Мотивы административного задержания

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Мотивы административного задержания", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Мотивы административного задержания

Мотивы административного задержания

Таким образом, содержанием административного задержания является кратковременное ограничение свободы доставленного лица, только путем его содержания в специально отведенных для этого помещениях органов, уполномоченных осуществлять административное задержание.

При наличии «иных данных», дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в случаях, если покушалось на побег, не имеет постоянного места жительства или не установлена личность подозреваемого. Под «иными данными» следует понимать доказательства, полученные в ходе производства по делу и достаточные для подозрения лица в совершении преступления.

К таким данным, например, относятся показания свидетелей и потерпевших, не являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с разыскиваемым преступником и т.

Срок и цели применения меры

Основными мотивами обоснования задержания могут быть одно или несколько опасений, что подозреваемый, находясь на свободе, станет препятствовать следствию. Это могут быть намерения скрыться, представление опасности для общества, возможность продолжения преступной деятельности или тот момент, когда, находясь на свободе, преступник может повлиять на ход расследования, воздействовав угрозами на свидетелей, уничтожив доказательства.

Задержание подозреваемого, лишение его свободы без судебного постановления составляет 48 часов. Этот срок связан с п. 2 ст. 22 Конституции РФ. Его можно продлить только через суд. Для этого судебный орган должен признать задержание законным. Следствию нужно представить дополнительную информацию и обосновать необходимость продления срока. В заседании присутствует адвокат, который приводит свои доводы о необоснованности продления.

Судебным постановлением могут быть вынесены три решения:

освобождение подозреваемого за недоказанностью правомерности задержания или по истечении срока задержания;

продление срока на 72 часа (с момента вынесения решения суда);

применение меры пресечения «заключение под стражу».

Срок задержания

Должностные лица и уполномоченные органы не могут произвольно устанавливать сроки ограничения свободы. Для этого нужно руководствоваться статьей 27.5 КоАП РФ:

  • стандартный срок задержания составляет не более трех часов – он используется для установления личности граждан, не имеющих при себе документов, для оформления процессуальных документов, направления на медосвидетельствование и т.д.;
  • если проступок связан с нарушением государственной границы, таможенных правил или иных аналогичных режимов, срок задержания может составить до 48 часов;
  • если в состав санкций за правонарушение входит арест или выдворение за пределы страны, ограничение свободы также может составлять 48 часов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Дальнейшая процедура привлечения к ответственности будет проходить по общим правилам, в том числе с возможностью принудительного доставления.

Если для рассмотрения дела использовано задержание, административный материал незамедлительно направляется в суд, либо иной орган. Не позднее суток после получения протокола дело должно быть рассмотрено с вынесением постановления.

В КоАП РФ указаны специальные правила исчисления сроков ограничения свободы:

  • период задержания начинается с момента добровольного или принудительного доставления гражданина в служебное помещение уполномоченного органа;
  • если нарушитель был задержан в состоянии опьянения, срок начинает течь с момента его вытрезвления.

Что это такое

Сразу после вынесения постановления режим задержания аннулируется, а нарушитель приступает к исполнению наказания, либо освобождается. Выделим ключевые моменты, которыми характеризуется порядок применения задержания:

  • ограничение свободы носит исключительный характер – при задержании составляется протокол, в котором должны быть указаны основания для такого решения;
  • применять указанную меру могут только должностные лица и ведомства, перечисленные в ст. 27.3 КоАП РФ;
  • установление предельных сроков задержания обязывает рассмотреть дело незамедлительно после поступления протокола в суд, либо иной уполномоченный орган.

В законе не указан точный перечень мотивов, по которым граждан могут задерживать. Исходя из положений судебной практики, к таким основаниям может относиться пресечение правонарушения, имеющего повышенную общественную опасность, предотвращение дальнейших негативных последствий и т.д. Кроме того, задержание используется по статьям, за которые грозят санкции в виде ареста или выдворения за пределы РФ.

Что такое задержание и виды

Понятие «Задержание» можно трактовать как временное следственное действие, призванное ограничить свободу лица, подозреваемого в совершении преступных действий или совершившего их. Это кратковременный арест, имеющий целью пресечь противоправную деятельность лица или выявить причастность гражданина к совершению расследуемого преступления (см. ст. 91-96 УПК РФ).

