Обжалование постановлений государственных органов

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Обжалование постановлений государственных органов", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Содержание

Обжалование решений
государственных органов

Реализуя свое право на обжалование решений государственных органов либо действия (бездействия) должностных лиц, мы пытаемся восстановить свои либо чужие, но нарушенные права. Так, кому, как и когда обжаловать решение, с которым не согласны?
Жалоба по определению закона — это просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обжалование — один из инструментов гарантии соблюдения законности. Кроме того институт обжалования решений госорганов является одним из способов контроля за законностью в сфере государственного управления.

Существующее правовое регулирование обжалования действий и решений госорганов дает гражданам возможность обжаловать любые акты как индивидуального, так и общенормативного характера, а также любые действия (бездействие) должностных лиц.

В настоящее время существуют различные пути и формы обжалования решений государственных органов, например, обращения к вышестоящим руководителям, обращения в различные инспекции, в прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека, к депутатам, наконец, обращения в суд. Таким образом, процесс обжалования рассеян по различным ведомствам и инстанциям — жалобы посылаем по ведомственной вертикали госоргана либо контролирующей диагонали, а потом опять по вертикали, но уже контрольных госорганов, если получаем отписки вместо вразумительных ответов (можно еще ходить на личные приемы граждан:).
Организация процесса обжалования вне какой-либо общей системы, бесспорно, затрудняет процесс исправления ошибочных административных решений, являющийся одновременно и процессом восстановления нарушенных прав.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Законодательством предусмотрена возможность обжалования решений государственных органов в административном (внесудебном) порядке и/или в судебном порядке.

Можно выделить три основных способа обжалования действий госорганов:

  1. — внутриведомственное обжалование;
  2. — вневедомственное обжалование;
  3. — судебное обжалование.

Внутриведомственное обжалование решений госорганов

Данный способ обжалования предусматривает пересмотр принятого решения самим же должностным лицом, его принявшим, либо его руководителем. Внутриведомственное обжалование «неправильного» решения можно осуществить путем повторного визита к должностному лицу либо к его руководству через процедуру приема граждан (устно). Также обращение (жалобу) можно направить в письменном виде.

Все федеральные ведомства имеют иерархическую систему управления (департамент — управление — отдел). Процедура рассмотрения вышестоящим органом жалоб занимает на практике около 1 месяца. Как минус, внутриведомственного обжалования решений государственных органов необходимо отметить низкую мотивацию к пересмотру уже принятых ими или их подчиненными решений. Как плюс — компетентность и профильность ведомства по рассматриваемому вопросу, а главное — обязательность для исполнения подчиненными нового принятого решения по жалобе.

Судебное обжалование решений госорганов

Если Вы дочитали до данного места, то Вам уже понятно, почему подавляющее большинство пострадавших от незаконных решений госорганов предпочитают обращаться в суд с обжалованием этих решений, несмотря на существенные временные затраты рассмотрения дел судами.

Суд — орган государственной власти, принимающий решения, обязательные для исполнения всеми (кому они предназначены). Конечно, наиболее эффективными способом обжалования неправомерных действий и решений государственных органов является подача жалобы в суд, с целью получения положительного решения суда.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в результате которого:
— нарушены права и свободы гражданина и/или
— созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод и/или
— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пример решения суда на жалобу по административному делу
В результате обжалования постановления Комиссии по делам несовершеннолетних по ст.5.35 КоАП РФ суд отменил решение о лишении родительских прав

Хотите выиграть дело? — звоните +7 964 500 00 11,

опыт и знания лучших адвокатов всегда для Вас

Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (ст.ст. 197 — 201)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в наименование главы 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст.ст. 218 — 228)

Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 28

О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8

Читайте так же:  Опись административного дела

Обжалование постановлений государственных органов

При совершении административного правонарушения начинается процедура привлечения к административной ответственности, состоящая из:

  • возбуждения дела, частью которого является составление протокола;
  • рассмотрения этого административного дела. Данный этап завершается вынесением постановления.

Таким образом, протокол – это всего лишь изложение события и квалификация действий правонарушителя по версии чиновника. Протокол не нарушает никаких прав, поэтому его обжаловать нельзя.

Выводы о виновности или невиновности будут сделаны в постановлении. Именно оно может стать основанием для привлечения к ответственности. Поэтому наиболее эффективным будет защита своих прав на стадии рассмотрения дела. При этом даже ошибка в составлении распоряжения должностного лица о проведении проверки может оказаться решающей: пока составят новый документ, пока его утвердят – все это требует времени, которое можно потратить на устранение выявленного нарушения. Помощь юриста, имеющего большой опыт проверок, может оказаться неоценимой даже на этой стадии.

Если же рассмотрение административного дела закончено, и его результаты не устраивают вас, обжалование постановления может происходить:

  • вышестоящему должностному лицу (организации);
  • в суд.

