Несанкционированные свалки тбо

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Несанкционированные свалки тбо", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 8.13. Организация несанкционированной свалки отходов

Информация об изменениях:

Законом Тульской области от 25 сентября 2015 г. N 2349-ЗТО глава 8 настоящего Закона дополнена статьей 8.13, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

Статья 8.13 . Организация несанкционированной свалки отходов

Организация несанкционированной свалки отходов, если это действие не повлекло нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, требований в области обращения с отходами, установленных законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Примечание . Несанкционированная свалка отходов — место нахождения отходов производства и потребления площадью более 10 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

>
Сброс или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест
Содержание
Закон Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» (принят.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Несанкционированные свалки тбо

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Рекомендации, которые помогут избежать споров о несанкционированных свалках

Кто обязан ликвидировать свалки

Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Следовательно, если свалка появилась на территории муниципального образования, ликвидировать ее обязаны органы местного самоуправления этого муниципального образования. Однако не все так однозначно. Кроме территории, на которой размещена свалка, следует учитывать, кому принадлежит загрязненный земельный участок.

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. При этом они должны применять способы, которые не наносят вреда окружающей среде. Нельзя допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, а также иное негативное воздействие на них (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Владельцы участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, химическими веществами, в том числе радиоактивными, микроорганизмами и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Они также должны ликвидировать последствия загрязнения земель, в том числе обеспечивать их рекультивацию. Эти обязанности собственников земельных участков закреплены в статье 13 Земельного кодекса РФ.

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления и ином обращении с ними предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Штраф для виновных физических лиц составляет 1–2 тыс. руб., для юридических лиц – до 250 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – до 50 тыс. руб., для должностных лиц – до 30 тыс. руб.

Обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков, если она не передавалась третьим лицам по договору. В случае заключения договора аренды обязанность по уборке участка ложится на арендатора. Местные власти обязаны этот процесс контролировать.

О том, что нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка, однозначно высказался и Конституционный суд РФ.

Пример 1. Суды обязали администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область) расчистить бесхозную свалку в лесу на окраине города. Они исходили из того, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения, независимо от формы собственности земельных участков.

Муниципалитет обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о проверке конституционности положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. По мнению чиновников, на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, поскольку они находятся в федеральной собственности.

Читайте так же:  Запрет курения табака на отдельных территориях

КС РФ указал, что спорная норма не противоречит Конституции РФ. Она не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета свалок на лесных участках, расположенных на территории этих округов, без наделения этих органов государственными полномочиями. Уборка отходов находится в сфере ответственности муниципалитетов, однако урна или мусоропровод отличаются от бесхозной свалки в лесу. В таких случаях нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. А ответственность за сохранность лесов несут субъекты РФ, которые наделены и соответствующим финансированием.

Конституционный суд РФ не исключил, что органы государственной власти могут обязать муниципалитеты убирать свалки в лесах. Но тогда регион должен выделить на это средства из своего бюджета (постановление от 13 октября 2015 г. № 26-П).

Почему местные власти проигрывают суды

Граждане имеют право оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). По поводу несанкционированных свалок они могут обратиться в Росприроднадзор.

По факту обнаружения несанкционированной свалки отходов или мусора Росприроднадзор должен провести проверку, собрать материалы и вынести предписание об устранении нарушений законодательства. В компетенцию Росприроднадзора входит назначение административного штрафа за незаконные действия и подготовка материалов для передачи в природоохранную прокуратуру.

По результатам проведенной проверки прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципалитету и потребовать, чтобы тот ликвидировал несанкционированную свалку. Если нарушение со стороны муниципалитета действительно было, никакие аргументы органа местной власти в суде не сработают.

Пример 2. Прокурор Егорлыкского района Ростовской области обратился в суд с иском к администрации Балко-Грузского сельского поселения Егорлыкского района. Его требование – обязать муниципалитет в течение трех месяцев ликвидировать несанкционированную свалку на территории поселения. Суд согласился с требованием прокурора.

