Нецелевое использование денежных средств капитального ремонта

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Нецелевое использование денежных средств капитального ремонта", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 174. Использование средств фонда капитального ремонта

Статья 174. Использование средств фонда капитального ремонта

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 174 ЖК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 149-ФЗ в часть 1 статьи 174 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 13-ФЗ

Часть 2 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 434-ФЗ

Откуда берутся средства ТСЖ и как они используются?

Товарищество собственников жилья в соответствии с ч.4.ст.136 ЖК РФ проходит процедуру государственной регистрации как юридическое лицо.

Одним из важнейших признаков юридического лица является наличие обособленного имущества согласно ч.1.ст.48 ГК РФ. В данном случае имущество и средства ТСЖ, как юридического лица, обособлены от членов товарищества и остальных собственников.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Что это означает по закону?

В ст.151 ЖК РФ говорится об имуществе и средствах ТСЖ, при этом под имуществом понимается совокупность имущественных прав (права на движимое и недвижимое имущества, а также активы), а бухгалтерский термин «средства» обозначает основные и оборотные денежные средства, находящиеся в распоряжении ТСЖ.

Что входит в перечень?

В пункте 2 статьи 151 ЖК РФ приводится перечень средств:

  1. Членские взносы: при вступлении в товарищество, обязательные.
  2. Доходы от ведения хозяйственной деятельности, связанной с выполнением непосредственных функций товарищества.
  3. Субсидии на проведение текущего или капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и эксплуатацию общего имущества.
  4. Прочие поступления, например, благотворительность.

Источники дохода

По этой причине для эффективной деятельности управляющей организации чаще всего требуются различные источники денежных средств. Доходы, получаемые товариществом в ходе хозяйственной деятельности, не распределяются между собственниками, а направляются на благоустройство дома и его территории. Источниками дохода могут быть:

  1. Доходы от выполнения основных функций ТСЖ по обеспечению эксплуатации многоэтажного дома.
  2. Сдача в аренду подвалов, цокольных этажей и т.д.
  3. Обустройство и сдача в аренду мансард.
  4. Заключение договоров с рекламными агенствами для использования площадей фасада под рекламу.
  5. Создание платных автостоянок на придомовой территории; На практике возможность дополнительного источника финансов доступно не всем ТСЖ, и зависит от характеристик дома:
  • расположения;
  • размеров нежилых помещений, сами помещения должны быть благоустроены за средства членов товарищества;
  • выгодного места нахождения дома для размещения рекламы;
  • наличия достаточной придомовой территории и разрешение проверяющих органов на строительство автостоянки на ней.

Использование денежных ресурсов

Целевое

Полученные доходы согласно Уставу ТСЖ направляются на расчетный счет, откуда затем распределяются только на основании решения внеочередного общего собрания. Есть также возможность утвердить годовую смету расходов и доходов на плановом собрании собственников, при этом в ней указываются все варианты расходов, в том числе и на случай остатка на счете.

Дело в том, что если на счету остается некоторый неизрасходованный излишек при подаче декларации , то ИФНС может рассмотреть его как прибыль, в таком случае средства будут обложены налогом на прибыль.

Куда может быть потрачен излишек?

  1. благоустройство территории;
  2. резерв на случай поломок, необходимости внеочередного ремонта и вызова специалистов;
  3. установка приборов учета для снижения расходов на коммунальные услуги;
  4. направить в фонд капитального ремонта дома.

Нецелевое

Прежде всего, определение целевого расходования средств вытекает из ст.251 НК РФ, в которой говорится о том, что при выборе объекта налогообложения не учитываются целевые средства, поступившие некоммерческим организациям.

Чтобы доказать, что средства являются целевыми, ТСЖ обязано предоставить следующие документы:

  • целевой характер поступлений, означающий ограниченность права их использования получателем (ТСЖ);
  • документы, подтверждающие факт целевого использования средств;
  • ведение учета поступлений и фактов их расходования.

Помимо сложностей, которые могут возникнуть при определении УФСН целей использования денежных поступлений, бывают случаи, когда руководство ТСЖ использует эти деньги в своих интересах.

