Общий порядок общие правила назначения административных наказаний

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Общий порядок общие правила назначения административных наказаний", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Лекция 8. Административная ответственность

8.5. Общие правила назначения административного наказания

Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность заданное правонарушение, т. е. не допускается применение наказания ниже низшего предела.

Административные наказания должны налагаться полномочным органом (должностным лицом) с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, последствий, распространенности деяния и состояния борьбы с ним) и обстоятельств, смягчающих (отягчающих) ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественного положение, для юридических лиц — имущественное и финансовое положение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, ст. 4 2 КоАП РФ относит:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение,

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения,

3) добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда,

4) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение правонарушения несовершеннолетним,

6) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законодатель не исчерпывает всех обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими административную ответственность. Орган (должностное лицо), решающий дело, вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Ими могут являться возраст, состояние здоровья и др.

В ст. 4.3 КоАП РФ указан исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. К данным обстоятельствам относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения (в зависимости от характера административного правонарушения данное обстоятельство может быть и не признано отягчающим).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Следует иметь в виду, что данные отягчающие обстоятельства не могут учитываться как таковые в случае, если они являются квалифицирующими признаками административных правонарушений в соответствии с нормами КоАП РФ.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

Административные наказания могут быть назначены:

1) не позднее 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2 месяцев со дня его обнаружения;

2) не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня обнаружения — за ряд административных правонарушений, указанных в ч.1 ст. 4.5 КоАП (за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, за совершение таможенных, налоговых и других правонарушений);

3) не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня обнаружения — при применении дисквалификации;

4) в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Данные сроки могут быть приостановлены до передачи материалов дела уполномоченному органу (должностному лицу) при удовлетворении ходатайства гражданина о рассмотрении дела по месту жительства.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрено правило, согласно которому лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Законодатель предоставил право органу (должностному лицу), решающему дело, при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Устное замечание не является мерой административной ответственности и не влечет юридических последствий для правонарушителя.

Если в результате административного правонарушения нанесен имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе, при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

Общие правила назначения административных наказаний

Меры административной ответственности назначаются органом (должностным лицом), уполномоченным рассмотреть дело об ад­министративном правонарушении по существу согласно общим правилам назначения административных наказаний и согласно осо­бым условиям, предусмотренным законодательством об админист­ративных правонарушениях.

Общие правила назначения административных наказаний за­креплены в гл. 4 КоАП. К таковым относятся следующие правила назначения административных наказаний:

1) административное наказание назначается в пределах, уста­новленных КоАП и законом субъекта РФ об административ­ных правонарушениях;

2) Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

За нарушение таможенного законодательства — по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

За нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

3) При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административ­ного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие администра­тивную ответственность.

Читайте так же:  Высший судебный орган по административным делам

При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административ­ного правонарушения, имущественное и финансовое положе­ние юридического лица, обстоятельства, смягчающие адми­нистративную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4) Назначение административного наказания не освобождает физическое и юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5) никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

6) При совершении лицом двух и более административных пра­вонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное им административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонару­шений, дела о которых рассматриваются одним и тем же ор­ганом (должностным лицом), то административное наказание назначается в пределах только одной санкции.

2.Особые условия применения мер административной ответственности

В нормах федерального законодательства об административных правонарушениях закреплены факторы и условия, являющиеся об­стоятельствами, которые исключают или ограничивают, смягчают или отягчают административную ответственность, а также факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, которые позволяют ос­вободить правонарушителя от административной ответственности.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, —установленные КоАП факторы и условия, при наличии которых физическое или юридическое лицо, в действиях или бездействии которого имеются признаки административного правонарушения, не подлежит административной ответственности.

Не подлежат административной ответственности:

1) физические лица, не достигшие к моменту совершения ад­министративного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2) физические лица, находившиеся во время совершения проти­воправного действия (бездействия) в состоянии невменяемости, т.е. в состоянии, при котором лицо не могло осознавать фактический ха­рактер и противоправность своих действий (бездействия) либо руково­дить ими вследствие болезненного состояния психики.

3) физические и юридические лица, в отношении которых истек срок давности привлечения к административной ответственности.

4) физические и юридические лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости, т.е. действовавшие для устранения опасно­сти, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена ины­ми средствами и если причиненный вред является менее значи­тельным, чем предотвращенный вред.

5) юридические лица в случае, если по смыслу нормы КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях данная норма относится и может быть применена только к физическому лицу.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, —установленные КоАП и принятыми в соответствии с КоАП законами факторы и условия, при наличии которых орган или должностное ли­цо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правона­рушении, могут назначить менее строгие меры административной от­ветственности из тех, которые предусмотрены статьей КоАП или статьей закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответствен­ность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правона­рушение;

2) добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении;

3) предотвращение лицом, совершившим административное пра­вонарушение, вредных последствий административного право­нарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение административного правонарушения несовершен­нолетним;

6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Перечень обстоятельств, смягчающих применение мер административной ответственности, является открытым, и поэтому судья орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятель­ства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность —установленные КоАП РФ факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить более строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены статьей КоАП или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, если указанные факторы и условия не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность является исчер­пывающим, то есть не подлежит расширенному толкованию.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответствен­ность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на тре­бование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административно­му наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения постановления;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение администра­тивного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, упол­номоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правона­рушение, от административной ответственности при малозначитель­ности совершенного административного правонарушения.