Предпринимателю и юридическому лицу нужно обращаться в арбитражный суд.

Нет смысла писать одновременно в две инстанции. В этом случае согласно требованиям закона решение по жалобе будет принимать суд.

Обжалование постановления об административном правонарушении, которое вынесено судом, также происходит в вышестоящем судебном органе. Сроки и порядок действий лица, которое не согласно со сделанными выводами, изложены в гл. 30 КоАП РФ.

Обычный срок на подачу жалобы – 10 дней после того, как вы получили постановление. Можно просить суд, чтобы пропущенный срок был восстановлен. Госпошлину платить не нужно.

Законом определено, что должностное лицо обязано рассмотреть заявление на обжалование административного постановления в течение 10 дней, а суд – в течение 2 месяцев.

Уполномоченный орган изучает жалобу, проверяет обоснованность и законность вынесенного постановления, заслушивает объяснения участников, при необходимости привлекает экспертов.

Проверяющие лица обычно не имеют юридического образования, часто не утруждают себя даже надлежащей фиксацией правонарушения. При наличии существенных ошибок, допущенных в протоколе, а также недоказанности обстоятельств дела, постановление будет отменено, производство прекращено. То же самое произойдет, если уполномоченный орган посчитает правонарушение малозначительным.

Кроме того, дело может быть возвращено для нового рассмотрения. Ну и, разумеется, жалобу могут не удовлетворить, а постановление – оставить в силе.

Следует отметить, что закон не позволяет усиливать наказание для лица, которое допустило правонарушение.

Что касается содержания самой жалобы, а также стратегии и тактики защиты ваших прав, все это будет обусловлено обстоятельствами конкретного дела.

Таким образом, решающим фактором может оказаться опыт юриста, уже много раз принимавшего участие в подобного рода делах. Эксперты МосЮрКонсалта готовы оказать помощь на любой стадии проверки (или ее обжалования), обращайтесь!

Оспаривание действий государственных органов

Сроки оспаривания решений, действий, бездействия органов власти

Закон отводит лицу (физическому или юридическому) 3 месяца на подготовку иска, если сотрудники государственных органов путем действия, бездействия нарушили его права. Указанный срок установлен КАС и относится ко всем решениям представителей власти, которые квалифицируются как административные правонарушения.

Отсчет времени начинается с даты, когда пострадавшему стало известно о неправовом решении или действии представителей государственного органа. При оспаривании решения, на вынесение которого отводится определенный срок, отсчет начинается с даты, когда указанное решение должно быть вынесено.

Если оспариваются действия сотрудника ФССП, закон отводит 10 дней для начала процедуры. Отсчет также ведется с момента, когда пострадавшему от неправового решения сотрудников органа стало известно о случившемся.

Если срок, отведенный законом на оспаривание решения, был пропущен по уважительной причине, он может быть продлен. Судебная инстанция не вправе отклонить поданное заявление, если истек срок обжалования. Однако на первом заседании лицо, оспаривающее неправовое решение, должно представить убедительные доказательства пропуска по уважительной причине.

Вневедомственное обжалование решений государственных органов

Обжалование неправомерных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов возможно прокурору, депутату и Уполномоченному по правам человека.

Прокурор, наделенный полномочиями общего надзора за законностью, по результатам рассмотрения обращения либо жалобы вправе вносить представления в любой государственный орган о необходимости отмены незаконного решения и применении дисциплинарных мер к нарушителям закона. Но прокуратура — сторона обвинения, и при рассмотрении жалоб ее сотрудники в максимальной степени а стороне государства, а не гражданина.

Обращения к депутатам также являются одной из распространенных форм обжалования тех или иных действий должностных лиц. Но не надо забывать, что у депутатов нет реальных возможностей для расследования полученных ими обращений (их проверке), поэтому на практике депутат пересылает жалобу в профильное ведомство, решение которого и обжалуется.

Предметом деятельности института омбудсмена, или Уполномоченного по правам человека, являются случаи именно принятия государственными органами и их должностными лицами ненадлежащих решений, когда человек уходит от чиновника с ощущением, что с ним обошлись несправедливо. Омбудсмен не входит ни в какую властную вертикаль, и не обязан никому подчиняться. Но и его решения никому не обязательны, а носят рекомендательный характер.

Ни один из способов вневедомственного обжалования решений государственных органов не может оцениваться как эффективный.

Как обжаловать решение государственных и муниципальных органов?

