Понятие групповых нарушений общественного порядка

Сегодня рассмотрим материал на тему: "Понятие групповых нарушений общественного порядка", собранный из ведущих авторитетных источников. На все вопросы вам готов ответить дежурный юрист.

1.2. Классификация массовых беспорядков

Уголовно — правовые нормы, предусматривают ответственность за массовые беспорядки, за организацию или за активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок, за нарушение порядка организации и проведения собрания, митингов, шествий и демонстраций и т.д 8 .

Исторический анализ уголовного законодательства о массовых беспорядках свидетельствует о том, что состав всегда определяется как посягательство массы людей на деятельность органов власти (законодательной или исполнительной). Проблема массовых беспорядков в дореформенный период уделялось незначительное внимание. Существовало мнение, согласно которому с построением социализма отпадала реальная почва для возникновения массовых беспорядков. Однако, несмотря на это в стране имели место отдельные вспышки массовых беспорядков, которые не предавались широкой огласке. В этой связи научное изучение этого явления не проводилось, а в учебной литературе внимание данному преступлению уделялось лишь потому, что данная норма существовала в уголовном кодексе. Как следствие, при расследовании дел, возбужденных по фактам массовых беспорядков, практические работники по сей день сталкиваются с трудностями в квалификации действий их участников. Несмотря на обновление и усовершенствование конструкции состава преступления, массовые беспорядки, действия, рассматриваемы в теории уголовного права как «массовые беспорядки» на практике не редко оцениваются как групповое хулиганство, групповое нарушение общественного порядка, групповой захват оружия и иные составы преступлений.

«Спокойная» Статистика по Российской Федерации (ст. 212 УК) свидетельствует главным образом о необходимости более пристального изучения реального состояния преступности, связанной с массовыми беспорядками 9 . Бесспорно, политическая и экономическая нестабильность, разрушения идеологических, нравственных основ жизни общества, резкое усиление активности групп лиц с противоправными установками, осложнение и противоречие в межнациональных отношениях и другие негативные обстоятельства, влекут за собой злобу, различные виды и множественность фактов преступного насилия, в том числе и массового характера.

Понять природу массовых беспорядков можно лишь с помощью тщательного их анализа, который должен начинаться с классификации. Однако эти классификации не могут вместить в себя всего многообразия массовых беспорядков. В связи с этим возникает необходимость их конкретизации и упорядочения. Среди различных критериев классификации наиболее существенными» являются: причины возникновения, характер, наступившие последствия, место возникновения, продолжительность и число участников массовых беспорядков.

Большую часть преступлений составляют массовые беспорядки в населенных пунктах. Они обычно возникают в тех местах или в непосредственной близости от тех мест, которые являются источником конфликта, вызывают недовольство людей или против которых это недовольство направлено, это могут быть правительственные здания, поскольку протестующая группа придает им символическое значение, здания органов внутренних дел, органов местного самоуправления 10 .

Если в основу классификации массовых беспорядков положить причины их возникновения, то можно определить массовые беспорядки политического, экономического, социального, этнического, религиозного, экологического характера, а также беспорядки, вызванные неправомерными действиями работников полиции.

Вместе с тем следует отметить, что неквалифицированные, порой преступные действия работников органов внутренних дел являются поводом, а не причиной возникновения массовых беспорядков. Органы внутренних дел зачастую сами становятся объектом нападения. Так был в Тольятти 23 марта 2013 года при массовых беспорядках на стадионе «Торпедо».

Положив в основу классификации продолжительность, можно выделить длительные и эпизодические массовые беспорядки. Анализ показывает, что массовые беспорядки, возникающие на почве у межнациональных отношений, являются, как правило, длительными.

Массовые беспорядки следует различать по наступившим последствиям. Очевидно, что между массовыми беспорядками, совершенными в Бирюлево, где вследствие беспорядков был нанесен незначительный материальный ущерб, и массовыми беспорядками в Египте, где погибло 100 человек и еще 4,5 тысячам были ранены нельзя ставить знак равенства. Представляется также необходимым различать массовые беспорядки, повлекшие и не повлекшие смерть людей.

Разграничение данных деликтов, как отмечалось ранее, происходит главным образом по объекту преступления, на который они направлены. Отличительный признак массовых беспорядков — это преступная форма проявления недовольства деятельностью (бездеятельностью) органов власти или управления, направленная против этих органов 11 .

Подводя итог, можно обозначить следующую схему классификации массовых беспорядков 12 :

1. По причинам возникновения:

а) политические, б) экономические, в) социальные, г) этнические, е) религиозные, ж) экологические, з) по причине неправомерных действий работников милиции.

