Незаконное наложение административного штрафа

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Незаконное наложение административного штрафа", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Штрафы на должностное лицо

5

Суд и органы государственной власти предпочитают назначать штрафы на должностное лицо вместе со штрафом для юридического лица. Не всегда одновременно. Но в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности. Закон допускает привлекать к ответственности за одно нарушение и организацию, и должностное лицо. Если конкретные должностные лица допустили такое нарушение.

Поэтому тема штрафов на должностных лиц не теряет актуальности. А знание нюансов, возможно, позволит избежать административной ответственности. Ведь штрафы на должностное лицо – вид административного наказания. Поэтому уполномоченные орган назначит наказание по общим правилам привлечения к административной ответственности. Помимо штрафов на должностное лицо, КоАП РФ предусматривает такие специальные виды административных наказаний для должностных лиц, как дисквалификация, лишение специального права и т.п.

Когда возлагают штрафы на должностное лицо по КоАП РФ

Общее правило, которое устанавливает статья 2.4. КоАП РФ, гласит:

“Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей”.

Граждане, которые являются должностными лицами, делятся на несколько категорий:

  • граждане, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителя власти. То есть они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него.
  • лица, которые выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и местных органах, государственных внебюджетных фондов, войсках и воинских формированиях
  • работники организаций (юридических лиц), которые совершили административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в т.ч. руководители, учредители организаций, члены совета директоров и т.п.
  • члены комиссий по закупкам, работники контрактной службы
  • члены лицензионной комиссии и т.п.

Индивидуальный предприниматель по общему правилу несет ответственность как должностное лицо. То есть штрафы на должностное лицо и на предпринимателя в размерах обычно равны. Но суть ответственности на должностное лицо и на предпринимателя – разные. К административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей обычно привлекаются руководитель, бухгалтер, кадровый сотрудник и т.п. Функционал уполномоченный орган определит по должностной инструкции. Или возложенным обязанностям, выданным доверенностям от юридического лица.

Оплата штрафа на должностное лицо

Иногда в организациях возникает предложение оплатить административный штраф на должностное лицо за счет организации. Например, выдать денежные средства под отчет. Или оплатить с расчетного счета. Однако это в корне не верное решение. Потому что оплата административного штрафа всегда происходит по одинаковым правилам.

Штрафы на должностное лицо оплачивает само должностное лицо со своего личного счета и своими денежными средствами.

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 14.1 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ в часть 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ часть 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ статья 14.1 настоящего Кодекса дополнена примечаниями

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Информация об изменениях:

Примечание 2 изменено с 18 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 178-ФЗ

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Читайте так же:  Источники загрязнения окружающей среды в воинской части

Информация об изменениях:

Статья 14.1 дополнена примечанием 3 с 18 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 178-ФЗ

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Чем грозит неуплата административного штрафа ?

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 ст. 32.2. КоАП РФ).

Следует учесть, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ст. 31.5 КоАП РФ).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении установленного срока, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, (а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, в течение одних суток) постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Юрисконсульт правового отделения УМВД России по г. Липецку А.В. Петрова

Штраф — законный и незаконный. Кто может штрафовать а кто — нет?

Краткое содержание:

Можно ли не платить штраф, если я считаю его незаконным?

Если это так называемый штраф, который пытаются с вас взыскать не уполномоченные на то лица (см. список выше), то — разумеется можно. А вот попытка не оплатить штраф наложенный уполномоченными лицами — не самая лучшая идея.

КоАП РФ Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа
1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
1.1. Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

В случае неуплаты штрафа в установленные сроки, следует административная ответственность.

КоАП РФ Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания
1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом,-
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

так что, если вы считаете штраф наложенный в вышеуказанном случае, незаконным, лучше обжаловать его в соответствии с действующим законодательством. Только в этом случае удастся избежать проблем.

Удачи Вам и знайте свои права!

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Статья 14.2. КоАП РФ. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Ст 14.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Штраф за курение в неположенных местах

В принципе, штраф за курение в неположенных местах оговорен в административном кодексе.

КоАП РФ Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи,-
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках-
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Однако, зачастую взыскать с гражданина таковой пытаются все, кому не лень: администрация кафе, работодатели, и т.п. Тем не менее стоит знать, что даже если на входе в ресторан, или на работе, висит предупреждение о том, что штраф за курение на крыльце 1000 рублей, администрация ресторана, или работодатель, либо любое другое лицо, кроме оговоренных выше, не вправе взыскивать штраф. Но вправе, если считают, что гражданин нарушил требования КоАП РФ, вызвать наряд полиции, для составления протокола об административном правонарушении. При этом, если в результате вашего курения произошло срабатывание сигнализации и был причинен ущерб помещению, этот ущерб вы будете обязаны компенсировать.

