Оплата загрязнения окружающей среды

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Оплата загрязнения окружающей среды", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Платежи за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.

Основой современной системы платежей являются методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба и методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением законодательства. Согласно этим документам рассматривались два методических подхода к расчету платы:

1. Плата исходит из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного в результате превышения установленных нормативов);

2. Плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.

Поскольку определение экономического ущерба имеет ряд методических трудностей, предпочтение отдавалось второму подходу. В 1991 г. были утверждены нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ. В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы:

– плата должна носить единый межотраслевой характер (вне зависимости от отраслевой принадлежности предприятия);

– плата зависит от массы и состава выбросов;

– плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;

– плата учитывает региональную экологическую специфику (величину ассимиляционного потенциала природной среды);

– плата должна осуществлять стимулирующую функцию (побуждать предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий).

В результате было введено два норматива платы: за предельно допустимый выброс (ПДВ) и за его превышение. Платежи осуществляются за счет прибыли предприятия.

Через коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов РФ была учтена экологическая специфика регионов.

Суммарная величина платежа за загрязнение определялась следующими факторами:

1. Общая масса выбросов (сбросов, отходов);

2. Структура выбросов и агрессивность ингредиентов по отношению к природной среде;

3. Соблюдение установленных нормативов ПДВ (ПДС);

4. Структура загрязняющих веществ по активности их воздействия на население;

5. Уровень использования ресурсосберегающих технологий;

6. Проведение природоохранных мероприятий в заданных объемах и в установленные сроки;

7. Эффективность использования действующего природоохранного законодательства.

С 1992 г. эта система закреплена законодательно. Плата за загрязнение взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и формы их собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Плата взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду:

– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

– сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в том числе через канализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

По своей экономической сути норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годового удельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещение затрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня загрязнения [1].

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода 4-го класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов.

Базовые нормативы платы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономического района [2].

Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

– себестоимость продукции – в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов;

– прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов.

Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли.

При взимании платежей за загрязнение предусмотрены льготы, которые выполняют стимулирующую роль для предприятия. Эти льготы не имеют самостоятельного значения, а отражены в виде льгот при налогообложении доходов, имущества предприятий.

Согласно Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы» (1991 г.) существуют следующие виды льгот: изъятие из налогооблагаемой базы определенных объектов, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.

При налогообложении имущества предприятия исчисляемая для целей налогообложения сумма уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов природоохранного назначения. А для малых предприятий при приобретении природоохранного оборудования, проведении ими научно-исследовательских работ используется инвестиционный налоговый кредит в размере 10% от стоимости закупленного и введенного в действие оборудования, изготовленного в РФ.

Размеры платежей корректируются территориальными природоохранными органами с учетом освоения предприятием средств, выделяемых на природоохранные мероприятия. Основой для этого является план мероприятий, проводимых предприятием. При этом корректировке подлежат только 90 % суммы платежей. Все расчеты основываются на проектно-сметной документации предприятия, в состав которой входит эколого-экономический паспорт предприятия.

В случае занижения предприятием размеров платежей в бюджет с него взыскивается из прибыли вся сумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф. В случае несвоевременного поступления средств взыскивается пеня в размере 0,3% от суммы платежа за каждый день просрочки.

Читайте так же:  Административный регламент по делам гражданской обороны

Если платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке или прекращении деятельности этого предприятия.

Таким образом, значение платежей за загрязнение заключается в стимулировании предприятий к самостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, а также в аккумулировании средств в системе экологических фондов для проведения природоохранных мероприятий.

С экономической точки зрения плата за загрязнение окружающей среды и другие воздействия на нее является платой за пользование ассимиляционным потенциалом природной среды. В этом значении она, как и плата за пользование всеми природными ресурсами, должна отражать реальные значения общественных издержек производства [1].

Резкое повышение эффективности природопользования возможно лишь при существенном усилении территориального природопользования. В то же время только сами предприятия могут в полной мере определить возможные для них природоохранные мероприятия, осуществить их реализацию и обеспечить эффективную эксплуатацию оборудования и внедренной технологии. Поэтому усиление роли территориальных органов управления природопользованием, в первую очередь, требует решения проблемы их взаимоотношений с расположенными в регионе предприятиями [3].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Плата за загрязнение окружающей среды: базовые нормативы и ставки

Плата за загрязнение окружающей среды является вынужденной мерой. Она взымается с юридических и физических лиц, начиная с 10 января 2002 года в соответствии со статьёй 16 закона «Об охране окружающей среды» ФЗ-№7. Финансовые отчисления за загрязнение биосферы обязаны производить все отечественные и иностранные владельцы предприятий, а также учреждения и организации, находящиеся на территории Российской Федерации и связанные с использованием природной среды.