Это касается незаконного распределения денежных ресурсов товарищества, выставление неадекватных реальности цен за проведенные работы. Эти деяния подпадают под действие Уголовного кодекса РФ, а именно ст.160 УК РФ и классифицируются, как присвоение и растрата чужих средств.

Как деньги учитываются в бухгалтерии?

Так как ТСЖ не является коммерческой организацией, и его деятельность не направлена на получение прибыли, бухгалтерский учет товарищества имеет свои особенности:

Заключение

Руководство товарищества собственников жилья должно серьезно относиться к своим обязательствам по отношению к жильцам дома. Оборот денег на счетах ТСЖ, в том числе и тех, которые не являются доходами некоммерческой организации, проверяется как налоговой инспекцией, так и общим собранием.

Кроме того, каждый собственник имеет право получить для ознакомления бухгалтерские учетные данные и подать заявление в прокуратуру для проверки деятельности руководства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-51-36 (Москва)
+7 (812) 467-38-73 (Санкт-Петербург)

В связи с необходимостью проведения капитального ремонта лифта Управляющая

компания предложила собственникам оплатить его ремонт отдельной строкой в платежном документе. Сумма составляет около 140 тыс. руб.

Читайте так же:  Определение о продлении срока рассмотрения административного дела

На собрании было произведено ознакомление собственников с письмом с целью определения источника финансирования работ по капремонту лифта.

По состоянию на 31.12.2014 исходящий баланс (согласно отчету Управляющей компании за 2014 год), т.е. переходящий остаток денежных средств собственников составлял около 120 тыс. руб.

В связи с этим, собственники решили направить указанные денежные средства на ремонт лифта. Недостающую сумму оплатить за счет денежных средств, поступивших по статье «содержание и текущий ремонт» в 2015 году.

Управляющая компания не согласилась с этим, мотивируя (в том числе) тем, что Оплата жителей по строке «содержание и текущий ремонт» не является накопительной в отличие от строки «капитальный ремонт» и, что на УК могут быть наложены штрафные санкции за нецелевое использование денежных средств.

Собственники жилья согласны, что ремонт лифта – это категория капитального ремонта. Однако, по нашему мнению, исключительное право распоряжаться своими финансовыми накоплениями и определять виды и направления работ по своему усмотрению имеют только собственники жилья.

Управляющая компания является исполнителем услуг и не более того, а собственники — заказчиками работ и услуг (за плату), отраженных в Договоре управления.

Так как в Договоре управления между Управляющей компанией и собственниками отсутствует нормы и условия по разграничению видов ремонта, а также о распоряжении со стороны Управляющей компании финансовыми средствами дома по своему усмотрению, то собственники считают:

по их решению переходящий остаток на начало года и часть денежных средств, поступивших по статье «содержание и текущий ремонт» в 2015 году, можно направить на капитальный ремонт лифта.

Просим Вас разъяснить: насколько правильна точка зрения собственников жилья.

Кроме того, просим Вас разъяснить:

1. Действительно ли денежные средства, уплаченные собственниками и не использованные Управляющей компанией в предыдущем году (и показанные в годовом отчете, как переходящий остаток денежных средств) безвозвратно потеряны для собственников.

2. Могут ли быть наложены штрафные санкции на УК за нецелевое использование денежных средств, если у УК имеется решение собственников.

Нецелевое использование средств Фонда ЖКХ

На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы с полным текстом судебного решения.

(а) ТУ ФСБН сделало выводы о том, что Администрация допустила нецелевое использование средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, направив средства на оплату работ по замене 149 лифтов, не признанных по результатам обследования непригодными к дальнейшей эксплуатации, то есть направила средства на оплату видов работ, не предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ.

