Особенности производства по делам об административных правонарушениях

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Особенности производства по делам об административных правонарушениях", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

56. Понятие и особенности производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер адм. наказания.

Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении его к адм. ответственности, то суд рассматривает ее в соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский процесс, а точнее, составная часть последнего — производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло адм. процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм адм. права.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).

Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, в котором действуют ее общие принципы: законности, демократизма (гласности, участия общественности), оперативности. Производство осуществляется и на основе общих норм и принципов адм. права. Выявление объективной истины по делу – важнейшая задача производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство.

Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция невиновности. Она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый к адм. ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.

Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных субъектов и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не распространяется. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если законом установлена ответственность организации за виновные действия, она обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в гражданско-правовых отношениях.

http://studfile.net/preview/5645342/page:23/

§ 1. Особенности производства по делам об административных правонарушениях с участием несовершеннолетних

Производство по делам об административных правонарушениях с участием несовершеннолетних лиц является процессуальным основанием привлечения этих лиц или лиц, связанных с данными специальными субъектами, к административной ответственности.

Под ПРОИЗВОДСТВОМ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХследует понимать административно-процессуальную деятельность специально уполномоченных органов, должностных лиц и судей по возбуждению дела об административном правонарушении, его рассмотрению и привлечению физических и юридических лиц к административной ответственности либо освобождении от нее. Производство по делам об административных правонарушениях возникает только в связи с совершением административного правонарушения.

В соответствии с и. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ установление порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к предмету ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях регламентируется нормами КоАП РФ и АПК РФ. Поэтому важно иметь в виду, что эмансипированные несовершеннолетние лица, имеющие полномочия в области хозяйственной деятельности и обладающие соответствующим гражданско-правовым и административно-правовым статусами, будут привлекаться к административной ответственности по нормам как КоАП РФ, так и АПК РФ. В ст. 202 АПК РФ определено, что дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности отнесенные федеральным законом (КоАП РФ) к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными указанным Кодексом и федеральным законом об административных правонарушениях.

В ст. 24.1 КоАП РФ перечислены ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ :

• всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;

• разрешение его в соответствии с законом;

• обеспечение исполнения вынесенного постановления;

• выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении должны быть всесторонне и полно выявлены все ОБСТОЯТЕЛЬСТВА , имеющие значение для правильного разрешения дела: имело ли место административное правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; эти обстоятельства смягчают или отягчают административную ответственность, а также иные обстоятельства, обусловливающие вид и размер административного наказания. Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено объективно: беспристрастно и непредвзято. Своевременность означает, что процессуальные действия, осуществляемые в связи с совершением лицом административного правонарушения, проводятся уполномоченными субъектами в предусмотренные законом сроки, нарушение которых влечет отмену постановления по делу.

Читайте так же:  Налоговый вычет проценты по ипотеке срок давности

Особенно важно, чтобы при привлечении несовершеннолетних лиц к административной ответственности были выявлены ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при наличии соответствующих причин и условий должны внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер к их устранению. В течение месяца со дня получения необходимо сообщить о принятых мерах судье, должностному лицу, органу, внесшим представление.

КоАП РФ закрепляет ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, –в соответствии со ст. 24.5 производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действия (бездействий) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. В случае отмены в соответствующем порядке вышеназванных постановлений производство по делу об административном правонарушении может быть возбуждено при условии, если не истек срок давности;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Должностному лицу необходимо с достоверностью установить перечисленные обстоятельства – только в этом случае возможна реализация всех принципов производства по делу об административном правонарушении.

Кодексом предусмотрены и ДРУГИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ :

1) при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9);

2) при выявлении в действиях (бездействии) лица признаков преступления материалы дела передаются прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания (ст. 29.9).

В производстве по делам об административных правонарушениях НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЕ ЛИЦО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ :

б) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

Особенности процессуального статуса наиболее ярко выражены применительно к несовершеннолетнему лицу, в отношении которого ведется производство по делу. Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении , является физическое или юридическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (составлены протокол о применении мер обеспечения производства по делу в соответствии с гл. 27 КоАП РФ и (или) протокол об административном правонарушении или прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении).

