Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражном процессе

Критерии отнесения дел об административных правонарушениях к подведомственности арбитражных судов определены в ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и в ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Дела о привлечении лиц к административной ответственности подведомственны арбитражному суду в случаях, если:

— административные правонарушения совершены предпринимателями либо юридическими лицами при реализации ими предпринимательской или иной экономической деятельности;

— составы административных правонарушений отнесены федеральным законодательством к компетенции арбитражных судов.

Из этого следует, что административные правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности к компетенции арбитражных судов не относятся.

Правила подсудности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности определены в ст. 203 АПК РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Особенности определения подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, в АПК РФ нормативно не закреплены. Однако на практике суды руководствуются разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, подлежат рассмотрению по месту совершения нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Кроме того, судебная практика арбитражных судов определила, что дела о привлечении к административной ответственности юридического лица за нарушение, связанное с деятельностью подразделения, не являющегося филиалом или представительством, расположенного вне места нахождения юридического лица, также рассматриваются по месту совершения нарушения.

Следует иметь в виду, что если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, или в виде предупреждения, дело подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке упрощенного производства.

Дело в порядке упрощенного производства рассматривается судом без вызова сторон после представления сторонами доказательств и иных необходимых документов.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только в случаях рассмотрения дела арбитражным судом в незаконном составе; рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле; нарушения правил о языке при рассмотрении дела; принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; неподписания решения судьей; отсутствия в деле протокола судебного заседания или подписание его ненадлежащими лицами и нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК .

Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично. Заявление о привлечении лица к административной ответственности направляется в арбитражный суд в течение 3 суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП ). Такие дела должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях потерпевший извещается о времени и месте судебного заседания. Процессуальное положение и права потерпевшего определены в КоАП.

По делам о привлечении к административной ответственности АПК устанавливает прямой запрет возлагать обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды куда обращаться

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст. 29.7 КоАП, ч. 6 ст. 205 АПК и определяет минимальный перечень фактических обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности.

Арбитражный суд рассматривает дела о привлечении к административной ответственности на основании материалов, представленных административным органом-­заявителем. Если в ходе рассмотрения дела выяснится, что административным органом осуществлена неправильная квалификация состава правонарушения, она может быть изменена на правильную по ходатайству административного органа.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. АПК установил сокращенный срок для направления копии решения арбитражным судом по делу о привлечении к административной ответственности лицам, участвующим в деле: 3­дневный срок со дня его принятия. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Для подачи таких заявлений в арбитражный суд установлен сокращенный срок давности: десять дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения. В соответствии с ч. 4 ст. 209 АПК заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям ст. 209 АПК РФ.

Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично. Дела данной категории в соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону;

2) отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности;

3) оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

Если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанцией. Копия решения направляется арбитражным судом в 3­дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В судебном порядке рассматриваются лишь некоторые дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности. Это связано прежде всего с тем, что некоторые виды наказаний за административные правонарушения в силу указаний закона могут быть назначены только судом. К таким наказаниям относятся, в частности, возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификация. А так практически всё решается в досудебном порядке. Из всех дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в судебном порядке, к ведению арбитражных судов КоАП относит лишь дела о некоторых правонарушениях (если они совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), прямо указанных КоАП.

производство либо оборот этилового спирта, алкогольной, не соответствующих санитарным правилам и;

осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации

незаконное использование товарного знака

фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП);

Дела рассматриваются арбитражным судом в основном по тем же правилам, что и дела искового производства. Особенности их рассмотрения, — смещение акцентов в действии принципов состязательности и диспозитивности, распределением бремени доказывания, мерой активности арбитражного суда (возможность в соответствующих случаях истребования доказательств судом по собственной инициативе. Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика. Сокращённые сроки рассмотрения дела – 15 дней.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 —

| 8181 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах

Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела:

1. Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 23 АПК РФ).

Читайте так же:  Административное правонарушение урок

2. Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ).

3. Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ).

4. О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ).

Другие дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования, т.е. подачей жалобы или заявления.

Лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В случаях, предусмотренных АПК, с таким же заявлением могут обратиться в арбитражный суд прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ч. ч. 1, 2 ст. 192 АПК).

Законом предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 200, ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 215 АПК РФ).

Заявления по рассматриваемой категории дел подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если не установлено другое.

Особые правила подсудности установлены для подачи заявлений о привлечении к административной ответственности (ст. 203 АПК РФ) и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК РФ).

Одной из существенных особенностей данной категории дел является то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 3 ст. 189 АПК).

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным АПК, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом (ст. 190 АПК).

Специфика процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом ряда норм, содержащихся в общих положениях АПК РФ, процессуальных особенностей, которые установлены в разд. III АПК РФ, и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

К общим правилам искового производства относятся правила о письменной форме обращения в суд (ст. 125 АПК РФ), рассмотрении вопроса о принятии заявления (ст. ст. 128, 129 АПК РФ), правила подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства (гл. 14, 19 АПК РФ), правила, регулирующие примирительные процедуры (гл. 15 АПК РФ), правила принятия решений и определений арбитражного суда (гл. 20, 21 АПК РФ), правила приостановления производства по делу (гл. 16 АПК РФ), окончания производства по делу без вынесения решения (гл. 17, 18 АПК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10362 —

| 7647 — или читать все.

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Этапы и особенности рассмотрения административных дел

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Читайте так же:  Административное задержание физического лица в рб

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административные дела, после которых возможно применение мер в лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц. Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела. В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо. После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу. Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования к содержанию постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях. Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления. Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания. После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

Читайте так же:  Давность привлечения должника к административной ответственности

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий. Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление. Речь об этом идет в ст.29.13.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. При определении субъекта административного правонарушения в области дорожного движения, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению.

Под транспортным средством в главе 12 КоАП РФ понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы (пункт 1 примечания к статье 12.1 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе:

— судьи — об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.2, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.4, ч. ч. 3 — 6 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.7, ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, ст. 12.26, ч. ч. 2 и 3 ст. 12.27, ст. 12.35 КоАП РФ, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 2 ст. 12.2, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 2 ст. 12.17, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.24, ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ;

— органы внутренних дел (полиции) — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. ч. 1 — 3 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ч. 3 ст. 12.4, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.5, ст. 12.6, ч. ч. 1 и 3 ст. 12.7, ст. 12.9, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.10, ст. ст. 12.11 — 12.14, ч. ч. 1 — 3 ст. 12.15, ст. ст. 12.16 — 12.25, ч. 1 ст. 12.27, ст. ст. 12.28 — 12.34, 12.36.1, 12.37 КоАП РФ;

— органы транспортного надзора и контроля — об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.21.1 и 12.21.2 (в части осуществления контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок).

В связи со специфическими особенностями рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения административно-юрисдикционную деятельность уполномочены осуществлять руководители и соответствующие сотрудники различных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения (п. 5 – 8 ст. 23.3 КоАП РФ), а по некоторым категориям дел — также участковые уполномоченные милиции (с учетом сельской местности) (п. 9 ст. 23.3 КоАП РФ).

Дело о нарушении ПДД рассматривается в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего. В отсутствие этих лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном их извещении о месте и времени рассмотрения дела, а также если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД), так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования.

При рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование.

Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 КоАП РФ) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).

При совершении лицом одновременно двух и более правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При одновременном рассмотрении таких правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Читайте так же:  Категории административных и гражданских дел

Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях

Данная категория дел рассматривается по общим правилам искового производства с некоторыми особенностя­ми. Важное значение имеют разъяснения, содержащиеся в постанов­лении Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2 о некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ.