Правом проводить задержание наделены ограниченные, четко обозначенные действием ст. 91 УПК лица. Это орган дознания, дознаватель и следователь. Также им наделен руководитель следственного отдела, так как согласно ст. 39 УПК он может принять дело в производстве, провести предварительное следствие на правах следователя или начальника следственной группы.

В редких случаях для обеспечения быстрого и правильного расследования правонарушения (ст. 27.1 КоАП), подлежащего административному наказанию, проводится административное задержание. Срок его не может превышать 3 часов с момента доставки в ОВД. За мелкое хулиганство по распоряжению начальника ОВД или его заместителя устанавливается срок 24 часа. Лица, виновные в нарушении порядка при проведении митингов, собраний, задерживаются сроком до 3 суток.

Существует несколько видов задержания, которые зависят от некоторых факторов:

числа задержанных — одиночные и групповые;

места выполнения — квартирные, по месту работы, на транспорте (городском, водном, ж/дорожном, воздушном), уличные, в общественных местах;

с предварительной подготовкой и без подготовки;

наличия оружия у подозреваемых — вооруженные и невооруженные.

Особенности применения задержания

Хотя временное ограничение свободы не рассматривается как мера наказания, оно будет учтено при назначении отдельных видов санкций. В частности, в срок назначенного ареста войдет весь период задержания – эти сведения будут указаны в постановлении. Сразу после рассмотрения такого дела арестованный гражданин будет направлен для отбывания наказания в спецучреждение МВД. Режим ареста будет отличаться от временного задержания более серьезными мерами контроля.

Если задержание применялось для лица, которому грозит выдворение за пределы РФ, после назначения наказания оно помещается в места временного содержания иностранцев или лиц без гражданства. Контроль за режимом выдворения осуществляет миграционная служба МВД, таможенные органы и иные ведомства.

Что такое задержание лица

Задержание — это процессуальная мера, используемая для доставки в полицию и недолговременного пребывания подозреваемого под стражей без постановления суда, с целью проведения следственных действий по совершенному преступлению или — в редких случаях — при административном правонарушении.

Sektor064 › Блог › неоплаченные штрафы

Если вы нарушили Правила, а инспектор просит вас подождать, пока ему подвезут бланки, более того, требует проехать вместе с ним куда бы то ни было, – это незаконно.

Читайте так же:  Сроки возмещения судебных расходов по гражданскому делу

Также задержание незаконно для обнаружения правонарушения или для сбора доказательств (ст.27.5 п.1)

Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных конституционных прав граждан. Согласно ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Согласно Закону РФ «О милиции» сотрудники милиции имеют право задерживать (естественно, без судебного решения на срок не более чем на 48 часов) лиц, подозреваемых в совершении преступления, т.е.

Кроме того, в случаях непосредственного обнаружения уполномоченным должностным лицом деяния, содержащего признаки правонарушения, если протокол о доставлении не составлялся, протокол об административном задержании является актом, свидетельствующим о возбуждении дела (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Местом составления протокола обычно является помещение дежурной части соответствующего органа внутренних дел либо специальное помещение органа, указанного в ч.

Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Шутилина О

В последнее время у значительного числа исследователей возникает интерес к такому виду мер административного пресечения, как административное задержание.

Ему посвящены исследования целого ряда авторов, опубликовано значительное количество статей по данной тематике [1].

В то же время практическая деятельность судебных, правоохранительных органов, а также адвокатская практика показывают на ряд проблем при применении норм действующего законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, несоответствия их Основному закону нашей страны — Конституции РФ, что ведет к существенным нарушениям прав человека и гражданина.

Бахрах Д.Н. Административное право России.

М. Эксмо, 2010. С. 209 — 212.
2.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1981. С. 225.
3. Дугенец А.С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография.

М. 2002. С. 54.
4. Мещерякова Т.Р.

Сроки в административном законодательстве Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М. 2011. С. 114.
5. Колоколов Н.А. КоАП РФ: опять судебная практика впереди законодателя // Российский судья.

2003. N 1. С. 42.
6. Шейфер С.А. Проблемы развития системы следственных действий в УПК РФ // Уголовное право. 2002. N 3. С. 92.
7. Тюрин В.А.

Административное задержание физических лиц как мера административно-процессуального пресечения и проблемы совершенствования юридических норм, его регламентирующих // Право и политика.

