Подготовка административного дела к судебному разбирательству

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Подготовка административного дела к судебному разбирательству", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административное судопроизводство

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Производство по делам административного судопроизводства в суде первой инстанции

Раздел III. Особенности производства по отдельным категориям административных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах

Раздел IV. Производства по пересмотру судебных актов

Раздел V. Исполнение судебных актов по административным делам

Ярков В.В. Административное судопроизводство. 2015.

Учебник написан на основе учебной программы по административному судопроизводству для студентов юридических вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр). В учебнике в соответствии с системой действующего законодательства на базе судебной практики и современных процессуально-правовых концепций освещены все основные институты судебного административного процессуального права. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также на практикующих юристов, профессионалов, которые хотели бы обновить и систематизировать свои знания в области административного судопроизводства. Подготовлен на кафедре гражданского процесса Уральского государственного юридического университета.

Статья 139. Назначение административного дела к судебному разбирательству

Статья 139. Назначение административного дела к судебному разбирательству

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 139 настоящего Кодекса

1. Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 сентября 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 265-ФЗ

2. Суд, признав административное дело подготовленным, вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть с согласия лиц, участвующих в деле, судебное заседание, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте предварительного судебного заседания и просят рассмотреть административное дело по существу в их отсутствие, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение административного дела.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Статья 133. Определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству

Статья 133. Определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 133 настоящего Кодекса

1. О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий.

Информация об изменениях:

Статья 133 дополнена частью 1.1 с 25 октября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

1.1. В определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству может быть указано на право сторон обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, в целях урегулирования спора или использовать другие примирительные процедуры.

2. На подготовку административного дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству суда.

Подготовка дела к административному разбирательству

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 703-51-48 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Нормативная база подготовки

Подготовка административного дела к административному разбирательству производится в соответствии с главой 13 КАС РФ . Подготовка начинается, когда административный иск принимается к производству (в соответствующем определении судьи). Судья может вынести и отдельное «подготовительное определение» по делу, где отражаются действия, которые сторонам и прочим участникам дела надлежит выполнить, и сроки выполнения.

Продолжительность подготовительного этапа по административным делам не ограничена, конкретный срок подготовки определяет судья, срок обусловливается как процессуальными действиями, которые необходимо предпринять, так и конкретными обстоятельствами дела.

Что при подготовке административного дела к судебному разбирательству делают суд и стороны

Эти действия регулирует ст. 135 КАС РФ . Суд на этом этапе:

На противодействующую своевременной подготовке дела к судебному разбирательству сторону возможно наложение судебного штрафа (по ст. 122 — 123 КАС РФ ). В частности, как противодействие квалифицируется нарушение сроков предоставления установленных судьей или непредоставление ответчиком письменных возражений и обязательных доказательств, невыполнение иных судебных инструкций.

Истец или его представитель на этапе подготовки:

  • отправляет копии документов, не приобщенных к исковому заявлению, с надлежащими доказательствами (если он обязан доказывать правомерность своего иска);
  • подает ходатайство об истребовании доказательств, которые невозможно получить самостоятельно.

Ответчик в ходе подготовки:

  • детализирует запросы истца;
  • заявляет суду, истцу письменные возражения;
  • ходатайствует об истребовании доказательств, если необходимо.

Как административное дело назначается к судебному разбирательству

Дело считается подготовленным, если это зафиксировано судом. После этого выносится определение о назначении административного дела к судебному разбирательству. В определении дается разрешение на:

  • привлечение к участию в деле заинтересованных лиц;
  • совмещение, дробление требований.

Назначаются место и время проведения судебного заседания в суде первой инстанции. При отсутствии препятствий после признания судом дела подготовленным и завершения предварительного заседания суда разбирательство этого дела по существу открывается по решению судьи.

