Органы налагающие административные наказания

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Органы налагающие административные наказания", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Понятие и виды административных наказаний

Полное определение и сущность административного наказания, случаи его применения. Органы, налагающие административные наказания, порядок рассмотрения дел, их разновидности. Объективный и субъективный критерии назначения административного наказания.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 21.10.2010
Размер файла 27,2 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Цели административного наказания. Виды административных наказаний. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Принципы назначения наказаний. Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения.

курсовая работа [111,5 K], добавлен 17.12.2008

Понятие, виды, общий порядок наложения административного наказания, исполнение его отдельных видов. Раскрытие и определение целей назначения административных наказаний, выявление соотношения их применения с другими мерами административного принуждения.

контрольная работа [67,8 K], добавлен 08.01.2015

Понятие, цели и виды административного наказания. Принципы назначения административных наказаний. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения.

курсовая работа [37,8 K], добавлен 28.11.2010

Административные наказания: понятие, содержание. Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний. Предупреждение и административный штраф. Особенности административного ареста. Порядок назначения административного наказания.

контрольная работа [20,9 K], добавлен 18.10.2011

Понятие, система, виды и общие правила назначения административных наказаний. Административное принуждение. Меры административного пресечения, наказания, их правовая характеристика и сроки назначения. Кодекс об административных правонарушениях.

лекция [42,4 K], добавлен 12.10.2008

Понятие административного наказания: цели, признаки, виды, характеристика. Общие правила и принципы назначения наказаний в соответствии с правовыми нормами. Проблемные аспекты обеспечения законности при выборе вида и размера административного наказания.

курсовая работа [43,7 K], добавлен 08.04.2011

Юридическая природа административного принуждения и его основные виды. Правила назначения наказания в виде предупреждения, штрафа, возмездного изъятия и конфискации предмета, дисквалификации за административные проступки согласно законодательству РФ.

реферат [25,6 K], добавлен 28.11.2010

Изучение понятия и целей административного наказания. Характеристика их видов, принципов назначения. Обзор обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность. Давностные сроки назначения административных наказаний и срок их погашения.

курсовая работа [45,1 K], добавлен 21.02.2010

Понятие и виды административного правонарушения, их последствия. Административные принуждения, их правовая характеристика. Меры административного пресечения, взыскания и санкции. Предупредительные меры, административное задержание и меры наказания.

реферат [27,3 K], добавлен 03.12.2010

Понятие административного наказания, его отграничение от иных мер административного принуждения. Порядок применения административного штрафа, лишения специального права, ареста, дисквалификации. Принципы назначения наказания: законность, индивидуализация.

курсовая работа [31,4 K], добавлен 12.01.2014

Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

  • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
  • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
  • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
  • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
  • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности. Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних. От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Читайте так же:  Знак запрета курения новая

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет. Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу. Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП. Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения. Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Что это такое

Основным вариантом административного воздействия на правонарушителей является штраф в денежной форме. Его характеристика определена статьей 3.5 КоАП РФ:

  • назначить санкцию может не только суд, но и должностное лицо или уполномоченный орган, рассматривающий административное дело;
  • закон предусматривает минимальную сумму штрафа – 100 руб., а за нарушение ПДД наказание не может быть менее 500 руб.;
  • максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.

В ст. 3.5 КоАП РФ зафиксирован предельный размер денежной суммы, которая может быть взыскана с нарушителя. Он не может превышать 5000 руб. (для частных лиц), 50 тыс. руб. (для должностных лиц), 1 млн. руб. (на юр.лицо и ИП). В этой же статье указаны исключения, позволяющие назначить штраф в существенно большей сумме – они соответствуют отдельным составам правонарушений.

От характера допущенного правонарушения зависит и порядок определения суммы санкции:

  • штраф в виде фиксированной суммы – является базовым вариантом наказания;
  • в сумме, кратной неуплаченных налогов, сборов, пошлины и иных обязательных платежей в бюджеты;
  • кратно стоимости государственного или муниципального контракта;
  • исходя из размера неисполненных обязательств по договорам (например, за нарушение прав потребителей);
  • в кратном размере от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • иные варианты кратного исчисления, указанные в ст. 3.5 КоАП РФ.

