Ответственность человека за загрязнение окружающей среды

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Ответственность человека за загрязнение окружающей среды", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Ответственность человека за загрязнение окружающей среды

16. В Японии действуют национальные филиалы таких международных неправительственных организаций, как:
«Движение национальных трестов»
«Друзья Земли»

17. Важнейшей функцией МАГАТЭ является:
выполнение программы ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения

18. Ввоз в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основании:
Международных договоров

19. Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств в Российскую Федерацию:
запрещается

20. Ведение государственного кадастра объектов животного мира, содержащего совокупность сведений о количественном и качественном состояний животного мира, относится к .
государственному учету объектов животного мира

21. Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий относится к области:
государственного учета особо охраняемых природных территорий

22. Венская встреча представителей государств-участников СБСЕ состоялась в:
1986 году

23. Вид социальной ответственности, которая наступает не по факту правонарушения, а по факту причинения правомерного вреда окружающей среде, называется:
эколого-экономической ответственностью

24. Вид юридической ответственности за загрязнение окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций:
уголовная

25. Виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека, называется:
экологическим правонарушением

26. Владелец лесного фонда обязан рассмотреть заявление на аренду участков лесного фонда в:
месячный срок

27. Владельцы земельных участков имеют право на строительство подземных сооружений для своих нужд:
на глубину до 5 метров

28. Во всех государствах-участниках МЭС разработаны и функционируют долгосрочные экологические программы, утвержденные:
правительствами

29. Возмещение вреда и взыскание за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением красного волка, занесенного в Красную книгу РФ, составляет 50 МРОТ в соответствии с:
таксами

30. Возмещение вреда, причиненного гражданином или предприятием окружающей среде или здоровью людей вследствие экологического правонарушения относится к:
имущественной ответственности за экологическое правонарушение

Ущерб окружающей среде: как доказать, и кто возместит?

При переходе к рыночной экономике, который сопровождался масштабной приватизацией и сокращением промышленного производства, много экономически непривлекательных активов с высокой степенью опасности для окружающей среды, здоровья населения, и территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, было передано государством в частные руки без каких-либо четких правил разделения ответственности за накопленный экологический ущерб.

Во многом, именно это стало причиной возникновения острой проблемы ликвидации накопленного экологического ущерба для действующих предприятий, не говоря о предприятиях, испытывающих экономические трудности или даже находящихся на стадии банкротства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Сегодня под понятием вред (ущерб) окружающей среде принято понимаеть ее негативное изменение в результате загрязнения, которое повлекло за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Предполагалось, что внесенный в Госдуму законопроект № 504011-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде» (далее – Законопроект) 1 введет в Закон № 7-ФЗ четкий порядок возмещения вреда окружающей среде, и последовательность способов его устранения. И что самое главное – решит проблему возмещения экологического ущерба прошлых лет. К сожалению, Законопроект никоим образом не решает эти проблемы.

Более того, Законопроект не решает концептуальную задачу, о которой уже много лет говорят представители бизнес-сообщества, – разделение ответственности за накопленный экологический ущерб между государством и частником. В зависимости от того, в чьей собственности находился объект, генерирующий экологический вред, на момент создания той или иной части накопленного экологического ущерба.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в представленном Законопроекте есть ряд положений, которые вызывают недоумение. Так, ст. 77 Закона № 7-ФЗ предлагается дополнить п. 4, в котором перечисляются случаи технической невозможности проведения рекультивации земель и иных восстановительных работ.

  • загрязнение атмосферного воздуха;
  • безвозвратное изъятие поверхностных и подземных вод;
  • безвозвратное уничтожение объектов животного и растительного мира и (или) мест их обитания.