Оценив акты технического обследования, заключения, экспертизы, составленные по результатам обследования, протоколы общих собраний собственников, суды установили, что все лифты имели срок службы более 25 лет, их ремонт признан нецелесообразным, и в целях устранения и предотвращения угрозы жизни и здоровья, безопасности проживающих в домах граждан лифты подлежали замене. Следовательно, лифты признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации.
П-ВВО64

(а)* ТУ ФСБН проверкой соблюдения положений Федерального закона N 185-ФЗ при реализации ведомственных целевых адресных программ установлено, что подрядчиком при составлении сметной документации ресурсным методом нарушен порядок применения повышающих коэффициентов, в акте о приемке выполненных работ в составе прямых затрат по итоговым суммам применены необоснованно дополнительные повышающие неизвестные коэффициенты, что свидетельствует о завышении стоимости выполненных работ.
По результатам проверки сделан вывод о нецелевом использовании средств Фонда ЖКХ.
Суд пришел к выводу об отсутствии нецелевого использования средств Фонда ЖКХ — денежные средства были перечислены на цели, связанные с проведением капитального ремонта в многоквартирном доме, в рамках исполнения N 185-ФЗ, а именно: капитального ремонта фасада жилого дома.
П-ДВО103

(а) Вывод ТУ ФСБН: Департаментом допущено нецелевое использование средств Фонда ЖКХ, заключающееся в том, что оплачен капитальный ремонт жилого дома сверх его стоимости без внесения изменений в программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов с использованием средств Фонда ЖКХ в 2013 году».
Судами установлено, что на капитальный ремонт дома направлены и израсходованы дополнительные средства за счёт перераспределения неосвоенных на других объектах. Указанное перераспределение остатков средств на дополнительные работы по капитальному ремонту многоквартирного дома произведено в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ и иными нормативными правовыми документами, не привело к изменению количества многоквартирных домов, указанных в региональной программе.
П-ПО62

(б) Выводы ТУ ФСБН, подтверждённые судами: в нарушение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ и иных нормативных правовых документов за счёт перераспределения неиспользованных средств произведена оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома сверх его стоимости, предусмотренной приложением 1 Областной программы, без внесения изменений в указанную программу, что в соответствии с пунктом 15 Порядка является нецелевым использованием средств Фонда.
П-ПО63

(а) Вывод ТУ ФСБН: Комитетем допущено нецелевое использование средств Фонда ЖКХ. За счёт перераспределения неосвоенных средств на других объектах произведена оплата капитального ремонта 2 многоквартирных домов не предусмотренных Областной программой от 05.06.2013 N 277-п, без внесения изменений в указанную программу, что свидетельствует о нарушении Комитетом положений статей 15, 20 Закона N 185-ФЗ и других нормативных правовых актов.
Суд установил, что Комитетом средства Фонда были направлены на цели, соответствующие региональной адресной программе. Фондом ЖКХ по результатам мониторинга реализации региональных адресных программ не выявлено нецелевого использования денежных средств. П ерераспределение не привело к изменению количества многоквартирных домов , указанных в региональной программе.
П-ПО64

(б)* Выводы ТУ Росфиннадзора, поддержанные судами: Общество допустило нецелевое использование средств Фонда ЖКХ (финансовой поддержки на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда), выраженное в перечислении денежных средств предпринимателю У.Н.И без заключения договора на выполнение работ по осуществлению контроля за исполнением раздела V договоров строительного подряда и при отсутствии первичных документов, подтверждающих факт выполнения работ.
П-УО91

Незаконное расходование средств Фонда ЖКХ

На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы с полным текстом судебного решения.

(б) В перечне работ, подлежащих выполнению в жилых домах, указаны только работы по ремонту внутридомовых инженерных систем. Однако, ООО «……. служба эксплуатации» выполнены работы по ремонту своих подвальных помещений и своего офиса.
Довод о согласовании с Администрацией актов о приемке выполненных работ не может быть принят во внимание. При подтверждении материалами дела выполнения работ, не предусмотренных адресной программой, данное обстоятельство не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего спора.
П-МО4

