Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

newinspire

Понятие, особенности и виды муниципальных правовых актов

Ключевые слова: понятие, особенности, виды, муниципальных, правовых, актов

Муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты, как официальные письменные документы, могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

Нормативный правовой акт — это принятый (изданный) в определенном порядке официальный письменный документ, выражающий волеизъявление населения (избирателей), полномочного органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления по установлению, изменению или отмене норм права — общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу лиц.

Ненормативные правовые акты часто называют также актами применения права или индивидуальными правовыми актами. В известном смысле в качестве ненормативных правовых актов можно понимать действия органов местного самоуправления, должностных лиц. Если, конечно, на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников муниципальных правовых отношений.

Система муниципальных правовых актов . Правовую основу местного самоуправления, наряду с другими источниками, составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Законодатель установил, что в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Следует подчеркнуть, что муниципальные правовые акты общеобязательны только на территории соответствующих муниципальных образований.

Государство санкционировало принятие на местном уровне только регулятивных актов. Муниципальные образования, их органы не вправе принимать охранительные акты, т.е. предусматривающие меры принуждения (ответственности). При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон, иной нормативный правовой акт РФ либо закон , иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос об этом разрешается судом.

До вступления в силу решения суда о признании федерального закона, иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ или отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Следует обратить внимание, что устав муниципального образования и оформленные в виде нормативных правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. В связи с этим иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ . Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами, должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. В части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, муниципальные правовые акты, как представляется, могут приостанавливаться, отменяться уполномоченными органами государственной власти РФ (уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ). . читать далее .

Читайте так же:  Порядок обжалования постановления вступившего в силу

http://newinspire.ru/l/3/31/231-ponyatie-osobennosti-i-vidy-munitsipalnykh-pravovykh-aktov.html

Вопрос: Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочны принимать нормативные правовые акты? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)

Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочным принимать нормативные правовые акты?

Верховный Суд Российской Федерации определил понятие нормативного правового акта, указав признаки, характерные для него. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: 1) издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 2) наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Термин «нормативный правовой акт органа местного самоуправления» употребляется в целом ряде федеральных законов: в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в Земельном кодексе Российской Федерации. В некоторых федеральных законах законодатель употребляет два термина, например: Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит два термина: «муниципальный нормативный правовой акт» и «нормативный правовой акт органов местного самоуправления»; в Федеральном законе от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» также употребляются сразу два термина: «нормативные правовые акты органов местного самоуправления» и «нормативные правовые акты муниципального образования» и в др.

Несмотря на то, что во многих федеральных законах применяются различные по формулировке термины, они являются тождественными. К сожалению, ни в одном федеральном законе не дано определение этим терминам. Следует признать, что отсутствие в действующем федеральном законодательстве определения понятия «муниципальный нормативный правовой акт» создает трудности для нормотворческих органов при создании нормативных правовых актов (в т.ч. и местных) и для правоприменителей в обращении с тем или иным правовым актом.

В Законе Рязанской области от 31 декабря 2008 года N 227-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области» дается такое определение: «муниципальный нормативный правовой акт — правовой акт, принятый непосредственно населением на местном референдуме (сходе граждан) по вопросам местного значения либо органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Рязанской области, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленный, обязательный для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательный для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений».

Учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации и приведенные выше определения, с нашей точки зрения, можно вывести следующие общие признаки муниципального нормативного правового акта: акт должен быть принят управомоченным на то органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления; содержать нормы права, направленные на урегулирование либо изменение и прекращение общественных отношений; обязателен для неопределенного круга лиц в границах муниципального образования; рассчитан на неоднократное его применение; документально оформлен; принят в установленном порядке.

С учетом указанных выше признаков и следует относить тот или иной правовой акт к нормативному или ненормативному.

В соответствии с частью 1 статьи 34 и частью 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ к нормативным правовым актам органов местного самоуправления относятся нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер. Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ за местной администрацией закреплено право принимать в том числе и нормативные правовые акты. Право принятия таких актов по конкретным вопросам закреплено в ряде федеральных законов.

Так, например, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) установлено, что реестры расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования (пункт 5 статьи 87).

Согласно пункту 10 статьи 93.2 БК РФ условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

Пунктом 3 статьи 93.3 БК РФ установлено, что основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

По указанным выше вопросам местной администрацией могут приниматься муниципальные акты, имеющие нормативный характер.

Комитет Государственной Думы

по федеративному устройству

и вопросам местного самоуправления

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован в разделе «Вопросы и ответы» официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)

Дата обращения к информационному ресурсу — 4 апреля 2017 г.

http://base.garant.ru/57211924/

Статья 43. Система муниципальных правовых актов

Статья 43. Система муниципальных правовых актов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 43 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ пункт 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Читайте так же:  Отметьте виды административных наказаний

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 3 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 4 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 5 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

5. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в часть 6 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

7. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

http://base.garant.ru/186367/972fd564a6e3598bb31ccdc27b33ca68/

Статья 3. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления

Статья 3. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления

1. Правовые акты органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные и индивидуальные (ненормативные).

