Орудие предмет совершения административного правонарушения

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Орудие предмет совершения административного правонарушения", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 3.6 КоАП РФ. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Новая редакция Ст. 3.6 КоАП РФ

Статья 3.6. Утратила силу с 1 июля 2011 г.

Комментарий к Статье 3.6 КоАП РФ

1. Данная мера выражается в принудительном изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения у любого лица, совершившего административное правонарушение, независимо от того, является ли оно собственником данного предмета или нет, с последующей реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. То есть собственнику компенсируется часть стоимости.

2. Так как возмездному изъятию подлежит движимое имущество, при этом необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения: при применении возмездного изъятия невозможно изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства в отношении лиц, для которых охота или рыболовство является основным законным источником к существованию. Данная мера административной ответственности применяется только при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 20.8 (нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами), ч. 3 ст. 20.8 (нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему), ч. 3 ст. 20.12 (нарушение правил использования оружия и патронов к нему) КоАП.

3. Назначается возмездное изъятие только в судебном порядке — мировым судьей, так как согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, возможность ограничения данного права, в том числе и в форме бессудного (административного) лишения имущества, допускается только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

4. Постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел (ст. 32.4 КоАП).

Комментарии к статье 3.7 КоАП РФ, судебная практика применения

В п.п. 23.2, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Конфискация как вид административного наказания

В соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Недопустимость конфискации. Когда изъятие имущества не является конфискацией?

При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

Возможность изъятия предметов, которыми лицо владеет на законном основании

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Об изъятии у лица орудий и предметов, изъятых из оборота суд обязан указать в постановлении по делу даже в случае прекращения производства

Учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 года содержатся следующие разъяснения:

Конфискация культурных ценностей, являющихся орудием совершения или предметом правонарушения в области таможенного дела в собственность Российской Федерации

Вопрос 1. Обязан ли судья суда общей юрисдикции, арбитражный суд при назначении административного наказания в виде конфискации в том случае, когда орудие совершения или предмет административного правонарушения в области таможенного дела является культурной ценностью, в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении, решения по делу о привлечении к административной ответственности указать на то, что обращение соответствующего имущества производится в собственность Российской Федерации или в собственность субъекта Российской Федерации?

Ответ. В случае нарушения российскими и иностранными лицами правил вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей в отношении таких лиц возможно применение предусмотренного санкциями статей гл. 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела (Нарушения таможенных правил)») административного наказания в виде конфискации культурных ценностей как орудия совершения либо предмета административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Читайте так же:  Без срока давности открывая шкаф позора

Из указанной нормы КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения судья в постановлении по делу об административном правонарушении, арбитражный суд по делу о привлечении к административной ответственности должны разрешить вопрос о том, в собственность Российской Федерации либо в собственность субъекта Российской Федерации будет обращена конфискуемая вещь.

Положение ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ распространяется и на орудия совершения или предметы административного правонарушения, являющиеся культурными ценностями, под которыми понимаются, в том числе произведения культуры и искусства, результаты научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы и уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. N 3612-1).

Правовое регулирование, в частности порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации, а также вывоза и ввоза культурных ценностей относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры (ст. 37 Основ законодательства о культуре).

Согласно п. 2 ст. 37 («Истребование культурных ценностей из незаконного владения и передача культурных ценностей, обращенных в собственность государства») Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ) культурные ценности, в том числе религиозного назначения, обращенные в судебном порядке в собственность государства, подлежат передаче уполномоченным органом в государственные или муниципальные организации, осуществляющие постоянное хранение культурных ценностей, или религиозные организации Российской Федерации в порядке, утвержденном уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 32.4 КоАП РФ постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена гл. 16 указанного кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из указных норм законов при назначении административного наказания в виде конфискации в том случае, когда орудие совершения или предмет административного правонарушения в области таможенного дела является культурной ценностью, судья по делу об административном правонарушении, арбитражный суд по делу о привлечении к административной ответственности должны в резолютивной части постановления, решения указать на обращение соответствующего имущества в собственность Российской Федерации.