(б) Оставшиеся после удержания с подрядчиков штрафных санкций денежные средства были израсходованы не по назначению, т.е. не на капитальный ремонт многоквартирных домов, а на собственные нужды управляющей компании, что является нарушение требований Федерального закона РФ от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Неизрасходованные средства капитального ремонта подлежали в соответствии с бюджетным законодательством РФ возврату в местный бюджет.
Р-СОЮ8

Читайте так же:  Срок исковой давности по цессии

(б)* При проверке использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ТУ ФСБН установлено, что Управляющая компания допустила переплату подрядчику в результате применения цены на материал, несоответствующей сметной документации, завышения объёма расхода кирпича, объёма работ по замене труб и необоснованного применения коэффициента на зимнее удорожание.
Суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства (акт проверки, сметный расчет, договор подряда, локальные сметы на капитальный ремонт многоквартирного дома), установил ненадлежащее исполнение получателем субсидии обязательств по целевому ее использованию и пришел к выводу о наличии правовых оснований для возврата Управляющей компанией субсидии.
Поскольку получателем субсидии является Управляющая компания, суд отклонили её довод о том, что надлежащим ответчиком по заявленным администрацией требованиям является подрядчик.
П-ДВО94

(б) Суд установил, что ТУ ФСБН доказало нарушения 309, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 743, пункта 1 статьи 746 ГК РФ, пунктов 2.1, 3.2.3, 3.2.6 договора подряда. Управляющая компания приняла и оплатила подрядчику СМР работы за счет средств Фонда ЖКХ сверх стоимости сметных расчетов, вследствие введения дополнительных повышающих коэффициентов и дополнительных работ, которые не были предусмотрены локальными сметными расчетами.
Судом принято во внимание, что дополнительная смета, в соответствии с которой производилась оплата, не составлена, сторонами не согласована и государственную экспертизу не проходила и на проверку в уполномоченный орган контроля, а также в суд не представлена.
П-ЗСО84

(а) Выводы ТУ ФСБН: Администрация направила денежные средства на оплату работ, выполнение которых не предусмотрено ФЗ от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», а именно: перечислила средства на оплату работ по замене пяти лифтов, не признанных по результатам обследования непригодными к дальнейшей эксплуатации.
Оценив дополнительно представленные документы (акты технического обследования; заключения экспертизы составленные по результатам обследования; протоколы общих собраний собственников и др.), суд установил, что все лифты имели срок службы более 25 лет, их ремонт признан нецелесообразным, и в целях устранения и предотвращения угрозы жизни и здоровья, безопасности проживающих в домах граждан лифты подлежали замене. Следовательно, лифты признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации.
П-ВВО69

Примечание: часть судебных решений по незаконному расходованию средств фонда ЖКХ размещены в разделе расходов на строительство и капитальный ремонт Расчёты с подрядчиком за выполненные работы , так как по сути расходы средств фонда ЖКХ — это расходы на строительство и ремонт (за малым исключением).

Накопление средств на капитальный ремонт

Советы юристов:

3.1. • Здравствуйте, Совершенно верно, до марта 2018 г. вы должны перечислять взносы на капитальный ремонт на счёт регионального оператора

Желаю Вам удачи и всех благ!

10.1. ЖСК может открыть СВОЙ счет.

19. Получаю две квитанции за кап. ремонт. Первая от управляющей компании, вторая от Регионального фонда содействия кап. ремонту (по документам юридическое лицо, некоммерческая организация, учредителем которой является наша область, в своей деятельности ссылаются на ч. 1 ст.181 Жилищного кодекса Российской Федерации), в обе организации написал запрос с просьбой разъяснить основание для выставления данного счета, попросил предоставить копии протокола собрания собственников жилья, на котором было принято решение о способе накопления средств на капитальный ремонт дома.
Далее планирую в одну из компаний подать претензию с просьбой вернуть перечисленные средства.
Вопрос:
— сроки предоставления ответа (в законодательстве не нашел, наверное не предусмотрено)
— у нас в области действует Коммитет по защите прав потребителей, который является юр.лицом, может быть здесь регламентированы сроки предоставления ответа? Может быть мне действовать через данный коммитет? Это к вопросу ускорения процесса.

