают объективную картину антропогенных и природных процессов в различных регионах страны. С этой целью на многочисленных станциях, створах контроля, стационарных постах, в химических лабораториях, на самолетах, вертолетах и космических аппаратах наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почв, донных отложений, околоземного пространства, организуют слежение за состоянием земель, минерально-сырьевых ресурсов недр, сохранностью животного и растительного мира и т.д.

Читайте так же:  Мошенничество срок давности привлечения

Государственный экологический мониторинг в России ведется по следующим объектам: атмосферный воздух; водные объекты; объекты животного мира; леса; геологическая среда; земли; особо охраняемые природные территории; источники антропогенного воздействия.

Наблюдение, оценка и прогноз состояния отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляются в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга. Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнением окружающей природной среды (ГСН).

С 1995 г. в России с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения введена Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). К основным ее задачам, в частности, относятся ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку и гармонизация их с международными эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объектов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды.

Как происходит мониторинг загрязнения окружающей среды?

Мониторинг загрязнения окружающей среды – это систематическое наблюдение за биосферой Земли. Под термином понимается и оценка состояния природы, прогноз возможных изменений в ней.

3 Термины и определения. Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 56059, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 отходы производства и потребления (далее — отходы): Остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

[Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1]

3.2 объект размещения отходов: Специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

[Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1]

3.3 норматив образования отходов: Установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

[Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1]

3.4 лимит на размещение отходов: Предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

[Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 1]

1 Область применения

Настоящий стандарт предназначен для организации и осуществления мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (за исключением радиоактивных).

Задачи экологического мониторинга

Главная цель – контроль качества всех компонентов биосферы:

Выделяют и другие, не менее значимые задачи системы наблюдений за природой:

  1. Прогнозирование состояния окружающей среды.
  2. Своевременное информирование граждан об изменениях в природе.
  3. Выявление источников, негативно влияющих на состояние природных компонентов.
  4. Слежение за источниками и факторами антропогенного воздействия.
  5. Поиск способов улучшить экологическую ситуацию в мире.

Чтобы улучшить экологическое состояние, создаются очистительные сооружения на предприятиях, изменяется способ рубки лесов и др.

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

2 Нормативные ссылки

Территориальный мониторинг

Это системы оценки загрязнений техногенного характера – главнейшая часть экологического наблюдения за природой. Классификация идет по территориальному принципу.

Системы определяют качественный и количественный состав веществ, загрязняющих биосферу.

В территориальном контроле выделяют следующие подсистемы:

  1. Глобальный. Проводится на всей планете, на одном или нескольких материках.
  2. Государственный мониторинг. Охватывает территорию одной страны.
  3. Региональный. На значительной территории в пределах одного государства либо на участке нескольких стран (океан, морское побережье и др.).
  4. Локальный. Участок маленького размера в пределах города, предприятия, водоема.
  5. Импактный. Наблюдение за источниками загрязнения в опасных зонах.
  6. Фоновый. Анализ результатов наблюдений в любом из описанных масштабов.

Подобная оценка включает биоиндикацию – нахождение и распознавание антропогенных нагрузок в результате ответного воздействия на них живых существ.

Для биоиндикационных исследований могут использоваться целые экосистемы и отдельные представители флоры и фауны. Дополнительно ученые проводят биотестирование – наблюдение в лабораторных условиях за реакцией живых организмов на негативные факторы.

Главная задача экологического мониторинга – обнаружить критические звенья в природе, четко характеризующие их состояние. Вторая цель – найти источник, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Читайте так же:  Проблема загрязнения окружающей среды бытовыми отходами

Мониторинг состояния загрязнения окружающей природной среды

ГОСТ Р 56060-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов

Industrial environmental monitoring. Monitoring of the state and pollution of the environment on the territories of waste disposal facilities

Дата введения 2015-01-01

4 Общие положения

4.1 Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (далее — мониторинг) осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 56059 и ГОСТ Р 56063.

4.2 Мониторинг проводят владельцы объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов (далее — объекты), на основании утвержденной ими программы за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством [1].

4.3 Мониторинг проводят на протяжении всего периода эксплуатации объекта размещения отходов и в течение установленного срока после его закрытия для обеспечения принятия своевременных и адекватных мер по обеспечению их экологической безопасности.

4.4 Программу мониторинга разрабатывают и утверждают как отдельный документ, входящий в документацию ПЭМ, или включают разделом в программу ПЭМ (при необходимости).

4.5 Мониторинг включает, в т.ч. [2], [3], [4]:

— мониторинг состояния и загрязнения грунтовых вод;

— мониторинг состояния и загрязнения поверхностных вод;

— мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха;

— мониторинг состояния и загрязнения почвенного покрова;

— мониторинг состояния и загрязнения растительного покрова.

4.6 Для полигонов твердых бытовых отходов характерно образование фильтрата и биогаза, не имеющих определенного химического состава.

