Опасность административных правонарушений

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Опасность административных правонарушений", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Понятие и признаки административного правонарушения

Для более глубокого и всестороннего изучения понятия административного правонарушения необходимо исследовать его содержание, обусловленное объективными и субъективными факторами.

Законодательное определение административного правонарушения дано в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Следует обратить внимание на то, что правонарушение представляет собой акт волевого поведения, связанного с нарушением нормы права и выражающегося в двух формах: действия или бездействия. Не могут быть правонарушением мысли, чувства или желания человека, если они не воплотились в определенный поступок и не регулируются правом. Деяние обусловлено сознанием и волей человека. Именно благодаря сознанию действие обретает характер правомерного поведения человека.

Правонарушение в виде действия — нарушения запрета или активного невыполнения обязанности.

Нарушения нормы права, выражающиеся в бездействии, проявляется как невыполнение законного требования или пассивное невыполнение обязанности, т.е. человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

Так, управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12. 2 КоАП РФ) — действие, а невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков (ст. 12. 2 КоАП РФ), — бездействие.

Административному правонарушению присущи следующие характерные черты: общественная опасность (вредность), противоправность, виновность, наказуемость.

Общественная опасность

(вредность) административного правонарушения.

Наиболее дискуссионной в юридической литературе, остается проблема общественной вредности или общественной опасности административного правонарушения. Суть дискуссии главным образом заключается в том, что многие авторы предлагают различное толкование этого признака – либо как общественно опасное, либо как общественно вредное.

Ученые в области административного права по данному вопросу в разное время высказывали различные точки зрения.

Одни исследователи общественную опасность исключают из числа признаков административного правонарушения, другие считают возможным ее рассмотрение и распространение в равной мере как на преступления, так и на правонарушения, а различие видят лишь в разной степени общественной опасности. Третьи полагают, что административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут не быть. Четвертые утверждают, что указание на степень опасности или вредности деликта немного бы дало правоприменителю в установлении факта административного правонарушения. И, наконец, встречаются модификации перечисленных точек зрения.

Совокупность указанных обстоятельств стала одной из причин того, что общественная опасность (вредность) не воспринята в качестве материального признака административного правонарушения действующим административным законодательством.

Сегодня вряд ли можно прийти к одному решению, если не будет четко сформулировано понятие общественно опасного деяния. Когда переход улицы в неустановленном месте, проезд в трамвае без билета называют общественно опасным деянием, возникает вопрос: «А что же такое общественная опасность? Где граница этого понятия?».

Общественно опасными следует считать деяния, которые в своей совокупности нарушают условия существования общества. С этой точки зрения, большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.

В части 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации четко определено: «Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного Кодексом, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности». Следовательно, в праве четко закреплено, что малозначительное противоправное деяние не будет общественно опасным.

В норме-дефиниции, закрепляющей понятие административного правонарушения, такой признак, как общественная вредность, не назван, однако в ст. 2.2 Кодекса, содержащей определение умысла и неосторожности, говорится о предвидении виновным «наступления вредных последствий», в то время как в аналогичных статьях УК РФ речь идет об общественно опасных последствиях. Сам факт посягательства, указанный законодателем в ст. 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о материальном признаке административного правонарушения, предполагает нанесение ущерба общественным отношениям, правопорядку, а тем самым интересам общества, предприятий, организаций и граждан. Поэтому если такого посягательства на охраняемые административным правом общественные отношения нет, то нет и самого противоправного действия.

Независимо от наличия или отсутствия в тексте определения понятия административного правонарушения прямого указания на общественную опасность (вредность) как на материальный признак, в реальной действительности нет таких деликтов, которые бы не причинили вреда охраняемым общественным отношениям. В противном случае наличие правонарушений не вызвало бы никакого беспокойства у общества. Таким образом, общественная опасность (вредность) выступает одним из его основных признаков.

Противоправность

означает, что действием (бездействием) нарушаются специальные правила, нормы, стандарты, административные, технические регламенты, которые предусмотрены федеральным и иным законодательством (например, нарушение норм и правил в области использования пожарной, санитарной, ядерной безопасности и т.д.).