Например, если статьей КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, он будет исчисляться всегда в твердой фиксированной сумме (минимальный и максимальный предел будет указан в конкретной статье кодекса). Если речь идет о нарушения порядка оплаты налогов, либо представления отчетности, для расчета санкции устанавливается размер ущерба.

В ст. 3.5 КоАП РФ указана единственная категория граждан, которым не может устанавливаться штраф – призывники, проходящие службы в рядах ВС РФ, а также курсанты военных ВУЗов до заключения первого контракта о прохождении службы.

Порядок применения административной ответственности

К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

Читайте так же:  Срок рассмотрения жалобы об административном правонарушении

Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

Что такое административный штраф?

Административный штраф является наиболее распространенным видом санкций по КоАП РФ и предусмотрен практически каждым составом правонарушений. Данная форма воздействия применяется к любым категориям нарушителей – гражданам, ИП, должностным лицам, предприятиям. В этом материале рассмотрим, в каких формах назначается штраф, и как происходит исполнения данного вида санкций.

Кто назначает штраф

При выявлении правонарушений составляется процессуальный протокол. Он является основанием для рассмотрения дела по существу и назначения наказания для виновных лиц. Штраф может назначаться следующим образом:

  • судом – при рассмотрении материала, поступившего от должностных лиц и уполномоченных органов;
  • должностными лицами федерального, регионального или муниципального уровня, если такие полномочия предоставлены КоАП РФ (например, по отдельным составам нарушений штраф могут назначать должностные лица ГИБДД);
  • органы, уполномоченные на рассмотрение административных дел и применения санкций – учреждения ФНС, таможенные органы, МВД и т.д.

В статье КоАП РФ может быть указано несколько видов основных санкций (например, штраф, обязательные работы, арест, лишения права и т.д.). Органом или лицом, рассматривающим дело, может быть выбран только один вид основного наказания. Например, одновременное назначение штрафа и обязательных работ не допускается.

В постановлении суда или иного органа должна быть зафиксирована конкретная сумма, подлежащая уплате в бюджет. Если она будет превышать максимально допустимый предел, постановление может быть оспорено и отменено в вышестоящих инстанциях. При рассмотрении жалоб в вышестоящих инстанциях сумма штрафа может быть только снижена, поскольку усиление ответственности при пересмотре дел не допускается.

Как исполняется штраф

Для добровольного исполнения наказания в форме штрафа КоАП РФ предусматривает специальный срок – не более 60 дней с момента вступления в силу постановления суда, либо иного органа. Вступление в силу связано с истечения срока на обжалование, либо с датой рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Если в течение 60 дней штраф не уплачен в бюджет, возникают следующие последствия:

  • исполнительные документы направляются в службу ФССП – принудительное взыскание происходит с зарплаты должника, его имущества и т.д.;
  • по факту несвоевременной оплаты штрафа может составляться административный протокол – нарушителю грозят дополнительные санкции в виде нового штрафа, обязательных работ или ареста;
  • правонарушитель может подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате санкции – ходатайство будет рассматривать орган, назначивший наказание;
  • для субъектов малого и среднего бизнеса допускается замена штрафа на предупреждение – если санкция была назначена по итогам контрольных или надзорных проверок, а нарушение не повлекло вреда или ущерба.

Выявление фактов несвоевременной оплаты штрафных санкций входит в компетенцию приставов, сотрудников ГИБДД, налоговых инспекторов, иных должностных лиц и органов. Обязанность по исполнению наказания считается исполненной, когда деньги фактически поступят в бюджет.

Понятие, система и разновидности административных наказаний

Административное наказание — это мера ответственности, устанавливаемая государством за совершенные правонарушения административного характера, которая применяется для предупреждения новых подобных нарушений, совершаемых как непосредственно нарушителем, так и иными лицами (согласно статье 3.1 КоАП РФ).

Такой тип наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам.