а) общего характера (выражаются в погромах учреждений, магазинов, киосков и т.д., поджогах и других подобных действиях).

б) особенного характера (выражаются в погромах квартир граждан).

3. По тяжести наступивших последствий:

а) повлекшие смерть людей, б) с телесными повреждениями различной тяжести, в) с причинением значительного материального ущерба.

4. По месту возникновения:

а) в населенных пунктах, б) в исправительных учреждениях.

5. По продолжительности:

а) длительные, б) эпизодические.

6. По числу участников:

а) до 100 чел, б) до 1000 чел, в) до 10000 чел, г) более 10000 чел.

Массовые беспорядки как сложное социальное явление требуют специального и глубокого изучения причин и поводов их возникновения, генезиса, форм и методов предупреждения и борьбы с ними органов внутренних дел.

Массовые беспорядки в той или иной форме возможны в любом обществе, независимо от его политического устройства. Более того, это одна из форм проявления отношения определенных групп людей к этому обществу, следовательно, причины массовых беспорядков как социально — политического явления необходимо искать в основах самого общества, государственного устройства, экономическом положении, взаимоотношениях различных этнических групп и слоев населения.

В литературе, при исследовании различных аспектов массовых беспорядков, большинство авторов определяет их понятие через соответствующую норму уголовного закона, предусматривающую ответственность за организацию и активное участие в массовых беспорядках.


Так, Григорьев В.Н. попытался определить массовые беспорядки следующим образом массовые беспорядки — это умышленные действия, совершаемые большой группой людей — толпой, посягающие на основы общественного порядка и безопасности и сопровождающиеся погромами, разрушениями, поджогами и другими подобными действиями или оказанием вооруженного сопротивления 13 .

Необходимо отметить и такую особенность массовых беспорядков: возникшие на основе одного социального конфликта, они могут превратиться в другой, и наоборот. Может произойти «наслоение» одного основания на другое.

Читайте так же:  Разрешение торговли едой на улице

По ныне действующему уголовному законодательству термин «толпа» не используется 14 . В социальной психологии существует классификация основных видов толпы: повстанческая, агрессивная, спасающаяся, стяжательская, экстатическая. Предложенная научная классификация не является исчерпывающей и носит условный характер, свойственный любому аналогичному определению, отражая в общих чертах присущую данному явлению сущность. Основными мотивами вступления людей в толпу являлись: ложное понимание интересов нации, корысть, месть. При анализе мотивации действий участников массовых беспорядков выявляется своеобразная особенность: толпа с агрессивной ориентацией возникает, как правило, на базе отрицательных эмоций некоторой части населения, недовольной условиями жизни, политикой, проводимой руководством области, республики. Состояние недовольства может трансформироваться в ненависть, которая определяет агрессивность поведения ее участников. 15

Совершить массовые беспорядки без использования элементов агрессии невозможно, в связи с этим законодатель подразумевает этот признак в объективной стороне состава преступления.

Большинство авторов определяет массовые беспорядки как преступление, выражающееся в совершении конкретных действий, предусмотренных в диспозиции статьи 212 УК РФ. Однако в ходе массовых беспорядков совершаются деяния, которые содержат признаки составов других преступлений. Массовые беспорядки являются особым конгломератом различных преступных деяний. В состав массовых беспорядков входят такие самостоятельные составы преступления, как поджоги, погромы, уничтожение имущества, причинение вреда личности, а вместе указанные в законе деяния подобного рода называются массовыми беспорядками, т.е. совокупности определенных преступлений, преступных действий, включая и их организацию.

С социологических позиций массовые беспорядки — это организованное группой лиц или отдельным лицом действие (совокупность действий) с участием толпы, направленное на нарушение общественного порядка и общественной безопасности, нарушение национального и расового равноправия, совершаемые с целью дестабилизации обстановки и выселения неугодных определенным кругам этнических групп из мест постоянного проживания 16 .

В рассматриваемом преступлении толпа не может быть пассивной, не является простым сборищем любопытных или просто зрителей. Уголовная ответственность в законе дифференцирована в соответствии с содеянным каждым из числа организаторов, исполнителей, подстрекателей и пособников.

http://studfile.net/preview/4619344/page:3/

ответы ТСП РЯД / ответы по теме 5 / 38. Понятие (ГНОП)

38. Групповые нарушения общественного порядка (ГНОП) (групповое хулиганство) по своим признакам сближаются с МБ, но отличаются следующими признаками:

— массовые беспорядки охватывают, как правило, населенный пункт или часть его. ГНОП более локальны;

— не сопровождаются погромами, поджогами, разрушениями;

— менее продолжительны по времени;

— массовые беспорядки направлены на подрыв основ государственного управления и общественной безопасности, а ГНОП — против общественного порядка.

