Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 21. Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую природную среду

Статья 21 . Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую природную среду.

21.1. Плата за природопользование включает плату за:

21.1.1. использование (изъятие) отдельных видов природных ресурсов;

21.1.2. загрязнение окружающей природной среды;

21.1.3. другие виды воздействия на окружающую природную среду.

21.2. Плата взимается за:

21.2.1. право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

21.2.2. сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

21.2.3. на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

21.3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия:

21.3.1. в пределах установленных природопользователю предельно допустимых нормативов воздействия на окружающую природную среду;

21.3.2. в пределах установленных лимитов воздействия на окружающую природную среду;

21.3.3. сверх установленных лимитов воздействия на окружающую природную среду.

21.4. Средства, образуемые за счет платы за использование (изъятие) отдельных видов природных ресурсов, направленных в бюджеты всех уровней, в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды, используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов.

21.5. Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных нормативов, лимитов и сверх установленных лимитов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном (безакцептном) порядке в экологические фонды. В случае отсутствия денежных средств на счетах природопользователей в банках Государственный комитет по охране окружающей среды Курганской области может производить в установленном законом порядке взыскание задолженности в экофонды на собственность природопользователя или вносить представления о приостановлении его деятельности, применять другие, предусмотренные законодательством меры.

21.6. Внесение платы за природопользование не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды.

21.7. Собственные средства, израсходованные на выполнение природоохранных мероприятий, могут быть зачислены природопользователю в счет платежей за воздействие на окружающую природную среду по решению Государственного комитета по охране окружающей среды Курганской области.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

>
Экологические фонды
Содержание
Закон Курганской области от 2 октября 1998 г. N 163 «Об охране окружающей природной среды Курганской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/18342641/b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a66868fe/

Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды

Цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Существует 2 вида платежей: 1). за природные ресурсы, 2). за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы(земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Частью 2 Налогового кодекса РФ в разделе «Федеральные налоги» установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных ресурсов, водный налог и налог на добычу полезных ископаемых. В разделе «Местные налоги» установлен земельный налог.

Плата за негативное воздействие на окружающую средуявляется экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

При этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

До сих пор действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 (в действ. ред.). Этот Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия

(шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 01.07.2005) установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для ОПС и здоровья населения. Напр., аммиак в воздух – 52 руб. за тонну, а сверх норматива — в 5 раз больше – 260 руб. за 1 тонну; хлор – 68 и 340 руб/т; фенол — 683 и 3415 руб/т соответственно; в воду — примерно в 10 -100 раз больше для различных веществ. При этом нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,62.

Читайте так же:  Изъятие товара при несанкционированной торговле у ип

34 В качестве примера можно привести опыт организации экологического страхования в США, в ФРГ. См.: к примеру, Абалкина И. Экологическое страхование в США // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 45, 2001; Бажайкин А.Л. Страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде в Федеративной Республике Германия // Экологическое право. 2004. № 5. С. 48-54 и др.

35 См.: Части 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Мерой стимулирования природоохранной деятельности. являются налоговые льготы. Законодательством предусмотрено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Экологическое страхование

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Иными словами, экологическое страхование можно представить как систему экономических отношений по управлению экологическим риском.

Институт экологического страхования, а тем более обязательного экологического страхования, в нашей стране находится фактически в «зачаточном состоянии». Этому способствуют не только экономически невыгодные для страховых организаций условия страхования, но и нечеткость имеющихся эколого-правовых норм, закрепляющих саму возможность установления обязательного экологического страхования, а также пассивная роль государства в решении данных вопросов. В ряде государств с учетом приоритета публичных интересов в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности имеются попытки установления обязательного государственного экологического страхования. При этом эти государства понимают, что усилиями только страховых компаний эту глобальную проблему решить не представляется возможным34.

У нас же в стране лишь декларативно провозглашается, что «в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» и далее в законе идет бланкетная норма следующего содержания: «Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом самого закона об экологическом страховании до сих пор так и не принято35. Таким образом, с точки зрения экологического права главная причина неудач по созданию института обязательного экологического страхования кроется в диспозитивном характере самой законодательной нормы – «может осуществляться…».