2002. N 3. С. 65.
8. Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России // Административная ответственность: вопросы теории и практики. 2004. N 1. С.

Если вас задержала полиция (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Если вас задержала полиция

I. Обращение и проверка документов

Если к вам обратился сотрудник полиции

— он должен представиться, назвав свою должность, звание и фамилию;

— по вашему требованию предъявить служебное удостоверение;

— сообщить причину и цель обращения;

— разъяснить причину и основания ограничения ваших прав и свобод.

Когда сотрудник полиции вправе проверить ваш паспорт (иные документы)

— при подозрении вас в совершении преступления;

— если имеются сведения, что вы находитесь в розыске;

— если имеется повод к возбуждению в отношении вас дела об административном правонарушении;

— при наличии оснований для задержания.

В каких случаях сотрудник полиции вправе требовать от вас покинуть определенное место

— если данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, и на этом месте необходимо произвести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;

— если это необходимо для защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

— если возникло скопление граждан, создающее угрозу жизни и здоровью.

Когда вас могут задержать

— если вас подозревают в совершении преступления;

— если в отношении вас избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

— если вы уклоняетесь от исполнения наказания;

— если находитесь в розыске;

— если в отношении вас ведется административное производство;

— если вы нарушили правила комендантского часа;

— если вы незаконно проникли или пытались проникнуть на охраняемые объекты;

— если вы предприняли попытку самоубийства;

— если у вас имеются признаки выраженного психического расстройства и своими действиями вы создаете опасность для себя и окружающих;

— если вы являетесь иностранным гражданином и в отношении вас поступило требование о выдаче иностранному государству.

— сотрудник полиции должен назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение и сообщить причину и цель обращения;

— сотрудник полиции обязан разъяснить вам основания и мотивы задержания, а также ваши права и обязанности, в том числе он должен разъяснить ваши права на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близких родственников или близких лиц, отказ от дачи объяснений;

— сотрудник полиции должен составить протокол о задержании;

— сотрудник полиции уведомляет в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, по вашей просьбе о месте вашего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, а также защитника;

— если вы являетесь несовершеннолетним, сотрудник полиции должен незамедлительно уведомить ваших родителей или иных законных представителей.

— составляется с момента доставления при административном задержании; а в случае задержания по подозрению в совершении преступления — в течение 3 часов с момента доставления в орган дознания или к следователю;

— должен содержать основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату составления;

— вы вправе изложить в протоколе все обстоятельства, которые считаете нужными, в том числе если вам грубили, применяли физическую силу, угрожали, отнимали ваши вещи. По желанию вы можете указать, что при задержании имели опрятный вид, на вашей одежде отсутствовали какие-либо повреждения или загрязнения, а также что в момент задержания у вас отсутствовали телесные повреждения;

— вы имеете право внимательно ознакомиться с протоколом задержания и убедиться, что все строки в нем заполнены и пустого места не осталось (пустые строки должны быть перечеркнуты, чтобы исключить факт внесения какой-либо информации без вашего ведома), дата и время составления протокола соответствуют фактическим;

— по факту ознакомления с протоколом задержания вы можете его подписать. Если вы не согласны с содержащейся в нем информацией, вы можете сделать пометку «не согласен с протоколом» или «при составлении протокола допущены нарушения» и т. п. При этом вы можете отказаться подписывать протокол задержания. В этом случае в нем должна быть сделана соответствующая запись;

— вам должна быть вручена копия протокола.

Читайте так же:  Уведомление о привлечении к административной ответственности

На какой срок вас могут задержать

— максимальный срок административного задержания:

— 3 часа с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ; повлекшее нарушение таможенных правил — при наличии необходимости для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;

если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.

