Обжалование решения арбитражного суда по административному делу

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Обжалование решения арбитражного суда по административному делу", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Арбитражный суд Магаданской области

Процесс

Отделение Магадан г. Магадан

Комментарии к ст. 181 АПК РФ

1. Объектом апелляционного обжалования является не вступившее в законную силу решение арбитражного суда. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование (см. комментарий к ст. 180 АПК).

Субъектами апелляционного обжалования являются лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим арбитражным процессуальным кодифицированным законом. Перечень лиц, участвующих в деле, определен ст. 40 АПК. К иным заинтересованным лицам относятся лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение. Право обжалования принадлежит также правопреемникам указанных выше лиц (ст. 48 АПК).

В соответствии со ст. 33.1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» обязанность рассмотрения дел в апелляционном порядке возложена на апелляционные арбитражные суды, которые являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых по первой инстанции.

Иные правила действуют в тех случаях, когда в силу арбитражного процессуального закона указанные в нем судебные акты апелляционному обжалованию не подлежат, поскольку вступают в законную силу немедленно.

Исключение составляют и решения Высшего Арбитражного Суда РФ, не подлежащие апелляционному обжалованию.

Апелляционная жалоба подается через принявший решение по первой инстанции арбитражный суд, который в трехдневный срок обязан направить ее вместе с делом в апелляционный суд (ч. 2 ст. 257 АПК). Форма и содержание апелляционной жалобы определяются ст. 260 АПК.

2. Объектом кассационного обжалования являются решения арбитражного суда, вступившие в законную силу.

Исходя из конституционных целей и ценностей, общепризнанных принципов и норм международного права, международных обязательств Российской Федерации, принимая во внимание особенности судопроизводства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с учетом особого места Высшего Арбитражного Суда РФ и его роли в системе арбитражных судов, коллегиальности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Конституционный Суд РФ признал соответствующим Конституции РФ правило об исключении возможности обжалования в кассационном порядке решений и определений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Это не означает, что такие решения и определения вообще не подлежат обжалованию и судебной проверке. В целях реализации положений ст. 46 Конституции РФ они могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Такой пересмотр возможен только в том случае, когда Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установит, что в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта (см. п. 2.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 января 2008 г. N 1-П).

3. Кассационная жалоба рассматривается федеральным арбитражным судом округа. Она подается в арбитражный суд, принявший решение, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. В трехдневный срок со дня ее подачи, жалоба вместе с делом должна быть направлена в окружной арбитражный суд (ст. ст. 275, 276 АПК).

Законодатель предусмотрел обязательное прохождение дела через суд апелляционной инстанции прежде, чем будет подана кассационная жалоба. Исключения имеют отношение к тем судебным актам, которые не подлежат апелляционному обжалованию в силу закона.

Форма и содержание кассационной жалобы регламентируются ст. 277 АПК.

Статья 211 АПК РФ. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

3. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться:

1) название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;

2) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его адрес или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.

5. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

5.1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Срок подачи заявления по административному делу

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.11.2016 N 393-ФЗ.

5.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

6. Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регламентирован параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Вместе с тем, при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами применяются и общие правила искового производства, установленные Разделом II АПК РФ.

Возбуждение производства по делу

В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Право на обращение в арбитражный суд

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности (часть 1 статьи 208 АПК РФ).

В соответствии с вышеуказанной нормой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. К постановлениям, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, относятся постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Не подлежат рассмотрению в арбитражном суде заявления об оспаривании постановления прокурора о возбуждении административного производства, который заменяет собой протокол об административном правонарушении, который также не подлежит обжалованию.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, что не ограничивает право его представителя и защитника на подачу такого заявления в рамках своих полномочий.

Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 4 статьи 114 АПК РФ). Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (часть 5 статьи 114 АПК РФ). Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным (часть 6 статьи 114 АПК РФ).