Экономисты предлагают для ускорения развития обязательных видов экологического страхования увеличить размер штрафов и обязательных платежей за пользование природными ресурсами, увязав их с реальными потребностями по покрытию причиняемого в результате техногенных аварий природе и людям вреда (ущерба); обеспечить создание за счет средств предприятий и государства специальных фондов для покрытия крупных убытков; пересмотреть тарифную политику страховых организаций, приведя ее в соответствие с показателями убыточности страховой суммы по страхованию экологических рисков за тарифный период; в целях осуществления большей экологической безопасности в стране разработать и принять федеральный закон «О страховании экологических рисков»; реализовать возможности создания и использования при страховании экологических рисков обществ взаимного страхования, что значительно удешевит его проведение.

Включение в страховую систему России новых общественно значимых обязательных видов страхования даст возможность существенно увеличить объем страховых операций и на

36 См.: Плешков А.П., Богданов И.Н. Перспективы развития обязательных видов страхования в России. // Финансы, 2006, № 9.

37 См.: Заключение Комитета Государственной Думы по экологии от 27 декабря 2005 г. на проект федерального закона № 231802-4.

38 См.: Моткин Г.А. Политико-экономические барьеры в развитии экологического страхования // Экологическое право, 2006, № 3.

39 Эколого-правовой словарь, http://www.tver.ru/ecol/slovar.htm.

этой основе значительно повысить роль страхования в возмещении вреда (ущерба), причиняемого ежегодно физическим и юридическим лицам страховыми случаями36.

Некоторые специалисты считают целесообразным принять федеральный закон «О государственном регулировании системы экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде в Российской Федерации», разработку которого в настоящее время ведет Комитет Государственной Думы по экологии. Данный же законопроект, при условии отнесения отношений по возмещению экологического ущерба к законодательству об экологическом страховании, Комитетом Государственной Думы по экологии был поддержан37.

Следует согласиться с мнением Г.А. Моткина о том, что сегодня в России без государственного вмешательства невозможны ни экологизация производства, ни экологическое страхование, ни что-нибудь иное, слегка напоминающее экономический механизм управления природопользованием. Для развития экологического страхования следует «отказаться от рыночной догматики и согласиться с неизбежным: государственное регулирование должно охватить взаимоотношения страховщиков и страхователей по поводу снижения экологического риска функционирования хозяйствующих субъектов»38.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/9xc9ee.html

5.2. Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды

Цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Существует 2 вида платежей: 1).

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Частью 2 Налогового кодекса РФ в разделе «Федеральные налоги» установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных ресурсов, водный налог и налог на добычу полезных ископаемых. В разделе «Местные налоги» установлен земельный налог.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Читайте так же:  Как не платить штраф за отсутствие прописки

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

При этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

До сих пор действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 (в действ. ред.). Этот Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 01.07.2005) установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для ОПС и здоровья населения. Напр., аммиак в воздух — 52 руб. за тонну, а сверх норматива — в 5 раз больше — 260 руб. за 1 тонну; хлор — 68 и 340 руб/т; фенол — 683 и 3415 руб/т соответственно; в воду — примерно в 10 -100 раз больше для различных веществ. При этом нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,62.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Мерой стимулирования природоохранной деятельности. являются налоговые льготы. Законодательством предусмотрено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

http://lib.sale/ekologicheskoe-pravo-uchebnik/plata-ispolzovanie-prirodnyih-resursov-35309.html

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

Информация об изменениях:

Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 в статью 20 настоящего Закона внесены изменения

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ в бюджеты субъектов РФ и бюджеты ЗАТО в 2002 году зачисляется плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в размере 81 процента доходов, а в доход федерального бюджета — в размере 19 процентов

О платежах за загрязнение окружающей природной среды см. письмо МНС РФ от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833

5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

>
Экологические фонды
Содержание
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I «Об охране окружающей природной среды»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/6256986/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/

Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду

Одним из ключевых принципов в экологическом праве является принцип платности за природопользование. Как известно, природопользование подразделяется на позитивное и негативное. В связи с этим, все платежи в исследуемой области можно поделить на 2 группы:

  1. Плата за использование природных ресурсов.
  2. Плата за отрицательное воздействие на окружающую природу.

Плата за пользование природными ресурсами

Плата за пользование природными ресурсами – важнейший элемент системы экономического стимулирования разумного использования экологических ресурсов.

