Обжалование постановлений действий бездействия в порядке подчиненности

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Обжалование постановлений действий бездействия в порядке подчиненности", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в соответствии с порядком определенным главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в судебном порядке предусмотренном законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

ВЫПИСКА ИЗ ГЛАВЫ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Сроки подачи жалобы

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Подача жалобы в порядке подчиненности

  1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.
  2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого находится старший судебный пристав.
  3. Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.
  4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
  5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.
  6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.
  7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности

    Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

– должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

– фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

– основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

– требования лица, подавшего жалобу.

  • Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.
  • Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности

    1. Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
    2. Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

    Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

      Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

    Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

    – исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

    – исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

    – исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

    – в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

  • В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.
  • Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
  • Как обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя — порядок действий и образцы заявлений

    Время чтения: 5 мин.

    Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Шрифт: A+ A-

    Постановления судебного пристава выносятся с целью начала определённых действий, например, возбуждения производства, ареста имущества и так далее. Однако, по мнению участников производства и третьих лиц, такие действия могут быть незаконными или необоснованными. Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя реализуется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», в частности, статьями 121–128.

    Читайте так же:  Знак запрета курения новая

    Когда возможно оспаривание

    На любое постановление сотрудника ФССП может быть подана жалоба. Обратиться за защитой своих прав может как непосредственный участник производства, так и третье лицо, которое считает, что его законные права нарушаются. Например, если арест накладывается на имущество, фактически находящееся у нового собственника, который считает, что его права нарушены.

    На практике, основания обращения могут быть самими разными:

    • пристав вынес постановление, которое прямо нарушает действующее законодательство;
    • в постановлении имеются формальные ошибки или противоречия;
    • исполнение постановления нарушает законные права и интересы третьего лица.

    Подать заявление может лицо, чьё право нарушено вынесением постановления, а также его законный представитель.

    Ссылка на документ: Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве»

    Обжалование в судебном порядке

    В соответствии с пунктом 1 статьи 128 № 229-ФЗ, обжалование может производиться через суд общей юрисдикции и через арбитражный суд, в зависимости от лица, которое жалобу подаёт и иных обстоятельств. Так, заявление подаётся в арбитражный суд в следующих случаях:

    • постановление касается листа, выданного арбитражным судом;
    • постановление касается организации или лица, которое ведёт предпринимательскую деятельность;
    • постановление иным способом связано с предпринимательской деятельностью.

    В остальных случаях жалоба подаётся в суд общей юрисдикции.

    Содержание жалобы, подаваемой в судебном порядке

    Жалоба, которая подаётся в суд, составляется примерно так же, как и жалоба в вышестоящий орган. Она должна содержать:

    • наименование суда, в который подаётся заявление, а также его адрес;
    • реквизиты заявителя (ФИО, название фирмы, адрес, реквизиты);
    • данные отделения приставов, а также самого специалиста, который вынес обжалуемое постановление;
    • информация о постановлении, которое обжалуется;
    • суть жалобы, а также основания для обжалования документа, причины отмены постановления.

    В конце также указывается требование и ставится дата с подписью. При необходимости прикладываются документы, подтверждающие позицию заявителя.

    Отличие судебного процесса в том, что он производится с вызовом сторон в заседание. Каждый сможет дать развёрнутое объяснение своей позиции, а также предоставить дополнительные документы и доказательства.

    При рассмотрении дел судами, применяются стандартные процессуальные правила, но с учётом особенностей, установленных № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Например, срок рассмотрения дела составляет десять суток с даты поступления жалобы.

    Основные понятия

    Обжалование действий или бездействия чиновника всегда является крайней мерой, когда иные методы и варианты воздействия не оказали должного результата. Сам процесс достаточно сложен, поскольку обывателям трудно разобраться в тонкостях законодательства и судебной практики. Поэтому, приступая к оформлению жалобы и защите своих прав, целесообразно воспользоваться услугами опытного юриста.

    Кто подпадает под понятие должностного лица?

    Лучше всего этот термин раскрыт в ст. 2.4 КоАП РФ. Должностным лицом признается субъект, наделенный постоянными или временными полномочиям по управлению, административно хозяйственными функциями в государственных или муниципальных организациях.