Администрация сельского поселения подала апелляцию с просьбой об отсрочке исполнения решения суда. Ее аргумент: расходы на ликвидацию свалок не заложены в бюджет сельского поселения на текущий год. Денежные средства для финансирования этих мероприятий можно будет предусмотреть только в следующем году. Но прокурор настаивал на том, что органы местной власти должны исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу. Суд удовлетворил требование прокурора (апелляционное определение Ростовского областного суда от 22 июня 2017 г. по делу N 33-10427/2017).

Если суд обязал администрацию муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции органов местного самоуправления полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не освободит ее от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать.

Пример 3. Суд обязал администрацию сельсовета в двухмесячный срок ликвидировать несанкционированные свалки. Но затем судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Требования мотивировал тем, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов теперь относятся к компетенции субъектов РФ. Власти муниципального района всего лишь участвуют в организации этой деятельности на своей территории.

Судьи с приставом не согласились (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 5 июня 2017 г. по делу N 33-7122/2017). Они отметили, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ). Изъятие из компетенции органов местного самоуправления вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и, соответственно, исключение статьи расходов на указанные цели – не основание прекращать исполнительное производство. Такое изъятие само по себе не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить судебное решение.

НА ЗАМЕТКУ

Когда местная власть может сама оштрафовать нарушителя

В некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по привлечению к административной ответственности нарушителей в сфере обращения с отходами. Если такой орган накажет виновника (физическое или юридическое лицо), тот не сможет оспорить это решение в суде. Пример – в постановлении Челябинского областного суда от 24 мая 2017 г. № 4а-624/2017.

Чем граждане помогут муниципалитету

Избежать судебных споров о ликвидации стихийных свалок помогут следующие меры, которые под силу принять любому муниципалитету:

  • Создайте карту несанкционированных мусорных свалок вашего муниципального образования.
  • Разместите ее на официальном сайте муниципального образования. Привлеките к работе над картой общественность.
  • Предоставьте возможность каждому желающему сообщить о незаконной свалке. Если поступила информация о свалке, место, где она находится, отметьте на карте значком. Следите за ходом работ по ликвидации свалки. Информируйте о нем заявителя.
  • Ликвидированные свалки обозначайте значками другого цвета. Такие карты созданы во многих муниципалитетах России. Этот интернет-ресурс повысит доверие населения к органам местной власти.

Если не создать муниципальную карту несанкционированных свалок, жители муниципального образования начнут размещать информацию на других интернет-ресурсах. О нарушениях на вашей территории узнает большое число пользователей, в том числе представители контрольных органов. Так, в 2017 году Центр общественного мониторинга ОНФ создал общероссийскую интернет-карту свалок в рамках проекта «Генеральная уборка». Карта находится на сайте kartasvalok.ru. На нем пользователь может оставить сообщение и отметить место незаконной свалки в любом регионе. Граждане могут сообщать о несанкционированных свалках через другие интернет-ресурсы:

  • «Экологическую карту России» (ecokarta.ru);
  • проект «Экофронт» (ecofront.ru);
  • сайты «Альянса зеленых» (russian-greens.ru), Сообщества активных граждан (igrajdanin.ru);
  • проект «Сердитый гражданин» (angrycitizen.ru).

Не все жители муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, имеют постоянный доступ в интернет. Возможно, некоторым пожилым людям будет трудно пользоваться картой несанкционированных свалок. Поэтому сделайте доступными и другие способы связи. Например, разместите на официальном сайте муниципального образования телефоны горячей линии и форму обратной связи, через которую можно сообщить о стихийной свалке.

Читайте так же:  Категории административных и гражданских дел

А.И. ЗВЕРЕВ, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»

Как бороться с незаконными свалками

19 Декабря 2016

Способы борьбы с несанкционированными свалками

Организация стихийных несанкционированных свалок на сегодняшний день продолжает оставаться одним из самых распространенных видов правонарушений в сфере экологии. И его опасность трудно переоценить. Обычный мусор, который часто принято называть «бытовым», — это не только пластик, металл и стекло, но также и батарейки, ртутные лампы, электроприборы и иная бытовая техника, которые могут нанести большой вред окружающей среде, а в дальнейшем и здоровью проживающих рядом людей.Ведь такие отходы негативно влияют на все составляющие окружающей среды: атмосферный воздух, поверхностные и подземные, в том числе питьевые, воды и, конечно же, почву.

