Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 22. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

Статья 22. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

1. На территории города Стародуба запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

2. Лица, уполномоченные на содержание объекта благоустройства, собственники, владельцы земельных участков обеспечивают пресечение возникновения несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, выявляют лиц, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, передают информацию о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечивают ликвидацию несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов.

3. Уполномоченные лица обязаны не реже 3 раз в неделю производить обход территории в целях выявления несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов. Результаты обходов заносятся в журнал обходов с указанием местоположения несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, примерной площади и принятых мерах.

4. Физические лица в случае обнаружения лиц, осуществляющих размещение отходов в несанкционированных местах на территории города Стародуба, имеют право осуществить фото-, видеофиксацию несанкционированного размещения отходов (для автотранспортных средств с обязательной фиксацией государственного номера автотранспортного средства). После осуществления указанных действия физическое лицо вызывает уполномоченное лицо для составления протокола об административном правонарушении в отношении виновного лица с предоставлением материалов фото- и видеофиксации.

5. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости рекультивацию земельного участка.

6. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производить за счет уполномоченных на содержание лиц.

7. Органы местного самоуправления в соответствии с вопросами местного значения на постоянной основе проводят консультации по повышению экологической культуры граждан, в частности проживающих на территории жилых домов частного и жилищного фонда.

>
Содержание фасадов зданий, строений, сооружений
Содержание
Решение Совета народных депутатов города Стародуба Брянской области от 25 октября 2017 г. N 359 «О Правилах благоустройства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Незаконная свалка: способы борьбы, ответственность, кому жаловаться

В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.

Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:

  • размер – от 50 кв. м.;
  • объем – от 30 куб. м.

При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.

Нормативное регулирование

На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:

  • Конституция.Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
  • Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
  • Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.

Действующие нормы

В нашей стране не допускается сброс бытовых и промышленных отходов в подземные и поверхностные водные объекты, на почву, в недра, на водосборные территории. Среди полномочий органов местного самоуправления городских пунктов в сфере обращения с отходами выделим их активное участие в организации работы по сбору, включая и раздельный сбор, а также транспортирование коммунальных твердых отходов на территориях МО.

Если не предпринимаются меры по ликвидации, поощряется образование несанкционированных свалок, все это является прямым нарушением прав граждан на благоприятную ОС. Если мусор накапливается на землях, это способствует их загрязнению, следовательно, нарушаются государственные интересы.

У граждан, согласно ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», есть право на оказание содействия государственной власти, местному самоуправлению в вопросах, касающихся ООС.

Штрафы за несанкционированную свалку

Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:

  • от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
  • 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
  • 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
  • от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.

Судебная практика

Отметим, что конституционным судом РФ было вынесено постановление (2015 г.), в котором указано, что существующая система правового регулирования не предполагает безоговорочного возложения на органы местного самоуправления ответственности за сбор, вывоз, утилизацию, переработку промышленных и бытовых отходов, а также за очистку территорий от загрязнений. Так кем должна ликвидироваться несанкционированная свалка? Ответственность несет та компания (физическое лицо), которым нарушены правила обращения с отходами.

Читайте так же:  Административный арест возраст

По ст. 42 ЗК РФ, на собственников земельных участков и лиц, которые не являются таковыми, накладываются следующие обязанности:

  1. Применение земельных участков согласно их целевому назначению способами, не причиняющими реального вреда окружающей среде, включая и землю как природный объект.
  2. Исключение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, иного негативного действия на почвы и земли.

Несанкционированные свалки, которые располагаются вне земель населенных пунктов, должны быть убраны собственниками земельных участков, если они не передавали подобной обязанности по договору каким-либо третьим лицам.

Согласно ст. 43 Конституции РФ, а также по ст. 11 ФЗ «Об окружающей среде», у каждого человека есть законное право на благоприятную окружающую среду. Также есть право защиту ее от любого негативного воздействия, которое было вызвано хозяйственной, либо иной деятельностью, техногенными или природными чрезвычайными ситуациями.

Есть у обычных граждан и право на получение своевременной достоверной информации о состоянии ОС, а также на возмещение вреда. Уборка несанкционированных свалок является одной из мер наказания лиц, нарушающих эти правовые документы.