— срок задержания по подозрению в совершении преступления:

— не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);

— до 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;

— общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток) . По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Ваши права при задержании

— вы имеете право на один телефонный разговор в целях уведомления ваших близких родственников или близких лиц о задержании и месте нахождения не позднее 3 часов с момента задержания, за исключением случаев, если вы осуществили побег из-под стражи или психиатрического лечебного учреждения; находитесь в розыске; уклоняетесь от отбывания наказания. Если вы задержаны в связи с уголовным преследованием, то телефонный разговор можно вести только на русском языке;

— вы имеете право на молчание, в том числе право не давать показания против себя и своих родных;

— вы имеете право на защиту (в том числе судебную) и соблюдение презумпции невиновности;

— вы имеете право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;

— вы имеете право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;

— вы имеете право на услуги переводчика;

— вы имеете право на ознакомление со всеми составленными документами и осуществление записи в них со своими возражениями;

— если в процессе задержания по отношению к вам была применена физическая сила (например, нанесены побои), и вы считаете, что тем самым был причинен вред вашему здоровью, можете потребовать вызвать в помещение органов внутренних дел врача скорой помощи. Если вы покинули помещение ОВД, вы также вправе незамедлительно обратиться к специалисту с целью осмотра и фиксации полученных вами повреждений (это может быть как врач скорой помощи, так и врач любого травмпункта).

Как вести себя при задержании

— вне зависимости от того, согласны вы с действиями сотрудников полиции или нет, ведите себя спокойно, не грубите и не оскорбляйте сотрудников полиции;

— не оказывайте физического сопротивления и не угрожайте сотрудникам полиции;

— не пытайтесь скрыться от сотрудников полиции;

— запишите ФИО сотрудника полиции, номер его удостоверения, должность и прочую служебную информацию;

— не подписывайте документы, без собственноручной пометки «не согласен с. «, если не согласны с содержанием, и не подтверждайте информацию о действиях, которые вы не совершали;

— при оставлении вас одного в каком-либо помещении органов внутренних дел не трогайте руками предметы или свертки, которые не являются вашими собственными вещами.

Условия проведения личного досмотра, досмотра вещей

— проводятся в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения;

— осуществляются без нарушения конструктивной целостности досматриваемых вещей;

— проводятся в присутствии понятых, но в исключительных случаях и без понятых — при наличии оснований полагать, что при вас находятся оружие или предметы, используемые в качестве оружия;

— личный досмотр производится лицом одного пола с вами в присутствии двух понятых того же пола;

Видео (кликните для воспроизведения).

— составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;

— копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей вручается вам по вашей просьбе;

— если вы задержаны по подозрению в совершении преступления, то обыск проводится лицом одного с вами пола и в присутствии понятых того же пола, а результаты личного обыска заносятся в протокол задержания.

III. Применение физической силы

В каких случаях сотрудник полиции может применить физическую силу

— для пресечения преступлений и административных правонарушений;

— для доставления и задержания;

— для преодоления противодействия его законным требованиям.

Действия сотрудника полиции при применении физической силы


— обязан сообщить перед применением, что является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить возможность и время для выполнения его законных требований;

— может не предупреждать о применении физической силы, если промедление создает угрозу для жизни и здоровья граждан или самого сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

— при применении физической силы действует с учетом обстановки, характера и степени опасности ваших действий, характера и силы оказываемого вами сопротивления, и стремится к минимизации ущерба;

— если в результате применения физической силы вам были причинены повреждения, сотрудник полиции уведомляет об этом ваших близких родственников или близких лиц в возможно короткий срок, но не более 24 часов.

IV. Жалоба на действия (бездействие) сотрудников полиции

Подача жалобы на действия (бездействие) сотрудников полиции

— если вы считаете, что действия (бездействие) сотрудников полиции нарушили ваши права, противоречили законодательству или причинили вам вред, вы можете подать жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции;

— в устной форме жалоба может быть подана в Главное управление собственной безопасности МВД РФ по телефону (495) 667-07-30 либо по телефону 102. При обращении попросите сразу же зафиксировать ваш звонок. Во время телефонного разговора вам необходимо будет сообщить свои личные данные, оставить контактные телефоны и подробно сообщить о действиях (бездействии) сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными;

Читайте так же:  Взыскание судебных расходов срок давности

— вы можете подать жалобу в письменном виде. При этом возможно обратиться с жалобой в Управления собственной безопасности органов внутренних дел и в прокуратуру;

— жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере;

— обязательно укажите в жалобе место, время и обстоятельства произошедшего, опишите действия сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными. Приведите сведения о нарушивших ваши права сотрудниках полиции. Если вы не знаете их контактных данных, можете описать внешние признаки (это может быть полезным при установлении личности сотрудника полиции, нарушившего ваши права, в том числе это может быть использовано при проведении ряда следственных действий — к примеру, при предъявлении лиц для опознания). Также вы можете указать номера патрульных машин, которые вас доставляли с места задержания в отделение. В тексте жалобы потребуйте признать действия сотрудников полиции неправомерными и привлечь их к ответственности. Ваши личные данные должны быть указаны максимально подробно: фамилия, имя и отчество, адрес фактического проживания, контактные телефоны, паспортные данные, дата подачи заявления, личная подпись, иначе ваша жалоба не будет принята;