В ряде случаев ГНОП возникали в местах массового отдыха граждан в результате нераспорядительности администрации, продажи билетов сверх установленной нормы, допуска к участию в мероприятии лиц, находящихся в нетрезвом виде, при несвоевременной информации об изменениях в программе, неправильного поведения спортсменов, судей, неправильных действий работников полиции (грубое обращение, необоснованное применение физической силы при незначительных правонарушениях и т.д.)

Обеспечение безопасности личности, общества и государства, защита прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств в таких условиях предполагает особый характер деятельности органов внутренних дел, специфические формы взаимоотношений личного состава с населением.

http://studfile.net/preview/5641648/

Статья 293. Групповое нарушение общественного порядка

Организация групповых действий, повлекших грубое

нарушение общественного порядка или существенное нарушение работы транспорта, предприятия, учреждения

или организации, а также активное участие в таких действиях наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых

налогом минимумов доходов граждан или арестом на

срок до шести месяцев.

2. Объективная сторона данного преступления включает в себя:

— организацию групповых действий, повлекших грубое нарушение общественного порядка;

— активное участие в таких действиях.

Под организацией групповых действий, повлекших грубое нарушение общественного порядка, следует понимать

действия организатора (организаторов), которые, например,

ку причинить с его помощью физический вред потерпевшему, а также его демонстрацию, как потерпевшему, так и

другим лицам, которые бы могли воспрепятствовать незаконным действиям виновного.

Преступление считается оконченным с момента совершения участником вышеуказанных действий независимо от наступления вредных последствий.

3. Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом действий организатора или

активного участника массовых беспорядков. По отношению к наступившим последствиям отношение участника

массовых беспорядков может выражаться и в косвенном

4. Субъектом преступления может быть физическое

вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое

являлось организатором или принимало активное участие

в массовых беспорядках.

5. Квалифицирующими лризнаками анализируемого состава преступления ч. 2 данной статьи являются деяния

предусмотренные ч. 1., если они привели к гибели людей

или тяжким последствиям.

Под гибелью людей следует понимать смерть одного

или большего количества лиц.

Под тяжкими последствиями понимается причинение

тяжких телесных повреждений хотя бы одному лицу, нанесение телесных повреждений средней тяжести двум и

более лицам, причинение значительного материального

http://lawbook.online/ugolovnyiy-kodeks-ukrainyi/statya-293-gruppovoe-narushenie.html

Понятие групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Причины их возникновения.

Групповые нарушения общественного порядка (ГНОП)

,есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.

ГНОП относятся к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка и квалифицируются в соответствии с частью 2 статьи 213 УК Российской Федерации – «Хулиганство».

ГНОП признаются совершенными группой лиц, если в их совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.

ГНОП признается совершенными группой лиц по предварительному сговору, если в них участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

ГНОП признаются совершенными организованной группой, если они совершены устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Следует иметь в виду, что предварительная договоренность должна быть достигнута не только о совершении ГНОП, но и о применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо о совершении таких действий по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы любым из соучастников. При этом не имеет значения, всеми ли лицами, договорившимися о совершении такого преступления, применялись оружие или предметы, используемые в качестве оружия.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды цели и задачи

К противоправным действиям, связанным с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, относятся действия правонарушителей в том случае, когда сопротивление оказано непосредственно во время совершения ГНОП.

К лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, лица, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, привлекаемые к охране общественной безопасности и общественного порядка, должностные лица органов местного самоуправления, которые по специальному полномочию органа местного самоуправления осуществляют функции по охране общественного порядка.

Общественная опасность ГНОП заключается в том, что они могут перерастать в более тяжкое преступление – массовые беспорядки.

Массовые беспорядки

–тяжкое преступления против общественной безопасности, сопровождающееся насилием, погромами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти (ст. 212 УК РФ).

Общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что преступление совершается большой группой людей (толпой), сопровождается уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, погромами, поджогами, насилием над гражданами, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, может привести к массовым человеческим жертвам, парализацией функционирования органов власти и управления, работы организаций, предприятий, учреждений, транспорта, связи, серьезному экономическому ущербу, моральному вреду как для отдельных граждан, так общества и государства в целом.

Рис. 1. Массовые беспорядки в г. Москве (декабрь 2012 г.)