Как общественно опасное (вредное) деяние административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения.

Нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым противоправно посягают на общественный порядок, права и интересы граждан, нормальное функционирование предприятий и организаций.

Необходимо отметить, что противоправность административных деликтов находится в тесной связи с их общественной опасностью (вредностью). При этом если последнее характеризует внутреннее свойство деяния, то противоправность – его юридическую форму, т. е. внешнюю оболочку.

Именно с использованием данного признака законодатель проводит в принимаемых нормах административного права «разграничительные линии», которые позволяют в реальной действительности правоприменительным органам точно квалифицировать различные противоправные деяния, особенно имеющие сходные признаки (например, административные правонарушения и преступления).

Читайте так же:  Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности

Виновность

— проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица, сознательного отношения к своей деятельности. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия. Всякий недоучет результатов, последствий правонарушения есть безответственное отношение человека к тому, что он делает.

Вина в качестве обязательного признака правонарушения закреплена в административном законодательстве. В статье 2.2 КоАП РФ указаны две формы вины – умышленная и неосторожная.

Действуя с умыслом, правонарушитель предвидит и желает наступления противоправного результата (прямой умысел) или не желает, но сознательно его допускает (косвенный умысел). Административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности, что проявляется в виде самонадеянности либо небрежности. Данные обстоятельства особенно важно учитывать при применении мер административной ответственности.

Самонадеянность состоит в том, что лицо предвидит наступление противоправного результата, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить. Небрежность заключается в том, что лицо могло и должно было их предвидеть. Следовательно, без вины нет правонарушения, и этот принцип закреплен действующим законодательством.

Однако уместно подчеркнуть, что такое положение относится не ко всем видам административных наказаний. Отсутствие вины до принятия Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ исключало ответственность участников дорожного движения. Вступление с 1 июля 2008 г. в законную силу ст. 2.6.1 КоАП РФ предусматривает возможность автоматического привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств в случае фиксации правонарушения техническими средствами, имеющими функции фото – и киносъемки, видеозаписи, без составления протокола должностным лицом, что лишает, на наш взгляд, участников дорожного движения презумпции невиновности, конституционного права на защиту и создает возможность объективного вменения вины.

Аналогичная ситуация складывается при определении вины юридического лица. Оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость

как признак административного правонарушения означает возможность наказания за совершение каждого правонарушения.

Отсутствие в административном законодательстве указания на наказуемость как признак правонарушения еще не может служить основанием для утверждения, что оно несвойственно административным правонарушениям. Законодатель хотя и не указывает в определении на данный признак правонарушения, но, признавая деяние общественно опасным (вредным), противоправным и виновным, не может оставлять его безнаказанным. Административное законодательство предписывает меры наказания, предусмотренные ст. ст. 3.1-3.12 КоАП РФ. В соответствии с этим правонарушение находится в тесной связи с административным наказанием, поэтому понятие «правонарушение» не может не включать в себя такой обязательный признак.

Необходимо отметить, что за нарушение правил дорожного движения, охраны труда, избирательного права в зависимости от обстоятельств могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.

Административные правонарушения нередко граничат с дисциплинарными проступками и преступлениями. Поэтому важно знать критерии, позволяющие их разделять.

В числе первых критериев разграничения нужно назвать общественную опасность и вид противоправности. Прежде всего следует учитывать материальный критерий — насколько вредны или опасны они для общества, какой причинили ущерб. Второй критерий различий проявляется, когда решен вопрос о виде противоправности, т.е. какие процессуальные нормы использовались для привлечения к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, повлекло ли это состояние судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и т.п.

В юридической литературе нередко высказывается мнение, что административные правонарушения и преступления представляют собой общественно опасные деяния. Качественное различие между ними проявляется в степени общественной опасности. При этом считается, что степень общественной опасности административных правонарушений значительно ниже, чем преступлений.