В случае отсутствия в постановлении судьи о назначении административного наказания, решении арбитражного суда о привлечении к административной ответственности такого указания орган, должностное лицо, приводящие указанное постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ, ст. 179 АПК РФ обратиться к судье, в арбитражный суд, вынесшие указанные постановление, решение с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения, с заявлением о разъяснении решения («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 года; извлечение).

Орудия, средства совершения правонарушения. Предметы правонарушения.

Если вы заказали пиццу, а вам привезли блин из теста, то попробуйте перевернуть коробку ©
После остановки за нарушение ПДД инспектор может сказать, что автомобиль является орудием правонарушения и поэтому попадает под ст.27.10 КоАП «Изъятие вещей и документов» и может быть изъят.

Возразить следует следующим образом. Изъятие допускается, когда вещь подлежит конфискации или возврату законному владельцу, – части 3 и 4 ст.3.7 КоАП
Для правонарушений, связанных с дорожным движением, понятие «транспортное средство» в КоАП имеет самостоятельный статус, и для него определены специальные меры обеспечения, такие, как «досмотр транспортного средства», «отстранение от управления транспортным средством» и так далее. Имеет место и специальная норма «Задержание транспортного средства», которая исключает автомобиль из дорожного движения. Конфискация автомобиля или его возврат законному владельцу не предусмотрены главой 12 КоАП.
Следует различать орудия и средства совершения правонарушения, и предметы правонарушения. Под конфискацию и изъятие могут попасть только предметы и орудия.

«…под предметом административного правонарушения принято понимать вещи и иные ценности, по поводу которых возникают общественные отношения, составляющие объект правонарушения. Под орудием совершения административного правонарушения следует понимать движимое и недвижимое имущество, используемое для осуществления объективной стороны правонарушения», Административное право России. Общая часть: курс лекций/ Ж. Ю. Третьякова, К. В. Хвастунов – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2008. – 285 с. См. 65.2 Обстоятельства, исключающие производство по делу.
Максимально упрощенно: орудие – чем нарушают, предмет – ради чего нарушают.

Пример, когда автомобиль является предметом правонарушения, – «Невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных транспортных средств в установленные сроки временного ввоза», – ч.1 ст.16.18 КоАП. И как предмет правонарушения автомобиль может быть конфискован.
Средства совершения правонарушения – это совокупность предметов и нематериальных сущностей, с помощью которых достигается цель правонарушения. В этом смысле орудия правонарушения – подмножество средств. Под приведенное выше определение «орудия совершения правонарушения» вполне можно отнести и средство совершения правонарушения. Действительно, эти два понятия между собой связаны и четкой границы между ними не проведено.

Более понятный отличительный признак орудий правонарушения от средств «будет их непосредственное воздействие на объекты материального мира и наступление в связи с этим общественно опасных последствий», – «Российский следователь», 2006, № 3. То есть при нарушении водителем Правил дорожного движения автомобиль однозначно выступает в качестве средства правонарушения. Но, поскольку непосредственного воздействия на объекты материального мира в момент совершения правонарушения нет, то орудием он не является.
Рассмотрим этот вопрос на отвлеченном примере. В п.18 Постановления Пленума ВС №12 от 27.04.2017 сказано: «Если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации». Проводя аналогию, если автомобиль не был переоборудован для совершения правонарушения, то он – средство правонарушения.

Возникает резонный вопрос о таком последствии правонарушения, как ДТП. ДТП совершается неумышленно. И даже если в результате ДТП причинены тяжкие телесные повреждения или смерть, то все равно: «Транспортное средство не может быть признано орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления, предусмотренного статьей 264 либо 264.1 УК РФ», – п.30 Постановление Пленума ВС № 25 от 09.12.2008. Если транспортное средство оборудовано для совершения ДТП, то оно становится орудием преступления, но наказание за данное деяние предусмотрено иными статьями УК в зависимости от последствий ДТП.