Под насилием при совершении преступления понимается физическое и психическое насилие, которое может выражаться в причинении побоев, истязании (ст. ст. 116, 117 УК РФ) или угрозе таких действий, так как в законе не говорится о причинении вреда здоровью. Поэтому причинение вреда здоровью или другие преступления, совершенные при массовых беспорядках, квалифицируются по совокупности с такими преступлениями в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

Под погромами понимаются разрушение и повреждение жилых и иных помещений, транспорта, средств коммуникаций, разграбление магазинов, складов с продовольствием и т. д.

Под поджогами понимаются действия, приведшие к пожарам зданий, сооружений, транспорта, бензозаправок, нефтехранилищ, газопроводов и т.д.

Под уничтожением имущества понимается приведение его в полную негодность.

Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается использование их для причинения вреда здоровью человека, гибели людей, уничтожения имущества, а также использование при угрозе совершения таких действий.

Под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается непосредственное применение или угроза применения огнестрельного, холодного или иного оружия к лицу, являющемуся представителем власти, выполняющему свои обязанности, пресекающему массовые беспорядки, в целях воспрепятствования ему восстановлению порядка. Если при совершении массовых беспорядков было совершено посягательство на жизнь работника правоохранительного органа или военнослужащего, то действия виновного лица подлежат дополнительной квалификации по ст. 317 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основные причины

возникновения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков кроются в проблемах внешнего и внутреннего характера.

К основным внешним проблемам относятся факторы, оказывающие негативное влияние на социально-экономическое и общественно-политическое положение в стране:

замедление темпов роста экономики и сохранение высокого уровня инфляции, в том числе связанные с последствиями мирового финансового кризиса;

значительные масштабы коррупции и излишние административные барьеры;

высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации населения;

недостаточность уровня правового сознания граждан и развития институтов гражданского общества.

Наряду с недостаточным уровнем ресурсного обеспечения системы МВД России к внутренним факторам относятся проблемы, связанные с недостаточной эффективностью деятельности подразделений полиции по:

раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, направленных против жизни, здоровья и собственности граждан;

противодействию коррупции и организованной преступности, пресечению преступлений экономической направленности тяжкой и особо тяжкой категории, совершенных в крупном или особо крупном размере, возмещению причиненного ими материального ущерба;

противодействию экстремизму, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности;

обеспечению общественного порядка и безопасности граждан в общественных местах и повышению оперативности реагирования сил и средств, задействованных в системе единой дислокации;

снижению уровня криминализации подростковой среды;

профилактике правонарушений участковыми уполномоченными полиции;

созданию действенной системы обеспечения безопасности при подготовке и проведении значимых общественно-политических мероприятий;

повышению уровня готовности подразделений специального назначения и авиации к выполнению поставленных задач;

ужесточению контроля за легальным оборотом оружия и деятельностью частных охранных предприятий;

непрерывному сбору, обработке и передаче информации дежурными частями органов внутренних дел Российской Федерации, управлению имеющимися силами и средствами, приему и регистрации поступивших сообщений и заявлений о происшествиях и преступлениях, незамедлительному принятию мер реагирования по их пресечению и раскрытию, минимизации последствий чрезвычайных обстоятельств и происшествий, осуществлению разбирательства с задержанными и доставленными гражданами;

обеспечению правопорядка и безопасности на объектах транспортного комплекса;

повышению качества непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уровня научного обеспечения их деятельности.

С большой вероятностью повысятся качественные характеристики совершаемых преступлений и тяжесть вызванных ими последствий. Возможен рост числа особо тяжких преступлений корыстно-насильственной направленности, связанных с разбойными нападениями на объекты кредитно-финансовой сферы, организации, предприятия и частные домовладения граждан.

Можно ожидать увеличения числа пресеченных фактов коррупции и объемов установленного материального ущерба по выявленным преступлениям экономической направленности.

При этом сохранится вероятность возникновения очагов социальной напряженности, вызванных попытками экстремистских организаций дестабилизировать обстановку в обществе. Возможен рост числа несанкционированных митингов и протестных акций, а также количества их участников.

К характерным признакам начала массовых беспорядков следует отнести:

увеличение числа сообщений в полицию о нарушениях общественного порядка, носящих групповой характер;

столкновения и конфликты между группами граждан;

Видео (кликните для воспроизведения).

разрастание слухов и домыслов негативного характера;

появление неформальных лидеров и попытки с их стороны организовать сборища граждан;

возникновение инцидентов с работниками полиции, пребывающих на место происшествия;

заметное снижение активности в оказание помощи работникам полиции при выполнении ими своих обязанностей;

нападения на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

http://helpiks.org/8-25790.html

Виды нарядов, задействуемых для ООП при проведении массовых мероприятий

При проведении массовых мероприятий задействуются как общие, так и специальные виды нарядов.