Обстоятельства, ограничивающие административную ответствен­ность,— установленные КоАП и принятыми в соответствии с федеральными законами факторы и условия (обстоятельства), при наличии которых физическому или юридическому лицу, совершив­шему административное правонарушение, меры административной ответственности назначаются в особом порядке.

Так, должностным лицам назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правона­рушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнени­ем своих должностных обязанностей.

Индивидуальные предприниматели и лица, выполняющие организа­ционно-распорядительные или административно-хозяйственные функ­ции в коммерческих и некоммерческих организациях, несут админист­ративную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Иностранные граждане, пользующиеся дипломатической непри­косновенностью, несут административную ответственность за со­вершенное административное правонарушение в соответствии с нормами международного права.

Несовершеннолетние (лица в возрасте от шестнадцати до восем­надцати лет) несут ответственность за административные правона­рушения по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с федеральным законодательством о защите прав.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, со­трудники органов уголовно-исполнительной системы, федеральных ор­ганов налоговой полиции и таможенных органов несут ответствен­ность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями о порядке прохожде­ния службы.

Лица, на которых распространяется действие уставов или специ­альных положений, за нарушение законодательства о выборах и ре­ферендумах, санитарно-эпидемиологического законодательства, пра­вил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей среды, тамо­женных правил, правил режима Государственной границы РФ, по­граничного режима, режима в пунктах пропуска через Государствен­ную границу, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, осуществляющего дознание, а также законных требований лица, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях, несут административную ответственность на общих основаниях.

Читайте так же:  Административный штраф за распространение материала с экстремизмом

К лицам, на которых распространяется действие уставов или специальных положений, не может быть применен административ­ный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, -административный арест и административный штраф.

К беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп не применяется административный арест.

К лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию, не применяются конфискация охотничьего ружья, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства, а также лишение права охоты.

К лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с ин­валидностью, не применяется лишение права управления транспорт­ным средством, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в ус­тановленном порядке медицинского освидетельствования на со­стояние опьянения, а также в случае оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

К члену Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутату законода­тельного органа субъекта РФ не применяются меры административной ответственности, назначаемые в судебном порядке (ст. 19 Федерально­го закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания РФ», ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации представительных (зако­нодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

Решение о привлечении к административной ответственности про­курора, совершившего административное правонарушение, принимается на основании проверки, проводимой соответствующими органами прокуратуры (ст. 42 Закона РФ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г.).

Решение по вопросу о привлечении судьи, совершившего админист­ративное правонарушение, к административной ответственности принимается — в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федераль­ного значения, суда автономной области, суда автономного ок­руга, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей, соответствующего Верховного суда респуб­лики, краевого, областного судов, суда города федерального; значения, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Общие правила назначения административного наказания

Этому вопросу посвящена 4 глава КоАП ПМР. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при назначении административных наказаний, не касаясь, однако производства по делам об административных правонарушениях.

Прежде всего, сформулированы общие правила назначения наказаний за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица) при назначении наказаний за любое административное правонарушение.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП ПМР.

В случаях, предусмотренных КоАП ПМР, когда административное правонарушение зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или пункта (части) статьи Особенной части КоАП ПМР, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или пункте (части) статьи Особенной части КоАП ПМР предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном КоАП ПМР для граждан.

Порядок назначения наказания, предусмотренный частью второй настоящего пункта, не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений средствами фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола на месте совершения административного правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

При назначении административного наказания юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю учитываются характер совершённого ими административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица или индивидуального предпринимателя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются:

— характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного;

— его имущественное положение;

— обстоятельства, смягчающие административную ответственность;

— обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются:

— характер совершенного им административного правонарушения;

— имущественное и финансовое положение юридического лица;

— обстоятельства, смягчающие административную ответственность;

— обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В КоАП ПМР даны перечни обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность (статьи 4.2 и 4.3 КоАП ПМР).

административную ответственность, признаются:

а) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

б) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

в) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

г) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

д) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

е) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

ж) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

з) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

и) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

к) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 (трех) лет.

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении не вручен

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе.

КоАП ПМР могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

административную ответственность, признаются:

а) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование прекратить его;

б) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.8 КоАП ПМР;

в)вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

г) совершение административного правонарушения группой лиц;

д) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

е) совершение физическим лицом административного правонарушения в состоянии опьянения.

Суд, орган (должностное лицо), назначающий административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения может не признать указанные обстоятельства отягчающими.

Обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие, в случае если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело, не мо­жет выйти за его пределы.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, и возмещения ущерба.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (пунктами статей) КоАП ПМР и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу (должностному лицу), административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

В случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

а) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

б) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

При назначении административного наказания в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций (статья 4.4 КоАП ПМР).