С другой стороны, если автомобиль непосредственно используется против человека для совершения убийства или нанесения телесных повреждений, то он – орудие. Но и квалифицируется такое преступление по другим статьям УК, а не по ст.264 УК.
Не следует путать «арест транспортного средства» (ст.27.14 КоАП) с его задержанием. При аресте автомобиль остается у водителя, но водителя лишают права им распоряжаться. Например, не допускаются никакие регистрационные действия с автомобилем. В исключительных случаях возможен запрет и на пользование автомобилем.
После ДТП задерживать автомобиль в рамках КоАП для выяснения каких-либо обстоятельств или проведения экспертиз ГАИ права не имеет – выше был приведен исчерпывающий список причин задержания.
При серьезной аварии в рамках УПК задержание автомобиля возможно. В этом случае водитель не обязан платить ни копейки за эвакуатор и хранение автомобиля на специализированной стоянке (ст.131 УПК).

Читайте так же:  Акт по делу об административном нарушении

Что такое конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения?

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является дополнительным видом санкций, которая может применяться к правонарушителю одновременно с взысканием штрафа, либо назначением обязательных работ или ареста. В ходе конфискации происходит безвозмездное и безвозвратное изъятие вещей, объектов и предметов, указанных в постановлении суда.

Как назначается конфискация

По правилам статьи 3.7 КоАП РФ, конфискация может быть назначена только судом при рассмотрении административного материала. Поэтому изъятие предмета и орудий в момент обнаружения или пресечения противоправной деятельности будет носить временный характер – пока суд не назначит санкцию в виде конфискации, правонарушитель будет считаться собственником имущества.

Процедура назначения указанной санкции выглядит следующим образом:

  • по факту выявления правонарушения составляется процессуальный протокол – в содержании этого документа не только описываются все обстоятельства проступка, но и перечисляются предметы и орудия, обнаруженные у нарушителя;
  • если обнаруженные вещи и предметы изымаются у нарушителя, составляет процессуальный акт – в этом документе описываются характеристики предметов, их отличительные признаки, количество, качественные показатели;
  • изъятые предметы находятся на ответственном хранении у должностного лица или органа, составившего протокол;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения дела по существу;
  • при рассмотрении дела предмет и орудие совершения проступка рассматриваются как вещественное доказательство – суд может провести осмотр имущества, либо ограничиться исследованием протокола или акта об изъятии;
  • если в содержании статьи Особенной части КоАП РФ содержится санкция в виде конфискации, суд может, но не обязан, применить ее.

При рассмотрении дела необходимо определить, относятся ли вещи к предмету и орудию совершения правонарушения. Предметом признаются вещи, материальные и биологические ресурсы, иные объекты, на которые был направлен умысел правонарушителя. Наиболее характерные примеры конфискации предмета правонарушения связаны с незаконной добычей водных биологических ресурсов.

Орудия совершения правонарушения помогают виновному лицу реализовать свой умысел.

Стоимостные, количественные и качественные характеристик не влияют на назначение санкции. В равной степени подлежит принудительному изъятию малоценные предметы и орудия, либо дорогостоящее оборудование и вещи.

Не подлежит конфискации имущество, изъятое из оборота на территории РФ, либо находившееся в незаконном владении правонарушителя. Такие вещи и предметы будут изъяты у правонарушителя по следующим правилам:

  • если имущество официально изъято из оборота – оно обращается в собственность государства или уничтожается без дополнительного решения о конфискации;
  • если вещи и предметы находились у правонарушителя в незаконном владении – они возвращаются законному собственнику по акту, либо передаются в собственность государства (если от собственника не поступит заявление о возврате);
  • если имущество принадлежит лицу, не привлеченному к ответственности, конфискация не применяется – исключение из этого правила действует только для правонарушений в сфере таможенного дела.

