Плата за загрязнение окружающей среды не включается

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Плата за загрязнение окружающей среды не включается", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Плата за загрязнение: уточняем нюансы

Не так давно были приняты Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также Порядок представления декларации о такой плате. Эти нормативные акты в некоторой степени внесли ясность в «природоохранные» поправки. Тем не менее остается еще много вопросов.

— Светлана Валерьевна, по общему правилу декларация формируется с помощью электронных сервисов, подписывается электронной подписью и сдается в электронном виде через личный кабинет на портале Росприроднадзора. В бумажном виде декларацию можно сдать, в частности, в случаях, если у компании или ИП нет технической возможности подключиться к Интернету. Нужно ли подтверждать отсутствие доступа к Интернету и если да, то каким образом?

— Временное отсутствие доступа к Интернету не дает плательщику права представлять декларацию в бумажном виде. А отсутствие «технической возможности подключения» фактически означает, что компания не может провести оптоволоконную связь или воспользоваться модемом из-за особенностей местности, где она ведет деятельность. Порядок не предусматривает обязанности подтверждать этот факт.

— Плательщик, обнаруживший недостоверные данные либо ошибки в сданной декларации, вправе представить уточненную декларацию только до 10 марта года, следующего за отчетным. А как внести изменения в отчетность, если компания обнаружит ошибку после 10 марта? У нее уже не примут уточненку?

При этом территориальный орган Росприроднадзора вправе потребовать уточненку в ходе проверки сданной декларации. Как это нужно понимать? После истечения срока сдачи уточненная декларация может быть представлена только по запросу контролирующего органа?

— Нет, уточненную декларацию можно представить и после 10 марта года, следующего за отчетным (по форме, действовавшей в период, за который вносятся изменения). Однако в этом случае компании может грозить штраф за сокрытие или искажение экологической информации. Ведь положения п. 11 Порядка не аналогичны положениям НК РФ, который в отдельных случаях освобождает налогоплательщика от ответственности после подачи уточненной декларации.

При этом, как правильно отмечено, территориальные органы Росприроднадзора в случае обнаружения ошибок либо противоречий в декларации направляют лицу, обязанному вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), требование о представлении пояснений и/или о внесении исправлений в декларацию. Получив такое требование, плательщик:

  • или представляет в 7-дневный срок уточненную декларацию с учетом замечаний территориального органа Росприроднадзора;
  • или направляет письменные возражения (в произвольной форме, но на официальном бланке организации) с приложением документов, подтверждающих обоснованность своих возражений.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37


— То есть в случае подачи уточненки штраф грозит плательщику в любом случае, даже если он исправил незначительные ошибки или неточности, не повлекшие занижение суммы платы за НВОС?

— Территориальный орган Росприроднадзора будет рассматривать все аспекты — наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, его объяснения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Все эти данные отражаются в протоколе об административном правонарушении.

Если будут установлены обстоятельства, исключающие производство по делу (к примеру, отсутствие состава административного нарушения), то производство по делу будет прекращено.

Кроме того, освобождение от ответственности возможно, если нарушение малозначительно.

— Предусмотрена ли какая-нибудь ответственность за то, что компания представит уточненку или возражения позже установленного срока либо просто не отреагирует на требование?

— Непредставление уточненной декларации или возражений в течение предусмотренного Правилами срока — это риск привлечения к административной ответственности за сокрытие или искажение экологической информации.

Кроме того, если выявлено занижение размера платы, то плательщику будет направлено требование о доначислении платы и довнесении ее в бюджет.

— Контроль за исчислением и внесением платы за НВОС ведется:

  • или администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации;
  • или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Расскажите, пожалуйста, что подразумевается под контролем за исчислением и внесением платы при проведении экологического надзора? В частности, в какой форме и в какие сроки после внесения платы (сдачи декларации) он может осуществляться?

— Контроль за исчислением и внесением платы за НВОС в рамках экологического надзора проводится в форме плановых и внеплановых проверок. Порядок их проведения установлен Законом № 294-ФЗ. Во время такого контроля проверяется, в частности, и как компании вносят плату за НВОС (за какие виды негативного воздействия, в какие сроки и т. д.).

Предположим, при проведении проверки будет установлено, что реальные массы (объемы) выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов отличаются от размеров, указанных в декларациях за соответствующие отчетные периоды, или, например, занижены классы опасности отходов (что влияет на размер исчисленной платы). В таком случае территориальный орган Росприроднадзора выставит плательщику требование о доначислении платы и довнесении ее в бюджет. Кроме того, возможно привлечение к ответственности за сокрытие или искажение экологической информации.