Подготовка административного дела к судебному разбирательству

Статья 135. Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству

Читайте так же:  Как снизить штраф по административному правонарушению

1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

2. Административный ответчик или его представитель:

1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

3. При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

7) направляет судебные поручения;

8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;

10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение, в частности разъясняет сторонам в целях урегулирования спора право обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, использовать другие примирительные процедуры, а также условия и порядок реализации данного права, существо и преимущества примирительных процедур, последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами соглашения о примирении, содействует примирению сторон;
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

4. В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

5. В случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

Статья 132. Задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству

Статья 132. Задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 132 настоящего Кодекса

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

>
Определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ПОДГОТОВКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ.

Задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству.

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

Определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству.

О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий.

Читайте так же:  Общее понятие загрязнение окружающей среды

На подготовку административного дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству суда.

Срок проведения подготовки административного дела к судебному разбирательству.

Подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить.

Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Административный ответчик или его представитель:

уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. В случае, если административный ответчик не обладает государственными или иными публичными полномочиями, суд, установив, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вручены административному ответчику в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ, определяет разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. Если указанные копии не направлялись административному ответчику и заинтересованному лицу, суд направляет их и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления необходимого количества их копий, которые суд направит административному истцу и заинтересованным лицам;

вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

направляет судебные поручения;

по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;

содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение;

разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

В случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 КАС РФ.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 104 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Подготовка административного дела к судебному разбирательству

Как и в гражданском процессе, в административном судопроизводстве по каждому делу, принятому к производству судом, в обязательном порядке проводится подготовка к судебному разбирательству (досудебная подготовка).

Читайте так же:  Принципы производства по делам об административных правонарушениях

В широком смысле целью подготовки дела к судебному разбирательству является его подготовка к последующему успешному разрешению в рамках судебного процесса либо окончание дела уже на данной стадии без судебного разбирательства*(38).

Согласно ст. 132 КАС РФ основной задачей досудебной подготовки по административному делу является обеспечение его правильного и своевременного рассмотрения.

Данной задаче подчинена логика построения алгоритма дальнейших действий суда и участвующих в деле лиц.

Выделяются четыре группы юридически значимых действий при подготовке дела к судебному разбирательству:

1) закрепление юридически значимых действий участвующих в деле лиц;

2) сбор доказательств;

3) управление процессами прохождения дела;

4) разрешение дела без передачи на стадию судебного разбирательства*(39).

Так, очевидно, что для правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом принципов административного судопроизводства, установленных ст. 6 КАС РФ, необходимо, чтобы стороны заблаговременно представили суду и друг другу свои позиции по существу спора, подкрепив их имеющимися доказательствами. Кроме этого, важно верно определить состав участников дела и при необходимости привлечь к участию в деле дополнительных лиц, а также разрешить ряд вопросов организационного характера.

Данная позиция лежит в основе ст. 135 КАС РФ, определяющей действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству. Указанная норма закладывает алгоритм действий сторон, в целом схожий с тем, который установлен ст. 149-150 ГПК РФ, регулирующими аналогичные вопросы в гражданском процессе. Однако положения ст. 135 КАС РФ регулируют действия суда более детально и предметно.

В частности, в рамках досудебной подготовки административный истец передает административному ответчику копии не приобщенных к административному иску документов, содержащих доказательства, обосновывающие его фактические основания, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать.

Административный ответчик, в свою очередь, уточняет для себя суть предъявленных исковых требований и их фактических оснований, передает суду и административному истцу свои письменные возражения по административному иску, а также обосновывающие их доказательства и копии документов, в которых они содержатся (для административного истца или его представителя).

При этом на данном этапе обе стороны административного дела заявляют перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда.

Действия суда в рамках подготовки административного дела к судебному разбирательству более обширны. Так, суд направляет участвующим в деле лицам копии административного искового заявления и приложения к нему, определяет разумный срок для предоставления суду возражений, вызывает стороны и их представителей, разъясняет им их процессуальные права и обязанности, опрашивает по существу заявленных требований и возражений, а также решает ряд вопросов организационного характера (о необходимости личного участия в судебном заседании участвующих в деле лиц, направлении судебных поручений, возможности применения видеоконференц-связи и т.д.).

