Понятие административной ответственности юридических лиц

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Понятие административной ответственности юридических лиц", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

Административная ответственность

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность –это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

· основанием административной ответственности является административное правонарушение;

· субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

· административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

· административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;

· административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

· применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

· меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.


Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

Административный арест назначается судьей.

5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

6. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Особую область представляет административная ответственность организаций.Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Читайте так же:  Дайте определение административного штрафа

Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность юридических лиц часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях административной ответственности юридических лиц, формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления административной ответственности юридического лица необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица:

— При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.

— При разделении виновной организации на 2 или более новых административная ответственность юридического лица будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе. То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением.

— В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр. лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.

— Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц.

Какие правонарушения административного плана наказуемы

Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлечении административной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Читайте так же:  Мелкое хищение штраф коап

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц, перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

КоАП РФ Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 — 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 — 6 настоящей статьи.

9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Административная ответственность юридических лиц. Применяемые меры административного наказания

К административной ответственности могут привлекаться не только физические и должностные лица, но также и юридические.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Административная ответственность юридических лиц

    Ответственность юридических лиц наступает при выявлении факта правонарушения, допущенного юридическим лицом, при этом о факте правонарушения и его последствиях знали должностные лица юридического лица и не приняли никаких мер по его недопущению. В отношении юридического лица также применяется понятие вины, которая выражается в умышленном совершении или несовершении юридическим лицом действий, противоречащим закону.

    Административная ответственность юридических лиц очень близка по своему содержанию к административной ответственности должностных лиц. Основное отличие между ними заключается в том, что в первом случае вина за поступок лежит на руководящих органах юридического лица, во втором – вина за совершенное правонарушение лежит на конкретном должностном лице, в зоне ответственности которого была возможность не допустить или не совершить деяние. Также административная ответственность к юридическим и должностным лицам различается в размерах штрафов и применяемых мерах наказания.

    Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц отражены в статье 2.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. К административной ответственности привлекаются юридические лица за совершение правонарушений, предусмотренных особенной частью Кодекса об административных правонарушениях РФ или иными нормативными актами Российской Федерации.

    В случае слияния юридических лиц к ответственности за совершенное правонарушение привлекается вновь созданное юридическое лицо.

    При присоединении административной ответственности подлежит присоединившее юридическое лицо.

    При присоединении или выделении юридических лиц ответственности подлежит юридическое лицо, являющееся правопреемником юридического лица, в реализации правоотношений которого было допущено правонарушение.

    При преобразовании юридического лица в другую организационную форму ответственности подлежит вновь созданное юридическое лицо.

    В случае если административное правонарушение было совершено единоличным органом управления юридического лица, то ответственности подлежит юридическое лицо, а не должностное.

    Виды административных наказаний

    На основании пункта 2 статьи 3.2 КоАП РФ к лицу могут применяться следующие виды административных наказаний:

    • предупреждение;
    • денежный штраф;
    • конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;
    • административное приостановление деятельности на определенный срок.

    Самым популярным наказанием за административное правонарушение в отношении юридических лиц является денежный штраф. Величина зависит от совершенного правонарушения и колеблется от нескольких тысяч до миллиона рублей.

    Некоторые правонарушения предусматривают такие меры ответственности, как административное приостановление деятельности, его могут налагать на срок до 90 суток.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Наиболее редко используемое наказание – это конфискация предмета или орудия совершения правонарушения.

    Порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности

    Порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности предусматривает следующие этапы:

    • возбуждение административного дела начинается с вынесения протокола, определения или постановления лицом, имеющим на это полномочие; такими лицами могут быть прокуроры, должностные лица проверяющих органов;
    • административное расследование проводится уполномоченными лицами или судом;
    • вынесение решения по административному делу должно быть вынесено не позднее 2 месяцев с момента возбуждения дела, в особенных случаях, предусмотренных КОАП РФ, 3 месяцев или 1 года.

    Административная ответственность юридических лиц в основном предусматривает значительные денежные штрафы, которые могут серьезно повлиять на бюджет организации и вовсе поставить ее существование под вопрос.

    51.Особенности административной ответственности юридических лиц.

    КоАП РФ проявляет к юридическим лицам повышенное внимание, признавая их субъектами значительного количества административных правонарушений: нарушения земельного законодательства; экологические правонарушения; нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов; нарушения таможенных правил; нарушения налогового законодательства; незаконное осуществление банковской деятельности; нарушения антимонопольного законодательства: нарушения пожарной безопасности; нарушения санитарных и природоохранных правил; нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ); валютные правонарушения. Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения).

    Читайте так же:  При совершении административного правонарушения влекущего задержание тс

    Административная ответственность юридических лиц – это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащие исполнение установленных государством норм, правил, стандартов в целях государственного осуждения противоправной деятельности юридических лиц и выполнения возложенных на них обязанностей.