При неисполнении в установленные сроки указанного требования территориальный орган Росприроднадзора обращается за взысканием платы в суд.

Организацию могут также оштрафовать за невнесение либо несвоевременное внесение платы, если будут выявлены такие факты, и также выставить требование о доначислении и довнесении платы.

— Таким образом, каких-либо ограничений по глубине проверки не существует? При обнаружении нарушений компании могут доначислить плату за любые периоды?

— Во время проверки доначислить компании плату за НВОС могут в пределах общего 3-летнего срока исковой давности. Он исчисляется со дня обнаружения нарушения.

— Если в декларации будут выявлены ошибки и противоречия, которые плательщик не смог устранить своими пояснениями, то составляется акт проведения контроля. Как и в какие сроки с ним будет ознакомлен плательщик? Будет ли ему предоставлена копия?

— Да, будет. В настоящее время подготовлен проект приказа Росприроднадзора «Об утверждении Порядка составления территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и его формы». Этот проект направлен в Минприроды России для предоставления замечаний и предложений. В нем прописаны, в частности, сроки направления подписанного акта лицу, в отношении которого проводился контроль за исчислением платы.

Читайте так же:  Истечение срока давности уголовного преступления

Одновременно отмечу, что в территориальные органы Росприроднадзора направлены рекомендуемые формы документов, предусмотренных Правилами, включая форму акта проведения контроля за исчислением платы за НВОС. Однако конкретный срок направления плательщику такого акта пока не установлен.

— До принятия Правил Росприроднадзор рекомендовал направлять требования о погашении задолженности в отношении авансовых платежей в следующем порядке:

  • либо за каждый квартал отдельно;
  • либо по окончании III квартала, отведенного для уплаты авансовых платежей;
  • либо в течение периода, отведенного на контроль за правильностью исчисления платы за НВОС (то есть после представления годовой декларации).

При этом согласно принятым Правилам требование о погашении задолженности может быть направлено только в периоде контроля декларации. Будут ли в связи с этим такие требования направляться в течение отчетного периода?

— Да, требования в отношении авансовых платежей с начисленными пенями могут быть направлены и до сдачи годовой декларации. Например, могут быть ситуации, когда в III квартале будет выставлено требование за I, или I и II, или II квартал.

Также требования о доначислении и довнесении в бюджет сумм платы и внесении пеней за просрочку платежа могут быть направлены как в период 9 месяцев со дня приема отчетности, так и по истечении этого срока (в случае проведения проверки в рамках Закона № 294-ФЗ).

— Минприроды ранее разъясняло, что пени начисляются при просрочке внесения не только годового, но и квартальных платежей. Однако в Законе № 7-ФЗ и Правилах сказано, что пени начисляются при неполном и/или несвоевременном внесении платы за НВОС. Платой за НВОС именуется только тот платеж, который вносится за отчетный период, то есть за календарный год.

Правильно ли мы понимаем, что в отношении сумм, именуемых квартальными авансовыми платежами, пени начисляться не должны?

— Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со дня, следующего за днем окончания срока, определенного п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ22.

Этим пунктом фактически установлено два срока внесения платы за НВОС:

  • ежеквартальная авансовая плата;
  • годовая плата.

В Правилах также установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со дня, следующего после дня окончания сроков, определенных в пп. 32 и 34 Правил.

При этом в п. 32 Правил указан срок внесения платы за НВОС, а в п. 34 Правил указан срок внесения квартальных авансовых платежей.

Таким образом, пени начисляются и за просрочку авансовых платежей — начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного период

— Плата за размещение отходов вносится в том регионе, где расположен объект размещения отходов, то есть хранилище. Адрес объекта размещения отходов нужно указать в декларации. При этом платить за размещение отходов должна та компания, в чьей деятельности эти отходы образуются. И она не обязана знать, куда именно «мусорная» фирма увезла ее отходы. Как же тогда определить, куда вносить плату, и как заполнить декларацию?

— Если в процессе деятельности образовались отходы, необходимо вести их первичный учет. Учету подлежат все виды отходов I—V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных компанией (ИП) за учетный период.

Таким образом, расчет платы и заполнение декларации необходимо делать на основании материалов учета отходов. О месторасположении объекта размещения отходов плательщик может получить информацию у своего контрагента, которому отходы переданы по договору.