Система и виды административных наказаний

В статье 3.2 упомянутого выше документа приводится подробный перечень административных наказаний, которые применяются к нарушителям. Среди прочего туда входят:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия/предмета правонарушения;
  • лишение специальных прав;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы государства (относится к иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства);
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • выполнение обязательных работ.

К юрлицам могут применяться такие меры наказания как предупреждения, штрафы, конфискации, а также приостановка деятельности.

Предупреждения, штрафы, лишение специальных прав, арест, дисквалификация, обязательные работы и приостановка деятельности — это основные типы наказаний. Все остальное относится к дополнительным. В качестве меры наказания за административное правонарушение может быть назначено либо основное наказание, либо основное вкупе с дополнительным.

Такая система наказаний состоит из разнообразных как по характеру так и по содержанию, а также правовым последствиям мер, что позволяет всесторонне учитывать не только сам проступок при вынесении наказания, но также личность нарушителя и прочие условия/обстоятельства рассматриваемого нарушения, имеющие юридическое значение.

Основные меры административного наказания

Предупреждение — мера административного наказания, которая выносится в письменной форме и является официальным порицанием правонарушителя (физлица или юрлица).

Предупреждение может быть вынесено и в устной форме, являясь в таком случае мерой воспитательного характера. Таковое считается своеобразным освобождением правонарушителя от административной ответственности.

Предупреждение является самой мягкой мерой наказания для административных правонарушений. Оно назначается в случае нарушений, которые совершаются впервые и классифицируются как несущие минимальный вред обществу.

Административный штраф — это денежное взыскание, которое налагается за различные административные нарушения, в законодательно предусмотренных случаях, размер взыскания также прописывается в соответствующих документах.

Читайте так же:  Срок давности взыскания денежных средств

Размер денежного взыскания выражается в рублевом эквиваленте. Для граждан он устанавливается следующим образом:

  • не более 5000 рублей — стандартный размер штрафа;
  • 50 000 руб — если случай рассматривается в статьях 14.1.2 14.16 (часть 2.1) КоАП РФ;
  • 300 000 руб — если правонарушение подпадает под категории, рассмотренные в статьях 5.38, 20.2, 20.18 и 20.25.

Для должностных лиц действительно следующее:

  • 50 000 руб — стандартный размер штрафа;
  • 100 000 руб — если правонарушение подпадает под статью 14.1.2;
  • 200 000 руб — если случай прописан в статье 14.16 (часть 2.1);
  • 600 000 руб — если рассматриваемый случай указан в статьях 5.38, 19.34, 20.18, 20.2.

Юрлицам обычно назначают штраф в размере 1 000 000 рублей, кроме случаев, указанных в статьях 14.40 и 14.42 — в таких случаях размер штрафа может составлять 5 000 000 рублей. Или же он может выражаться в сумме, кратной:

Вне зависимости от ситуации размер административного штрафа не должен быть менее 100 рублей.

Административные штрафы зачисляются в бюджет в полнообъемном формате на основании законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 3.8 КоАП к административным правонарушителям может быть применено лишение специального права на срок не менее 1 месяца и не более 3 лет. Такое наказание применяется за грубое/систематическое нарушение правил использования этих прав. К подобным относят право на:

  • управление ТС;
  • охоту;
  • приобретение, хранение, ношение оружия и патронов.

Лишение прав на охоту не допускается для лиц, которые используют ее в качестве основного источника средств к существованию на законных основаниях. Также лишение права на управление ТС не может быть применимо к лицам, которые используют их ввиду своей инвалидности, кроме случаев, прописанных в статьях 12.8 (части 1, 4), 12.26 (часть 1) и 12.27 (части 2, 3), которые рассматривают такие варианты, как управление в состоянии алкогольного опьянения, уклонение от медицинского освидетельствования, оставлении места ДТП, невыполнение ПДД, запрещающих употреблять алкогольные и наркотические вещества и тому подобное.