Читайте так же:  По масштабу загрязнения окружающей среды делятся на

Основные положения

Основу такой базы составляют положения, установленные частью 1 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в соответствии с которыми совершившее административное правонарушение лицо подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. При этом в части 2 указанной статьи определено, что закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Обратная сила закона, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует норме части 2 ст. 54 Конституции РФ, согласно которой «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». В указанной конституционной норме подразумевается вступление в силу нового акта, устраняющего или смягчающего ответственность, принятого только в форме федерального закона, что соответствует положению части 2 ст. 54 и части 3 ст. 55 Конституции РФ.

Необходимо отметить, что «придать нормативному правовому акту обратную силу» означает распространить его действие на отношения, возникшие до вступления этого акта в силу. Установить административную и любую другую юридическую ответственность возможно только в федеральном законе, следовательно, и отмена норм об ответственности или их смягчение допускается в акте, принятом в форме указанного закона. При этом следует иметь в виду, что обратная сила закона применяется преимущественно к правоотношениям, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (административное или уголовное законодательство). К отношениям, в которых обеими сторонами являются лица как физические, так и юридические (например, трудовые отношения, где юридические лица выступают в качестве работодателя), обратная сила не применяется, поскольку в противном случае интересы одной стороны могли бы быть принесены в жертву интересам другой стороны, не нарушившей закон.

Фото и видео в кинотеатре

Обычно, перед началом сеанса, зрителей просят отключить мобильные телефоны и не производить фото и видео съемку демонстрируемого фильма. Но, вдруг, по какой-либо причине вы решили запечатлеть какой-то особенно эффектный кадр или сцену фильма. И это попало на глаза сотрудникам кинотеатра.

С вас начинают настойчиво требовать штраф за данное нарушение. Законно ли это?

Дело в том, что кинотеатр вправе запретить фото и видео съемку в зале. Но оштрафовать на нарушение этого запрета, данная организация, не имеет никакого права. Повторяю: запретить может, а оштрафовать нет.

Когда вы это заявляете администрации, особо продвинутые сотрудники кинотеатров начинают апеллировать к ст. 1252 ГК РФ, объясняя, что вы нарушили авторские права.

Но, в этом случае им стоит напомнить, что кинотеатр не является правообладателем данных фильмов, и следовательно требование оплатить нарушение авторских прав со стороны кинотеатра — незаконно.

Что такое и зачем нужен штраф

Итак, — штраф. Это весьма распространенная мера наказания, которая предназначена для того, чтобы воздержать человека от нарушений действующего законодательства. Она заключается в денежном взыскании в пользу государства. И, в принципе, мера эта, в ряде случаев, действенная. Однако, регулярно приходится сталкиваться со спорными, а порой и незаконными случаями взысканий штрафов.

Давайте попробуем разобраться, кто же может нас оштрафовать, а кто — нет?

Изменения в КоАП РФ

Отметим, что вступление в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ не повлекло уклонения правоприменительных органов от применения требований части 2 ст. 54 Конституции РФ, а, напротив, при назначении административного наказания, принимая во внимание характер и общественную опасность правонарушения, финансовое положение юридического и физического лица или предпринимателя, причины и условия совершения правонарушения, позволило правоприменителю использовать возможность замены штрафа на предупреждение. В случаях использования такой возможности правоприменитель — орган или должностное лицо, участвующее в производстве по делу, обязаны оценивать обстоятельства, которые смягчают ответственность за административное правонарушение или отягчают указанную ответственность, и исходить из того, что ст. 4.1.1 содержит не процессуальные нормы, касающиеся порядка назначения административных наказаний (их регулируют главы 24–30 КоАП РФ), а нормы материально-правового характера, определяющие концептуальные положения для назначения мер административной ответственности, которые исходят из принципов законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

Реализация принципа законности при назначении административного наказания заключается прежде всего в следующем:

выбор наказания ограничен исчерпывающим перечнем мер административной ответственности, содержащимся в ст. 3.2 КоАП РФ; наказание должно назначаться в точном соответствии со всеми другими положениями Общей части КоАП РФ; административное наказание возможно только в тех пределах, которые определены статьями Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, формулирующими конкретные составы административных правонарушений.

Обратите внимание! В соответствии с нормами части 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью изложенных условий.