— если вы подаете жалобу в органы УСБ, то в дежурной части вам должны выдать номерной талон-уведомление, свидетельствующий о принятии вашего заявления. Если вы подаете жалобу в прокуратуру, то вы также должны получить на руки документ о принятии жалобы к рассмотрению;

— также обратиться за защитой нарушенных прав можно в судебном порядке.

Куда обратиться за срочной помощью

— Главное управление собственной безопасности МВД России — (495) 667-07-30, (495) 667-77-90;

— Дежурная часть ГУВД — 02;

— Горячая линия МВД

Внимание! Следует различать административное задержание, как меру обеспечения производства по административному правонарушению, и административный арест, являющийся одним из видов административного наказания.

Мотивы административного задержания

На протяжении многих десятилетий в административно-правовой науке не утихают споры учёных о правовой природе, классификации, признаках и основаниях применения различных мер административного принуждения. Данные исследования начались ещё в начале прошлого века (достаточно вспомнить работы Гессена [1] , Елистратова [2] ), и не заканчиваются до сих пор. Наука не стоит на месте, и все прекрасно понимают, что это естественный и закономерный процесс. Данные исследования имеют глобальный теоретико-правовой характер, им посвящены кандидатские и докторские диссертации, и, несомненно, что в рамках научной статьи невозможно детально проанализировать весь накопленный исследовательский опыт в правовом поле применения мер принуждения.

Поэтому, в рамках данного исследования хотелось бы остановиться только на административном задержании – одна из мер принуждения, применяемая должностными лицами органов исполнительной власти, при обеспечении производства по делу об административном правонарушении [3] (ещё не ответственности), но, тем не менее, существенно ограничивающая конституционные права граждан.

Несмотря на кажущееся совершенство Российского законодательства на современном этапе, касающегося непосредственно вопросов применения административного задержания, учитывая трансформацию основных международных принципов в российскую правовую систему, стало очевидным несоответствие обязательств государства по отношению к гражданам. Нередко, в практической деятельности достаточно распространёнными являются случаи необоснованного применения административного задержания, в ходе применения которого, допускаются нарушения прав человека, чётко прописанных в Конституции Российской Федерации.

Поэтому, на наш взгляд, на данном этапе, необходимо не столько дальнейшее развитие законодательства в сторону его улучшения по данному конкретному вопросу, сколько принятие определённых мер по его надлежащему и качественному исполнению должностными лицами органов исполнительной власти. Здесь наблюдается неготовность государственных органов исполнительной власти действовать, руководствуясь основными конституционными принципами соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и это проявляется, прежде всего, в отношениях, связанных с административным задержанием.

Именно поэтому, должностные лица органов исполнительной власти, применяя такую исключительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, обязаны чётко представлять мотивы административного задержания, тем более, что их необходимо обязательно указать в протоколе об административном правонарушении как этого требует законодатель в части 1 статьи 27.4 КоАП РФ.

Однако, в жизни, как показывает анализ протоколов, уполномоченные должностные лица, к сожалению, указывают вместо мотивов либо цели – необходимость составления протокола об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, либо вообще – основания задержания, т.е. подозрение в совершении административного правонарушения.

Это, как нам кажется, является неверным, так например, Э.Г. Липатов утверждает, что «мотив задержания должен объяснять, почему применение данной принудительной меры именно в данном случае явилось необходимым» [4] .

Данное определение мотива вытекает из исключительного характера самого административного задержания, которое может быть применено только в случаях, когда иными путями обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении либо исполнение постановления по делу об административном правонарушении является невозможным (часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ).

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, законодатель не даёт конкретных указаний на «исключительность» случаев административного задержания и его «мотивов». Поэтому, необходимо выработать научно-обоснованную методику применения должностными лицами органов исполнительной власти (в частности, сотрудниками органов внутренних дел), административного задержания, при наличии оснований и мотивов для его применения в момент принятия уполномоченным должностным лицом решения об его применении, с учетом возможности последующего обжалования факта применения данной меры обеспечения производства, и/или постановления по делу об административном правонарушении.