Законодательство предусматривает две процедуры оспаривания неправовых решений представителей государственной власти:

  • Досудебная. Является альтернативой исковому процессу. Позволяет отменить решение представителей государственного органа путем подачи жалобы. В случае если размер причиненного вреда (при наличии) невысок, допускается применение процедуры устного обжалования.
  • Судебная. Необходима в случае, если досудебные меры административного обжалования действий представителей государственных органов не принесли результата.
  • Закон допускает одновременное обращение пострадавшего лица в судебную инстанцию с иском и в вышестоящее отделение государственного органа с жалобой.

Вердикт вышестоящего органа об оставлении решения, вынесенного нижестоящим органом, в силе можно обжаловать у вышерасположенного руководителя.

Содержание жалобы на действия, бездействие представителей органов государственной или муниципальной власти аналогично содержанию искового заявления. В документе излагаются требования по существу. Важно неэмоционально описать случившееся, указав на имевшие место неправовые действия или решения со ссылками на статьи законов, положения которых были нарушены.

Читайте так же:  Административное наказание за штрафы гибдд

Особенности оспаривания действий государственных органов в арбитражном суде

Если конфликт с представителями власти возник при реализации физическим или юридическим лицом своих экономических интересов, необходимо обращаться в арбитражный суд.

При обращении пострадавшего лица лично закон обязывает предоставлять данные о юридическом образовании (высшем). В случае если оспаривание решения осуществляется через представителя, указанное лицо должно обладать статусом адвоката. Данное требование разумно, так как без необходимых знаний и опыта выиграть дело невозможно. При отсутствии убедительных аргументов со стоны истца суд вынесет решение в пользу ответчика. Собрать и представить доказательства должным образом непрофессионал также не сможет.

Возмещение вреда, причиненного действиями государственных органов

Законодательство предусматривает ответственность государственных органов за причиненный гражданам, компаниям и ИП вред. Убытки должны возмещаться из средств бюджета. Однако судебная практика говорит нам, что шанс вернуть средства невысок.

В 90% случаев возмещается только фактический вред, причиненный действиями, бездействия или решением представителей власти. Так, если сотрудники таможни приняли неправовое решение о продаже автомобиля или продали транспортное средство по ошибке, пострадавшему лицу компенсируется стоимость утраченного имущества.

Судебные расходы возмещаются выигравшей дело у органа, в данном случае таможни, государственной власти стороне в «разумных» пределах. На практике это означает частичную компенсацию понесенных расходов.

Чтобы не допустить причинения имущественного вреда, следует незамедлительно (на месте) оспаривать решения, действия, бездействие органов таможни, налоговой и других. Если знаний не хватает, нужно в телефонном режиме проконсультироваться с опытным адвокатом.

В момент вынесения необоснованного решения, совершения административного нарушения и других неправовых действий или бездействия важно уделить внимание сбору доказательной базы. О способах, методах и фактах, которым следует уделить внимание, также следует проконсультироваться у адвоката. При отсутствии необходимого опыта собрать доказательную базу в должном объеме обычно не удается.

Важно: чем быстрее начата процедура оспаривания решений, действий, бездействия органов государственной власти, тем выше шанс минимизировать убытки. Однако если нет опыта и понимания того, как работать с проблемой, предпринимать какие-либо действия самостоятельно не рекомендуется.

Практика оспаривания неправомерных действий представителей власти

Как показывает статистика половина решений и действий (неправовых) государственных и муниципальных органов отменяются при обжаловании в вышестоящей организации. Если по делу работает хороший юрист, обращение в суд требуется гораздо реже, чем если представители компании или физлицо пытаются справиться с проблемой самостоятельно.

Некомпетентные действия на этапе административного урегулирования спора с государственными или муниципальными органами обычно завершаются судебной процедурой. В исковом порядке также оспариваются решения, вынесенные органом государственной власти, по которым требуется возмещение вреда. Практики выплаты компенсации государственными или муниципальными органами за неправовые действия или решения в добровольном порядке нет.

Решение обжаловать действия, бездействие представителей государственных или муниципальных органов должно приниматься совместно с адвокатом. Только после компетентной правовой оценки специалиста, знакомого со сложившейся по аналогичным делам практикой, целесообразно вступать в судебный процесс. Нередко спешные решения неопытных юристов приводят к значительным расходам предприятия на тяжбу с государственным органом, которые не перекрываются полученными выгодами.

Компания FPI Legal предлагает сопровождение предприятий и физлиц при взаимодействии с государственными органами. Мы обладаем большим опытом разрешения конфликтов с представителями власти и несем полную ответственность за свою работу. Если вам необходим опытный адвокат, способный урегулировать конфликт с представителями власти путем переговоров или обжаловать неправовое решение в суде, обращайтесь.

Оспаривание решения государственного органа

Советы юристов:

7. Решением областного суда удовлетворено заявление Моего. Об оспаривании нормативного правового акта представительного органа государственной власти области.

Решение не было обжаловано в апелляционном порядке и вступило в законную силу.