Правильно составляем жалобу

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо немалое внимание уделить составлению жалобы. Она должна содержать суть проблемы, подробно описывать занимаемую позицию и приводить соответствующие доводы или решения. В обязательном порядке документ должен содержать такие данные, как данные о истце (то есть о человеке, который подает жалобу) и наименование организации, структуры, в которую жалоба направляется.

Также важно расписать и дать подробную характеристику обстоятельствам, когда было совершено правонарушение и описать действия должностных лиц, правомерность их действий. Еще один обязательный пункт: перечисление требований. Например, это может быть замена административного штрафа или другого вида наказания на более строгое или же полное снятие взыскания, компенсация причиненного вреда и так далее.

Распространенные случаи незаконного взыскания штрафов

Проступок на работе

Часто приходится слышать, что за какой-то там проступок на работе, Директор оштрафовал сотрудника на какую-то сумму. Однако, руководство предприятий и организаций не входит в круг лиц имеющих право накладывать штрафы, а Трудовой кодекс четко определяет круг возможных форм наказаний сотрудников за совершенные проступки.

ТК РФ Статья 192. Дисциплинарные взыскания
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Читайте так же:  Сроки давности в уголовном праве
Видео (кликните для воспроизведения).

Как видите, ни одного упоминания о штрафах, как о мере дисциплинарного взыскания в ТК РФ не содержится.

Однако, ряд работодателей понимают, что взыскивая с сотрудника штраф, они нарушают закон. И они придумали на этот случай лазейку. Штраф взыскивают не с заработной платы, а вычитают из размера премии по итогам периода. Так что, при заключении трудового договора необходимо убедиться, что размеры оклада четко оговорены. Премии же «по результатам» — предмет риска.

Штраф за утерю номерка

Нередки в практике случаи, когда администрация какого-либо заведения (камера хранения, бар, отель, ресторан, театр, и т.п.) пытается взыскать штраф за утерю номерка (например в гардеробе, или на ключах). Данное требование полностью незаконно, поскольку:

1. Администрация этих заведений не вправе взыскивать штрафы

2. Вы обязаны возместить администрации лишь причиненный ущерб (стоимость самого номерка). Основание — ст. 1064 ГК РФ.

Но, при этом, вы будете обязаны доказать, что вещи, подтверждение владения которыми (номерок) утеряно, действительно принадлежат вам. Например — свидетельскими показаниями, перечислением всех вещей, и т.п.

Иногда требование выплаты такого штрафа администрация называет неустойкой. Но и в этом случае вы платить не обязаны, т.к. какого либо соглашения предусматривающего размеры выплат и их порядок, вы не подписывали.

Споры с должностными лицами

Наиболее распространенным типом дел по поводу обжалования являются процессы об административных правонарушениях, которые были утверждены не только должностными лицами, но и различными другими структурами, организациями, которые обладают такими правами.

Чтобы обжаловать постановление руководителей организаций различного профиля, также подается жалоба. При этом руководители, директора не составляют специальную группу, которая обладает специфичными правами и обязанностями. Дела, связанные с ними, рассматриваются на общих основаниях и принципах. А это значит, что оспаривание осуществляется на основании тех же требований и правил, что и при рассмотрении всех остальных случаев.

Бой посуды в ресторане

Частенько в ресторанах можно увидеть прейскурант на штрафы за бой посуды. При этом цены в прейскуранте администрация проставляет, что называется «с потолка». Например за разбитую тарелку с посетителя могут потребовать 1000 рублей. Законно ли требование администрации?

В данном контексте — нет. Вы обязаны компенсировать заведению лишь стоимость разбитой посуды, да и то, только в том случае, если администрация сможет доказать, что бой посуды был, с вашей стороны, преднамеренным. Если администрация заведения пытается принудить вас заплатить 10-ти кратную цену разбитой посуды, необходимо потребовать от администрации составить акт о причинении ущерба, с указанием стоимости посуды (его должны подписать вы и администрация) и доказательствами намеренных действий с вашей стороны, вызвать полицию, зафиксировать все на камеру мобильного телефона, а если администрация не собирается достигать соглашения в этом вопросе — предложить решить данный вопрос в судебном порядке.

Основание: гражданский кодекс.

ГК РФ Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

При этом, в любом случае, не следует забывать, что лишь судья может вас принудить к уплате компенсации за разбитую посуду или причиненный ущерб (ст. 35 и 55 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ).

Кто может накладывать штраф?

Итак, главное, в данном случае понимать, что штраф с гражданина могут взыскать лишь лица оговоренные в действующем законодательстве. К таковым относятся: судьи, ФМС, сотрудники полиции, ГИБДД, комиссии по делам несовершеннолетних, федеральные органы исполнительной власти (включая территориальные подразделения) в рамках функций возложенных на них действующими законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ.