Кроме этого, во время подготовки к судебному разбирательству суду необходимо точно определить состав участвующих в деле лиц (при необходимости привлечь других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц или заменить ненадлежащего административного ответчика), рассмотреть вопрос о соединении или разъединении нескольких требований, принять меры, направленные на представление доказательств (истребование доказательств, вызов свидетелей, назначение экспертизы, привлечение к участию в судебном процессе специалиста, переводчика и иные меры), а также разрешить поступившие ходатайства (в том числе о применении мер предварительной защиты).

Вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания также разрешается при подготовке административного дела к судебному разбирательству.

Перечень действий, которые может совершить суд во время досудебной подготовки дела, законодатель оставляет открытым, допуская проведение и иных действий, помимо прямо поименованных в ст. 135 КАС РФ. Такие действия должны иметь целью обеспечение правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

Следует отметить, что подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном судопроизводстве носит не формальный характер, а имеет большое значение для его правильного и своевременного рассмотрения. Подтверждением этого является норма ч. 5 ст. 135 КАС РФ, в соответствии с которой противодействие сторон по административному делу его своевременной подготовке, в том числе путем непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, может повлечь наложение судебного штрафа, а не взыскание компенсации за потерю времени, как это предусмотрено в ч. 3 ст. 150 ГПК РФ.

Порядок и основания объединения административных дел и выделения административных исковых требований, о которых упоминалось выше, установлены в ст. 136 КАС РФ. Из анализа ч. 1 указанной статьи следует, что объединение административных дел возможно в случаях, когда в производстве суда находится:

— несколько однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны;


— несколько административных дел по искам одного административного истца к различным административным ответчикам;

— несколько административных дел по искам нескольких различных административных истцов к одному административному ответчику.

Обязательным условием для такого объединения является признание его судом способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.

При этом для выделения административных исковых требований в отдельное производство согласно ч. 2 ст. 136 КАС РФ достаточно лишь признания судом целесообразным раздельного рассмотрения данных требований.

Отдельно следует сказать о соотношении объединения административных дел в одно производство по правилам ст. 136 КАС РФ и присоединении к коллективным исковым требованиям в соответствии со ст. 42 КАС РФ.

Согласно ч. 5 ст. 42 КАС РФ в случае обращения в суд еще одного лица с административным исковым заявлением, содержащим требование, которое аналогично требованию, указанному в коллективном административном исковом заявлении, находящемся в производстве, суд соединяет заявленное требование с ранее принятым.

Последствия такого соединения требований законом не установлены. В связи с этим М.В. Степанчук приходит к выводу, что оно влечет правовые последствия, аналогичные объединению нескольких дел в одно производство в порядке ст. 136 КАС РФ. В этом случае новый заявитель должен получить по делу статус административного истца, поскольку он был таким до соединения требований*(40).

Читайте так же:  Обжалование постановления налогового органа

Важнейшим правовым последствием объединения административных дел в одно производство и выделения заявленных требований в отдельное производство является тот факт, что после этого подготовка административного дела к судебному разбирательству начинается сначала. Это установлено в ч. 7 ст. 136 КАС РФ.

Помимо прочего, в п. 10 ч. 3 ст. 135 КАС РФ предусматривается обязанность суда содействовать примирению сторон, однако в тексте кодекса законодатель отказался от использования формулировки мирового соглашения.

Статья 137 КАС РФ допускает примирение сторон административного дела путем заключения соглашения о примирении, утверждаемого судом. Заключение такого соглашения влечет прекращение производства по делу полностью или в соответствующей части. В случае его неисполнения в добровольном порядке оно может быть передано на принудительное исполнение. При этом примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Обратите внимание: соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Поскольку названное соглашение утверждается определением суда, оно не должно противоречить закону или нарушать права, свободы и законные интересы других лиц. В связи с этим в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС РФ условия соглашения о примирении заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами, а если такое соглашение выражено в письменном заявлении суду, то оно приобщается к материалам административного дела.