Внесение средств производится на реквизиты отделения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзора, в котором зарегистрировано предприятие, являющееся источником производственных выбросов.

Данным федеральным органом регулируется порядок соблюдения требований закона. Именно Росприроднадзор уполномочен Правительством России контролировать своевременное внесение платы за загрязнение.

Что понимают под платой за воздействие на окружающую среду в 2019 году?

Определение базовых ставок платежа за загрязнение окружающей среды развёрнуто в двух постановлениях Правительства РФ — №632 от 28.08.1992 (с поправками от 12.02.2003) и №344 от 12.06.2003 года. Норма платы за загрязнение выражается в рублях за тонну выброса. Для веществ, загрязняющих атмосферу, предусмотрено 214 позиций, для водных загрязнителей — 198.

В 2019 году установлены базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды, соответствующие нормам, утверждённым в Постановлении Правительства Российской Федерации №913 от 13 сентября 2016 года (с учётом редакции от 29 февраля 2018).

В современной редакции закона виды платы за загрязнение природной среды это плата за выбросы и хранение вредных веществ в пределах:

  • не выше уровня, допустимого установленной нормой на постоянной основе;
  • не более лимитов, согласованных временно.

В отдельных климатически комфортных и культурно значимых регионах, а также бассейнах некоторых озёр и рек к федеральным нормативам вводятся дифференцирующие коэффициенты. Их величина определяется региональными органами администрации.

Базовая ставка оплаты устанавливается для каждой химической составляющей отходов. При этом учитывается вред, который она может нанести экологии и здоровью людей, проживающих в данной местности.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Сбор экологического налога всегда осуществляется по принципу — платит загрязнитель, независимо от того юридическое он или физическое лицо. Каждый предприниматель, в чьей собственности имеется предприятие, в той или иной степени загрязняющее окружающую среду, должен вносить регулярные взносы, согласованные с Росприроднадзором.

Виновниками загрязнения окружающей среды согласно закону регулярно вносятся в казну региона:

  • ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (например, химических и металлургических предприятий);
  • плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками;
  • денежная компенсация за отводы отходов вредного производства в подземные и открытые водоёмы;
  • плата за хранение веществ, отрицательно влияющих на экологию, на открытом воздухе;
  • платежи за размещение экологически опасных веществ в закрытых могильниках, расположенных на общественно полезных землях.

Исключительное положение в списке опасных предприятий занимают только производства, относящиеся к IV классу. Это объясняется их спецификой:

  • они не сбрасывают свои отходы в окружающую среду;
  • в составе отходов производства этих предприятий нет радиоактивных веществ, а также чрезвычайно опасных и опасных выбросов классов I и II.

Определение платы за загрязнение окружающей природной среды

Во-первых, нужно согласовать информацию о видах деятельности, осуществляемых учреждением, с территориальным управлением Ростехнадзора, которое на основании представленных данных устанавливает примерные размеры допустимых нормативов выбросов или сбросов и выдает учреждению справку о нормах загрязняющего вещества для определенного вида деятельности.

Во-вторых, своими силами или в специальных лабораториях надо точно определить объемы выбросов, составив один проект нормативов по загрязнению окружающей природной среды на пять лет. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляется на бумажном (в двух экземплярах) и магнитном носителях в соответствии с Приказом Минприроды России от 11.03.2002 N 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее — Приказ N 115).

После этого учреждение должно ежегодно подтверждать технологию производственных процессов путем представления технического отчета, форма которого содержится в Приказе N 115.

Порядок исчисления платы за негативное воздействие на природную среду зависит от вида базового норматива. Он определен п. п. 3 — 6 Порядка N 632.

  1. Плата за загрязнение в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
  2. Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
  3. Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Читайте так же:  Нарушение режима тишины в выходные

При отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ или размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение в таких случаях определяется в соответствии с п. 5 Порядка N 632.

Обратите внимание: пределы допустимых норм могут быть установлены только после согласования с территориальным управлением Ростехнадзора.