Конфискация не может применяться, если на момент вынесения судебного акта имущество фактически выбыло из владения правонарушителя – было возвращено законному владельцу, не принадлежит виновному лицу или было уничтожено. Такие факты должны быть подтверждены документально и отражаются в судебном акте.

Как исполняется

Судебное постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование, либо сразу после принятия решение по жалобе. В течение трех рабочих дней после вступления в силу, постановление направляется в адрес службы ФССП, которая будет заниматься исполнением решения о конфискации. Если имущество не было изъято у правонарушителя при составлении протокола, процедура конфискации будет проходить следующим образом:

  • возбуждается исполнительное производство, о чем должностное лицо ФССП издает постановление;
  • в постановлении будет указан срок для добровольного исполнения решения о конфискации, а сам документ направляется в адрес правонарушителя;
  • если имущество не передано в добровольном порядке, приставы проводят принудительное изъятие по акту.

Если на момент конфискации вещи и предметы уже не существуют в натуре, составляется акт о невозможности исполнения. Это относится к скоропортящимся и иным аналогичным продуктам. После фактического изъятия имущества принимается решение о передаче его в федеральную или региональную собственность, либо об уничтожении. Например, будет уничтожено имущество, не представляющее материальной ценности, либо утратившее свое функциональное назначение.

После фактического исполнения конфискации, приставы выдают правонарушителю акт об изъятии. Одновременно направляется уведомление в адрес суда о фактическом исполнении санкции.

Статья 3.6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Статья 3.6. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Применяя правила ч. 1 ст. 3.6, нужно иметь в виду, что:

1) они посвящены такому виду административного наказания, как возмездное изъятие:

а) орудия совершения административного правонарушения (например, сетей для лова рыбы, гладкоствольного охотничьего ружья). Иначе говоря, речь идет о тех вещах, которые используются лицом при совершении конкретного административного правонарушения и без которых последнее было бы невозможным или было бы сильно затруднено (например, при незаконной ловле рыбы трудно иметь более или менее значительный улов без использования для этого специальных сетей, приспособлений);

б) предмета административного правонарушения. Речь идет об имуществе, которое оказалось у лица в результате совершенного правонарушения;

2) содержание данного вида административного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии упомянутых выше объектов у их бывшего собственника. В практике возникает вопрос: если лицо неправомерно завладело предметом административного правонарушения, то можно ли говорить о возмездном изъятии? Нет, нельзя: очевидно, законодатель имел в виду только собственников орудий и предметов, указанных в комментируемой статье. В любом случае редакцию ст. 3.6 лучше уточнить;

б) последующей (т.е. уже после изъятия орудия или предмета) реализации этого предмета. Реализация может проводиться и через специализированные агентства (например, комиссионные магазины), и посредством публичных торгов, и т.п. (см. также коммент. к ст. 3.7);

в) передаче лицу (у которого было изъято орудие или предмет административного правонарушения) выручки от реализации орудия или предмета, уменьшенной на сумму понесенных расходов;

3) в правилах ч. 1 ст. 3.6 имеется важная новелла: установлено, что возмездное изъятие назначается исключительно судьей. Это в полной мере соответствует ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

2. Специфика правил ч. 2 ст. 3.6 состоит в том, что они:

1) касаются охотничьего оружия (например, гладкоствольное ружье), боеприпасов к нему, любых других дозволенных орудий для охоты и рыболовства;

Читайте так же:  Несанкционированные свалки ленинградской области

2) относятся к случаям, когда административное правонарушение совершило лицо, для которого охота и рыболовство являются основным источником средств к существованию. В практике возникает вопрос: относятся ли к таким лицам юридические лица? Грамматический анализ ч. 2 ст. 3.6 показывает, что в ней речь идет о физическом лице: законодатель не употребляет в отношении юридических лиц такого понятия, как «источник средств к существованию»;

3) запрещают применение возмездного изъятия только в отношении тех физических лиц, для которых охота и рыболовство были не только основным, но и законным источником средств к существованию.