— Плату за размещение отходов не нужно вносить в случаях, когда отходы размещаются на объектах, исключающих НВОС. Такой статус объекта подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов. Как может организация-плательщик узнать о том, что ее отходы размещаются на подобном объекте? Ведь для того, чтобы не платить, статус объекта размещения необходимо указать в декларации.

— Прежде всего хочу отметить, что объектов размещения отходов, исключающих НВОС, сегодня практически нет.

Как владелец такого объекта будет информировать своих контрагентов о том, что в отношении них принято решение о подтверждении исключения НВОС31, нормативно не установлено. Возможно, информация будет размещаться на официальном сайте владельца объекта в Интернете либо контрагенты будут уведомлены им в письменной форме.

В любом случае не стоит отказываться от внесения платы за размещение отходов лишь на основе предположения плательщика об отсутствии НВОС объекта размещения отходов. Ведь это может повлечь риск штрафа за невнесение платы и начисления пеней за каждый календарный день просрочки в том случае, если окажется, что соответствующий статус объекта на самом деле не подтвержден официально.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

О плате за НВОС

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Абзац 1 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Читайте так же:  Как подать обжалование постановления об административном правонарушении

Таким образом, законодательство не предусматривает взимание платы за установленные ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Одновременно необходимо обращать внимание, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Критерии).

Таким образом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также п. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ):

внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы;

плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Следует отметить, что письма Росприроднадзора и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель Руководителя
А.М.АМИРХАНОВ

Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду

Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Читайте так же:  Возврат ндфл срок давности

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется. Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2019 — 2020 годах

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.
Читайте так же:  Решение судебной коллегии по административным делам

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2020 — рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2019 год.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2019–2020 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Читайте так же:  Сроки давности отказ в возбуждении

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Итоги

В 2019–2020 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

РОСПРИРОДНАДЗОР

Мы ответственны по своей природе

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Расчеты бывают 2 – х видов:
— первичный — в случае представления плательщиком первого расчёта за истекший отчётный период;
— корректирующий — в случае представления плательщиком исправленного расчета, который представляется при обнаружении специалистами отдела или плательщиками ошибок, несоответствия размеров платы, указанных в первичном расчете, фактически оказанному негативному воздействию на окружающую среду. В корректирующий расчет включаются все разделы отчета, независимо от того произошли в них изменения или нет.

Расчеты платы производятся самостоятельно по формам, утвержденным приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 № 182) и представляются с документами, подтверждающими информацию о фактическом загрязнении окружающей среды по тем видам негативного воздействия, которое они оказывают (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты и размещение отходов производства и потребления).
В соответствии с Порядком заполнения Расчёта, утверждённым приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 № 182) сумма платы за негативное воздействие указывается в рублях с округлением до второго знака после запятой.

Плата за НВОС от передвижных источников:

1. В соответствии с разъяснениями Минприроды России от 23.07.2015 № 02-12-44/17039 плата за НВОС за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с 01.01.2015 не взимается.

2. Для возврата перечисленной платы за НВОС от передвижных источников необходимо представить следующие документы:
— Корректирующие расчёты платы за НВОС за отчётные периоды 2015 года (1, 2 кв.2015);
— Заявление о возврате переплаты с указанием суммы и платёжных реквизитов, по которым должен быть осуществлен возврат;
— Копии платёжных документов (поручений, квитанций и др.) с отметками банка о расходной операции по ранее перечисленной плате за НВОС за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников за 2015 год.

3. Переплата платы за НВОС от передвижных источников может быть зачтена в счёт уплаты платы за НВОС по другим видам негативного воздействия (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; за размещение отходов производства и потребления).

Информация о коэффициентах, необходимых для подготовки расчета платы
на территории Мурманской области применяются следующие коэффициенты:
— учитывающие экологические факторы:

за выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников

за сброс сточных вод

за размещение отходов производства и потребления

— дополнительный коэффициент 1,2:
применяется при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

— дополнительный коэффициент 2:
применяется для особо охраняемых природных территорий, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

— коэффициент, учитывающий инфляцию:
коэффициенты, учитывающие инфляцию, устанавливаются ежегодно федеральным законом о бюджете, постановлениями Правительства РФ:

Год, на который установлены коэффициенты

Видео (кликните для воспроизведения).

Коэффициенты индексации к нормативам платы, установленные Правительством РФ в:

Источники

Плата за загрязнение окружающей среды не включается
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here