Жалоба

Составленная жалоба направляется в органы судебной власти по месту расположения органа, постановление которого необходимо оспорить.

Таким образом, жалобы подразделяются на несколько типов в зависимости от органа , в который они направляются, а именно:

  • Вышестоящему лицу или вышестоящий органу, если постановление было вынесено и утверждено должностным лицом.
  • В суд района, в котором находится коллегиальный орган, если постановление было установлено коллегиальным органом.
  • В суд вышестоящей инстанции, если решение было принято судьей.
  • Оформленная жалоба, с прилагаемыми к ней документами и материалами, направляется судье, должностному лицу, которые вынесли постановление и занимались рассмотрением дела. Далее в течение трех суток, вышеуказанные органы должны перенаправить жалобу со всеми приложенными документами и материалами в государственные органы с более широкими полномочиями, либо должным лицам, занимающимся решением данных вопросов. Обратите внимание, что подача жалобы не требует внесения оплаты и каких-либо государственных пошлин.

    Срок подачи жалобы об административном правонарушении составляет 10 дней с того момента, когда гражданин получил решение уполномоченного органа относительно его вопроса. Если же данный период истек, но необходимо подать жалобу, процедура осуществляется уже в кассационном порядке. Если был выявлен факт неправомерных действий, постановлений или решений государственных органов власти, обжаловать их решение можно в течение трех суток. Трехдневный срок начинается с даты, когда пострадавший узнает о том, что его законные права и свободы были нарушены.

    Читайте так же:  Наказание за оскорбление личности матом в казахстане

    Административные правонарушения должностных лиц

    Ответственность за совершение правонарушения устанавливает КоАП РФ. И иногда законы субъектов РФ. Например, за нарушение правил содержания собак и кошек Закон Краснодарского края устанавливает штрафы на должностное лицо. Поэтому смотреть нормы административного права нужно в комплексе – и КоАП РФ, и закон субъекта РФ, где организация осуществляет деятельность.

    В качестве примера нарушений приведем нарушения в сфере ККМ, за непробитый чек, нарушение кассовой дисциплины. Кто несет ответственность? И должностное лицо, и юридическое. Перечень функций должностного лица, например, бухгалтера, определят по трудовому договору и (или) должностной инструкции. А если функции бухгалтера возложил на себя руководитель, то вероятнее всего штраф назначат ему.

    Часто юристы компании ищут информацию, как сделать так, чтобы к ответственности привлекли только должностное лицо. Ведь размер штрафов на компанию весьма значителен практически по любому административному правонарушению. И судебная практика знает ответ. Необходимо доказать, что компания сделала максимально возможное для того, чтобы должностное лицо выполняло свои функции. Например, что приобрело кассовый аппарат, ознакомило с должностной инструкцией и т.п.

    При назначении штрафов на должностное лицо гражданин может сослаться на малозначительность административного нарушения. А работники субъектов малого и среднего предпринимательства вправе требовать замены административного штрафа на предупреждение (подробности по ссылке – административный штраф).

    Дважды за одно и то же не наказывают

    Например, в п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах указанный важнейший правовой принцип определен так: «Никто не должен быть вторично судим или наказан, или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны».

    При решении вопроса о квалификации действий лица необходимо руководствоваться определением повторности, которое содержится в п. 2 части 1 ст. 4.3 КоАП РФ: повторным совершением административного правонарушения признается совершение данного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.

    Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении такого наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

    Приведенные правовые нормы относятся к назначению любого вида административного наказания, в том числе и предупреждения. В связи с этим правоприменителю необходимо выяснять, исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания по статье КоАП РФ, и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривалось ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением, в предусмотренном главой 30 КоАП РФ порядке.

    Если совершено несколько незначительных правонарушений

    В ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что любое должностное лицо, в том числе и прокурор, обязаны составлять протокол о совершении административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.

    Вместе с тем частью 1 ст. 28.6 КоАП РФ определено, что допускается назначение административного наказания в виде предупреждения без составления протокола об административном правонарушении, но с вынесением уполномоченным на то лицом постановления по делу об административном правонарушении при условии, что лицо, в отношении которого возбуждено названное дело, не оспаривает наличия события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

    Нормами части 2 ст. 46 Конституции РФ предусмотрено право граждан на судебное обжалование постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которыми решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Возможно обжаловать любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении такого дела независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

    Как следует из части 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом налогового органа, также может быть обжаловано вышестоящим налоговым органом или судом.