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также его представители вправе:

1) знакомиться со всеми материалами дела;

2) давать объяснения;

3) представлять доказательства;

4) заявлять ходатайства и отводы. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе заявлять ходатайства о приобщении к делу документов, вещественных доказательств, вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы;

5) пользоваться юридической помощью защитника и иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (например, правом обжалования постановления по делу).

В качестве законных представителей физического (в том числе несовершеннолетнего) лица выступают родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними.

Для оказания юридической помощи несовершеннолетнему лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве может участвовать защитник , а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат , полномочия которого удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, или иное лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола по делу об административном правонарушении или административного задержания физического лица.

Важной особенностью производства по делам об административных правонарушениях с участием несовершеннолетних является требование ст. 25.11 КоАП РФ, согласно которому прокурор должен быть извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним. Кроме того, в производстве по делам об административных правонарушениях, в том числе с участием несовершеннолетних, прокурор вправе:

1) возбуждать производство по делу об ином административном правонарушении (например, ст. 17.7 КоАП РФ);

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от его участия в деле;

Читайте так же:  Административный штраф сколько составляет

4) совершать иные предусмотренные законом действия.

При рассмотрении дела об административном правонарушении с участием несовершеннолетнего лица задачи прокурора заключаются в том, чтобы, вступив в дело, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, способствовать вынесению законного или обоснованного постановления (решения) по административному делу, а если этого не произошло, опротестовать состоявшееся постановление. Так, например:

• статья 30.10 КоАП РФ наделяет прокурора правом принесения протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление;

• статья 30.11 КоАП РФ предусматривает право прокуроров субъектов РФ и их заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей опротестования вступивших в силу постановлений по делам об административных правонарушениях и решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб и прокурорских протестов.

К ОСОБЕННОСТЯМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ следует отнести и следующие положения КоАП РФ:

1) защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, осуществляют их законные представители , которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ст. 25.3);

2) об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ст. 27.3);

3) вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. Решение по вопросам, названным выше, выносится в виде определения. В случае отсутствия указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле (ст. 31.8).

http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/osobennosti-proizvodstva-delam-68721.html

Раздел III производство по делам об административных правонарушениях Лекция 14. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях

1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях.

2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.

3. Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Раздел 4, главы 24–26.

Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.

Административное право: Часть вторая. учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 218–240.

Административно-процессуальное право: курс лекций / под ред. проф. И.Ш. Килясханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 269–279.

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. С. 589-596.

Анохина С.Ю., Газизов Д.А., Денежкин С.Н., Мягков А.В., Радько С.Ф. Особенности производства по делам об административных правонарушениях: учебное пособие. – Барнаул, 2007. С. 6–14.

1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях

В теории административного процесса особое место занимает производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях понимается как совокупность осуществляемых органами (должностными лицами) на основе закона процессуальных действий, состоящих в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях (собственно административная юрисдикция), а также в применении мер административно-процессуального обеспечения.

Полагаем, что совершаемые уполномоченными органами в немалом объеме другие административно-процессуальные действия юрисдикционного содержания позволяют рассматривать и разрешать по существу дела об административных правонарушениях. К таким действиям можно отнести выявление и установление события правонарушения, сбор, исследование и первичную оценку обстоятельств и характера противоправных деяний, осуществление мер обеспечения административного производства, подготовку материалов дела. Поэтому нецелесообразно понимать под производством по делам об административных правонарушениях только рассмотрение дела.

Установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях отнесено КоАП (п. 4 ч. 1 ст. 1.3) к предметам ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в Разделе 4 КоАП РФ.

Нормы подзаконных актов, уточняющие, конкретизирующие положения КоАП РФ, на которые сделаны ссылки в КоАП РФ. Так в ч. 6 ст. 27.12 указывается, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 28.3 КоАП, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти 1 и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Небольшое число процессуальных норм, дополняющих федеральные правила, содержится в законах субъектов Российской Федерации. К примеру, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации (ч. 6 ст. 28.3).