Нормы ст. 3.6 применяются с учетом общих правил назначения административного наказания (ст. 4.1) и обстоятельств, указанных в ст. 4.2, 4.3 (см. коммент. к ним).

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.7 КоАП РФ

См. Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 19 сентября 2018 г.

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 314-ФЗ статья 3.7 настоящего Кодекса дополнена частью 4

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Орудие предмет совершения административного правонарушения

Что такое конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения?

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

При этом согласно ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.

Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

– подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

– изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В соответствии со ст. 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных Главой 16 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо.

Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом. Например, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусматривает, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они производятся без лицензии маркировки, а также с нарушением других условий данного Закона.

Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Новая редакция Ст. 3.7 КоАП РФ

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Сколько стоит разрешение на торговлю на улице

Другой комментарий к Ст. 3.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Указанная мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным изъятием;

изъятое орудие совершения или предмета административного правонарушения в последующем уничтожению не подлежит, а направляется на реализацию;

вырученная сумма за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета передается лицу, у которого эти предметы изъяты;

данная мера применяется в отношении предметов, находящихся в собственности, и является наказанием имущественного характера;

назначение и применение указанной меры наказания осуществляется в судебном порядке;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Составы административных правонарушений, в которых административное наказание установлено в виде возмездного изъятия орудия или предмета административного правонарушения, весьма немногочисленны. В частности, данная мера наказания установлена за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст.20.8), нарушение правил использования оружия и патронов к нему (ч.3 ст.20.12).

Данная мера административного наказания может применяться как к физическому, так и юридическому лицу. Однако возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию;

2. Возмездное изъятие как меру административного наказания следует отличать от изъятия вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, явившихся орудием или предметом правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, которое осуществляется уполномоченными на то должностными лицами и в присутствии двух понятых. В этом случае изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела об административном правонарушении и определения их правовой судьбы. Так, при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста, удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения следует отличать от конфискации, предусмотренной ст.3.7.

Орудие предмет совершения административного правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

    1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

    2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

    подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

    изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

    4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Что это такое

    Конфискационные меры применяются в отношении лица, признанного виновным в совершении административного проступка. Суть указанной санкции заключается в следующем:

    • при разбирательстве дела устанавливается, что являлось предметом противоправных действий, и какие средства использовал правонарушитель для достижения своих целей;
    • если в статье КоАП РФ, по которой происходит привлечение к ответственности, указана возможность конфискации, суд может применить ее в качестве дополнительной меры наказания;
    • конфискация заключается в принудительном изъятии у правонарушителя конфискованных предметов и орудий, после чего имущество обращается в федеральную или региональную собственность, либо уничтожается.

    Правила назначения указанного вида санкций регламентированы статьей 3.7 КоАП РФ. Она может применяться к любым категориям правонарушителей (граждане, должностные лица, предприятия). Исключение составляют случаи, когда происходит изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, иных орудий охоты и рыболовства, если для нарушителя указанные промыслы являются единственным источником к существованию.

    Оно обращается в федеральную или государственную собственность, а предыдущему владельцу не возмещается стоимость вещей и предметов. Исключение составляют случаи, когда орудие для совершения противоправных действий было взято правонарушителем у законного владельца. Такие предметы и вещи возвращаются надлежащему собственнику после завершения административного дела, даже если были изъяты при выявлении проступка.

    Комментарий к Статье 3.7 КоАП РФ

    1. Конфискацией объекта является принудительное безвозмездное обращение в доход государства орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаемое только судом — мировым судьей. Но согласно части 2 статьи 243 Гражданского кодекса допускается и административная форма конфискации — по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц.

    2. Предусмотрены исключения из общего правила по аналогии со ст. 3.6 КоАП.

    3. Не считается конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном ведении лица.

    Конфискация также существенно отличается от такой процессуальной меры, как изъятие вещей и документов, производимое в порядке ст. 27.10 и 27.11 КоАП, где изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации — уничтожаются.