Предполагается, что на основании технической невозможности проведения работ предприятиям будут выдвигаться требования о проведении иных мероприятий о возмещении ущерба. Например, среди случаев, перечисленных в п. 4 ст. 77 Законопроекта, обозначено безвозвратное изъятие поверхностных и подземных вод, то есть безвозвратное водопотребление. Закроем глаза на то, что питьевая вода попадает под эту норму и даже предприятия замкнутого цикла, которые выводят воду из обращения, замыкают ее в своем производственном цикле и не сбрасывают в окружающую среду никаких загрязняющих веществ. А согласно предлагаемой поправке получается, что такие предприятия, действуя по лучшим технологиям, максимально защищающим окружающую среду, будут вынуждены проводить дополнительные мероприятия по возмещению ущерба, а значит, нести необоснованные дополнительные расходы – это абсолютно абсурдная ситуация.

Не меньшее удивление вызывает предлагаемая Законопроектом конструкция ст. 77 Закона № 7-ФЗ. Так, с одной стороны п. 12 ст. 77 Законопроекта предусматривается, что вред окружающей среде в стоимостном выражении исчисляется по таксам или по методикам, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, то есть государством. А с другой стороны, п. 15 ст. 77 Законопроекта прямо говорит о том, что » если затраты на проведение рекультивации земель и иных восстановительных работ в соответствии с проектами рекультивации земель или иных восстановительных работ превышают указанные в п. 12 настоящей статьи » денежные средства, то орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе взыскать с причинителя вреда денежных средств, недостающие для полного покрытия расходов. Сложно представить более коррупционную норму.

Вместе с тем, п. 16 ст. 77 Законопроекта с целью решения проблемы накопленного экологического ущерба прошлых лет, решением которой раньше не занимались вообще, предлагается ввести 20-летний срок исковой давности. Во-первых, абсолютно непонятно, как доказать через 20 лет, что весь зафиксированный ущерб был нанесен конкретным предприятием или конкретным физическим лицом. Во-вторых, возникает вопрос – как будет проходить процесс доказывания? Если учесть, что средний возраст руководителей составляет 40-45 лет, а средний возраст жизни мужчин в РФ – около 63 лет. Получается, что тех людей, которые могли быть свидетелями процесса загрязнения окружающей среды, просто не будет в живых.

Читайте так же:  Обеспечение прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве

И последнее – финансовое обеспечение, необходимое для реализации предусмотренных проектом программы мероприятий, в федеральном бюджете не заложено вообще.

При этом очевидно, что без реального финансирования мероприятий, поставленная Законопроектом задача решена не будет. Высокая стоимость банковских кредитов и закредитованность бизнеса не позволяют ему самостоятельно решить проблему аккумулирования денежных средств, необходимых для осуществления масштабных мероприятий по ликвидации накопленного ущерба. Если мы посмотрим на текущую ситуацию, то консолидированные убытки угольной промышленности по 2013 году составили более 22 млрд руб., против прибыли в 2012 году – более 60 млрд руб. Сегодня в угольной промышленности, по данным Минэнерго России, 40% предприятий работает за гранью рентабельности, а это более 40 тыс. человек, проживающих, как правило, в моногородах. Если будут введены предлагаемые законопроектом нормы, то где эти предприятия возьмут деньги? Речь идет о десятках миллиардов рублей. Банки их в нынешних условиях кредитовать не будут – нужна государственная поддержка. Что будет с работниками, если дополнительная финансовая нагрузка ускорит банкротство тех предприятий, которые пока работают с прибылью? Соответственно, принимая Законопроект в таком виде, мы должны понимать, что финансовых ресурсов для его реализации нет. И, следовательно, если его примут, «работать» он не будет.

Надеюсь, что в этой ситуации в Законопроект будут внесены соответствующие изменения, и будет увеличено финансовое обеспечение мероприятий. Однако, если даже в федеральном бюджете будут выделены средства на реализацию мероприятий по возмещению вреда окружающей среде, то, учитывая их ограниченный объем, нельзя направлять финансирование на все возможные проекты сразу. Иначе принятый закон «работать» сможет, но очень ограниченно. И будет представлять собой развернутую во времени программу, которая даст результаты лет через 50. Если нужен четкий понятных эффект, необходимо направлять финансирование на проекты, способные дать понятный мультипликативный эффект в короткой перспективе, а также в первоочередном порядке профинансировать проблемные объекты, которые могут стать в скором будущем источником масштабных техногенных катастроф. Например, ситуация в Копейске, где существует горящий разрез, под которым проходит геологический разлом, и который, расширяясь, создает угрозу гибели более 70 тыс. человек.