Почему волнуют сроки? Де юре они не закреплены, по сути я понимаю, что данные организации вообще могут не отвечать мне (если я ошибаюсь поправьте), а в соответствии с частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации — бегут пении (лишние расходы).

19.1. Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Кроме того, просим Вас разъяснить:
1. Действительно ли денежные средства, уплаченные собственниками и не использованные Управляющей компанией в предыдущем году (и показанные в годовом отчете, как переходящий остаток денежных средств) безвозвратно потеряны для собственников.
2. Могут ли быть наложены штрафные санкции на УК за нецелевое использование денежных средств, если у УК имеется решение собственников.

Новое в блогах

Нецелевое использование денежных средств УО

Кто что думает по этому поводу? Может я в чем то не права, поправьте. А если права, как управляшку «прищучить» за нецелевое использование денежных средств, собираемых с собственников на содержание наших домов, так как они нам постоянно твердят, что этих денег на содержание наших домов не хватает, а на приобретение ненужных нам основных средств и выплату дивидендов, получается, хватает.

Леонид Зинин # ответил на комментарий Galina Galina 17 декабря 2015, 16:18 Договор должен быть не на управление МКД (ОДИ), а на ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ управление финансовыми средствами (!). И ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ список расходования доверенных финансовых средств.

Только в этом случае любое отклонение — нецелевое использование. ст.160 УК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

По такой форме договора Вы КРЕДИТОР, а УКашка — ДОЛЖНИК (!).

Сергей Мирошниченко # написал комментарий 17 декабря 2015, 14:46 Собственники не являются членами фонда под наименованием
«Управляющая компания», там только один ЧЛЕН.

Фонд ХапРемонта построили по тому же принципу что и УК.

Здесь речь должна идти о присвоении, растрате и мошенничестве .
Но. только после того, как в договорах управления будет ПРОПИСАН пункт о прибыли УК на её содержание.

Читайте так же:  Правила наложения административного штрафа

Всё что осталось от «услуг» УК это фонд собственников на л/сч УК.
А если этого нет, то для УК — УК РФ!
Иначе все лохи

Сергей Мирошниченко # ответил на комментарий Виктор Богданов 17 декабря 2015, 15:59 Виктор!
Добрый человек.

Спасибо Вам большое, что Вы читаете мои комментарии!

Я всегда считал Вас думающим человеком и при этом не беру, из уважения к Вам, право брать на себя ответственность указывать Вам в какую сторону Вам думать.

Я убеждён, что у Вас широкие горизонты. )))

Сергей Мирошниченко # ответил на комментарий Владимир Скрыто 17 декабря 2015, 16:25 В договорах УК не хватает УК РФ, поэтому ЖК и ГК в договорах УК не работает.

По поводу санкций — это к КС, ЕЭС, ОБХСС и прочим СС

Леонид Зинин # написал комментарий 17 декабря 2015, 15:11 Деньги на расчётном счёте коммерческого предприятия — СОБСТВЕННОСТЬ владельца расчётного счёта (!).

Он, собственник р/счёта, имеет полное право расходовать эти деньги по своему усмотрению (!).

Вы, вносящие деньги на р/счёт коммерческого предприятия (КП), добровольно расстаётесь с деньгами в пользу КП и соглашаетесь на из «нецелевое» использование (!).

Платёжка за ЖКУ состоит из двух частей:
— нижней части, со строчками целевых платежей, которая остаётся у Вас;
— верхней части, с общей суммой без целевого распределения средств.

В штрих-коде платёжки забит р/счёт на который поступает Ваш платёж единым куском (!).

Оставшаяся у Вас часть платёжки создаёт иллюзию ЦЕЛЕВОГО платежа (!).

ВЫВОД!
Не вносите платежи на расчётный счёт КП.

Что грозит председателю ТСЖ за нецелевое использование денежных средств?