    Как подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 года №7-П2, из ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ)3 следует, что юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

    Наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности. При этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности (п. 1.1 Постановления).

    Юридический состав административного правонарушения представляет собой совокупность четырех элементов:

    — объект противоправного посягательства;

    — субъект деликта (юридическое лицо);

    — содержание деликта (объективная сторона),

    — психоэмоциональный статус участников (субъективная сторона).

    Отсутствие любого из них исключает как наличие состава в целом, так и соответственно, применение мер государственного принуждения.

    Рассмотрим состав административного правонарушения применительно к юридическим лицам.

    Объектом административного правонарушений являются общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами административного права в сферах исполнительной власти, предусматривающими применение видов административного наказания (ст. 3.2 КоАП РФ). Объектами административных правонарушений, согласно ст. 1.2 являются:

    — охрана прав и свобод человека и гражданина;

    — охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    — защита общественной нравственности;

    — охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти; общественного порядка и общественной безопасности, собственности;

    — защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

    Данные объекты по своей правовой характеристике являются родовыми объектами административных правонарушений, которые составляют неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Общим же профилактическим объектом является предупреждение административных правонарушений.

    В особенной части раздела II при формулировании родовых объектов указаны два правовых критерия — отрасль и объект посягательства.

    Различают также видовой объект — специфическая юридическая группа общественных отношений, являющаяся разновидностью родового объекта. В КоАП видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенные дела.

    Объективная сторона административного правонарушения характеризуется системой законодательных норм и правил, регулируемых административно-правовыми средствами и юридически значимыми признаками, важным внешним проявлением которых является деяние.

    Объективная сторона правонарушения — это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность.

    Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение, применительно к рассматриваемой теме — юридическое лицо.

    Административная ответственность юридических лиц

    В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанным Кодексом. Административным же правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Таким образом, признаками административного правонарушения являются антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость. Что касается таких признаков, как антиобщественность (законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое ‑ нет), противоправность (заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и других отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности) и наказуемость (административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность), то их применение оправданно относится к деяниям, совершенным как физическими лицами, так и юридическими лицами.

    В соответствии со ст. Ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, особенно совершенном организацией (юридическим лицом), факт виновности в совершении правонарушения подлежит выяснению и обязательному доказыванию вместе с другими обстоятельствами. При этом в ст. 2.1 КоАП РФ содержится специальное определение: «Организация (юридическое лицо) признается виновной в совершении административно — правового нарушения, в том случае если будет установлено, что у данной организации имелись возможности для соблюдения правил и норм… но ей не были приняты все необходимые и зависящие от нее меры по их соблюдению».

    Также Налоговый кодекс РФ в своей первой части содержит достаточно ясное определение вины организации (юридического лица) при нарушении законодательства о налогах и сборах РФ (п. 4 ст. 110 НК РФ): виновность организации (юридического лица) в совершении правонарушения в сфере налогового законодательства определяется, беря за основу вину его должностных лиц, либо вину представителей данной организации (юридического лица), действия (бездействие) которых обусловили совершение данного правонарушения в сфере налогового законодательства.

    Таким образом, к доказыванию по делу об административном правонарушении относится момент привлечения правонарушителя к ответственности: до или после реорганизации. В том случае если привлечение к ответственности предприятия (юридического лица) произошло после окончания процедуры его реорганизации, то тогда соответственно административный штраф за нарушение в сфере законодательства о налогах и сборах исключается. По той причине, что организация, которая является правонарушителем, перестает к этому моменту существовать как юридическое лицо, и в результате чего все ее права и обязанности переходят к одному или нескольким правопреемникам, в отличие от ответственности, которая всегда индивидуальна. Если же юридическое лицо привлекли к имущественной административной ответственности до реорганизации, но по факту ни какого исполнения не произошло, то в таком случае возможно применение взыскания на имущество правопреемникa, но без привлечения правопреемникa к ответственности за правонарушение, которое было содеяно его предшественником, так как у приемника вина отсутствует. За исключением тех некоторых случаев когда присутствуют умышленные согласованные действия, направленные на то чтобы уклонится от уплаты налогов и сборов.

    1) вина предприятия (юридического лица) в совершении данного административно – правового нарушения есть субъективное отношение к неправомерному действию (бездействию) коллектива этой организации (юридического лица), но которое определяется по доминирующему желанию, под которым прежде всего понимается воля администрации (органов управления) данного предприятия, ее уполномоченных должностных лиц, а также тех лиц, которые имеют право давать указания обязательные к исполнению в пределах структуры этой организации (юридического лица). В данном случае виновность организации (юридического лица), подобает рассматривать путем субъективного подхода, как факт высоких умозаключений людей. Она (виновность предприятия) должна пониматься, как выявление вины должностных лиц в администрации этого предприятия и считаться доказанной только когда будет установлена и доказана вина должностного лица;

    2) вина организации (юридического лица) может быть также подвергнута анализу с объективной стороны, как виновность юридического лица с позиции органа государственной власти, который осуществляет наложение административного взыскания. Только государственный орган, который осуществляет надзорные действия над данным предприятием, имеет возможность и должен решать, была ли у данного предприятия (юридического лица) объективная возможность выполнять необходимые действия (бездействия) чтобы не допустить совершения административного правонарушения.