    Например, в круг должностных лиц относятся:

    • приставы-исполнители ФССП;
    • сотрудники прокуратуры;
    • инспекторы налоговой службы;
    • работники трудовой инспекции (ФТИ и региональных подразделений);
    • чиновники, работающие в ведомствах по охране окружающей среды;
    • сотрудники полиции;
    • иные категории служащих.

    Законодатель наделяет таких лиц полномочиями, которые они обязаны соблюдать при любых условиях. Любой гражданин может оспорить действие решений госслужащих, принятых официально, если считает, что это нарушает его права и интересы. Это право гарантировано ст. 46 Конституции РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, иными нормативными и ведомственными актами. Кроме того, в соответствии со ст. 16 ГК РФ можно потребовать возмещения материальных убытков, компенсации морального вреда, если такой ущерб был причинен незаконными действиями или бездействием.

    Как подается и рассматривается жалоба?

    Законодательными актами не утвержден типовой бланк жалобы на действия должностных лиц.

    При оформлении и подаче этого документа нужно учитывать требования следующих нормативных актов:

    • Кодекса административного судопроизводства РФ (это базовый акт для подачи жалоб в судебном порядке);
    • ГПК РФ (регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам);
    • АПК РФ (применяется, если подается жалоба по экономическому спору).

    Практически для каждой сферы государственного и муниципального управления применяются профильные нормативные акты. Например, жалобы на действия и бездействия приставов подаются по Федеральному закону № 229-ФЗ.

    Сроки обжалования также будут зависеть от характера нарушения.

    Выделим ключевые моменты, связанные с соблюдением сроков на подачу жалоб:

    • при обжаловании незаконных действий или бездействия в порядке подчиненности или через суд срок подачи жалобы составляет 3 месяца;
    • жалобы на административные постановления подаются в течение 10 дней после получения копии акта;
    • ведомственными актами может предусматриваться специальный срок на обжалование (например, при подаче жалобы на незаконные действия таможенной службы применяются сроки 10, 15 и 30 дней, в зависимости от характера спора).

    Пропущенный срок можно восстановить, если доказать уважительность причин позднего обращения.

    При рассмотрении жалобы в суде есть возможность взыскать компенсацию материального ущерба и морального вреда. Например, если юридические лица или граждане подают жалобу в судебном порядке, они могут претендовать на полной возмещение ущерба по ст. 1069-1070 ГК РФ. Такие выплаты осуществляются за счет федерального, регионального или местного бюджета (в зависимости от категории чиновника). Виновное должностное лицо понесет персональную дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

    Практические особенности

    На практике, обжалование в судебном порядке представляется более эффективным, чем через вышестоящий орган. Однако каждую ситуацию следует рассматривать индивидуально.

    Довольно часто суть жалобы касается несоответствия реальных действий тексту постановления. Во время подачи жалобы пристав может подготовить всё недостающее и предоставить при рассмотрении вопроса. Это освободит его от ответственности (при условии, что всё будет выполнено правильно), но также «пойдёт на руку» и заявителю.

    Жалоба может быть подана не только участником производства, но и третьим лицом, но только тогда, когда его права прямо нарушаются.

    Читайте так же:  Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

    Частый пример – опись имущества, которое на момент данного действия принадлежало иному лицу. Если был наложен арест, то снимать его придётся в исковом порядке, то есть через суд.

    Подведём итоги

    Обжалование постановления пристава производится через вышестоящий орган или через суд. Каждый вариант имеет свои особенности, преимущества и недостатки. В любом случае у участника исполнительного производства или у третьего лица имеется возможность защиты своих законных прав и интересов. Срок всегда составляет десять дней, а текст жалобы должен содержать реквизиты сторон и суть конфликта.

    Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов, наделенных полномочиями

    Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

    Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определен в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21 -ФЗ.

    Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

    Органы государственной власти, Уполномоченный по нравам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту нрав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

    Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

    Если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их нрав, свобод и законных интересов.

    Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

    Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

    Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины: пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по данной или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ.

    Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

    Читайте так же:  Подсудность жалобы на действия судебного пристава

    Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

    Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

    2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

    3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

    4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

    5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

    6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием, (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами • — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

    7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

    8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и соответствующие ходатайства;

    9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

    10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

    К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

    Порядок обжалования действия (бездействий) судебных приставов в рамках исполнительного производства

    Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы являются непосредственным и единственным органом принудительного исполнения судебных и иных актов (ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве»)). Судебный пристав-исполнитель является обязательным субъектом исполнительного производства, в силу закона это лицо является должностным и наделено властными полномочиями (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»).

    В соответствии со ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц

    Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

    Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нем денежные средства (ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

    Законом об исполнительном производстве регулируется как судебный, так и внесудебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Гражданам принадлежит право выбора: обратиться к вышестоящему должностному лицу (старшему судебному приставу, главному судебному приставу субъекта РФ, главному судебному приставу РФ) или в суд.

    Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве (ч. 1 ст. 128 Законом об исполнительном производстве).

    Читайте так же:  Как поменять просроченный паспорт без штрафа

    Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

    1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

    2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

    3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

    4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

    В иных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

    Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

    Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц

    Статья 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

    Основными законодательными актами, регламентирующими процедуру внесудебного (административного) порядка обжалования действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, являются:

    — Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

    — Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

    — Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

    — Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц».

    Основания для обжалования определены в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Такими основаниями являются:

    — нарушение или ущемление прав, свобод и законных интересов;

    — создание препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;

    — незаконное возложение какой-либо обязанности.

    Общие требования к содержанию жалобы установлены ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Так, жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

    Жалоба должна содержать:

    1) наименование государственного органа, в который направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

    2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

    4) личная подпись и дата.

    В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

    Жалобы направляются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица полиции, действия (бездействие) которых обжалуются. По общему правилу жалобы рассматриваются в течение 30 дней.

    По результатам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:

    — отказывает в удовлетворении жалобы.

    В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    Статья 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов .

    Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

    Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении.

    Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушени и может быть подана как непосредственно в вышестоящий орган (должностному лицу), уполномоченный ее рассматривать, так и в орган (должностному лицу), которым вынесено постановление по делу и который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

    Срок разрешения жалобы гражданина в вышестоящий орган, должностному лицу:

    — на постановление по делу об административном правонарушении жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления;

    — на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП, жалобы могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

    Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействия) вышестоящего органа, должностного лица на процессуальные действия и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство .

    Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК).

    Каждый гражданин Российской Федерации имеет право обращаться в вышестоящий орган, должностному лицу в соответствии с их полномочиями для подачи жалобы.

    Читайте так же:  Мотивированное решение по административному делу

    Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

    Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)

    Порядок обжалования действий должностных лиц

    Сотрудники государственных учреждений наделены рядом полномочий. Порой, некоторые из них выходят за рамки дозволенного, в связи с этим нарушаются права граждан. Узнаем, как происходит обжалование действий должностных лиц. В каких случаях можно наказать недобросовестного чиновника, куда обращаться с жалобами – это и многое другое читайте в статье ниже.

    Как обжалуется постановление

    Порядок обжалования будет зависеть от выбранного способа. Есть два стандартных варианта:

    1. Подача заявления в вышестоящий орган.
    2. Передача жалобы в суд.

    В соответствии со статьёй 121 № 229-ФЗ, некоторые типы постановлений не могут быть обжалованы через вышестоящий орган. Обязательно потребуется обращение в суд. Так, постановление о взыскании исполнительского сбора может быть отменено только в судебном порядке, так же как и постановление главного судебного пристава.

    Нажмите для увеличения изображения

    Статья 122 № 229-ФЗ определяет срок, в течение которого жалоба должна быть подана. Так, по общему правилу, срок исчисляется с момента вынесения постановления и составляет 10 суток. Если лицо, чьё право нарушено, не знало и не могло знать о вынесении документа, то срок исчисляется с момента его уведомления.

    Нажмите для увеличения изображения

    Обжалование в порядке подчинённости

    Порядок обжалования через вышестоящий орган определяется в статье 123 № 229-ФЗ:

    • постановление исполнителя или заместителя старшего пристава подаётся на имя старшего специалиста, то есть на имя непосредственного руководителя отделения;
    • постановления старшего пристава обжалуются через руководителя региона;
    • постановление главного пристава субъекта обжалуется через главного пристава РФ.