Нормативный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение.

Индивидуальный (ненормативный) правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц и (или) рассчитанный на однократное применение.

2. К нормативным правовым актам относятся:

а) устав муниципального образования;

б) постановления представительных органов местного самоуправления;

в) постановления глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления;

г) распоряжения, носящие нормативный характер, других органов местного самоуправления и их должностных лиц;

3. К индивидуальным (ненормативным) правовым актам относятся:

а) распоряжения руководителей представительных органов местного самоуправления;

б) распоряжения глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления;

в) распоряжения, носящие ненормативный характер, и приказы других органов местного самоуправления и их должностных лиц.

>
Полномочия представительных органов местного самоуправления по принятию (изданию) правовых актов
Содержание
Закон Самарской области от 20 февраля 2001 г. N 8-ГД «О правовых актах органов местного самоуправления, выборных и других.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/8300296/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Система муниципальных правовых актов (Статья 43)

Уставом муниципального образования предусмотрено наличие в системе муниципальных правовых актов муниципального района решений и постановлений представительного органа муниципального района. Правомерно ли это?

Обязательно ли точное дословное воспроизведение типовых форм в утверждаемых органами местного самоуправления положениях, регламентах?

Допускается ли внесение изменений (дополнение или исключение) в типовые формы документов?

Решением представительного органа муниципального образования принято Положение о Совете депутатов городского округа, устанавливающее статус представительного органа городского округа. Принятое Положение описывает полномочия Совета депутатов, организацию его деятельности, издаваемые акты, его структуру, полномочия депутатов и должностных лиц, прекращение полномочий Совета депутатов. Является ли в связи с указанным Положение о Совете депутатов городского округа нормативным правовым актом?

Возможно ли издание должностными лицами местного самоуправления (в частности заместителями главы местной администрации) распоряжений и приказов по вопросам местного значения в случаях, если в федеральных законах прямо указано, что по данному вопросу решение принимается органом местного самоуправления? Является ли акт должностного лица местного самоуправления актом органа местного самоуправления (то есть можно ли считать приказ или распоряжение должностного лица актом органа местного самоуправления)?

Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочным принимать нормативные правовые акты?

Не будет ли являться нарушением законодательства то, что местная администрация осуществляет свою деятельность, в том числе в соответствии с постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования?

Читайте так же:  Штраф за отсутствие регистрации фаркопа

В ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ установлен определенный перечень правовых актов, которые вправе принимать глава муниципального образования в зависимости от перечня его полномочий. Следует ли из данной статьи, что указанное должностное лицо не вправе издавать иные правовые акты?

Структура местной администрации утверждена решением представительного органа муниципального образования. Является ли указанное решение нормативным правовым актом?

Может ли уставом муниципального образования быть предусмотрено принятие муниципальных правовых актов в ряде случаев квалифицированным большинством голосов либо, наоборот, большинством голосов от числа присутствующих депутатов?

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган принимает нормативные и иные правовые акты.
В соответствии с ч. 3 этой же статьи представительный орган принимает решения, устанавливающие правила поведения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа. Означает ли это, что представительный орган не может принимать никаких иных решений, за исключением нормативных и по организации деятельности представительного органа?

Можно ли отнести к иным правовым актам представительного органа постановления и распоряжения, которые издает председатель представительного органа по вопросам организации деятельности представительного органа?

Каким правовым актом представительный орган реализует право законодательной инициативы, решает вопросы о проведении муниципальных выборов, референдума, о передаче имущества, об участии в создании хозяйственных обществ, о награждении граждан и организаций почетными грамотами и др.?

http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Municipalnye-pravovye-akty/Sistema-municipalnyh-pravovyh-aktov-Stat

Муниципальные правовые акты, как официальные письменные документы, могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

Нормативный правовой акт — это принятый (изданный) в определенном порядке официальный письменный документ, выражающий волеизъявление населения (избирателей), полномочного органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления по установлению, изменению или отмене норм права — общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу лиц.

Ненормативные правовые акты часто называют также актами применения права или индивидуальными правовыми актами. В известном смысле в качестве ненормативных правовых актов можно понимать действия органов местного самоуправления, должностных лиц. Если, конечно, на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников муниципальных правовых отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Система муниципальных правовых актов. Правовую основу местного самоуправления, наряду с другими источниками, составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Законодатель установил, что в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

1. Первая стадия. Подготовка и рассмотрение муниципального правового акта (круг тех лиц, которые могут внести проект на рассмотрение муниципального представительного органа).