К специальным нарядам относятся:

ЦЕПОЧКА – выставляется для оцепления территории с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение граждан, или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей.

Читайте так же:  Административное наказание может быть назначено срок

Цепочки подразделяются:

· на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м,

· нормальные – при интервале 1-2 м,

· усиленные – при интервале менее 1 м, многорядные – в два и более рядов.

С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.

ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ – обеспечивает правопорядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.

ПОСТ НАБЛЮДЕНИЯ – предоставляет своевременную информацию о ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в месте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

ГРУППА ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА – организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.

ГРУППА ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ – основной ее задачей является проведение разъяснительной работы о требованиях законодательства среди участников массовых мероприятий.

ГРУППА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВЯЗИ – призвана обеспечить надёжное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

ГРУППА ФИКСАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ – оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и аудиозаписи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.

При возникновении групповых нарушений общественного порядка или массовых беспорядков дополнительно создаются:

ГРУППА ОЦЕПЛЕНИЯ – предназначена для оцепления места возникновения групповых нарушений общественного порядка или массовых беспорядков.

ГРУППА ВЫТЕСНЕНИЯ И РАССЕЧЕНИЯ – предназначена для вытеснения правонарушителей с определенной территории, рассечения правонарушителей на несколько частей с целью предотвращения очагов беспорядков, а также обеспечения благоприятных условий для изъятия активных членов из числа правонарушителей.

ГРУППА ИЗЪЯТИЯ (БЛОКИРОВАНИЯ) – предназначена для изъятия активных правонарушителей массовых беспорядков и передачи их конвойным подразделениям. Группа изъятия формируется как минимум из шести сотрудников, которые располагаются попарно, друг за другом. Группа работает самостоятельно по команде старшего группы.

ГРУППА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ – предназначена для рассеивания правонарушителей и нейтрализации их агрессивных действий путем применения специальных средств. Состоит из специально обученных сотрудников (минимум четыре сотрудника) и оснащенных специальными средствами различного назначения, а также специальной автомобильной техники (при наличии).

ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОНВОИРОВАНИЯ) — предназначена для сопровождения задержанных лиц до передачи группе документирования.

Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

· знать и умело выполнять поставленную задачу;

· проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;

· находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

· удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

· в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и угрожающих безопасности зрителей и участников, немедленно, доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9754 —

| 7578 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/7_153793_vidi-naryadov-zadeystvuemih-dlya-oop-pri-provedenii-massovih-meropriyatiy.html

Причины и условия, порождающие групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки

Предупреждение, локализация и ликвидация групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, восстановление нормальной жизнедеятельности общества яв­ляются важнейшими задачами, выполнение которых возложе­но на органы внутренних дел. Эти виды преступлений значи­тельно отличаются от других видов преступной деятельности. Они, как правило, возникают внезапно, характеризуются быстрым развитием событий, резко осложняют оперативную обстановку. Поэтому обычные организационные формы, силы и средства, а также тактические приемы обеспечения общест­венного порядка и безопасности в этих условиях оказываются малоэффективными.

Для успешной работы в этих экстремальных условиях орга­ны внутренних дел должны знать причины и условия, порожда­ющие такие эксцессы.

Анализ имевших место в стране нарушений общественного порядка и массовых беспорядков позволяет сделать вывод, что причинами их явились:

— проявление значительными группами граждан недоволь­ства недостатками в решении экономических, социальных и политических проблем, действиями органов власти, местного самоуправления;

— рост преступных посягательств на жизнь, здоровье и собственность граждан;

— обострение межнациональных и межрелигиозных отно­шений и возникновение конфликтов, сопряженных с насили­ем, между группами граждан разной национальности, вероис­поведания;

— ухудшение экологической обстановки;

— некомпетентность администрации спортивных и иных зрелищных сооружений;

— низкий профессиональный и культурный уровень ра­ботников правоохранительных органов.

— слабую оперативную осведомленность органов внутрен­них дел в назревающих конфликтах;

— недостаточное внимание к выявлению антиобществен­ных и националистических настроений отдельных групп насе­ления;

— недооценка разъяснительной и профилактической рабо­ты, в том числе и с использованием средств массовой инфор­мации;

— слабая информированность о лицах, способных стать подстрекателями или организаторами групповых нарушений;

— недостаточное взаимодействие с органами власти и уп­равления;

— низкая исполнительская и правовая культура работни­ков органов внутренних дел;

— необоснованное задержание граждан, грубое обращение сотрудников полиции с гражданами, применение физической силы и специальных средств к гражданам, совершившим не­значительные правонарушения, особенно в местах массового пребывания людей и т. д.