В особых (исключительных случаях) за отдельные административные правонарушения особо серьезного характера (например, мелкое хулиганство, злостное неповиновение работникам полиции и прочее) согласно статье 3.9 КоАП может быть применен административный арест. Подобная мера не может быть применена к:

  • беременным и женщинам, на чьем попечении имеются дети младше 14 лет;
  • несовершеннолетним;
  • инвалидам 1 и 2 группы;
  • военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы;
  • сотрудникам уголовных органов и органов внутренних дел, а также таможенных органов, имеющих специальные звания.

Под административным арестом понимается помещение нарушителя в условия общественной изоляции на срок не более 15 суток, в случае нарушения требований режима ЧП или режима, устанавливаемого в местах проведения контртеррористических операций — до 30 суток.

Порядок нахождения под таким арестом прописан в Федеральном законе №64-ФЗ.

Дисквалификация как мера административного наказания — это лишение физлиц права замещать должности государственных и муниципальных служб, а также занимать руководящие посты в исполнительных органах управления юрлиц, состоять в совете директоров, выполнять предпринимательскую деятельность, подразумевающую управление юрлицом или управлять юрлицом в иных случаях, предусмотренных законодательством, а также представлять государственные/муниципальные услуги или вести деятельность в сфере спортивной подготовки и организации спортивных мероприятий. Срок такого наказания назначается в пределах от полугода до 3 лет.

Такая мера наказания может применяться к следующим лицам:

  • замещающим должности государственной службы (федеральной, гражданской, муниципальной);
  • выполняющим организационно-распорядительные или же административно-хозяйственные функции в составе органов юрлица;
  • занимающим посты в совете директоров;
  • выполняющим предпринимательскую деятельность без оформления юрлица;
  • имеющим частную практику;
  • работникам организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги;
  • тренерам и иным специалистам в сфере спорта.

Определение 6

Административное приостановление деятельности (согласно статье 3.12 КоАП) представляет собой временное прекращение деятельности тех лиц, которые занимаются предпринимательством без оформления юрлица, а также непосредственно юрлиц и сопутствующих им организаций (например, филиалов или структурных подразделений) и лиц, осуществляющих эксплуатацию агрегатов, зданий, объектов и тому подобного, включая выполнение различных работ и оказание услуг.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такая мера административного наказания применяется при наличии риска жизни/здоровью граждан, возникновения эпидемий или заражения подкарантинных объектов, радиационных аварий, техногенных катастроф, нанесения серьезного вреда состоянию окружающей среды, а также в случае правонарушения административного характера в сфере оборота наркотиков и психотропных веществ, включая их прекурсоров или же частично содержащих упомянутые вещества, а также в сферах отмывания доходов, которые были получены противозаконными путями, финансирования терроризма, а также в тех случаях, которые затрагивают законодательные ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, распространяющиеся на иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, включая правила привлечения подобных лиц к трудовой деятельности на торговых объектах, а также в сфере управления, общественного порядка/общественной безопасности, градостроительной деятельности и транспортной деятельности.

Приостановление деятельности может быть назначено на срок не более 90 суток исключительно в случаях, которые прописаны в статьях Особенной части КоАП — если иные, менее строгие меры административных наказаний не могут обеспечить достижения назначенных целей. Согласно ходатайству лица, которое ведет предпринимательскую деятельность без формирования юрлица или юридического лица в судебном порядке может быть досрочно прекращено исполнение подобного наказания в случае установления/устранения обстоятельств, которые послужили причиной для его назначения.

Читайте так же:  Закон запрещающий курение в общественных местах

Обязательные работы (согласно статье 3.13 КоАП) представляют собой выполнение физлицами, которые совершили правонарушение административного характера, в свободное от основной работы/учебы/службы время общественно полезных работ на бесплатной основе.

Срок подобных работ назначается в диапазоне 20-200 часов с условиями отбытия не более 4 часов в день.

Подобное административное наказание не применяется к:

  • беременным и женщинам, которые имеют детей в возрасте менее 3 лет;
  • инвалидам 1 и 2 группы;
  • военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы;
  • лицам, имеющим специальные звания в сфере органов внутренних и уголовных дел, а также таможенной и противопожарной службы и органов контроля оборота наркотических/психотропных веществ.

Подобная мера наказания назначается в судебном порядке.