    Форма и содержание такой жалобы определяются на основании статьи 124 № 229-ФЗ. Требования к документу следующие:

    • бумага составляется в письменном виде;
    • к документу прилагается доверенность, если он подписывается или подаётся представителем лица, либо иной документ, который подтвердит полномочия представителя;
    • к жалобе прилагаются все необходимые для её рассмотрения документы;
    • документ должен быть подписан.

    В жалобе обязательно указываются следующие сведения:

    • реквизиты заявителя;
    • данные судебного пристава, который вынес постановление, которое обжалуется, а также самого документа;
    • основания для обжалования документа;
    • требования заявителя.

    Если при рассмотрении жалобы приставу потребуются дополнительные сведения или документы, специалист, который рассматривает жалобу, может их запросить.

    Причины отказа в удовлетворении

    Статья 125 № 229-ФЗ содержит причины для отказа в удовлетворении жалобы на постановление судебного пристава:

    • постановление касается взыскания исполнительного сбора;
    • документ касается оценки стоимости имущества;
    • нарушены сроки, которые не были восстановлены в установленном порядке;
    • не соблюдены требования, касающиеся формы и содержания жалобы;
    • данный вопрос обжаловался в судебном порядке, было вынесено решение;
    • обжалуются действия иных лиц, не являющихся сотрудниками ФССП.

    Вышестоящий орган должен вынести решение об отказе в рассмотрении жалобы в срок, не превышающий трое суток с даты поступления ему жалобы. Отказ в рассмотрении также может быть обжалован, либо в вышестоящий орган, либо в суд.

    Варианты обжалования

    Приступать к обжалованию можно только при нарушении законных интересов граждан или организаций.

    К таким обстоятельствам можно отнести:

    • нарушение сроков рассмотрения обращений (например, стандартный срок для дачи ответа на обращения граждан составляет 30 дней, после чего можно законно подавать жалобу);
    • вынесение незаконного акта, постановления или иного процессуального решения (например, можно подать жалобу на решение налоговых органов при проведении налоговой проверки);
    • бездействие, т.е. уклонение от совершения действий, входящих в компетенцию чиновника (например, можно подать жалобу на бездействие пристава, если он не объявит розыск должника по алиментам).

    Как установить, что ваши права нарушены?

    Если нарушение заключается в несоблюдении срока рассмотрения обращений, таких проблем не возникнет. Сложнее оценить факт нарушения, если вы получили на руки акт, решение, постановление или иной процессуальный документ.

    Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения.

    Вот как можно подать жалобу на действия должностного лица, если нарушены ваши интересы:

    • в порядке подчиненности, т.е. на имя вышестоящего должностного лица или органа (например, при обжаловании решений налоговых органов можно подавать жалобу на имя вышестоящего руководителя);
    • в прокуратуру, так как это ведомство уполномочено рассматривать любые вопросы, связанные с нарушениями закона;
    • через суд (этот способ можно использовать одновременно с подачей жалобы в порядке подчиненности).

    В отдельных случаях, вынося официальное решение от имени государства, чиновники или уполномоченные органы обязаны разъяснить порядок обжалования. Например, при вынесении постановления по КоАП РФ, такое право разъясняется автоматически.

    Госпошлина при обжаловании

    Обычно сумма госпошлины зависит от величины имущественного иска. При рассмотрении прочих вопросов в бюджет государства необходимо оплатить пошлину в следующих размерах:

    Сумма Категория дел
    300 руб. Если решение оспаривается физическими лицами
    3 000 руб. При обжаловании действий должностных лиц от юридических лиц

    Реквизиты для оплаты можно найти на информационном стенде судебного органа, на официальном сайте в сети интернет. При оплате через сторонние организации необходимо проверить правильность указанных реквизитов на сайте и в квитанции. Если платеж перечислят на ошибочный КБК, то госпошлину придется оплатить повторно.

    По итогам рассмотрения дела, проигравшая сторона обязана компенсировать понесенные расходы обратившегося. В том числе госорган должен возместить и сумму оплаченной пошлины, если его действия признают незаконными.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Граждане могут обратиться за обжалованием неправомерных действий чиновников. Если будет установлено, что госслужащий допустил нарушение, то суд обяжет ответчика исправить допущенные ошибки и последствия.

    Источники

    Обжалование постановлений действий бездействия в порядке подчиненности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here