Что нужно знать

Несанкционированные свалки мусора промышленного и бытового вида считаются безлимитным размещением, которое влечет за собой наложение на собственника отходов административной ответственности. Согласно законодательству, действующему в нашей стране в области охраны окружающей среды, нарушитель обязан уплатить определенную денежную сумму за негативное действие на природу — применяется пятикратный повышающий коэффициент.

По ст. 22 ФЗ о санитарном и эпидемиологическом благополучии населения, любая несанкционированная свалка бытовых отходов должна быть ликвидирована за счет средств ее организатора. По данному нормативному документу все отходы потребления и промышленной переработки должны быть собраны, накоплены, обработаны, обезврежены, уничтожены так, чтобы они не представляли опасности для здоровья и жизни населения. Кроме того, все эти отходы должны быть безопасными для окружающей среды.

Ликвидация несанкционированных свалок осуществляется с непосредственным участием органов местного самоуправления. Распространяются их полномочия на земли, которые применяются и предназначены для застройки и развития населенного пункта.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО

Минприроды России подготовлена информация по наиболее часто встречающимся вопросам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, сообщается, что:

— в случае ненаправления потребителем заявки на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации договора на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО;

— плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим);

— на управляющие организации возлагается обязанность убирать контейнерные площадки, а также, в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников, заключить от их имени договоры с региональным оператором по обращению с ТКО;

— заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе, садоводческие товарищества;

— региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником — убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;

— региональный оператор по обращению с ТКО вправе обеспечить вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, но данная услуга не охватывается понятием вывоза ТКО, и ее оплата осуществляется за рамками регулируемых цен на услугу по обращению с ТКО.

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

1. На территории города Шелехова запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

2. Лица, уполномоченные на содержание объекта благоустройства, собственники, владельцы земельных участков обеспечивают пресечение возникновение несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, выявляют лиц, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, передают информацию о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечивают ликвидацию несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов.

3. Уполномоченные лица обязаны не реже 3 раз в неделю производить обход территории в целях выявления несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов. Результаты обходов заносятся в журнал обходов с указанием местоположения несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, примерной площади, в случае выявления лица, разместившего отходов, паспортных данных данного лица и принятых мерах.

4. Физические лица в случае обнаружения лиц, осуществляющих размещение отходов в несанкционированных местах на территории города Шелехова, имеют право осуществить фото-, видеофиксацию лиц, осуществляющих несанкционированное размещение отходов (для автотранспортных средств с обязательной фиксацией государственного номера автотранспортного средства). После осуществления указанных действия физическое лицо вызывает уполномоченное лицо для составления протокола об административном правонарушении в отношении виновного лица с предоставлением материалов фото- и видеофиксации.

5. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости рекультивацию земельного участка.

6. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производить за счет уполномоченных на содержание лиц.

7. Органы местного самоуправления в соответствии с вопросами местного значения на постоянной основе проводят консультации по повышению экологической культуры граждан, в частности проживающих на территории жилых домов частного жилищного фонда.

Читайте так же:  Какой срок обжалования решения районного суда
>
Содержание фасадов зданий, строений, сооружений
Содержание
Решение Думы города Шелехова Иркутской области от 19 октября 2017 г. N 38-РД «Об утверждении Правил благоустройства территории.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Несанкционированные свалки — ликвидация, требования и образование

В своем письме Росприроднадзор от 2014 года поясняет нормы законодательства, касающиеся обращения с отходами. Что же такое несанкционированные свалки? Попробуем вместе разобраться в данном вопросе.

Жалоба при обнаружении незаконной свалки

На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:

  • местная администрация;
  • Росприроднадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • департамент ЖКХ;
  • жилищно-коммунальная инспекция;
  • отделы экологического контроля;
  • прокуратура или полиция.

Администрация муниципального образования

Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:

  • координаты места скопления отходов;
  • подтверждающие фотографии;
  • адресат обращения (орган, должностное лицо);
  • автор с контактными данными для ответа.

Росприроднадзор

Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:

Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:

  • местоположение (координаты или схема);
  • фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
  • описание проблемы;
  • адресаты обращения;
  • контакты заявителя;
  • дата, подпись (при письменном обращении).