Пример. В 2007 г. учреждение здравоохранения, расположенное в Центральном экономическом районе, планирует израсходовать 5000 л неэтилированного бензина марки А-80, исходя из данных о его фактическом расходе за 2006 г. Предположим, что, по сведениям продавца, его плотность составляет 0,715 г/куб. см. Учитывая, что 1 л — 1000 куб. см, в пересчете на тонны количество израсходованного бензина составит 3,75 т: (5000 л x 1000 куб. см x 0,715 г/куб. см / 1 000 000 куб. см).

Сумма платежа за негативное воздействие на природную среду рассчитывается следующем образом. Норматив платы за единицу измерения по неэтилированному бензину равен 1,3 руб. Сначала к указанному нормативу следует применить коэффициент состояния атмосферного воздуха, который в Центральном экономическом районе равен 1,9. Расчет следующий: 1,3 руб. x 1,9 = 2,47 руб.

Кроме того, Постановлением N 344 предусмотрено применение дополнительного коэффициента 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов: 2,47 руб. x 1,2 = 2,96 руб.

К сведению: в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, установленные в 2003 г., применяются в 2007 г. с коэффициентом 1,4, а нормативы, установленные в 2005 г., — с коэффициентом 1,15.

Затем применяем установленный коэффициент 1,15: 2,96 руб. x 1,15 = 3,40 руб.

За весь объем выброса вредных веществ сумма платежа составит 12,14 руб. (3,40 руб. x 3,57 т).

Мы привели расчет платы за выбросы в пределах установленных лимитов, которые указываются в разрешениях, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей природной среды. За сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ учреждению придется заплатить в пять раз больше.

Размер платы за загрязнение

В нормативах платы за загрязнение, утверждённых Правительством РФ в Постановлении №913 от 13 июня 2016 года, установлены тарифы по следующим источникам загрязнения в 2019 году:

  • стационарным объектам, создающим экологическую угрозу для атмосферы;
  • предприятиям, сбрасывающим отходы своего производства в водоёмы;
  • хранилищам отходов открытого и закрытого типа, несущим угрозу для природы и человека.

Тарифы для стационарных объектов, создающих экологическую угрозу для атмосферы:

Название атмосферного загрязнителя

Плата за экологический ущерб (руб/тонна)

NH3 (аммиак) 144,4 НNO3 (азотная кислота) 38,064 Hg (ртуть) и её соли 18973,9 H2SO4 (серная кислота) 45,4 Н2S (сероводород) 5472968,7 C2OH12 (бензапирен) 5472968,7

Всего позиций — 159.

Тарифы для предприятий, сбрасывающих отходы своего производства в водоёмы:

Название загрязнителяводоёмов Платаза экологический ущерб

(руб/тонна)

Al (алюминий) 17630,7 NH3 (аммиак) 14105,6 C2OH12 (бензапирен) 76495539 Ве (берилий) 1983592,8

Всего позиций — 159.

Тарифы для хранилищ отходов открытого и закрытого типа, несущих угрозу для природы и человека:

Опасность отходовпроизводства (класс)

Плата за экологический ущерб (руб/тонна) I – чрезвычайно опасные 4643,7 II – высокоопасные 1990,2 III – умеренно опасные 1327 IV – малоопасные жидкие 663,2 V – неопасные 1,1 (в добывающей промышленности) VI – малоопасные твёрдые (в ЖКХ) 95 Всё прочее 17,3

Предприятия, в чьём ведении находятся объекты не только IV класса опасности, но и относительно безвредные производства, должны рассчитать и перечислять в Росприроднадзор плату за загрязнение по каждому из своих объектов в отдельности.

Пример расчёта платежа за вредное воздействие

Материальной базой для расчёта платежа за загрязнение согласно «Закону об охране окружающей среды» №7-ФЗ (ст.16) являются:

  • атмосферные выбросы, исходящие со стационарных объектов;
  • сбросы отходов в водоёмы;
  • условия временного хранения и размещения отходов в могильниках.

При расчётах платы за загрязнение среды учитывают (ст.16.2):

  • нормативы по загрязнениям допустимого уровня;
  • нормы, разрешения на которые имеют временный характер;
  • лимиты на хранение отходов.

Вычисление ставки платы за выбросы загрязняющих веществ производится в три этапа:

  1. Показатели нормативов загрязнений умножаются на ставку, установленную для них.
  2. Показатели сверхнормативных выбросов также умножаются на соответствующую ставку.
  3. Оба результата складываются — в итоге удаётся вычислить искомую величину платежа.

Пример:

Видео (кликните для воспроизведения).

Норматив выброса загрязнений в атмосферу в квартал составляет 10 000 м3, ставка — 100 руб/м3. Всего за квартал предприятие должно выплатить 1 000 000 рублей

За то же время сверхнормативные выбросы составили 1000 м3. При той же ставке общая сумма составит 100 000 рублей.