Дополнительные меры административного наказания

Конфискация орудия/предмета административного правонарушения согласно статье 3.7 КоАП РФ является по своей сути принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность либо собственность субъектов государства тех вещей, которые не были изъяты из оборота.

Стоит учитывать, что конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и прочих орудий охоты/рыболовства, разрешенных законом, не может быть применена к тем лицам, которые используют охоту/рыболовство в качестве основного законного источника средств для своего существования.

Конфискацией не является изъятие из незаконного владения правонарушителя орудия, коим это нарушение было совершено или же предмета такого нарушения, если они:

  • подлежат возврату законному владельцу на законодательном уровне;
  • изъяты из оборота или находятся в противоправном владении правонарушителя и подлежат переводу в государственную собственность/уничтожению на этом или ином основании.

Определение 9

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства — это принудительное и контролируемое их перемещение через госграницу государства за его пределы или же, в случаях, предусмотренных законом — контролируемый самостоятельный выезд подобных лиц из России.

Согласно статье 3.10 КоАП административное выдворение в качестве меры наказания назначается в судебном порядке. Если же иностранное лицо или лицо без гражданства совершило административный проступок в процессе въезда в РФ, то такая мера наказания назначается уполномоченными должностными лицами таможни или пограничных войск.

34. Органы (должностные лица), назначающие административное наказание

В соответствии с действующим законодательством применять нормы права по одному и тому же делу об административном пра­вонарушении могут несколько правоприменительных органов. Нередко дело передается от одного органа к другому, причем каж­дый из них совершает лишь те правоприменительные действия, которые отнесены к его компетенции. Так, государственные ин­спекции и их должностные лица выявляют нарушения, задержи­вают нарушителей, составляют протоколы о правонарушениях; другие органы (должностные лица), уполномоченные законом, рассматривают эти дела; учреждения банка принимают штрафные суммы; судебные приставы исполняют постановления о назначе­нии административных наказаний и т.д.

Вместе с тем среди правоприменительных органов обоснованно выделяется центральное, основное звено, а именно государствен­ный орган, разрешающий административное дело по существу. Это орган административной юрисдикции, уполномоченный рас­сматривать и разрешать дела об административных правонаруше­ниях и назначать правонарушителям административные наказания. Их деятельность характеризуется в качестве административно-юрисдикционной, а сами они — как субъекты данного вида юрисдикции.

В отличие от правосудия, которое может осуществлять только один орган – суд, система органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, характеризуется множе­ственностью и многообразием субъектов, что объясняется разно­образием и распространенностью административных правонару­шений.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях не­возможно сосредоточить в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ административного процесса – его оперативности и относительной простоты. Концентрация в одном органе полномочий по применению административных наказаний привела бы к неоправданной волоките при рассмотрении дел об административных правонарушениях, к большим затратам вре­мени и средств.

В настоящее время отсутствует единая система органов, рас­сматривающих дела об административных правонарушениях, а имеются отдельные структуры, не связанные между собой одним руководящим или координационным центром.

Органы, рассматривающие дела об административных право­нарушениях, отличаются также неоднородностью субъектов. Ряд таких органов создан специально для разрешения дел об админи­стративных правонарушениях (например, административные ко­миссии), другие выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов эта деятельность состав­ляет их основное, хотя и не единственное функциональное назна­чение (например, государственные инспекции),

Совокупность органов, рассматривающих дела об администра­тивных правонарушениях, характеризуется также особенностями организационно-структурного распределения юрисдикционных полномочий между ними.

В зависимости от организационного по­строения этих органов и особенностей административных право­нарушений дела о них рассматриваются:

только низшими звеньями системы (например, военные ко­миссариаты);

низшими и вышестоящими звеньями системы (органы госу­дарственного надзора за безопасностью движения);

всеми звеньями системы (например, от районных, городских до федеральных органов государственного пожарного надзора, са­нитарно-эпидемиологического надзора).

Основной принцип построения системы органов, осуществля­ющих административную юрисдикцию, — территориально-отрас­левой. Он означает, что борьба с административными правонару­шениями ведется с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления. В соответствии с этим в системе ор­ганов административной юрисдикции можно выделить две основ­ные подсистемы: территориальную и отраслевую.