Вот почему мы призываем активно бороться с компаниями и лицами, которые выбрасывают мусор вне специально созданных свалок. Хотя добиться справедливости в таких делах бывает нелегко. Прежде всего, вызывает затруднение сама фиксация нарушения. Здесь недостаточно просто найти саму свалку, желательно установить, кто именно (какая организации или частное лицо) привозит сюда отходы, потому что очень маловероятно, что органы правопорядка будут заниматься выявлением правонарушителей (хотя это и входит в их прямые должностные обязанности).Предоставление органам правопорядка фотографий или видео, на которых будут зафиксированы номера машин или название организации, которой они принадлежат, существенно повысят шансы на привлечение виновных лиц к ответственности.

Ответственность за организацию несанкционированной свалки предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ («Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами») и влечет за собой наказание в виде штрафа до 250 000 рублей для юридических лиц или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Рассматривать дела по указанной статье уполномочены должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор, то есть Управлений Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора). При этом протоколы о выявленных нарушениях также могут составлять и должностные лица органов внутренних дел (полиции). Также смогут принять необходимые меры и органы природоохранной прокуратуры.

Помимо административной к нарушителям могут быть применены и меры уголовной ответственности, если захоронение опасных отходов причинило существенный вред здоровью человека или окружающей среде, а также в случаях создания угрозы такого причинения (статья 247 Уголовного кодекса РФ).

Максимальное наказание за преступление, повлекшее по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, составляет 8 лет лишения свободы.

Однако всегда следует помнить о том, что привлечение к ответственности виновных лиц является важной, но не основной целью борьбы за экологическую безопасность. Главным является устранение самой свалки и нейтрализация её негативного воздействия на окружающую среду. Если свалка выявлена на территории населенного пункта (или же его территория просто не убирается в течение длительного периода времени), наиболее быстрым и простым решением данной проблемы должно стать обращение в администрацию данного населенного пункта.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы, в том числе местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городских поселений, муниципальных районов и городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих населенных пунктов.

Таким образом, обращение по поводу свалки мусора следует в первую очередь адресовать местной администрации, при этом направлять его копии в Управление Росприроднадзора, а также Роспотребназдора (в случае, если имеется опасность инфекционного заражения жителей, например, если мусор складируется в непосредственной близости от источника питьевой воды). К обращению необходимо приложить фотографии свалки (мусорных куч), а также отметить места, где был обнаружен мусор, на карте.

В большинстве случаев такие обращения помогают жителям добиться очистки территории в довольно сжатые сроки. Так, летом 2016 года жителями города Дзержинский Московской области совместно со специалистами движения «ЭКА» было подготовлено обращение в Администрацию муниципального образования «Городской округ Дзержинский» по вопросу загрязнения отдыхающими берегов Малого и Большого Дзержинского песчаных карьеров. По результатам рассмотрения было выявлено, что загрязненные участки находятся в составе земель лесного фонда, обслуживаемых Государственным казенным учреждением Московской области «Мособллес». Обращение было перенаправлено Администрацией в указанное учреждение, откуда в течение месяца был получен ответ о том, что несанкционированное складирование мусора действительно имело место, и в результате проведенной уборки территория была полностью очищена. Выезд активистов на место подтвердил информацию о проведенной уборке и установке мусорного контейнера.

Более подробно о том, как составить грамотное обращение в госорган, вы можете узнать из пособия «Как защитить свои экоправа: практическое пособие для начинающих активистов».

Помимо этого, в сети Интернет существует большое количество различных сервисов, позволяющих, при обнаружении незаконной свалки, проинформировать об этом общественность и профильные госорганы: http://www.ecofront.ru/, http://красивыйпетербург.рф/, http://svaloknet.riamo.ru/ и другие.