Изменения объема и состава фильтрата и биогаза могут служить индикаторами химических и физических процессов, происходящих на объекте, а также эффективности проводимых природоохранных мероприятий.

4.6.1 Мониторинг должен обеспечивать сбор полной информации о процессе образования фильтрата внутри полигона и под полигоном.

Отбор проб и анализ (объем и состав) фильтрата должны осуществляться отдельно в каждой точке сброса с участка объекта.

Мониторинг поверхностных вод, при их наличии, осуществляется, не менее чем в двух точках: выше и ниже полигона.

4.6.2 В ходе мониторинга биогаза проводят измерения:

— основных веществ и соединений в колодцах и коллекторах;

— расхода биогаза в каждой точке замеров.

4.6.3 Мониторинг за загрязнением грунтовых вод осуществляют с помощью отбора проб из контрольных колодцев, скважин или шурфов, заложенных по периметру объекта.

Состав проб вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше объекта по течению грунтовых вод, характеризует их исходное состояние. Ниже объекта по течению грунтовых вод (на расстоянии 50-100 м, если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других источников) закладывают 1-2 колодца (шурфа, скважины) для отбора проб воды, с целью выявления влияния на них стоков полигона.

При более глубоком залегании грунтовых вод их контроль осуществляют с помощью скважин.

4.6.4 В отобранных пробах грунтовых вод обычно определяют содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов, цианидов, кальция, железа, лития, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, органического углерода, ХПК, БПК, рН, сухого остатка [2] и другие показатели в соответствии с составом отходов.

4.6.5 Выше и ниже объекта проводят отбор проб поверхностных вод. Отобранные пробы исследуют на гельминтологические, бактериологические и санитарно-химические показатели [2].

4.6.6. При анализе проб атмосферного воздуха обычно определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, оксида углерода, бензола, трихлорметана, тетрахлорида углерода, хлорбензола [2] и другие показатели в соответствии с составом отходов.

4.7. Для объектов размещения промышленных отходов программы мониторинга разрабатывают с учетом свойств размещаемых отходов.

4.8 Результаты мониторинга используют для обоснования и оценки эффективности мер по снижению негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду, нормативов образования и лимитов на размещение отходов.

47. Экологический мониторинг, понятие, классификация. Мониторинг загрязнения окружающей природной среды. Мониторинг состояния природных ресурсов.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

· наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;

· оценку фактического состояния окружающей среды и уровня ее загрязнения;

· прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

Объектами мониторинга являются атмосфера (мониторинг приземного слоя атмосферы и верхней атмосферы); атмосферные осадки (мониторинг атмосферных осадков); поверхностные воды суши, океаны и моря, подземные воды (мониторинг гидросферы); криосфера (мониторинг составляющих климатической системы).

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

Существует классификация систем мониторинга по факторам, источникам и масштабам воздействия (рис. 2.2 и табл. 2.2).

Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, солнечная радиация, шумовые вибрации).

Мониторинг источников загрязнений – мониторинг точечных стационарных источников (заводские трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля с внесенными химическими веществами) источников.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

Читайте так же:  Сроки давности подачи иска

• глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;

• базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

• национальный – мониторинг в масштабах страны;

• региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;

• локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

• импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг – это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнений окружающей среды приоритетными высокотоксичными ингредиентами, представленными в табл. 2.1.

Физический мониторинг – система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг – мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде).

Экобиохимический мониторинг – мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг – в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Мониторинг загрязнения окружающей природной среды

«. Мониторинг загрязнения окружающей природной среды: система долгосрочных наблюдений (измерений) за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. «

Источник:

» ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ. КОНТРОЛЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГОСТ Р 8.589-2001″

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 07.12.2001 N 514-ст)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» в других словарях:

мониторинг загрязнения окружающей природной среды — 4.3 мониторинг загрязнения окружающей природной среды: Система долгосрочных наблюдений (измерений) за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 8.589-2001: Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 8.589 2001: Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения оригинал документа: 4.6 аттестация МВИ: Процедура… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Мониторинг окружающей природной среды — ее загрязнения долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения ( закон О гидрометеорологи … Экологический словарь

МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ — долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (закон О гидрометеорологической службе ).… … Экологический словарь

МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ — Долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения — долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения — долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Загрязнение окружающей и природной среды — поступление в окружающую среду веществ, микроорганизмов и(или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В результате в воздухе, ландшафтах, почвах, геологической среде,… … Словарь черезвычайных ситуаций

мониторинг — 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Видео (кликните для воспроизведения).

МОНИТОРИНГ — (от лат. monitor тот, кто напоминает, предупреждает), комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или её отд. элементов под влиянием антропогенных воздействий. М. может быть локальным, региональным и глобальным … Биологический энциклопедический словарь

Источники

Мониторинг состояния загрязнения окружающей природной среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here