Уголовная ответственность за экологические преступления

С каждым годом количество преступлений против окружающей среды растет и 2020 год не стал исключением.

В большей степени злодеяния, ставящие под сомнения нашу экологию, связаны с деятельностью должностных лиц предприятий, организаций.

Ответственность за экологические преступления выделена в отдельный раздел Уголовного кодекса РФ – главу 26.

Какое наказание может грозить человеку или группе лиц за загрязнение окружающей среды, порчу воды, воздуха, умышленное уничтожение лесов и животных? Что относится к экологическим преступлениям согласно главе 26 УК РФ?

Общая характеристика экологических преступлений

Экологические преступления – это такие противозаконные деяния, которые подрывают безопасность окружающей природной среды.

В Уголовном кодексе РФ ответственность за совершение экологического преступления расписана в главе 26.

Выделено целых 18 статей с 246 по 262, где четко расписано, какую ответственность несет лицо за совершение преступления против окружающей среды, природы.

Говоря об общей характеристике таких преступлений, законом выделены статьи 246–249, в которых написано, что:

  • если в результате таких действий наступит смерть хоть одного человека, тогда злоумышленнику будет грозить наказание в виде привлечения к труду или лишение свободы сроком до 5 лет (ст. 248 УК РФ);
  • если ответственные лица нарушили ветеринарные правила, вследствие чего была зафиксирована эпидемия у животных, тогда виновным может грозить наказание как в виде штрафа (до 120 тысяч рублей), так и в виде различных работ, и даже лишение свободы сроком до 24 месяцев.
  • Определение

    Согласно п.1 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».

    Исходя из вышеприведенного, определение размера вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, предусматривается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а именно в области:

    Расчет вреда

    Размер вреда, причиненного разным объектам окружающей среды, может достигать сотен миллионов рублей. Такие суммы актуальны при нецелевом использовании земель: например, на землях сельскохозяйственного назначения располагается карьер по добыче полезных ископаемых, объект капитального строительства со своей инфраструктурой и т.д.

    Приведем пример расчета вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, на землях сельскохозяйственного назначения, в результате перекрытия дневной почвенной поверхности асфальтобетонным покрытием — покрытие поверхности территории водо- и воздухонепроницаемыми материалами, которые препятствует необходимому почвенному газо- и влагообмену. Расчет проведен по Методике №238 (далее-Методика). Таким образом, вред почвы оценивается на площади с асфальтовым покрытием и насыпным строительным грунтом 4947 га по формуле п. 7 Методики:

    • УЩпорч — размер вреда (руб.);
    • S — площадь участка, на котором обнаружена порча почв, равна 4947 кв.м;
    • Кr — показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, равен 1;
    • Кисх — показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, равен 1,6;
    • Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв, равна 600 руб./кв.м.

    УЩ = 4947 х 1 х 1,6 х 600 = 4 749 120 (Четыре миллиона семьсот сорок девять тысяч сто двадцать) рублей.

    Единственный способ уменьшения экологических правонарушений – работающий экономический механизм – взыскание ущерба в денежной форме.

    Юридическая ответственность за загрязнение окружающей среды

    1. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

    2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды

    Современные ученые считают, что человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации. Экологический кризис мы можем определить как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он характеризуется, в частности, тем, что человек, общество и государство неспособны преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды.

    Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба нарушения ее биохимических циклов и способности самовосстановления. Весь XX век человечество жило за счет своих потомков. В результате оно поставило биосферу, а, следовательно, и себя как неотъемлемую часть биосферы на грань полной деградации.