Читайте так же:  Протокол кодекса рф об административных правонарушениях

Плата за природопользование необходима для:

  • решения задач экологии с целью эффективного использования земель и остальных природных ресурсов;
  • обеспечения материальной заинтересованности всех природопользователей сохранять и воспроизводить природные ресурсы;
  • предоставления дополнительных финансовых средств для поддержания естественного состояния и охраны окружающей среды.

Замечание 1

Порядок расчета и использования нормативов платы за применение природных ресурсов устанавливается в федеральных законах и издаваемых на их основе правовых актах Правительства Российской Федерации.

Таким образом, в статье 39 Закона о недрах говорится, что при пользовании недрами действуют такие типы платежей:

  • единоразовая плата за использование недр при наступлении конкретных событий, прописанных в лицензии;
  • регулярная плата за использование недр;
  • платежи за полученные геологические сведения о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе/аукционе;
  • сбор за выдачу специальных разрешений на пользование недрами (лицензий).

Между тем, главой 26 части 2 Налогового Кодекса устанавливается налог на добычу полезных ископаемых. Причем налоговая база исчисляется на основе стоимости добытых полезных ископаемых.

Начиная с 1 января 2005-го г. вступила в законное действие глава 25.2 части 2 Налогового Кодекса, которой определяются главные требования, связанные с уплатой водного налога.

В главе 13 Лесного Кодекса говорится, что за использование лесного фонда взимаются платежи в форме лесных податей при краткосрочном использовании участков из лесного фонда либо арендной платы в случае аренды участков из лесного фонда.

В систему платежей за использование животного мира в соответствии со статьей 52 Закона о животном мире включено следующее:

  • плата за использование животного мира;
  • штрафы за сверхлимитное и неразумное использование животного мира.

Замечание 3

Начиная с 2004-го г. вступила в законное действие глава 25.1 части 2 Налогового Кодекса, в которой закрепляются ключевые требования по уплате сбора за использование объектов животного мира, а также объектов водных биологических ресурсов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

К негативному воздействию на окружающую среду согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды относятся следующие случаи:

  • выбрасывание в атмосферный воздух загрязняющих и ядовитых веществ;
  • сброс загрязняющих и ядовитых веществ и микроорганизмов в поверхностные воды, подземные водные объекты, водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • выброс производственных и потребительских отходов;
  • загрязнение окружающей природы вследствие шума, тепла, электромагнитных, ионизирующих и других видов физических воздействий;
  • другое негативное воздействие на окружающую природу.

Замечание 4

Законом предусматривается следующее: внесение платы за отрицательное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов предпринимательской и иных видов деятельности от реализации мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и возмещение причиненного вреда.

Кто устанавливает плату за загрязнение окружающей среды?

Ставки платы за загрязнение именно для предприятий, организаций устанавливают представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного управления при участии территориальных органов Ростехнадзора, Роспотребнадзора и непосредственно предприятия-загрязнителя.

Органами представительной и исполнительной ветви власти могут повышаться коэффициенты экологической значимости, а в случае сверхлимитных загрязнений среды может устанавливаться плата для предприятий-загрязнителей в повышенных размерах (до 20% – в крупных городах и промцентрах; в 2 раза – в районах экологического бедствия, зонах Крайнего Севера, в пределах территорий национальных парков, в особо охраняемых заповедниках, экологических курортных регионах).

Плата за выбросы вредных и ядовитых веществ и размещение отходов осуществляется за счет себестоимости товаров, а сверхлимитные загрязнения – за счет доходов, которые остаются в распоряжении предприятия. Сроки поступления платежей юридические лица согласовывают непосредственно с местными органами охраны окружающей среды.

Итак, плата за загрязнение окружающей среды служит, во-первых, источником пополнения бюджетов, целевых бюджетных фондов, за счет средств которых обеспечивается, в том числе осуществление мероприятий и реализация программ по охране окружающего мира. Во-вторых, платежи за природопользование экономически стимулируют организации уменьшать объем выбросов, сбросов и скопления отходов, предотвращая тем самым отрицательное влияние на природную среду и самочувствие населения.

http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/ekologicheskoe-pravo/plata-za-prirodopolzovanie/

Платежи за природопользование

Система платежей за природопользование в РФвключает:

— платежи за природные ресурсы;

— платежи за загрязнение окружающей среды;

— платежи на воспроизводство и охрану ресурсов окружающей среды.