Полезные ссылки:
Официальный сайт Федеральной службы в сфере природопользования http://rpn.gov.ru
Адреса природоохранных прокуратур: http://genproc.gov.ru/structure/specific/
Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) www.rospotrebnadzor.ru

Автор — Кирилл Зенчев, юрист движения ЭКА

Несанкционированные свалки тбо

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

Видео (кликните для воспроизведения).

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

8 (800) 500-27-29 доб. 717

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

Главная » Экология » Несанкционированные свалки мусора: куда жаловаться?

Несанкционированные свалки мусора: куда жаловаться?

Отходы – это вещества, предметы, продукты непригодные для использования, которые образуются в результате потребления, производства, выполнения различных работ и т.д. Подобные отходы должны вывозиться в строго определенные места.

Читайте так же:  Отказ по истечении срока давности

Этому учат еще в детстве, рассказывая, что мусорить нельзя, а обертки, бумажки и прочие отходы нужно бросать в строго отведенные места. В более крупных масштабах из-за несоблюдения простого правила образуется несанкционированная свалка, ответственность и ликвидация которой не всегда являются однозначным вопросом. С одной стороны, вопрос не составляет проблемы – убирать свалку должен тот, кто ее создал, однако определить это не так уж просто.

Что говорит закон

Как решить возникшую проблему

Способы борьбы разрабатывают эксперты и активисты-общественники. Они предлагают наносить выявленные замусоренные территории на карту. Принудить муниципалитет к ликвидации отходов, повысить штрафы, организовать ежемесячные рейды. Важно проводить разъяснительные беседы с населением и вменять помимо штрафов общественные работы по уборке.

Кто должен ликвидировать стихийные свалки и содержать несанкционированные скотомогильники

Обязанности органов местной власти в сфере обращения с отходами

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, местные власти создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Прокуроры по результатам проверок часто возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые муниципалитеты не должны выполнять без дополнительного финансирования. В этой статье мы расскажем, какими аргументами органу местного самоуправления защититься от неправомерных требований.

Ликвидация несанкционированных свалок

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Под такими свалками понимают территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся (п. 7.8 ГОСТ 30772-2001). Если такое лицо не установлено, собственником отходов будут органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Суды часто возлагают обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления.

ПРИМЕР 1. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города. Он потребовал возложить на чиновников обязанность устранить несанкционированную свалку.

Судьи удовлетворили требование прокурора. Они сослались на пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ. В нем сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24.10.2017 по делу № 33а-4283/2017).

Стихийные свалки на территории муниципалитета должны ликвидировать органы местного самоуправления. Исключение – свалки на землях лесного фонда

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение. Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Постановка на учет и содержание бесхозяйных скотомогильников

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде. К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

На заметку: Глубина биотермической ямы должна быть не менее 10 м. Территорию скотомогильника нужно огораживать глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами

Читайте так же:  Слушания по административным делам

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Суд удовлетворил требования прокурора. Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010).

Муниципалитет не должен содержать скотомогильники, если ему не передали полномочия и финансирование

В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников. В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

На заметку: Полномочия и финансирование должны быть переданы местным властям в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ

ПРИМЕР 4. В ходе прокурорской проверки был выявлен несанкционированный скотомогильник. Прокурор обратился в суд и потребовал обязать администрацию сельского поселения надлежаще оборудовать и содержать скотомогильник.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены.

В 2010 году Верховный суд подтвердил свою позицию в другом решении. Он указал, что Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Региональные органы власти не передавали государственные полномочия по оборудованию скотомогильника и денежные средства администрации сельского поселения (определение Верховного суда от 14.04.2010 № 32-В10-5).

Сегодня нижестоящие суды поддерживают муниципалитеты, хотя проверяющие по-прежнему предъявляют органам местного самоуправления требования о содержании скотомогильников.

ПРИМЕР 5. Прокурор потребовал, чтобы орган местного самоуправления поставил скотомогильник на учет в качестве бесхозяйного и содержал его. Судьи признали скотомогильник бесхозяйным, но не возложили на администрацию обязанность по его содержанию. Этот объект не передавали в собственность или ведение администрации, он не состоит на балансе органа местного самоуправления. Государственные полномочия по оборудованию скотомогильников и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ, местной администрации не передавались (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 12.12.2016 по делу № 2-1515/2016).