    Читайте так же:  Штраф за отсутствие прописки в паспорте более

    Рост потребления природных ресурсов сопровождается, с одной стороны, истощением природы, с другой — увеличением масштабов образования отходов. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.

    С отходами теряются миллиарды тонн материальных ресурсов, многими из которых страна практически уже не располагает. На территории России в отвалах и хранилищах накоплено свыше 85 млрд. тонн только твердых отходов, в том числе 80 млрд. тонн горнопромышленных, количество которых ежегодно увеличивается почти на 2 млрд. тонн. Под полигонами для складирования, шламонакопителями занято свыше 300 тыс. гектаров земель. В отходах содержатся: железо, медь, свинец, олово, вольфрам, а также такие ценные элементы, как кадмий, висмут, селен, теллур, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко близко к содержанию их в добываемом природном сырье.

    Неудовлетворительно перерабатываются бытовые отходы. Так, в 1999 году из вывезенных 130 млн. куб. метров твердых бытовых отходов переработано только 3 процента. Для их размещения ежегодно отчуждается 10 тыс. гектаров пригодных для использования земель. Особую тревогу вызывает рост складируемых токсичных отходов, количество которых достигло 2 млрд. тонн. Из 100 тыс. тонн ежегодно образующихся токсичных отходов используется и обезвреживается только одна треть.

    Деградация природы в стране имеет серьезные экономические последствия. Ущерб, причиняемый ежегодно окружающей природной среде, определяемый несколько лет назад экспертами по показателям ущерба вследствие потери природными комплексами конкретных функций и в соответствии с экспертными оценками, уже сегодня составляет почти половину национального дохода страны. По оценкам начальника Департамента экологической безопасности в 2002 года, сообщенным им на научно-практической конференции в Совете Федерации РФ, ежегодный экологический ущерб составляет несколько национальных доходов России. Это и определяет актуальность работы, в которой раскрывается развитие института юридической ответственности в сфере окружающей среды и виды ответственности за загрязнение окружающей природной среды.

    1. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды

    Появление понятия юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере «общество – природа» относится к 60-м гг. XX столетия. В наименовании и содержании этого понятия с течением времени произошли значительные изменения. Они происходят и в настоящее время, так как они продолжают активно развиваться. Если с начала 60-х до середины 80-х гг. XX в. юридической ответственности за экологические правонарушения было посвящено 30 научных исследований, а с середины 80-х до начала 90-х гг. — 22 научных исследования, то начиная с 90-х гг. до настоящего времени этой теме посвящено уже более 50 работ.

    С начала 60-х гг. XX в. до настоящего времени в науке встречалось несколько терминов, обозначающих рассматриваемый институт. Это самые ранние наименования периода 60 — 70-х гг. XX в.: ответственность за нарушение законодательства об охране природы, за нарушение природоохранительного законодательства, в области охраны окружающей среды, природоохранительная; наименования периода 80 — 90-х гг. XX в.: эколого-правовая ответственность, экономико-юридическая, экологическая; и наконец, наименования, используемые в современный период: ответственность за экологические правонарушения; юридическая ответственность за экологические правонарушения; юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

    Для определения юридической ответственности во взаимоотношениях человека с природой (далее — юридическая ответственность) ученые-экологи восприняли классическое определение юридической ответственности, разработанное теоретиками права, дополнив его специфическими особенностями, связанными с областью ее применения. Определения юридической ответственности в названной области отношений в науке различны.

    В.В. Петров первым заявил о природоохранительной ответственности как о комплексном юридическом институте и составной части института юридической ответственности в СССР[1]. Он определял природоохранительную ответственность (иначе — ответственность за нарушение природоохранительного законодательства) как «предусмотренные правом неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении требований правовых норм по охране объектов природы и ее комплексов».

    Такое понимание природоохранительной ответственности было встречено в науке непониманием и вызвало ряд откликов.