Что же такое мотив, применительно к административному задержанию?

В теории права, например, под мотивом понимается внутренняя побуждающая сила субъекта на совершение определённых действий влекущих возникновение, приостановление либо прекращение каких-либо правоотношений [5] . По смыслу статьи 27.3 КоАП РФ следует, что административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица. Безусловно, данное определение не позволяет в полном объёме осветить все юридические нюансы рассматриваемого института. Достаточно полное определение административного задержания представлено в научной литературе В.К. Гижевским: «. административное задержание – это мера принуждения, выражающаяся в кратковременном ограничении личной свободы лица, совершившего правонарушение, применяемая уполномоченными на то представителями органов государственного управления, в пределах и в порядке, установленном законом, в целях пресечения противоправных действий, обеспечения своевременного и правильного производства по делам об административных правонарушениях и привлечения виновного к ответственности» [6] .

Из выше сказанного следует, что административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Учитывая Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 № 9-П, которым, «часть 1 статьи 27.3 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку, содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым, и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу» [7] , представляется, что правовая категория – «исключительный случай» определяется на усмотрение правоприменителя.

Читайте так же:  Протокол составляется по месту совершения административного правонарушения

Наряду с этим, если применив другие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, указанные в Кодексе невозможно достигнуть правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, то мы имеем дело с «исключительным случаем», и необходимо воспользоваться «административным задержанием».

Получается, что «правильность» достигается установлением всех обстоятельств административного правонарушения, а «своевременность» – соблюдением процессуальных сроков, установленных законодателем. Поэтому, «исключительность» случая требует чёткой и обоснованной мотивировки, которая должна быть отражена в протоколе.

Мотивы задержания имеют важное, определяющее значение, о чем в частности, свидетельствует Постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 11 апреля 2005 г. № 7-АД04-2: « сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица, так же в обязательном порядке должны быть указаны мотивы задержания» [8] , что на практике вызывает трудности, так как на уровне административного законодательства отсутствует толкование данной дефиниции.

Анализируя практику правоприменения, можно сделать вывод о том, что если в протоколе отсутствует мотив административного задержания, то это может послужить основанием признания его незаконным. Вывод напрашивается сам собой – мотивы задержания имеют важное и первостепенное значение. Тем не менее, возникает вопрос, как можно грамотно определить законность, руководствуясь внутренним убеждением, если законодатель формально регламентирует только цели административного задержания?

Чтобы ответить на вопрос целесообразно провести анализ существующей правоприменительной деятельности составления протоколов об административном задержании уполномоченными должностными лицами.

Как правило, в качестве мотивов указываются следующие, это – составление протокола, пресечение административного правонарушения, выяснение личности правонарушителя.

Несомненно, все указанные мотивы административного задержания нельзя назвать верными, ведь для составления протокола, возможно, применить более мягкую меру – это доставление, как, в прочем и для установления личности правонарушителя, что прямо следует из содержания ст. 27. 2 КоАП РФ. Доставления также бывает достаточно и для пресечения большинства административных правонарушений.

Постановлением Верховного Суда РФ от 11 апреля 2005 г. по делу № 7-Ад04-2, определено, что сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица [9] .

Такая правовая позиция позволяет сделать вывод, что помимо оснований и целей, должен быть определён мотив задержания, на что и указывает законодатель. Вместе с тем, у должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных применять исключительную обеспечительную меру, нет единого, чёткого понимания юридической природы мотивов административного задержания. Следовательно, законодателю необходимо либо более чётко определить мотивы, например: отсутствие постоянного места жительства, либо оставить основания и цели административного задержания, убрав ссылку на обязательность мотивов.

Исходя из того, что административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина при применении данной меры – обязанность государственных органов и должностных лиц. Это значит, что никто не может быть подвергнут административному задержанию, кроме случаев, прямо указанных в законе.

[1] Гессен В.М. Исключительное положение. Петербург, 1908. – С. 19.

[2] Елистратов Н. О личном задержании по советскому праву // Рабоче-крестьянская милиция. – 1923. – № 2-3. – С. 32.

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (глава 27). Далее – КоАП РФ, Кодекс.

[4] Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность // Учебно-практическое пособие/под ред. С.Е. Чаннова. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 400 с.