Как уже отмечалось, общественная опасность характеризует антисоциальную сущность деяния. Общественная опасность преступления проявляется прежде всего в том, что данное деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда наиболее важным интересам граждан, общества и государства. Административные и дисциплинарные правонарушения не могут повлечь таких последствий и, следовательно, не обладают большой степенью общественной опасности.

Есть противоправные деяния, которые всегда квалифицировались и будут квалифицироваться как административные правонарушения (например, нарушение правил пользования жилыми помещениями, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах). Вместе с тем немало деяний, которые в зависимости от ряда обстоятельств могут рассматриваться либо как административное правонарушение, либо как преступление. В таких случаях для решения вопроса по существу можно использовать ряд критериев, одним из них — размер имущественного ущерба, причиненного деянием. Так, хищение чужого имущества на сумму, не превышающую одной тысячи рублей, признается административным деликтом, а хищение, совершенное на более значительную сумму, считается преступлением. Часто используется для разграничения проступков и преступлений такой критерий, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление (ст.ст. 263-265 УК РФ), а если подобных последствий нет – как административное правонарушение.

Значительные различия существуют между субъектами преступлений и административных правонарушений. Так, субъектом преступления считаются только физические лица, достигшие 16-летнего, а в отдельных случаях – 14-летнего возраста. Субъектами административного правонарушения могут быть как физические лица, достигшие 16-летнего возраста, так и предприятия, учреждения, организации, обладающие статусом юридического лица.

В отдельных случаях административное правонарушение и преступление различаются также по способу совершения деяния, форме вины и иным признакам.

Читайте так же:  Протокол постановление прокурора об административном правонарушении

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 3159 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/14_157374_ponyatie-i-priznaki-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Состав административного правонарушения

Опасность правонарушения

Нет единого мнения в вопросе об опасности правонарушения. Можно выделить несколько точек зрения на эту проблему.

1. В КоАП РФ административное правонарушение не определяется как опасное деяние, но оно опасно (степень общественной опасности меньше, чем у преступления).

Вычислить степень опасности невозможно.

а) Хищение имущества. Это может быть и преступлением, и административным правонарушением, в зависимости от масштаба ущерба.

б) Превышение скорости. Это может быть и преступлением, и административным правонарушением, в зависимости от последствий (сбил человека, либо ничего подобного не произошло).

2. Преступление опасно (это закреплено в УК РФ), а административное правонарушение – нет, но оно вредоносно.

В чём выражается вред, точно не установлено.

Ст. 2.2 КоАП РФ «…лицо предвидело вредные последствия…».

3. Д.Н. Бахрах: некоторые административные деликты опасны, а некоторые неопасны совсем.

а) Гражданин переходит дорогу в неустановленном месте. Поблизости никого нет. Опасность отсутствует.

б) Гражданин переходит дорогу в неустановленном месте. Вокруг много транспорта. Существует опасность, угроза (угроза жизни, материальная угроза).

В основном опасность административных деликтов заключается не в одном деянии, а в их массе (например, проезд не оплатил 1 человек или 1000). Суть вредоносных деяний в их многочисленности (административных правонарушений больше, чем уголовных преступлений).

В науке более глубоко характеризуют административные правонарушения, применяя определённую модель – состав правонарушения.

Состав

– совокупность объективных и субъективных признаков, наличие которых даёт возможность судить о том, что имело место правонарушение.

Цель состава: это законодательная модель преступления, которую законодатель предусмотрел заранее, и под которую подводятся деяния.

Признаки правонарушения содержатся либо в одной норме, либо в нескольких. На их основе делают вывод о виновности (невиновности) человека.

Значение структуры: с помощью структуры выявляют существенные признаки правонарушения, на основе которых решают вопрос о виновности человека. Знание состава даёт возможность грамотно оценивать деликт, правильно понять смысл закона (что именно запрещают нормы и др.), избрать целесообразную меру воздействия.

На практике знание структуры даёт возможность грамотно обучать специалистов.

Группы признаков правонарушения.

1. Объективные – не зависят от личности, совершившей деяние.

2. Субъективные – характеризуют личность правонарушителя.