    По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление (п. 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

    Следовательно, в случае обращения в вышестоящий налоговый орган с жалобой о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение на основании части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ указанный налоговый орган вправе заменить штраф на предупреждение при соблюдении условий, предусмотренных частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

    Необходимо отметить, что согласно части 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Законодательно сохраняется возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительным причинам.

    Обжалование административного штрафа

    • Дата 3 мая 2017 г.
    • Автор Олег Харькин
    • Категория Автоюрист

    Обжалование административного штрафа: с чего начать, куда обратиться, в каких случаях составляется. Как добиться успеха и обжаловать?

    Согласно действующему законодательству Российской Федерации, если гражданин не согласен с правонарушением, в котором он был признан виновным, он имеет право обжаловать его. Таким образом, вполне реально обжалование административного штрафа и других санкций и наказаний. Давайте разберем последовательность действий, необходимую для достижения желаемого результата.

    Правонарушение может быть оспорено только в том случае, если обжалован акт, содержащий постановление государственных органов в процессе рассмотрения состава дела. Заключительным и наиважнейшим документом при этом является постановление по тому или иному делу.

    Сам процесс оспаривания может быть начат и реализован следующими лицами:

    • гражданами, которые должны понести административное наказание;
    • гражданам, которые являются законными представителями первой категории;
    • представителями либо защитниками первой категории граждан, которые принимают участие в рассмотрении дела с целью оказания компетентной помощи.

    Обжалование запускается после подачи жалобы.

    Комментарий к статье 14.2. КоАП РФ:

    1. Цель статьи — административно-правовыми методами обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, а также интересов государства в сфере торговли.

    2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Оно посягает на права и законные интересы государства и его монополию в этой сфере; угрожает безопасности жизни и здоровья граждан.

    Читайте так же:  Понятие цели и основания применения административного наказания

    По смыслу ч. 2 ст. 129 ГК РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота. К ограниченно обороноспособным объектам относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенным участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.

    Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно обороноспособные, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом.

    В настоящее время действует Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». В перечень таких видов входят: вооружения, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.

    3. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в следующих действиях: 1) торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; 2) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; 3) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции. Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю. См. по данному вопросу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изм. и доп.). Необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

    4. С субъективной стороны данное правонарушение совершается с прямым умыслом.

    5. Субъектами ответственности по данной статье являются индивидуальные предприниматели, юридические лица (организации-производители, организации оптовой и розничной торговли, независимо от их организационно-правовой формы).

    К административной ответственности привлекаются также руководители и другие работники указанных организаций, на которых возложены обязанности по соблюдению законодательства, запрещающего продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, а также граждане.

    6. Под действие норм данной статьи не подпадают случаи незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если административная ответственность за них установлена другими статьями Кодекса, например ст. ст. 14.16, 20.8.

    7. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), а при необходимости назначения конфискации — судьями (ч. 2 ст. 23.1).

    Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

    Об ответственности граждан за несвоевременную оплату административного штрафа

    Сотрудниками полиции УМВД России по Омской области в текущем году без учета пресеченных административных правонарушений ГИБДД пресечено 80430 административных правонарушений, по которым вынесены постановления в виде штрафа на общую сумму 21 865 700 рублей, взыскано 17 141 800 рублей.

    В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Исключениями являются следующие случаи:

    — Иностранным гражданам или лица без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

    — Административный штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации,

    — При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.1 ст. 12.1, ст. 12.8, чч. 6 и 7 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.12, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст.ст. 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере;

    — Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица), должен быть уплачен не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу;

    — со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, полученных в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ.

    За неуплату административного штрафа в срок, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания», что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

    В текущем году сотрудниками из числа служб и подразделений УМВД России по Омской области, пресечено 7418 фактов совершения административных правонарушений ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

    В настоящее время судьями рассмотрено 6991 указанное дело об административном правонарушении и по результатам назначены следующие виды наказаний:

    — административный арест – 474,

    — обязательные работы – 1 932,

    — административный штраф на общую сумму 4 636 000 рублей по 4490 делам.

    УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ!
    Будьте внимательны! Оплачивайте штрафы своевременно!

    О замене штрафа на предупреждение. Порядок применения новой статьи КоАП РФ

    Как добиться желаемого

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Чтобы обжалование штрафа за совершенное правонарушение было принято, и в конечном итоге вы добились желаемого результата, необходимо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. Только профессиональные юристы владеют знаниями относительно всех «подводных камней» и осведомлены в вопросах административного права. Действуйте решительно и отстаивайте свою позицию!

    Источники

    Незаконное наложение административного штрафа
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here