В Российской Федерации в настоящее время взимаются сле­дующие виды ресурсных платежей–землю, воду, недра, лесные ресурсы и объекты животного мира.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Земельный налог– устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади. Размер налога зависит от место­положения плательщика и качества земли, но не зависит от ито­гов хозяйственной деятельности на земле.

2. Арендная плата– может устанавливаться в денежной и на­туральной форме по договоренности арендатора с арендодателем.

Гражданский Кодекс РФ определяет следующие формы арен­дной платы:

— твердые платежи, дифференцированные по времени или еди­новременные;

— доля прибыли, полученной в результате использования земли;

— предоставление арендатором определенных услуг.

3. Нормативная цена земли– показатель, характеризующий стоимость участка земли определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Этот показатель может применяться при продаже земель в собственность, установлении долевой и совместной собственно­сти, изъятии земельных участков в порядке выкупа для государ­ственных, общественных и иных нужд, а также с целью предостав­ления их гражданам, получения банковского кредита под залог земельного участка.

Объектами налогообложенияявляются земли сельскохозяй­ственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли городов и других населенных пунктов.

Плательщиками являются физические и юридические лица.

Земельный налог выплачивается в два срока: не позднее 15 сен­тября и 15 ноября.

Юридические лицавыплачивают начисленную сумму земель­ного налога систематически равными долями:

— по землям, связанным с основной деятельностью, — на себес­тоимость продукции и издержки обращения;

— по землям, не связанным с основной деятельностью, — по соответствующим методикам финансирования.

От уплаты земельного налога и на основании ст. 12 Закона «О плате за землю» освобождаются:

— государственные предприятия связи, или предприятия связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, предприятия водных путей и гидроэнергетики и т.д.;

Читайте так же:  Срок исковой давности проверки

— предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные зем­ли, на первые 10 лет пользования или в целях добычи тор­фа, используемого на повышение плодородия почв.

Плата за пользование водными ресурсами.

Взимается водный налог и плата на восстановление и охрану водных объектов.

Предметом налогообложенияявляются следующие виды пользования водными объектами:

— забор воды из водных объектов;

— удовлетворение потребностей гидроэнергетики;

— использование акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, проведения буревых, строительных и иных работ;

— сброс сточных вод в водные объекты.

В зависимости от вида использования водных объектовплатежная база может иметь следующий вид:

— объем забранной из водоема воды;

— объем продукции (работ, услуг), произведенных, выполненных при пользовании водным объектом без отбора воды;

— площадь акватории используемого водного объекта;

— объем сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

При исчислении платы за воду,забираемую из водных объектов в пределах лимита водопотребления, ее размер состав­ляет 30 % от установленного тарифа, за сверхлимитный забор – в 5-кратном размере от установленного тарифа.

Плата за водув пределах лимитов включается в себестои­мость, платежи за сверхлимитное использование осуществляют­ся из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

При добыче подземных водвзимаются отчисления на вос­производство минерально-сырьевой базы.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам.

Платежи, связанные с использованием водных объектов, по­ступают в федеральный бюджет (40 %) и бюджет субъекта РФ

Плата за пользование недрами.

Закон «О недрах» определяет следующую систему платежей за пользование недрами: платежи за право пользования недрами;

— отчисления на воспроизводство минеральной сырьевой базы;

— платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Платежи за право пользования недрами, акваторией и участ­ками морского дна включают платежи за право на поиски и раз­ведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений.

1. Плата за право пользования недрамиможет взиматься в форме:

— части объема добытого сырья или иной производимой пользо­вателем продукции;

— выполнение работ или предоставление услуг;

— зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве доле­вого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприя­тия.

Форма платежей устанавливается в лицензии на природополь­зование.

По платежам за право пользования недрамиможет быть установлена скидка, которая предоставляется пользователю недр, осуществляющему добычу:

— дефицитного полезного ископаемого при низкой экономичес­кой эффективности разработки месторождения, если он не на­рушает условия рационального использования месторожде­ния; .

— полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запа­сов полезного ископаемого, в результате выборочной отработ­ки месторождения.

2. Отчисления (налог) на воспроизводство минерально-сырьевой базывыплачивают предприятия, осуществляющие до­бычу полезных ископаемых. Отчисления поступают в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение (ранее существовал внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы).