    Читайте так же:  Восстановление сроков обжалования административного дела

    Иностранное юридическое лицо – это юридическое лицо, созданное на территории иностранного государства. Под юридическими лицами в отличие от физических лиц понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников). В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона юридического лица. Таким образом понятие иностранного юридического лица раскрывается через понятие личного закона юридического лица.

    Согласно третьей части ГК РФ, на основе личного закона юридического лица определяются, в частности, следующие вопросы:

    – правовой статус организации в качестве юридического лица;

    – организационно-правовая форма юридического лица;

    – требования к наименованию юридического лица;

    – вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

    – содержание правоспособности юридического лица;

    – порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

    – отношения внутри юридического лица, включая отношения юридического лица с его участниками;

    – способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

    Из этого перечня видно, какое значение придается личному закону (иногда применяют термин «личный статут») юридического лица

    Каким образом можно определить, закон какой страны будет рассматриваться в качестве личного закона? Это определяется так называемой национальностью юридического лица. Термин «национальность», как и многие термины в области международного частного права, применяется к юридическим лицам условно, в ином смысле, чем он применяется к гражданам. Речь идет об установлении принадлежности юридического лица к определенному государству. В международной практике наряду с определением личного закона юридического лица государственную принадлежность юридического лица («национальность») необходимо установить для того, чтобы знать, какое государство может оказывать дипломатическую защиту таким лицам. Кроме того, без определения «национальности» юридического лица нельзя будет установить, на какие юридические лица распространяется национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, предусмотренный двусторонними договорами о правовой помощи, например, по договорам РФ с Латвией и Эстонией, соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, действующими для России в отношении большого числа государств.

    Вопрос о критериях определения «национальности» юридических лиц решается по-разному в различных государствах.

    Под местом нахождения юридического лица понимается то место, где находится его центр управления (совет директоров, правление и т.д.). Такой принцип принят, в частности, во Франции, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании. Так, в Латвии, где продолжает действовать Гражданский закон 1937 г. правоспособность и дееспособность юридического лица определяется законом места нахождения его органа управления, а в соседней Эстонии (Закон 1994 г. об общих принципах Гражданского кодекса) предусмотрены более подробные правила.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9060 —

    | 7682 — или читать все.

    Понятие административной ответственности

    Дата публикации: 20.12.2019 2019-12-20

    Статья просмотрена: 32 раза

    Библиографическое описание:

    Семёновых К. С., Рузметов С. А. Понятие административной ответственности // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 154-157. — URL https://moluch.ru/archive/289/65402/ (дата обращения: 16.02.2020).

    Административное правонарушение определяется как виновное противоправное действие (бездействие) юридического или физического лица, ответственность за которое устанавливается Кодексом об административных правонарушениях РФ либо законами субъектов РФ. В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения. Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).

    Изучение законодательства позволяет говорить о следующих признаках административной ответственности:

    1) она предусматривается действующим законодательством;

    2) ее наступление возможно при наличии полного состава правонарушения;

    3) в ее основе лежит государственное принуждение; особый аппарат является реализацией санкций юридических норм, предусматривается применение мер наказания к виновному;

    4) для правонарушителя наступают определенные неблагоприятные последствия в виде лишения известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т. д.);

    5) законом установлена процессуальная форма ее возложения и реализации; за нарушение процедурных норм также предусмотрена ответственность;

    6) уполномоченные на то компетентные органы и должностные лица осуществляют ее реализацию в строго определенном порядке и в пределах своих полномочий.

    Закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении содержится в ч. ч.1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ. Один из них — обнаружение достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушение должностными лицами, которые уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях.

    П.1 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола о совершении административного правонарушения кроме случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

    Пп. 1–2 ст. 28.5 КоАП РФ регламентировано требование к немедленному после выявленного административного правонарушения составлению протокола, за исключением случаев, когда требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела, уточнить сведения о юридическом лице либо данные о физическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. При данных обстоятельствах протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления.

    Административное расследование проводится в случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» определено понятие административного расследования как комплекса процессуальных действий уполномоченных лиц, требующих значительных временных затрат, которые направлены на выяснение обстоятельств, при которых совершено административное правонарушение, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

    Пункт 1 ст. 28.7 КоАП РФ определяет случаи, при которых проводится административное расследование. Данное расследование проводится по месту выявление либо совершения административного правонарушения возбудившим дело об административном правонарушении должностным лицом, которое уполномочено составлять данного вида протоколы, либо иным должностным лицом этого органа в соответствии с п. 4 ст. 28.7 КоАП РФ) на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

    Сроки составления протокола об административном правонарушении по окончании расследования предусмотрены ст. 28.7 КоАП РФ.