[5] Чаннов С.Е. Административное задержание: вопросы правоприменения // Гражданин и право. – 2011. – № 9. – С. 67.

[6] Гижевский В.К. Меры административного принуждения, применяемые органами внутренних дел на транспорте. – Киев, 2008. – С. 52.

[7] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова» // URL : http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision29317.pdf (дата обращения – 16 декабря 2017 г.).

[8] Постановление Верховного Суда РФ от 11 апреля 2005 г. по делу № 7-Ад04-2 // Бюллетень ВС РФ. – 2005. – № 11.

[9] Постановление Верховного Суда РФ от 11 апреля 2005г. по делу № 7-Ад 04-2 // Бюллетень ВС РФ. – 2005. – № 11.

Порядок применения административного задержания

Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административного дела в отношении потенциального нарушителя может применяться ограничение свободы. Административное задержание не является санкцией за проступок, а его максимальный срок жестко ограничен нормами КоАП РФ. В этой статье разберем, при каких обстоятельствах гражданин может быть задержан, и влияет ли факт задержания на назначение наказания.

Статья 27

Это является неверным — мотив задержания должен объяснять, почему применение данной принудительной меры именно в данном случае явилось необходимым.

Этапы задержания

При задержании выполняются следующие обязательные действия:

проведение захвата лица;

изымание оружия, предметов и документов, уличающих гражданина в причастности к преступлению;

составление протокола изъятия;

проведение личного осмотра, снятие отпечатков пальцев, фотографирование;

допрос в присутствии адвоката.

После задержания проводится личный обыск (ст. 184 УПК) самого подозреваемого, а также одежды и вещей, которые были у него на момент проведения следственного действия в присутствии двух свидетелей или с применением видеосъемки. Если он невозможен в сложившихся условиях, то у подозреваемого лица изымаются оружие (если оно имеется), документы, подтверждающие личность, другие предметы, находящиеся у него в карманах одежды. Задержанного доставляют в отделение полиции, где проводится личный обыск.

Читайте так же:  Срок действия декларации пожарной безопасности организации

В отделе полиции составляется протокол задержания. Эта процедура проводится в течение 3 часов со времени его совершения. В нем отражают дату, время и место написания.

Кроме этого, в нем указываются:

все данные о личности задержанного;

состояние физического и психического здоровья;

наличие признаков наркотического или алкогольного опьянения;

описание одежды и обуви;

перечень изъятых предметов с их описанием.

Если имеются повреждения на одежде, вещах, теле или лице, то их описания заносятся в протокол. В нем отражаются все детали задержания, в том числе попытка убежать, выбросить или проглотить уличающие его предметы.

Все сведения допроса отражаются в протоколе. Если у лица, подвергнутого задержанию, имеются признаки опьянения или приема наркотиков, то ему проводится медицинское освидетельствование. В течение двадцати четырех часов о проведении задержания письменно ставят в известность надзирающего прокурора.

Как оформляется задержание

При выявлении факта нарушения, должностными лицами составляется протокол с указанием конкретной статьи КоАП РФ, по которой будет рассматриваться дело. Если в момент пресечения проступка устанавливаются исключительные основания для задержания, об этот составляется самостоятельный протокол. В содержании этого документа указываются следующие сведения:

  • дата и место оформления протокола;
  • информация о должностном лице, принявшем такое решение;
  • сведения о задержанном гражданине;
  • время, место и мотивы ограничения свободы.

Таким образом, уже непосредственно при задержании гражданину разъясняются причины такого процессуального решения. С содержанием протокола задержанный гражданин знакомится под роспись, вправе подавать возражения и объяснения. Отказ от подписи удостоверяется с участием понятых, а копия документа выдается гражданину по его просьбе.

Решение о задержании может быть обжаловано через суд по общим правилам КоАП РФ, а рассмотрение жалобы должно проходить немедленно после ее поступления.

Задержание может применяться даже к несовершеннолетним гражданам, однако они помещаются отдельно от взрослых нарушителей. Можно выделить следующие правила содержания задержанных лиц:

  • ограничение свободы происходит в помещении органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в спецучреждениях, предусмотренных федеральными нормативными актами;
  • размещение задержанных лиц вместе с гражданами, отбывающими арест, запрещено;
  • каждому задержанному лицу гарантируется питание и медицинская помощь по нормативам, утвержденным Правительством РФ.