Из указанной статьи следует, что соглашение о примирении сторон административного дела является аналогом мирового соглашения, но при этом оно соответствует особенностям и правовой природе дел, возникающих из публичных правоотношений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе», мировое соглашение представляет собой соглашение сторон, т.е. сделку, вследствие чего к этому соглашению, являющемуся одним из средств защиты субъективных прав, помимо норм процессуального права, подлежат применению нормы гражданского права о договорах, в том числе правила о свободе договора (ст. 421 ГК РФ).

Мировое соглашение является одним из возможных в судебном процессе результатов примирения сторон. Законодатель предусматривает его в качестве альтернативы судебному решению*(41).

Отличие соглашения о примирении в административном судопроизводстве от мирового соглашения состоит в том, что оно заключается для урегулирования спора, возникшего из административных правоотношений, и одна из его сторон обязательно должна иметь государственно-публичные, властные полномочия, в силу чего на него не могут в полной мере распространяться нормы гражданского права.

Вместе с тем закрепление в КАС РФ права сторон уже на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству окончить дело соглашением о примирении можно рассматривать в качестве проявления принципа диспозитивности*(42).

Завершающей стадией подготовки административного дела к судебному разбирательству перед его назначением является предварительное судебное заседание, однако его проведение не является обязательным. В частности, как в теории, так и на практике (см., например, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.12.2015 N 33а-11644/2015) выработана позиция, согласно которой предварительное судебное заседание назначается судом не по каждому делу, а только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 138 КАС РФ*(43).

В соответствии с указанной нормой предварительное судебное заседание проводится в целях:

— уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;

— определения достаточности доказательств по административному делу;

— выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;

— процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;

— выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Таким образом, в предварительном судебном заседании разрешаются лишь обозначенные вопросы, без рассмотрения дела по существу. Однако суд вправе приостановить либо прекратить производство по административному делу при наличии соответствующего основания, а в случае установления факта пропуска срока на обращение в суд без уважительной причины принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств дела.

Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, следует понимать определение юридических фактов, лежащих в основе требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и подлежащих применению норм материального права*(44).

Относительно распорядительных действий сторон, упомянутых в п. 4 ч. 1 ст. 138 КАС РФ, следует обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», положения которого могут быть применены к комментируемому кодексу по аналогии.

В частности, в п. 32 указанного постановления разъясняется, что в предварительном судебном заседании могут быть процессуально закреплены такие распорядительные действия сторон, как отказ от иска или заключение мирового соглашения (в административном судопроизводстве — соглашение о примирении).

Следующим этапом движения административного дела в суде является его непосредственное рассмотрение по существу.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 901 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Подготовка административного дела к судебному разбирательству

Подготовка к судебному разбирательству является обязательным этапом при рассмотрении каждого административного дела и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.

Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.

О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий. В ч. 2 ст. 133 КАС РФ закреплено, что на подготовку административного дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии административного искового заявления к производству суда.

Читайте так же:  Образец обжалования постановления мирового суда

Срок проведения подготовки по делу не ограничивается, он определяется судьей с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Административный ответчик или его представитель:

1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда. [ad#legal_3]

При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

1) направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. В случае, если административный ответчик не обладает государственными или иными публичными полномочиями, суд, установив, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вручены административному ответчику в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ, определяет разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. Если указанные копии не направлялись административному ответчику и заинтересованному лицу, суд направляет их и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления необходимого количества их копий, которые суд направит административному истцу и заинтересованным лицам;

2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок;
опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений;

выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их;
истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика;
в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

7) направляет судебные поручения;

8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;

10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение;

11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если одна из сторон противодействует своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных ст. 122 и 123 КАС РФ.

Источники

Подготовка административного дела к судебному разбирательству
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here