    Ю.С. Шемшученко указал, что эта ответственность – «в значительной мере условность, и она не может претендовать на роль самостоятельного вида»[2]. Эту точку зрения вслед за ним поддержали В.Л. Мунтян и Б.Г. Розовский.

    Названные авторы вместе, принимая предложенный В.В. Петровым термин, указали, что «природоохранительная ответственность представляет собой не что иное, как комплекс наиболее широко применяемых в сфере охраны окружающей среды видов юридической ответственности: административной, материальной, дисциплинарной и уголовной».

    В 80-х гг. XX в. благодаря В.В. Петрову впервые в теории экологического права появляется понимание ответственности за нарушение законодательства в области охраны природы как «комплексного межотраслевого института эколого-правовой ответственности»[3].

    Позднее В.В. Петров заменил понятие «природоохранительная ответственность» на «эколого-правовая ответственность», сущность которой раскрыл следующим образом: «Будучи составной частью единого, многоотраслевого института ответственности по советскому праву, она вместе с тем обладает рядом особенностей, предопределяемых признаками природоохранительных отношений и природоохранительных норм, их регулирующих, нацеленных на защиту экологических интересов общества, вследствие чего и именуется эколого-правовой ответственностью»[4].

    В наиболее общем виде формула эколого-правовой ответственности объединила в себе ретроспективные и перспективные аспекты ответственности в один юридический комплекс. По структуре комплекс состоял из двух групп: первая содержала природоохранительные нормы права, устанавливающие обязанности и запреты. Вторая группа включала нормы уголовного, административного, гражданского, природоохранительного, трудового, колхозного законодательства, определяющие санкции (уголовные, административные, гражданские, материальные, дисциплинарные) за неисполнение, нарушение установленных и конкретизированных обязанностей и запретов в правовых нормах первой группы.

    2. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

    В экологическом законодательстве по-разному формулируются положения о юридической ответственности. Так, согласно ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды применяется имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Как и в общей теории права.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Имущественная ответственность за нарушение законодательства а области охраны окружающей среды конкретизируется в ст. 77 — 79 указанного Закона.

    В группу экологических прав нового поколения входит конституционное право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, которое находится в тесной связи с другими конституционными (ч. 2 и 3 ст. 41, ст. 52 и 53 Конституции РФ), в том числе экологическими, правами и реализуется не часто ввиду трудной, а порой и невозможной доказуемости причинной связи между правонарушением и наступившими отрицательными, прежде всего имущественными, последствиями[5].

    Принципиальными положениями являются, во-первых, возможность возмещения вреда и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект, т.е. фактически без совершения причинителем вреда правонарушения, а во-вторых, определение субъектов возмещения вреда.

    Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения экологического благополучия, исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ[6].

    Читайте так же:  Мелким хулиганством признается

    Штрафы за нарушение экологического законодательства

    Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

    Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.

    Судебная практика по уголовным преступлениям

    Пример 1. В 2017 году было возбуждено уголовное дело в отношении преступной группы под руководством бывшего сотрудника Министерства экологии.

    Участники преступной группировки на протяжении 3 лет осуществляли незаконную добычу полезных ископаемых, в результате чего был причинен ущерб на общую сумму свыше 3 млн. рублей.

    Пример 2. В том же 2017 году было возбуждено уголовного дело в отношении 6 участников организованной группы, которые на протяжении 2 лет занимались незаконной добычей водных биологических ресурсов, а именно, раков.

    Организатором преступной группировки стало лицо при должности – оперативный дежурный МВД. Этот человек за некую сумму вознаграждения обязался взять покровительство преступной группы.

    Пример 3. Директор некой обслуживающей компании нарушил правила обращения с опасными химическими веществами и отходами, допустил попадание отходов в озеро. Ущерб, причиненный компонентам окружающей среды, составил 1 млн. рублей.

    Разлив нефти, утечка газа, масштабные пожары в лесу – все эти происшествия относятся к разрядку экологических преступлений, за которые Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде штрафных санкций и вплоть до лишения свободы.