Итого за квартал предприятие должно заплатить в Росприроднадзор 1 миллион 100 тысяч рублей.

Постановление №255 закона №7-ФЗ обязывает:

  • рассчитать плату за загрязнение окружающей среды с каждого источника загрязнения на предприятии;
  • расчёт объёмов выбросов и определение соответствия их нормативам возлагается на владельцев компаний;
  • индексация платы за загрязнение приводит к увеличению общей суммы выплат;
  • величина оплаты может быть снижена в случае уменьшения предприятием вредных выбросов, а также введением коэффициентов, стимулирующих природоохранные мероприятия.

Объекты платежа и плательщики

Плату за негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все организации и физические лица, если их деятельность негативно влияет на экологию (п. 1 Порядка N 632).

Читайте так же:  Срок обжалования постановления прокурора

В соответствии с вышеуказанными Постановлениями органы исполнительной власти субъектов РФ с участием территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, могут понижать размер платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от ее уплаты отдельные учреждения социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (п. 4 Порядка N 632).

Согласно ст. 16 Закона N 7-ФЗ «экологическая» плата вносится:

  • за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • за размещение отходов;
  • за другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.д.).

Бюджетные учреждения здравоохранения являются плательщиками взносов за загрязнение природной среды, если у них нет на то освобождения, выдаваемого органами исполнительной власти. Например, если учреждение имеет на балансе или в аренде автомобили, работающие на неэтилированном бензине, дизельном топливе, сжатом природном газе, то оно обязано вносить плату за загрязнение воздуха (Постановление N 344). Следует также отметить, что договор на вывоз мусора (отходов) не освобождает учреждение от указанной платы (Постановление ФАС СЗО от 07.12.2004 N А56-2567/04), ведь при его заключении оно оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора (на эксплуатацию машин и механизмов, оплату труда рабочего персонала и т.д.), но не вносит плату за загрязнение природной среды.

Ростехнадзор в Письме от 23.12.2005 N СС-47/145 разъяснил, что в качестве плательщика сбора за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении отходов производства и потребления выступает организация, в процессе деятельности которой эти отходы образуются. Базой для расчета платежа являются объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления. Учет ведется по каждому виду загрязняющего вещества, каждому классу опасности отхода.

Приказом N 786 установлена классификация отходов за единицу объема (тонна или куб. м) по классам опасности для окружающей среды:

  • отходы I класса (чрезвычайно опасные);
  • отходы II класса (высокоопасные);
  • отходы III класса (умеренно опасные);
  • отходы IV класса (малоопасные);
  • отходы V класса (практически неопасные).

Например, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 91200400 01 00 4) имеет IV класс опасности, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 18710300 01 00 5) — V класс опасности.

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты

Платежи за загрязнение окружающей среды должны производится точно в срок, установленный законом. Просрочка влечёт за собой штраф (статья 8.5 КоАП Российской Федерации). Для юридических лиц он составляет от 20 000 до 80 000 рублей. Должностные лица обязаны будут выплатить от 3 000 до 6 000. Помимо этих санкций предусмотрены пени. Каждый день просрочки позволяет взимать с должника до 0,2% от общей суммы долга.

Платежи за загрязнение окружающей среды, поступающие в казну региона, позволяют местным органам власти поддерживать в своей местности здоровую экологическую обстановку и восстанавливать уже повреждённую природу. Юридические и физические лица, владеющие вредными производствами, должны понимать это и вносить в сохранение природы свой посильный вклад.

Платежи за загрязнение окружающей среды

«Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 12

Деятельность некоторых учреждений здравоохранения оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем уплачиваются взносы за ее загрязнение. В статье автором рассматриваются порядок нормативного регулирования платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, ее исчисления и уплаты.

Вопросы, связанные с определением платы за негативное воздействие на окружающую среду и сброс сточных вод, регламентированы:

  • Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее — Порядок N 632);
  • Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее — Постановление N 344);
  • Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее — Постановление N 1310);
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ);
  • Приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее — Приказ N 786);
  • Приказом Ростехнадзора России от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Куда вносить «грязную» плату

Плата за негативное воздействие на окружающую среду перечисляется по реквизитам соответствующего территориального органа Росприроднадзора, по месту нахождения которого расположен стационарный источник выбросов (сборосов), зарегистрирован передвижной объект негативного воздействия или находится объект размещения отходов. Напомним, что именно Росприроднадзор является уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, который отвечает за правильность исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полноту и своевременность ее внесения (п. 1 ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ , пп. 5.5(23) Постановления Правительства от 30.07.2004 № 400).