Признаков может быть много, но среди них выделяют основные.

Выделяют элементы состава правонарушения (4 комплекса признаков).

1. Объект правонарушения

2. Объективная сторона правонарушения

3. Субъект правонарушения

4. Субъективная сторона правонарушения

Объект правонарушения

– основополагающий элемент, определяющий те ценности в обществе, на которые происходит посягательство, которым причиняется вред.

Это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые нормами административной ответственности (например, общественные и государственные порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления).

За этими общественными отношениями скрываются интересы общества, государства, личности. Во время правонарушений эти интересы нарушаются.

Виды объектов:

1. Общий объект – все общественные отношения, которые охраняются нормами административного права.

На общий объект невозможно посягательство.

2. Родовой объект – часть однородных общественных отношений.

На родовой объект невозможно посягательство. Внимание фокусируется на определённой группе отношений, что отражено в КоАП РФ.

Например: права граждан.

3. Видовой объект – группа отношений, часть родовых отношений.

4. Непосредственный объект – конкретное отношение, на которое произошло посягательство.

Например: конкретная собственность муниципального образования.

Классификация позволяет от общей массы до конкретных отношений выделить объект правонарушения.

Объективная сторона правонарушения

– внешние проявления, характеризующие внешнюю сторону данного деяния.

Признаки объективной стороны:

1. Фактическое внешнее поведение.

а) Действие – факт активного поведения, совершение того, что запрещено нормами права.

Многие административные деликты возникают только в активной форме.

б) Бездействие – лицо, уклоняясь от чего-либо, нарушает требование нормы права (например, гражданин не явился по повестке в военкомат).

Некоторые правонарушения возможны только в пассивной форме.

Законодатель с точки зрения наказуемости не проводит грань между этими формами, санкции могут быть одинаковыми.

Некоторые правонарушения могут возникать и в активной, и в пассивной форме (например, нарушение санитарных требований).

Вокруг этого признака могут быть дополнительные признаки.

2. Место совершения правонарушения.

Например: распитие спиртных напитков в общественных местах является правонарушением, а дома – нет.

3. Время совершения.

а) Запрет охоты в определённый период

б) Запрет выходить из дома с 23:00 до 7:00 лицам, находящимся под административным надзором.

4. Способ совершения.

С применением особых, угрожающих средств или без них.

5. Наличие ущерба.

Эти признаки «окрашивают» правонарушение в тёмный цвет.

Субъект правонарушения

– признаки, которые присущи данному правонарушителю.

Для физических лиц выделяют 2 признака:

1. Достижение 16 лет до момента совершения правонарушения.

Для специальных субъектов выделяют дополнительные признаки:

1. Место по службе

2. Физическое состояние (беременность)

3. Имущественное положение

Практика показывает, что:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. В одних случаях причисление к специальным субъектам ужесточает ответственность по сравнению с общими субъектами.

2. В других случаях причисление к специальным субъектам смягчает ответственность по сравнению с общими субъектами.

Субъективная сторона правонарушения

– признаки, характеризующие психологическую сторону правонарушителя; это психическое отношение лица к совершённому им противоправному деянию и возможным его последствиям.

Ст. 2.2. КоАП РФ. Формы вины

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Читайте так же:  Административная ответственность работников юридических лиц

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъективная сторона правонарушения

– совокупность признаков, которые характеризуют правонарушение с внутренней, психологической стороны правонарушителя.

Признаки объективной стороны правонарушения:

1. Вина (основной признак). Без вины нет состава правонарушения.

Вина

– психическое отношение субъекта к своему поведению (к тому, что совершает или совершил) и к его последствиям.

3 проявления умысла (п.1 ст. 2.2 КоАП РФ):

1. Лицо сознаёт, что идёт против норм права (противоправность деяния).

2. Лицо предвидит возникновение вредных последствий своего деяния в том или ином виде.

3. Отношение лица к последствиям: желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Умысел

– самая серьёзная форма виновности, которая делает правонарушение более опасным.

Грани между формами вины в смысле наказуемости не проводятся.