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Для восстановления данного срока заявителю необходимо представить ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин и доказательствами, подтверждающими заявленное ходатайство.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

Требования к заявлению об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Частью 1 статьи 209 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ, а именно:

часть 1 статьи 125 АПК РФ: заявление подается в арбитражный суд в письменной форме; заявление подписывается заявителем или его представителем. Представителем в арбитражном процессе может выступать не только адвокат, но и иное оказывающее юридическую помощь лицо (статья 59 АПК РФ). Представитель вправе совершать от имени представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части 2 статьи 62 АПК РФ, для выполнения которых они должны быть специально оговорены в самой доверенности. Если заявление подписывает представитель по доверенности, ему необходимо приложить к заявлению доверенность (либо ее надлежаще заверенную копию), а также представить документы, подтверждающие полномочия лица, выдавшего доверенность (напр. приказ о назначении руководителя организации, выписку из учредительного договора об избрании руководителя либо лица, исполняющего обязанности руководителя);

пункт 1 части 2 статьи 125 АПК РФ: в заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

пункт 2 части 2 статьи 125 АПК РФ: в заявлении должны быть указаны наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;

пункт 10 части 2 статьи 125 АПК РФ: в заявлении должен быть указан перечень прилагаемых документов;

часть 3 статьи 125 АПК РФ: заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении; допускается также непосредственное вручение копии заявления, при этом на экземпляре заявления, который подается в арбитражный суд либо на сопроводительном письме к заявлению должен стоять штамп государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа с указанием даты принятия заявления, его входящего номера, росписи принявшего заявление лица с указанием его должности.

Читайте так же:  К загрязнением окружающей среды относятся тест

Специальным требованием к заявлению об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, является обязательное указание в заявлении:

  • наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
  • название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
  • права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
  • требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

Документы, прилагаемые к заявлению

В соответствии с общими правилами искового производства, в частности статьей 126 АПК РФ, установлен перечень документов, необходимых для представления в суд при подаче заявления:

уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший и документы которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют; при отсутствии уведомления о вручении направление заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии заявления с уведомлением о вручении, а если копии заявления и приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно заявителем или нарочным, — расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление заявления и приложенных к нему документов (пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 №11);

копии свидетельства о государственной регистрации (заявителя) в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления;

выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

В соответствии с частью 2 статьи 126 АПК РФ документы, прилагаемые к заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

За подачу заявления данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.

Также, в соответствии с частью 2 статьи 209 АПК РФ к заявлению об оспаривании решения административного органа прилагается текст оспариваемого решения.

В случае если указанные выше требования заявителем не будут выполнены, то заявление в соответствии со статьёй 128 АПК РФ может быть оставлено арбитражным судом без движения (не будет принято к производству) до устранения обстоятельств в порядке и сроки, установленные определением суда.

В определении арбитражный суд указывает основания для оставления заявления без движения и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Согласно статье 118 АПК РФ данный срок может быть продлен арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле (в данном случае – заявителя). Заявление о продлении срока, установленного арбитражным судом в определении об оставлении заявления без движения, должно быть подано в суд до истечения первоначально установленного срока.

В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда (часть 3 статьи 128 АПК РФ).

В случае, если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьёй 129 АПК РФ (часть 4 статьи 128 АПК РФ).

При этом возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения (часть 6 статьи 129 АПК РФ).

Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законном (часть 1 статьи 210 АПК РФ).

Статья 181 АПК РФ. Обжалование решения арбитражного суда

1. Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

ОКТМО

Комментарии к ст. 211 АПК РФ

1. Судебное решение, принятое по результатам рассмотрения заявления о правомерности применения к субъекту экономической деятельности административных санкций, должно отвечать общим требованиям.

Это означает, что арбитражный суд первой инстанции оглашает его именем Российской Федерации, оформляет в письменном виде, выносит с соблюдением тайны совещательной комнаты, подписывает тем составом суда, который участвовал в рассмотрении заявления по существу.

Решение арбитражного суда по указанной категории дел должно соответствовать общим правилам и в части установленной для судебных актов структуры. Оно должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Мотивам принятого решения законодатель придает особое значение, поскольку с ними связаны гарантии правосудной деятельности.

2. Если оспариваемый акт административного органа имеет неустранимые дефекты, то он признается арбитражным судом незаконным и подлежащим отмене полностью или в части.

В качестве самостоятельных и достаточных оснований для такого вывода законодатель указывает на следующие обстоятельства:

— оспариваемое решение административного органа не соответствует закону;

— административный орган нарушил установленный законом порядок принятия решения;

— основания для привлечения заявленного субъекта к административной ответственности отсутствуют;

— при наличии оснований для административной ответственности неправомерно применена указанная административным органом мера ответственности;

— оспариваемое решение административного органа принято с превышением полномочий должностного лица или самого органа.

Предусмотренный в КоАПе порядок возврата дела на новое рассмотрение в административный орган арбитражным судом не применяется, поскольку АПК такой возможности не предусматривает, и у суда подобные полномочия отсутствуют (ч. 4 ст. 211 АПК).