Отделы экологического контроля

На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.

С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:

  • несанкционированный полигон;
  • нарушения порядка работы с отходами;
  • неприятный запах от мусора;
  • другие нарушения.

Роспотребнадзор

Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором. Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.

Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Прокуратура или полиция

В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию. Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены. Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.

Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.

Как навести порядок

Если граждане приняли решение обратиться по вопросам, касающимся появления в их населенном пункте (вблизи него) неразрешенных мусорных свалок, в Росприроднадзор, желательно составить схему нахождения свалки с предварительной оценкой объемов, а также с указанием координат. Желательно также сделать несколько фотографий места свалки. По каждому заявлению, поданному гражданами, должна быть проведена проверка, о результатах которой уведомляется (официально) заявитель по домашнему адресу, указанному в обращении.

Ответственные за ликвидацию

Видео (кликните для воспроизведения).

Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы. До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории. На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

28 января 2019 года

Что нужно знать

Важно понимать, что прямая ответственность за любые промышленные или бытовые выбросы ложится на те лица, на чьей территории располагаются отходы. В полномочия Росприроднадзора входит осуществление проверки по ФЗ всех сигналов, поступающих в ведомство от граждан.

В компетенцию его также входит и назначение нарушителю административного штрафа за совершение незаконных действий, а также подготовка материалов для передачи результатов проверки в природоохранную прокуратуру.

Теоретические моменты

По приказу Росприроднадзора от 2014 года, выделяют навал мусора — это несанкционированное складывание промышленных и бытовых отходов на срок до шести месяцев в местах, которые не обустроены в рамках требований законодательства в сфере ООС и благополучия граждан. За подобные нарушения предусмотрены административные штрафы.

Читайте так же:  Срок обжалования постановления должностного лица

Несанкционированные свалки — это складывание промышленных и бытовых отходов на период больше шести месяцев в местах, которые не соответствуют требованиям законодательства в сфере охраны природы. Подобные действия приводят к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия обычных граждан.

На что обратить внимание

В настоящее время вопросы, касающиеся появления вокруг крупных мегаполисов, а также небольших провинциальных городов, несанкционированных свалок, являются особенно актуальными и своевременными.

Если свалка оказалась на территории конкретного муниципального образования, заниматься ее ликвидацией должны именно органы МО. Помимо территории, на которой обнаружено скопление мусора, также важно знать, кто является собственником загрязненного земельного участка.

Землевладельцы, землепользователи, собственники, арендаторы должны пользоваться земельными участками согласно их целевому назначению. Они обязаны использовать способы, не наносящие окружающей среде вреда и ущерба. Владельцы земельных участков обязаны избегать загрязнения, деградации, истощения, порчи, уничтожения почв, иных негативных воздействий на них. Они обязаны ликвидировать любые последствия загрязнения земель, включая и проведение их рекультивацию. Такие обязанности собственников земель указаны в ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подведем итоги

Случаи несоблюдения санитарно-эпидемиологических и экологических требований при накоплении, сборе, обезвреживании, перевозке, размещении производственных отходов предусмотрены ст. 8.2 КоАП РФ.

Если устанавливается вина физического лица, накладывается штраф в размере 1-2 тысяч рублей. У юридических лиц его размер возрастает до 250 тысяч рублей, а для должностных лиц оценивается в тридцать тысяч рублей.

Если несанкционированная свалка бытовых отходов располагается вне земли, принадлежащей населенному пункту, ответственность налагается на собственников земельного участка, если не было передачи прав по договору третьим лицам.

При заключении договора аренды на арендатора ложится обязанность по уборке мусора. К примеру, судом администрацию Олонецкого района обязали убрать бесхозную свалку мусора, обнаруженную недалеко от города. Решение основывалось на том, что вопросы, касающиеся сбора, утилизации, вывоза, переработки промышленных и бытовых отходов, является прерогативой местной власти, ведь земля принадлежит МО.

Полномочия органов местного самоуправления в части уборки несанкционированных свалок

В силу ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов; охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

П.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Конституционный суд РФ в постановлении от 13.10.2015 №26-П указал, что в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

Принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться судом с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности. В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым – вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.