Правонарушения могут быть только умышленными, а могут быть умышленными и по неосторожности.

При выборе меры наказания формы вины учитываются.

Неосторожность может проявляться в форме самонадеянности или небрежности.

3 проявления самонадеянности (п. 2.ст. 2.2. КоАП РФ):

1. Лицо сознаёт противоправность деяния.

2. Лицо предвидит возникновение вредных последствий.

3. Отношение лица к последствиям: рассчитывает их избежать.

Например: превышение скорости

Самонадеянность

– самая распространённая форма неосторожности (вины).

3 проявления небрежности (п. 2.ст. 2.2. КоАП РФ):

1. Лицо не сознаёт противоправность своего деяния.

2. Лицо не предвидит возникновения вредных последствий.

3. Лицо должно было и могло предвидеть вредные последствия своего деяния.

Например: человек не потушил костёр в лесу и ушёл, в результате чего выгорело большое пространство.

Небрежность

– менее распространённая форма неосторожности (вины).

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 530 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_168958_sostav-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Чем опасно административное правонарушение?

Сколько получает Президент?

Поскольку в любой республике президент является главой государства, его зарплата должна быть достаточно велика. По данным газеты «FinancialTimes» в 2009 году лидером среди президентов по размеру официальной заработной платы был президент США Барак Обама. Его годовое жалованье (в пересчете на евро) составляло около 292 тысяч евро. Отставали от него президент Франции (240 тысяч евро), федеральный канцлер Германии (228 тысяч евро) и премьер-министр Великобритании (199 тысяч евро в год). Годовой доход Президента России, по данным газеты, составлял 67 тысяч евро.

Впрочем, узнать настоящий размер дохода высших государственных чиновников практически невозможно. Кроме официальной зарплаты, у них есть многочисленные надбавки, компенсации и бонусы, которые порой в десятки раз больше официального дохода. Так, в 2009 году Президент Украины получал всего около 1,5 тысяч долларов в месяц. Интересная ситуация сложилась в Туркменистане. Президент этой среднеазиатской республики Сапармурат Ниязов (рис. 5) в середине 2000-х годов официально зарабатывал всего 900 долларов в месяц, но это не помешало ему создать государственно-коммерческий Президентбанк, весь уставный капитал которого (60 миллионов долларов) составляли его личные средства. Президент Белоруссии Александр Лукашенко вообще получает в качестве заработной платы около 300 долларов США.

Рис. 5. Сапармурат Ниязов

Согласно налоговой декларации Дмитрия Медведева, за 2009 год он получил доход в размере 3 миллиона 335 тысяч рублей, или чуть больше 275 тысяч рублей в месяц. Однако здесь должны быть учтены не только его доходы в качестве Президента РФ, но и другие заработки, в частности, проценты по банковским вкладам.

Впрочем, все президентские зарплаты меркнут перед официальным доходом премьер-министра Сингапура. Он официально зарабатывает на своей должности 1 миллион долларов в год и еще 2 миллиона получает в качестве бонуса.

Чем опасно административное правонарушение?

Из приведенного нами большого перечня административных правонарушений следует, что совершение административного проступка не представляет большой опасности. На самом деле это не так. Вид правонарушения в значительной степени определяется в зависимости от его последствий.

Рассмотрим такой пример. Наверное, нет человека, который хотя бы раз в жизни не переходил улицу на красный свет. Если это тихий перекресток, если нет машин, если очень торопишься – почему не перейти? Если человек совершил такое нарушение правил дорожного движения и никаких последствий не было – это и есть административное правонарушение. Статья 12.29 КоАП предусматривает наказание за это в размере 200 рублей – и то, только если нарушителя увидит сотрудник ГИБДД.

Представьте себе другую ситуацию. Пешеход переходит улицу на красный свет. Неожиданно появляется автомобиль; водитель замечает пешехода, выворачивает руль и врезается в другой автомобиль или в дерево. Если водитель или другой участник дорожного движения получили телесные повреждения небольшой или средней тяжести, административный штраф возрастает до 1500 рублей. Кроме этого, придется возмещать материальный ущерб владельцу транспортного средства (это относится к сфере гражданского права).