Статья 160. Присвоение или растрата

1. «Присвоение» или «растрата», то есть «хищение» чужого имущества, вверенного виновному, —

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением «значительного ущерба» гражданину, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в «крупном размере», —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные «частями первой», «второй» или «третьей» настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в «особо крупном размере», —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Как осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

Губин Виталий

Исходя из многочисленных обращений граждан, очень часто собственники помещений задают вопрос: Как и кем осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, формируемый на специальном счету владельцев спецсчета: управляющей организации или товарищества собственников жилья. Этот вопрос мы и рассмотрим подробно в настоящей статье на примере Амурской области.

Средства фонда капитального ремонта – целевые

Прежде всего, необходимо отметить главное – средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома являются целевыми и могут использоваться только для:

  • оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
  • оплаты услуг по строительному контролю;
  • погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 166 ЖК РФ установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, а именно:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Т.е. средства фонда капитального ремонта не могут быть потрачены на иные цели, кроме как указанные выше. Расходование средств фонда на содержание и текущий ремонт общего имущества недопустимо. Например, вне зависимости от косметического состояния подъездов, их ремонт за счет средств фонда капитального ремонта не может быть проведен.

Государственный и муниципальный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

В целях недопущения нецелевого использования денежных средств собственников, государством установлен достаточно жесткий контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта как региональным оператором, так и владельцем специального счета (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные жилищные кооперативы).

Читайте так же:  Мелкое хулиганство это проступок или преступление

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации:

  • сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;
  • сведения о размере остатка средств на специальном счете;
  • сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона Амурской области от 08 июля 2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» владелец специального счета обязан представлять в орган жилищного надзора:

  • ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета по форме, установленной органом жилищного надзора;
  • ежегодно, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сведения о размере остатка средств на специальном счете, о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров по форме, установленной органом жилищного надзора.

Можно было бы сказать, что предоставление отчетов всего лишь «бюрократическая проволочка», не имеющая какой-либо эффективности, поскольку объем сведений, вносимых в отчеты, напрямую зависит от усмотрения владельца специального счета. Однако это не так.

Орган государственного или муниципального жилищного надзора в порядке ст. 20 Жилищного кодекса РФ по заявлению заинтересованного лица вправе провести выездную документарную проверку, в ходе которой вправе истребовать и проверить всю документацию, касаемую проведения владельцем специального счета капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе:

  • наличие протокола общего собрания собственников об утверждении сроков и видов капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и его стоимость;
  • наличие сметных расчетов на производство работ и выполнение услуг;
  • наличие и условия договоров с подрядными организациями;
  • порядок и полнота взаиморасчетов с подрядными организациями;
  • фактическое соответствие выполненных работ и услуг по капитальному ремонту их сметному объему;
  • качество выполненных работ и оказанных услуг по капитальному ремонту.

В Амурской области в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 года № 24 Государственный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта осуществляется государственной жилищной инспекцией Амурской области в отношении регионального оператора – некоммерческой организации “Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области”, владельцев специальных счетов при проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора.

По другим субъектам Российской Федерации также утверждены свои Порядки осуществления контроля , с которыми возможно ознакомиться пройдя по ссылке.

Контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. При этом, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.ч. 1 и 2 ст. 189 ЖК РФ).

Решение всех вопросов о проведении капитального ремонта общего имущества в соответствии с ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Следует отметить, что жилищным кодексом ни один орган управления юридических лиц, созданных по инициативе собственников (ТСЖ, ЖСК, ЖК иной специализированный кооператив) такими правами не наделен. Т.е. ни органы управления, ни члены жилищных объединений на их общем собрании не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений.

Кроме того, ч. 1 ст. 177 Жилищного кодекса РФ, установлен исчерпывающий перечень операций по специальному счету. А в соответствии с частью 3 этой же статьи операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов:

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
  • акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.

Т.е. во всяком случае списание средств фонда капитального ремонта со специального счета производится на основании протокола общего собрания собственников помещений.

Изложенное все выше позволяет сделать вывод о том, что осуществлять действенный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта можно и нужно, как самостоятельно, так и с привлечением органов государственного или муниципального жилищного надзора.