    Дальнейшие действия определены п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ: постановление прокурора либо протокол об административном правонарушении может быть направлен в суд либо уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении должностному лицу в срок не позднее трех суток с момента вынесения постановления либо составления протокола об административном правонарушении.

    П. 1.1 ст. 28.8 КоАП РФ устанавливает, что к постановлению прокурора либо протоколу об административном правонарушении, предусматривающем административный штраф, направляемому в соответствии с п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, должна прилагаться необходимая информация для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, которые предусмотрены законодательством РФ о национальной платежной системе.

    Далее дело об административном правонарушении рассматривается и по результатам рассмотрения в соответствии с п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ выносится либо постановление о назначении административного наказания, либо прекращается производство по данному делу.

    Читайте так же:  Сколько наказаний предусмотрено за административное правонарушение

    Ст. 3.3. КоАП РФ устанавливает, что за одно административное правонарушение назначается основное либо основное и дополнительное административное наказание в соответствии с указанными в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. В случае, если санкцией данной статьи предусмотрено обязательное назначение основного и дополнительного наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено в отношении субъекта административного правонарушения, то может быть назначено только одно из наказаний, предусмотренное в отношении данного лица. В качестве основных наказаний применяются административный штраф, предупреждение, лишение физического лица предоставленного ему специального права (в качестве исключения предусмотрено право управления транспортным средством соответствующего вида), обязательные работы, дисквалификация, административный арест либо административное приостановление деятельности.

    В качестве и основных и дополнительных применяются конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность при назначении административного наказания, а ст. 4.5 КоАП РФ регламентирована давность привлечения к административной ответственности.

    П. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности юридических лиц и определен порядок определения их вины. Юридические лица признаются виновными в совершении административного правонарушения в случае установления их виновного поведения. В частности, если установлено, что юридическое лицо имело возможность соблюдать нормы и правила, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но меры по их соблюдению данным лицом не были приняты.

    П. 1 ст. 2.10 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за совершение административных правонарушений в предусмотренных ст.ст. раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях случаях.

    П. 2 ст. 2.10 КоАП РФ определено: если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что нормы, установленные данными статьями, применимы лишь к физическому либо только в отношении юридического лица, то они в равной мере действуют в отношении как физического, так и юридического лица. Исключением являются случаи, в которых смысл данных норм позволяет отнести и применить их лишь в отношении физического лица.

    Перечень видов наказаний, применяемых к юридическим лицам, содержит п. 2 ст. 3.2 КоАП РФ: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

    Говоря об административной ответственности индивидуальных предпринимателей, следует отметить, что в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, применяется административная ответственность как к должностным лицам, если иное не установлено законом.

    П. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» определяет, что судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ при решении вопроса о применении норм КоАП РФ к индивидуальным предпринимателям, совершившим правонарушения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В ином случае индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности как гражданин.

    В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при совершении им административного правонарушения, связанного с ненадлежащим исполнением либо неисполнением своих служебных обязанностей.

    Примечание к указанно статье содержит определение «должностного лица»: лицо, осуществляющее функции представителя власти временно, постоянно либо в соответствии со специальными полномочиями, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него, равно как и выполняющее административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции органах местного самоуправления, в государственных органах, государственных и муниципальных организациях, органах государственных внебюджетных фондов РФ, либо в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ лицо.

    П. 1 ст. 3.2 КоАП РФ предусмотрен перечень административных наказаний, которые могут быть применены к должностным лицам, без каких-либо оговорок. Перечень административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, включает предупреждение, административный штраф, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Административная ответственность граждан в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ предусматривается в отношении лиц, достигших к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

    Освобождение от административной ответственности с применением к виновному лицу мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, предусматривает процедуру выяснения конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их.

    Ст. 2.9 КоАП РФ предусмотрен порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения: в таком случае судья, должностное лицо либо соответствующий орган, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, ограничиваются устным замечанием.

    П. 21 Постановления Пленума N 5 устанавливается, что при установлении в процессе рассмотрения дела судьей малозначительности совершенного административного правонарушения, он вправе на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем указывается в постановлении о прекращении производства по делу. На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при установлении малозначительности административного правонарушения при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении должно быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

    В указанном Постановлении содержится определение малозначительного административного правонарушения — таковым признается действие или бездействие, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения.

    Административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ, как указывает Пленум, ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ст. 2.8 КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности физического лица, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие временного либо хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

    Источники

    Понятие административной ответственности юридических лиц
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here