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся следующим образом:

— поквартально – предприятиями со среднемесячной суммой отчислений менее 100 тыс. руб., а также субъектами малого бизнеса;

— поквартально – предприятиями с суммой отчисления от 10 до 100 тыс. руб.;

— авансовые, платежи 15, 25 и 5 числа месяца, следующего за отчетным, предприятиями с суммой отчислений более 100 тыс. руб.

3. Акцизывводятся по отдельным видам минерального сы­рья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристи­ками при получении сверхплановой прибыли.

В соответствии с действующим Налоговым кодексом подак­цизным минеральным сырьем является природный газ.

Плата за пользование лесными ресурсами (лесной налог).

Взимается в виде лесных податей или арендной платы (ст. 103 Лесного кодекса РФ).

Лесные подативзимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата– при аренде участ­ков лесного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар нахо­дящихся в пользовании участков лесного фонда,

Арендная плата определяется на основе ставок лесных пода­тей.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования:

— за древесину, отпускаемую на корню;

— за побочное лесопользование (сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, размещение пасек);

— за пользование участками лесного фонда для культурно-оздо­ровительных, туристических, спортивных целей.

В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда в соответствии с законом РФ «О плате за землю » (с изме­нениями и дополнениями от 07.06.96).

Плательщиками являются лесопользователи, заготавливаю­щие древесину в лесном фонде и разрабатывающие лесные уча­стки, не включенные в лесной фонд.

Порядок внесения платежей за лесные ресурсы:

— при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 м 3 – полностью перед выпиской лесорубочного билета;

— при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме более 500 м 3 –по срокам: 15 февраля – 15 %; 15 мар­та – 10 %; 15 апреля – 10 %; 15 июня – 10 %; 15 сентября – 15 %; 15 ноября – 15 %; 15 декабря – 15%;

— при долгосрочной вырубке по лесорубочному билету с объе­мом отпуска более 500 м 3 плата вносится по тем же срокам в течение года.

При этом часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы на древесину, отпущенную на корню, поступает в федеральный бюджет – 40 %, бюджеты субъектов РФ – 60 %, оставшиеся средства остаются в распоряжении лесхозов. Согласно ст. 106 Лесного кодекса РФ от уплаты в федераль­ный бюджет части платежей за лесные ресурсы освобождаются субъекты РФ, где лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн. м 3 (в настоящий момент 26 субъектов РФ осво­бождены от выплат в федеральный бюджет).

Читайте так же:  Заявление о снижении административного штрафа образец

Для восстановления лесного фонда с 01.01.93 с юридических и физических лиц, заготавливающих древесину, взимаются отчис­ления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Плата за загрязнение (экологический налог).

Плата за загрязнение (экологический налог)по действую­щему налоговому законодательству взимается с хозяйствующих субъектов за следующие виды вредных воздействий на окружающую среду:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, любое подземное размещение загрязняющих веществ;

Изначально платежи за загрязнение окружающей природной среды должны были выполнять две функции: компенсаторную и стимулирующую.

Компенсаторная функциясостояла в том, что предприятия-загрязнители должны были возмещать ущерб природе, причинен­ный от вредных веществ в штатном режиме функциони­рования (так называемая эколого-экономическая ответствен­ность).

Стимулирующая функция платежей за загрязнениезаклю­чается в побуждении предприятий-загрязнителей к сокращению объема вредных веществ, выбрасываемых в окружающую природ­ную среду.

В настоящий момент обе функции платежей за загрязнение не выполняются, так как:

— во-первых, размеры платежей не соответствуют величине ущерба, причиненного загрязнением, следовательно, не мо­гут его компенсировать;

— во-вторых, объем капиталовложений в природоохранное обо­рудование намного превышает уровень платежей, и предпри­ятию экономически более выгодно внести плату за заг­рязнение, а не инвестировать средства в новые природоохран­ные технологии или очистное оборудование.

В этой связи необходима корректировка и индексация плате­жей за загрязнение.

При определении платежей за загрязнениеустанавлива­ются два вида базовых нормативов платы:

— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вред­ного воздействия в пределах допустимых нормативов;

— за выбросы, сбросы, размещение отходов, другие виды вред­ного воздействия в пределах установленных лимитов (времен­но согласованных нормативов). Необходимо отметить, что при размещении отходов устанавливаются только лимиты. Вопросы, связанные со сверхлимитным загрязнением должны решаться дополнительно.

При определении размеров платежейучитывается эколо­гическая ситуация и экологическая значимость регионов путем умножения на соответствующие коэффициенты.