Это может сделать:

· Глава муниципального образования;

· Глава местной администрации;

· Группа депутатов либо один депутат представительного органа;

· Инициативная группа граждан;

· Орган ТОС (территориального общественного самоуправления);

· Иные субъекты в соответствии с уставом, если устав расширит этот перечень.

Предварительное рассмотрение внесённых проектов осуществляется постоянными комиссиями представительных органов местного самоуправления. В некоторых случаях проект решений подлежат обязательному вынесению на публичные слушания.

Некоторые акты, связанные с расходованием средств местного бюджета, могут вноситься на рассмотрение представительного органа только главой местной администрации либо при наличии заключения главы местной администрации.

2. Вторая стадия. Принятие и подписания муниципальных правовых актов.

Три варианта (три случая) принятия нормативных актов.

1. Нормативные общеобязательные акт принимаются большинством от установленной численности депутатов.

2. В некоторых случаях – квалифицированное большинство требуется (не менее 2/3) – такое количество требуется для принятия устава муниципального образования, для преодоления вето главы муниципального образования, в ряде случаев – для выражения недоверия должностным лицам либо принятия решения о самороспуске, либо другим решениям, предусмотренным уставом.

3. Решение по остальным (внутриорганизационным) вопросам. Принимается большинством депутатов, принявших участие в голосовании.

Нормативные правовые акты представительного органа подписывает глава муниципального образования, а иные акты – председатель представительного органа.

Глава муниципального образования, который является главой администрации, имеет право отклонить направленный на подписание муниципальный правовой акт.

В течение 10 дней глава муниципального образования должен направить своё мотивированное обоснование в представительный орган.

Представительный орган вновь рассматривает этот акт (то есть, повторно) и может утвердить его в прежней редакции большинством не мене 2/3 от установленной численности. В этом случае этот акт подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи (7) дней – глава администрации обязан подписать и обнародовать.

Устав города Воронежа: нормативные акты, которые направлены главе округа после повторного утверждения и не подписанные им в случае отсутствия его или в случае невозможности им выполнения должностных полномочий по истечении 14 дней подписывается председателем представительного органа.

3. Вступление в силу муниципальных актов и отмена актов.

Муниципальные акты вступают в силу в порядке, предусмотренном уставом муниципального акта. Обычно – со дня их подписания управомоченным лицом. При этом всегда нужно помнить о конституционной норме, что акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина вступают в силу с момента их опубликования или обнародования (в Воронеже есть «Воронежский курьер» – специальная газета, где публикуются акты).

Значение Хартии как источника муниципального права состоит в следующем:

— устанавливает и закрепляет общепризнанные принципы существования местного самоуправления в политико-правовой системе государств;

— определяет минимальные гарантии местного самоуправления, требуемые от органов государственной власти;

— имеет приоритет перед национальным правом.

Хартия состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле местное самоуправление объявляется в качестве одной из основ конституционного строя любого демократического государства, а его развитие представляется как вклад в построение единой Европы, основанной на принципах демократии и права. Первая часть Хартии посвящена законодательному закреплению основ местного самоуправления. В этой главе закрепляются гарантии самостоятельности и защиты местного самоуправления, порядок реализации органами местного самоуправления своих полномочий, источники финансирования местного самоуправления, вопросы судебной защиты прав местного самоуправления. Во второй главе Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших. Государство обязуется соблюдать не менее двадцати пунктов первой части Хартии. Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификация и вступления в силу Хартии.

Читайте так же:  К кому не применим административный арест

1) наличие устава в любом муниципальном образовании является обязательным.

2) высшая юридическая сила устава на территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты, принимаемые в муниципальном образовании, не должны противоречить уставу муниципального образования;

3) устав применяется только на территории конкретного муниципального образования;

4) прямое действие устава. Нормы устава действуют непосредственно. Например, при защите в суде своих прав на осуществление местного самоуправления гражданину достаточно сослаться на соответствующую норму устава муниципального образования, несмотря на то что иные муниципальные правовые акты в развитие указанной нормы еще не приняты;

5) особый субъект принятия устава. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Это общее правило. Исключение составляют муниципальные образования с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. В подобных ситуациях принятие устава является исключительным полномочием схода граждан.

1. Теория свободной общины- Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин.

2. Хозяйственная и общественная теория самоуправления-Хозяйственная и общественная теория самоуправления, равно как и теория свободной общины, основывалась на противопоставлении государства обществу.Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства.

3. Государственная теория самоуправлениябыла разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.