Все вместе перечисленные нормы образуют правовую основу производства.

В юридической литературе встречается понятие «элементы производства». Административный процесс рассматривается в качестве стройной системы, включающей в себя как разновидности процессов подчиненного порядка, так и составляющие указанные процессы элементы, содержащие динамико-временную и предметную характеристики – административно-процессуальные производства, процессуальные стадии, а также характеристику соответствующей атмосферы разбирательства дела (процессуальный режим). Д.Н. Бахрах говорит об таких элементах, как цели производства по делам об административных правонарушениях; принципы; круг участников, их права и обязанности; система совершаемых действий, их последовательность, стадии производства; сроки совершаемых действий; виды и условия использования доказательств; подведомственность дел; содержание и порядок оформления процессуальных документов; виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения; порядок возмещения процессуальных расходов 1 .

Читайте так же:  Отмена постановления по делу об административном правонарушении

Среди основных элементов производства по делам об административных правонарушениях можно выделить: задачи производства, его стадии, процессуальные сроки, а также участников производства (тех, кто вступает в правоотношения), их права и обязанности (процессуальные роли); виды и условия использования доказательств; процессуальные результаты производства.

Стадия – это часть процесса и равно входящего в него производства. В общетеоретическом аспекте «стадия» – это период, определенная ступень развития. В юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами.

Как и любая разновидность юридического процесса, производство по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд сменяющих друг друга фаз развития (стадий).

КоАП РФ позволяет вести речь о четырех стадиях производства по делу об административном правонарушении:

– Возбуждение дела об административном правонарушении (Глава 28);

– Рассмотрение дела об административном правонарушении (Глава 29);

– Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (факультативная стадия) (Глава 30);

– Исполнение постановлений по делам об административном правонарушении (Раздел 5 – Главы 31, 32).

В производстве по делу об административном правонарушении каждая стадия играет свою роль. Специфика заключается в том, что большинство из них по отношению к стадии рассмотрения – обеспечивающие. Например, первоначальная стадия производства призвана обеспечить процесс рассмотрения дела посредством сбора доказательств, процессуального оформления материалов и направления их по подведомственности компетентному органу. Стадия пересмотра направлена на обеспечение законности в порядке обжалования или опротестования принятых постановлений 1 . А стадия исполнения направлена на реализацию уже вынесенного постановления по делу.

Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

1) стадия – самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;

2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;

3) стадия – совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). На каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий;

4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;

5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;

6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.

Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой – качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления. Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.

С учетом особенностей осуществления производства по различным категориям дел об административных правонарушениях выделяют четыре основные разновидности данного производства.

Обычное производство по делу – наиболее часто встречающийся вид производства, включающий, как правило, три стадии (исключение оставляет пересмотр постановления и решения по делу), причем действия осуществляются в сроки, установленные в качестве общего правила.

Ускоренное производство по делу предусмотрено применительно к правонарушениям, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение. Оно характеризуется сокращенными сроками рассмотрения дела, направления жалобы и принесения протеста на постановление о назначении данного наказания, рассмотрения жалобы или протеста, а также последующего пересмотра решения (ст. 29.6, 30.2, 30.5, 30.9 КоАП РФ).

Упрощенное производство по делу осуществляется в случаях, когда предупреждение оформляется, а административный штраф налагается и взимается на месте совершения нарушения без составления протокола (ст. 28.6 КоАП). При этом три стадии (за исключением пересмотра постановления и решения по делу) как бы слиты воедино.

Усложненное производство по делу имеет место при применении комплекса мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, проведении административного расследования (ст. 27.1, 28.7 КоАП РФ), а также наличии третьей стадии – пересмотра постановления и решения по делу. Этот вид производства по делу отличается более высокой продолжительностью по сравнению обычным производством 1 .

http://studfile.net/preview/3731612/page:53/

Административное Право / Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях

Видео (кликните для воспроизведения).

Производство по делам об административных правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

— разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

— обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

— выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— отсутствие события административного правонарушения;

— отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

Читайте так же:  Без срока давности открывая шкаф позора

— действие лица в состоянии крайней необходимости;

— издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

— отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

— наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

— возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

— рассмотрение дела об административном правонарушении;

— пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

— исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Субъект производства по делам об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.

Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:

— управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;

— субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;

— субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;

— иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:

— субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:

а) судьи (мировые судьи);

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

г) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);

— должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);

— должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

— субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:

а) районные судьи по месту рассмотрения дела;

б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется;

в) вышестоящий орган (должностное лицо);

г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);

— прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. 25.11 КоАП);

— субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

— знакомиться со всеми материалами дела;

— заявлять ходатайства и отводы;

— пользоваться юридической помощью защитника;

— присутствовать при рассмотрении дела;

— обжаловать постановления (решения) по делу.

Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

— знакомиться со всеми материалами дела;

— заявлять ходатайства и отводы;

— пользоваться юридической помощью представителя;

— обжаловать постановления по делу и др.

Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Законные представители юридического лица — субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Свидетель — лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

— не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

— давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

— пользоваться бесплатной помощью переводчика;

— делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

— явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

Читайте так же:  Незаконное составление протокола об административном правонарушении

— дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Понятой — любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Специалист — любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

— знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;

— с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

— явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

— участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

— удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

— знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

— с разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

— указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

— явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

— дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Переводчик — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

— явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

— выполнить полно и точно порученный ему перевод;

— удостоверить верность перевода своей подписью.

http://studfile.net/preview/1628549/

Особенности производства по делам об административных правонарушениях

Административное правонарушение является разновидностью юридического конфликта и поэтому требует правовой оценки со стороны компетентного органа или должностного лица.

Правовая оценка административного правонарушения сводится к применению норм закона по делу об административном правонарушении.

Применение закона по делу об административном правонарушении представляет собой административно-юрисдикционный процесс или систему последовательно совершаемых государственно-властных действий уполномоченных органов (должностных лиц), направленную на назначение и исполнение административного наказания и восстановление (возмещение) причиненного правонарушением вреда (ущерба).

Система последовательно совершаемых действий по делам об административных правонарушениях, направленная на назначение и исполнение административного наказания, детально урегулирована административно-процессуальными нормами КоАП и именуется основным производством по делам об административных правонарушениях. Данное производство является составной частью административно-юрисдикционного процесса и отличается от иных административных производств и иных административно-правовых действий.

В отличие от производства по принятию нормативных административных актов, основное производство по делам об административных правонарушениях не направлено на установление, изменение и прекращение административно-правовых норм. Оно направлено на принятие юрисдикционного административного акта, устанавливающего виновность и меру административной ответственности (административное наказание) лицу, совершившему административное правонарушение.

В отличие от оперативно-распорядительного административного производства, основное производство по делам об административных правонарушениях не направлено на реализацию положительных правовых предписаний. Оно призвано реализовать санкции охранительных административно-правовых норм.

В отличие от ретроспективного (восстановительного) производства по делам об административных правонарушениях, основное производство призвано компенсировать, а не восстанавливать (возмещать) причиненный административным правонарушением вред (ущерб).

В отличие от отдельных административно-правовых действий, производство по делам об административных правонарушениях детально урегулировано административно-правовыми нормами и представляет собой систему последовательно совершаемых действий, детально урегулированных административным правом и влекущих точно определенные последствия.

В зависимости от объема и сложности процессуальных действий, совершаемых компетентными органами и должностными лицами, основное производство по делам об административных правонарушениях может быть упрощенным, усложненным, обычным.

Упрощенное производство по делам об административных правонарушениях — это комплекс процессуальных действий, совершаемых компетентными органами (уполномоченными должностными лицами) по возбуждению дела об административном правонарушении, назначению и исполнению административного наказания без составления протокола об административном правонарушении.

Данное производство осуществляется в случае, если при совершении административного правонарушения, согласно КоАП, назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — административного штрафа в размере, не превышающем 10 минимальных размеров оплаты труда (ч.1 ст. 28.6 КоАП).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.ru/11_49687_osobennosti-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

Особенности производства по делам об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here