Читайте так же:  До скольки соседи могут слушать громко музыку

3. Если по результатам рассмотрения заявления арбитражный суд придет к выводу о том, что решение административного органа о привлечении к ответственности является правомерным, а назначенные санкции — соразмерными тяжести совершенного правонарушения, то оспариваемый акт правоприменения оставляется без изменения, заявление заинтересованного лица — без удовлетворения.

Решение арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявления, принятое по итогам судебного разбирательства, должно быть в такой степени мотивированным и обоснованным, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в его справедливости, включая самого заявителя.

Жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции, в том числе по делам об оспаривании решений административных органов по поводу привлечения к административной ответственности, поступают в том случае, когда обстоятельства по делу выяснены не полностью, факты, имеющие юридическое значение, не установлены, а доводы заявителя остались по существу без судебной оценки.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Помимо общих требований, предъявляемых к судебному решению, в резолютивной его части по делам названной категории должны быть указаны:

— название, номер, дата и место принятия, другие индивидуализирующие признаки оспариваемого решения административного органа;

— полное наименование лица, привлеченного к административной ответственности, с указанием места его нахождения (жительства), сведений о его государственной регистрации в налоговом органе как юридического лица либо индивидуального предпринимателя;

— указание в резолютивной части судебного решения на отказ в удовлетворении требования заявителя (полностью либо в части) или на признание решения налогового органа незаконным, подлежащим отмене (полностью либо в части), изменение меры ответственности.

5. Решения арбитражного суда по делам данной категории по общему правилу вступает в законную силу по истечении десяти рабочих дней.

Если на решение арбитражного суда первой инстанции подается апелляционная жалоба, то вступление судебного решения в законную силу откладывается до окончания срока ее рассмотрения, что равнозначно повторному рассмотрению дела и принятию судебного постановления арбитражным судом второй судебной инстанции.

По аналогии с делами о привлечении субъектов экономической деятельности к административной ответственности возможности дальнейшего обжалования зависят от меры административной ответственности.

6. Копия судебного решения направляется лицам, участвующим в деле, в трехдневный срок со дня его принятия арбитражным судом. Такой процессуальный срок несколько отличается от пятидневного срока (ч. 1 ст. 177 АПК), предусмотренного для направления копии судебного решения по большинству других категорий дел, рассматриваемых арбитражным судом.

Указанные различия, на наш взгляд, не имеют принципиального характера, поэтому в дальнейшей кодификационной работе их целесообразно преодолеть на пути к унификации арбитражного процессуального закона.

Возможность направления копии судебного решения в вышестоящий административный орган позволяет запоздало начать работу по изучению административными органами судебных актов в порядке исполнения должностных обязанностей, без знания которых профессиональный уровень чиновников вряд ли можно признать соответствующим предъявляемым к нему требованиям.

Статья 210 АПК РФ. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов

1. Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

3. Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

4. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

5. В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.

6. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

7. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Расчетный счет

Комментарии к ст. 210 АПК РФ

1. Дела об оспаривании решений административных органов по поводу привлечения к административной ответственности, как и дела о привлечении к административной ответственности, подлежат рассмотрению арбитражным судом по общему правилу в двухмесячный срок.

Иные сроки, которые отличаются по продолжительности от двухмесячного периода, могут быть установлены в федеральном законе.

Процессуальный срок, отведенный для рассмотрения дела об оспаривании решения по поводу привлечения к административной ответственности, включает в себя и стадию подготовки его к слушанию.

Последнее обстоятельство не должно огорчать участников судебного разбирательства. Как показывает судебная практика, по таким категориям дел стороны редко являются в предварительное судебное заседание, ожидают вызова в основное судебное заседание. Поэтому и подготовку дела к слушанию целесообразно проводить не в развернутом виде, как это принято по делам искового производства, а в сжатом, оставляя процессуальные сроки для возможных дополнительных подготовительных мероприятий в период слушания дела по существу.

2. Одним из самых важных процессуальных действий на стадии подготовки дела об оспаривании решения административного органа к административной ответственности является первичное надлежащее, то есть с уведомлением о вручении, извещение всех лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного разбирательства.

Читайте так же:  Виды платежей за загрязнение окружающей среды

Для этого арбитражный суд обязан прибегнуть ко всем имеющимся в его распоряжении организационным возможностям.