Читайте так же:  Ответственность за ложные показания по административному делу

Реквизиты соответствующих территориальных органов Росприроднадзора можно найти на их официальных сайтах, а также в Справочнике бухгалтера на нашем сайте.

К примеру, реквизиты платежей за загрязнение окружающей среды в г. Москве следующие:

Реквизит платежного поручения Значение
Получатель платежа УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (ДПИООС)) ИНН получателя 7704221753 КПП получателя 770401001 Банк получателя ГУ Банка России по ЦФО БИК банка получателя 044525000 Счет № 40101810045250010041

А плату за негативное воздействие в Московской области необходимо вносить по следующим реквизитам:

Реквизит платежного поручения Значение

Получатель платежа УФК по Московской области (Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу) ИНН получателя 7724559170 КПП получателя 772401001 Банк получателя ГУ Банка России по ЦФО БИК банка получателя 044525000 Счет № 40101810845250010102

Очередность в платежке в Росприроднадзор должна быть указана 5-ая. КБК же зависит от вида загрязнения.

Отчётность о деятельности предприятий в части уплаты НВОС

Все владельцы объектов, негативно влияющих на окружающую среду, независимо от того юридические они лица или частные предприниматели, должны ставить свои предприятия на госучёт, заключить договор и ежеквартально отчитываться перед территориальными органами Росприроднадзора.

Алгоритм отчётности выглядит следующим образом:

Уплачивается квартальный авансовый платёж, сумма которого составляет 25% оплаты за предшествовавший год. Крайний срок — 20 число месяца, наступающего по истечении квартала. Исключением являются только представители среднего и мелкого бизнеса. Они освобождены от авансовых выплат.

Декларация о годовом платеже за НВОС должна быть внесена не позднее 1 марта послеотчётного года (приказ Минприроды №3 от 9 января 2017).

Перечисление в бюджет

С 1 января 2005 г. БК РФ установил нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ в размере:

20% — в федеральный бюджет;

40% — в бюджеты субъектов РФ;

40% — в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга плата поступает в размере 80%.

С 2001 г. суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду зачисляются в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы РФ (Письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-07-03-07/44). Администратором указанных платежей является Ростехнадзор. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 он выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. В частности, Ростехнадзор осуществляет контроль за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области:

  • охраны окружающей природной среды (государственный экологический контроль);
  • охраны атмосферного воздуха;
  • обращения с отходами.

В соответствии с п. 2 Приказа N 557 отчетным периодом по уплате «экологических» сборов признается квартал. Уплата исчисленных сумм в бюджет производится природопользователями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Плановые платежи рассчитываются на год с поквартальной разбивкой на основании плановых показателей загрязнения.

Куда платить за загрязнение окружающей среды

О плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также форме декларации за «грязь» мы рассказывали в наших отдельных консультациях. А куда вносить плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления?

Нормативы отчислений

В соответствии с п. 2 Постановления N 632 введены два вида базовых норматива платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или виду вредного воздействия. Например, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками по видам топлива:

Статья 2 Постановления N 344 предусматривает обязательное применение различных коэффициентов к нормативам платы. Эти коэффициенты зависят от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России, водных объектов бассейнов морей и рек (Приложение N 2 к Постановлению N 344).

В отношении загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентом экологической ситуации, учитывающим загрязнение почв. В Центральном экономическом районе он равен 1,6.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 в Постановление N 344 были внесены существенные изменения. В частности, увеличились нормативы платы:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления.

После их вступления в силу размер платы увеличился более чем по ста видам загрязняющих веществ, а отходы V класса (практически неопасные) дополнены категорией прочих. Фактически это означает, что список отходов, за которые взимаются «экологические» платежи, стал открытым.

КБК для платы за негативное воздействие

Представим в таблице перечень КБК для указания в платежном поручении на перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Вид загрязнения КБК
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами 048 1 12 01010 01 6000 120 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами 048 1 12 01020 01 6000 120 Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 048 1 12 01030 01 6000 120 Размещение отходов производства и потребления 048 1 12 01040 01 6000 120 Выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа 048 1 12 01070 01 6000 120 Иные виды негативного воздействия на окружающую среду 048 1 12 01050 01 6000 120
Читайте так же:  Если соседи слушают громко музыку после

Напомним, что Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Плата за загрязнение окружающей среды

Охрана окружающей природной среды защищается законом №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды и №96-ФЗ от 04 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха». Возмещение причиняемого вреда природной среде регулирует Федеральная служба Ростехнадзор приказами:

— № 459 от 23.05.2006 г, которым утверждена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, ее заполнение и представление;

— № 557 от 08.06.2006г., которым установлены сроки оплаты за воздействие на окружающую среду.