В какой суд можно подать надзорную жалобу? На какие статьи ссылаться?

14. Решение областного суда удовлетворено заявление об оспаривании НПА представительного органа государственной власти. Решение не было обжаловано в апелляционном порядке и вступило в законную силу.

В какой суд можно подать кассационную жалобу на решение областного суда? Как поступить, если жалоба вдруг будет возвращена без рассмотрения по существу?

16. При производстве в суде по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти не допускается:

1) применение правил заочного производства
2) признание обязательности явки в судебное заседания представителя органа государственной власти;
3) истребование доказательств по инициативе суда;
4) отказ в удовлетворении заявления в виду пропуска срока обращения в суд;

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти. Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:

— госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;

— свой почтовый адрес, на который придет ответ;

— обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);

— свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

Читайте так же:  Как подать апелляцию по административному делу

За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что можно обжаловать?

Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.

Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ. Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах. И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.

Пример второй. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки. Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки. Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.

И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.

Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать. В результате таких действий или решений должны быть:

— нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;

— созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;

— незаконно возложены какие-либо обязанности.

Чьи действия и решения можно обжаловать?

Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.

Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Как обжаловать в суде действия органов власти?

Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ. Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ. Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.

Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;

3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;

9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.

Читайте так же:  Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении

Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд. Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд. Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги, тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.

На что обращает внимание суд?

Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

Какова вероятность выиграть дело?

На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).

Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.

За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.

Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей. Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан. Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

Обжалование нормативных актов и решений государственных органов

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Правовые документы:

  1. Конституция РФ ст. 46 ч.2: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд».
  2. Кодекс административного судопроизводства РФ ст.1 ч.2: «судами рассматриваются и разрешаются подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:
    1. Об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
    2. Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, государственных служащих.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»

Административное исковое заявление может содержать следующие требования (ст.ст. 124, 125 КАС РФ):

  1. О признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком.
  2. О признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия).
  3. Об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
  4. Об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий.
  5. Об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
  6. Иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Обязательные требования к исковому заявлению:

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, включая дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Читайте так же:  Согласно кркобап размер административного штрафа исчисляется

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц

Гражданин, организация, орган власти, в отношении которых подготовлены документы в ходе или по результатам проверки (далее — заинтересованное лицо), вправе обжаловать решение и действие (бездействие) должностного лица органа ГПН, принятое или осуществленное по результатам проверки, в орган ГПН, выдавший распоряжение о проведении проверки, вышестоящему должностному лицу, органу ГПН.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является решение или действие (бездействие) должностного лица органа ГПН, принятое или осуществленное по результатам проверки. Обжалование осуществляется в течение пятнадцати дней с момента принятия решений и (или) осуществления действий (бездействия) должностным лицом органа ГПН по результатам проверки. На период срока, установленного для рассмотрения жалобы, вступление в силу обжалуемых документов и их действие не приостанавливается.

В случае пропуска срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен руководителем органа ГПН, в котором рассматривается жалоба, о чем делается отметка на поступившей жалобе в виде соответствующей резолюции (либо ходатайство отклоняется соответствующей резолюцией). Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования уведомляется заинтересованное лицо в ответе на жалобу.

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решения или действия (бездействия) должностного лица органа ГПН является поступление в орган ГПН жалобы заинтересованного лица, изложенной в письменной или электронной форме, о его несогласии с решением и действием (бездействием) должностного лица органа ГПН, принятым или осуществленным по результатам проверки.

Заинтересованное лицо имеет право на получение информации о документах, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба заинтересованного лица может быть направлена:

руководителю органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных;

руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

Жалоба, поступившая в орган ГПН, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления.

Жалоба рассматривается органом ГПН, должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу:

признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;

признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.

Не допускается сокращение обжалуемых в предписании об устранении нарушений или по устранению несоответствия сроков устранения и (или) иное ухудшение положения лица, направившего жалобу, или лица, в отношении которого было принято обжалуемое решение, предпринято обжалуемое действие (бездействие) должностного лица.

Заинтересованное лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:

наименование государственного органа, в который направляется жалоба;

фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;

свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);

почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;

Ставит личную подпись и указывает дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заинтересованному лицу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц органа ГПН, а также членов их семей, орган ГПН вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заинтересованному лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в жалобе заинтересованного лица содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник (заместитель начальника) органа ГПН или уполномоченное должностное лицо органа ГПН вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган ГПН. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу.

Органы ГПН и должностные лица органов ГПН:

обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заинтересованного лица, направившего жалобу, или его законного представителя;

вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.

Ответ на жалобу подписывается начальником (заместителем начальника) органа ГПН или уполномоченным на то должностным лицом органа ГПН и направляется по почтовому адресу, указанному в жалобе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обжалование решений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источники

Обжалование постановлений государственных органов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here