Платежи за загрязнение,осуществляемое в объемах, не превышающих ПДВ и ПДС, относятся на себестоимость продук­ции; при превышении уровня допустимого загрязнения они вы­плачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении при-родопользователя после уплаты налогов.

Платежи за загрязнение окружающей среды на­правляются в экологические фонды различных уровней (90 % от­числений) и федеральный бюджет (10 % отчислений). В качестве платежей за вредные выбросы могут засчитываться затраты по выполнению природоохранных мероприятий, кото­рые определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий».

| следующая лекция ==>
Природоохранные лимиты | Экологическое страхование

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 1545 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/9-15519.html

Расчет платы за нерациональное природопользование и загрязнение окружающей среды

Теперь целесообразно будет привести главную формулу для расчета платы за загрязнение ОС, отражающую двухуровневую систему платежей:

(1)

где Рi — плата за сброс или выброс i -го вещества;

k — коэффициент экологической ситуации, характеризующий региональную специфику территории (дифференцирован для каждого региона, берется из таблиц, изменяется в интервале от 1 до 2);

Рn — ставка платежа за выбросы (или сбросы) i -го вещества в пределах установленных нормативов (руб./т, табличные данные);

Vn — нормативный объем (или масса) i -го загрязняющего вещества, который данное предприятие может сбросить (или выбросить) в течение года в пределах ПДС (или ПДВ) (т) и утверждается каждому предприятию специально уполномоченным государственным органом;

Vf — фактический объем (или масса) выброса (сброса) i -го вещества, (т).

Величины Рi рассчитываются отдельно для каждого загрязняющего вещества, затем для получения окончательного размера выплат за загрязнение все величины Рi суммируются.

Если Vf Vn , то имеют место сверхлимитные выбросы или сбросы и рассчитываются оба слагаемых.

Пример расчета платежей по приведенной формуле.

Задача

Определите сумму платежей предприятия за загрязнение окружающей среды за год, если известно, что в течение года оно выбросило 120 т диоксида азота (NO2 ) и 30 т сероводорода (H2S ). Установленные предприятию значения ПДВ составляют соответственно 70 т для NO2 и 40 т для H2S . Нормативы платы в пределах ПДВ составляют для диоксида азота 415 руб./т и для сероводорода 2065 руб./т. Коэффициент экологической ситуации равен 1,5.

Решение

Для диоксида азота объем фактических выбросов превышает величину ПДВ, поэтому в формуле (1) рассчитываются оба слагаемых.

P1 (NO2 ) = 1,5 [ 415 × 70 + 5 × 415 (120 — 70)] = 199200 руб.

Для сероводорода объем фактических выбросов не превышает установленной величины ПДВ, поэтому в первое слагаемое формулы (1) следует подставить величину фактических выбросов (30 т), а второе слагаемое в этом случае не рассчитывается, поскольку сверхлимитные выбросы не имеют места.

Для расчета окончательного размера платежей за загрязнение ОС суммируем оба значения выплат за выбросы диоксида азота и сероводорода:

Итак, основными методами экономического стимулирования природопользователей, осуществляющих природоохранную деятельность, являются:

· льготное кредитование природоохранных мероприятий, например, строительства очистных сооружений;

· льготное ценообразование для продукции, полученной по экологически чистой технологии;

· дополнительное налогообложение товаров, получаемых с помощью технологий, загрязняющих ОС.

Юридические основы регулирования описанного выше экономического механизма ООС установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Эти требования законодательно закрепляют изложенный выше экономический механизм рационального использования природных ресурсов и ООС.

Таким образом, в России создан экономический механизм рационального природопользования и ООС, базирующийся на законодательной основе и имеющий двухуровневую систему платежей.

Выводы и итоги

· Для оценки эффективности использования природных ресурсов

на всех ступенях их переработки введена величина природоемкости экономики.

· Экономическая теория выделяет два уровня природоемкости — макроуровень и отраслевой.

· В современной России величины природоемкости очень велики как на отраслевом, так и на макроуровнях.

· Главными экономическими принципами рационального использования природных ресурсов являются платность природопользования

и принцип «загрязнитель платит» .

· В России разработана двухуровневая система платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды.

· В РФ

создана система экономического стимулирования природоохранных мероприятий.
Видео (кликните для воспроизведения).

http://helpiks.org/5-109652.html

Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here