    Такое суровое наказание введено правительством неслучайно. Все дело в том, что загрязнение окружающей среды, уничтожение лесов, гибель животных – все негативно влияет на экологию, популяцию животных, приводит к медленной гибели всего человечества. Именно поэтому многие страны присоединились к Конвенции «О защите окружающей среды».

    На 2020 год Россия не входит в список этих стран, но все равно власти стараются предотвратить такое опасное явление, как экологические преступления, разработав целую главу в Уголовном кодексе, касательно санкций за совершение подобных злодеяний.

    Ответственность за нанесение вреда окружающей среде

    определяется после консультации c экспертом

    Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

    В сфере природопользования и охраны окружающей среды ответственность за правонарушения регламентирована действующим Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: в соответствии со ст.75 предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

    К основным формам экономической ответственности за нарушение установленных нормативно-правовых требований в этой области могут быть отнесены:

    • иски о возмещении ущерба, наносимого загрязнением почвы, как объекту охраны окружающей среды, в результате поступления в почву загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах;
    • иски о возмещении вреда, наносимого почве в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
    • иски о возмещении вреда, порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами;
    • иски о возмещении вреда водным объектам в результате загрязнения нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором;
    • иски о возмещении вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

    Методика расследования экологических преступлений

    Для того чтобы возбудить уголовное дело по части экологии, необходимо предоставить судье доказательства того, что имел место факт загрязнения окружающей среды или был причинен вред животному или растительному миру.

    Для этого выполняется ряд мероприятий:

  • В случае, если источник экологического преступления неизвестен, тогда следователь подключает к расследованию следственно-оперативные группы, понятых.
  • Эффективность исследования повышается в разы, если специалисты во время осмотра места происшествия осуществляют анализ воздуха, воды, почвы, берут пробы воды, грунта или воздуха, которые впоследствии отправляются в лабораторию на анализ.
  • Во время расследования также может проводиться судебно-ветеринарная, медицинская, химическая, токсикологическая, радиологическая, гидротехническая экспертиза.
  • Уголовная ответственность за экологические преступления, связанные с загрязнением воды, атмосферы, земли

    В Уголовном кодексе есть градация ответственности за загрязнение окружающей среды.

    Ответственность за загрязнение вод (ст. 250 УК РФ)

    Если преступление было связано с загрязнением, засорением подземных или поверхностных вод, тогда виновным лицам может грозить наказание в виде штрафа (до 80 тысяч рублей), различных работ и даже арест сроком до 90 дней в зависимости от масштабов засорения.

    Если в результате загрязнения вод был причинен вред здоровью человека или это привело к гибели людей, тогда наказание будет суровей – штраф до 200 тысяч рублей, исправительные, принудительные работы или лишение свободы сроком до 24 месяцев.

    Санкции за загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ)

    Если предприятие нарушило правила выброса в атмосферу опасных веществ и это повлекло за собой загрязнение атмосферы, тогда виновных лиц может ждать наказание в виде денежного взыскания до 80 тысяч рублей, работ в местах, указанных в постановлении суда сроком до 12 месяцев и даже ареста до 90 дней.

    Если в результате вышеупомянутых действий был причинен вред здоровью человека или наступила смерть человека, тогда наказание будет ужесточено: взыскание с виновных лиц до 200 тысяч рублей и даже арест до 5 лет.

    Виды санкций за загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ)

    За загрязнение морской воды из суши или из установок, сооруженных на море, преступные лица могут быть привлечены к ответственности, которая выражается в виде денежного взыскания до 200 тысяч рублей, работ до 480 часов или ареста до 4 месяцев.

    Если в результате загрязнения морской среды был причинен вред человеку или такие действия привели к смерти людей, тогда согласно п. 2 и 3 ст. 252 УК РФ денежное взыскание с виновных может быть увеличено до 500 тысяч рублей, они могут быть привлечены к принудительным работам или аресту сроком до 5 лет.