Кто платить будет?

Плата за загрязнение окружающей среды перечисляется предприятиями, организациями, учреждениями, юридическими и физическими лицами, занимающимися любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.

Плата за загрязняющие вещества и размещение отходов относится к обязательным платежам. Предельные лимиты устанавливаются территориальными органами по экологическому надзору РФ.

Оплата предусмотрена по платежам за:

— выбросы от различных источников, загрязняющих веществ;

— сбросы, веществ, в водные объекты;

— вредные воздействия окружающей среды.

Размер платежей зависит от количества размещенных отходов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Базовые нормативы и ставки оплаты, устанавливаются на местах.

Лимиты и сверхлимиты

Установлены два вида оплаты за воздействие по каждому виду отходов:

— за сбросы и выбросы, размещение отходов, загрязняющих веществ, в пределах нормативов;

— за лимитированные сбросы и выбросы, размещение отходов.

За превышение установленных лимитов взимается плата в 5-кратном размере. При отсутствии разрешения на лимиты, к фактическому объему, загрязняющих веществ применяется 5-и кратный коэффициент от базового норматива оплаты.

Источниками финансирования платежей является себестоимость и прибыль:

— суммы, в пределах нормативов, относятся на себестоимость производства;

— суммы, превышения нормативов и лимитов, относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Нормативы оплаты

Нормативы оплаты за загрязняющие вещества определены Постановлением Правительства N 344 от 12 июня 2003 г.

Плательщики сбора ставятся на учет в соответствии с приказом N 867 Ростехнадзора от 24.11.2005. Они обязаны до 20 числа, после отчетного квартала, предоставлять Расчеты в территориальные органы Ростехнадзора, (приказ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» от 08.06.2006 № 557). Плательщик самостоятельно заполняет расчет.

Коэффициенты к нормативам по Приложению N 2 Постановления N 344 устанавливаются ежегодно. Порядок заполнения Расчета по оплате утвержден Федеральной службой по экологическому надзору приказом N 204 от 05.04.2007.

«Мусорные» документы

Внесение оплаты не освобождает от осуществления мероприятий по охране природных ресурсов и окружающей среды. Природопользователи обязаны, в полном объеме, возмещать вред, причиненный здоровью граждан и их имуществу, природной среде и народному хозяйству.

При наличии договора на вывоз бытового мусора и на его размещение в местах захоронения или уничтожения, размер платы будет нулевым. Так как порядок расчета по оплате дает возможность уменьшить массу отходов на размер:

— использованных (утилизированных) или обезвреженных отходов;

— отходов, переданных в собственность другим лицам;

— отходов, которые были отданы для размещения другим организациям.

Кроме договора, организация должна еще иметь:

— акты на прием-сдачу работ по вывозу мусора;

— талоны о приеме мусора со свалки конечного размещения отходов;

— копии лицензии свалки и перевозчика.

Намусорил? Отчитайся!

Отчетность, порядок заполнения форм и их представление утверждены Приказом № 204 Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Для малых предприятий установлен упрощенный порядок отчетности, утвержденный Приказом № 30 Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. Они представляют отчет один раз в год до 15 января года, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Росприроднадзора.

Что будет, если…

Данная плата не является налогом и за ее несвоевременную оплату, плательщики не могут быть привлечены к налоговой ответственности. Однако, при наличии доказательств, их могут привлечь к административной ответственности — штрафу:

— для физических лиц — от 3000 рублей до 6000 рублей;

— для юридических лиц — от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

Таким образом, плата за загрязнение окружающей среды должна вноситься даже теми организациями и ИП, которые имеют только офис, и производят из отходов только бытовой мусор.

Видео (кликните для воспроизведения).

Несмотря на небольшую величину сбора для офисных организаций, хлопоты по его уплате и вся эта волокита с мусором довольно неприятна. Поэтому далеко не все организации спешат зарегистрироваться в Росприроднадзоре. А вы уплачиваете сборы за загрязнение среды? Что думаете по поводу этого платежа, не включенного в Налоговый кодекс? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Источники

Оплата загрязнения окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here