Сами по себе названные причины и условия не всегда при­водят к возникновению массовых групповых нарушений об­щественного порядка. Непосредственное их возникновение вызывается определенным стечением обстоятельств в каждой конфликтной ситуации.

Важное место в развитии конфликтной ситуации занимает механизм формирования толпы, особенности поведения ее участников[12]. Гражданам, образующим толпу, присуща опреде­ленная мера психического взаимодействия и сопереживания, обусловленных наличием общего интереса к происходящему.

Толпа – это группы людей (внешне не организованные), отличающиеся высокой степенью приспособления к склады­вающимся ситуациям, некритичным восприятием и подража­нием действиям других лиц, а также проявлением крайней эмоциональности и единодушием в своих действиях. Форми­руясь под влиянием различных ситуаций, они не имеют зара­нее обозначенных и организационно оформленных взаимосвя­зей, предварительно распределенных между участниками ро­лей[13].

Читайте так же:  Уплата административного штрафа кбк

В литературе описываются следующие виды толпы: про­стая, конкурирующая, экспрессивная.

Простая толпа представляет собой скопление людей, же­лающих получить информацию о каком-либо необычном со­бытии или явлении, очевидцами, которых они стали благода­ря случайному стечению обстоятельств. Образование этого вида толпы характерно для таких массовых мероприятий, как об­щественно-политические и культурно-зрелищные.

Конкурирующая толпа –это контактная группа, в составе которой каждый из лидеров соперничает с другим ее участни­ком, стремясь к удовлетворению аналогичного интереса. По­водами к формированию таких групп могут быть общественно полезные цели, но чаще всего ими являются индивидуально-личностные интересы. Такие группы создаются обычно при выходе с территории проведения массового мероприятия.

Экспрессивная толпа возникает и формируется в основном во время спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также митингов и демонстраций (шествий).

Значительную часть такой толпы составляют любители «ост­рых» ощущений, которые всегда готовы спровоцировать груп­повые нарушения общественного порядка и массовые беспо­рядки.

http://mylektsii.ru/6-172142.html

Статья 293. Групповое нарушение общественного порядка

Организация групповых действий, повлекших грубое нарушение общественного порядка или существенное нарушение работы транспорта, предприятия, учреждения или организации, а также активное участие в таких действиях — наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев.

Статья 294. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались в качестве оружия, а также активное участие в массовых беспорядках — наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

2. Те же действия, если они повлекли гибель людей либо иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 295. Призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку

Публичные призывы к погромам, поджогам, уничтожению имущества, захвату зданий или сооружений, насильственному выселению граждан, угрожающие общественному порядку, а также распространение, изготовление либо хранение с целью распространения материалов такого содержания — наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8629 —

| 7458 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/9_121697_statya—gruppovoe-narushenie-obshchestvennogo-poryadka.html

Групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

Основными задачами деятельности органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков являются:

— объективное и своевременное информирование;

— предупреждение дальнейшего развития группового на­рушения;

— пресечение группового нарушения;

— документирование противоправных действий участников и раскрытие преступлений по горячим следам;

— усиление охраны особо важных объектов;

— устранение причин и условий, порождающих конфликт­ную ситуацию.

В целях обеспечения выполнения задач по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, обеспечения высокой боевой готов­ности, оперативности и организованности действий служеб­ных нарядов в этот период в органах внутренних дел разраба­тываются планы проведения специальных операций.

Такой план должен быть конкретным, четко определять задачи нарядов и ответственных должностных лиц, реально учитывать наличие всех сил и средств, которые могут быть задействованы в этой операции, порядок взаимодействия и связи служб и подразделений, время и место сбора личного состава по тревоге, закрепление личного состава по группам, четкое знание сотрудниками своих функциональных обязан­ностей в той или иной группе, местные условия и особеннос­ти. В плане обязательно указывается порядок его ввода в дейст­вие. К нему прилагается план-схема города (района) с нане­сенными основными объектами, подлежащими охране.

В связи с тем, что местами наиболее вероятного возникно­вения групповых нарушений являются площади, парки, ста­дионы, места сбора различных неформальных группировок, в плане целесообразно предусмотреть различные варианты воз­никновения и развития эксцессов и расчет сил и средств про­изводить с учетом вышеперечисленных факторов.