    Санкции за порчу земли (ст. 254 УК РФ)

    Если лицо или группа лиц нарушила правила обращения с ядохимикатами, удобрениями и другими опасными веществами, что привело к загрязнению и порче земли, причинило вред здоровью человека и окружающей среде, тогда виновным грозит уголовная ответственность, выражающаяся в виде взыскания до 200 тысяч рублей, обязательных или исправительных работ до 24 месяцев.

    Если следствием порчи земли стала смерть человека, тогда наказание ужесточается – принудительные работы или лишение свободы до 5 лет.

    Санкции за вырубку, уничтожение лесов (ст. 260-261 УК РФ)

    За незаконную вырубку лесов может грозить наказание в виде штрафа от 50 тысяч рублей до 1 млн. рублей в зависимости от того, в каком размере был причинен ущерб, а также количества лиц, участвующих во время вырубки лесов.
    Читайте так же:  Виды административных наказаний назначаемых военнослужащим

    Также наказание может заключаться в виде лишения свободы со штрафом или без него. Срок лишения – до 3 лет.

    Если лесные насаждения были уничтожены в результате неосторожного обращения с огнем, тогда наказание может выражаться в виде штрафа от 200 до 3 млн. рублей в зависимости от размера ущерба.

    Какой наибольший срок грозит за совершение преступления против экологии?

    Максимальный срок лишения свободы за экологическое преступление составляет 20 лет. Однако в главе 26 Уголовного кодекса РФ вы не найдете этого наказание, но оно есть в ст. 358 главы 34 УК РФ.

    За массовое уничтожение животного и растительного мира, за отравление атмосферы и другие опасные действия, которые привели или могут привести к экологической катастрофе, виновным грозит наказание в виде лишения свободы сроком от 12 до 20 лет.

    Если ограничиться главой 34 УК РФ, тогда максимальный срок наказания за экологическое преступление составляет 8 лет.

    И такое максимальное наказание касается деяния, которое привело к загрязнению, отравлению и заражению окружающей среды, а также стало причиной массовой гибели животных и повлекло за собой смерть человека (людей).

    Земельное законодательство

    «Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. №238.

    Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Водное законодательство

    «Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 г. №87.

    Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе связанных с аварийным поступлением вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, в результате которых произошло загрязнение водных объектов.

    Лесное законодательство

    «Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, а также таксами для исчисления размера ущерба». утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273. (далее-Методика).

    Методика определяет размер вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

    Таксы для исчисления размера ущерба, представленные в Приложениях №№1-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273 зависят от ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. №310.

    Большинство экономических санкций за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов применяется в порядке гражданско-правового преследования. Гражданско-правовое преследование, связанное с компенсацией негативных последствий воздействия деятельности организации (предприятий) и граждан на окружающую среду в целом и ее отдельные компоненты, определяется, с одной стороны, правовыми нормами, содержащимися в природоохранительном законодательстве, а с другой – нормами Гражданского кодекса РФ.

    В общем виде к экономической ответственности могут быть отнесены и административные штрафы за нарушение законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды по установленным таксам (независимо от реальных последствий этих нарушений) как денежный вид административного наказания.

    По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.78) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда и, более того, иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

    Взыскание причиненного вреда объектам окружающей среды в денежном выражении – яркий пример работающего экономического механизма.

    Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

    Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

    • предупреждение;
    • штрафы;
    • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
    • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
    • лишение права на занятие определенной деятельностью.

    Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

    Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

    Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

    • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
    • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

    Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

    Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

    • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
    • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
    • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
    • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

    Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

    • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
    • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
    Читайте так же:  Неисполнение решения суда ребенок

    Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

    Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

    • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
    • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

    Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

    Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации

    Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

    • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
    • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

    Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

    • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
    • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

    Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

    • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
    • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
    • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
    • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

    • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
    • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

    Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

    • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
    • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

    Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

    При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

    • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
    • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
    • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
    • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

    Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:

    • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
    • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
    • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
    • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

    • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
    • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
    • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

    Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

    • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
    • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
    • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

    Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

    • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
    • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

    Источники

    Ответственность человека за загрязнение окружающей среды
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here