    4. На основании части 3 статьи 29.10 КоАП обеспечиваются гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания.

    По общему правилу конфискация применяется лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя, однако данное положение сформулировано не в КоАП, а, например, в Гражданском, Таможенном кодексах РФ (ст. 243 ГК, 428 ТК РФ).

    При этом допускается применение за совершение административного правонарушения конфискации орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности, например за нарушение таможенного законодательства, а также на основании Постановления Конституционного Суда РФ N 8-П от 14 мая 1999 года (СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2669) и Определения Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О (СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4823).

    Читайте так же:  Отказ в возмещении судебных расходов

    В свою очередь, необходимо обратить внимание на главу 15.1 УК, которая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ, где речь идет о конфискации имущества.

    Так, статья 104.1 определяет, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

    а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частью второй статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, 146, 147, 164, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 188, 189, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, частью третьей статьи 359 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

    б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

    в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

    г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

    Положения статьи 104.1, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 года (Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ).

    5. Конфискация может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).

    Под орудием совершения административного правонарушения могут подразумеваться недвижимые вещи — судно морского транспорта, летательный аппарат, контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения (ст. 7.12; 8.17; 8.19 и др.), а к предметам административного правонарушения относятся движимые имущественные объекты — водные биологические (живые) ресурсы, оружие и боеприпасы, предметы, добытые в результате раскопок, а также инструменты и оборудование, использованные для разведок или раскопок (ст. 7.15; 20.8 и др.).

    Другой комментарий к Ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

    2. Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, эта мера носит имущественный характер. Конфискация осуществляется в отношении тех предметов, которые являются орудием совершения или предметом правонарушения.

    3. В КоАП РФ РСФСР указывалось, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Допускалась конфискация имущества, явившегося предметом совершения таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары, транспортные средства в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование. Это было обусловлено тем, что собственник далеко не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. Как правило, это лица (декларанты, брокеры), которым вверено такое имущество. Следует учесть, что установленное ТК РФ положение, согласно которому конфискация товаров, транспортных средств и иных предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, было подтверждено Конституционным Судом РФ.

    Новый КоАП РФ молчанием обходит данный вопрос. Составы административных правонарушений, санкции которых предусматривают конфискацию, содержат общие положения в отношении субъекта и режима имущества (например, ст.16.16, ч.1 ст.16.18, ч.1 ст.16.19, ст.16.21). Это позволяет предположить, что конфискация орудия совершения или предмета правонарушения допускается независимо от того, находятся ли они в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование.

    При этом, в отличие от КоАП РФ РСФСР, внимание законодателя акцентируется на конфискации не изъятых из оборота вещей.

    Оборотоспособность заключается в том, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

    Законодатель не акцентирует внимание на конфискации орудий совершения или предмета правонарушения, ограниченных в обороте. Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов гражданских прав могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (например, оружие, право пользования природными ресурсами территориальных вод и др. — объекты ограниченно оборотоспособные). Такие виды объектов гражданских прав определяются в порядке, установленном законом.

    Однако составы правонарушений предусматривают конфискацию ограниченных в обороте вещей, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения. Например, конфискация применяется за нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.8.34); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст.8.35); нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.16); незаконное производство, поставку или закупку этилового спирта (ст.14.17); использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст.14.18) и др.

    4. Конфискация назначается судьей.

    5. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    6. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета правонарушения, подлежащего в соответствии с федеральным законом возвращению его законному собственнику; а также изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.

    Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), определяются в порядке, установленном законом. Например, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, объектами организаций федеральной службы безопасности и другие объекты, предусмотренные п.4 ст.27 ЗК.

    7. Как следует из смысла абз.3 ч.3 ст.3.7, перечень предметов административного правонарушения, изъятых из незаконного владения лица и не признаваемых конфискацией, является далеко не исчерпывающим.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    8. Конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

    Источники

    Орудие предмет совершения административного правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here