Производство по делам о привлечении к административной ответ­ственности возбуждается на основании заявлений органов и долж­ностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об админист­ративных правонарушениях. Перечень этих органов и должностных лиц содержится в ст. 28.3 КоАП РФ. Это могут быть должностные лица налоговых органов; антимонопольных органов; таможенных органов и др. Кроме того, право составлять протокол имеет прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). В заявлении должно содержаться требование ор­гана, должностного лица о привлечении организации, индивидуаль­ного предпринимателя к административной ответственности.

Заявление подается

по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, в отношении которых состав­лен протокол об административной ответственности. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административ­ном правонарушении, привлекается за административное правона­рушение, совершенное вне места его нахождения или места его жи­тельства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

С учетом правил, изложенных в ст. 29.5 КоАП РФ, в случае со­вершения административного правонарушения обособленным под­разделением юридического лица заявление о привлечении к адми­нистративной ответственности подается по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Помимо общих требований, предъявляемых к содержанию и фор­ме (ст. 125 АПК), а также приложениям к нему (ст. 126 АПК) заявле­ние должно соответствовать требованиям, указанным в ст. 204 АПК (дата и место совершения, данные о составителе протокола, лица в отношении которого составлен протокол, нормы, требование).

Заявление о привлечении лица к административной ответствен­ности направляется в арбитражный суд в течение 3 суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ). Несоблюдение требо­ваний по оформлению заявления влечет последствия, предусмот­ренные ст. 128, 129 АПК. Поданное с соблюдением всех требований заявление принимается судьей к производству, о чем выносится со­ответствующее определение, копии которого не позднее следующего дня направляются лицам, участвующим в деле.

Принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, необходимо учи­тывать следующее:

• в определении может быть указано на действия по подготовке к судебному разбирательству, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, а также на время и место проведения судебного разбирательства;

• извещение участников арбитражного процесса допускается по правилам ст. 121 АПК телефонограммой, телеграммой, по факси­мильной связи, электронной почтой и т.п.

Порядок рассмотрения дела об административном правонару­шении предусмотрен ст. 29.7 КоАП РФ и очень детально регламенти­рован. После поступления заявления вместе с протоколом при соблю­дении всех требований судья арбитражного суда выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производ­ству, подготовке его к рассмотрению и назначении дела к судебному разбирательству.

На данной стадии судья выясняет следующие вопросы:

• относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (ст. 23.1 КоАП РФ);

• имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение дан­ного дела этим судьей;

• правильно ли составлен протокол об административном право­нарушении и оформлены иные материалы дела;

• имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ);достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмот­рения по существу;

• имеются ли ходатайства и отводы.

Кроме того, судья арбитражного суда:

1) назначает время и место

рассмотрения дела;

2) определяет круг лиц

, участвующих в деле, и вызывает их в за­седание.

3) извещает лиц

, участвующих в деле, о времени и месте судеб­ного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. Арбит­ражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отноше­нии которого составлен протокол об административном правона­рушении, и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа;

4) определяет предмет доказывания

и круг необходимых дока­зательств, рассматривает вопрос о назначении экспертизы. Предмет доказывания определен в ст. 26.1 КоАП РФ и является обязательным по всем делам об административных правонарушениях. Арбитраж­ный суд наделен правом истребовать доказательства от административного органа по собственной инициативе.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основа­нием для составления протокола об административном правонару­шении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответст­венности.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к адми­нистративной ответственности арбитражный суд принимает одно из двух видов решений:

• о привлечении к административной ответственности;

• об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к адми­нистративной ответственности.

В удовлетворении заявления должно быть отказано при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также в случае объявления устного замечания (ст. 2.9 КоАП РФ).

Требования к форме и содержанию решения содержаться в ст. 206 АПК. Решение по делу о привлечении к административной ответственности подписывается судьей арбитражного суда, объ­является немедленно по окончании рассмотрения дела и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение (если оно не отменено или не изменено) вступает в законную силу со дня принятия постановления судом апелляци­онной инстанции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9754 —

| 7578 — или читать все.

Источники

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here