К территориальным органам относятся, прежде всего, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, адми­нистративные комиссии. Они наделены наиболее широкими пол­номочиями по рассмотрению дел об административных правона­рушениях.

Читайте так же:  Основания привлечения организации к административной ответственности

Особенностью территориальной подсистемы органов админи­стративной юрисдикции является то, что в ней нет вертикальной организационной подчиненности каким-либо вышестоящим госу­дарственным органам.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связанные с отрасля­ми государственного управления, функционируют на основе спе­циализации (например, органы государственной санитарно-эпи­демиологической службы, рыбоохраны, государственного по­жарного надзора). Им присуща иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, по делам о нарушении правил охоты полномочны налагать на виновных административные наказания руководители республиканских, краевых, областных и районных органов, осуществляющих гос. надзор за соблюдени­ем правил охоты.

Для отраслевых органов административной юрисдикции ха­рактерна не только специализация в рассмотрении определенно­го круга правонарушений. Каждый из них представляет, как правило, иерархическую ступень (органов, должностных лиц), на которой осуществляется административная юрисдикция. На­пример, за нарушение правил по карантину животных и других ветеринарных правил полномочны налагать штраф государст­венные ветеринарные инспектора районов, городов, краев, облас­тей, республик и главный государственный ветеринарный ин­спектор РФ. Следовательно, в структурном отношении органы отраслевой административной юрисдикции имеют вертикальный разрез. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе да­вать обязательные к исполнению указания нижестоящим орга­нам (должностным лицам), отменять принятые последними ре­шения по конкретным делам об административном правонару­шении.

Отраслевой принцип сочетается с территориальным. Каждый орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не толь­ко в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной терри­тории. Большинство органов отраслевой юрисдикции осуществляет свои функции в пространственных рамках, совпадающих, как правило, с действующим административно-территориальным де­лением России. Некоторые органы осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с обычным административно-территориальным де­лением. Это органы межтерриториального действия: зональные инспекции по использованию и охране водных ресурсов, судоход­ные инспекции пароходств.

Протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа. Помимо этого, протоколы вправе составлять должностные лица ФОИВ, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них ФЗ либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ:

д/л органов внутренних дел (милиции);

д/л органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

д/л органов ведомственной охраны;

д/л органов, осуществляющих гос. регистрацию общест. и религ. объединений и контроль за их деятельностью;

д/л налоговых органов;

д/л органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

д/л органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

д/л органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

д/л органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления;

д/л органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

д/л таможенных органов;

д/л органов экспортного контроля;

д/л пограничных органов;

д/л органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции населения;

д/л федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда;

д/л органов социальной защиты;

д/л органов, уполномоченных в области здравоохранения;

д/л органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

д/л органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах специального назначения;

д/л органов, осуществляющих гос. ветеринарный надзор;

д/л органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области защиты растений;

д/л органов, осуществляющих государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве;

д/л органов, осуществляющих государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки;

д/л государственных семенных инспекций;

д/л органов, уполномоченных в области управления племенным животноводством;

д/л органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области мелиорации земель;

д/л органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель, водных объектов;

д/л органов, осуществляющих гос. геологический контроль;

д/л органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда;

д/л органов охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков;

д/л органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;

д/л органов рыбоохраны;

д/л органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

д/л органов, осуществляющих гос. экологический контроль;

д/л органов государственного энергетического надзора;

д/л органов гос. горного и промышленного надзора;

д/л органов, осуществляющих гос. пожарный надзор;

д/л органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации;

д/л органов, уполномоченных в области обороны;

д/л федерального органа ИВ, уполномоченного в области внешней разведки, его территориальных органов;

д/л органов и агентов валютного контроля;

д/л Банка России;

д/л органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

д/л органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

д/л органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей;

Видео (кликните для воспроизведения).

д/л органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств;

Источники

Органы налагающие административные наказания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here