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

ВЫВОДЫ:

Муниципалитет должен следить за утилизацией отходов на территории муниципального образования. Прокурор может потребовать, чтобы вы исполняли эту обязанность, и судьи его поддержат. Однако из общих правил есть исключения.

1. Если несанкционированную свалку обнаружили на территории земельных участков лесного фонда, не принадлежащих муниципалитету, он не должен ликвидировать ее без дополнительного финансирования.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

На заметку:

Изъятие полномочий не избавляет от ответственности

Если суд обязал вас ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции ОМСУ полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не освободит вас от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать. Например, суд обязал администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки. Муниципалитет указал, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО теперь переданы субъекту РФ. Суд отметил, что изъятие из компетенции ОМСУ вопросов организации утилизации отходов – не основание прекратить исполнительное производство. Такое изъятие не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить решение суда (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 по делу № 33-7122/2017).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Наказание за несанкционированные свалки мусора

​Несанкционированная свалка мусора – это несоблюдение требований в сфере охраны окружающей среды. В зависимости от категории опасности мусора и тяжести последствий ответственность за несанкционированные свалки мусора может быть как административной, так и уголовной. Наказать могут всех: обычных граждан, выбрасывающих мусор куда попало, должностных лиц, допустивших свалку, а также юридических лиц, которые наносят серьезный вред экологии или не принимают мер к устранению свалки.

Как подать жалобу

Образец жалобы на несанкционированную свалку в администрацию вы можете скачать здесь

Образец жалобы на несанкционированную свалку в государственную жилищную инспекцию вы можете скачать здесь

Если свалка не будет убрана, либо не последует даже официального ответа, можно смело писать жалобу в Роспотребнадзор.

Образец жалобы на несанкционированную свалку в Роспотребнадзор вы можете скачать здесь

Уголовная ответственность

Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за производство запрещённых видов опасных отходов, а также за нарушение правил обращения с радиоактивными, бактериологическими и химическими веществами и отходами. Возбуждение уголовного дела возможно, если действия или бездействие создает угрозу причинения существенного вреда природе или здоровью человеку.

Читайте так же:  Кодекс рф об административных правонарушениях 195

Наказание по ч. 1 ст. 247 УК РФ – штраф до 200 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет.

Если был причинен вред здоровью человека или случилась массовая гибель животных, действия квалифицируются по ч.2 ст. 247 УК. В этом случае возможно лишение свободы до 5 лет. Смерть человека или массовое заболевание людей (ч. 3 ст. 247) грозят лишением свободы до 8 лет.

Как найти несанкционированную свалку и что делать

Ведомство даже выпустило специальную инструкцию, в которой сказано, что, обнаружив свалку ее необходимо сфотографировать, после чего незамедлительно отправить информацию в соответствующие органы.

Проблемы несанкционированных свалок

Ежегодно в России образуется 38-40 миллионов тонн бытового мусора. По последним данным, в стране насчитывается:

  • оборудованных полигонов – 1 765;
  • организованных мусорок – 20 000;
  • незаконных свалок – 18 000.

Наличие таких мест – последствия серьезных проблем:

  1. Отсутствие инфраструктуры и оборудования для переработки утильсырья.
  2. По нормам накопления отходов некоторым населенным пунктам не хватает выделяемой спецтехники, контейнеров для сбора мусора, мест утилизации.
  3. Вторичное использование ТБО дороже, чем их вывоз на полигон.
  4. Низкий уровень экологической воспитанности населения.
  5. Муниципальные власти нередко упускают такую статью расхода, как организация легальных мест для сбора мусора.

Нельзя исключать и человеческий фактор. Люди загружают КАМаЗы отходами, но не доезжают до места назначения.

Боясь проколоть шины или заплатить за утилизацию на полигоне, вываливают помои везде, где им заблагорассудится.