Билет 12

Местное самоуправление признается и гарантируется в РФ и является одной из форм осуществления при­надлежащей народу власти, то есть местное самоуправление является такой же формой публичной власти, что и государственная власть. В силу конституционных норм (ст. 3, 12) закреплено существова­ние двух форм публичной власти, имеющей своим источником на­род, — государственной власти и местного самоуправления. Тем са­мым признается, что наряду с государственной (законодательной, исполнительной и судебной) властью существует муниципальная власть, равноправная и равнородная с нею. Вместе с этим необхо­димо отметить, что в Конституции РФ сказано лишь о том, что органы местного самоуправления не входят в сис­тему органов государственной власти, и ничего не говорится о при­роде местного самоуправления.

1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения;

2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления);

3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции;

4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;

5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);

6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;

7) обеспечение органами государственной власти муниципальнымобразованиям минимальных местных бюджетов;

8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;

9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления;

10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

под административно-территориальным устройством субъекта Российской Федерации необходимо понимать деление территории субъекта на более мелкие территориальные единицы (административно-территориальные образования), на основе которых строится система органов публичной власти (государственной и муниципальной) для осуществления государственных функций и решения вопросов местного значения.

Под муниципальным образованием необходимо понимать городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения, в которых созданы органы местного самоуправления, имеются муниципальный бюджет и собственность.

Муниципальное образование — это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.

● Городское поселение — город или поселок, местное самоуправление в котором осуществляется непосредственно населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

● Сельское поселение — единичный сельский населенный пункт, или же объединение нескольких сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляет населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

● Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, местное самоуправление в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

● Городской округ — это городское поселение, не входящие в состав муниципального района, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

● Внутригородская территория города федерального значения — это отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется местное самоуправление.

— Единая Населенная территория

— Осуществление МС в рамках данной территории

— Наличие выборных ОМС

— Обособленная муниципальная собственность

— Наличие местного бюджета

— Первичным субъектом является население

— МС осуществляется исходя из интересов населения

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

http://poisk-ru.ru/s10336t2.html

Муниципальные правовые акты: понятие и система

В теории права общепризнано, что правовой акт — это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения, либо от компетентных органов, должностных лиц государства, местного самоуправления и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.

Читайте так же:  Проведение экспертизы по административному делу

Правовые акты подразделяют на:

Цель нормативного правового акта — установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников.

Цель ненормативного правового акта (его также называют актом правоприменения, или индивидуальным актом) — обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.

Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает прежде всего из положений Конституции РФ, обращенных к местному самоуправлению. Ведь если местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), а органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132) и пр., реализовать все это без принятия муниципальных правовых актов невозможно.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в гл. 1 содержит ст. 7 «Муниципальные правовые акты», тем самым подчеркивается, что принятие таких актов является одним из важных способов реализации задач местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты принимаются:

  • по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
  • по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов наступает ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт РФ или субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос о соответствии разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Специально муниципальным правовым актам Федеральный закон 2003 г. посвящает гл. 7. Согласно ст. 43 в систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения);
  3. правовые акты главы муниципального образования (постановления и распоряжения), местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (распоряжения и приказы), предусмотренных уставом муниципального образования .

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения . Последние могут быть двух видов:

  • устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;
  • по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом 2003 г.

Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации, а также глава местной администрации, работающий по контракту, издают постановления и распоряжения . Постановления издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а распоряжения — по вопросам организации работы местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

В системе муниципальных правовых актов на первом месте стоит устав муниципального образования как главный нормативный юридический документ по вопросам жизни муниципального образования, деятельности муниципальных органов и развития непосредственной демократии на муниципальном уровне; к тому же по Закону устав — это еще и акт высшей юридической силы в системе муниципального правотворчества. Далее надо поставить решения, принятые на местном референдуме: они также обладают высшей юридической силой, но не менее существенно и то, что, как правило, на местные референдумы выносятся важные вопросы развития муниципальной территории. Вслед за ними следуют решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила поведения (например, принятие муниципального бюджета, планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления муниципальным имуществом и т.д.).

Говоря о втором виде решений представительного органа, касающихся его собственной деятельности, отметим, что значение для населения может быть скромнее — в связи с формированием органа (например, об образовании постоянных комиссий) и участием в его работе, а это не всегда касается каждого местного жителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

На следующую позицию могут претендовать акты главы муниципального образования с функциями главы местной администрации и акты главы местной администрации по контракту — постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Более целевое назначение и узкую направленность имеют постановления и распоряжения председателя представительного органа, поскольку они издаются по вопросам деятельности данного органа (например, подготовка и созыв сессии, назначение на должность и увольнение с должности работников аппарата представительного органа и т.д.). То же самое можно сказать о распоряжениях и приказах иных должностных лиц местного самоуправления.


http://jurkom74.ru/ucheba/munitsipalnie-pravovie-akti-ponyatie-i-sistema
Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here