Органам внутренних дел необходимо постоянно поддержи­вать готовность к действиям по предупреждению и пресече­нию групповых нарушений общественного порядка и массо­вых беспорядков. С этой целью в органах внутренних дел пе­риодически проводятся тренировки и обучение личного соста­ва по отработке необходимых умений и навыков, составляют­ся специальные планы и при необходимости осуществляется их корректировка, проводится рекогносцировка на местнос­ти, где намечаются массовые мероприятия, проводятся совмест­ные учения всех задействованных сил органов внутренних дел, внутренних войск и других подразделений, на которых отра­батывается организация, тактика и взаимодействие этих подразделений и служб в ходе предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка, систематичес­ки проверяется готовность специальных и материально-техни­ческих средств, а также функционирование системы оповеще­ния и связи. Личный состав обучается умению ориентировать­ся в сложных, критических ситуациях, принимать правиль­ные решения при строгом соблюдении законности.

Особое внимание следует обращать на тактику действий нарядов полиции при предупреждении и пресечении группо­вых нарушений в начальный период их возникновения. В этих целях наряды полиции при несении службы в местах скопле­ния людей должны изучать обстановку, контингент лиц, там находящихся, фиксировать обстоятельства, способные спро­воцировать конфликтную ситуацию, при необходимости – своевременно информировать дежурного по органу внутрен­них дел и принимать меры к устранению инцидента на месте[14]. Опыт работы ОВД свидетельствует о том, что наиболее дейст­венными формами пресечения указанного противоправного по­ведения участников конфликта в условиях толпы являются:

— быстрое реагирование на складывающуюся конфликт­ную ситуацию, изоляция организаторов и подстрекателей;

— ведение гласной видео- и фотосъемки событий с целью последующего документирования неправомерного поведения участников, создающих толпу;

— активное проведение разъяснительной работы среди граж­дан, втянутых в конфликт;

— тактически грамотные действия работников полиции при обострении конфликта и одновременное сосредоточение необ­ходимых сил и средств с целью предупреждения беспорядков.

В связи с тем, что значительная часть инцидентов, перера­стающих в массовые беспорядки, возникает в местах массово­го скопления населения, этим местам при организации обес­печения общественного порядка необходимо уделять самое пристальное внимание и назначать для несения службы самых опытных, профессионально подготовленных сотрудников.

Читайте так же:  Запрещено ли курение айкоса в общественных местах

Однако эти требования не всегда выполняются, что зачас­тую приводит к негативным последствиям. Слабо подготов­ленные наряды не всегда умело выбирают момент для задер­жания правонарушителей, не учитывают настроение окружа­ющих граждан и их возможную реакцию, не стараются скло­нить их на свою сторону, заручиться их поддержкой и помо­щью. Иногда нарушители не сразу отправляются с места проис­шествия в орган внутренних дел, что нередко приводит к по­пыткам освободить их и в дальнейшем – к противостоянию и развитию конфликтной ситуации.

Особенно негативную реакцию у окружающих вызывает неумелое, неправомерное применение физической силы, спе­циальных средств и оружия, используемых работниками по­лиции при задержании правонарушителя. Поэтому для слу­жебных нарядов исключительно важно хорошо знать свои обя­занности и права, грамотно и умело их применять, исключи­тельно вежливо и культурно обращаться с гражданами, не допускать нарушений законности, неуважения к правам чело­века.

В случае возникновения серьезной конфликтной ситуации, могущей перерасти в групповые нарушения общественного порядка или массовые беспорядки, наряды полиции обязаны, используя все средства связи, немедленно проинформировать об этом дежурного по органу внутренних дел, соблюдая ре­жим секретности. Доклад должен в обязательном порядке со­держать следующую информацию:

— характер, место и время возникновения инцидента;

— причины и повод возникновения;

— контингент и количество участников;

— количество собравшихся граждан и их отношение к ин­циденту.

Об обстановке, которая может вызвать групповые нару­шения общественного порядка, начальник органа внутрен­них дел информирует администрацию, федеральную службу безопасности, прокурора, а также военного коменданта и на­чальника гарнизона, одновременно обеспечивает выезд на место происшествия усиленной оперативной группы, ориен­тирует и направляет наряды полиции, несущие патрульно-постовую службу на прилегающей территории, к месту груп­пового конфликта. После этого он сам прибывает на место происшествия, оценивает оперативную обстановку и отдает соответствующие команды.

Прежде всего, осуществляется сбор и сосредоточение лич­ного состава и техники в условленном месте. Затем осуществ­ляется блокирование и локализация на месте конфликта. Про­изводится усиление охраны важных объектов, затем соответ­ствующие группы сотрудников приступают к осуществлению своих функциональных обязанностей, которые они должны выполнять в случае введения специальной операции. Осуще­ствляется выявление организаторов, подстрекателей и актив­ных участников групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, документирование их преступной де­ятельности. Специальной группой сотрудников проводится разъяснительная работа среди участников конфликта об ис­тинных причинах инцидента, принимаемых органами внут­ренних дел мерах. Одновременно участники предупреждают­ся об установленной законом ответственности[15].