В целях повышения эффективности административных наказаний, законом установлены сравнительно небольшие сроки для назначения административных наказаний.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения (выявления) административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – 1 годасо дня его обнаружения (выявления).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее 2 месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела в суд, в орган (должностному лицу), уполномоченный (уполномоченному) рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При совершении правонарушения лицом, в отношении которого законом предусмотрен специальный порядок привлечения к ответственности, течение срока привлечения к административной ответственности приостанавливается на период рассмотрения уполномоченным на то органом вопроса о даче согласия на привлечение к ответственности. В этом случае течение срока привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента внесения прокурором представления о даче согласия на привлечение к ответственности в уполномоченный орган и до принятия этим органом в установленном законом порядке решения о даче либо отказе в даче согласия на привлечение к ответственности (статья 4.7 КоАП ПМР).

В статье 4.8 КоАП ПМР указан срок погашения административного наказания. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не со­вершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного административно­го правонарушения исключает возможность его квалификации как пов­торного.

Новая редакция КоАП ПМР предусмотреланазначение более мягкого административного наказания, чем предусмотрено за данное административное

При наличии исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень противоправности совершенного деяния, с учетом имущественного, финансового положения субъекта, личности правонарушителя, а также иных обстоятельств судом может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП ПМР, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.

Исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств.

Судья не вправе назначить административное наказание ниже низшего предела, установленного для данного вида наказания в Общей части КоАП ПМР(статья 4.5 КоАП ПМР).

Новая редакция КоАП ПМР ввела также новую норму — замена одного вида административного наказания другим.

В случае невозможности применения наказания в виде административного ареста, обязательных работ или лишения специального права, предоставленного физическому лицу, суд имеет право заменить один вид административного наказания другим:

Читайте так же:  Меры безопасности при загрязнении окружающей среды

а) административный арест может быть заменен на административный штраф из расчета 15 РУ МЗП за 1 день административного ареста;

б) лишение специального права, предоставленного физическому лицу, может быть заменено административным штрафом из расчета 12 РУ МЗП за 1 месяц лишения специального права, предоставленного физическому лицу;

в) обязательные работы могут быть заменены административным штрафом из расчета 2 РУ МЗП за 1 час обязательных работ(статья 4.6 КоАП ПМР).

Общие принципы (правила) назначения административных наказаний

Основным принципам (правилам), которыми должны руководствоваться правоприменители (а это судьи, а также специально уполномоченные на это КоАП РФ органы и должностные лица) при назначении административного наказания физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, посвящены нормы главы 4 КоАП РФ.

Часть 1 ст. 4.1 КоАП РФ формулирует принцип законности применительно к назначению административных наказаний: административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, и в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Это означает, что правоприменитель при назначении административного наказания виновному в совершении административного правонарушения лицу не может выйти за рамки закрепленной в ст. 3.2 КоАП РФ системы административных наказаний, за пределы санкции конкретной правовой нормы, устанавливающей административную ответственность за то или иное противоправное деяние, и за пределы закрепленной за ним подведомственности по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, личность виновного в этом физического лица, его имущественное положение, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Этот принцип именуется как принцип индивидуализации административного наказания.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Этот принцип (принцип non bis in idem или «не дважды за одно») также является общеправовым и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому ответственности (карательной санкции, например, штрафу), могут быть применены и восстановительные санкции. Так, например, человек, из хулиганских побуждений разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу или административному аресту по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

Такой подход не следует путать с предыдущим принципом, закрепляющим правовую позицию законодателя на случай, когда правонарушение изначально совершается с целью уклониться от исполнения какой-либо обязанности. Принцип «не дважды за одно» нельзя также противопоставлять и такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, сформулированному в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, который гласит: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Ст. 4.4 КоАП РФ закрепляет один из основополагающих принципов назначения административного наказания – принцип назначения наказания при совершении лицом нескольких административных правонарушений: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4. КоАП РФ). Причем если лицо совершило одно действие (бездействие), содержащее составы нескольких административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, то административное наказание в таком случае назначается в пределах только одной санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).

При решении вопроса о привлечении нарушителя к административной ответственности должны учитываться и давностные сроки (сроки давности) назначения административного наказания, предусмотренные ст. 4.5 КоАП: по общему правилу административное наказание не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях (например, при проживании без регистрации и т. п.) – позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения. В то же время за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного и некоторых иных видов российского законодательства этот срок установлен в один год со дня совершения административного правонарушения. Аналогичный подход (т. е. исключение из общего правила) установлен и для административных правонарушений, влекущих за собой применения административного наказания в виде дисквалификации: лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения указанные выше сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ч. 4 ст.4.5 КоАП РФ).

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ). Этот срок, именуемый еще сроком погашения административного наказания или сроком административной наказуемости, является единым и не дифференцируется в зависимости от вида и размера административного наказания. При определенных условиях (а именно – при совершении повторного административного правонарушения до окончания данного срока) срок административной наказуемости может рассматриваться как фактор, отягчающий административную ответственность, и служить квалифицирующим признаком для применения к лицу более строгой меры административного наказания (однако же – всегда только в пределах соответствующей санкции).

Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

Читайте так же:  Штраф за долгое отсутствие прописки

Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

  • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
  • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
  • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
  • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
  • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности. Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних. От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет. Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу. Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП. Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения. Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

Порядок применения административной ответственности

К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

Источники

Общий порядок общие правила назначения административных наказаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here