Извещение по делу об оспаривании решения административного органа вызывает меньше трудностей в сравнении с извещением по делу о привлечении субъекта экономической деятельности к административной ответственности. Это объясняется тем, что заинтересованное лицо само обратилось в арбитражный суд, сообщило обо всех актуальных каналах связи с ним в целях передачи необходимой информации. С надлежащим извещением административного органа, в отличие от гражданина и даже юридического лица, изменившего место своего нахождения, как правило, проблем не возникает.

Если лица, участвующие в деле об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, извещены надлежащим образом, то их неявка с процессуальной точки зрения может быть безразлична для дальнейшего развития процесса в рамках указанного дела.

3. Однако в ряде случаев арбитражный суд вынужден признавать явку лиц, участвующих в деле об оспаривании решения административного органа по поводу привлечения к административной ответственности, обязательной.

Признав явку обязательной, арбитражный суд не может ограничиться формальными признаками их надлежащего и своевременного уведомления о слушании дела. Арбитражному суду необходимы от них дополнительные объяснения, сведения, а порой и недостающие доказательства.

Если арбитражный суд признал явку кого-либо из лиц, участвующих в деле, обязательной и вызвал этих лиц для дачи объяснений, то неявка без уважительных причин влечет наложение судебного штрафа в установленном арбитражным процессуальным законом порядке (см. комментарий к гл. 11 АПК).

Оплата штрафа не освобождает обязанное лицо от явки в заседание арбитражного суда в срок, вновь установленный для его проведения.

Процессуальный механизм наложения судебного штрафа является необходимым элементом, обеспечивающим отправление правосудия.

4. Несмотря на инициативу субъекта экономической деятельности в оспаривании решения административного органа по поводу привлечения к ответственности, обязанность доказывания законности принятого решения возлагается целиком и полностью на административный орган.

Административный орган изначально обязан действовать только на законных основаниях, реализуя возложенные на него функции. При этом понимание законности должно быть не формальным и бессодержательным, а предметным. Известно, что попытка следовать букве закона без понимания его глубокого смысла всегда приводит к принятию решения в обход закона.

При поступлении от заинтересованного лица заявления в арбитражный суд, в котором оспаривается законность и обоснованность решения, принятого административным органом, последний обязан особенно обстоятельно доказать правомерность принятого решения в связи с изложенными сомнениями.

Порядок распределения бремени доказывания, при котором обязанности возлагаются исключительно на административный орган, освобождая от этого бремени заявителя, вовсе не препятствует тому, чтобы заявитель проявлял инициативу в представлении суду необходимых доказательств по делу, обращался по этому поводу к арбитражному суду с ходатайствами об их истребовании в тех случаях, когда он не в состоянии их получить самостоятельно.

5. Если административный орган не представляет доказательства, необходимые для правильного и полного рассмотрения заявления об оспаривании решения, принятого административным органом о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд может истребовать их у этого органа по собственной инициативе, не дожидаясь ходатайства от заявителя (лица, привлеченного к административной ответственности либо потерпевшего лица).

Такой порядок, безусловно, порождает у специализированного административного органа иждивенческие настроения, которые могут привести к формированию привычки перекладывать всю работу на арбитражный суд, не задумываясь над его неоправданным переобременением.

Однако в современных условиях законодатель находит такую активность арбитражного суда необходимой для своевременного рассмотрения поступившего заявления в полном объеме.

6. Рассмотрение дел об оспаривании решения административного органа по поводу привлечения субъекта экономической деятельности к административной ответственности имеет, по сравнению с исковым производством, существенную специфику. Арбитражный суд не связан в ходе разбирательства ни предметом, ни основаниями заявленного требования.

Арбитражный суд обязан проверить наличие у административного органа, принявшего решение о привлечении к административной ответственности, наличие специального по этому поводу полномочия.

Арбитражный суд проверяет основания для привлечения заявителя к административной ответственности с точки зрения фактических обстоятельств (совершенных им действий либо противоправного бездействия).

Арбитражный суд анализирует соответствие вменяемого в вину административного проступка признакам соответствующего состава правонарушения, предусмотренного законом, проверяет правильность его правовой квалификации.

Арбитражный суд проверяет соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности с точки зрения выполнения всех установленных законодателем существенных процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности административного органа.

Арбитражный суд проверяет сроки давности привлечения к административной ответственности как основание для освобождения от административной ответственности и наказания, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения заявленного спора.

К числу последних, в частности, следует отнести полноту записей в протоколе об административном правонарушении, соблюдение порядка фиксирования и изъятия доказательств по делу об административном правонарушении.