Но это один этап контроля, другой: Контроль качества произведенного капитального ремонта, мы рассмотрим позже в следующих статьях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нецелевое использование средств на капремонт

Неладно что-то с жилищным фондом и с предоставлением коммунальных услуг в древнем Муроме. Государственную жилищную инспекцию Владимирской области жители округа Муром, прокуратура и Роспотребнадзор завалили жалобами и обращениями. Только в 2013 году поступило более 5 сотен обращений, было выявлено почти 500 нарушений, выдано 137 предписаний, наложено штрафов почти на 3 миллиона.

Люди жалуются на текущие крыши, на гнилые инженерные коммуникации, на плохое водоснабжение и отопление, на отсутствие ремонта, на двойные квитанции, на халатное отношение управляющих компаний к своим обязанностям. Кроме управляющих компаний, жители Мурома жалуются и на местные власти. В обращениях к губернатору Владимирской области, в Следственный комитет, региональную прокуратуру и в другие инстанции люди заявляют, что администрация округа Муром не способна решить возникшие проблемы в сфере ЖКХ, а в отдельных случаях цитата: «эти проблемы созданы главой округа Муром Рычковым Е. Е., его первым заместителем Федуриным И. К. и начальником МУП «МЦ «ЖКХ» Фроловой Н. А.».

Читайте так же:  Отменить постановление о назначении административного наказания

До 2013 года в Муроме работало две крупных жилищных организации: МУП «МЦ ЖКХ» (управляющая компания и единый расчетно-кассовый центр для оплаты услуг ЖКХ практически всех ресурсоснабжающих организаций) и ее тезка ООО «МЦ ЖКХ». Эта компания с максимально возможной долей муниципального участия (25%) управляла 1 тысячей многоквартирных домов, что составляет почти 2/3 жилого фонда Мурома.

Жителей Мурома такое положение дел в их городе не очень устраивает. «Правозащитная организация округа Муром» в письме к губернатору Орловой указывает:

«Несмотря на протесты населения, не желающего платить через МУП «МЦ ЖКХ», этот вопрос не обсуждается главой и его замом. Требования жителей просты: они не хотят содержать наряду с управляющими компаниями и еще и расчетно-кассовый центр (МУП «МЦ ЖКХ») поскольку денежные средства, собранные с жителей за жилищные услуги, в настоящее время направляются не в полном объеме на нужды дома, а без согласия собственников используются на оплату сторонней организации МУП «МЦ ЖКХ».

ООО «МЦ ЖКХ», по информации государственной жилищной инспекции Владимирской области, с 2007 года на законных основаниях собирал с ряда домов деньги на капитальный ремонт, которые аккумулировались на расчетном центре МУП «МЦ ЖКХ». Однако деньги эти на замену текущих крыш и труб пущены так и не были.

На основании иска, поданного в Арбитражный суд Владимирской области «Владимирэнергосбытом», 15 апреля 2013 года в отношении ООО «МЦ ЖКХ» было принято решение о введении процедуры наблюдения о банкротстве. Оказалось, что компания погрязла в долгах. «Владимирэнергосбыту», МУПу «Тепловые сети», МУПу «Водопровод и водоотведение» и другим компаниям, включая жилищную инспекцию Владимирской области за не уплаченные штрафы, ООО «МЦ ЖКХ» задолжала более 80 миллионов рублей.

Глава жилищной инспекции 33 региона Сергей Шахрай в интервью Зебра ТВ подчеркнул: «Эти деньги с населения были собраны. Надо понимать, что собираемость платежей в Муроме — около 97%. То есть деньги за ремонт, за коммунальные услуги, за тепло, за воду собирались регулярно и практически в полном объеме. И вдруг в январе 2013 года выясняется, что деньги эти ресурсоснабжающим организациям перечислены не были».