В целях усиления охраны важных объектов вводятся уста­новленные законом временные режимные ограничения или запрещения на движение транспорта и пешеходов.

Перечень важных объектов, подлежащих усиленной охране при возникновении массовых беспорядков, заблаговременно составляется органом внутренних дел.

Режимные ограничения включают воспрепятствование:

— сосредоточению граждан на подступах к району прове­дения операции путем оцепления (блокирования) участков местности;

— проникновению граждан и проезду транспортных средств в район массовых беспорядков путем ограничения или запрещения движения транспорта и пешеходов, недопущения граждан на отдельные участки местности, объекты;

— перемещению толпы, активных участников беспоряд­ков между районами, населенными пунктами.

Если предупредительные меры не дали положительных ре­зультатов, и организаторам удалось спровоцировать толпу на массовые беспорядки, руководитель операции принимает ре­шение на проведение силовых действий.

Если вышеперечисленные действия не привели к остановке толпы, ее рассредоточению, руководитель операции принимает меры к контактному воздействию на толпу. В этих целях необ­ходимо использовать дополнительные транспортные средства для перекрытия направлений движения, резерв для закрытия образовавшихся разрывов в цепочках оцепления, для психи­ческого воздействия – специальные средства, создающие звуковой эффект, а также другие специальные средства (РП) в отношении групп лиц, оказывающих сопротивление, предва­рительно предупредив их об этом. При применении правонару­шителями огнестрельного оружия необходимо организовать за­щиту личного состава от поражения; в крайних, не терпящих отлагательств случаях, когда исчерпаны все другие возможнос­ти, организовать поражение лиц, применяющих оружие, при­цельным огнем снайперов. В ходе и по окончании операции организовать оказание медицинской помощи раненым, эвакуа­цию раненных и убитых в медицинские учреждения.

По окончании операции оперативный штаб обязан:

— создать условия для объективного расследования в воз­можно короткие сроки преступлений, связанных с массовыми беспорядками;

— разработать и организовать выполнение предупредитель­но-профилактических мероприятий для недопущения повто­рения массовых беспорядков;

— обеспечить ликвидацию последствий массовых беспорядков;

— проанализировать опыт действий органов внутренних дел, внутренних войск и учебных заведений МВД России по пре­дупреждению и пресечению массовых беспорядков.

Анализ действий органов внутренних дел в условиях груп­повых нарушений общественного порядка и массовых беспо­рядков показывает, что в этой деятельности органов внутрен­них дел имеются серьезные недостатки, которые сводятся к следующему:

— силы органов внутренних дел не всегда оказываются под­готовленными к действиям в рассматриваемых условиях, опо­вещение и сбор личного состава по тревоге зачастую прово­дится медленно. Это в результате приводит к массовым беспо­рядкам на значительной территории и сопровождается тяже­лыми последствиями;

— служебные наряды и дежурные по органам внутренних дел не всегда объективно оценивают возникающие ситуации, вовремя не информируют о них старших начальников, т. е. упускают время для принятия энергичных мер по пресечению беспорядков в начальный период;

— информация о возникновении и развитии беспорядков от нарядов и дежурных частей поступает в МВД, УМВД несвое­временно и нерегулярно;

— отсутствует должное взаимодействие между милици­ей, государственной противопожарной службой и подразделе­ниями войск МВД, бывает не отработана система связи и ин­формации, не установлен порядок использования сил общест­венности.

Некоторые руководители УМВД городов, областей при полу­чении сообщений о групповых нарушениях общественного по­рядка проявляют растерянность, пассивность, силы служеб­ных нарядов вводят нерешительно, мелкими группами (под­разделениями), которые рассеиваются толпой.

В управлении нарядами нарушалась связь, в силу чего они бездействовали в ожидании указаний. Технические и специ­альные средства в этих условиях применялись не всегда такти­чески грамотно или вовсе не использовались. Все это приводи­ло к серьезным негативным последствиям.

Поэтому планы мероприятий по предупреждению и пре­сечению групповых нарушений общественного порядка и мас­совых беспорядков должны составляться с учетом всех недо­статков, имевших место ранее, а также с использованием по­ложительного опыта действий служебных нарядов органов внут­ренних дел в экстремальных условиях.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://mylektsii.ru/6-172144.html

Понятие групповых нарушений общественного порядка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here