Понятие административного задержания физического лица

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Понятие административного задержания физического лица", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

http://base.garant.ru/5872064/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.3 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.3 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Гражданства подлежащих административному выдворению за

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

http://base.garant.ru/12125267/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

Процессуально-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь Об Административных Правонарушениях
Статья 8.3. Должностные лица, уполномоченные осуществлять административное задержание физического лица

Административное задержание физического лица имеют право осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктами 5 и 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;

Читайте так же:  Новый закон о нарушении тишины

должностные лица органов пограничной службы Республики Беларусь – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 52 части 1 и пунктом 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы пограничной службы составляют протоколы об административных правонарушениях;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо военизированной охраны – при выявлении административных правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое имущество;

должностные лица Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь – при нарушении лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил Республики Беларусь, правил дорожного движения;

должностные лица таможенных органов – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 21 части 1 и пунктом 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса таможенные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица органов государственной безопасности – при выявлении правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 60 части 1 и пунктами 5 и 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы государственной безопасности составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 3.30 настоящего Кодекса органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь – при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 32 части 1 и пунктом 8 части 2 статьи 3.30 настоящего Кодекса Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь составляет протоколы об административных правонарушениях.

http://kodeksy-by.com/pikoap_rb/8.3.htm

Административное задержание: основание, цель, субъекты, место, сроки, документы.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Цель и основание. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание может осуществляться только при наличии административного правонарушения. Исключением является административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих их людей или их самих.

Субъекты. В ст. 27.3 КоАП РФ перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание. Его, в зависимости от выявленных правонарушений, вправе производить: должностные лица органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы.

Сроки административного задержания:

1) до трех часов (общий срок);

2) до 48 часов по делам об административных правонарушениях, посягающих на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, за административные правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости, или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

3) до 48 часов за административные правонарушения, влекущие в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Документы. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице (фамилия, имя, отчество, адрес, а при необ-

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях: органов внутренних дел (милиции), внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военной автомобильной инспекции, пограничных органов и пограничных войск, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также в иных специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления задержанными лицами. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

http://lawbook.online/administrativnoe-pravo-rossii-kniga/administrativnoe-zaderjanie-osnovanie-tsel-55236.html

Понятие административного задержания физического лица как мера обеспечения административного процесса.

Тема 7.Меры обеспечения административного процесса и его стадии.

Тема 7.1.Меры обеспечения административного процесса.

Тема 7.2. Начало административного процесса. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (возбуждение дела об административном правонарушении).

Понятие, назначение и виды мер обеспечения административного процесса.

Понятие административного задержания физического лица как мера обеспечения административного процесса.

Начало административного процесса. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Понятие, назначение и виды мер обеспечения административного процесса.

Для правильного и объективного разрешения дела большое значение имеют меры обеспечения административного процесса (гл. 8 ПИКоАП).

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении, допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса:

1. административное задержание физического лица;

2. личный обыск задержанного;

3. наложение ареста на имущество;

4. изъятие вещей и документов;

5. задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транс­портного средства;

6. блокировка колес транс­портного средства (к легковым автомобилям не применяется);

7. отстранение от управления транспортным средством;

9. удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении(ч.1 ст. 8.1 ПИКоАП).

Применение любой меры пресечения в обязательном порядке сопровождается процессуальным оформлением: составляется прото­кол либо делается соответствующая запись в протоколе об админист­ративном правонарушении, иных протоколах. Содержание этого до­кумента может быть различным и зависит от вида меры обеспечения процесса. Вместе с тем выделяется ряд реквизитов, наличие которых является обязательным для протокола (ст. 8.5 ПИКоАП).

Читайте так же:  К административным наказаниям относят возмещение убытков

Понятие административного задержания физического лица как мера обеспечения административного процесса.

Задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс (ч.1 ст. 8.2 ПИКоАП).

Задержание физического лица применяется в целях:

1)пресечения противоправной деятельности;

2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его в месте задержания не представляется возможным;

3) установления личности;

4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации (ч.2 ст. 8.2 ПИКоАП).

Физическое лицо, в отношении которого применено задержание, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс (ч.3 ст. 8.2 ПИКоАП).

Сроки задержания физического лица определены в статье 8.3.ПИКоАП.

Видео (кликните для воспроизведения).

Задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов.На срок свыше трех часов, но не более чем на 72 часа могут быть задержаны:

1) физическое лицо, совершившее административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация;

2) физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения и в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, — до вытрезвления;

3) военнослужащий — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру воинской части или военному комиссару;

4) физическое лицо, совершившее административное правонарушение и имеющее признаки выраженного психического расстройства, которое создает своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;

5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим границы или режим в пунктах пропуска через Государственную границу РБ либо совершившее умышленное не законное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — для установления личности.

Срок задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания.Задержание на срок свыше 3-х часов оформляется протоколом. Время задержания физического лица на срок, не превышающий 3-х часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.

Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим границы или режим в пунктах пропуска Государственной границы либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение 72 часов, может быть задержано на срок до 10 суток с санкции прокурора.

В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации по постановлению судьи физическое лицоможет быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации. При задержании физического лица, применяемом в целях обеспечения административного взыскания в виде административного ареста, назначенного на срок не свыше 10 суток, срок задержания не должен превышать срока назначенного административного ареста.

Требования, предъявляемые к протоколу задержания физического лица, содержатся в ст. 8.5ПИКоАП.В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия должностного лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, основания, место и время его фактического задержания. Протокол объявляется задержанному и при этом разъясняется предусмотренное пунктом 5 части первой статьи 4.1 ПИКоАП право пригласить защитника. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются члены семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

http://poisk-ru.ru/s43369t9.html

Процессуально-Исполнительный Кодекс Республики Беларусь Об Административных Правонарушениях
Статья 8.4. Сроки административного задержания физического лица

1. Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. На срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:

1) физическое лицо, если ему вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация;

2) физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления;

3) военнослужащий — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;

4) физическое лицо, имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;

5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — до установления личности.

3. Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания.

3-1. Административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним, кроме несовершеннолетних, задержанных за совершение административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде депортации.

6. Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, либо пограничный режим, либо режим Государственной границы Республики Беларусь, либо режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь или совершившие умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить их личность в течение семидесяти двух часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности. Орган, должностное лицо которого осуществило задержание иностранного гражданина или лица без гражданства, по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента задержания сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного.

Читайте так же:  Взыскание судебных расходов срок давности

7. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.

8. По истечении сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, физические лица, задержанные за совершение административного правонарушения, подлежат немедленному освобождению, если иное не установлено настоящим Кодексом.

http://kodeksy-by.com/pikoap_rb/8.4.htm

Понятие административного задержания физического лица как мера обеспечения административного процесса.

Тема 7.1. Меры обеспечения административного процесса.

Тема 7.2. Начало административного процесса. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (возбуждение дела об административном правонарушении).

Понятие, назначение и виды мер обеспечения административного процесса.

Понятие административного задержания физического лица как мера обеспечения административного процесса.

Начало административного процесса. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Понятие, назначение и виды мер обеспечения административного процесса.

Для правильного и объективного разрешения дела большое значение имеют меры обеспечения административного процесса (гл. 8 ПИКоАП).

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении, допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса:

1. административное задержание физического лица;

2. личный обыск задержанного;

3. наложение ареста на имущество;

4. изъятие вещей и документов;

5. задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транс­портного средства;

6. блокировка колес транс­портного средства (к легковым автомобилям не применяется);

7. отстранение от управления транспортным средством;

9. удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении (ч.1 ст. 8.1 ПИКоАП).

Применение любой меры пресечения в обязательном порядке сопровождается процессуальным оформлением: составляется прото­кол либо делается соответствующая запись в протоколе об админист­ративном правонарушении, иных протоколах. Содержание этого до­кумента может быть различным и зависит от вида меры обеспечения процесса. Вместе с тем выделяется ряд реквизитов, наличие которых является обязательным для протокола (ст. 8.5 ПИКоАП).

Понятие административного задержания физического лица как мера обеспечения административного процесса.

Задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс (ч.1 ст. 8.2 ПИКоАП).

Задержание физического лица применяется в целях:

1) пресечения противоправной деятельности;

2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его в месте задержания не представляется возможным;

3) установления личности;

4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

6) установления обстоятельств административного таможенного правонарушения;

7) обеспечения применения административного взыскания в виде административного ареста или депортации (ч.2 ст. 8.2 ПИКоАП).

Физическое лицо, в отношении которого применено задержание, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс (ч.3 ст. 8.2 ПИКоАП).

Сроки задержания физического лица определены в статье 8.3.ПИКоАП.

Задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов. На срок свыше трех часов, но не более чем на 48 часов могут быть задержаны:

1) физическое лицо, совершившее административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация;

2) физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения и в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, — до передачи его в специальное медицинское учреждение или до вытрезвления;

3) военнослужащий, совершивший административное правонарушение, — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру воинской части или военному комиссару;

4) физическое лицо, совершившее административное правонарушение и имеющее признаки выраженного психического расстройства, которое создает своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в лечебное учреждение;

5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим границы или режим в пунктах пропуска через Государственную границу РБ либо совершившее умышленное не законное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — для установления личности;

6) физическое лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, — для установления обстоятельств этого административного правонарушения.

Срок задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания. Задержание на срок свыше 3-х часов оформляется протоколом. Время задержания физического лица на срок, не превышающий 3-х часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.

Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим границы или режим в пунктах пропуска Государственной границы либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение 48 часов, может быть задержано на срок до 10 суток с санкции прокурора.