Режим ограничения свободы будет действовать до момента рассмотрения дела, либо до истечения предельного срока задержания.

В зависимости от статуса задержанного лица, а также его волеизъявления, сразу после составления протокола уведомляются:

  • родственники гражданина и/или его защитник (адвокат или иной представитель) – если от задержанного поступила такая просьба;
  • военная полиция или командование части – если задержан военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы;
  • иные органы или ведомства, в которых гражданин проходит службу.

Указанное уведомление направляется в устной или письменной форме с соответствующей отметкой в материалах административного дела.

Основания и тактика

Любое следственное действие должно иметь законные основания. Регламентирует их ст. 92 УПК РФ.

Причинами для проведения процедуры задержания могут служить следующие обстоятельства:

Лицо застигается на месте совершения преступления или после него.

Потерпевшие или очевидцы указывают на лицо, совершившее преступное действие. Важно помнить, что следует учитывать только показания очевидцев, которые своими глазами видели преступление, и не принимать во внимание показания, основывающиеся на домыслах и догадках.

На теле или одежде данного лица имеются следы совершенного преступления — ссадины, кровоподтеки, раны, пятна крови на теле и одежде, следы использования технических средств для совершения преступных действий. У подозреваемого могут быть найдены орудия, с помощью которых совершены преступления — похищенные вещи, иные предметы и документы.

Задержание проводится и в том случае, если имеются иные основания предполагать, что данный гражданин причастен к совершению преступных действий. Они имеют менее существенное значение: сходство с описанием преступника, сделанным свидетелями, добровольное признание, показания лиц, которые не являются очевидцами.

В этом случае задержание проводится в случае, когда:

была предпринята попытка скрыться;

отсутствует место постоянного проживания;

не установлена личность;

следователь (по согласованию с начальником СО) или дознаватель (по согласованию с прокурором) направляет ходатайство в суд о назначении подозреваемому меры пресечения — нахождение под стражей. Это происходит в процессе следствия, и на руках у следственных органов имеются убедительные основания в виновности задержанного лица.

Задержание проводится оперативной группой захвата на основании постановления, выписанного лицом, уполномоченным законом проводить данное действие. Оно должно быть спланировано, чтобы не пострадали посторонние люди. Необходимо исключить возможность захвата заложника.

Как действовать при задержании.

Успех его будет зависеть от следующих моментов:

Подготовка к его проведению должна проходить тайно.

Разработка плана должна быть четкой и продуманной.

Задержание следует производить внезапно.

Основная задача членов группы захвата — не вызвать подозрений у задерживаемого лица, чтобы не спровоцировать его бегство, неадекватные действия, сопротивление. Для этого нужно максимально приблизиться к нему под видом прохожих, постараться вступить с ним разговор с вопросом или просьбой. Дальше следует мгновенный захват, ограничивающий свободу действия и блокирующий любую попытку бежать, сопротивляться, избавиться от улик, не допустить самоубийства. Следует быстро поместить его в спецтранспорт, чтобы изолировать от окружающих.

При нахождении подозреваемого в жилом помещении необходимо блокировать все выходы, включая подвалы, чердаки и балконы, незаметно подойти к двери и попросить открыть дверь под не вызывающим подозрение предлогом. Если подозреваемый не открывает дверь, то необходимо убедить его сделать это. Если переговоры не привели к успеху, то могут быть применены более жесткие меры — использование химических средств, взлом двери. После этого проводится захват.

При проведении задержания в отдельно стоящем здании, в полевых условиях необходима убедительная легенда, чтобы сблизиться с ним и одновременно блокировать пути к бегству. Для поимки подозреваемого устраиваются засады в местах возможного его появления. Если проводится операция по задержанию сразу нескольких лиц одновременно, то необходимо четко скоординировать действия групп захвата. Вся информация передается в дежурную часть.

Основания и порядок освобождения задержанного

Видео (кликните для воспроизведения).

Освобождение из-под стражи проходит в случаях, если причастность к совершению преступления не нашла подтверждения, отсутствуют мотивы для применения меры заключения под стражу, при производстве задержания были нарушены пункты ст. 91 УПК РФ, после истечения 48 часов не был продлен срок задержания.

Источники

Мотивы административного задержания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here