Третья ситуация. Водитель автомобиля замечает пешехода слишком поздно, врезается в дерево и получает тяжкие телесные повреждения и погибает. Это уже не административное правонарушение, а уголовное. В Уголовном кодексе читаем:

Уголовный кодекс РФ. Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Читайте так же:  Обжалование постановления об исполнительном сборе

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,- наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,- наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,- наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Вот так. Семь лет. А ведь казалось, – просто перешел улицу…

Милиция или полиция?

1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции», который, в частности, заменил известное всем с детства слово «милиция» на слово «полиция» (кажется, это единственный пункт указанного закона, который известен всем). Правильно ли такое переименование?

Строго говоря, милиция, существовавшая в нашей стране с 1917 по 2011 год, всегда являлась полицией. В мировой практике полицией называют профессиональные органы по охране общественного порядка (это слово происходит от греческого «полис» — государство). Милиция – это ополчение самих граждан, то есть нерегулярные отряды. В некоторых областях Российской империи в XIX веке наряду с полицией существовали отряды милиции, когда сами жители выполняли функции по охране общественного порядка.

Такие органы существовали и в советское время. Их члены назывались народными дружинниками (рис. 6). Они ходили по улицам со специальными повязками на рукаве и следили за соблюдением общественного порядка, особенно в вечернее время. Как их деятельность выглядела на практике, показано, например, в известном фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

Рис. 6. Дружинник

Так что с точки зрения права наша милиция действительно всё это время являлась полицией. Но все равно жалко отказываться от слова, которым мы пользовались почти сто лет.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Текстовые сноски

Правоотношение – общественное отношение, урегулированное правовой нормой.

Компетенция – система юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица, определяющая его место в системе государственных органов.

Коллегия министерства – координационный орган, рассматривающий важнейшие вопросы деятельности министерства.

Протокол – выполненная в установленном законом или подзаконным актом порядке запись, фиксирующая некие произошедшие или происходящие события.

ГИБДД – государственные инспекции безопасности дорожного движения. До 1990-х гг. назывались ГАИ – Государственная автомобильная инспекция.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 443 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

http://studopedia.net/3_54791_chem-opasno-administrativnoe-pravonarushenie.html

1. В чём состоит общественная опасность правонарушения?

Общественная опасность является сущностью правонарушения. Этоосновной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его объективное основание, отграничивающее правомерное поведение от противоправного.

Общественно опасное деяние – это не только то деяние, которое причинило вред, но то, которое создало угрозу возможного потенциального причинения вреда.

Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности человеческого общества, ущемляет частные и публичные (общественные) интересы. Акт правонарушения всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо, ценно для него. Общественная вредность или опасность правонарушения, следовательно, состоит в том, что оно посягает на важнейшие ценности общества, условия его существования. Правонарушения общественно вредны своей типичностью, распространенностью; это не единичный акт (эксцессы), а массовое в своем проявлении деяние либо обладающее потенциальной возможностью к такому распространению. Правонарушения общественно вредны и тем, что они дезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены против господствующих общественных отношений, вносят в них элементы социальной напряженности и конфликтности.

Из сказанного вытекает, что деяния, которые по своим свойствам не способны причинить вред общественным отношениям, ценностям общества и отдельной личности, ее правам и интересам, не создают угрозы правопорядку в целом или не подрывают правовой режим в той или иной сфере общественной жизни, не могут и объективно не должны признаваться правонарушениями.

2. Какие критерии лежат в основе определения степени общественной опасности правонарушения?

В современной литературе под общественной опасностью понимают объективное свойство деяний, которые влекут негативные изменения в социальной действительности, нарушают упорядоченность системы общественных отношений.

Общественная опасность — это признак правонарушения, который заключается в причинении вреда законным интересам личности, общества и государства. Общественная опасность характеризуется двумя показателями:

— характером общественной опасности (качественный признак);

— степенью общественной опасности (количественный признак).