Содержание:

  1. Что говорит закон
  2. Как найти несанкционированную свалку и что делать
  3. Как подать жалобу • Жалоба в администрацию • Заявление в департамент жилищно-коммунального хозяйства • Жилищная инспекция • Роспотребнадзор • Отделы экологического контроля
  4. Кто должен убирать свалки

Кто должен убирать свалки

На месте свалки может быть проведена рекультивация – ввод земель в сельскохозяйственную деятельность. Обычно она планируется при создании временной свалки на время строительства, однако возможна организация мероприятия и, если ликвидируется незаконно устроенная свалка отходов.

Образец претензии на несанкционированную свалку в управляющую компанию вы можете скачать здесь

18 июля 2018
Дата последнего изменения

19 июля 2018

Как бороться с несанкционированными свалками?

Образование незаконных свалок – проблема, с которой трудно бороться. Для многих выражение «экологическая катастрофа» – пустой звук. А активисты рискуют получить ушат помоев, причем вовсе не фигуральный. Брошенные где попало токсичные отходы, бытовые приборы, батарейки, пластик наносят удар по экологии. Предлагаем поговорить о способах борьбы с нелегальными мусорками.

Административная ответственность

Основным видом ответственности считается административная. Общая статья, по которой привлекают за несанкционированные свалки мусора, – статья 8.2 КоАП РФ. Эта норма предусматривает несколько правонарушений:

По ст. 8.2 КоАП РФ привлекают только тогда, когда нарушены требования, установленные ст. 51 Закона об окружающей среде, в частности:

  • мусор сбрасывается в водные объекты, в недра или на почву;
  • отходы, представляющие опасность любого класса, размещаются на территориях, прилегающих к населенным пунктам, в лесопарковых зонах и иных местах, в которых создается опасность для человека и экологии;
  • происходит захоронение опасных отходов в неположенных местах.

В ряде случаев применяется не статья 8.2, а другие статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере охраны окружающей среды:

  • несоблюдение требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (статья 8.2.1);
  • несоблюдение требований при обращении с потенциально опасными химвеществами (ст. 8.2.2);
  • несоблюдение требований при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами;
  • другие статьи.

Таким образом, многое зависит от того, какой именно мусор образует свалку, к какой категории относится, насколько он опасен.

Выявление свалок и реагирование на жалобы

Зачастую несанкционированные свалки мусора образуются:

  1. Вблизи или в черте населенных пунктов – их создают обычные граждане или организации, выбрасывая мусор, просроченные магазинные товары и отходы производства в неположенном месте.
  2. На местах мусорных полигонов, где из-за превышения лимитов запрещено размещение новых отходов.
  3. На территориях незаконно построенных (созданных) мусорных полигонов.
  4. На территориях дачных, садовых, огороднических товариществ, вблизи таких объединений граждан, когда не заключен или просрочен договор с оператором и вывоз мусора не осуществляется.

Несанкционированные свалки – серьезная проблема. Даже небольшой площади загрязнения, небольшого количества мусора бывает достаточно, чтобы в считанное время образовалась свалка. Несанкционированные свалки никто не обслуживает, мусор не вывозится, и поэтому они разрастаются. Вместе с тем растет и угроза окружающей среде.

Основной орган, который занимается незаконными свалками, – Росприроднадзор. Свои обращения по поводу свалок можно адресовать непосредственно ему. Сотрудники проводят плановые и внеплановые рейдовые мероприятия, а также реагируют (должны реагировать) и на конкретные обращения простых граждан. Также можно обратиться к местным властям – в администрацию поселения, на территории которого находится свалка.

Видео (кликните для воспроизведения).

По общему правилу отвечать за мусор должны те организации, органы власти, объединения граждан, на территории которых выявлена несанкционированная свалка. Если от них реакции нет, подается жалоба в территориальный орган Росприроднадзора или прокуратуру. Росприроднадзор выявляет ответственных за свалку и выдает предписание для ее ликвидации. Прокуратура может направить представление и обязать устранить нарушения закона. Вместе с тем, это не снимает с граждан и организаций обязанности не допускать выброс мусора куда попало. Виновные лица, если будет установлено, кто конкретно выкидывает мусор, привлекаются к ответственности.

Источники

Несанкционированные свалки тбо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here