В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации по постановлению судьи физическое лицо может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации. При задержании физического лица, применяемом в целях обеспечения административного взыскания в виде административного ареста, назначенного на срок не свыше 10 суток, срок задержания не должен превышать срока назначенного административного ареста.

Требования, предъявляемые к протоколу задержания физического лица, содержатся в ст. 8.4 ПИКоАП. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия должностного лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, основания, место и время его фактического задержания. Протокол объявляется задержанному и при этом разъясняется предусмотренное пунктом 5 части первой статьи 4.1 ПИКоАП право пригласить защитника. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются члены семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

Читайте так же:  Определение суда об административном правонарушении

http://poisk-ru.ru/s49403t6.html

United Traditions. Unique Tradеmark. UniTra

Особенности административного задержания.

К юристам компании «ЮниТра» часто обращаются как граждане, так и юридические лица по вопросам правомерности административных задержаний органами правопорядка. В ходе оказания юридической помощи клиентам выясняется, что многие не знают: кто и в каких случаях может произвести задержание за то или иное правонарушение, как вести себя в данном случае, какие сроки задержания и т.д.

Но самое главное, как показывает практика, люди обращаются к нам уже по факту их задержания, уже тогда, когда принято или принимается решение правоохранительными органами по существу совершенного правонарушения, с чем, как правило, клиенты не согласны, а также не согласны с тем, что длительное время были задержаны.

В данной статье Вы найдете ответы на поставленные вопросы.

Первое. Административное задержание – это обеспечительная мера.

В статье 27.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее КоАП, изложены все меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, куда и входит административное задержание.

Для чего это делают сотрудники правоохранительных органов? Отвечаем. «В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения…».

Не будем забывать, что задержанию предшествует доставление, а затем личный досмотр, досмотр вещей и их изъятие на время задержания.

Здесь мы должны знать, личный досмотр производится только в присутствии понятых. А также, Вы должны знать, что если личный досмотр был произведен без понятых – это незаконно ! А если это было, то задержанный, если он и совершил правонарушение, освобождается от ответственности.

Второе. Уясним для себя понятие административного задержания.

В статье 27.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях законодатель четко определил понятие задержания.

«Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении».

Как видите, ограничение свободы может быть применено в «исключительных случаях». Какие особенности задержания?

Административное задержание применяется с целью прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия (устное требование, распоряжение) в отношении нарушителя.

Ну, а если гражданин законопослушен, исполняет все, что от него потребовали, но все равно тащат в ОВД, Вы должны знать, что это перебор.

Любой адвокат спокойно может доказать, что ограничение Вашей свободы в данном случае не было необходимостью.

Также важно, что административное задержание, как правило, применяется как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Это может быть: установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения постановлений по ним.

Третье. Составление протокола.

Статья 27.4. КоАП РФ (Протокол об административном задержании) говорит о следующем: при административном задержании «…составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе».

Вот здесь важно знать особенности составления протокола об административном задержании.

Вы должны помнить и знать, что административное задержание по протоколу начинается не с того времени, когда он составляется должностным лицом ОВД, а с момента совершения правонарушения . Ведь в жизни как получается, что отдельные сотрудники умышленно по своим понятным соображениям факт совершения правонарушения по времени сдвигают на более позднее время, о чем в присутствии понятых фиксируют в протоколе. На эти вещи необходимо обращать внимание. И когда Вы получаете копию протокола, а ее просить обязательно необходимо, это Ваша гарантия, что не будет подтасовок. Но если будет установлено, что время или дата совершения правонарушения изменена – это незаконно и при рассмотрении дела, когда будет вскрыт указанный факт, материал должен быть прекращен из-за допущенных юридических ошибок.

Конечно, Вы можете задать вопрос, какими документами может быть подтверждено время совершения административного правонарушения?

Главные и основные подтверждающие документы – это рапорт должностного лица и показания свидетелей. Здесь должно все сходиться по дате и по времени.

Есть прекрасная передача для интеллектуалов. «Что. Где. Когда». Тоже самое касается и доказательной базы по административному задержанию.

Часто получается так, правонарушение совершено, к примеру, в 17 часов, протокол составили в 19 и указали тоже время совершения административного правонарушения, а это значит, что Вы будете задержаны не до трех часов, как говорит Закон, а на более длительный период.

Кроме того, административное задержание на срок, превышающий три часа, могут быть подвергнуты лица, помещенные с санкции прокурора в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи (не свыше 10 суток). Безнадзорные дети (заблудившиеся, потерявшиеся, убежавшие из дому и т.п.), несовершеннолетние правонарушители могут содержаться до 30 суток в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»).

Заключение.

В указанной статье мы поговорили об особенностях административного задержания в соответствии с действующим законодательством России.

Предусмотреть все практически невозможно, но те моменты, которые в статье обозначены должны знать граждане и от этого будет им же польза.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://uni-uri.ru/osobennosti-administrativnogo-zaderzhaniya.html

Понятие административного задержания физического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here