В соответствии со ст.ст. 2 и 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», понятие «поселение» и «территория поселения» различны. Понятие «поселение» связано с понятием «земли населенных пунктов», то есть земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Именно на такие земли распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению и использованию земель. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Читайте так же:  Административное наказание педагогов

Таким образом, обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках, не входящих в категорию земель «земли населенных пунктов», и расположенных на землях лесного фонда, не может быть возложена на администрации поселений безусловно.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.

В связи с изложенным, обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору.

Кто должен ликвидировать стихийные свалки и содержать несанкционированные скотомогильники

Обязанности органов местной власти в сфере обращения с отходами

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, местные власти создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Прокуроры по результатам проверок часто возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые муниципалитеты не должны выполнять без дополнительного финансирования. В этой статье мы расскажем, какими аргументами органу местного самоуправления защититься от неправомерных требований.

Ликвидация несанкционированных свалок

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Под такими свалками понимают территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся (п. 7.8 ГОСТ 30772-2001). Если такое лицо не установлено, собственником отходов будут органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Суды часто возлагают обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления.

ПРИМЕР 1. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города. Он потребовал возложить на чиновников обязанность устранить несанкционированную свалку.

Судьи удовлетворили требование прокурора. Они сослались на пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ. В нем сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24.10.2017 по делу № 33а-4283/2017).

Стихийные свалки на территории муниципалитета должны ликвидировать органы местного самоуправления. Исключение – свалки на землях лесного фонда

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение. Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Постановка на учет и содержание бесхозяйных скотомогильников

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде. К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

Читайте так же:  Возражение на апелляционную жалобу по административному делу

На заметку: Глубина биотермической ямы должна быть не менее 10 м. Территорию скотомогильника нужно огораживать глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Суд удовлетворил требования прокурора. Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010).

Муниципалитет не должен содержать скотомогильники, если ему не передали полномочия и финансирование

В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников. В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

На заметку: Полномочия и финансирование должны быть переданы местным властям в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ

ПРИМЕР 4. В ходе прокурорской проверки был выявлен несанкционированный скотомогильник. Прокурор обратился в суд и потребовал обязать администрацию сельского поселения надлежаще оборудовать и содержать скотомогильник.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены.

В 2010 году Верховный суд подтвердил свою позицию в другом решении. Он указал, что Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Региональные органы власти не передавали государственные полномочия по оборудованию скотомогильника и денежные средства администрации сельского поселения (определение Верховного суда от 14.04.2010 № 32-В10-5).

Сегодня нижестоящие суды поддерживают муниципалитеты, хотя проверяющие по-прежнему предъявляют органам местного самоуправления требования о содержании скотомогильников.

ПРИМЕР 5. Прокурор потребовал, чтобы орган местного самоуправления поставил скотомогильник на учет в качестве бесхозяйного и содержал его. Судьи признали скотомогильник бесхозяйным, но не возложили на администрацию обязанность по его содержанию. Этот объект не передавали в собственность или ведение администрации, он не состоит на балансе органа местного самоуправления. Государственные полномочия по оборудованию скотомогильников и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ, местной администрации не передавались (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 12.12.2016 по делу № 2-1515/2016).

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

ВЫВОДЫ:

Муниципалитет должен следить за утилизацией отходов на территории муниципального образования. Прокурор может потребовать, чтобы вы исполняли эту обязанность, и судьи его поддержат. Однако из общих правил есть исключения.

1. Если несанкционированную свалку обнаружили на территории земельных участков лесного фонда, не принадлежащих муниципалитету, он не должен ликвидировать ее без дополнительного финансирования.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

На заметку:

Изъятие полномочий не избавляет от ответственности

Если суд обязал вас ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции ОМСУ полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не освободит вас от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать. Например, суд обязал администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки. Муниципалитет указал, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО теперь переданы субъекту РФ. Суд отметил, что изъятие из компетенции ОМСУ вопросов организации утилизации отходов – не основание прекратить исполнительное производство. Такое изъятие не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить решение суда (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 по делу № 33-7122/2017).

Видео (кликните для воспроизведения).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Источники

Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here