Нередко недостатки в собирании (обнаружении, изъятии, исследовании, проверке и оценке) доказательств носят неустранимый характер, лишающий собранную информацию доказательственной силы. Поэтому все эти вопросы имеют для арбитражного суда существенное значение.

7. Дело об оспаривании решения административного органа по поводу привлечения субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности к административной ответственности относится к делам публичного происхождения, поскольку оно связано с применением власти.

Этими обстоятельствами предопределено рассмотрение названной категории дел в полном объеме. В отличие от исковых дел, имеющих частную правовую природу, здесь арбитражный суд не вправе ограничиваться доводами сторон. Он обязан по поступившему заявлению как поводу к проверке законности и обоснованности в деятельности административного органа убедиться в правомерности либо неправомерности принятого им решения.

Сказанное не исключает возможности отказа от заявленного в арбитражный суд требования. Его принятие судом влечет прекращение производства по делу (п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК). Если заявитель отказался от части требования, то арбитражный суд продолжает проверку заявления в полном объеме.

Статья 206. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности

СТ 206 АПК РФ

1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

3. В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

Читайте так же:  Понятие мелкого хищения

1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

4.1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Абзац третий утратил силу.

4.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

5. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Получатель

УФК по Магаданской области (Межрайонная ИФНС России №1 по Магаданской области, л/с 04471240580)

Комментарий к Ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. В ч. 1 ст. 206 Кодекса предусматривается, что при принятии решения о привлечении к административной ответственности применяются те же правила, которые установлены в гл. 20 Кодекса применительно к решению по делам, возникающим из гражданских правоотношений. В этом смысле по форме и содержанию данное решение ничем не отличается от решений по другим делам, рассматриваемым арбитражным судом по правилам искового производства.

При этом следует иметь в виду, что арбитражный суд в данном случае принимает судебный акт именно в форме решения, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 15 АПК РФ судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением. Эта норма, содержащаяся в Общих положениях Кодекса, не дает оснований для применения ст. 29.9 КоАП в части, касающейся наименования акта, принимаемого по результатам рассмотрения дела по существу, который называется постановлением (ч. 1 ст. 29.9).

Указанное различие в наименовании актов не меняет их сути и одинаковой юридической силы.

2. В ч. 2 ст. 206 АПК РФ предусматривается, что по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд может принять одно из двух решений: либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования о привлечении к ответственности.

При этом основаниями для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности могут быть, в частности, нарушения требований ст. 28.2 КоАП, касающихся протокола об административном правонарушении, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП.

3. В ч. 3 ст. 206 АПК РФ предусмотрены требования к резолютивной части решения суда о привлечении к административной ответственности.

В ней должны указываться точные сведения о лице, привлеченном судом к административной ответственности, законодательные нормы, на основании которых указанное лицо привлечено к ответственности, а также вид наказания и конкретные санкции.

При назначении административного наказания арбитражный суд должен учитывать, что ст. 4.2 КоАП предусматривает обстоятельства, смягчающие ответственность. Однако в силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за то или иное административное правонарушение, в соответствии с КоАП. Поэтому размер штрафа, например, не может быть установлен арбитражным судом ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП, на основании которой лицо привлечено к административной ответственности.

4. Согласно ч. 4 ст. 206 решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если оно не обжаловано в суд апелляционной инстанции, либо вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанции.

Таким образом, в АПК устанавливается десятидневный срок для обжалования решения по делу о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд апелляционной инстанции.

После вступления решения в законную силу оно является обязательным в соответствии со ст. 16 АПК РФ и подлежит исполнению в соответствии с ч. 1 ст. 182 АПК РФ.

При этом следует иметь в виду, что в разд. V КоАП регулируются вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Именование судебного акта арбитражного суда, принимаемого по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности, решением, а не постановлением (ст. 29.9 КоАП) не изменяет его юридической значимости и не исключает поэтому распространения разд. V КоАП на исполнение судебных актов арбитражных судов. Указанные положения КоАП, в частности, придают постановлениям по делам об административных правонарушениях характер исполнительного документа.

5. Часть 5 ст. 206 Кодекса устанавливает трехдневный срок для направления решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности лицам, участвующим в деле, а при необходимости и в вышестоящий в порядке подчиненности орган.

Соблюдение этого срока арбитражным судом представляется особенно важным, поскольку в ч. 4 ст. 206 АПК РФ предусмотрен 10-дневный срок для обжалования указанного решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений

Источники

Обжалование решения арбитражного суда по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here