Характер общественной опасности является качественной характеристикой, в ней содержатся особенность, свойства преступления, которые позволяют отличить его от смежных с ним, выделить из числа тех, которые составляют определенную группу преступлений, имеющих общие признаки. Характер общественной опасности позволяет выделить правонарушение в силу свойственных лишь ему объективных и субъективных признаков, которые отражают важность общественных отношений, на которые направлено правонарушение, внешнюю форму деяния, наносящего ущерб этим отношениям. Совокупность этих признаковых устойчивое взаимоотношение характеризуют специфику правонарушения, дающую возможность отличить его от других. Вместе с тем качественная характеристика выражает и то общее, что характеризует всю группу однородных правонарушений.

http://studfile.net/preview/2554634/

1.2. Признаки административного правонарушения

Административные правонарушения, как и иные виды правонарушений, обладают соответствующими признаками. Общие признаки административного правонарушения оговорены в его определении, которое дано в статье 2.1 КоАП.

Читайте так же:  Долг после срока исковой давности

В юридической литературе выделяют четыре признака административного правонарушения:

общественная опасность (вредоносность),

административная наказуемость [9, с. 45].

Например, Мах И.И. определяет следующие признаки административного прос­тупка:

– противоправное действие (не может признаваться противоправным действие или бездействие, если таковое не предусмотрено нормой закона);

– является виновным действием или бездействием (где вина прохо­дит юридическую оценку);

– является деянием общественно опасным, то есть таким совершением которого причиняет ущерб [10, с. 101].

Рассмотрим подробнее все вышеуказанные признаки.

1. Споры о том, можно ли считать проступок общественно опасным деянием или нет, ведутся уже давно. В юридической литературе сложилось три различных мнения об общественной опасности административного правонарушения.

Многие авторы считают, что общественная опасность может характеризовать только уголовное преступление; все другие правонарушения общественно не опасны, а характеризуются лишь вредоносностью, т. е. они общественно вредны (Бахрах Д.Н. [11]. Другие придерживаются мнения об общественной опасности всех административных правонарушений (Попов Л.Л. [12]). С точки зрения некоторых, проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности, однако отдельные административные проступки действительно общественно опасны (Рябцев Л.М. [13]).

Считаем, что если бы административные проступки не влекли вредных последствий, не представляли опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для противодействия им.

Таким образом, сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Сам термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения. По мнению Т. Мательской общественная опасность означает, что как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям [14, с. 255].

Общественная опасность – это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в таких нормах КоАП и УК.

Степень общественной опасности определяется: особенностью объекта правонарушения; повторностью; злостностью противоправного посягательства; наличием последствий и их тяжестью; характером вины.

2. Юридическим выражением признака обществен­ной опасности административного правонарушения является противоправность. Последнее означает, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписан­ного правовым актом.

Административное правонарушение всегда противоречит правовым требованиям (предписаниям), сформулированным в правовой норме; оно есть несоблюдение тех или иных правил поведения, их нарушение.

Противоправным деянием может стать: действие либо бездействие лица.

Действие – активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, представление плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, и т. д.) [15, с. 121].

Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством).

3. Административное правонарушение – не только общественно опасное, противоправное, но и виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представля­ющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица. «В обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к опреде­ленным целям. Здесь ничего не делается без созна­тельного намерения, без желаемой воли» [15, с. 122].

Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершаемому противоправному действию или бездействию, его последствиям. Вина выражается в форме умысла или неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать себе отчет в них.

В соответствии со ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

4. Важный признак административного правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие признается административным правонарушением только в случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности, в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности [16, с. 86].

Отсутствие этих признаков свидетельствует, что совершенное нарушение не является административным проступком.

Таким образом, общие признаки административного правонарушения оговорены в его определении, которое дано в статье 2.1 КоАП Республики Беларусь. Из этого определения вытекают три признака административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость.

В юридической литературе выделяют еще один необходимый признак административного правонарушения: общественная опасность.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие лю­бого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/6859652/page:3/

Опасность административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here