Дальше еще интереснее. Большая часть домов, принадлежавших проходящей процедуру банкротства ООО «МЦ ЖКХ», получила новых управленцев: ООО «ОДК» и ООО «Домоуправ». Когда новые организации, у которых также заключен агентский договор с расчетно-кассовым центром МУП «МЦ ЖКХ», стали требовать оплаты работ по капитальному ремонту, выяснилось, что денег на счете нет. Средства, которые ООО «МЦ ЖКХ» много лет собирали с людей на капремонт, пошли на погашение долгов.

Главный жилищный инспектор по Владимирской области Сергей Шахрай уверен, что такая ситуация ни в какие ворота не лезет:

«Эти деньги были накоплены на другие цели. Жители эти деньги откладывали, осознанно понимали, что они пойдут на фасады, на кровли, на ремонт инженерных систем. Они были жизненно необходимы. Но, как только появились долги, все эти деньги абсолютно под «ноль» были списаны управленцами и отданы в качестве долгов ресурсоснабжающим организациям. Таким образом, права жителей были однозначно нарушены».

По информации жилищной инспекции, директор МУП «МЦ ЖКХ» Н. А. Фролова подтвердила, что их организация нецелевым образом перечислила «указанные денежные средства жителей в размере 47 миллионов рублей в счет погашения долгов перед ресурсонабжающими организациями».

На рабочем совещании в Муроме 7 февраля 2014 года Сергей Шахрай задал вопрос конкурсному управляющему ООО «МЦ ЖКХ»: почему до сих пор нет иска к компании «МЦ ЖКХ», которой они передавали деньги на капремонт и которая их «заиграла». Управляющий, по словам Шахрая, ответил, что у него нет времени заниматься сейчас подобными «мелкими» вопросами». У него есть дела поважнее, например, рассчитываться с оставшимися долгами.

Передача домов, принадлежавших МУП «МЦ ЖКХ» новым управленцам, муниципально-частным компаниям — ООО «ОДК» и ООО «Домоуправ» — также вызывает вопросы. В жилинспекции Владимирской области считают, что какого-то осознанного решения жителей по выбору этих компаний не было, и людей незаконно и «насильно» заставили пойти под крыло «муниципальных управляшек». В частности, инспекцией при проверке протоколов общих собраний собственников о выборе ООО «ОДК» было выявлено не менее 16 серьезных нарушений Жилищного кодекса. Договоры заключались не со всеми собственниками, а с председателями Советов домов. Сергей Шахрай заявляет:

«Этот факт вызывает обеспокоенность, в первую очередь потому, что принцип разделения домов у этих компаний простой, но, мы считаем, неправильный. ООО «ОДК» взяла наиболее благоприятные дома, за которыми проще ухаживать, которые регулярно платят, с которыми минимум проблем. То есть, эта компания планируется на долгосрочную работу. Компания ООО «Домоуправ» взяла дома, которые не все управленцы готовы взять, с которыми проблем максимум. Здесь видна другая перспектива развития событий. Естественно, будут жалобы в жилинспекцию, мы многократно штрафуем и ООО «ОДК», и ООО «Домоуправ» за нарушения. Компания ООО «Домоуправ» в дальнейшем, возможно, обанкротится, в том числе из-за наших штрафов. Нарушения там будут, а устраняться они не будут, это даже не планируется. Права жителей там будут нарушаться с утра до вечера. Это с самого создания этой компании понятно. То есть ее обанкротят и закроют. Такая же судьба будет, как у ООО «МЦ ЖКХ». Ничего хорошего из этого тоже не будет, на рынке должен быть баланс, компании должны работать. Когда намеренно одна компания создается под банкротство, другая — под заработки, это ненормально».

Видео (кликните для воспроизведения).

На рабочем совещании в Муроме городским властям было предложено, во-первых, принять меры по возврату пропавших денег жителей, собранных на капремонт, во-вторых, разобраться с легитимностью выбора двух управляющих компаний, пришедших на смену банкроту. Ну а жилищная инспекция готовит очередное обращение в прокуратуру и полицию. А глава жилинспекции Шахрай сообщил о муромских коммунальных перипетиях губернатору Владимирской области.

Источники

Нецелевое использование денежных средств капитального ремонта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here